НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ БАНКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли банков 7
1.1. Банки как субъект налоговых отношений 7
1.2.Эволюция системы налогообложения банков 16
1.3. Особенности налогообложения прибыли банков в зарубежных странах 29
2. Действующая система налогообложения банков в Российской Федерации 39
2.1. Анализ особенностей формирования доходов и расходов банка для целей
налогообложения прибыли 39
2.2. Анализ налога на прибыль в системе налоговых платежей банковского
сектора 49
3. Тенденции развития налогообложения прибыли банков в Российской
Федерации 57
3.1. Совершенствование механизма налогообложения прибыли банков в
Российской Федерации 57
3.2. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли
банков в Российской Федерации 66
Заключение 73
Список литературы 79
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения прибыли банков 7
1.1. Банки как субъект налоговых отношений 7
1.2.Эволюция системы налогообложения банков 16
1.3. Особенности налогообложения прибыли банков в зарубежных странах 29
2. Действующая система налогообложения банков в Российской Федерации 39
2.1. Анализ особенностей формирования доходов и расходов банка для целей
налогообложения прибыли 39
2.2. Анализ налога на прибыль в системе налоговых платежей банковского
сектора 49
3. Тенденции развития налогообложения прибыли банков в Российской
Федерации 57
3.1. Совершенствование механизма налогообложения прибыли банков в
Российской Федерации 57
3.2. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли
банков в Российской Федерации 66
Заключение 73
Список литературы 79
Приложения
Система налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.
Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля в числе прочего, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово¬хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РФ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.
Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение налогом на добавленную стоимость, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банков, влияния на их стабильность и устойчивость.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, такого ее сегмента как налогообложение банков, в условиях углубления институциональных преобразований и инновационных тенденций развития экономики.
Банки призваны содействовать ускорению прогрессивных экономических процессов, реализуя эффективную кредитную политику и способствуя стабильности и новым формам взаимоотношений субъектов хозяйствования. Развитие банковской системы осуществляется под воздействием всей совокупности форм и методов государственного управления, среди которых выделяются и налоговые инструменты. В Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов важное место отведено развитию налогообложения и налогового администрирования банков. Предусмотренные Правительством меры ориентированы на тесную координацию с преобразованиями в других областях, на отказ от необоснованного увеличения налоговой нагрузки, на обеспечение прозрачности деятельности налогоплательщиков.
Все сказанное выше обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее цель, задачи и практическую значимость.
Объектом исследования является система налогообложения прибыли банков.
Предметом выпускной квалификационной работы является особенности налогообложения прибыли банков, а также формирование налогооблагаемой базы.
Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование теоретического материала по налогообложению прибыли банка, выявление существующих проблем и недостатков, предложения по совершенствованию налогообложения банков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать банки как участников налоговых отношений;
- рассмотреть особенности налогообложения банков в России;
-проанализировать особенности формирования доходов и расходов банков;
-проанализировать поступление налога на прибыль, уплачиваемого российскими банками в бюджетную систему России;
-проанализировать возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли банков в России;
-предложить пути совершенствования налогообложения банков в России.
При написании выпускной квалификационной работы методологической основой исследования послужили труды классиков налоговой теории, отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы налогообложения прибыли банков и возникающих в связи с этим экономических отношений в Российской Федерации. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации современных авторов в области налогообложения, таких, как Брызгалин А.В., Букато Ю.М.,Головин Ю.В.,Львов В.Г., Майбурова И.А.,Малис, Пансков
В.Г.Ровкина Л.А, и многих других, а также материалы в периодических изданиях по вопросам налогообложения прибыли банков, официальный интернет-источник.
Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля в числе прочего, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово¬хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РФ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.
Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение налогом на добавленную стоимость, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банков, влияния на их стабильность и устойчивость.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, такого ее сегмента как налогообложение банков, в условиях углубления институциональных преобразований и инновационных тенденций развития экономики.
Банки призваны содействовать ускорению прогрессивных экономических процессов, реализуя эффективную кредитную политику и способствуя стабильности и новым формам взаимоотношений субъектов хозяйствования. Развитие банковской системы осуществляется под воздействием всей совокупности форм и методов государственного управления, среди которых выделяются и налоговые инструменты. В Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов важное место отведено развитию налогообложения и налогового администрирования банков. Предусмотренные Правительством меры ориентированы на тесную координацию с преобразованиями в других областях, на отказ от необоснованного увеличения налоговой нагрузки, на обеспечение прозрачности деятельности налогоплательщиков.
