Введение 3
1 Некоммерческие организации в налоговых отношениях 7
1.1 Некоммерческие организации в социальной экономике Российской Федерации 7
1.2 Условия налогообложения некоммерческих организаций 14
1.3 Оценка эффективности налогового льготирования некоммерческих организаций в Российской Федерации 25
2 Налоговые риски некоммерческих организаций 33
2.1 Теоретическое обоснование сущности налоговых рисков некоммерческих организаций 33
2.2 Исследование современных методик оценки налоговых рисков некоммерческих организаций 43
2.3 Факторный анализ налогового риска повышенного контроля некоммерческой организации «Государственный Жилищный Фонд при Президенте РТ» 50
3 Анализ налогообложения некоммерческой организации «Государственный Жилищный Фонд при Президенте РТ» 58
3.1 Анализ эффективности льготирования некоммерческой организации
«Государственный Жилищный Фонд при Президенте РТ» по налогу на прибыль 58
3.2 Оценка налоговых рисков некоммерческой организации «Государственный Жилищный Фонд при Президенте РТ» 66
3.3 Совершенствование налогового учета доходов и расходов некоммерческой организации «Государственный Жилищный Фонд при Президенте РТ» для минимизации налоговых рисков 72
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения
На некоммерческие организации (далее НКО) возложено выполнение следующих важнейших функций: социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, политических, научных и управленческих, в сферах охраны
здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи. Поэтому для любой страны важно развитие таких организаций. В Российской Федерации одним из основных государственных инструментов, способствующих росту количества таких организаций, является
налоговое льготирование и освобождение от налогообложения. Однако эффективность такого инструмента ставится под сомнение, так как НКО подвержены
множеству налоговых рисков, что создает для них «напряженность» при ведении своей деятельности, и, как следствие из этого, наблюдается незначительный рост таких организаций. Поэтому проблема налогообложения НКО является одной из самых актуальных в современной экономике.
Степень разработанности темы. Различные аспекты теории и практики
налогообложения НКО достаточно широко исследуются в отечественной и зарубежной научной литературе. Проблемы налогообложения НКО рассматривали отечественные и зарубежные ученые: Л.Б. Ларина, В.Н. Литовкин, С.Е. Литовченко, Т. Малинина, С. Синелышков-Мурылев, И. Трунин, Н.В. Фадейкина,
Г. Хэнсман, Т.В. Юрьева и другие. Вопросами теории и практики налогообложения занимались Л.С. Гринкевич, А.З. Дадашева, В.Г. Князева, И.А. Майбурова, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова.
Несмотря на широкий спектр исследований, некоторые вопросы налогообложения НКО не получили должного внимания со стороны ученых. Наличие
множества налоговых рисков у НКО и отсутствие обоснованного подхода к их
оценке и последующей минимизации, отсутствие закрепленного на нормативном уровне порядка системы раздельного учета доходов (расходов) по пред5
принимательской и уставной деятельности обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в исследовании теоретических и практических аспектов налогообложения НКО, а также в разработке рекомендаций по минимизации их налоговых рисков.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- исследовать социально-экономическую природу некоммерческих организаций, выявить тенденцию их развития в разрезе субъектов Российской Федерации и по России в целом;
- исследовать действующие условия налогообложения и налогового льготирования некоммерческих организаций;
- оценить применение налоговых льгот в целом по стране и провести анализ бюджетной, социальной, экономической эффективности льготирования по
налогу на прибыль на примере определенной организации;
- выявить и проанализировать основные налоговые риски, которым подвержены некоммерческие организации;
- исследовать существующие методики оценки налоговых рисков и применить их в оценке налоговых рисков, выявленных в данной диссертационной работе, на примере определенной организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию условий налогообложения некоммерческих организаций.
