Школьная реформа Екатерины II
|
Введение 3
Г лава 1. Предпосылки изменения системы образования в период правления
Екатерины II 17
1.1. Состояние системы образования в Российской империи в середине
XVIII века 17
1.2. Формирование подходов к реформированию системы образования в
первой половине царствования Екатерины II 24
Глава 2. Подготовка школьной реформы в России в 1782-1786 гг 37
2.1. Деятельность Комиссии об учреждении народных училищ 37
2.2. «Устав народным училищам» 1786 года 44
Глава 3. Реализация школьной реформы в России в 1786-1796 гг 51
3.1. Открытие народных училищ в российских губерниях 51
3.2. Результаты образовательной реформы Екатерины II 57
Заключение 64
Список сокращений 68
Список источников и литературы 69
Приложения
Г лава 1. Предпосылки изменения системы образования в период правления
Екатерины II 17
1.1. Состояние системы образования в Российской империи в середине
XVIII века 17
1.2. Формирование подходов к реформированию системы образования в
первой половине царствования Екатерины II 24
Глава 2. Подготовка школьной реформы в России в 1782-1786 гг 37
2.1. Деятельность Комиссии об учреждении народных училищ 37
2.2. «Устав народным училищам» 1786 года 44
Глава 3. Реализация школьной реформы в России в 1786-1796 гг 51
3.1. Открытие народных училищ в российских губерниях 51
3.2. Результаты образовательной реформы Екатерины II 57
Заключение 64
Список сокращений 68
Список источников и литературы 69
Приложения
Актуальность исследования. Царствование Екатерины II, как и петровская эпоха, было связано с формированием принципиально новых подходов к системе просвещения. Школьная политика екатерининского правительства во второй половине XVIII века - явление достаточно сложное и противоречивое. Но именно на этот период приходятся активные поиски путей реформирования образования в стране и первые попытки охватить провинциальную Россию общеобразовательной, общедоступной, бессословной школой.
Российская империя долгое время не знала единой унифицированной государственной системы начального и среднего образования. Придя к власти в 1762 году, Екатерина II стремилась в кратчайшие сроки усовершенствовать народное образование.
В этот период в стране отсутствовала система общеобразовательной школы. Учебные заведения должны были подчиняться различным ведомствам, были разобщены в организационном и методическом плане.
Реформирование системы образования включало в себя несколько этапов. К первому этапу можно отнести 60-70-е годы XVIII века. В эти годы правительство ограничилось лишь учреждением профессиональных училищ и закрытых сословных учреждений. Государство нуждалось в новой целенаправленной политике в области образования. Проблему народного просвещения пыталась решить Частная комиссия об училищах и призрения требующих, выделенная в 1768 г. Большой законодательной комиссией. Комиссия должна была выработать план народного образования, разработать закон о школьном образовании и проекты, которые предусматривали бы также создание низших училищ в деревнях, городах, а также училища для иноверцев.
Хотя эти проекты и не были осуществлены, они вызвали неоспоримый интерес правительства к вопросу организации массовой школы.
Екатерина II и ее правительство находились в длительном поиске выбора модели образования для Российской империи. Поиски были долгими, затратными и школьную систему удалось создать только в 80-е гг. XVIII в. Восприятие западных реформ школьного образования, а именно, знакомство с австрийской и прусской системой привели к созданию в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», которая в 1786 г. разработала Устав народным училищам, вводивший в Российской империи всесословную общеобразовательную школу.
Вторая половина XVIII столетия - это период становления и формирования государственной системы средних и начальных учебных заведений государства. Именно тогда происходит процесс институционализации системы школьного образования , которая способствовала развитию системы образовательных учреждений с единой методикой и четкой организацией учебного процесса, основанного на классно-урочной системе . Исследование исторического происхождения подобных организационных аспектов образовательного процесса в наши дни помогает лучше понять их функции и сформировать подходы к реформированию современной образовательной системы уже в соответствии с требованиями современности.
Хронологические рамки исследования. Настоящее исследование охватывает временной период с 1782 по 1796 год. Нижняя граница связана с проблемой поиска образовательной модели для Российской империи и обусловлена такими событиями как знакомство императрицы с австрийской моделью в Габсбургской империи в 1780 году и обещание Иосифа II прислать в помощь Екатерине Ф.И. Янковича де Мириево. С этого времени правительство в течение двух лет рассматривает идеи и проекты, что впоследствие привело к созданию комиссии об учреждении в России народных училищ. Верхняя граница определяется реализацией школьной реформы на местах в 1780-1790-е гг. Хотя фактически, школьная реформа проводилась после принятия Устава 1786 г., подготовка к ней была начата в самом начале царствования. Именно поэтому изучение проблемы обратило наше внимание и на более ранний период (60-70-е годы), поскольку в это время велись правительственные поиски, были осуществлены подходы в области создания концепции образовательной школы в России.
Территориальные рамки исследования охватывают практически всю Российскую империю. (См. Приложение 4). Изучение развития образовательной политики на всей территории Российской империи обусловливается необходимостью сравнительного анализа результатов реализации школьной реформы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование базируется на принципах научности, историзма и объективности. Методологическую основу исследования составили системный, историкосравнительный, историко-генетический методы.
Системный метод делает возможным не только открыть некоторые элементы образовательной системы в качестве неотъемлемой составляющей системы общественной, но и проанализировать принципы работы и закономерности их взаимодействия.
Историко-сравнительный метод позволил провести сравнительную характеристику учебных заведений в российских губерниях во время путешествий Екатерины по стране, а также помог выявить особенности их функционирования, их преимущества и недостатки.
Историко-генетический метод дал возможность проследить эволюцию правительственной концепции в рамках политики в области образования второй половины XVIII столетия.
Сочетание данных методов позволяет приблизиться к воспроизведению истории объекта, охарактеризовать исторические события и личности, избегая эмпиризма и описательности.
Объектом исследования является образовательная реформа Екатерины II.
