РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность организации антимонопольного
регулирования в Российской Федерации 5
1.2. История развития антимонопольного законодательства в
Российской Федерации и за рубежом 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 34
2.1. Состояние конкурентной среды в регионах Приволжского федерального округа 34
2.2. Сравнительный анализ деятельности федеральных антимонопольных служб в регионах Приволжского федерального округа... .43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 56
3.1. Проблемы регулирования антимонопольной политики в регионах
Приволжского федерального округа 56
3.2. Мероприятия по совершенствованию антимонопольного регулирования в регионах Приволжского федерального округа... ... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность организации антимонопольного
регулирования в Российской Федерации 5
1.2. История развития антимонопольного законодательства в
Российской Федерации и за рубежом 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 34
2.1. Состояние конкурентной среды в регионах Приволжского федерального округа 34
2.2. Сравнительный анализ деятельности федеральных антимонопольных служб в регионах Приволжского федерального округа... .43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 56
3.1. Проблемы регулирования антимонопольной политики в регионах
Приволжского федерального округа 56
3.2. Мероприятия по совершенствованию антимонопольного регулирования в регионах Приволжского федерального округа... ... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
На протяжении длительного исторического периода, конкуренция является объектом пристального внимания исследователей. Теория конкуренции развивалась вместе с историей товарного, затем и крупного капиталистического производства. Конкуренция является одним из факторов инновационного развития.
Для формирования конкурентоспособной системы страны, большое значение имеет определение необходимого соотношения рыночных механизмов и государственного регулирования.
Государственное регулирование предполагает поддержку конкуренции, ограничение монопольных тенденций и контроль над деятельностью естественных монополий.
Политика в области конкуренции является основным инструментом достижения социально-экономического развития страны. В условиях экономического кризиса и санкций, политика Российской Федерации особенно направлена на создание условий для дальнейшего роста благосостояния населения, на развитие отечественного бизнеса, поддержку конкуренции и внедрение инновационных технологий.
Степень разработанности проблемы. Проблема исследования развития конкуренции и государственного регулирования экономического сектора, давно привлекла внимание ученых многих стран и нашла отражение в уже весьма богатой литературе. Впервые научная постановка вопроса о конкуренции была сформирована классиками политической экономики: А. Смитом, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, среди отечественных исследователей выделяют труды Ю. Кузнецова, В. Новикова, Е. Румянцевой и др. Несмотря на значительную разработанность проблем исследований теории конкуренции, вопрос о реализации антимонопольной политики в России все еще остается актуальным.
В процессе исследования использовались нормативно-правовые акты и прогнозные разработки федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
Целью исследования является изучение реализации антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа, выявление проблем и определение приоритетных направлений дальнейшего совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственное регулирование экономики в зависимости от типов рынка;
2. Раскрыть сущность организации антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
3. Рассмотреть становление антимонопольного законодательства в Российской Федерации и за рубежом;
4. Исследовать деятельность федеральных антимонопольных служб в регионах Приволжского федерального округа;
5. Выявить проблемы и определить перспективы развития антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа;
6. Предложить рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Предметом исследования выступает реализация антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Объектом исследования является - антимонопольная политика Российской Федерации.
Информационную базу исследования включают научные труды и монографии российских и зарубежных ученых, статистические данные федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, интернет-ресурсы Российской Федерации, а так же законодательные и нормативно-правовые акты федеральных органов и субъектов Российской Федерации.
Для формирования конкурентоспособной системы страны, большое значение имеет определение необходимого соотношения рыночных механизмов и государственного регулирования.
Государственное регулирование предполагает поддержку конкуренции, ограничение монопольных тенденций и контроль над деятельностью естественных монополий.
Политика в области конкуренции является основным инструментом достижения социально-экономического развития страны. В условиях экономического кризиса и санкций, политика Российской Федерации особенно направлена на создание условий для дальнейшего роста благосостояния населения, на развитие отечественного бизнеса, поддержку конкуренции и внедрение инновационных технологий.