Объектом исследования являются НКО Российской Федерации. Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, складывающиеся между государством и НКО в процессе налогового льготирования.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является применение научных принципов и методов научного познания,
использование положений теории финансов и методики налогообложения. В
процессе исследования использовались такие общенаучные методы познания,
как анализ и синтез, системность и комплексность, абстракция, сравнение и логическое обобщение. Для получения и обоснования основных положений дис6
сертационной работы применялись системный, комплексный и абстрактнологический подходы. Методика исследования основывалась на изучении,
обобщении, систематизации и критической оценке полученных знаний в области отечественной теории и практики налогообложения НКО. Практическая
значимость магистерской диссертации заключается в разработке механизма
оценки налоговых рисков и их минимизации на примере конкретной организации.
Научная новизна и значимость диссертационного исследования состоит в
следующем:
- уточнено определение понятия «некоммерческая организация» для целей
налогообложения с учетом такого фактора, как налоговое льготирование, высокая значимость которого была доказана в ходе обзора налогового законодательства (статей 39, 149, 251 НК РФ) и анализа статистических данных по выпадающим доходам государства в части налога на прибыль и НДС относительно некоммерческих организаций. Итак, предложено определение следующего вида:
«некоммерческая организация – это организация, наделенная правом вести не
облагаемую налогами уставную деятельность, направленную только на осуществление определенных целей, не преследующих извлечение и распределение прибыли». А также на основе обобщения и соответствующих корректировок существующих классификационных признаков различных авторов классификация некоммерческих организаций дополнена новым авторским классификационным признаком: по обладанию правом на налоговое освобождение в
общем или в особом порядке;
- разработана и предложена авторская методика оценки эффективности
налогового льготирования некоммерческих организаций в целом по стране, которая заключается в проведении графического и регрессионного анализа таких
показателей как выпадающие доходы государства в связи с льготированием некоммерческих организаций и индекс человеческого развития. На уровне организаций для оценки экономической эффективности налогового льготирования
разработан такой показатель как условная рентабельность продаж, которая7
представляет собой соотношение выпадающих налоговых расходов определенной некоммерческой организации к выручке этой организации;
- путем корректировки критериев, рекомендованных Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации, разработаны факторы, пригодные для
проведения мультипликативного анализа налогового риска повышенного контроля некоммерческих организаций;
- в качестве способов минимизации налоговых рисков некоммерческих организаций предложены принципы деления их доходов (расходов) на предпринимательскую или уставную деятельность в зависимости от договорной стоимости заключаемой сделки и общехозяйственных расходов в зависимости от
соотношения целевых средств к общей сумме доходов на примере некоммерческой организации «Государственный Жилищный Фонд при Президенте РТ».
Информационную основу исследования составили законодательные и
нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов
Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Республики Татарстан, устав и бухгалтерская отчетность НКО «Государственный
Жилищный Фонд при Президенте РТ».
Объем и структура работы обусловлены целями и задачами, поставленными в диссертационном исследовании. Структура работы обеспечила логическое
развитие темы исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав,
Развитие некоммерческого (третьего) сектора экономики имеет колоссальное влияние на формирование социально ориентированной концепции общественного развития страны. Путем создания некоммерческих организаций (далее НКО) вновь возникающие проблемы и потребности общества решаются
оперативно и силами гражданской инициативы, не дожидаясь выделения на эти
цели средств из госбюджета. В России за последние восемь лет динамика развития таких организаций показала положительную тенденцию. В ходе анализа
статистических данных Федеральной службы государственной статистики было
выявлено, что наибольшее количество НКО приходится на Центральный округ,
на втором месте - Приволжский. Республика Татарстан занимает 1,8% от общего числа зарегистрированных НКО, и это является наилучшим показателем в
Приволжском федеральном округе [55]. Анализ и оценка налогообложения в
данной диссертационной работе проводились на основе данных одной из НКО
Республики Татарстан – «Государственный Жилищный Фонд при Президенте
РТ»
Для комплексного понимания темы магистерской диссертации требовалось
углубиться в теоретическое исследование понятия «некоммерческая организация». Итак, в ходе исследования научных точек зрения различных авторов был
сделан вывод, что для рассмотрения сквозь призму налогообложения НКО целесообразным будет взять за основу определение, приведённое в Федеральном
Законе «О некоммерческих организациях». На основе него автором было предложено новое определение уже с учетом такого фактора, как налоговое льготирование. Значимость такой корректировки была доказана в ходе обзора налогового законодательства (статей 39, 149, 251 НК РФ) и анализа статистических
данных по выпадающим доходам государства в части налога на прибыль и НДС
относительно НКО. Оказалось, что государство теряет в среднем 32-63% объема дохода Федерального бюджета из-за налогового освобождения НКО. Однако выяснилось, что это налоговое освобождение действует не для всех категорий НКО. Эта особенность была выдвинута автором как новый авторский классификационный признак таких организаций. В результате была предложена исчерпывающая классификация НКО с дополнением нового классификационного
признака в приложении 10 данной работы.