Предметом исследования является проведение школьной реформы в Российской империи в 1786-1796 гг.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании подготовки и реализации школьной реформы Екатерины II. Цель исследования предопределила решение следующих задач:
• изучить предпосылки реформирования системы образования в период правления Екатерины II;
• исследовать процесс подготовки реформы и провести сравнительный анализ предлагаемых проектов;
• провести анализ Устава о народных училищах;
• рассмотреть реализацию школьной реформы и оценить ее продуктивность;
• определить влияние реформы на социокультурное развитие Российской империи.
Степень изученности проблемы. Изучение становления и развития системы школьного образования в Российской империи в эпоху Екатерины II имеет давнюю историографическую традицию.
Исследуя проблему народного образования, мы обращаемся к различным пластам историографии. Можно выделить несколько пластов научных работ: общие работы; педагогические; проекты 60-70-х годов; пласт работ, изучающий 80-е годы - подготовку и реализацию школьной реформы.
Прежде всего, подходы к изучению эпохи правления Екатерины II и ее реформаторские устремления рассматривались в общих трудах дореволюционных историков. В свих исследованиях ученые в большей степени интересовались государственной образовательной политикой, раскрывая существенные тенденции ее формирования. Следует выделить работы В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова, С.А. Князькова и Н.И. Сербова, С.И. Миропольского, биографические исследования А.Г. Брикнера, Г. Кауса, И. де Мадариага, труд Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского, а также работу П.Н. Милюкова, где образование рассматривается в более широком культурном контексте.
В работе «Очерк истории народного образования в России до эпохи Александра II» авторов С.А. Князькова и Н.И. Сербова содержится раздел, посвященный состоянию образования во второй половине XVIII в., авторы дают его систематизацию и пытаются выяснить, что приводило к изменениям политики и недостаткам в проведении школьной реформы.
Следует отметить большой труд авторского тандема Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского «Народное образование в России». Исследователи познакомили в своей работе научную общественность с широкими и профессионально обработанными статистическими данными о развитии школьного образования в России в конце XVIII - начале XX в. В работе П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» выделяется глава, посвященная процессу становления и развития начального народного образования. П.Н. Милюков называет образовательную политику императрицы принципиально новым периодом, когда на смену сословной школе с ее узкопрофессиональной направленностью постепенно приходит общеобразовательная и бессословная школа, в большей степени отвечавшая потребностям общества и государства в образованных людях.
Большую ценность представляют работы советских историков Н.А. Константинова и В.Я. Струминского и коллективная многотомная монография под редакцией М.Ф. Шабаева. Важно отметить то, что советская историография большее значение придавала интеллектуальному и культурному перевороту, который совершил Петр I и недооценивала реформы Екатерины II, критикуя их классовую направленность на удовлетворение интересов дворянства.
В 1980-х гг. в отечественной исторической науке активизируется внимание к изучению периода правления Екатерины II, к ее личности и реформаторским устремлениям. Появляются работы, посвященные различным аспектам деятельности императрицы. Более взвешенные, по сравнению с предыдущим периодом, оценки ее деятельности анализируются в общих исследованиях по истории России.
Особую роль в разработке проблемы сыграли исследователи, изучающие педагогические воззрения Екатерины II. В частности, можно отметить обобщающие работы и более специализированные исследования В.В.
Пономаревой, Г. Романовой, И.А. Соловкова , а также более поздние - В.И. Блинова, В.Н. Липника, В.А. Лубашова, В.А. Петригиной В.
М.И. Демков в «Истории русской педагогии» рассматривает историю учебных заведений, образовательные проекты, педагогические взгляды Екатерины и государственных деятелей ХУШ в. Автор положительно отзывается о заимствовании австрийского опыта для создания системы народного образования, подчеркивая при этом роль Ф.И. Янковича.
Следует отметить, что все перечисленные выше работы продолжают дореволюционную традицию, в рамках которой роль Екатерины в развитии системы народного просвещения оценивалась позитивно. В подтверждение этому можно привести цитату из книги советской писательницы и историка Н.М. Соротокиной: «Детей надо хорошо и правильно учить, учить добру и всему «хорошему прочему», даже если миф о создании идеального человека развенчан. Идеальным может быть только робот. И Екатерина II учила, как умела, за что ей честь и хвала».
Несмотря на то, что мы изучаем 80-е годы XVIII в., мы также обращаем свое внимание и на более ранние годы. В изучении образования в 60-70 гг. нам помогли работы, которые содержат сведения о проектах правительства. К таким работам можно отнести исследование С.В. Рождественского, работу Т.Б. Земляной и О.Н. Павлычевой , а также труд М.И. Демкова.
Бецкому, как государственному деятелю и его роли в реформировании образования были посвящены работы дореволюционных исследователей П.М. Майкова и А.С. Лаппо-Данилевского и современные статьи В.В. Горохова, А.Н. Ерошкиной.
Изучая образовательную политику Екатерины II, мы также обращаемся к историографии, которая посвящена подготовке и реализации школьной реформы в 80-е годы XVIII века.
Значение екатерининской реформы народного образования, ее большое влияние на социальное развитие страны исследуется в работах А.М. Болговой и А.В. Калачева , в большой коллективной работе под редакцией А.В. Габова.
Школьная реформа Екатерины II часто рассматривалась в контексте развития системы образования в целом, или же отдельных ее сегментов. Так, Г.И. Смагина исследовала проекты преобразования системы просвещения, подготовленные членами Академии наук, проблемы становления начальной и средней школы рассматривались в написанных до революции работах A.A. Кизеветтера, С. А. Григорьева, Г.К. Шмида . Эти известные ученые уделили самое пристальное внимание не только самой системе функционирования учебных заведений, но и анализу подготовки будущих преподавателей, учебных и учебно-методических материалов, используемых в этих учреждениях.
Среди современных работ, посвященных подготовке и реализации школьной реформы, можно отметить монографические исследования Ю.Г. Татура, В.И. Жукова, а также диссертацию Е.П. Титкова.
Ряд научных работ, в том числе, диссертационных исследований, посвящен изучению реализации реформы в регионах. Они опираются на материалы местных архивов и дают ценную информацию о практической стороне реформы.
