КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы прогностической компетентности и ее коммуникативных характеристик 6
1.1. Современное состояние изученности феномена «прогностическая компетентность» 6
1.2. Особенности коммуникативных характеристик прогностической
компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 14
Выводы по главе I 19
Глава II. Экспериментальное изучение состояния коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников 21
2.1. Выявление уровня развития речевого прогнозирования у младших
школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 21
2.2. Образовательный проект по формированию речевого прогнозирования у
младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 39
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения
Актуальность. В последнее время представители разных областей наук большое внимание уделяют проблеме прогностической компетентности школьников, формированию у них умения прогнозировать и предвосхищать исход событий. Данной проблемой начал заниматься В. Вундт еще в 1880 году. В настоящее же время изучению данного вопроса посвящены исследования таких ученых как И.П. Павлова, П.К. Анохина, В.Д. Менделевича, Н.А. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.В. Брушлинского, И.М. Фейгенберга, Л.А. Регуша, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, Т.В. Скиданенко и др.
Несмотря на то, что имеются экспериментальные исследования по проблеме прогностической компетентности детей разного возраста, на сегодняшний день категория младших школьников изучена не в достаточном объеме, в частности, детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в то время как именно этот этап развития является наиболее значимым для формирования прогностической компетентности у данной категории лиц. Именно поэтому изучение прогностической компетентности и ее коммуникативных характеристик у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной.
Цель - разработать коррекционно-образовательный проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом выявленных у них особенностей коммуникативных характеристик.
Объект - развитие прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста.
Предмет - особенности развития речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: если в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата учитывать
особенности развития речевого прогнозирования, то процесс формирования прогностической компетентности будет более успешным.
Перед нами стоят следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать коррекционно-образовательный проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом качественно-количественного анализа полученных результатов исследования.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: для исследования уровня речевого прогнозирования были подобраны задания, составленные коллективом научных сотрудников лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой, Ж.И. Журавлевой, А.С. Павловой, Н.Ю. Киселевой, А.В. Лагутиной; методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации: диагностические задачи и пробы, сравнительный анализ, интерпретация данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный коррекционно-образовательный проект, на основе полученных результатов исследования уровня речевого прогнозирования младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, может быть использован в коррекционной работе дефектологами, психологами, логопедами, учителями начальных классов.
Апробация результатов исследования: Исследование
осуществлялось в форме публикаций и нашло отражение в статьях: «Современные аспекты изучения коммуникативной функции 5
антиципационной состоятельности» I Международной конференции «Образование и личность: зоны ближайшего и актуального развития» Казань, 2016; «Влияние недостаточности прогностической деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на достижение профессиональных целей» Всероссийской научно-практической
конференции «Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты» Москва, 2016; «Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» Международной научно-образовательной
конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии» Казань, 2017.
Результаты исследования были обсуждены на итоговой научно- образовательной конференции студентов Казанского университета по докладу «Коммуникативная компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с двигательными нарушениями».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 40 источников, и 6 приложений.
В нашем исследовании мы рассмотрели коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности. В ходе теоретического изучения проблемы были проанализированы современные мнения отечественных и зарубежных авторов и выделены основные положения о том, что коммуникативные характеристики прогностической компетентности имеют большое значение в успешной социализации младших школьников. В связи с этим коммуникативные навыки прогностической компетентности должны быть сформированы в младшем школьном возрасте, так как именно в этот возрастной период коммуникация начинает выполнять учебно-воспитательные задачи, от чего в основном зависит успешное овладение предметными знаниями.
Изучение коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является новым направлением в дефектологии, поскольку экспериментальных разработок в данном направлении не так много. В исследовании проанализирована современная отечественная и зарубежная литература, изложен главный материал о понятии прогностической компетентности, ее функциях, сформировано мнение о коммуникативных характеристиках прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями.
Во второй части нашей работы было проведено экспериментальное изучение речевого прогнозирования прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями в различных видах деятельности. Как было выявлено в ходе исследования, речевое прогнозирование младших школьников без нарушений в развитии к четвертому классу достигает
стопроцентно высокого уровня, что является нормой. У младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата уровень речевого прогнозирования отстает от возрастной нормы и даже к четвертому классу не достигает стопроцентно высокого уровня, однако, к четвертому классу наблюдается более высокий уровень речевого прогнозирования, чем во вторых и третьих классах. Приближение к норме связано с коррекционно¬направленной образовательной работой. Речь многих учащихся к четвертому классу приближается к норме или полностью выравнивается благодаря логопедической коррекции. Все же младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата с трудом устанавливают контакты, не умеют строить адекватный диалог и работу в группах. Эти особенности ярко выражены у учащихся вторых классов, которые мало взаимодействовали друг с другом, в коллективе работали не сплоченно.
Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличало также качество речевого прогнозирования. Они строили односложные простые ответы и фразы, не могли полно высказать свое мнение, затруднялись в построении связного высказывания, в то время как их здоровые сверстники отвечали на вопросы сложными развернутыми предложениями, составляли связные рассказы.
Изучение речевого прогнозирования прогностической компетентности в различных видах деятельности, а именно изучение коммуникации как взаимодействия и как сотрудничества позволило выявить следующие особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: лучше всего дети справлялись с заданиями, направленными на изучение коммуникации как сотрудничества. Учащиеся третьих и четвертых классов показали сплоченную работу в коллективе, менее сплоченными были учащиеся вторых классов. Однако деятельность в коллективе наиболее близка всем учащимся и в коллективе учащиеся могут лучше раскрыть свои коммуникативные возможности.