Существование таких значительных налоговых расходов относительно
налогового льготирования НКО вызвало вопрос по поводу их эффективности
для граждан страны. Были проведены исследования с помощью графика и регрессионного анализа таких показателей как: индекс человеческого развития,
налоговый расход государства по налогу на прибыль и по НДС, в среднем приходящиеся на одну НКО. Оно показало, что за последние годы в России эффективность таких льгот держится на низком уровне. Далее для выявления первоначальной исходной причины такой ситуации была проведена оценка эффективности льготирования на уровне одной организации – «Государственного
Жилищного Фонда при Президенте РТ» (далее Фонд). Оказалось, что бюджетная эффективность налогового освобождения Фонда по налогу на прибыль достаточно высокая: выпадающие доходы государства меньше налогов, поступающих в бюджет от Фонда, в три раза. Также и расчет социальной эффективности налогового освобождения Фонда по налогу на прибыль показал достаточно
высокий результат. К 2014 году по сравнению с 2013 количество семей, получивших квартиру по социальным программам Фонда, увеличилось на 7,76%,
при этом социальная эффективность Фонда выросла на 86%. Однако экономическая эффективность налогового освобождения Фонда по налогу на прибыль
оказалась на низком уровне. На основе этого факта был сделан вывод, что поддержка государства по налогу на прибыль для Фонда является крайне незначительной. Ведь доля необлагаемого налога на прибыль в облагаемом составила
лишь 1,3% в 2013 году и 2,4% в 2014 году; несмотря на то, что выручка, чистая
прибыль и условная рентабельность имели положительную динамику.
В данной диссертационной работе одной из задач являлась необходимость
выявить и оценить налоговые риски, свойственные НКО. Итак, в ходе анализа
были выделены следующие налоговые риски: риск упущенной выгоды; риск
начисления пени, штрафов; риск доначисления налогов; риск ослабления репутации. Далее были рассмотрены методики оценки рисков с точки зрения различных авторов: И.А. Дрожжина, Е.Н. Чекулаева, Е.В. Чипуренко, О.Я. Егорова, С. Г. Чеглакова. С учетом специфичности, свойственной налогообложению
НКО, из них были выбраны методы, на основе которых далее была проведена
оценка существующих и потенциально возможных налоговых рисков. Она
(оценка) показала, что наивысшую вероятность реализации для Фонда представляет риск доначисления налогов (40-44% случаев из 100%). Анализ данных
Фонда за 2013-2014 годы подтвердил, что именно на этот риск приходится
наибольшая часть всех налоговых убытков (60-62%). Далее, углубившись в исследование, было выяснено, что в основном (29-36% случаев из 100%) доначисление налогов произошло из-за допущения ошибок при раздельном учете
доходов, расходов. Что касается остальных рисковых ситуаций, то оказалось,
что на них приходится незначительная доля убытков. Тем самым был сделан
вывод, что основная проблема возникновения налоговых рисков в Фонде кроется в неверном ведении раздельного учета.
