Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №53008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы158
Год сдачи2017
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности региона 9
1.1. Понятие и принципы внешнеэкономической деятельности как объекта
государственного регулирования 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ 17
1.3 Инструменты государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности 28
Глава 2. Практические аспекты государственного регулирования ВЭД в регионах ПФО 39
2.1. Оценка внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО 39
2.2. Сравнительный анализ государственной инфраструктуры поддержки
внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО 94
2.3. Основные проблемы развития внешнеэкономической деятельности в
регионах ПФО и возможные способы их решения 104
Глава 3. Развитие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО 112
3.1. SWOT-анализ внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО 112
3.2. Разработка стратегических направлений развития ВЭД в регионах ПФО . 119
3.3. Перспективы развития государственной инфраструктуры поддержки ВЭД в
регионах ПФО и оценка их эффективности 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современные тенденции развития региональных экономических систем отражают все большую интеграцию регионов не только во внутригосударственном, но также и международном пространстве. В основе данных интеграционных процессов и расширении международного регионального сотрудничества лежит внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) субъектов государства как важнейших системообразующих элементов национальной экономики. Отражая активность во взаимодействии регионов и их зарубежных партнеров, параметр ВЭД играет чрезвычайно важную роль в вопросах повышения региональной и государственной
конкурентоспособности как залога их дальнейшего роста и процветания.
Актуальность проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности регионов Российской Федерации обусловлена, в первую очередь, современной политической направленностью государственной власти на социально-экономическую модернизацию страны в условиях углубления глобализационных процессов и расширения их влияния в последние десятилетия на более тесную международную интеграцию регионов как более гибких и мобильных субъектов экономической деятельности. В результате этого вопрос регулирования
внешнеэкономической деятельности все чаще встает на повестку дня федеральных и региональных властей как критически важный, а для субъектов бизнеса это один из ключевых аспектов их экономического роста и расширения деятельности. Особую актуальность данная проблема представляет в условиях современной региональной дифференциации по уровню внешнеэкономического развития, представленной в большинстве стран мира, в том числе и в России.1
1 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России / В.К. Сенчагов и др. - Н. Новгород: Растр-НН. - 2014.
Важность развития внешнеэкономической деятельности регионов также подчеркивается на стратегическом уровне управления России - в рамках Концепции долгосрочного
социально-экономического развития
Именно это обуславливает широкую заинтересованность отечественных и зарубежных исследователей в изучении данного направления экономической деятельности регионов.
Большую разработанность в научной литературе получило рассмотрение юридических аспектов внешнеэкономической деятельности, к
примеру, в работах В.Ф. Папандопуло («Коммерческое (предпринимательское) право»), А.А. Минаева («Правовое регулирование внешнеторговых сделок юридических лиц»), Г.Ю. Федосеевой («Международное частное право»). В свою очередь, основные проблемы государственного регулирования внешнеторговых отношений рассмотрены такими исследователями, как О.Н. Толочко («Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»), Н.В. Добриновой («Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации»), Л.А. Швайка («Государственное регулирование экономики»). Вопросу направлений и перспектив развития внешнеэкономической деятельности регионов посвящены работы Е.Д. Обориной («Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона») и М.В. Сальникова («Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в России»).
Объектом исследования в данной работе является
внешнеэкономическая деятельность в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Нижегородской области, Самарской области и Пермском крае. В качестве предмета выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Нижегородской области, Самарской области и Пермском крае.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование процесса государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО для выявления проблем регулирования и предложения путей их решения.
В качестве задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели, определены следующие:
• дать сущностную характеристику внешнеэкономической деятельности как объекта государственного регулирования;
• проанализировать нормативно-правовое регулирование
внешнеэкономической деятельности в регионах;
• выявить основные факторы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• провести оценку внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО;
• провести сравнительный анализ государственной
инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО;
• выявить основные проблемы развития внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и возможные способы их решения;
• провести SWOT-анализ внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО;
• разработать стратегические направления развития ВЭД в регионах ПФО;
• выявить перспективы развития государственной инфраструктуры поддержки ВЭД в регионах ПФО и провести оценку их эффективности.
