Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка элективного курса «Развитие рынка потребительского кредитования в России» (на примере колледжа НФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»)

Работа №52979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты разработки элективного курса для студентов профессиональных образовательных организаций 9
1.1 Содержание и особенности профессионального обучения в
профессиональных образовательных организациях 9
1.2 Цель, задачи разработки и виды и структура элективных курсов для студентов 13
1.3 Элективные курсы как содержательная и методологическая основа
профильного обучения 19
Глава 2. Разработка и апробация элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций 29
2. 1 Структура программы элективного курса 29
2.2 Практика применения элективного курса как эффективный способ подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях.... 39
2.3 Экспертиза программ элективного курса и проведение оценки по программе профессионального обучения 43
Глава 3. Рекомендации по разработке элективных курсов для
профессиональных образовательных организаций 52
3.1 Проблемы реализации и совершенствование элективных курсов для
профессиональных образовательных организаций 52
3.2 Требования к содержанию программ элективных курсов 54
3.3 Критерии и показатели результативности технологии конструирования
содержания элективных курсов в профильном обучении 59
Заключение 64
Список использованной литературы 69
Приложения


Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день многообещающим направлением улучшения подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования выступает включение элективных форм обучения, направленные на подготовку высококвалифицированного, компетентного, конкурентоспособного специалиста, социально-ориентированного на духовно-нравственные нормы и ценности современного социума.
Теория модернизации российского образования подразумевает формирование системы специализированной подготовки профильного обучения, направленной на индивидуализацию обучения и социализацию, в том числе с учетом подлинных необходимостей рынка труда и проработка гибкой системы профилей.
В содержании образования выделяют пять уровней: уровень теоретических представлений, уровень предмета, уровень учебного материала, уровень педагогической действительности, насыщенной педагогическими событиями; уровень структуры личности с её личностной композицией социально- ценностных отношений. На каком бы из названных уровней не проводилось интегрирование, она всегда будет иметь выход на личность будущих специалистов: все теоретические и практические действия с компонентами содержания обучения и воспитания, которые направлены на интегрирование, одновременно означают проведение этих действий с будущими специалистами, призванными усваивать данное содержание. И, если объектом педагогической интеграции в системе профессионального образования выступают теоретические концепты и практические действия, то её непосредственным предметом - будущий специалист, взятый во всем его богатстве своих связей и отношений в процессе образовательно-воспитательной деятельности.
Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки принимает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам. Элективные курсы в полной мере отвечает возрастным и психофизиологическим особенностям, а так же позволяет осуществить индивидуальный подход преподавателя к студенту, с одной стороны, и с другой - позволить студенту развивать умение выбирать главное для себя, ориентироваться на свою дальнейшую жизнь. Серьезный научный и методический подход к разработке и созданию курсов нашел отражение и в том, что ни один педагог не обнаружил в ходе работы с курсами и в период углубленной экспертизы фактических ошибок и неточностей.
Элективные курсы, то есть курсы по выбору являются новым элементом учебного плана, который играет главную роль в области профильного обучения.
Профильное обучение строится на исследованиях большого числа ученых. База профильного обучения была заложена в классических работах А.Бине, одним из первых поднявший вопрос о важности дифференцированного подхода к учащимся, и Э.Л. Торндайка, который также уделял большое внимание данному вопросу. Значительное внимание данному вопросу уделялось и отечественными исследователями, среди которых выделяются Б.М. Теплов и В.Н. Дружинин [7, с.143].
Профильное обучение впервые было введено с целью модернизации средней образовательной школы в виде факультативных занятий с углубленным изучением предметов. С конца 80-х годов началась разработка проблем профильного обучения на старшей и средней профессиональной ступени организации образования. В 2000-2004 годах для дальнейшего развития профильного обучения стала необходима взаимосвязь профильности обучения с потребностями общества, что подчеркивает теоретическую обоснованность проводимого исследования.
Объектом исследования выступает колледж Нижнекамского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права».