В приказе ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ приводятся критерии, которые дают возможность налогоплательщику самостоятельно оценить
свой налоговый риск повышенного налогового контроля. Для всестороннего
видения сложившейся ситуации в Фонде было принято решение провести
оценку и этого риска. В ходе исследования этих критериев были выявлены следующие специфичные моменты, требующие корректировки:
- нормативные показатели налоговой нагрузки не пригодны в качестве
оценочного критерия налогового риска НКО;
- необходимо учитывать, что если в предпринимательской деятельности
НКО следует избегать отражения в отчетности опережающего темпа роста расходов над темпом роста доходов, то в уставной деятельности приветствуется
равность расходов доходам;
- требуется установить помимо нижнего и верхний предел заработной платы руководящих должностей в НКО.
Далее был проведен факторный анализ на основе уже скорректированных
критериев. Он показал, что уровень налогового риска повышенного контроля в
Фонде низкий. Таким образом, был сделан вывод, что этой организации следует
и в дальнейшем придерживаться сложившейся пропорциональности значений
доходов к расходам, суммы налога к выручке, уровня заработной платы руководителей к максимально допустимой норме.
Как основной результат исследований, проведенных в данной диссертационной работе по некоммерческой организации «ГЖФ при Президенте РТ», следует считать выявление проблемы неверного ведения раздельного учета. Поэтому в заключительном параграфе была подробно рассмотрена существующая
схема реализации целевых программ в Фонде с точки зрения налогообложения
и бухгалтерского учета.
Чтобы свести к минимуму налоговый риск повышенного контроля со стороны налоговых органов, было предложено использовать несколько уровней
аналитики к счету 96. По одной аналитике было предложено раскрывать информацию по целевой программе, а по другой аналитике - статью израсходованного целевого средства. Общехозяйственные расходы было предложено
разделять на предпринимательскую и уставную деятельность согласно отношению суммы полученных целевых средств именно по данной программе к общей
сумме доходов Фонда.
Также авторское предложение было выдвинуто по поводу такой деятельности Фонда, как сдача в аренду недвижимости. Было рекомендовано относить
доход (расход) по реализации договора аренды к уставной или предпринимательской деятельности не по категориям арендаторов, как это ныне принято в
Фонде, а конкретно по каждому договору аренды в зависимости от договорной
стоимости сделки. К уставной деятельности договор аренды следует относить в
случае, если договорная стоимость ниже рыночной; соответственно, если равна
или выше – к предпринимательской деятельности. Не взирая на высокую трудоемкость такой схемы, ее применение позволит Фонду подойти более объективно к учету каждого случая.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Кодекс РФ от 30.11.1994 г. (в ред. от 03.07.2016), № 51-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Кодекс РФ от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Кодекс РФ от 05.08.2000 г., №117-ФЗ. (в ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г., N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Последнее обновление 10.09.2016 г.
6. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммер¬ческих организаций: Федеральный закон от 30.12.2006г., N 275-ФЗ // Справоч¬но-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016
г.
7. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерче¬ским организациям: Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 N 713 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
8. Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций: Постановление Правительства РФ от 11.07.2012 г., N 705// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Последнее обновление 10.09.2016 г.
9. О направлении разъяснений по учету расходов НКО: Письмо ФНС Рос¬сии от 09.07.2015г., N ЕД-4-3/11983// Справочно-правовая система «Консуль¬тант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
10. О представительских расходах некоммерческих организаций: Письмо ФНС России от 18.09.2014 г., N ГД-4-3/18838// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
11. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налого¬вых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ // Справоч¬но-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
12. О предоставлении государственной поддержки некоммерческим орга¬низациям Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты: Постановление Кабинета Министров РТ от 08.06.2009 г., N 373 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.09.2016 г.