Обзор источников.
Источниковая база исследования включает в себя комплекс различных документов и материалов. Эти источники можно разделить на несколько групп: актово-законодательный материал; правительственные проекты реформ; делопроизводственные материалы; документы личного происхождения; публицистика.
Первую группу источников, которая является наиболее обширной, составили законодательные акты и другие распорядительные документы, опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» . Источники данной группы содержатся также в сборниках документов, издававшихся в XVIII - начале XX веков. Среди них следует назвать сборники документов по истории реформ в сфере образования России XVIII-XIX веков, изданные C.B. Рождественским в 1910 году, «Сборник материалов для истории просвещения в России» . Среди законодательных актов особый интерес представляет «Устав народным училищам» 1786 г.
Согласно «Уставу», в стране создавались народные училища, в которых имели право проходить полное обучение представители всех российских сословий по учебникам и программам единого образца. Устав стал первым документом в сфере образования, в котором устанавливались требования к учителям, к применению учебных пособий, методам преподавания, количеству часов, отводимых на учебные предметы в неделю, разделению предметов по классам.
К первой группе источников также следует отнести «Наказ» Уложенной комиссии и «Учреждения для управления губерний» 1775 г., которые, с одной стороны, свидетельствуют о правительственном курсе в решении проблем сферы образования, с другой - показывают определенные изменения во взглядах императрицы на организацию процесса обучения и воспитания в стране.
Также необходим анализ документов распорядительного характера, регламентировавших процесс подготовки реформы. Среди принятых до 1786 г. исторически важных документов следует назвать ряд указов: «Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ», «О заведении в Санкт- Петербурге главного народного училища», «Об избрании и отправлении в Санкт-Петербург из разных семинарий учеников для преподавания учения в народных училищах», «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», «Правила для учащихся в народных училищах», «Правила учащемуся, написанные императрицею Екатериною II», «Предположение об открытии главных народных училищ в 16 губерниях»
Вторую группу источников составляют проекты реформ, которые были разработаны по поручению Екатерины II. Эти документы позволяют судить о взглядах государственных и общественных деятелей на развитие народного образования в стране. Рассматриваемые проекты и планы включены в сборник документов по истории учебных реформ в Российской империи, опубликованный С.В. Рождественским . В сборнике упоминается о плане академика Ф.Г. Дильтея об учреждении в России училищ; проект создания государственных училищ; подготовленный специальной комиссией об училищах и призрения требующих для соответствующего раздела нового свода законов Уложенной комиссии. Все названные источники относятся к 60 - началу 70-х гг. XVIII в. В то же время эти проекты представляют собой попытку их авторов приспособить предлагавшиеся для создания школьные системы под конкретные общественно-политические и экономические условия развития общества и государства.
К сборнику документов С.В. Рождественского примыкают работы государственных деятелей Екатерины, в частности И.И. Бецкого и А.В. Храповицкого, и к другим реформаторским проектам. Данный вид источников представляет особый интерес для историков, так как в этих проектах осуществлялись подходы к формированию концепции образовательной реформы, формирующиеся в 60-70-е гг. XVIII века.
К следующей группе источников относятся делопроизводственные материалы, которые также имеют большое значение для исторических исследований. Особо значимыми среди названной группы материалов оказались официальные журналы, изданные в форме камер-фурьерских журналов . Они были составлены во время путешествий Екатерины по стране в 60-80-е гг. Анализируя текст журналов, можно сделать вывод о том, что именно императорские поездки оказали большое влияние на образовательную политику Екатерины II.
К данной группе также можно отнести исторические записки об образовательных учреждениях и полугодовые и годовые ведомости, относящиеся ко второй половине XVIII века. С помощью данных записок правительство могло осуществлять всеобъемлющий контроль за деятельностью местных властей. Что касается ведомостей, то они должны были составляться директором народных училищ. Изучая текст ведомостей, мы можем установить время, когда были открыты училища, численность учителей и учащихся, их социальный состав, учебные дисциплины, пол и возраст учеников, поведение и результаты экзаменов.
Не менее важным документом являются материалы Уложенной комиссии, которые были изданы в Сборнике Русского исторического общества.
Материалы включают в себя протоколы заседаний и доклады Комиссии об открытии училищ; рапорты Комиссии и отчеты ревизоров о состоянии и осмотре народных училищ и частных школ; устав и штат учительской семинарии, распоряжения о присылке учеников и назначении профессоров;
списки подготовленных комиссией учителей. Эти данные позволяют нам изучить основные направления деятельности Комиссии.
Также к видам делопроизводственной документации относят официальную переписку, в частности, следует упомянуть о переписке директора Казанской гимназии Ю. фон Каница с канцелярией Московского университета, а также с Казанской губернской канцелярией о положении Казанской гимназии. Из переписки мы можем узнать различные сведения о состоянии гимназии, а также дать характеристику стилю данной переписки.
Четвертый вид источников составляют документы личного происхождения. Среди них следует назвать мемуары А.Т. Болотова, который писал о низком культурном и образовательном уровне дворянства, воспоминания Ф.П. Лубяновского, записки С.А. Глинки, а также письма императрицы, адресованные барону Мельхиору Гримму . Хотя документы личного происхождения и носят субъективный характер, они все же позволяют реконструировать посещения императрицей учебных заведений в ходе ее поездок по стране и выявить недостатки данных учреждений.