Степень разработанности проблемы. Проблема исследования развития конкуренции и государственного регулирования экономического сектора, давно привлекла внимание ученых многих стран и нашла отражение в уже весьма богатой литературе. Впервые научная постановка вопроса о конкуренции была сформирована классиками политической экономики: А. Смитом, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, среди отечественных исследователей выделяют труды Ю. Кузнецова, В. Новикова, Е. Румянцевой и др. Несмотря на значительную разработанность проблем исследований теории конкуренции, вопрос о реализации антимонопольной политики в России все еще остается актуальным.
В процессе исследования использовались нормативно-правовые акты и прогнозные разработки федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
Целью исследования является изучение реализации антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа, выявление проблем и определение приоритетных направлений дальнейшего совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственное регулирование экономики в зависимости от типов рынка;
2. Раскрыть сущность организации антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
3. Рассмотреть становление антимонопольного законодательства в Российской Федерации и за рубежом;
4. Исследовать деятельность федеральных антимонопольных служб в регионах Приволжского федерального округа;
5. Выявить проблемы и определить перспективы развития антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа;
6. Предложить рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Предметом исследования выступает реализация антимонопольной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Объектом исследования является - антимонопольная политика Российской Федерации.
Информационную базу исследования включают научные труды и монографии российских и зарубежных ученых, статистические данные федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, интернет-ресурсы Российской Федерации, а так же законодательные и нормативно-правовые акты федеральных органов и субъектов Российской Федерации.
На основе проведенных исследований мы можем сделать следующие выводы:
1. Наличие конкурентной среды и ее состояние является важнейшим фактором экономического развития страны. Именно поэтому сохранение конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монопольных тенденций является одной из основных функций современного государства. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных знаков. С самого начала конкурентное законодательство рассматривалось как направление против монополистической деятельности. Однако на сегодняшний день, основными направлениями антимонопольной политики является:
• установление предельных норм рентабельности для монополистов;
• недопущение формирования новых монополий;
• контроль за соблюдением законодательства в сфере конкуренции;
• контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы;
• ограничение конкуренции со стороны местных властей;
• контроль за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;
• контроль в сфере государственного оборонного заказа;
• контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• тарифное регулирование;
2. Главным органом осуществляющим антимонопольную политику
в России является Федеральная антимонопольная служба, деятельность которой регламентируется Положением о Федеральной антимонопольной службе. В регионах Российской Федерации осуществляют территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.
3. Федеральная антимонопольная служба реализует кадровую политику в соответствии с законодательством РФ в области государственной гражданской службы, требованиями трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции, а также Этическим кодексом и Принципам поведения государственного гражданского служащего ФАС России. Информационная открытость является неотъемлемой частью борьбы с коррупцией.
4. Одной из приоритетных задач государственной службы - предотвращение текучести кадров. Необходимо выстроить такую систему, которая могла бы обеспечить стимул для развития карьеры непосредственно в антимонопольной службе, также стимулировать их к соблюдению этических норм поведения. Для этого необходимо устранить причины, способствующие росту текучести. Для начала необходимо провести факторный анализ показателей уровня текучести непосредственно в территориальных управлениях ФАС России, с учетом должностных и возрастных категорий. Также проанализировать существующую систему оплаты труда, стимулирования, социального обеспечения сотрудников и провести анализ существующей корпоративной культуры во всех территориальных антимонопольных органах.
5. В связи с перегруженностью антимонопольного органа заявлениями и делами, одной из основных проблем государственной службы можно назвать - недостаточную эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, проблему нехватки и текучести кадров.
6. Помимо существующих внутренних проблем связанные с антимонопольным реагированием, актуальна проблема взаимодействия ФАС России с другими органами государственной власти из-за нечетких
разграничений полномочий между органами государственной власти.
В настоящее время, антимонопольное законодательство в России переживает период бурного развития. Усиление значимости антимонопольного регулирования создает почву для злоупотребления и отмечается комплексом проблем в этой сфере. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Российской Федерации необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, с использованием опыта зарубежных стран.