Все сказанное выше обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее цель, задачи и практическую значимость.
Объектом исследования является система налогообложения прибыли банков.
Предметом выпускной квалификационной работы является особенности налогообложения прибыли банков, а также формирование налогооблагаемой базы.
Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование теоретического материала по налогообложению прибыли банка, выявление существующих проблем и недостатков, предложения по совершенствованию налогообложения банков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать банки как участников налоговых отношений;
- рассмотреть особенности налогообложения банков в России;
-проанализировать особенности формирования доходов и расходов банков;
-проанализировать поступление налога на прибыль, уплачиваемого российскими банками в бюджетную систему России;
-проанализировать возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли банков в России;
-предложить пути совершенствования налогообложения банков в России.
При написании выпускной квалификационной работы методологической основой исследования послужили труды классиков налоговой теории, отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы налогообложения прибыли банков и возникающих в связи с этим экономических отношений в Российской Федерации. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации современных авторов в области налогообложения, таких, как Брызгалин А.В., Букато Ю.М.,Головин Ю.В.,Львов В.Г., Майбурова И.А.,Малис, Пансков
В.Г.Ровкина Л.А, и многих других, а также материалы в периодических изданиях по вопросам налогообложения прибыли банков, официальный интернет-источник.
Налог на прибыль принадлежит к числу федеральных налогов и занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации. Банки, как и любые другие предприятия, платят все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Банки являются особыми участниками налоговых правоотношений. Они одновременно могут выступать в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, с одной стороны, и субъектов, уполномоченных выполнять определенные обязанности в сфере налогового администрирования.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.
Финансовый результат от хозяйственной деятельности коммерческого банка может быть представлен прибылью или убытком. Прибыль - главный показатель результативности работы банка, которая образуется в результате превышения доходов над его расходами и, наоборот, превышение расходов над доходами образует убыток.
В первой главе данной работы на основании проведенного исследования нами были рассмотрены теоретические основы налогообложения прибыли банков. В результате нами было установлено следующее.
Банки, являясь ключевым звеном рыночной экономики, осуществляют финансово-посреднические операции между хозяйствующими субъектами, предоставляют финансовые ресурсы, необходимые для развития производства, способствуют оптимизации размещения денежных средств. Особую роль играют банки и в налоговой деятельности государства, являясь особыми участниками налоговых правоотношений. Участие в налоговых правоотношениях определяется законодательно установленными правовыми возможностями. Специфика 73 содержания налоговой правосубъектности банков проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов, принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом. Такая многогранность правосубъектности банка позволяет говорить о, используя теологическую терминологию, «триединстве» правового статуса банка в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Центральной обязанностью банков в налоговых правоотношениях является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов или иного обязанного лица на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
Изучение зарубежного опыта показал, что в большинстве стран банковская деятельность подпадает под общее налогообложение, но зачастую банковские услуги облагаются налогами отлично от других налогоплательщиков. В некоторых случаях они имеют льготное или выигрышное налогообложение.
Система налогообложения прибыли коммерческих банков во многих странах, как правило, связана с системой налогообложения корпораций. Порядок налогообложения доходов банков за рубежом во многом схож с практикой налогообложения, сложившейся в Российской Федерации. В США, Германии, Великобритании, например, налоговая база по налогу на доходы корпораций определяется по схожей методике. Ставки налогов на доходы банков в развитых капиталистических странах велики по сравнению с сегодняшней ставкой налога на прибыль, действующей в Российской Федерации. В Российской Федерации, как и во многих развитых странах мира, банковские операции не являются объектам налогообложения по НДС.
Во второй главе данной работы был проведен анализ действующей системы налогообложения прибыли банков в Российской Федерации. В результате анализа 74
В формировании налоговых доходов, как консолидированного бюджета РФ, так и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации особое место занимает банковская система России, так как кредитные организации были и остаются крупнейшими налогоплательщиками. Так, согласно данным Банка России, в 2015 г. российскими кредитными организациями была получена прибыль в размере 1 011,9 млрд. руб., что на 19,3% больше, чем за 2014 г. Кроме того, банковская система России имеет широко разветвленную территориальную сеть, представленную как банковскими корпорациями, так и банковскими квазикорпорациями (филиалами коммерческих банков). В частности, на 01.01.2016 г. количество кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 733 ед., а количество филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории России, - 1 398 ед.
