МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования медиаобразовательных технологий в обучении иностранным языкам 8
1.1. Медиаобразование как инновационное направление в педагогике 8
1.2. Медиаобразовательные технологии и особенности их применения при обучении иностранным языкам 14
Выводы по I главе 26
Глава II. Организация и проведение опытной работы по определению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством веб-квест технологии в процессе обучения французскому языку 27
11.1. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших 27 классов
11.2. Мультимедийная презентация как разновидность проектной
деятельности на уроках иностранного языка 39
11.3. Опытное обучение на основе веб-квест технологии и его результаты 50
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Библиография 62
Глава I. Теоретические основы использования медиаобразовательных технологий в обучении иностранным языкам 8
1.1. Медиаобразование как инновационное направление в педагогике 8
1.2. Медиаобразовательные технологии и особенности их применения при обучении иностранным языкам 14
Выводы по I главе 26
Глава II. Организация и проведение опытной работы по определению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством веб-квест технологии в процессе обучения французскому языку 27
11.1. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших 27 классов
11.2. Мультимедийная презентация как разновидность проектной
деятельности на уроках иностранного языка 39
11.3. Опытное обучение на основе веб-квест технологии и его результаты 50
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Библиография 62
Актуальность исследования. Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, которые проникли во все сферы жизни современного общества, включая образование.
Присутствие информационно-коммуникативных технологий в жизни современного человека порождает острую потребность в формировании способности ориентироваться в огромном информационном потоке и умений извлекать необходимую информацию, обобщать, перерабатывать, анализировать, преобразовывать и передавать её. Обладая высоким дидактическим потенциалом, новые информационные и мультимедийные технологии в сфере образования открывают большие возможности в плане организации учебного процесса, развития креативности обучаемых, способствуя повышению уровня и качества образования.
Что касается языкового образования, многочисленные исследования, появившиеся в последние годы, выявляют преимущества использования интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам. Применение медиаобразовательного подхода создает благоприятные условия для достижения главной цели современного обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Мультимедийные технологии гармонично встраиваются в процесс преподавания иностранного языка, открывая новые возможности перед преподавателями.
Сегодня от преподавателей требуется не только владение общей профессиональной компетенцией, но и медиаграмотностью, которая необходима им для повышения эффективности учебного процесса и формирования медиакомпетентности обучающихся. Возрастающие требования к уровню владения иностранным языком в эпоху глобализации и широкого распространения информационно-коммуникативных технологий порождают острую потребность в поиске инновационных методов преподавания иностранных языков, поскольку традиционные методы не могут в полной мере реализовать задачу гармоничного развития вторичной языковой личности. Медиаобразовательные технологии обладают большим потенциалом в преподавании иностранных языков. Их применение в учебном процессе способствует более эффективному формированию коммуникативной компетенции, медиаграмотности учащихся, а также создает максимальный уровень интерактивности, эмоциональности и информационной насыщенности обучения.
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в старших классах в контексте применения медиаобразовательного подхода.
Предметом исследования являются медиаобразовательные технологии в обучении французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Целью исследования является обоснование применения медиаобразовательных технологий на уроках иностранного языка, выявление эффективности использования веб-квест технологии для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1. Раскрыть сущность медиаобразовательных технологий и представить их классификацию.
2. Теоретически обосновать необходимость применения медиаобразовательных технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка в рамках креативного обучения.
3. Выявить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка в условиях применения веб-квест технологии в ходе опытного обучения.
Методологическую базу данного исследования составляют труды таких учёных, как Е.И. Багузина, Я.С. Быховский, В.А. Возчиков, О.Л. Горегляд, Л.А. Иванова, Н. В. Маханькова, Л.В. Мокрушина, А.В. Онкович,
О.Ю. Пестрецова, В.В. Протопопова, А.В. Соболева, А.В. Федоров, И.В. Челышева, C. Becchetti-Bizot, P. Duplessis, A. Vize и др., которые внесли значительный вклад в разработку проблемы медиаобразовательного подхода и использования мультимедийных технологий в рамках учебного процесса.
Креативному обучению посвящены работы современных отечественных педагогов и психологов В.И. Андреева, О.Л. Горегляд, Е.С. Диковой, Е.П. Ильина, В.В. Мантуленко, А.В. Морозова, А.С Симоновой, Н.Ю. Хлызовой и др.
При исследовании проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции в контексте использования медиаобразовательных технологий мы опирались на труды Я.С. Быховского, Е.Н. Вороновой, А.В. Коваленко, Н.В. Маханьковой, О.В. Мироненко, Л.В. Мокрушиной, О.Ю. Пестрецовой, В.В. Протопоповой, А.С. Симоновой, А.В. Федорова, Е.А. Хлебниковой, M.Catroux, B. Dodge и др.
