Введение 3
1. Теоретические основы транспортного налога 5
1.1. Экономическая сущность транспортного налога 5
1.2. Исторические аспекты становления и развития транспортного налога в
России 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога в России 18
2. Характеристика транспортного налога в России на современном этапе 26
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений
по транспортному налогу 26
2.2. Анализ поступления транспортного налога в бюджеты субъектов
Российской Федерации 42
3. Совершенствование транспортного налога в России 54
3.1. Мировой опыт исчисления и уплаты транспортного налога и возможности
его использования в России 54
3.2. Пути развития транспортного налога в России 60
Заключение 69
Список использованных источников
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
С 1 января 2003 года главой 28 Налогового кодекса РФ был введен новый налог - транспортный, его плательщиками являются как юридические, так и физические лица. Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.
Транспортный налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ о налоге и взимается с лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Актуальность данной темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то налог касается почти всех.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретические основ транспортного налога и его практическое применение в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность транспортного налога;
- изучить исторические аспекты становления и развития транспортного налога в России;
- рассмотреть особенности исчисления и уплаты транспортного налога юридическими и физическими лицами в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по транспортному налогу;
- проанализировать поступления транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- изучить мировой опыт исчисления и уплаты транспортного налога, а также определить возможности его использования в России;
- предложить пути развития транспортного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия, научная литература, статьи, официальные статистические данные Федеральной налоговой службы, а также материалы глобальной сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В заключении можно сделать вывод, что транспортный налог относится к имущественным налогам и пополняет доходную часть региональных бюджетов. Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен соответствующим законом. Вводя налог, субъекты Российской Федерации устанавливают порядок и сроки его уплаты, ставку налога, а также налоговые льготы и основания для их применения. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В целом по Российской Федерации ежегодно увеличивается количества налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов. Однако, стоит отметить, что за анализируемый период увеличивается количество налогоплательщиков не применяющих налоговые льготы, а по количеству налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы наблюдается снижение. Львиная доля приходится на льготы, установленные законодательством субъектов Российской Федерации. В целом наблюдается положительная динамика по количеству налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов.
Проанализировав формирование налоговой базы и структуры начисление по транспортному налогу с физических лиц в целом по России за 2012-2014 годы можно сделать вывод, что сумма исчисленного налога к уплате увеличилась, как увеличилось количество транспортных средств. Также мы наблюдаем динамику увеличения суммы налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот в России за 2012-2014 годы в России..
Транспортный налог, подлежащая к уплате в России в 2014 году увеличилась на 28708375 тыс. руб. или на 13,20%. Основную долю транспортного налога составляет налог по наземным транспортным средствам, причем увеличение в 2014 году составило 3177502 тыс.руб. В 2014 году наблюдаем значительное увеличение транспортного налога практически в 2 раза, по сравнению с 2013 годом. Это обусловлено увеличением ставок по транспортному налогу. Однако по водным и воздушным транспортным средствам увеличение транспортного налога является незначительным. На поступление от транспортного налога в бюджет субъектов Российской Федерации влияют предоставляемые налоговые льготы по данному налогу.
Анализируя опыт зарубежных стран, можно отметить, что за рубежом существуют различные подходы к налогообложению автотранспортных средств. Например, американская система налогообложения предусматривает невысокие ставки автотранспортных налогов, поэтому доходы от сбора налогов позволяют компенсировать только затраты на содержание и развитие сети автомобильных дорог.
Европейская система налогообложения предусматривает гораздо более высокий уровень налогов, которые во многом играют регулирующую роль (сдерживают рост интенсивности движения, покрывают целый ряд внешних издержек, связанных с экологическим ущербом, потерями от ДТП, вторичными последствиями перегрузки автомобильных дорог и др.).
Одним из последствий применения европейской системы налогообложения стало то, что в странах ЕС транспортные налоги стали приносить большие доходы, значительно превышающие расходы на содержание и развитие автодорог. Поэтому автотранспортные налоги стали важной статьей формирования национальных бюджетов.