Книги
13. Гончаренко, Л.И. Налогообложение некоммерческих организаций: Учебное пособие / Л.И. Гончаренко, Л.К. Чемерицкий, Е.Е. Смирнова, И.В. Ли¬патова. - М.:КноРус, 2012. - 272 с.
14. Грищенко, А.В. Налогообложение некоммерческих организаций / А.В. Грищенко.- М.: Дело и сервис, 2013. - 160 с.
15. Копорулина В.Н. Новый экономический словарь/под общ. ред. П.Я. Юрского. - Изд. 3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 428 с.
16. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория. - Новоси¬бирск: Изд-во НГТУ, 2013.
17. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебное пособие для вузов / В.Н.Пансков - М.: Финансы и статистика, 2012. - 758 с.
18. Райзберг Б.А./Современный экономический словарь. — 6-е изд., пере- раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.
19. Сакович, И. Г. Создание некоммерческой организации (НКО) и ее пер¬вые шаги : учеб. пособие /И. Г. Сакович, Г. А. Сакович. Владивосток, 2012. С. 7.
20. Филиппова, Н.А. Налогообложение некоммерческих организаций: Учебное пособие / Н.А. Филиппова, Л.П. Королева, О.В. Дерина, Т.В. Ермоши¬на. - М.:КНОРУС,2012. - 288 с.
21. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: учебник /под ред. проф. М. А. Абрамовой, проф. Л. И. Гончаренко, проф. Е. В. Маркиной. - М.:Издательство Юрайт, 2014. - 550 с.
22. Шестакова, Е.В. Налоговое планирование. Теория и практические ре-комендации с материалами судебной практики / Е.В. Шестакова. - М.: Юсти- цинформ, 2014. - 160 с.
23. Урман, Н.А. Эффективное налоговое планирование / Н.А. Урман. -М.: Налоговый вестник, 2014. - 304 с.
Монографии, диссертации
24. Князева М.В. Формирование социально-эффективной системы налого¬обложения некоммерческих организаций в Российской Федерации: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10 / Князева Марина Владимировна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т].- Томск, 2011.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/3163
Статьи и материалы периодической печати
25. 42. Беляева Н.А./Налог на добавленную стоимость в некоммерческих организациях//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организа- циях-№1-2015-с.23-28
26. Винокурова Т.П./Методика оценки налогового риска субъекта хозяй-ствования потребительской кооперации на основе данных бухгалтерской от- четности//Потребительская кооперация - №2-2014-с.64-69
27. 5. Грищенко А.В./Налоговые преференции третьему сектору// эконо-мики Вестник финансового университета- 6 (78) Год: 2015 Страницы: 133-144
28. 6. Дементьева Н.М. /Необходимость и роль классификации некоммер¬ческих организаций//Учет в некоммерческих организациях №5 (341) - 2014
29. Дрожжина И.А./Анализ выявления и управления налоговыми риска- ми//Финансы и кредит-10(394)-2016-с.33-39
30. Егорова Л.В. /Учет и аудит в некоммерческих организациях: теория и методология. // Институт открытого образования.-№5-2013-47 с.
31. Егорова О.Я./Управление налоговыми рисками организации//Научные записки молодых исследователей.- № 3- 2014- с.8-12
32. Емельянова И.В./ Временно свободные средства - на депозит // Авто-номные организации: бухгалтерский учет и налогообложение -№ 5-2016,
33. Жовнир, Н. В. Теоретические аспекты управления качеством продукта некоммерческих организаций / Н. В. Жовнир // Вестн. Оренбург. гос. ун-та.
2013. № 13 (132). С. 167-172.
34. Ибрисов, Н. Н. Эффективное руководство и управление НКО / Н. Н. Ибрисов // Ассоциация центров поддержки гражданского общества. Бишкек, 2016. с. 9.
35. Князева, М. В. Тенденции развития некоммерческих организаций в РФ / М. В. Княева // Инновационная экономика в России: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2015. С. 59-60.