При изучении коммуникации как взаимодействия выявлялись сложности при выражении своих мыслей и их аргументировании. При ответе дети использовали односложные простые предложения, которые не могли передать мысли детей полностью.
В различных видах деятельности дети показывали разные уровни сформированности речевого прогнозирования. В любой деятельности результаты улучшаются к третьему и четвертому классу, так как дети подходят к заданиям осознанно и речь детей к этому возрасту корректируется с помощью логопедов. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата наиболее близка коллективная работа, в которой дети ориентируются лучше, чем в других видах деятельности.
Учитывая выявленные особенности речевого прогнозирования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы разработали коррекционно-образовательный проект, направленный на формирование умений и навыков речевого прогнозирования детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата в различных ситуациях общения.
На основе проделанной работы мы можем утверждать, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута - выявлены особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности и на их основании разработан коррекционно¬образовательный проект. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что учет особенностей развития речевого прогнозирования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приводит к более успешному процессу формирования прогностической компетентности.
Полученные результаты и разработанный нами коррекционно-образовательный проект будут полезны в коррекционной работе логопедам, психологам, дефектологам, учителям начальных классов.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Анохин, П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 1998. - 400 с.
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной
состоятельности при общем недоразвитии речи. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG.Saarbrucken, 2012. - 161 с.
4. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения // Гуманитарные и социальные науки, 2015. - №3. - С.233-249.
5. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб: Евразия, 2000. - 320 с.
6. Батырева, С.Г. Модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников в образовательном процессе // Известия ВГПУ, 2015. - №6 (101). - С. 28-31.
7. Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативной
компетентности подростков // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. - №3. - С. 23-27.
8. Вероятностное прогнозирование в речи / под ред. Р.М. Фрумкиной. - М.: Наука, 1971. - 199 с.
9. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС // МНКО, 2014. - №4 (47). - С. 98-102.
10. Зимняя, И.А. Упреждающий синтез и вероятное прогнозирование в речевом поведении / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 1973. - 431 с.
11. Игры, развивающие коммуникативные навыки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3537509/ [Дата обращения: 26 мая 2017].
12. Ларин, А.Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Социально-экономические явления и процессы,
2014. - №3. - С. 199-204.
13. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
14. Мамаева, А.В. Система логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений у детей с церебральным параличом 7-9-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. - №1. - С. 68-73.
15. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - СПб.: Речь, 2002. - 608 с.
16. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
17. Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие / под редакцией В.Г.Помникова, Г.О.Пениной, О.Н.Владимировой. - СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. - 281 с.
18. Нигматуллина, И.А., Яппарова, Ф.Р. Современные аспекты
изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности // Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского: сборник материалов Международной научно-практической
конференции (октябрь-декабрь 2016 года). - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - 320 с.
19. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал, 2006. - №5. - С. 50-59.
20. Перегуда, С.Н. Нейропсихологический уровень исследования антиципации в современной психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.науч. журн., 2015. - №4 (10) Режим доступа: http://medpsy.ru/climp [Дата обращения: 05.10.2016].
21. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2007. - 387 с.
22. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб., Речь, 2003. - 352 с.
23. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992. - 142 с.
24. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд / Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 464 с.
25. Соколова, А.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной социализации личности // Филологический класс, 2012. - №2. - С. 71-78.
26. Солобутина, М.М., Фролова А.В. Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование // Вестник ТГГПУ, 2007. - №8. - С. 132-136.
27. Солобутина. М.М. Прогностическая способность в структуре коммуникативной компетентности // Образование и саморазвитие, 2008. - №2. - С. 72-78.
28. Солтанбекова, О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Известия ВГПУ, 2008. - №6. - С. 40-44.
29. Социально-перцептивного предвосхищения у детей з
церебральным параличом // Наукова б1блютека Украти. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/2994-sotsialno-pertseptivnogo- peredblchennja-u-ditej-3-tserebrllnim-paralichem.html [Дата обращения: 05
октября 2016]
30. Толстошеина, Н. В. Антиципация как одно из условий прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности // Гаудеамус, 2002. - №2. - С.41-46.
31. Тулепбаева, А. 400 игр для развития коммуникативных навыков [Электронный ресурс] // А. Тулепбаева, А. Журбенко, Д. Адильжанова. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5317988/ [Дата обращения: 27 мая 2017].
32. ФГОС: выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgos- ovz.herzen.spb.ru [Дата обращения: 24 мая 2017].
34. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х тт. Т.1 / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. - 160 с.
35. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2007. - 73 с.
36. Фролова, А. В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности [Электронный ресурс] // А.В. Фролова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniya-fenomena- antitsipatsii-v-rechevoy-deyatelnosti [Дата обращения: 04 октября 2016].
37. Цветкова, Н.В. Прогностическая способность подростков с девиантным поведением // Вестник гуманитарного образования, 2015. - №3. - С. 32-37.
38. Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие / Е.Л. Черкасова. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 192 с.
39. Яппарова, Ф.Р. Влияние недостаточности прогностической
деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на достижение профессиональных целей // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: Всероссийская научно¬
практическая конференция: 18 ноября 2016 г. В 3-х тт. Т. 3 / сост.: д-р социол. наук, проф. Байрамов В.Д., д-р филос. наук, доц. Ореховская Н.А. - М.: МГГЭУ, 2016. - 202 с.
40. Manijeh Firoozi Ability of “time traveling” in children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2011. - №30. - C. 1515-1518.