Можно сделать вывод о том, что в Германии сумма налога будет зависеть от объема двигателя и количества выбрасываемых вредных веществ в атмосферу вашего автомобиля. Во Франции аналогичная система, только во внимание принимается уже не объем двигателя, а его мощность. В США и Китае транспортный налог включается в стоимость ГСМ, тогда действует принцип кто больше ездит тот больше и платит, причем в Китае еще существует разовый налог при покупке автомобиля, 10% от стоимости автомобиля если он произведен на территории страны и 40% если ввезен из-за границы. В Японии основная сумма транспортного налога, уплачивающаяся ежегодно, зависит от объема двигателя и массы автомобиля. Также в Японии существует разовый налог при покупке машины, который составляет около 5% от стоимости вашего нового авто, еще один налог необходимо заплатить при регистрации автомобиля, сумма этого налога будет зависеть от объема и массы автомобиля.
В России по прошествии ряда лет с момента введения транспортного налога можно выделить следующие актуальные проблемы налогообложения транспортных средств. Во-первых, это невысокая собираемость транспортного налога в Российской Федерации, что связано с недополучением денежных средств в бюджет в результате предоставления налоговых льгот, с отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога. Во-вторых, действующие ставки транспортного налога не отражают разной степени воздействия легковых, грузовых автомобилей, автобусов на дорожную сеть страны. В-третьих, действующие ставки транспортного налога не отражают также и разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей, автобусов на экологию. В- четвертых, увеличение ставок транспортного налога, существенно превышающее значение ставок налогов на транспорт большинства европейских стран, приводит к понижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении международных перевозок.
Существует мнение, что необходим переход к расчету транспортного налога исходя из километра пробега. Расчет предполагается вести на основе данных GPS - трека автомобиля в зависимости от категории дороги, характеристик автомобиля и его владельцев. Для этой цели необходимо обязательное наличие бортового оборудования. Также для автовладельцев планируется вести дополнительные платежи за парковку и хранение автомобиля.
Считаем, что новации по транспортному налогу повлекут за собой резкое доминирование фискальной функции этого налога, поэтому для создания благоприятного экономического, инвестиционного и общественного климата необходимо дифференцировать транспортного и общественного климата необходимо дифференцировать транспортный налог по легковым и грузовым автомобилям, основываясь на базовых критериях.
Анализ существующей проблемы выявил два пути решения: либо совершенствовать существующий транспортный налог, либо заменить его на иные виды платежей. Представляется, что замена транспортного налога на другой платеж повлечет за собой значительные затраты бюджета, но не освободит его от многих недостатков. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование существующего транспортного налога.
Таким образом, для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия.
1.Опираясь на опыт зарубежных стран, необходимо ввести налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей.
2. Следует рассмотреть вопрос об отмене транспортного налога, предполагая заменить его акцизным сбором, то есть транспортный налог должен взиматься по принципу «пользователь платит, когда едет».
3. Целесообразно установить дифференцированные ставки на легковые и грузовые транспортные средства в зависимости от ряда критериев, для того чтобы перейти к территориальному и экономическому равенству налогоплательщиков.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ (ред. от 22.10.2014г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.06.2016г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая:
Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.06.2016г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.06.2016г.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 21 января 2010 г. № 7-ЗРТ (с изм.12 декабря 2015г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.06.2016г.
5. О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок: Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.06.2016г.
6. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское
предпринимательское право (под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова). - М.: Проспект, 2014.
7. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - М.: «Проспект». - 2013.
8. Боброва А.В. Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран // Законодательство и экономика. - 2015. - №7.
9. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Том 2. - М.: Налоги, финансовое право, 2013.
10. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Специальные режимы налогообложения. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на
вмененный доход для отдельных видов деятельности. - М.: «Налоги и финансовое право», 2012.
11. Бухгалтерский учет: сложные вопросы из практики налогового консультирования (под редакцией А.В. Брызгалина). - М.: «Налоги и финансовое право», 2014.
12. Балацкий Е., Екимова Н. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений // Общество и экономика. 2015, №4.
13. Бухвальд Е.М., Федоткин В.Н. Муниципальная реформа и социальноэкономическое развитие территорий. М.: Институт экономики РАН, 2014.
14. Васильев Ю.А. Поговорим о налоговом будущем // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. - №2.