В соответствии с поставленной целью и задачами в работе используются следующие методы исследования:
1) общенаучные методы (теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция), позволившие осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал;
2) эмпирические - тестирование, опытное обучение на базе созданного образовательного Веб-квеста.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта,
предмета, цели и задач исследования, разработка методики опытной работы.
• Создание проектного задания Веб-квест для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами была разработана структурная модель образовательной технологии Веб-квест и групповой веб-проект; в ходе опытной работы в рамках обучения французскому языку в школе была доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в результате использования данного инновационного метода в контексте проблемнопроектного обучения.
Теоретическая значимость данной работы состоит в раскрытии дидактического потенциала веб-квест технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам в школе.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, в разработке образовательных программ, а также в общих и специальных курсах по методике обучения иностранным языкам.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания» (Казань: КФУ, 2016), на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань: КФУ, 2017). Основные положения исследования представлены в 2 научных публикациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается дидактический потенциал медиаобразовательных технологий в обучении иностранным языкам.
Вторая глава посвящена особенностям практического применения медиаобразовательных технологий в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе на примере мультимедийной презентации и веб-квест технологии. В ходе опытного обучения доказана эффективность формирования и дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством применения веб-квест технологии (на примере французского языка).
В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, подведены общие итоги работы.
Присутствие информационно-коммуникативных технологий в жизни современного человека порождает острую потребность в формировании способности ориентироваться в огромном информационном потоке и умений извлекать необходимую информацию, обобщать, перерабатывать, анализировать, преобразовывать и передавать её. Обладая высоким дидактическим потенциалом, новые информационные и мультимедийные технологии в сфере образования открывают большие возможности в плане организации учебного процесса, развития креативности обучаемых, способствуя повышению уровня и качества образования.
Что касается языкового образования, многочисленные исследования, появившиеся в последние годы, выявляют преимущества использования интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам. Применение медиаобразовательного подхода создает благоприятные условия для достижения главной цели современного обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Мультимедийные технологии гармонично встраиваются в процесс преподавания иностранного языка, открывая новые возможности перед преподавателями.
Сегодня от преподавателей требуется не только владение общей профессиональной компетенцией, но и медиаграмотностью, которая необходима им для повышения эффективности учебного процесса и формирования медиакомпетентности обучающихся. Возрастающие требования к уровню владения иностранным языком в эпоху глобализации и широкого распространения информационно-коммуникативных технологий порождают острую потребность в поиске инновационных методов преподавания иностранных языков, поскольку традиционные методы не могут в полной мере реализовать задачу гармоничного развития вторичной языковой личности. Медиаобразовательные технологии обладают большим потенциалом в преподавании иностранных языков. Их применение в учебном процессе способствует более эффективному формированию коммуникативной компетенции, медиаграмотности учащихся, а также создает максимальный уровень интерактивности, эмоциональности и информационной насыщенности обучения.
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в старших классах в контексте применения медиаобразовательного подхода.
Предметом исследования являются медиаобразовательные технологии в обучении французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Целью исследования является обоснование применения медиаобразовательных технологий на уроках иностранного языка, выявление эффективности использования веб-квест технологии для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1. Раскрыть сущность медиаобразовательных технологий и представить их классификацию.
2. Теоретически обосновать необходимость применения медиаобразовательных технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка в рамках креативного обучения.
3. Выявить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка в условиях применения веб-квест технологии в ходе опытного обучения.
Методологическую базу данного исследования составляют труды таких учёных, как Е.И. Багузина, Я.С. Быховский, В.А. Возчиков, О.Л. Горегляд, Л.А. Иванова, Н. В. Маханькова, Л.В. Мокрушина, А.В. Онкович,
О.Ю. Пестрецова, В.В. Протопопова, А.В. Соболева, А.В. Федоров, И.В. Челышева, C. Becchetti-Bizot, P. Duplessis, A. Vize и др., которые внесли значительный вклад в разработку проблемы медиаобразовательного подхода и использования мультимедийных технологий в рамках учебного процесса.
Креативному обучению посвящены работы современных отечественных педагогов и психологов В.И. Андреева, О.Л. Горегляд, Е.С. Диковой, Е.П. Ильина, В.В. Мантуленко, А.В. Морозова, А.С Симоновой, Н.Ю. Хлызовой и др.
При исследовании проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции в контексте использования медиаобразовательных технологий мы опирались на труды Я.С. Быховского, Е.Н. Вороновой, А.В. Коваленко, Н.В. Маханьковой, О.В. Мироненко, Л.В. Мокрушиной, О.Ю. Пестрецовой, В.В. Протопоповой, А.С. Симоновой, А.В. Федорова, Е.А. Хлебниковой, M.Catroux, B. Dodge и др.