При выполнении работы были использованы различные концепции и гипотезы касаемо сущности внешнеэкономической деятельности, ее регулирования и методов оценки, представленные в научно¬исследовательских работах отечественных и зарубежных ученых. Также были использованы статистические материалы и отчеты Федеральной службы государственной статистики, позволившие проанализировать основные показатели эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности в регионах РФ.
Кроме того, информационную базу исследования также составили стратегические документы российских и зарубежных регионов, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Теоретической основной данной исследовательской работы являются научные работы российских ученых Диденко Н.И., Сейфуллаева М.Э., Толочко О.Н. и других. Исследованию практических аспектов и проблем регулирования внешнеэкономической деятельности посвящены работы Баяндуряна Г.Л., Жичкина Ю.В., Гиматдинова Р.Р., Насырова И.Р. и ряда других ученых.
При выполнении данной работы были использованы такие методы как расчет интегрального индекса оценки внешнеэкономической деятельности в регионах, корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных параметров развития субъектов от частных характеристик 7
внешнеэкономической деятельности, а также SWOT-анализ инфраструктуры поддержки ВЭД в регионах Приволжского федерального округа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона и ее регулирования.
Во второй главе внимание уделено практическим аспектам исследования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В данной главе проведены оценка внешнеэкономической деятельности и сравнительный анализ государственной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО.
В третьей главе проведен SWOT-анализ внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО, разработаны стратегические направления развития ВЭД в регионах ПФО, а также выявлены перспективы развития государственной инфраструктуры поддержки ВЭД в регионах ПФО с последующей оценкой их эффективности.
В заключении сформулированы основные выводы по теме выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, внешнеэкономическая деятельность региона представляет собой экономическую деятельность субъекта, реализующего в рамках закрепленных государством и международным правом полномочий и функций развитие и расширение внешнеэкономических связей, внешнюю торговлю, международное сотрудничество и смежные задачи.
В свою очередь, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, согласно правовой литературе, представляет собой совокупность функций органов федеральной и региональной властей в сфере внешнеэкономических отношений. Государство, таким образом, выступает главным регулятором внешнеэкономической деятельности и владеет ключевыми рычагами ее управления.
Среди основных целей применения рассмотренных методов регулирования ВЭД, установленных государством, прежде всего, обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировое экономическое пространство. Одновременно с этим государство заинтересовано в защите собственных отраслей экономики и соответствующих хозяйствующих субъектов от негативного воздействия иностранной конкуренции.
Сравнительный анализ интегральных индексов регионов позволил подчеркнуть значительную дифференциацию регионов по уровню внешнеэкономической деятельности. Как в случае с реализацией экспортно-импортных направлений общего характера, так и при внешнеэкономическом обмене в сфере технологий и услуг технического характера прослеживается тенденция многократного отставания регионов от лидеров. В качестве последних чаще всего выступает Республика Татарстан или, что зачастую реже, Самарская область.
В свою очередь проведенный корреляционно-регрессионный анализ не показал существование детерминированной зависимости определяемых показателей внешнеэкономической деятельности от установленных определяющих факторов.
Несмотря на значительное прогрессивное продвижение федеральной и региональной политики в отношении внешнеэкономической деятельности субъектов страны, существуют, однако, определенные проблемы, решение которых представляется приоритетной задачей на ближайшие годы.
Существенными считаются проблемы, связанные со спецификой внешнеэкономической направленности региональных экономик.
Также нужно отметить недостаточно развитую и исчерпывающую нормативно-правовую базу ВЭД в регионах, которая ограничивает их экономический потенциал. Регионы точечно, бессистемно принимают стратегические документы, без которых развитие внешнеэкономической деятельности в субъектах весьма затруднительно.
В свою очередь, проведенный в третьей главе SWOT-анализ позволяет выделить главенствующую роль обрабатывающей промышленности в регионах ПФО. Основными слабыми сторонами регионов выступает зависимость от конъюнктуры на мировых рынках и относительно высокий износ основных фондов. В качестве возможностей общими для всех видятся расширение инфраструктурной поддержки экспортной деятельности и улучшение инвестиционного климата, тогда как в качестве угроз ключевыми являются нестабильность валютного, налогового и бюджетного законодательств.
