Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы нормативной сензитивности младшего школьника с нарушением зрения в различных видах деятельности 6
1.1. Проблема нормативного поведения в работах отечественных и
зарубежных исследователей 6
1.2. Особенности нормативного поведения младших школьников в
различных видах деятельности 12
1.3. Психологическая характеристика младшего школьника с нарушением
зрения 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Эмпирическое изучение нормативной сензитивности младших школьников с нарушениями зрения в различных видах деятельности 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ нормативного поведения младших школьников, 32
2.3. Анализ нормативного поведения младших школьников с нарушением
зрения 37
2.4. Сравнительный анализ нормативной сензитивности у младших
школьников 44
Выводы по II главе 55
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. Проблема изучения нормативности играет важную роль для организации игрового и учебного пространства ребенка в группе сверстников, поскольку именно в коллективе происходит процесс общения и развития ребенка, его активное включение в общество, социализация. Исследованиями нормативности занимались такие отечественные психологи, как А.К. Пащенко [25], Н.Е. Веракса [5], Е.А. Лукашева [18], О.В. Лысун [19], В.П. Ульянова [35]. Данными исследователями изучались особенности нормативного поведения лиц, не имеющих нарушений развития. Пащенко А.К. была разработана методика для выявления уровней восприятия младших школьников «Восприятие нормативной ситуации» [25], позволяет изучить особенности нормативной сензитивности младших школьников с нарушением зрения. Работы Л.С. Выготского [7], А.Г.Литвака [16], Л.И. Плаксиной [29], М.И. Земцовой [12], Л.И. Солнцевой [31] дают информацию о психическом развитии детей с нарушениями зрения. Нормативное поведение детей с нарушениями в развитии, их чувствительность к правилам и нормам общества не представлено в научных работах.
Цель исследования: изучение особенностей нормативной сензитивности младших школьников с нарушением зрения в различных видах деятельности.
Объект исследования: нормативность поведения младших школьников с нарушением развития.
Предмет исследования: нормативная сензитивность младших школьников с нарушениями зрения в различных видах деятельности.
Гипотезы исследования. 1. Мы предполагаем, что младшие школьники с нарушением зрения будут испытывать трудности с дифференциацией правил и норм, вследствие несформированности
способности целостно воспринимать внешние и внутренние признаки нормативных ситуаций.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме нормативной сензитивности;
2) Эмпирическое изучение нормативного поведения младших школьников с нарушениями зрения в различных видах деятельности;
3) Выявление особенностей нормативного поведения младших школьников.
Методологическая база исследования. культурно - историческая концепция о развитии высших психических функций Л.С. Выготского; теория компенсации психических функций Л.С. Выготского; исследования А.К. Пащенко о нормативном поведении младших школьников; положения Н.Е. Вераксы о нормативном поведении; исследования А.Г.Литвак, Л.И. Плаксина, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, посвященные изучению особенностей психического развития детей с нарушениями зрения.
Методы исследования:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. наблюдение;
3. экспериментальные методики «Восприятие нормативной ситуации» А.К. Пащенко, «Предвосхищение исхода ситуации с нарушенной нормой» В.П. Ульяновой, «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баяновой;
4. математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для разработки технологий и приемов обучения, а также для разработки развивающих, психопрофилактических, коррекционных программ, направленных на формирование нормативного поведения младших школьников с нарушениями зрения.
Апробация. Результаты исследования обсуждались на научно-образовательной итоговой конференции студентов К(П)ФУ г.Казань 6.04.16г.; Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2016» г.Москва 13.04.16г.; III Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25.05.16г.; Международной студенческой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Будущее» г.Оренбург 27.05.16г.
В ходе проведенного исследования были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что младшие школьники с нарушениями зрения испытывают трудности с дифференциацией правил и норм вследствие несформированности способности целостно выделять внутренние признаки нормативных ситуаций. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью критерия Стьюдента. Корреляционная связь выявлена с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Кроме того, были выделены особенности восприятия нормативных ситуаций младшими школьниками с нарушениями зрения:
1. для их поведения характерны проявления устойчивых поведенческих паттернов, возникающих в различных социальных микрогруппах и социальных ситуациях;
2. ориентация не на общепринятые нормы и правила, а на внешние признаки ситуации;
3. высокая способность к выделению внешних признаков, и более низкая способность к выделению внутренних признаков, вследствие чего возникают затруднения при дифференциации правил.