В соответствии с поставленной целью и задачами в работе используются следующие методы исследования:
1) общенаучные методы (теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция), позволившие осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал;
2) эмпирические - тестирование, опытное обучение на базе созданного образовательного Веб-квеста.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта,
предмета, цели и задач исследования, разработка методики опытной работы.
• Создание проектного задания Веб-квест для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами была разработана структурная модель образовательной технологии Веб-квест и групповой веб-проект; в ходе опытной работы в рамках обучения французскому языку в школе была доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в результате использования данного инновационного метода в контексте проблемнопроектного обучения.
Теоретическая значимость данной работы состоит в раскрытии дидактического потенциала веб-квест технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам в школе.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, в разработке образовательных программ, а также в общих и специальных курсах по методике обучения иностранным языкам.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания» (Казань: КФУ, 2016), на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань: КФУ, 2017). Основные положения исследования представлены в 2 научных публикациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается дидактический потенциал медиаобразовательных технологий в обучении иностранным языкам.
Вторая глава посвящена особенностям практического применения медиаобразовательных технологий в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе на примере мультимедийной презентации и веб-квест технологии. В ходе опытного обучения доказана эффективность формирования и дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством применения веб-квест технологии (на примере французского языка).
В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, подведены общие итоги работы.
Начало XXI века знаменуется использованием информационных и мультимедийных технологий в системе языкового образования, которые открывают перед преподавателями иностранного языка большие возможности в плане организации учебного процесса.
Интернет способствовал развитию медиаобразовательных технологий. Современные средства сети позволяют не просто получать и анализировать информацию, но и активно участвовать в ее формировании и транслировании, что в контексте иноязычного образования при должном умении преподавателей может быть направлено на эффективное развитие коммуникативной компетенции учащихся.
В ходе данного исследования нами была раскрыта сущность медиаобразовательных технологий, представлена их классификация, а также теоретически обоснована необходимость их использования для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка в рамках креативного обучения.
Во второй главе данного исследования нами был выявлен дидактический потенциал образовательной технологии Веб-квест в рамках иноязычного образования в средней общеобразовательной школе, а также в ходе опытного обучения была обоснована эффективность ее применения в контексте формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Кроме того, результаты опытного обучения подтвердили, что технология Веб-квест является одной из оптимальных форм обучения и контроля. Она также способствует эффективному развитию умений работать с информацией, навыков работы в команде, поисковой деятельности учащихся, раскрытию творческого потенциала обучаемых и повышению познавательного интереса к изучению иностранного языка, что позволяет утверждать, что данная разновидность проектной деятельности в контексте иноязычного образования является эффективным педагогическим инструментом и обладает целым рядом преимуществ перед традиционными методами обучения иностранным языкам.
Таким образом, можно констатировать, что медиаобразовательные технологии в обучении иностранным языкам являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, медиакомпетентности, критического мышления, креативности обучаемых, повышения интереса учащихся и познавательной мотивации. Однако для достижения оптимального результата современный учитель должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки медиаобразовательных технологий и умело применять их.
Интернет способствовал развитию медиаобразовательных технологий. Современные средства сети позволяют не просто получать и анализировать информацию, но и активно участвовать в ее формировании и транслировании, что в контексте иноязычного образования при должном умении преподавателей может быть направлено на эффективное развитие коммуникативной компетенции учащихся.
В ходе данного исследования нами была раскрыта сущность медиаобразовательных технологий, представлена их классификация, а также теоретически обоснована необходимость их использования для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка в рамках креативного обучения.
Во второй главе данного исследования нами был выявлен дидактический потенциал образовательной технологии Веб-квест в рамках иноязычного образования в средней общеобразовательной школе, а также в ходе опытного обучения была обоснована эффективность ее применения в контексте формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Кроме того, результаты опытного обучения подтвердили, что технология Веб-квест является одной из оптимальных форм обучения и контроля. Она также способствует эффективному развитию умений работать с информацией, навыков работы в команде, поисковой деятельности учащихся, раскрытию творческого потенциала обучаемых и повышению познавательного интереса к изучению иностранного языка, что позволяет утверждать, что данная разновидность проектной деятельности в контексте иноязычного образования является эффективным педагогическим инструментом и обладает целым рядом преимуществ перед традиционными методами обучения иностранным языкам.
Таким образом, можно констатировать, что медиаобразовательные технологии в обучении иностранным языкам являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, медиакомпетентности, критического мышления, креативности обучаемых, повышения интереса учащихся и познавательной мотивации. Однако для достижения оптимального результата современный учитель должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки медиаобразовательных технологий и умело применять их.
Подобные работы
- Адаптация актуального медиатекста в обучении французскому языку в старших классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020