Основным направлением деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности должна стать разработка стратегических и программных документов региональной политики в области ВЭД для каждого из регионов федерального округа. Региональным властям необходимо конкретизировать свою роль в рамках данной стратегии, выделить полюса роста и разработать мероприятия, адекватные ситуации на мировом рынке товаров, услуг и инвестиций.
Помимо этого, большого внимания требует политика в отношении снижения износа основных фондов. В данном случае точечное и эффективное финансирование амортизации системообразующих
предприятий на основе субсидий регионального и федерального уровня может дать долгосрочный результат.
При этом, говоря о перспективах развития государственной инфраструктуры поддержки ВЭД, важно отметить необходимость комплексности данной поддержки, включающей в себя одновременно и материально-финансовое обеспечение и информационно-консультационную юридическую и даже дипломатическую помощь.
Существенным шагом, обсуждение которого ведется не первый год, может и должно стать создание и постоянная содержательная актуализация информационных порталов об инвестиционном климате регионов, перечне активных инвестиционных проектов, аналитическом обозрении ключевых отраслей экономики, в рамках которых имеются внешнеэкономические связи и договоренности.
Перспективным направлением развития инфраструктуры поддержки ВЭД может выступить создание специализированных финансово-кредитных учреждений - так называемых «банков инвестиционных проектов», - целью которых стало бы обслуживание зарубежных инвесторов на оптимальных для обеих сторон условиях.



1. Федеральный закон РФ №4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Рос. газ. - 1999. - № 8.
2. Федеральный закон от 16.11.2011 № 312-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201111170008
3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) // Система нормативно-правовой информации «Гарант» [Электронный ресурс] URL:
http://base.garant.ru/12133486/#ixzz4ehzFkdjy
4. Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск №7143 (275) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2016/12/05/nalog2-dok.html export-nn.ru/upload/iblock/3a8/3a822895ff74427b34c2b2ebc79f541c.doс
5. Постановление правительства Пермского края // Официальный сайт администрации города Березники [Электронный ресурс] URL: https://admbrk.ru/documents/postanovlenie_231 -p_ot_15_04_2009.doc
6. Постановление об утверждении муниципальной программы города
Нижнего Новгорода «Развитие международной и
внешнеэкономической деятельности» на 2015 -2017 годы // Электронный фонд правовой документации «Консорциум Кодекс» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/465513920
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/doc 20081117_01
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р (ред. от
26.11.2015) «О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» // [Электронный ресурс] — URL:
9. Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю // [Электронный ресурс] URL: http://fstec.ru/
10. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/reg/tools
11. Регионы России. Социально-экономический показатели. // Портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/public ations/catalog/doc_1138623506156
12.Официальный портал Центра развития экспорта Нижегородской области // [Электронный ресурс] URL:
13. О республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан (с изменениями на 28 ноября 2008 года) // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации [Электронный ресурс] URL: http: //docs. cntd.ru/document/935107926
14. Официальный портал Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан // [Электронный ресурс] URL: http: //tida. tatarstan.ru/
15. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан
// Официальный портал Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL:
http: //mpt.tatarstan.ru/file/conception_VED_RT.pdf
16. Стратегия развития Республики Башкортостан до 2020 года. // Официальный портал Министерства экономики Республики Башкортостан [Электронный ресурс] URL:
https: //economy.bashkortostan.ru/dej atelnost/strategicheskoe- planirovanie/strategiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya- bashkortostana-2020/
17. Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» — Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // [Электронный ресурс] — URL: http://economy.gov.ru/ http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132284/
Монографии и научные статьи
18. Барский А.Д., Детнёва Э.В. Бюджетный федерализм.// Эко: эк-ко и орг. пром. произв-ва. - 1999. - №7.
19. Богоуславский М.М. Международное частное право. - М.,2003. - С.51.
20. Добринова Н.В. Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. - № 1 (5), 2010. - С. 59.
21. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник.: издание 4-е. М.: Юриспруденция, 2006. - С.428.