Отдельную группу источников представляет публицистическая литература, в которой нашли отражения мнения и взгляды современников на подготовку и результаты школьной реформы. В частности, были использованы сочинения Е.Р. Дашковой, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева , М.М. Щербатова . Анализ источников данной группы дает возможность представить, какие идейные положения и взгляды, подходы господствовали в российском обществе в вопросах оценки современного состояния и проектирования будущего отечественного образования, а также позволяет точнее определить значение преобразований для российского общества, соответствие реформы его потребностям.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней выявлены предпосылки реформирования и развития школьного образования в России в период царствования Екатерины II; рассмотрен кадровый и социальный состав народных училищ в отдельных губерниях; оценен характер взаимодействия общественности и правительства в вопросах развития образования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего, более детального изучения проблемы. Материалы и выводы исследования можно использовать в учебно-методической работе, связанной с подготовкой историков, в процессе преподавания истории в средней школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и литературы, приложений. Каждая глава подразделяется на два параграфа. В первой главе рассмотрены предпосылки изменения системы образования в период правления Екатерины II. Вторая глава посвящена подготовке школьной реформы в России в 1782-1786 гг. Третья глава характеризует важнейший аспект деятельности правительства - реализацию школьной реформы в 1780-1790-е гг. При выборе очередности глав я руководствовалась хронологическим принципом разработки школьной реформы, так как в своей работе я проследила этапы, начиная от предпосылок и подготовки реформы и заканчивая полным реформированием образования в Российской империи.
Российская империя долгое время не знала единой унифицированной государственной системы начального и среднего образования. Придя к власти в 1762 году, Екатерина II стремилась в кратчайшие сроки усовершенствовать народное образование.
В этот период в стране отсутствовала система общеобразовательной школы. Учебные заведения должны были подчиняться различным ведомствам, были разобщены в организационном и методическом плане.
Реформирование системы образования включало в себя несколько этапов. К первому этапу можно отнести 60-70-е годы XVIII века. В эти годы правительство ограничилось лишь учреждением профессиональных училищ и закрытых сословных учреждений. Государство нуждалось в новой целенаправленной политике в области образования. Проблему народного просвещения пыталась решить Частная комиссия об училищах и призрения требующих, выделенная в 1768 г. Большой законодательной комиссией. Комиссия должна была выработать план народного образования, разработать закон о школьном образовании и проекты, которые предусматривали бы также создание низших училищ в деревнях, городах, а также училища для иноверцев.
Хотя эти проекты и не были осуществлены, они вызвали неоспоримый интерес правительства к вопросу организации массовой школы.
Екатерина II и ее правительство находились в длительном поиске выбора модели образования для Российской империи. Поиски были долгими, затратными и школьную систему удалось создать только в 80-е гг. XVIII в. Восприятие западных реформ школьного образования, а именно, знакомство с австрийской и прусской системой привели к созданию в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», которая в 1786 г. разработала Устав народным училищам, вводивший в Российской империи всесословную общеобразовательную школу.
Вторая половина XVIII столетия - это период становления и формирования государственной системы средних и начальных учебных заведений государства. Именно тогда происходит процесс институционализации системы школьного образования , которая способствовала развитию системы образовательных учреждений с единой методикой и четкой организацией учебного процесса, основанного на классно-урочной системе . Исследование исторического происхождения подобных организационных аспектов образовательного процесса в наши дни помогает лучше понять их функции и сформировать подходы к реформированию современной образовательной системы уже в соответствии с требованиями современности.
Хронологические рамки исследования. Настоящее исследование охватывает временной период с 1782 по 1796 год. Нижняя граница связана с проблемой поиска образовательной модели для Российской империи и обусловлена такими событиями как знакомство императрицы с австрийской моделью в Габсбургской империи в 1780 году и обещание Иосифа II прислать в помощь Екатерине Ф.И. Янковича де Мириево. С этого времени правительство в течение двух лет рассматривает идеи и проекты, что впоследствие привело к созданию комиссии об учреждении в России народных училищ. Верхняя граница определяется реализацией школьной реформы на местах в 1780-1790-е гг. Хотя фактически, школьная реформа проводилась после принятия Устава 1786 г., подготовка к ней была начата в самом начале царствования. Именно поэтому изучение проблемы обратило наше внимание и на более ранний период (60-70-е годы), поскольку в это время велись правительственные поиски, были осуществлены подходы в области создания концепции образовательной школы в России.
Территориальные рамки исследования охватывают практически всю Российскую империю. (См. Приложение 4). Изучение развития образовательной политики на всей территории Российской империи обусловливается необходимостью сравнительного анализа результатов реализации школьной реформы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование базируется на принципах научности, историзма и объективности. Методологическую основу исследования составили системный, историкосравнительный, историко-генетический методы.
Системный метод делает возможным не только открыть некоторые элементы образовательной системы в качестве неотъемлемой составляющей системы общественной, но и проанализировать принципы работы и закономерности их взаимодействия.
Историко-сравнительный метод позволил провести сравнительную характеристику учебных заведений в российских губерниях во время путешествий Екатерины по стране, а также помог выявить особенности их функционирования, их преимущества и недостатки.
Историко-генетический метод дал возможность проследить эволюцию правительственной концепции в рамках политики в области образования второй половины XVIII столетия.
Сочетание данных методов позволяет приблизиться к воспроизведению истории объекта, охарактеризовать исторические события и личности, избегая эмпиризма и описательности.
Объектом исследования является образовательная реформа Екатерины II.
Предметом исследования является проведение школьной реформы в Российской империи в 1786-1796 гг.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании подготовки и реализации школьной реформы Екатерины II. Цель исследования предопределила решение следующих задач:
• изучить предпосылки реформирования системы образования в период правления Екатерины II;
• исследовать процесс подготовки реформы и провести сравнительный анализ предлагаемых проектов;
• провести анализ Устава о народных училищах;
• рассмотреть реализацию школьной реформы и оценить ее продуктивность;
• определить влияние реформы на социокультурное развитие Российской империи.
Степень изученности проблемы. Изучение становления и развития системы школьного образования в Российской империи в эпоху Екатерины II имеет давнюю историографическую традицию.
Исследуя проблему народного образования, мы обращаемся к различным пластам историографии. Можно выделить несколько пластов научных работ: общие работы; педагогические; проекты 60-70-х годов; пласт работ, изучающий 80-е годы - подготовку и реализацию школьной реформы.
Прежде всего, подходы к изучению эпохи правления Екатерины II и ее реформаторские устремления рассматривались в общих трудах дореволюционных историков. В свих исследованиях ученые в большей степени интересовались государственной образовательной политикой, раскрывая существенные тенденции ее формирования. Следует выделить работы В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова, С.А. Князькова и Н.И. Сербова, С.И. Миропольского, биографические исследования А.Г. Брикнера, Г. Кауса, И. де Мадариага, труд Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского, а также работу П.Н. Милюкова, где образование рассматривается в более широком культурном контексте.