Поступления налога на прибыль банковского сектора в бюджетную систему достигли своего максимального значения в 2015 г., составив 13 707 млрд. руб. или 121 % к уровню 2013 г. Для показателей поступления налога по финансовому характерна та же тенденция роста. Увеличение поступлений по налогу на прибыль в 2013-2015 гг. объясняется увеличением налоговой базы по данному налогу, а также ростом количества налогоплательщиков. Другой причиной яв¬ляется сокращение количества убыточных организаций за рассматриваемый период и, как следствие, сокращение суммы полученных убытков.
В структуре поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет РФ сфере финансового посредничества принадлежит 4,85 % поступлений по итогам 2015 г. В число финансовых посредников входят, прежде всего, банки и кредитно-банковские организации. Кроме того, к числу финансовых посредников относят страховые организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании и т.д.
Объемы поступлений в консолидированный бюджет по налогу на прибыль по банковскому сектору имеют тенденцию снижения. Если 01.01.2014 г. данный 75
показатель находился на уровне 188 млрд. руб., то по состоянию на 01.01.2016 г. он составил 110 млрд. руб. Уменьшение составило более 78 млрд. руб. в абсолютном выражении и 38,89% - в относительном. На снижение поступления налога на прибыль в 2014-2015 гг. в основном оказало влияние замедление темпов роста экономики.
Рассматривая долю банковского сектора в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет, то следует отметить, что данный показатель снизился с 1,66% в 2013 г. до 0,80 в 2015 г.
Наибольший удельный вес в поступлениях по налогу на прибыль среди рассматриваемых кредитных организаций занимает Сбербанк России. На его долю приходится более 47 млрд. руб. Следует отметить, что данный показатель уменьшился в 2015 г. по сравнению с 2013 г. в 2,62 раза или (на 77 млрд. руб.). Аналогичная динамика наблюдается практически по всем анализируемым банкам, кроме Альфа банка и Юни-кредит банка. В данных банках платежи по налогу на прибыль в 2015 г. в Альфа банке увеличились на 5 млрд. руб. по сравнению с 2013 г. и в Юни-кредит банке на 179 млн. руб. Темпы прироста данных показателей составили 52,04 и 7,56% соответственно.
На долю рассматриваемых в работе кредитных организаций приходится свыше 82% налоговых платежей в общем объеме поступлений по банковскому сектору по состоянию на 2013 г., свыше 94% - по состоянию на 2014 г. и 64,80% - по состоянию на 2016 г.
В рамках данного исследования, осуществлен анализ платежей, уплачиваемых банками в бюджетную систему Российской Федерации. Анализ показал, что в структуре данных платежей банковский сектор занимает особо значимую роль. На его долю приходится свыше 100 млрд. руб. налоговых платежей по налогу на прибыль. Среди основных крупных налогоплательщиков можно выделить Сбербанк России, Альфа банк, ВТБ 24 и Юни-кредит банк.
В третьей главе были рассмотрены проблемы и предложены пути совершенствования налогообложения прибыли банков в Российской Федерации . Так, к проблемам налогообложения прибыли банков относятся следующие:
- проблема, связанная с введением в законодательство о налоге на прибыль понятия «налоговый учет», в котором предлагается порядок группировки и классификации возникающих у налогоплательщика доходов и расходов, не совпадающий с правилами, изложенными в нормативных документах бухгалтерского учета;
-банки, как налогоплательщики, сталкиваются еще и с проблемой применения разных методов признания доходов и расходов;
- серьезной проблемой для банков также является деление доходов и расходов налогоплательщика-банка на доходы и расходы, связанные с реализацией, и на внереализационные доходы и расходы;
-так как перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли является открытым, банки могут учесть для целей налогообложения все расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Однако необходимо признать, что в условиях недостаточного уровня налоговой дисциплины это нередко приводит к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков;
- проблема нечеткости понятийного аппарата в области налогообложения прибыли, что серьезно затрудняет работу в этой сфере и другие.
В целях устранения проблем, а также в целях совершенствования налогообложения прибыли банков представляется целесообразным предпринять меры.
1. По возможности максимально сблизить ведение налогового и бухгалтерского учета.
2. Пересмотреть деление доходов и расходов банков на внереализационные и связанные с реализацией с учетом специфики банковской деятельности.
3. Законодательным путем структурировать налоговый учет, унифицировать формы налогового учета и только потом ввести санкции за уклонение от ведения налогового учета, что возможно только при наличии четкого законодательства в отношении налогового учета.
4. Устранить применение в бухгалтерском и налоговом учете разных методов признания доходов и расходов (кассового метода и метода начислений) и перейти к применению единого метода.
