ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы применения грамматических средств выражения экспрессивности в рекламе в англоязычных женских журналах 6
1.1 История и особенности женской прессы 6
1.2 Экспрессия в рекламном тексте 10
1.3 Проблема грамматических средств экспрессивности в текстах
рекламного характера 15
1.3.1 Проблема синтаксических средств экспрессивности в текстах
рекламного характера 15
1.3.2 Проблема морфологических средств экспрессивности в текстах
рекламного характера 20
ГЛАВА II. Практическое исследование грамматических средств экспрессивности в рекламных текстах в англоязычных женских журналах 28
2.1 Анализ синтаксических средств экспрессивности 28
2.2 Анализ морфологических средств экспрессивности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема такого языкового явления, как экспрессивность всегда оставалась актуальной темой исследования для лингвистов. Это объясняется тем, что она напрямую связана с отношением говорящего к предмету речи. Однако данный вопрос не может быть исчерпан уже существующими исследовательскими работами и требует дальнейшего рассмотрения в силу того, что само понятие экспрессивности представляет собой многогранное явление.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, благодаря своей способности формировать определенный стиль потребления общества посредством ярких образов и необычных концептов, реклама в женских «глянцевых» журналах сегодня является неотъемлемым элементом культуры, что делает ее особо притягательной для изучения в рамках большого числа наук, в том числе лингвистики. Однако, как показывают различные исследования, она не всегда является высокоэффективным инструментом в борьбе за потребителя, поэтому особый интерес в современной лингвистике представляют способы повышения эффективности рекламы за счет использования определенных языковых средств, которые позволяют сделать сообщение более броским и привлекающим внимание.
В качестве цели исследования выступает выявление эффективных грамматических средств достижения экспрессивности в англоязычных рекламных текстах в женских журналах.
Объектом исследования является англоязычная печатная реклама в изданиях женской тематики, опубликованных в период с декабря 2016-го года по апрель 2017-го года: Essentials, Redbook, InStyle, Perfect Wedding, Prima, Vogue, Women's Health, Wellness, Health, Elle, Allure.
Предметом данного исследования являются грамматические средства достижения экспрессивной окраски англоязычных текстов рекламного характера в женских журналах.
Для выполнения вышеуказанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. анализ истории развития и особенностей женской прессы;
2. анализ существующих классификаций средств выразительности;
3. анализ рекламных текстов, взятых из англоязычных журналов женской тематики;
4. выявление эффективных синтаксических средств экспрессивности в печатной рекламе в женских журналах;
5. выявление эффективных морфологических средств экспрессивности в печатной рекламе в женских журналах.
Новизна исследования заключается в проведении анализа синтаксических и морфологических способов придания экспрессивной окраски англоязычным рекламным текстам, напечатанным на страницах женских изданий.
Методами исследования выступили: анализ научной и теоретической литературы, систематизация и сравнение результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных исследователей: С. В. Мощева, С.Г. Муравьева, И.Л. Ильичева, Т.Г. Добросклонская, С.Л. Кушнерук, И.В. Арнольд, Д.Э. Розенталь, Дж. Лича, А. Г оддард и др.
Теоретическая значимость данной работы заключена в анализе подходов различных исследователей к проблеме грамматических средств выражении экспрессивности на морфологическом и синтаксическом уровнях в рекламных текстах.
Практические результаты исследования могут быть использованы в проектной, научно-исследовательской работе в области лингвистики (по дисциплинам «Стилистика английского языка» и «Грамматика английского языка»).
Структура. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
В введении определены тема и предмет исследования, поставлены цели и задачи, представлена новизна, обозначены методы и теоретические основы исследования.
В первой главе обобщается информация об истории развития англоязычной женской прессы, ее особенностях и описывается проявление экспрессивности в рекламе.
Во второй главе проведен анализ 150 рекламных текстов, взятых из электронных версий англоязычных изданий женской тематики, на предмет выявления синтаксических и морфологических средств достижения экспрессивности.
В заключении сформулированы основные выводы исследования.
Данная работа прошла апробацию на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ, 13 апреля 2017-го года, секция «Дискурс как объект лингвистических исследований». Тема доклада: «Грамматические средства выражения экспрессивности в рекламных текстах на основе англоязычных женских журналов».
Проведенный анализ теоретической и литературы, а также практическое исследование позволили нам сделать следующий вывод: экспрессия - неотъемлемый элемент каждого рекламного текста (особенно того, который ориентирован на женскую аудиторию), если последний предназначен для осуществления удачной коммуникации с адресатом и побуждения его к выполнению главной задачи, которая стоит перед рекламодателем, - приобретение рекламируемого товара или услуги. Причем, это не зависит от языка, на котором рекламный текст выполнен.