В работе «Очерк истории народного образования в России до эпохи Александра II» авторов С.А. Князькова и Н.И. Сербова содержится раздел, посвященный состоянию образования во второй половине XVIII в., авторы дают его систематизацию и пытаются выяснить, что приводило к изменениям политики и недостаткам в проведении школьной реформы.
Следует отметить большой труд авторского тандема Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского «Народное образование в России». Исследователи познакомили в своей работе научную общественность с широкими и профессионально обработанными статистическими данными о развитии школьного образования в России в конце XVIII - начале XX в. В работе П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» выделяется глава, посвященная процессу становления и развития начального народного образования. П.Н. Милюков называет образовательную политику императрицы принципиально новым периодом, когда на смену сословной школе с ее узкопрофессиональной направленностью постепенно приходит общеобразовательная и бессословная школа, в большей степени отвечавшая потребностям общества и государства в образованных людях.
Большую ценность представляют работы советских историков Н.А. Константинова и В.Я. Струминского и коллективная многотомная монография под редакцией М.Ф. Шабаева. Важно отметить то, что советская историография большее значение придавала интеллектуальному и культурному перевороту, который совершил Петр I и недооценивала реформы Екатерины II, критикуя их классовую направленность на удовлетворение интересов дворянства.
В 1980-х гг. в отечественной исторической науке активизируется внимание к изучению периода правления Екатерины II, к ее личности и реформаторским устремлениям. Появляются работы, посвященные различным аспектам деятельности императрицы. Более взвешенные, по сравнению с предыдущим периодом, оценки ее деятельности анализируются в общих исследованиях по истории России.
Особую роль в разработке проблемы сыграли исследователи, изучающие педагогические воззрения Екатерины II. В частности, можно отметить обобщающие работы и более специализированные исследования В.В.
Пономаревой, Г. Романовой, И.А. Соловкова , а также более поздние - В.И. Блинова, В.Н. Липника, В.А. Лубашова, В.А. Петригиной В.
М.И. Демков в «Истории русской педагогии» рассматривает историю учебных заведений, образовательные проекты, педагогические взгляды Екатерины и государственных деятелей ХУШ в. Автор положительно отзывается о заимствовании австрийского опыта для создания системы народного образования, подчеркивая при этом роль Ф.И. Янковича.
Следует отметить, что все перечисленные выше работы продолжают дореволюционную традицию, в рамках которой роль Екатерины в развитии системы народного просвещения оценивалась позитивно. В подтверждение этому можно привести цитату из книги советской писательницы и историка Н.М. Соротокиной: «Детей надо хорошо и правильно учить, учить добру и всему «хорошему прочему», даже если миф о создании идеального человека развенчан. Идеальным может быть только робот. И Екатерина II учила, как умела, за что ей честь и хвала».
Несмотря на то, что мы изучаем 80-е годы XVIII в., мы также обращаем свое внимание и на более ранние годы. В изучении образования в 60-70 гг. нам помогли работы, которые содержат сведения о проектах правительства. К таким работам можно отнести исследование С.В. Рождественского, работу Т.Б. Земляной и О.Н. Павлычевой , а также труд М.И. Демкова.
Бецкому, как государственному деятелю и его роли в реформировании образования были посвящены работы дореволюционных исследователей П.М. Майкова и А.С. Лаппо-Данилевского и современные статьи В.В. Горохова, А.Н. Ерошкиной.
Изучая образовательную политику Екатерины II, мы также обращаемся к историографии, которая посвящена подготовке и реализации школьной реформы в 80-е годы XVIII века.
Значение екатерининской реформы народного образования, ее большое влияние на социальное развитие страны исследуется в работах А.М. Болговой и А.В. Калачева , в большой коллективной работе под редакцией А.В. Габова.
Школьная реформа Екатерины II часто рассматривалась в контексте развития системы образования в целом, или же отдельных ее сегментов. Так, Г.И. Смагина исследовала проекты преобразования системы просвещения, подготовленные членами Академии наук, проблемы становления начальной и средней школы рассматривались в написанных до революции работах A.A. Кизеветтера, С. А. Григорьева, Г.К. Шмида . Эти известные ученые уделили самое пристальное внимание не только самой системе функционирования учебных заведений, но и анализу подготовки будущих преподавателей, учебных и учебно-методических материалов, используемых в этих учреждениях.
Среди современных работ, посвященных подготовке и реализации школьной реформы, можно отметить монографические исследования Ю.Г. Татура, В.И. Жукова, а также диссертацию Е.П. Титкова.
Ряд научных работ, в том числе, диссертационных исследований, посвящен изучению реализации реформы в регионах. Они опираются на материалы местных архивов и дают ценную информацию о практической стороне реформы.
Обзор источников.
Источниковая база исследования включает в себя комплекс различных документов и материалов. Эти источники можно разделить на несколько групп: актово-законодательный материал; правительственные проекты реформ; делопроизводственные материалы; документы личного происхождения; публицистика.
Первую группу источников, которая является наиболее обширной, составили законодательные акты и другие распорядительные документы, опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» . Источники данной группы содержатся также в сборниках документов, издававшихся в XVIII - начале XX веков. Среди них следует назвать сборники документов по истории реформ в сфере образования России XVIII-XIX веков, изданные C.B. Рождественским в 1910 году, «Сборник материалов для истории просвещения в России» . Среди законодательных актов особый интерес представляет «Устав народным училищам» 1786 г.
Согласно «Уставу», в стране создавались народные училища, в которых имели право проходить полное обучение представители всех российских сословий по учебникам и программам единого образца. Устав стал первым документом в сфере образования, в котором устанавливались требования к учителям, к применению учебных пособий, методам преподавания, количеству часов, отводимых на учебные предметы в неделю, разделению предметов по классам.