15. Вислова А.В., Попова А.Г., Шитова М.А. Индивидуальный предприниматель: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. - М.: Экзамен, 2014.
16. Данченко С.П. Страховые взносы индивидуальных предпринимателей
- 2014 // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2015. - №8.
17. КиселеваИ. А. Что мы знаем о налогах. - Консультант бухгалтера. -№ 10. - 2011.
18. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. - Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - 2013
19. Козенкова Т.А. Методы налогового планирования. - Консультант бухгалтера. - 2014. - №7.
20. Колесников Н.А Налоги как «цена» услуг ?государства. - Бухгалтер и закон. - 2015. - №1.
21. Колосова И.Ю.Налоговая политика: основные направления на
ближайшую перспективу // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение.
- 2015. - №2.
22. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: «ИПБ- БИНФРА», 2013.
23. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика. - Изд-во «ВолтерсКлувер», 2014.
24. Кузнецова В.А. Индивидуальный предприниматель учет, регистрация, налогообложение. - М.: «Бератор-Паблишинг», 2015.
25. Кыров А.А. Индивидуальный предприниматель: практическое
пособие. - М.: «Проспект», 2014.
26. Либерман К.А. Совмещение режимов налогообложения. Раздельный учет. Сложные моменты бухгалтерского и налогового учета. - М.: «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2013.
27. Медведева Т.М. Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 21.11.2012 № АС-4-2/19576 // Акты и комментарии для бухгалтера . - № 2 . - 2013.
28. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / - М.: КНОРУС, 2012.
29. Морозов А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогообложения. М.: Знание, 2015.
30. Межуева Т.Н. Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения. - «Гросс-Медиа»: РОСБУХ. - 2014.
31. Митрофанова И.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова, А.А. Эрентраут // Молодой ученый. 2015. - №4.
32. Мусаева Х.М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации / Х.М. Мусаева, М.М. Иманшапиева; Х.М. Мусаева, М.М. Иманшапиева // Налоги и налогообложение. 2014. - №12.
33. Налоги и налогообложение. / Под ред. Черника Д. Г. - М.: Финансы и статистика, 2012.
34. Орлов М.Ю. Налог и фискальный суверенитет государства. - Ежегодник. - М.: Публично-правовые исследования, 2014.
35. Орлова О.Е. Перспективы бюджетной и налоговой политики на 2016 год // Руководитель автономного учреждения. 2015.- №12.
36. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации учебник / В. Г Пансков. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2014.
37. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юрайт-Издат, 2014.
38. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. - 2-ое изд. - М.: Норма, 2013.
39. Пинская М.Р. Гармонизация налоговых отношений в федеральном государстве. Автореферат дисс. док-раэкон. наук. М.: Экзамен, 2014.
40. Практическая налоговая энциклопедия. Том 3. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с применением положений части первой и второй Налогового кодекса России // под ред. Брызгалина А.В. -М.: Юрайт, 2015.
41. Практическая налоговая энциклопедия. Том 6. Налоговые проверки // под ред. Брызгалина А.В. - 2010-2015 г..
42. Сафронова Е.Г. Законная экономия на налогах - реальность! - Налоговый учет для бухгалтера. - 2015. - №11.
43. Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2015 год (под редакцией А.В. Брызгалина). - М.: Налоги и финансовое право, 2016.
44. Тараруева А.А. (РГГУ). Зарубежный опыт региональной поддержки малых предприятий / А.А. Тараруева // Вестник РГГУ. 2015. - №10.
45. Тимофеева О. Ф. Перспективы развития транспортного налога // Российский налоговый курьер. - 2015. - №11.
46. Фокин В. М., Пепеляева С. Г. Налоговое регулирование: Учебное пособие. - М.: «Статус», 2014.
47. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. М.: ТЕИС,
48. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение / Черник Д. Г. - М.: Юнити- Дана, 2014.
49. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Налоговая
политика на 2016 год и на плановый периоды 2017 и 2018 годы. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.ru.
50. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: Исполнению
бюджетов субъектов Российской Федерации. - Официальный сайт Федерального казначейства, 2016. - Режим доступа: http://roskazna.ru/
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2016. - режим доступа: http://www.nalog.ru.