Предмет исследования - элективный курс для студентов профессиональных образовательных организаций.
Цель исследования: разработка элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций, в том числе для студентов колледжа НФ «ИЭУП».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические аспекты элективного курса для студентов профессиональных образовательных организаций.
2. Разработать элективный курс по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций.
3. Подготовить рекомендации по разработке элективных курсов для профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость состоит в том, что в среднем профессиональном образовательном учреждении кроме базовых дисциплин нет дополнительных профессиональных программ обучения, а введение профильного обучения (элективного курса) существенно расширит кругозор студентов колледжа Нижнекамского филиала «Института экономики, управления и права» и повысит их грамотность в области банковского сектора, а именно потребительского кредитования.
Результаты данной исследовательской работы апробированы на V Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность».
Полученные в ходе исследования материалы рекомендованы для использования в колледже Нижнекамского филиала «Института экономики, управления и права», а также могут быть использованы и в других средних профессиональных образовательных учреждениях для повышения грамотности обучающихся в вопросах банковского сектора, а именно потребительского кредитования.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе проведенной на базе колледжа Нижнекамского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» опроса среди студентов и преподавательского коллектива и изучения учебных планов по всем дисциплинам, преподаваемым по разным специальностям, которые предлагают в колледже.
В работе были использованы следующие методы исследования: опрос среди студентов и работник колледжа, выявляющая их отношение к потребительским кредитам, а также разработка методических рекомендаций и программы элективного курса для дальнейшего использования их в системе образования.
Основными источниками информации при осуществлении исследования стали работы таких авторов как: А.И. Арапов, Б.Т. Лихачев, А.В. Перевозный, Н.С. Пряжников, И.С. Якиманская и других ученых, а также источники периодической печати и электронные ресурсы..
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновываются научный аппарат, актуальность исследования, раскрыты его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты разработки элективного курса для студентов профессиональных образовательных организаций» раскрывается сущность и содержание понятий «профильное обучение», «элективный курс»; структура элективных курсов, а также содержательная и методологическая основа профильного обучения.
Во второй главе «Разработка и апробация элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций» разработана программа элективного курса по выбранной теме; проведен анализ образовательной системы колледжа НФ ЧОУ ВПО «ИЭУП», выявлено отсутствие программ профильного обучения в образовательной системе колледжа, рассмотрена практика применения элективного курса в анализируемом колледже и экспертиза разработанной программы элективного курса.
В третьей главе «Рекомендации по разработке элективных курсов для профессиональных образовательных организаций» выявлены проблемы реализации и совершенствования элективных курсов, а также критерии и показатели для их оценки.
В заключении приведены все результаты проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обзор теоретических аспектов элективного курса для студентов профессиональных образовательных организаций показал, что понятие обучения представляет организованный процесс, который порожден взаимосвязью двух: преподавания и учения.
Обучение рассматривается с различных сторон: как процесс и как деятельность, представлены итоги, субъекты, которые участвуют в обучении, и субъекты, которые руководят обучением, обучение как вид, как явление и как взаимодействие.
Основной формой выражения учебного процесса считается учебный план в виде государственного документа, который определяет содержание, формы и виды учебной работы, время изучения учебных дисциплин, последовательность их изучения, в том числе способы оценки и контроля знаний студентов.
Формой выражения содержания изучаемых предметов, видов обучения, применения средств и материалов занятий считаются программы учебных дисциплин.
Реализация идеи обязательной профильности стоит перед потребностью совершить ответственный выбор. Выбор следует совершить и в отношении индивидуальной образовательной траектории и относительно предварительного самоопределения в сфере профилирующего направления собственной деятельности.
Концепция профильного обучения предполагает создание условий, которые позволяют совершить выбор, то есть введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
Целью элективного курса считается расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми сферами науки в рамках выбранного профиля. Элективные курсы обязаны направляться на решение следующих задач: способствовать самоопределению и выбору дальнейшей профессиональной деятельности, создавать позитивную мотивацию обучения на планируемом профиле, познакомиться с ведущими для соответствующего профиля видами деятельности.