К первой группе источников также следует отнести «Наказ» Уложенной комиссии и «Учреждения для управления губерний» 1775 г., которые, с одной стороны, свидетельствуют о правительственном курсе в решении проблем сферы образования, с другой - показывают определенные изменения во взглядах императрицы на организацию процесса обучения и воспитания в стране.
Также необходим анализ документов распорядительного характера, регламентировавших процесс подготовки реформы. Среди принятых до 1786 г. исторически важных документов следует назвать ряд указов: «Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ», «О заведении в Санкт- Петербурге главного народного училища», «Об избрании и отправлении в Санкт-Петербург из разных семинарий учеников для преподавания учения в народных училищах», «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», «Правила для учащихся в народных училищах», «Правила учащемуся, написанные императрицею Екатериною II», «Предположение об открытии главных народных училищ в 16 губерниях»
Вторую группу источников составляют проекты реформ, которые были разработаны по поручению Екатерины II. Эти документы позволяют судить о взглядах государственных и общественных деятелей на развитие народного образования в стране. Рассматриваемые проекты и планы включены в сборник документов по истории учебных реформ в Российской империи, опубликованный С.В. Рождественским . В сборнике упоминается о плане академика Ф.Г. Дильтея об учреждении в России училищ; проект создания государственных училищ; подготовленный специальной комиссией об училищах и призрения требующих для соответствующего раздела нового свода законов Уложенной комиссии. Все названные источники относятся к 60 - началу 70-х гг. XVIII в. В то же время эти проекты представляют собой попытку их авторов приспособить предлагавшиеся для создания школьные системы под конкретные общественно-политические и экономические условия развития общества и государства.
К сборнику документов С.В. Рождественского примыкают работы государственных деятелей Екатерины, в частности И.И. Бецкого и А.В. Храповицкого, и к другим реформаторским проектам. Данный вид источников представляет особый интерес для историков, так как в этих проектах осуществлялись подходы к формированию концепции образовательной реформы, формирующиеся в 60-70-е гг. XVIII века.
К следующей группе источников относятся делопроизводственные материалы, которые также имеют большое значение для исторических исследований. Особо значимыми среди названной группы материалов оказались официальные журналы, изданные в форме камер-фурьерских журналов . Они были составлены во время путешествий Екатерины по стране в 60-80-е гг. Анализируя текст журналов, можно сделать вывод о том, что именно императорские поездки оказали большое влияние на образовательную политику Екатерины II.
К данной группе также можно отнести исторические записки об образовательных учреждениях и полугодовые и годовые ведомости, относящиеся ко второй половине XVIII века. С помощью данных записок правительство могло осуществлять всеобъемлющий контроль за деятельностью местных властей. Что касается ведомостей, то они должны были составляться директором народных училищ. Изучая текст ведомостей, мы можем установить время, когда были открыты училища, численность учителей и учащихся, их социальный состав, учебные дисциплины, пол и возраст учеников, поведение и результаты экзаменов.
Не менее важным документом являются материалы Уложенной комиссии, которые были изданы в Сборнике Русского исторического общества.
Материалы включают в себя протоколы заседаний и доклады Комиссии об открытии училищ; рапорты Комиссии и отчеты ревизоров о состоянии и осмотре народных училищ и частных школ; устав и штат учительской семинарии, распоряжения о присылке учеников и назначении профессоров;
списки подготовленных комиссией учителей. Эти данные позволяют нам изучить основные направления деятельности Комиссии.
Также к видам делопроизводственной документации относят официальную переписку, в частности, следует упомянуть о переписке директора Казанской гимназии Ю. фон Каница с канцелярией Московского университета, а также с Казанской губернской канцелярией о положении Казанской гимназии. Из переписки мы можем узнать различные сведения о состоянии гимназии, а также дать характеристику стилю данной переписки.
Четвертый вид источников составляют документы личного происхождения. Среди них следует назвать мемуары А.Т. Болотова, который писал о низком культурном и образовательном уровне дворянства, воспоминания Ф.П. Лубяновского, записки С.А. Глинки, а также письма императрицы, адресованные барону Мельхиору Гримму . Хотя документы личного происхождения и носят субъективный характер, они все же позволяют реконструировать посещения императрицей учебных заведений в ходе ее поездок по стране и выявить недостатки данных учреждений.
Отдельную группу источников представляет публицистическая литература, в которой нашли отражения мнения и взгляды современников на подготовку и результаты школьной реформы. В частности, были использованы сочинения Е.Р. Дашковой, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева , М.М. Щербатова . Анализ источников данной группы дает возможность представить, какие идейные положения и взгляды, подходы господствовали в российском обществе в вопросах оценки современного состояния и проектирования будущего отечественного образования, а также позволяет точнее определить значение преобразований для российского общества, соответствие реформы его потребностям.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней выявлены предпосылки реформирования и развития школьного образования в России в период царствования Екатерины II; рассмотрен кадровый и социальный состав народных училищ в отдельных губерниях; оценен характер взаимодействия общественности и правительства в вопросах развития образования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего, более детального изучения проблемы. Материалы и выводы исследования можно использовать в учебно-методической работе, связанной с подготовкой историков, в процессе преподавания истории в средней школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и литературы, приложений. Каждая глава подразделяется на два параграфа. В первой главе рассмотрены предпосылки изменения системы образования в период правления Екатерины II. Вторая глава посвящена подготовке школьной реформы в России в 1782-1786 гг. Третья глава характеризует важнейший аспект деятельности правительства - реализацию школьной реформы в 1780-1790-е гг. При выборе очередности глав я руководствовалась хронологическим принципом разработки школьной реформы, так как в своей работе я проследила этапы, начиная от предпосылок и подготовки реформы и заканчивая полным реформированием образования в Российской империи.
В данной работе были рассмотрены предпосылки, подготовка и реализация школьной реформы Екатерины II.
Решающей предпосылкой школьной реформы Екатерины II была объективная потребность в развитии общеобразовательной школы, которая достаточно остро осознавалась просвещенной частью российского общества.
На момент восшествия на престол Екатерины II российская школа, была достаточно традиционна: упор делался на элементарную подготовку в духе старых традиций и православное воспитание. Функционировавшие в стране школы не были никак связаны друг с другом преемственностью учебных программ.
