ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА СУБСТРАТЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
|
Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников на уроках географии 14
1.1. Исторические аспекты изучения экологической культуры учащихся .... 14
1.2. Особенности формирования экологической культуры школьников 24
1.3. Теоретическо-методические основы формирования экологической
культуры школьников на уроках географии на субстрате этнопедагогики .... 31
Глава 2. Практика формирования экологической культуры школьников в изучении географии 46
2.1. Сущность этнокультурных технологий 46
2.2. Особенности использования этнокультурных технологий в обучении географии 52
2.3. Использование этнокультурных технологий на уроках географии 57
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся на уроках географии на основе этнопедагогики 61
3.1. Констатирующий этап исследования при формировании экологической культуры 61
3.2. Формирующий этап исследования на уроках географии 65
3.3. Контрольный этап исследования для определение уровня знаний, умений
и навыков учащихся 75
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников на уроках географии 14
1.1. Исторические аспекты изучения экологической культуры учащихся .... 14
1.2. Особенности формирования экологической культуры школьников 24
1.3. Теоретическо-методические основы формирования экологической
культуры школьников на уроках географии на субстрате этнопедагогики .... 31
Глава 2. Практика формирования экологической культуры школьников в изучении географии 46
2.1. Сущность этнокультурных технологий 46
2.2. Особенности использования этнокультурных технологий в обучении географии 52
2.3. Использование этнокультурных технологий на уроках географии 57
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся на уроках географии на основе этнопедагогики 61
3.1. Констатирующий этап исследования при формировании экологической культуры 61
3.2. Формирующий этап исследования на уроках географии 65
3.3. Контрольный этап исследования для определение уровня знаний, умений
и навыков учащихся 75
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.
В Федеральных государственных образовательных стандартах воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде обозначено как одно из ведущих направлений в деятельности школы. Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с географией и окружающим миром. География относится к одной из древних наук, прошедших длительный и сложный путь своего исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, Национальной доктриной образования в Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитания и бережного отношения к природе и окружающему миру.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно-ориентированной личности детей, цель которого - формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Актуальность исследования основана на необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс школы, в частности, на уроках географии, такого важного направления работы, как воспитание экологической культуры школьников на основе этнопедагогики.
Степень разработанности проблемы. Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой и др. В трудах ученых раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, A. В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др. Психологопедагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.
Вопросы становления и развития географического образования изучали B. Г. Капустин, В.А. Кондаков, А.С. Тайсин, Э.М. Хакимов, И.И. Корнев, В.Г. Музафаров, А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, И.А. Гафаров, З.А. Хусаинов, И.А. Уразметов, С.И. Бекетова, Г.С. Самигуллина и др.
Большой вклад в исследование развития географии в России внесли ученые П.П. Семенов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, Л.С. Берг, А.С. Барков, В.В. Докучаев, Д.Н.Анучин, М.М. Голубчик, В.М. Гохман, Н.Н. Баранский, В.П.Максаковский, А.В. Даринский, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Колосовский, И.А. Ветвер, И.П. Герасимов, Я.Г. Машбиц, В.Т. Богучарсков, Н.С.Касимов и др.
Значительный вклад в развитие географического образования внесли ученые Казанского университета И.Ф. Яковкин, И.М. Симонов, П.И. Кротов, Б.Ф. Адлер, А.А. Штукенберг, Э.А. Эверсман, Н.-Б.З. Векслин, В.Н.Сементовский, Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин, И.Н.Александров, А.М.Трофимов, Ю.П. Переведенцев, Г.П. Бутаков, А.П.Дедков, П.Р. Архипов и др.
Основы этнопедагогики нашли отражение в работах Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Д.М. Бурхинова, С.Д. Намсараева, А.Ш Гашимова, Э.А. Измайловаа, К.С. Чиряева, И.С. Портнягина и др. Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н. Попова, С.К. Колодезникова, К.Д. Уткина, Ю.С. Гурова, Э.З. Феседова, А.Г. Корнилова. А.А. Шадрина, А.Д. Семенова и др.
Несмотря на богатый теоретический материал, изучение формирования экологической культуры на уроках географии на субстрате этнопедагогики не нашло должного отражения в научных исследованиях и носит лишь фрагментарный характер.
Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия между: необходимостью формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии и отсутствием необходимых экспериментальных исследований данной проблемы.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы основные особенности формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Цель исследования - разработать теоретическо-практические аспекты формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры школьников.
Предмет исследования - формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование экологической культуры школьников на уроках географии будет эффективной, если:
- осуществлять поэтапность в работе по воспитанию экологической культуры школьников на уроках географии;
- учитывать психолого-педагогические особенности школьников (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы);
- использовать элементы этнопедагогики в воспитании экологической культуры школьников на уроках географии.
Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики
2. Разработать систему уроков, способствующих формированию экологической культуры школьников на уроках географии.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи исследований по истории становления и развития татарской педагогической мысли (Р.Х. Мингазов, И.Т. Гайсин, Я.И. Ханбиков, С.И. Бекетова, А.Н. Хузиахметов, В.М. Беркутов); истории становления и развития географической науки (А.И. Семёнов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, П.И.Кротов, Э.А. Эверсман и др.); теории отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.К.Маркова, В.Г. Максимов, А.В. Гребенщикова, М.И. Скаткин и др.); методологии и теории образования (Л.А. Волович, Д.В. Вилькеев, М.И.Махмутов, О.Г. Максимова В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина и др.).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- конкретно-исторический подход, диктующий необходимость анализа фактов и их объективного исследования с учетом социокультурной ситуации;
- аксиологический подход, определяющий принцип отбора материала и характеристики рассматриваемых явлений;
- культурологический подход, позволяющий обосновать тенденции процесса развития среднего образования;
- системный подход, с позиции которого определяются изменения целостного объекта - педагогической системы средних учебных заведений.
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания: отбор, изучение, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, систематизация; общепедагогические методы: изучение, обобщение историко-педагогического опыта; теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении этнопедагогических и региональных особенностей школьного образования в обучении географии; определении перспектив географического образования
в формировании экологической культуры; внедрении педагогических условий успешного формирования экологической культуры детей на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями географии общеобразовательных школ, гимназии и лицеев для формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Структурная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.
В Федеральных государственных образовательных стандартах воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде обозначено как одно из ведущих направлений в деятельности школы. Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с географией и окружающим миром. География относится к одной из древних наук, прошедших длительный и сложный путь своего исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, Национальной доктриной образования в Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитания и бережного отношения к природе и окружающему миру.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно-ориентированной личности детей, цель которого - формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Актуальность исследования основана на необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс школы, в частности, на уроках географии, такого важного направления работы, как воспитание экологической культуры школьников на основе этнопедагогики.
Степень разработанности проблемы. Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой и др. В трудах ученых раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, A. В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др. Психологопедагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.
Вопросы становления и развития географического образования изучали B. Г. Капустин, В.А. Кондаков, А.С. Тайсин, Э.М. Хакимов, И.И. Корнев, В.Г. Музафаров, А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, И.А. Гафаров, З.А. Хусаинов, И.А. Уразметов, С.И. Бекетова, Г.С. Самигуллина и др.
Большой вклад в исследование развития географии в России внесли ученые П.П. Семенов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, Л.С. Берг, А.С. Барков, В.В. Докучаев, Д.Н.Анучин, М.М. Голубчик, В.М. Гохман, Н.Н. Баранский, В.П.Максаковский, А.В. Даринский, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Колосовский, И.А. Ветвер, И.П. Герасимов, Я.Г. Машбиц, В.Т. Богучарсков, Н.С.Касимов и др.
Значительный вклад в развитие географического образования внесли ученые Казанского университета И.Ф. Яковкин, И.М. Симонов, П.И. Кротов, Б.Ф. Адлер, А.А. Штукенберг, Э.А. Эверсман, Н.-Б.З. Векслин, В.Н.Сементовский, Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин, И.Н.Александров, А.М.Трофимов, Ю.П. Переведенцев, Г.П. Бутаков, А.П.Дедков, П.Р. Архипов и др.
Основы этнопедагогики нашли отражение в работах Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Д.М. Бурхинова, С.Д. Намсараева, А.Ш Гашимова, Э.А. Измайловаа, К.С. Чиряева, И.С. Портнягина и др. Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н. Попова, С.К. Колодезникова, К.Д. Уткина, Ю.С. Гурова, Э.З. Феседова, А.Г. Корнилова. А.А. Шадрина, А.Д. Семенова и др.
Несмотря на богатый теоретический материал, изучение формирования экологической культуры на уроках географии на субстрате этнопедагогики не нашло должного отражения в научных исследованиях и носит лишь фрагментарный характер.
Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия между: необходимостью формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии и отсутствием необходимых экспериментальных исследований данной проблемы.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы основные особенности формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Цель исследования - разработать теоретическо-практические аспекты формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры школьников.
Предмет исследования - формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование экологической культуры школьников на уроках географии будет эффективной, если:
- осуществлять поэтапность в работе по воспитанию экологической культуры школьников на уроках географии;
- учитывать психолого-педагогические особенности школьников (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы);
- использовать элементы этнопедагогики в воспитании экологической культуры школьников на уроках географии.
Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики
2. Разработать систему уроков, способствующих формированию экологической культуры школьников на уроках географии.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи исследований по истории становления и развития татарской педагогической мысли (Р.Х. Мингазов, И.Т. Гайсин, Я.И. Ханбиков, С.И. Бекетова, А.Н. Хузиахметов, В.М. Беркутов); истории становления и развития географической науки (А.И. Семёнов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, П.И.Кротов, Э.А. Эверсман и др.); теории отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.К.Маркова, В.Г. Максимов, А.В. Гребенщикова, М.И. Скаткин и др.); методологии и теории образования (Л.А. Волович, Д.В. Вилькеев, М.И.Махмутов, О.Г. Максимова В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина и др.).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- конкретно-исторический подход, диктующий необходимость анализа фактов и их объективного исследования с учетом социокультурной ситуации;
- аксиологический подход, определяющий принцип отбора материала и характеристики рассматриваемых явлений;
- культурологический подход, позволяющий обосновать тенденции процесса развития среднего образования;
- системный подход, с позиции которого определяются изменения целостного объекта - педагогической системы средних учебных заведений.
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания: отбор, изучение, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, систематизация; общепедагогические методы: изучение, обобщение историко-педагогического опыта; теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении этнопедагогических и региональных особенностей школьного образования в обучении географии; определении перспектив географического образования
в формировании экологической культуры; внедрении педагогических условий успешного формирования экологической культуры детей на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями географии общеобразовательных школ, гимназии и лицеев для формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии на субстрате этнопедагогики.
Структурная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Одним из трех компонентов государственного стандарта общего образования РФ является региональный (национально-региональный) компонент. Устанавливается он субъектом Российской Федерации, в частности Республикой Татарстан. При изучении своего региона учащиеся знакомятся и с его этнокультурными особенностями - особенностями жизни и быта народов.
Первые научные шаги в области изучения духовной и материальной культуры татар начинаются более двухсот лет назад и связаны они с именами академиков С.Г. Гмелина, П.С. Палласа и И.И. Лепехина. В 70-х гг. XVIII в., совершая длительные путешествия по Российской империи, побывали и в татарских селах, о которых они оставили интересные сведения. Большой вклад по этнографии татар оставили крупнейший татарский ученый историк Ш. Марджани, татарский просветитель К. Насыри, этнограф Г. Ахмаров.
Традиционная материальная и духовная культура является общей для всех групп татар Поволжья и Приуралья и в то же время она отличает их от других народов. Эта культура свидетельствует о длительном пути формирования татар, об их прочной оседлости и относительно высоком уровне развития. Вместе с тем она показывает, как много в духовную и материальную культуру татар проникло со стороны их поволжских соседей - финно-угорских народов и русского населения, в дружбе с которыми в течение многих столетий практически и формировался сам татарский народ.
Одним из целей изучения географии является воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде. Добиться этих целей можно не только, изучая особенности родного края, а рассматривая также и её этнографию. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
Кроме научных знаний о земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о ней средствами искусства и представления, сложившиеся в рамках религии. Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.
Обязательными условиями воспитания учащихся являются воздействие на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведение самостоятельных творческих работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. А все это необходимо для формирования у учащихся ключевых компетенций - готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников экологической культуры и чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине - это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в её развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо её знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине. Изучение этнокультурного компонента позволяет в полной мере решить эту задачу, помогает он и воспитать экологическую культуру подрастающего поколения.
Первые научные шаги в области изучения духовной и материальной культуры татар начинаются более двухсот лет назад и связаны они с именами академиков С.Г. Гмелина, П.С. Палласа и И.И. Лепехина. В 70-х гг. XVIII в., совершая длительные путешествия по Российской империи, побывали и в татарских селах, о которых они оставили интересные сведения. Большой вклад по этнографии татар оставили крупнейший татарский ученый историк Ш. Марджани, татарский просветитель К. Насыри, этнограф Г. Ахмаров.
Традиционная материальная и духовная культура является общей для всех групп татар Поволжья и Приуралья и в то же время она отличает их от других народов. Эта культура свидетельствует о длительном пути формирования татар, об их прочной оседлости и относительно высоком уровне развития. Вместе с тем она показывает, как много в духовную и материальную культуру татар проникло со стороны их поволжских соседей - финно-угорских народов и русского населения, в дружбе с которыми в течение многих столетий практически и формировался сам татарский народ.
Одним из целей изучения географии является воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде. Добиться этих целей можно не только, изучая особенности родного края, а рассматривая также и её этнографию. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
Кроме научных знаний о земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о ней средствами искусства и представления, сложившиеся в рамках религии. Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.
Обязательными условиями воспитания учащихся являются воздействие на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведение самостоятельных творческих работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. А все это необходимо для формирования у учащихся ключевых компетенций - готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников экологической культуры и чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине - это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в её развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо её знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине. Изучение этнокультурного компонента позволяет в полной мере решить эту задачу, помогает он и воспитать экологическую культуру подрастающего поколения.