Разработка и апробация элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций показала, что программа элективного курса имеет необходимое и достаточное количество составляющих, наглядно отражающих содержание элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций и способы деятельности учащихся по его освоению.
Элективные курсы для профессиональных образовательных организаций представляют собой новый механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С детально разработанной системой элективных курсов по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций каждый может приобрести образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний, умений и навыков.
Содержание элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций содержит перечень тем и их реферативное описание.
В итоге изучения элективного курса студент должен знать основные теоретические положения экономики; понимать основные принципы функционирования предприятия во взаимодействии с внутренней и внешней средой; уметь описывать экономику как синтетическое понятие, функции экономики, цели кредитования в экономической сфере, применять формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели. Экспертиза программ элективного курса и проведение оценки по программе профессионального обучения проводятся с помощью анкетирования, собеседования и метода экспертных оценок.
Анализ рекомендаций по разработке элективных курсов для профессиональных образовательных организаций показал, что к основным барьерам реализации и совершенствование элективных курсов для профессиональных образовательных организаций можно отнести минимальный норматив численности обучающихся профессиональных образовательных организаций, ограниченность аудиторного фонда, норматив нагрузки и необходимость «загрузить» штатных педагогов, неиспользование потенциала учебных площадок работодателей регионального масштаба, отсутствие механизма обратной связи с учащимися профессиональных образовательных организаций.
К вариантам преодоления проблем реализации и совершенствование элективных курсов для профессиональных образовательных организаций относятся формирование межпрофильных групп в сфере одного направления, оптимизационный процесс расписания, синхронизация учебных планов профилей в области одного направления и введение перекрестных курсов по выбору, формирование базовых кафедр и проведение опроса студентов (анкетирование).
Требования к содержанию программ элективных курсов включают наличие широкого комплекса предлагаемых дисциплин, связанность и системность курсов по выбору, соответствие базовым дисциплинам и требованиям компетентностного подхода, объективная востребованность, практикоориентированность, динамичный характер элективных курсов и многопрофильность перечня.
Результаты проведённого исследования показали, что уровень организации учебного процесса по общему экономическому образованию студентов в профессиональных образовательных организациях не создает необходимую основу для эффективного формирования экономической грамотности студентов и получения ими общего экономического образования. Анализ организации и содержания, проводимых учебно-воспитательных мероприятий может выявить, что для большинства педагогов по экономическому курсу свойственно стремление к максимальной плотности различных форм деятельности в области экономики и их интенсивности в ущерб остальным научным дисциплинам. В связи с этим выходом из данной ситуации может разработка элективных курсов по отдельным направлениям экономической дисциплины.
Программа элективного курса «Развитие рынка потребительского кредитования в России» включает необходимые методические указания, содержание курса является полным и готово для применения в колледже. При необходимости руководством профессиональной образовательной организации могут быть внесены корректировки.
В заключение можно сказать, что цель исследования, то есть разработка элективного курса по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов профессиональных образовательных организаций, в том числе для студентов колледжа НФ «ИЭУП» достигнута в ходе решения следующих задач:
— описаны теоретические аспекты элективного курса для студентов профессиональных образовательных организаций.
— разработан элективный курс по теме «Развитие рынка потребительского кредитования в России» для студентов колледжа Нижнекамского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права».
— подготовлены рекомендации по разработке элективных курсов для других профессиональных образовательных организаций.
При анализе системы образования колледжа выделены следующие трудности, препятствующие введению профильного обучения - элективного курса «Развитие рынка потребительского кредитования в России»:
— ограниченность (недостаточность) перечня курсов по выбору по всем учебным циклам,
— ориентированность в тематике на научные направления кафедры, на возможности и предпочтения преподавателей,
— потребность обеспечения нагрузкой штатных педагогов - это одна из основных проблем, так как педагоги колледжа имеют большие нагрузки только базовыми дисциплинами,
—недостаточное участие специалистов-практиков в чтении курсов по выбору и привлечение внешних преподавателей, например, из взаимодействующих с колледжем организаций,
— негибкость базовых учебных планов и ориентированность только на базовый учебный план.