36. Конев С.Н. / Налоговые риски и пути их минимизации// Международ¬ный бухгалтерский учет- №31 -2015-с.40
37. Куницын Д.В. Влияние налоговых рисков на предпринимательскую де¬ятельность на территории сибирского федерального округа/ Д.В. Куницын// Сибирская финансовая школа-№1(78)- 2015- с.30-42.
38. Ларина, Л. Р. Источники финансирования некоммерческих организа-ций и управление ими /Л. Р. Ларина // Некоммерческие организации. Уральск,
2014. С. 34.
39. Пилипенко, В. И. Какие некоммерческие организации полезны обще-ству / В. И. Пилипенко // Тезисы выступления на гражданских слушаниях (13-15 дек. 2007 г., С. -Петербург). СПб., 2007. С. 38-54.
40. Попова Ю. С., Пряхин Г. Н. /Современная классификация некоммерче¬ских организаций // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).- С. 145-152.
41. Рунов Б.В./Современные методы оценки рисков// Научные записки мо¬лодых исследователей.- № 15- 2015- с.35
42. Седаев П.В./ Классификация налоговых рисков со стороны налогопла¬тельщика и пути их минимизации//Актуальные вопросы экономических наук №36-2014 г.-с.107-111
43. Тихонов Д.Н./Налоговое планирование и минимизация налоговых рис¬ков //Вестник Челябинского государственного университета, 2014. -105 с
44. Фишер О.В. Моделирующее устройство выявления, количественной оценки и определения уровня налогового риска налогоплательщика/ О.В. Фи¬шер, Л.Г.Чанкселиани//Патент на полезную модель RUS 128749 12.04.2012
45. Цыркунова Т.А., Мигунова М.И./Налоговые риски: сущность и клас- сификация//Финансы и кредит-№33(201)-2005 с.48-52
46. Чеглакова С.Г., Бозина О.П./Экономический анализ как инструмент управления налоговыми рисками//Экономический анализ: теория и практика - №44 - 2011 г. - с.36-39
47. Чекулаева Е.Н. /Оценка и анализ налоговых рисков//Вестник Чуваш-ского университета.- № 2 - 2012. - с.518-521
48. Чекулаева Е.Н. /Методика оценки налогового риска организаций// Вестник ПГТУ- № 1- 2012- с.104-108
49. Чипуренко Е.В./ Оценка налоговых рисков в анализе стратегических решений организации// Международный бухгалтерский учет-№27(177)-2011- с.47-54
50. Шаклеина, Е. В. /К вопросу о классификациях некоммерческих органи¬заций //Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сб. науч. тр. III Межрегион. науч.-практ. конф.-№15-2014-с. 61-71.
Электронные ресурсы
51. Бизнес-Онлайн - электронный журнал: http://www.business-gazeta.ru
52. Главбух - Электронный журнал, справочная система и сервисы http: //www.glavbukh.ru/
53. Государственного Жилищного Фонда при Президенте РТ - официальный сайт: http://www.gilfondrt.ru/
54. КонтрАГЕНТ - сайт базы данных: http://www.k-agent.ru
55. Министерство Юстиции Республики Татарстан - официальный сайт: http://www.minjust.tatarstan.ru «Отчет о расходовании некоммерческой органи¬зацией денежных средств и об использовании иного имущества»
56. Онлайн-калькулятор Math: http://math.semestr.ru/
57. Социально ориентированные НКО Приволжья: www.nko-pfo.ru
58. Российский статистический ежегодник 2009-2014 - официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики: http://www.gks.ru
59. Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации - официальный сайт: https://www.nalog.ru
60. Федеральное казначейство - официальный сайт «Отчет об исполнении федерального бюджета» сайт http://www.roskazna.ru
61. Центр Гуманитарных Технологий Информационно-аналитический пор¬тал: http://gtmarket.ru/