Как и любой государственный орган, антимонопольный орган несовершенен. Слишком активное применение антимонопольного законодательства с соответствующими рестрикциями, запретами и санкциями противоречит всем основополагающим нормам частного права, которое сформировалось в развитых западных странах и сейчас формируется в России. Нельзя указывать свободному производителю, что и как ему делать, производить и по каким ценам продавать. Нельзя ему и навязывать нежелательные для него контракты, сделки и стратегии. Нельзя что-либо сделать с имуществом предприятия, т.к. это имущество принадлежит частным лицам. Наконец, нельзя и закрыть предприятие, если оно не нарушает какие-то явные нормы хозяйственной жизни (разумеется, не включая антимонопольные).
Антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а создавать благоприятные условия для развития бизнеса. Необходимо совершенствование антимонопольного законодательства для развития конкуренции в стране.
1. Наличие конкурентной среды и ее состояние является важнейшим фактором экономического развития страны. Именно поэтому сохранение конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монопольных тенденций является одной из основных функций современного государства. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных знаков. С самого начала конкурентное законодательство рассматривалось как направление против монополистической деятельности. Однако на сегодняшний день, основными направлениями антимонопольной политики является:
• установление предельных норм рентабельности для монополистов;
• недопущение формирования новых монополий;
• контроль за соблюдением законодательства в сфере конкуренции;
• контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы;
• ограничение конкуренции со стороны местных властей;
• контроль за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;
• контроль в сфере государственного оборонного заказа;
• контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• тарифное регулирование;
2. Главным органом осуществляющим антимонопольную политику
в России является Федеральная антимонопольная служба, деятельность которой регламентируется Положением о Федеральной антимонопольной службе. В регионах Российской Федерации осуществляют территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.
3. Федеральная антимонопольная служба реализует кадровую политику в соответствии с законодательством РФ в области государственной гражданской службы, требованиями трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции, а также Этическим кодексом и Принципам поведения государственного гражданского служащего ФАС России. Информационная открытость является неотъемлемой частью борьбы с коррупцией.
4. Одной из приоритетных задач государственной службы - предотвращение текучести кадров. Необходимо выстроить такую систему, которая могла бы обеспечить стимул для развития карьеры непосредственно в антимонопольной службе, также стимулировать их к соблюдению этических норм поведения. Для этого необходимо устранить причины, способствующие росту текучести. Для начала необходимо провести факторный анализ показателей уровня текучести непосредственно в территориальных управлениях ФАС России, с учетом должностных и возрастных категорий. Также проанализировать существующую систему оплаты труда, стимулирования, социального обеспечения сотрудников и провести анализ существующей корпоративной культуры во всех территориальных антимонопольных органах.
5. В связи с перегруженностью антимонопольного органа заявлениями и делами, одной из основных проблем государственной службы можно назвать - недостаточную эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, проблему нехватки и текучести кадров.
6. Помимо существующих внутренних проблем связанные с антимонопольным реагированием, актуальна проблема взаимодействия ФАС России с другими органами государственной власти из-за нечетких
разграничений полномочий между органами государственной власти.
В настоящее время, антимонопольное законодательство в России переживает период бурного развития. Усиление значимости антимонопольного регулирования создает почву для злоупотребления и отмечается комплексом проблем в этой сфере. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Российской Федерации необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, с использованием опыта зарубежных стран.
Как и любой государственный орган, антимонопольный орган несовершенен. Слишком активное применение антимонопольного законодательства с соответствующими рестрикциями, запретами и санкциями противоречит всем основополагающим нормам частного права, которое сформировалось в развитых западных странах и сейчас формируется в России. Нельзя указывать свободному производителю, что и как ему делать, производить и по каким ценам продавать. Нельзя ему и навязывать нежелательные для него контракты, сделки и стратегии. Нельзя что-либо сделать с имуществом предприятия, т.к. это имущество принадлежит частным лицам. Наконец, нельзя и закрыть предприятие, если оно не нарушает какие-то явные нормы хозяйственной жизни (разумеется, не включая антимонопольные).
Антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а создавать благоприятные условия для развития бизнеса. Необходимо совершенствование антимонопольного законодательства для развития конкуренции в стране.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Магистерская диссертация, электроэнергетика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - Особенности конкуренции на региональных товарных рынках
(на материалах Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОВАРНЫХ
РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016