Потребности в образовании в недостаточной степени удовлетворялись системой учебных заведений, а также индивидуальным образованием в знатных семьях. Такая хаотичность была обусловлена, в первую очередь, отсутствием педагогических навыков у преподавателей; незнание ими, а соответственно, и неиспользование новейших методик. Важным фактором отсутствия единства в системе школьного образования также являлась катастрофическая нехватка учебников и школьных принадлежностей, их несистемность.
Екатерина II, осознававшая необходимость реформы образования, имела сформированные взгляды на эту проблему. Она была убежденной сторонницей популярной в те годы в Европе идеи «просвещенного абсолютизма». Гарантом достойного воспитания Екатерина считала формирование нравственно совершенной породы людей, выросшей в воспитательных училищах под надзором опытных учителей.
В первой половине царствования Екатерины II формируются подходы к реформированию системы образования. В начале правительственные инициативы в образовательной политике не имели четко выраженного систематического характера, а были связаны с реформированием существующих и созданием новых закрытых учебных заведений. Новшеством было создание воспитательных домов по проекту секретаря императрицы И.И. Бецкого, дававших образование детям из низших слоев.
Реформирование системы образования сопровождалось разработкой правовой основы. Создавались различные проекты реформ, лейтмотивом и главной целью которых было стремление к созданию целостной системы, призванной сделать просвещение доступным для более широких слоев общества. По мере развития проектов, все чаще высказывалась мнения о необходимости создания народных школ.
Приступая к образовательной реформе, Екатерина ориентировалась на опыт таких стран как Австрия и Пруссия. Проведенные в них реформы под эгидой «просвещенного абсолютизма» соответствовали задачам модернизации и должны были создать широкий слой грамотных людей, способных продолжить образование по замыслу российских реформаторов. Россия не должна была отстать от передовых стран. Концептуальные подходы к реформе уже были фактически сформированы, поэтому на данном этапе главной задачей была их конкретизация и комплекс сугубо практических задач, связанных с обеспечением учебного процесса в новых школах.
Образовательная реформа Екатерины II на втором этапе позволила сделать существенный шаг в развитии общеобразовательной школы в Российской империи. К профессиональным школам и научным учреждениям, созданным в петровскую эпоху, а также к первому российскому университету присоединилась система массового образования, выстроенная на основе принципов бессословности и преемственности.
Отличительной особенностью реформ Екатерины II было то, что воспитательные цели рассматривались в неразрывной связи с образовательными. Массовая школа была призвана распространять грамотность и при этом поддерживать лояльность населения. В систему образования государством были заложены компоненты, препятствующие развитию свободомыслия. С одной стороны, благодаря государственной регламентации, в образовательный процесс впервые в стране вводились многие передовые для того времени методики и приемы. Контроль обеспечивал качество. С другой стороны, контроль ограничивал возможности развития образовательной системы, ее адаптации к меняющимся социальноисторическим условиям.
Развитие системы народных училищ на местах сталкивалось с многочисленными проблемами, главная из которых - проблема финансирования. Возложив задачу управления училищами на губернские власти, а задачу сбора средств - на Приказы общественного призрения, правительство поставило развитие училищ в зависимость от ситуации, складывающейся в каждом отдельном регионе. Это препятствовало созданию подлинно единой системы образования.
Другой проблемой было пассивное, или даже негативное отношение населения к реформе. Наполняемость училищ была относительно невысокой. Это было связано не только с традиционалистскими настроениями, но было обусловлено общей отсталостью социально-экономической системы, в которой образование не было эффективным каналом мобильности.
Реформа в различных губерниях продвигалась неравномерно. Это объясняется не только объективными факторами, такими, как удаленность от культурных центров, но и субъективными, например, отношением губернаторов к своим обязанностям. Так, например, народные училища в последние годы XVIII века работали в 236 городах Российской империи, а в 229 городах - отсутствовали. При этом лучше всего были обеспечены училищами Петербургская губерния, Киевская губерния, Рязанская, Вятская и Псковская губернии. Несмотря на трудности, процесс создания системы народных училищ шел успешно и достаточно быстро. Училища нового типа создавались даже в самых отделенных и малоосвоенных регионах, в частности, в Сибири.
Реформа продолжила политику Екатерины, направленную на формирование российского «третьего сословия», которое не относилось ни к дворянству, ни к духовенству. Этот факт является неоспоримым достоинством рассматриваемой реформы. При этом, изменения реализовывались так, чтобы лояльность этого слоя к существующей монархической власти была несомненной и удовлетворяла потребности централизованного монархического государства. На первых порах задача «воспитания новых людей» выполнялась в рамках системы воспитательных домов, но достаточно скоро стало ясно, что существующая потребность намного масштабнее и закрытые учебные заведения не могли справиться с такой задачей. Создание общедоступной образовательной школы стало естественным выходом.
Школьная реформа была частью масштабной образовательной реформы и имела четко выстроенные цели. Однако она не получила конкретных механизмов воплощения, что говорит о недостаточной продуманности преобразований в этом направлении. Помимо финансовых и территориальных проблем, следует отметить достаточно узкую социальную базу реформы, которая была проведена, скорее, в интересах средней прослойки населения, оставляя низшие слои за бортом школьной системы. Из-за указанных недостатков создание и развитие системы народных училищ, как уже было выше сказано, на территории Российской империи проходило неравномерно.
Таким образом, несмотря на сложности и издержки, в результате школьной реформы российская школа XVIII века сделала принципиально важный шаг в своем развитии, вышла на качественно новый уровень и сформировала основу для дальнейшего развития образования, науки и искусства.
Решающей предпосылкой школьной реформы Екатерины II была объективная потребность в развитии общеобразовательной школы, которая достаточно остро осознавалась просвещенной частью российского общества.
На момент восшествия на престол Екатерины II российская школа, была достаточно традиционна: упор делался на элементарную подготовку в духе старых традиций и православное воспитание. Функционировавшие в стране школы не были никак связаны друг с другом преемственностью учебных программ.