4. для младших школьников с нарушением зрения характерна сниженная эмоциональность в выделении признаков ситуации - снижена эмпатия, отсутствует сочувствие к жертвам.
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения недостаточно сформировано нормативное поведение, правила поведения в образовательной учебной среде, но они на высоком уровне дифференцируют нормы и правила, действующие в ситуациях социального взаимодействия (ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родитель). Особенности развития младших школьников со зрительным дефектом препятствуют
восприятию нормативной ситуации ими и тем самым препятствуют процессу социализации и в будущем. Вероятнее всего, это связано с особенностями развития детей с нарушениями зрения - фрагментарностью восприятия и недостаточной осмысленностью получаемого материала.
Таким образом, полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости развития способности выделять внутренние признаки ситуации. В дальнейшем это позволит формировать нормативное поведение младших школьников с нарушением зрения, тем самым оптимизируя процесс организации игрового и учебного пространства ребенка в группе сверстников, поскольку именно в коллективе происходит процесс общения и развития ребенка, его активное включение в общество, т.е. социализация. Высокая способность к восприятию норм и правил ребенком обеспечит успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми (родителями, учителями).
1. Баянова Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Вестник ТГГПУ. -2015. -№3 (41). - С. 325-332.
2. Баянова Л.Ф. Определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации / Л.Ф.Баянова // Филология и культура. Philology and culture. - 2013. - №3(33). - С. 286-289.
3. Баянова Л.Ф. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников / Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская // Образование и саморазвитие. - 2014. -№ 3(4). - С.73-78.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.
5. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса // Перемены. - 2000. - № 1. - С.81-107.
6. Веракса Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей / Н.Е. Веракса // Ежегодник Российского психологического общества. - 2003. - Т.2. - С. 93-96.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
8. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др. / Под редакцией Л.П. Григорьевой. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 415 с.
9. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова. - М.: «Просвещение», 2003. - 148 с.
10. Зальцман Л.М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта / Л.М. Зальцман // Дефектология. - 2006. - №2. - С. 31 - 35.
11. Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп./ Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
12. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения/ М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3. - с.26-32.
13. Ильин Е. П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
14. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Н.А. Корзинкина - М.: Московский педагогический государственный университет, 2004. - 10 с.
15. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. -М.: Аспект Пресс,
2001. - 318 с.
16. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. - СПб.: РГПУ, 1998. - 271 с.
17. Липатов Э.Г. Нормативность правовых явлений: Авто-реф. дис. ... канд. юр. Наук / Э.Г.Липатов. М., 1996. 188 с.
18. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации. Нормативно-ценностное измерение / Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2009. - 384 с.
19. Лысун О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации: Автореф. дис. канд. филос. наук / О.В. Лысун. - Хабаровск,
2006. - 26 с.
20. Макаренко А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.:Педагогика, 1983. - 160 с.
21. Нурмухаметов Э.А. Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе / Э.А. Нурмухаметов //Психологическая наука и образование. -
2013. - № 2. - С. 96-102.
22. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории/ Г.В. Осипов. - М.:Норма, 2003. - 912 с.
23. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
24. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / А.К. Пащенко. - М.:Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. — 201 с.
25. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников / А.К. Пащенко // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 3. - С.78-84.
26. Пащенко А.К. Нормативное пространство младшего школьника / А.К. Пащенко // Сборник докладов Межвузовской конференции студентов и молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. - 2006. - С. 16-18.
27. Пащенко А.К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников / А.К. Пащенко // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 48-54.
28. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192с.
29. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л.И. Плаксина - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
30. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
31. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000. - 126 с.
32. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
33. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
34. Тинькова Е.Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Е.Л. Тинькова, Г.Ю. Козловская. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 137 с.
35. Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Автореф. дис. канд. псх. наук / В.П. Ульянова. - М., 2008. - 15 с.
36. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 342 с.
37. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
38. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order // Vita Humana, 1963. №6. P. 11-35.
39. Michael A. Hogg, Scott A. Reid. Social Identity, Self-Categorization, and the Communication of Group Norms // Communication Theory, 2006. №1. P. 7-30.
40. Platow M.J., Grace D.M., Wilson N., Burton D., Wilson A. Psychological group memberships as outcomes of resource distributions // European Journal of Social Psychology. Aug. 2008. Т. 38. Iss. 5.