22. Ильина О.В. Внешнеэкономическая деятельность Российских регионов в условиях интеграции России в мировое пространство// Экономика и право 2013. - № 12. - C. 37-39.
23. Лескина О.Н. Проблемы и перспективы развития рыночной
инфраструктуры Пензенского региона // Экономические науки. - №42, 2016. - С. 83-86.
24. Минаев А.А. Правовое регулирование внешнеторговых сделок
юридических лиц. Автореферат. М., 2006. - С.8-9.
25. Насыров И.Ф. Внешние связи Республики Татарстан: итоги десяти лет развития // Журнал «Казанский федералист» - №2, 2009. - С. 15-17.
26. Платонов, В.С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. - Ростов-на-Дону: Феникс;М.:Зевс, 1997. - С. 573.
27. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. // М.: Проспект, 2009. С. 493.
28. Сейфуллаева, М.Э. Маркетинговый механизм формирования
экспортного потенциала региона. Дис. докт. экон. наук - М., 2001. - C.260.
29. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России // Н. Новгород: Растр-НН. - 2014. - C. 354.
30. Токарев, Ю.В. Формирование и использование экспортного потенциала (на примере промышленных предприятий): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05; Казань, 1997. - C. 14.
31. Толочко О.Н. Проблемы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности // Право и демократия. 1998. Вып.
9. С. 4
32. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М.: Издательство БЕК,
2002. - С.33.
33. Швайка Л.А. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / К.: Знание, 2006. - С. 435.
34. Шепелев Э.С. Алгоритм оценки конкурентоспособности регионов и целесообразность их применения при оценке экономической конкурентоспособности Тамбовской области // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 19.
Электронные ресурсы
35.200 крупнейших экспортеров России // Интернет-газета «Эксперт- онлайн» [Электронный ресурс] URL: http:ZZexpert.ru/ratings/200-
krupnej shih-eksporterov-rossii/
36. Баяндурян Г.Л. Механизм государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации // [Электронный ресурс] URL: http://journal.kfrgteu.ru/files/1Z2011_3_4.pdf
37. Боброва В.В. Внешнеэкономическая деятельность региона - основа стратегии экономического роста государства // [Электронный ресурс] URL: https://bgscience.ru/lib/2420/
38. Бутенко Д.И. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области и приоритетные направления их развития //
a. https://regrazvitie.ru/geograficheskaya-diversifikatsiya vneshneekonomicheskih-svyazej-samarskoj-oblasti-i-prioritetnye- napravleniya-ih-razvitiya/
39. Бюджетное субсидирования экспортных затрат // Портал Химтранс [Электронный ресурс] URL:
b. http://rusiranexpo.ru/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0% BE%D 1 %80%D 1 %82/
40. Гиматдинов Р.Р., Насыров И.Р. Актуальные проблемы внешних связей Республики Татарстан // Диссертация [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-vneshnih-svyazey- respubliki-tatarstan
41. Губарева А.В. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая
деятельность» // Электронный ресурс URL:
http: //www.bmpravo .ru/show_stat.php?stat=956
42. Жичкин Ю.В. Территориальная организация внешнеэкономических связей Самарской области // Диссертация [Электронный ресурс]URL: http://www. dissercat.com/content/territorialnaya-organizatsiya- vneshneekonomicheskikh-svyazei-samarskoi-oblasti#ixzz4bYqwd4uv
43. Оборина Е.Д. Формирование стратегии развития
внешнеэкономической деятельности региона // Диссертация [Электронный ресурс] URL:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-strategii-razvitiya- vneshneekonomicheskoi-deyatelnosti-regiona#ixzz4VBDLQynE
44. Сальников М.В. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в России // Nota Bene Экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] URL:
45. Экспортеры России: Нижегородская область // Единый
информационный портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс] URL:http://www.rusexporter.ru/export-support/nizhegorodskaya-oblast/
46.Экспортеры России: Пермский край // Единый информационный портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс] URL:
http: //www. rusexporter.ru/export- support/permskiy-kray/
47. Экспортеры России: Республика Татарстан // Единый информационный
портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс]
URL: http: //www.rusexporter.ru/export-support/respublika-tatarstan/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