5. Принимать соответствующие меры по устранению допущенных противоречий и неточностей в налоговом законодательстве, а также к повышению общего уровня налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.
Анализ и оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банков позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в российской практике, как на микро-, так и макро-уровнях.
Во-первых, в современных российских условиях целесообразно было бы ввести опыт большинства развитых стран, который используют дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.
Во-вторых, в связи с тем, что налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам , как это принято в банковском законодательстве большинства развитых стран.
Необходимо создать такую систему формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которая давала бы возможность развиваться банкам. Система налогообложения банков также должна способствовать подъему экономики, поэтому необходимо банки к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору экономики, вложения в рынок ценных бумаг и валютный рынок. В дальнейшем это приведет к увеличению доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.
Финансовый результат от хозяйственной деятельности коммерческого банка может быть представлен прибылью или убытком. Прибыль - главный показатель результативности работы банка, которая образуется в результате превышения доходов над его расходами и, наоборот, превышение расходов над доходами образует убыток.
В первой главе данной работы на основании проведенного исследования нами были рассмотрены теоретические основы налогообложения прибыли банков. В результате нами было установлено следующее.
Банки, являясь ключевым звеном рыночной экономики, осуществляют финансово-посреднические операции между хозяйствующими субъектами, предоставляют финансовые ресурсы, необходимые для развития производства, способствуют оптимизации размещения денежных средств. Особую роль играют банки и в налоговой деятельности государства, являясь особыми участниками налоговых правоотношений. Участие в налоговых правоотношениях определяется законодательно установленными правовыми возможностями. Специфика 73 содержания налоговой правосубъектности банков проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов, принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом. Такая многогранность правосубъектности банка позволяет говорить о, используя теологическую терминологию, «триединстве» правового статуса банка в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Центральной обязанностью банков в налоговых правоотношениях является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов или иного обязанного лица на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
Изучение зарубежного опыта показал, что в большинстве стран банковская деятельность подпадает под общее налогообложение, но зачастую банковские услуги облагаются налогами отлично от других налогоплательщиков. В некоторых случаях они имеют льготное или выигрышное налогообложение.
Система налогообложения прибыли коммерческих банков во многих странах, как правило, связана с системой налогообложения корпораций. Порядок налогообложения доходов банков за рубежом во многом схож с практикой налогообложения, сложившейся в Российской Федерации. В США, Германии, Великобритании, например, налоговая база по налогу на доходы корпораций определяется по схожей методике. Ставки налогов на доходы банков в развитых капиталистических странах велики по сравнению с сегодняшней ставкой налога на прибыль, действующей в Российской Федерации. В Российской Федерации, как и во многих развитых странах мира, банковские операции не являются объектам налогообложения по НДС.
Во второй главе данной работы был проведен анализ действующей системы налогообложения прибыли банков в Российской Федерации. В результате анализа 74
В формировании налоговых доходов, как консолидированного бюджета РФ, так и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации особое место занимает банковская система России, так как кредитные организации были и остаются крупнейшими налогоплательщиками. Так, согласно данным Банка России, в 2015 г. российскими кредитными организациями была получена прибыль в размере 1 011,9 млрд. руб., что на 19,3% больше, чем за 2014 г. Кроме того, банковская система России имеет широко разветвленную территориальную сеть, представленную как банковскими корпорациями, так и банковскими квазикорпорациями (филиалами коммерческих банков). В частности, на 01.01.2016 г. количество кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 733 ед., а количество филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории России, - 1 398 ед.
Поступления налога на прибыль банковского сектора в бюджетную систему достигли своего максимального значения в 2015 г., составив 13 707 млрд. руб. или 121 % к уровню 2013 г. Для показателей поступления налога по финансовому характерна та же тенденция роста. Увеличение поступлений по налогу на прибыль в 2013-2015 гг. объясняется увеличением налоговой базы по данному налогу, а также ростом количества налогоплательщиков. Другой причиной яв¬ляется сокращение количества убыточных организаций за рассматриваемый период и, как следствие, сокращение суммы полученных убытков.
В структуре поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет РФ сфере финансового посредничества принадлежит 4,85 % поступлений по итогам 2015 г. В число финансовых посредников входят, прежде всего, банки и кредитно-банковские организации. Кроме того, к числу финансовых посредников относят страховые организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании и т.д.
Объемы поступлений в консолидированный бюджет по налогу на прибыль по банковскому сектору имеют тенденцию снижения. Если 01.01.2014 г. данный 75
показатель находился на уровне 188 млрд. руб., то по состоянию на 01.01.2016 г. он составил 110 млрд. руб. Уменьшение составило более 78 млрд. руб. в абсолютном выражении и 38,89% - в относительном. На снижение поступления налога на прибыль в 2014-2015 гг. в основном оказало влияние замедление темпов роста экономики.