Для решения всех этих соответствующих трудностей предложено следующее:
— расширить спектр предлагаемых дисциплин, а так же увеличить количество курсов по выбору и ввести в учебный план программу разработанного элективного курса.
— усилить ориентацию в тематике курсов на потребности рынка, практики (установление более тесных контактов с работодателями, специалистами, работающими в реальных условиях современного рынка) и общества.
— шире внедрять факультативы с привлечением к их чтению специалистов-практиков (выходить на создание базовых кафедр).
— формировать тематику курсов по выбору на основе анализа мнений студентов (проводить анкетирование или опрос).
— увеличить объемы часов на практикоориентированные дисциплины. При условии реализации элективного курса в колледже Нижнекамского филиала ЧОУ ВПО «ИЭУП» будут выпускаться высококвалифицированные, широкопрофильные и конкурентоспособные специалисты.



1. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от
15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".
Научная и учебная литература:
3. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики / А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 243 с.
4. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы /Е.В. Бондаревская. - СПб.: Питер, 2012. - 430 с.
5. Васильева, А.С. Особенности потребительского кредитования в России в современных условия / А.С. Васильева, П.А. Васильев // Банковское дело. - 2013. - 196 с.
6. Деркач, А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А. Деркач, Л.Э. Орбан. - М : РАГС, 2015. - 644 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. - 2012. - 249 с.
8. Ермаков, С.Л. Рынок потребительского кредитования в России: современные тенденции развития / С. Л. Ермаков, Ю.А. Малинкина // Финансы и кредит. - 2013 - 342 с.
9. Ермолаева, М.В. Психология развития / Ермолаева, М.В.. - М.: Просвещение, 2014. - 246 с.
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп./ - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - 336 с.
11. Лебединцев, В. Б. Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения / В.Б. Лебединцев // Инновации в образовании. - 2012. - № 3. - С. 19-20.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2012. - 528 с.
13. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов / Г.Ю. Любимова // Вестник. - 2012. - №1. - С. 54-55.
14. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник. - 2011. - №1. - С.10-11.
15. Мандрикова, Е.Ю. Влияние самооценочных эталонов на профессиональные представления студентов / под ред. А.А. Крылова. - СПб.: Питер, 2011. - 735 с.
16. Новиков, М.С. Элективный курс обучения / М.С. Новиков. - М.: Просвещение, 2013. - 562 с.
17. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А.В. Перевозный. - М.: Академия, 2011. - 109 с.
18. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: УРАО, 2012. - 160 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн./ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 576 с.
20. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии, 2015. - 246 с.
21. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 2012. - 108 с.
22. Раян, В.В. Разработка технологии элективного обучения / В.В. Раян // Вопросы педагогики. - 2014. - №2. - С.21-22.
23. Силантьев, А.В. Теоретические основы элективного курса обучения / А.В. Силантьев. - М: МГУ. 2011. - 210 с.
24. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная
подготовка и компетентностный подход /В. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2014. - №8. - С. 31-32.
25. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2013. - 144 с.
26. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Приор, 2011. - 344 с.
Электронные ресурсы:
27. Воронин, Б. Б. Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс] / Б. Б. Воронин, И. А. Демчев, В. М. Кутьин и др. - М.: ЦИПСиР: Альпина Паблишерз, 2015. - 520 с.
28. Звонников, В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2012. - 280 с.
29. Криворучко, С. В. Микрофинансирование в России [Электронный ресурс] / Коллектив авторов. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2013. - 168 с.
30. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http: // www.raexpert.ru
31. Федеральная служба государственной статистики. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:/ http://www.gks.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