Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников на уроках географии 14
1.1. Исторические аспекты изучения экологической культуры учащихся .... 14
1.2. Особенности формирования экологической культуры школьников 24
1.3. Теоретическо-методические основы формирования экологической
культуры школьников на уроках географии на субстрате этнопедагогики .... 31
Глава 2. Практика формирования экологической культуры школьников в изучении географии 46
2.1. Сущность этнокультурных технологий 46
2.2. Особенности использования этнокультурных технологий в обучении географии 52
2.3. Использование этнокультурных технологий на уроках географии 57
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся на уроках географии на основе этнопедагогики 61
3.1. Констатирующий этап исследования при формировании экологической культуры 61
3.2. Формирующий этап исследования на уроках географии 65
3.3. Контрольный этап исследования для определение уровня знаний, умений
и навыков учащихся 75
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.
В Федеральных государственных образовательных стандартах воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде обозначено как одно из ведущих направлений в деятельности школы. Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с географией и окружающим миром. География относится к одной из древних наук, прошедших длительный и сложный путь своего исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, Национальной доктриной образования в Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитания и бережного отношения к природе и окружающему миру.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно-ориентированной личности детей, цель которого - формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Актуальность исследования основана на необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс школы, в частности, на уроках географии, такого важного направления работы, как воспитание экологической культуры школьников на основе этнопедагогики.
Степень разработанности проблемы. Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой и др. В трудах ученых раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, A. В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др. Психологопедагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.
Вопросы становления и развития географического образования изучали B. Г. Капустин, В.А. Кондаков, А.С. Тайсин, Э.М. Хакимов, И.И. Корнев, В.Г. Музафаров, А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, И.А. Гафаров, З.А. Хусаинов, И.А. Уразметов, С.И. Бекетова, Г.С. Самигуллина и др.
Большой вклад в исследование развития географии в России внесли ученые П.П. Семенов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, Л.С. Берг, А.С. Барков, В.В. Докучаев, Д.Н.Анучин, М.М. Голубчик, В.М. Гохман, Н.Н. Баранский, В.П.Максаковский, А.В. Даринский, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Колосовский, И.А. Ветвер, И.П. Герасимов, Я.Г. Машбиц, В.Т. Богучарсков, Н.С.Касимов и др.
Значительный вклад в развитие географического образования внесли ученые Казанского университета И.Ф. Яковкин, И.М. Симонов, П.И. Кротов, Б.Ф. Адлер, А.А. Штукенберг, Э.А. Эверсман, Н.-Б.З. Векслин, В.Н.Сементовский, Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин, И.Н.Александров, А.М.Трофимов, Ю.П. Переведенцев, Г.П. Бутаков, А.П.Дедков, П.Р. Архипов и др.
Основы этнопедагогики нашли отражение в работах Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Д.М. Бурхинова, С.Д. Намсараева, А.Ш Гашимова, Э.А. Измайловаа, К.С. Чиряева, И.С. Портнягина и др. Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н. Попова, С.К. Колодезникова, К.Д. Уткина, Ю.С. Гурова, Э.З. Феседова, А.Г. Корнилова. А.А. Шадрина, А.Д. Семенова и др.
Несмотря на богатый теоретический материал, изучение формирования экологической культуры на уроках географии на субстрате этнопедагогики не нашло должного отражения в научных исследованиях и носит лишь фрагментарный характер.
Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия между: необходимостью формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии и отсутствием необходимых экспериментальных исследований данной проблемы.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы основные особенности формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Цель исследования - разработать теоретическо-практические аспекты формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры школьников.
Предмет исследования - формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование экологической культуры школьников на уроках географии будет эффективной, если:
- осуществлять поэтапность в работе по воспитанию экологической культуры школьников на уроках географии;
- учитывать психолого-педагогические особенности школьников (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы);
- использовать элементы этнопедагогики в воспитании экологической культуры школьников на уроках географии.
Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики
2. Разработать систему уроков, способствующих формированию экологической культуры школьников на уроках географии.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи исследований по истории становления и развития татарской педагогической мысли (Р.Х. Мингазов, И.Т. Гайсин, Я.И. Ханбиков, С.И. Бекетова, А.Н. Хузиахметов, В.М. Беркутов); истории становления и развития географической науки (А.И. Семёнов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, П.И.Кротов, Э.А. Эверсман и др.); теории отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.К.Маркова, В.Г. Максимов, А.В. Гребенщикова, М.И. Скаткин и др.); методологии и теории образования (Л.А. Волович, Д.В. Вилькеев, М.И.Махмутов, О.Г. Максимова В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина и др.).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- конкретно-исторический подход, диктующий необходимость анализа фактов и их объективного исследования с учетом социокультурной ситуации;
- аксиологический подход, определяющий принцип отбора материала и характеристики рассматриваемых явлений;
- культурологический подход, позволяющий обосновать тенденции процесса развития среднего образования;
- системный подход, с позиции которого определяются изменения целостного объекта - педагогической системы средних учебных заведений.
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания: отбор, изучение, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, систематизация; общепедагогические методы: изучение, обобщение историко-педагогического опыта; теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении этнопедагогических и региональных особенностей школьного образования в обучении географии; определении перспектив географического образования
в формировании экологической культуры; внедрении педагогических условий успешного формирования экологической культуры детей на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями географии общеобразовательных школ, гимназии и лицеев для формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Структурная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Одним из трех компонентов государственного стандарта общего образования РФ является региональный (национально-региональный) компонент. Устанавливается он субъектом Российской Федерации, в частности Республикой Татарстан. При изучении своего региона учащиеся знакомятся и с его этнокультурными особенностями - особенностями жизни и быта народов.
Первые научные шаги в области изучения духовной и материальной культуры татар начинаются более двухсот лет назад и связаны они с именами академиков С.Г. Гмелина, П.С. Палласа и И.И. Лепехина. В 70-х гг. XVIII в., совершая длительные путешествия по Российской империи, побывали и в татарских селах, о которых они оставили интересные сведения. Большой вклад по этнографии татар оставили крупнейший татарский ученый историк Ш. Марджани, татарский просветитель К. Насыри, этнограф Г. Ахмаров.
Традиционная материальная и духовная культура является общей для всех групп татар Поволжья и Приуралья и в то же время она отличает их от других народов. Эта культура свидетельствует о длительном пути формирования татар, об их прочной оседлости и относительно высоком уровне развития. Вместе с тем она показывает, как много в духовную и материальную культуру татар проникло со стороны их поволжских соседей - финно-угорских народов и русского населения, в дружбе с которыми в течение многих столетий практически и формировался сам татарский народ.
Одним из целей изучения географии является воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде. Добиться этих целей можно не только, изучая особенности родного края, а рассматривая также и её этнографию. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
Кроме научных знаний о земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о ней средствами искусства и представления, сложившиеся в рамках религии. Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.
Обязательными условиями воспитания учащихся являются воздействие на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведение самостоятельных творческих работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. А все это необходимо для формирования у учащихся ключевых компетенций - готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников экологической культуры и чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине - это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в её развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо её знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине. Изучение этнокультурного компонента позволяет в полной мере решить эту задачу, помогает он и воспитать экологическую культуру подрастающего поколения.
1. Абатурова В.В. Профильное обучение географии / В.В. Абатурова // География. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2003. №22. С. 15
2. Аленина С.Д. Роль географического образования в развитии личности ученика / С.Д. Аленина // Научно-методический журнал «Образование в регионе». 2012. №28. С. 89
3. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // ЗПУ. 2009. №3. С.189-195.
4. Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников / А.Ш. Бахтибенов // Русский язык. 2012. №6. С. 56
5. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова. - М.: Академия, 2007. 233 с.
6. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем / С.А. Боголюбов. - М.: Академия, 2014. 218с.
7. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой / В.Д. Бондаренко. М.: Фолиант, 2013. 328с.
8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2001. № 1.С. 17-24.
9. Буданцова, А.А. Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе / А.А. Буданцова, Т.Н. Петрова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. 386 с
10. Бурко РА. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина // Молодой ученый. 2013. №11.