Рассматривая долю банковского сектора в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет, то следует отметить, что данный показатель снизился с 1,66% в 2013 г. до 0,80 в 2015 г.
Наибольший удельный вес в поступлениях по налогу на прибыль среди рассматриваемых кредитных организаций занимает Сбербанк России. На его долю приходится более 47 млрд. руб. Следует отметить, что данный показатель уменьшился в 2015 г. по сравнению с 2013 г. в 2,62 раза или (на 77 млрд. руб.). Аналогичная динамика наблюдается практически по всем анализируемым банкам, кроме Альфа банка и Юни-кредит банка. В данных банках платежи по налогу на прибыль в 2015 г. в Альфа банке увеличились на 5 млрд. руб. по сравнению с 2013 г. и в Юни-кредит банке на 179 млн. руб. Темпы прироста данных показателей составили 52,04 и 7,56% соответственно.
На долю рассматриваемых в работе кредитных организаций приходится свыше 82% налоговых платежей в общем объеме поступлений по банковскому сектору по состоянию на 2013 г., свыше 94% - по состоянию на 2014 г. и 64,80% - по состоянию на 2016 г.
В рамках данного исследования, осуществлен анализ платежей, уплачиваемых банками в бюджетную систему Российской Федерации. Анализ показал, что в структуре данных платежей банковский сектор занимает особо значимую роль. На его долю приходится свыше 100 млрд. руб. налоговых платежей по налогу на прибыль. Среди основных крупных налогоплательщиков можно выделить Сбербанк России, Альфа банк, ВТБ 24 и Юни-кредит банк.
В третьей главе были рассмотрены проблемы и предложены пути совершенствования налогообложения прибыли банков в Российской Федерации . Так, к проблемам налогообложения прибыли банков относятся следующие:
- проблема, связанная с введением в законодательство о налоге на прибыль понятия «налоговый учет», в котором предлагается порядок группировки и классификации возникающих у налогоплательщика доходов и расходов, не совпадающий с правилами, изложенными в нормативных документах бухгалтерского учета;
-банки, как налогоплательщики, сталкиваются еще и с проблемой применения разных методов признания доходов и расходов;
- серьезной проблемой для банков также является деление доходов и расходов налогоплательщика-банка на доходы и расходы, связанные с реализацией, и на внереализационные доходы и расходы;
-так как перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли является открытым, банки могут учесть для целей налогообложения все расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Однако необходимо признать, что в условиях недостаточного уровня налоговой дисциплины это нередко приводит к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков;
- проблема нечеткости понятийного аппарата в области налогообложения прибыли, что серьезно затрудняет работу в этой сфере и другие.
В целях устранения проблем, а также в целях совершенствования налогообложения прибыли банков представляется целесообразным предпринять меры.
1. По возможности максимально сблизить ведение налогового и бухгалтерского учета.
2. Пересмотреть деление доходов и расходов банков на внереализационные и связанные с реализацией с учетом специфики банковской деятельности.
3. Законодательным путем структурировать налоговый учет, унифицировать формы налогового учета и только потом ввести санкции за уклонение от ведения налогового учета, что возможно только при наличии четкого законодательства в отношении налогового учета.
4. Устранить применение в бухгалтерском и налоговом учете разных методов признания доходов и расходов (кассового метода и метода начислений) и перейти к применению единого метода.
5. Принимать соответствующие меры по устранению допущенных противоречий и неточностей в налоговом законодательстве, а также к повышению общего уровня налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.
Анализ и оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банков позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в российской практике, как на микро-, так и макро-уровнях.
Во-первых, в современных российских условиях целесообразно было бы ввести опыт большинства развитых стран, который используют дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.
Во-вторых, в связи с тем, что налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам , как это принято в банковском законодательстве большинства развитых стран.
Необходимо создать такую систему формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которая давала бы возможность развиваться банкам. Система налогообложения банков также должна способствовать подъему экономики, поэтому необходимо банки к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору экономики, вложения в рынок ценных бумаг и валютный рынок. В дальнейшем это приведет к увеличению доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ БАНКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Банковская прибыль и условия ее налогообложения
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение прибыли банков и его развитие
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Налогообложение прибыли коммерческих банков
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация налогообложения организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Налогообложение в банках и налоговые риски
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