В рамках настоящей работы нами были рассмотрены именно грамматические средства создания экспрессивной окраски. Согласно классификации, предложенной И. В. Арнольд, они были разделены на две группы: синтаксические и морфологические средства достижения
экспрессивности. Все они были рассмотрены в отдельных параграфах первой главы, где приводилось не только их описание, взгляды различных исследователей на них, но и примеры их употребления. Таким образом, нами были рассмотрены следующие синтаксические средства достижения экспрессивности: вопросительные предложения, восклицательные
предложения, односоставные конструкции, номинативные предложения, параллелизм, парцелляция, инверсия.
Что касается морфологических средств создания экспрессивной окраски, нами были проанализированы следующие: прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, личные и притяжательные местоимения, глагол в повелительном наклонении, наречия, определенный и неопределенный артикль.
Вторая глава посвящена исследованию, в процессе которого нами было рассмотрено 150 рекламных текстов, напечатанных на страницах известных американских и британских женских журналов, опубликованных в период с декабря 2016-го года по апрель 2017-го года. Было выявлено и проанализировано 580 случаев употребления различных грамматических средств, а результаты были выведены в процентное соотношение и отображены в таблице (См. Приложение 1).
На основе данных результатов мы сделали вывод, что авторы рекламных текстов чаще используют морфологические, нежели синтаксические средства достижения экспрессивной окраски, причем самыми часто употребляемыми являются прилагательные в положительной степени. Кроме того, среди морфологических средств достижения экспрессивной окраски также лидируют глагол в повелительном наклонении и местоимения (личные и
притяжательные). Намного реже авторы прибегают к таким приемам, как использование неопределенных артиклей.
Среди синтаксических средств авторы чаще используют нарушенный порядок слов, или инверсию, а также номинативные предложения. При этом параллелизм в рекламных текстах встречается достаточно редко.
Таким образом, задачи, поставленные перед нами, решены в полном объеме, цель нашего исследования достигнута.
1. Азибекова Н.С. Женская пресса: типология, становление, развитие / Н.С. Азибекова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 1. - С. 13-15.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. - М.: Издательский дом «Просвещение», 1981. - 234 с.
3. Арямова Ю.С. Императив в тексте печатной рекламы / Ю.С. Арямова
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/15_APSN_2011/Philologia/7_85393.doc.htm, дата обращения 10.02.17.
4. Беловольская Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения / Л.А. Беловольская. - Таганрог, 2001. - 248 c.
5. Бойчук Е. И. Грамматический аспект ритмизации: анафора, эпифора симплока / Е.И. Бойчук // Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. - 2017. - С. 1-11.
6. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. - М.: Издательский дом «Логос», 2003 - 280 с.
7. Ванников Ю.В. Синтаксические особенности русской речи (явление парцелляции) / Ю.В. Ванников. М.: Издательский дом «Либроком», 1969 - 240 с.
8. Губенко Н.В. Экспрессивность средств выражения утверждения и отрицания в языке подлинника и переводов романов Э.М. Ремарка: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Н.В. Губенко. - Краснодар,
2006. - 10 с.
9. Еременко А.А. Грамматические особенности рекламных текстов (на материале коммерч. пресс-рекламы Испании): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / А.А. Еременко. - Москва, 2000 - 207 с.
10. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская М., 2008 - 192 с.
11. Земская Е.А. Московская школа функциональной социолингвистики. Итоги и перспективы исследований / Е.И. Земская, Л.П. Крысин. - Москва, 1998. - 214 с.
12. Иванова Т.В. Особенности синтаксических конструкций в рекламном медиатексте / Т.В. Иванова // Современные тенденции развития науки и технологий. - Белгород, 2015. - № 8. - С. 46-49.
13. Игуминова А.М. Лексико-морфлогические средства гиперболизации в рекламных текстах англоязычных «женских глянцевых» журналов / А.М. Игуминова // Филология. Искусствоведение. - Челябинск, 2012. - № 2. - С. 40-43.
14. Ильичева И.Л. Специфика звуковой организации рекламного текста / И.Л. Ильичева // Младший школьник: журнал для занятий с детьми. - Москва,
2007. - № 6. - С. 32-35.
15. Каражаев Ю.Д. Возникновение и становление языковой экспрессивности: Проблемы экспрессивной стилистики / Ю.Д. Каражаев. - Р-на-Д: РГПИ, 1992. - С. 14-18.
16. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста / Н.И. Клушина. - Москва: Издательский дом «МедиаМир», 2008. - 242 с.
17. Кобрина . . Грамматика английского языка: Морфология. Синтаксис / Н.А.Кобрина. - СПб.: Издательский дом «Союз», 2006. - 496 с.
18. Ковтунова И.И. Порядок слов и актуальное членение предложения / И.И. Ковтунова. М.: УРСС, 2002. - 240 с.
19. Корольков В.И. К теории фигур. / В.И. Корольков // Научные труды Московского педагогического института иностранных языков им. М. Тореза. - Москва, 1974. - № 1. - С. 180-188.
20. Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы / Н.Н. Кохтев. М.: Издательство МГУ, 1991. - 223 с.
21. Кромптон А.Р. Мастерская рекламного текста / А.Р. Кромптон. М.: Издательский дом «Довгань», 1998. - 243 с.
22. Ксезенко О.А. Прагматические особенности рекламных текстов / О.А. Ксезенко. М.: Издательский дом «Просвещение», 2003. - 408 с.
23. Кушнерук С.Л. Личные местоимения как языковые маркеры пересечения текстовых миров в рекламе / С.Л. Кушнерук. Иваново, 2004. - 260 с.
24. Линтвар О.Н. К вопросу о классификациях выразительных средств языка и стилистических приемов / О.Н. Линтвар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12. - С. 129-131.
25. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Маслова. - М.: Высшая школа, 1997. - 156 с.
26. Мощева С.В. Способы достижения экспрессивности в рекламном тексте: языковые и неязыковые выразительные средства / С.В. Мощева. - Иваново,
2008. - 110 с.
27. Муравьева С.Г. Язык рекламы как зарождающийся пласт современного русского языка: история и современность / С.Г. Муравьева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - Волгоград, 2003. - № 6. - С. 131-135.
28. Окаева А.Б. Тематические группы лексики в англоязычном рекламном тексте / А.Б. Окаева // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета. - 2006. - № 5. - С 70-72.
29. Парамонова М.Г. Роль артикля и его эмоционально-выделительная функция в дискурсе рекламы (на материале английского и немецкого языков) / М.Г. Парамонова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - Адыгея, 2016. - № 3. - С. 68-71.
30. Реутова Е.М. Языковые особенности российских женских журналов / Е.М. Реутова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pglu.ru/editions/young_science, дата обращения 10.02.17.
31. Скребнев Ю.М. Тропы и фигуры как объект классификации / Ю.М. Скребнев // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов - на - Дону, 1987. - С. 61-64.
32. Смирницкий А.И Синтаксис английского языка / А.И. Смирницкий. - М.: Издательство «Литература на иностранных языках», 1957. - 284 с.
33. Allure US February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.allure.com, дата обращения 22.02.17.
34. Allure US March 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.allure.com, дата обращения 22.02.17.
35. CosBeauty AU January 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cosmo.com, дата обращения 22.02.17.
36. Cosmopolitan US May 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cosmo.com, дата обращения 22.02.17.
37. Elle Canada March 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.elle.com , дата обращения
38. Elle UK March 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.elle.com, дата обращения 22.02.17.
39. Elle US March 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.elle.com, дата обращения 22.02.17.
40. Essentials ZA February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.essentials.com, дата обращения 22.02.17.
41. Galperin, I.R. Stylistics / I.R. Galperin. - M.: Higher School Publishing house, 1971. - 334 р.
42. Goddard A. The language of Advertising / A. Goddard. - NY: Routledge, 1998. - 135 p.
43. Health US March 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.health.com/, дата обращения 22.02.17.
44. InStyle US February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.instyle.com, дата обращения 22.02.17.
45. Marie Claire UK February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.marieclaire.com, дата обращения 22.02.17.
46. Marie Claire US March 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.marieclaire.com, дата обращения 22.02.17.
47. Perfect Wedding UK January 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.perfectweddingmagazine.com, дата обращения 22.02.17.
48. Prima UK January 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prima.co.uk, дата обращения 22.02.17.
49. Psychologies UK April 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.psychologiemagazine.com, дата обращения 22.02.17.
50. Redbook US February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.redbookmag.com, дата обращения 22.02.17.
51. Tatler UK February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tatler.com, дата обращения 22.02.17.
52. Vogue US February 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vogue.com, дата обращения 22.02.17.
53. Women's Health AU December 2016 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.womenshealthmag.com, дата обращения 22.02.17.
54. Women's Health AU January 2017 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.womenshealthmag.com, дата обращения 22.02.17.