С. 237-238.
11. Валиев М.Х. Общее и особенное в образовательных доктринах России и Татарстана / М.Х. Валиев // Национальная школа и актуальная проблемы национального образования. - Казань, 2001. 127с.
12. Гайсин И.Т., Экономико-географическая характеристика городов Республики Татарстан: Учебное пособие. - Казань, Издательство ТГГПУ, 2006. 152с.
13. Гайсин И.Т., Саубанова Л.И. 34 урока по географии Татарстана: интегрированный подход. - Казань: ТГГПУ, 2006. 115с.
14. Гайсин Р.И. Развитие географического образования в высших учебных заведениях Республики Татарстан: в XX - начале XXI вв.: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гайсин Р.И. - Йошкар-Ола, 2010. 228 с.
15. Гайфуллин И.М. Становление и развитие татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников как средств воспитания. Метод. пос. для класс. рук-ей и организаторов досуговой деятельности уч-ся / И.М. Г айфуллин. - Анапа, 2003. 19 с.
16. Гайфуллин И.М. Татарские народные традиции и праздники в прак - тику детских оздоровительных лагерей. Метод. рекомендации / И.М. Гайфуллин. - Анапа, 2005. - 17 с.
17. Глазачев С.Н. РИО+ 20: на пути к экологической культуре / С.Н. Глазачев // Вестник МГГУ им. МА Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012. №. 1. С.5-7
18. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География в современном мире / М.М. Голубчик, С.П. Евдокимов. - Саранск: НИИ регионологии, 2000. 176с.
19. Горбанёв В.А. Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России: диссертация ... доктора географических наук : 25.00.24 / В.А. Горбанёв.- Москва, 2010. 338 с
20. Горшенина С.Н. Технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников в условиях поликультурного образовательного пространства / С.Н. Г оршенина // Вектор науки Тольяттинского государственного Университета. Серия: Педагогика, Психология . 2015. №2 (21). С.30-33
21. Горшенина С.Н. Этнокультурная компетентность личности школьника: ориентиры становления / С.Н. Г оршенина // Перспективы науки.
2011. № 25. С. 281-283.
22. Горшкова В.В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности / В.В. Горшкова. - М.: АСТ, 2006. 128с.
23. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Е.В. Григорьева. - М.: Академия, 2015. 265с.
24. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (Истоки, становление и развитие) / Г.М. Давлетшин. Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 431 с.
25. Давыдова Т.В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Чебоксары, 2004. 212 с.
26. Естествознание (Природоведение), методика преподавания и экологическое воспитание с коррекционно-развивающими технологиями: практикум / автор-сост. Т.А. Кривенко, рец. И.В. Царева. - Канск: КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж», 2011. 43 с.
27.Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская //Россия в окружающем мире. - 2008. №. 11. С. 144-170.
28.Зуева Н.К. Экологическое образование в курсе географии средней школы / Н. К. Зуева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. С. 179-182.
29.Иванов Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей
географических факультетов институтов и университетов / Ю.А. Иванов. - Брест. БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. 170 с
30. Игнатов С.Б. Эколого-правовая компетентность как составляющая общей культуры современного человека / С.Б. Игнатов // Теория и практика общественного развития. 2011. №1. С.171-174.
31. Калимуллин А.М. История Татарстана и татарского народа XIX век. / А.М. Калимуллин. - Елабуга, 2009. 187с.
32. Карибаев Р.И. Рабочая учебная программа основного общего образования по географии в 5-9 классах, на 2012-2013 учебный год. - Плешаново, 2012. 176с.
33. Каршинова, Л.В. Народная культура: метод. пособие для учителя / Л. В. Каршинова. - М.: Школа, 2001. 70 с.
34. Костерева О.С. Состояние готовности 6-7-летних детей с задержкой психического развития к взаимодействию с природой / О.С. Костерева // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2014. №11. С.47
35. Кравцов С.С. Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации / С.С. Кравцов. дисс.... д-ра пед. наук. 2007. 342с.
36. Крылова О.В. Актуальные проблемы преподавания географии / О.В. Крылова // География. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. №33.
37. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. 443 с.
38. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
39. Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма школьного географического образования как средство реализации культурологического подхода: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / А.А. Лобжанидзе.- Москва, 2009. 372 с.
40. Лихачев Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика. 1993. №2. С.19 - 26
41. Максаковский В.П. Практическая направленность школьной географии / В.П. Максаковский // География. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. №7,17,19.
42. Максаковский В.П. Школьная география на фоне российских образовательных реформ / В.П. Максаковский // Всероссийский съезд учителей географии в МГУ. 2011. С. 14.
43. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. - Калуга: Изд - во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007. 224 с.
44. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 020401 «География»). - ГорноАлтайск: РИО ГАГУ, 2010. 110 с.
45. Минаева В.М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения (Х1-ХХ вв.) / В.М. Минаева. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. 66с.
46. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев //Вопросы философии. 1995. №.1. С.3-30.
47. Нагибин Н.И. Формирование элементов экологической культуры школьников в образовательной области «Технология» на уроках технического труда в 5-7 классах: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Н.И. Нагибин.- Москва, 2008. 282 с.
48. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики / Г.А. Никитин. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 91 с.
49.Особенности преподавания учебного предмета «География» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / А.А. Попова. - Казань: ИРО РТ, 2014. 37 с.
50. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. 192 с
51. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие / А.Б. Панькин. - М.: Большая медведица, 2004. 271 с.
52. Пермякова Н.Е. Методика развивающего экологического
образования детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.07 / Н.Е. Пермякова.- Челябинск, 2009. 224 с
53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 2009. С.317
54. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред.
В.В.Давыдов. - М.; Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
55. Рябова С.С. Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / С.С. Рябова. - Санкт-Петербург, 2012. 169 с.
56. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко // НИИ школьных технологий. - 2006. - Т. 1. - С. 816.
57. Старикова Т.М. Эколого-педагогическая готовность студентов в аспекте модернизации образования / Т.М. Старикова // Вестник ЧГПУ. 2013. №4. С.218-226.
58. Ставицкая Е.А. Экологическая культура как важный аспект межкультурной коммуникации / Е.А. Ставицкая // Вестник МГЛУ. 2013. №23 (683). С.176-184.
59. Соломин В.П., Васильев С.В. Географические основы школьного экологического образования / В.П. Соломин, С.В. Васильев //Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию
кафедры методики обучения биологии и экологии РГПУ имени А.И. Г ерцена, 29-30 января 2002 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 83.
60. Токарев А.А. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах /
A. А. Токарев, Г.В. Токарева // Образование и воспитание. 2015. №1. С. 17-
20.
61. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования / З.И. Тюмасева. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. 321 с
62. Фицула М.М. Педагогика / М.М. Фицула. - К.: Академия, 2000. С. 111-120.
63. Хузин Ф.Х., Гилязов И.А. История Татарстана. Учебное пособие / Ф.Х. Хузин, И.А. Гилязов. - Казань: Хэтер, 2008. 271с.
64. Хусаинов З.А., Кызыклы география, учебно-методическое пособие. 2013. 269с.
65. Хусаинов З.А., Краеведение, учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2011. 224с.
66. Хусаинов З.А., Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан, учебное пособие для высших учебных заведений, 2013. 236с.
67. Чернышевский Д.В. инновационные подходы к организации обучения / Д.В. Чернышевский, О.В. Филатов // Специалист. 1997. №2. С.21 - 24
68. Шеманаев В.А. Этнокультурный потенциал родного края в воспитании школьников / В.А. Шеманаев // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. С.129-133.
69. Шеманаев В.А. Этнокультурный и историко-географический потенциал родного края в воспитании школьников на уроках географии /
B. А. Шеманаев // МНКО. 2010. №2. С.89-90.
70. Ягодин Г.А. Проблемы экологического образования / Г.А. Ягодин, Л.Т. Третьякова. // Образование в области окружающей среды: сб. докл. III Всесоюз. конф. Казань, 1990. Т. 1. С. 3-14.
71. Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности / Н.Э. Якубова. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 1998 183 c.