Потребности в образовании в недостаточной степени удовлетворялись системой учебных заведений, а также индивидуальным образованием в знатных семьях. Такая хаотичность была обусловлена, в первую очередь, отсутствием педагогических навыков у преподавателей; незнание ими, а соответственно, и неиспользование новейших методик. Важным фактором отсутствия единства в системе школьного образования также являлась катастрофическая нехватка учебников и школьных принадлежностей, их несистемность.
Екатерина II, осознававшая необходимость реформы образования, имела сформированные взгляды на эту проблему. Она была убежденной сторонницей популярной в те годы в Европе идеи «просвещенного абсолютизма». Гарантом достойного воспитания Екатерина считала формирование нравственно совершенной породы людей, выросшей в воспитательных училищах под надзором опытных учителей.
В первой половине царствования Екатерины II формируются подходы к реформированию системы образования. В начале правительственные инициативы в образовательной политике не имели четко выраженного систематического характера, а были связаны с реформированием существующих и созданием новых закрытых учебных заведений. Новшеством было создание воспитательных домов по проекту секретаря императрицы И.И. Бецкого, дававших образование детям из низших слоев.
Реформирование системы образования сопровождалось разработкой правовой основы. Создавались различные проекты реформ, лейтмотивом и главной целью которых было стремление к созданию целостной системы, призванной сделать просвещение доступным для более широких слоев общества. По мере развития проектов, все чаще высказывалась мнения о необходимости создания народных школ.
Приступая к образовательной реформе, Екатерина ориентировалась на опыт таких стран как Австрия и Пруссия. Проведенные в них реформы под эгидой «просвещенного абсолютизма» соответствовали задачам модернизации и должны были создать широкий слой грамотных людей, способных продолжить образование по замыслу российских реформаторов. Россия не должна была отстать от передовых стран. Концептуальные подходы к реформе уже были фактически сформированы, поэтому на данном этапе главной задачей была их конкретизация и комплекс сугубо практических задач, связанных с обеспечением учебного процесса в новых школах.
Образовательная реформа Екатерины II на втором этапе позволила сделать существенный шаг в развитии общеобразовательной школы в Российской империи. К профессиональным школам и научным учреждениям, созданным в петровскую эпоху, а также к первому российскому университету присоединилась система массового образования, выстроенная на основе принципов бессословности и преемственности.
Отличительной особенностью реформ Екатерины II было то, что воспитательные цели рассматривались в неразрывной связи с образовательными. Массовая школа была призвана распространять грамотность и при этом поддерживать лояльность населения. В систему образования государством были заложены компоненты, препятствующие развитию свободомыслия. С одной стороны, благодаря государственной регламентации, в образовательный процесс впервые в стране вводились многие передовые для того времени методики и приемы. Контроль обеспечивал качество. С другой стороны, контроль ограничивал возможности развития образовательной системы, ее адаптации к меняющимся социальноисторическим условиям.
Развитие системы народных училищ на местах сталкивалось с многочисленными проблемами, главная из которых - проблема финансирования. Возложив задачу управления училищами на губернские власти, а задачу сбора средств - на Приказы общественного призрения, правительство поставило развитие училищ в зависимость от ситуации, складывающейся в каждом отдельном регионе. Это препятствовало созданию подлинно единой системы образования.
Другой проблемой было пассивное, или даже негативное отношение населения к реформе. Наполняемость училищ была относительно невысокой. Это было связано не только с традиционалистскими настроениями, но было обусловлено общей отсталостью социально-экономической системы, в которой образование не было эффективным каналом мобильности.
Реформа в различных губерниях продвигалась неравномерно. Это объясняется не только объективными факторами, такими, как удаленность от культурных центров, но и субъективными, например, отношением губернаторов к своим обязанностям. Так, например, народные училища в последние годы XVIII века работали в 236 городах Российской империи, а в 229 городах - отсутствовали. При этом лучше всего были обеспечены училищами Петербургская губерния, Киевская губерния, Рязанская, Вятская и Псковская губернии. Несмотря на трудности, процесс создания системы народных училищ шел успешно и достаточно быстро. Училища нового типа создавались даже в самых отделенных и малоосвоенных регионах, в частности, в Сибири.
Реформа продолжила политику Екатерины, направленную на формирование российского «третьего сословия», которое не относилось ни к дворянству, ни к духовенству. Этот факт является неоспоримым достоинством рассматриваемой реформы. При этом, изменения реализовывались так, чтобы лояльность этого слоя к существующей монархической власти была несомненной и удовлетворяла потребности централизованного монархического государства. На первых порах задача «воспитания новых людей» выполнялась в рамках системы воспитательных домов, но достаточно скоро стало ясно, что существующая потребность намного масштабнее и закрытые учебные заведения не могли справиться с такой задачей. Создание общедоступной образовательной школы стало естественным выходом.
Школьная реформа была частью масштабной образовательной реформы и имела четко выстроенные цели. Однако она не получила конкретных механизмов воплощения, что говорит о недостаточной продуманности преобразований в этом направлении. Помимо финансовых и территориальных проблем, следует отметить достаточно узкую социальную базу реформы, которая была проведена, скорее, в интересах средней прослойки населения, оставляя низшие слои за бортом школьной системы. Из-за указанных недостатков создание и развитие системы народных училищ, как уже было выше сказано, на территории Российской империи проходило неравномерно.
Таким образом, несмотря на сложности и издержки, в результате школьной реформы российская школа XVIII века сделала принципиально важный шаг в своем развитии, вышла на качественно новый уровень и сформировала основу для дальнейшего развития образования, науки и искусства.
Подобные работы
- Организация школьной реформы Екатерины II в Сибири
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В СИБИРИ (1782-1786 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II В ОЦЕНКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II В ОЦЕНКАХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Особенности языковой личности Екатерины 2 (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, филология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Реформы в сфере образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ДВОРЯНОК В СЕМЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методика проведения инновационных занятий по теме «Итоги преобразований Петра I»
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СТАНОВЛЕНИЕ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



