Налогообложение прибыли коммерческих банков
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли коммерческих
банков 6
1.1. Прибыль коммерческих банков как объект
налогообложения 6
1.2. Доходы и расходы коммерческих банков для цели
налогообложения 14
1.3. Инструменты налогового регулирования прибыли коммерческих
банков 25
2. Практические основы налогообложения прибыли коммерческих
банков 33
2.1. Анализ банковского сектора на современном этапе 33
2.2. Оценка влияния налогообложения прибыли на развитие
банковского сектора 44
2.3. Особенности налогообложения ссудных операций и 62
инвестиционной деятельности коммерческого банка
72
3. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих
банков 72
3.1. Международный опыт налогообложения прибыли коммерческих
банков 79
3.2. Направления развития налогообложения прибыли коммерческих 86
банков 90
Заключение 96
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения прибыли коммерческих
банков 6
1.1. Прибыль коммерческих банков как объект
налогообложения 6
1.2. Доходы и расходы коммерческих банков для цели
налогообложения 14
1.3. Инструменты налогового регулирования прибыли коммерческих
банков 25
2. Практические основы налогообложения прибыли коммерческих
банков 33
2.1. Анализ банковского сектора на современном этапе 33
2.2. Оценка влияния налогообложения прибыли на развитие
банковского сектора 44
2.3. Особенности налогообложения ссудных операций и 62
инвестиционной деятельности коммерческого банка
72
3. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих
банков 72
3.1. Международный опыт налогообложения прибыли коммерческих
банков 79
3.2. Направления развития налогообложения прибыли коммерческих 86
банков 90
Заключение 96
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы исследования. Налоги затрагивают самые важные стороны человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций, а с другой - налоговое бремя организаций и граждан не должно быть слишком тяжелым, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики, и поэтому налоговая тематика всегда актуальна.
Налог на прибыль принадлежит к числу федеральных налогов и занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации (далее РФ). Коммерческие банки, как и любые другие организации, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Банки выполняют исключительно важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью осуществляется перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы, что способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) Предложена классификация доходов и расходов коммерческих банков в зависимости от специфичности деятельности;
2) Представлены инструменты налогового регулирования прибыли коммерческих банков;
3) Проведен анализ факторов, влияющих на прибыль коммерческих банков.
Изучению налогового регулирования деятельности коммерческих банков посвящены научные работы таких ученых, как Бисултановой А. А., Бутылькова М.Л., Гончаренко Л.И., Гусева А.В., Зубковой С.С., Полларда А.М. и др. Работы указанных авторов внесли весомый научный вклад в теоретическое обеспечение разрешения ряда проблем регулирования деятельности коммерческих банков.
Целью исследования явилось изучение теоретических и практических аспектов налогообложения прибыли коммерческих банков с целью разработки рекомендаций по совершенствованию налогообложения.
В соответствии с определенной целью, поставлены и реализованы следующие задачи:
- изучить теоретические основы налогообложения прибыли коммерческих банков;
- проанализировать состояние банковского сектора на современном этапе;
- изучить международный опыт налогообложения прибыли коммерческих банков.
Объектом исследования является деятельность коммерческих банков, связанная с формированием и уплатой в бюджет налоговых платежей.
Предметом исследования является совокупность взаимоотношений между государством и коммерческими банками, возникающих по поводу налогообложения последних.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные разработки в области теории и практики налогообложения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, концепции и программы, обеспечивающие экономическое и правовое регулирование деятельности банков.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, статистические ежегодники и бюллетени Федеральной службы государственной статистики РФ, бюллетени банковской статистики Банка России, материалы периодических изданий, научно-методические разработки, учебные пособия.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип исторического, логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения сформулированных в диссертации предложений и рекомендаций при разработке нормативных документов, касающихся налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации.
Налог на прибыль принадлежит к числу федеральных налогов и занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации (далее РФ). Коммерческие банки, как и любые другие организации, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Банки выполняют исключительно важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью осуществляется перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы, что способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) Предложена классификация доходов и расходов коммерческих банков в зависимости от специфичности деятельности;
2) Представлены инструменты налогового регулирования прибыли коммерческих банков;
3) Проведен анализ факторов, влияющих на прибыль коммерческих банков.
Изучению налогового регулирования деятельности коммерческих банков посвящены научные работы таких ученых, как Бисултановой А. А., Бутылькова М.Л., Гончаренко Л.И., Гусева А.В., Зубковой С.С., Полларда А.М. и др. Работы указанных авторов внесли весомый научный вклад в теоретическое обеспечение разрешения ряда проблем регулирования деятельности коммерческих банков.
Целью исследования явилось изучение теоретических и практических аспектов налогообложения прибыли коммерческих банков с целью разработки рекомендаций по совершенствованию налогообложения.
В соответствии с определенной целью, поставлены и реализованы следующие задачи:
- изучить теоретические основы налогообложения прибыли коммерческих банков;
- проанализировать состояние банковского сектора на современном этапе;
- изучить международный опыт налогообложения прибыли коммерческих банков.
Объектом исследования является деятельность коммерческих банков, связанная с формированием и уплатой в бюджет налоговых платежей.
Предметом исследования является совокупность взаимоотношений между государством и коммерческими банками, возникающих по поводу налогообложения последних.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные разработки в области теории и практики налогообложения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, концепции и программы, обеспечивающие экономическое и правовое регулирование деятельности банков.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, статистические ежегодники и бюллетени Федеральной службы государственной статистики РФ, бюллетени банковской статистики Банка России, материалы периодических изданий, научно-методические разработки, учебные пособия.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип исторического, логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения сформулированных в диссертации предложений и рекомендаций при разработке нормативных документов, касающихся налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации.
В экономической теории существует множество подходов к определению прибыли коммерческого банка. Это результат, характеризующий эффективность деятельности банков, показатель, отражающий результат всех направлений работы банка, остающийся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей и т.д. В данной работе прибыль коммерческого банка рассматривается, как положительный финансовый результат деятельности коммерческого банка, полученный путем вычитания из полученных доходов банка произведенных расходов.
Доходы коммерчески банков в свою очередь разделены на доходы, получаемые от деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг, процентные доходы, получаемые в результате осуществления кредитных операций, депозитные доходы от операций по привлечению денежных средств клиентов во вклады, а также прочие доходы. Расходы, в свою очередь были разделены на депозитные расходы, связанные с выплатой процентов по вкладам, курсовые расходы, получаемые при отрицательном результате переоценки ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расходов от перепродажи ценных бумаг, расходы, связанные с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг. Также были приведены расходы, не связанных с основными видами деятельности коммерческих банков: расходы по обеспечению деятельности коммерческих банков, т. е. на закупку оборудования, установку программного обеспечения, ремонт зданий и другие расходы; кадровые расходы (на оплату труда сотрудников банков, поощрительные и стимулирующие выплаты, поддержание уровня квалификации), инкассаторские расходы, расходы на выплату штрафов, пеней, неустоек.
В работе выделены следующие инструменты налогового регулирования: налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, порядок уплаты налога, порядок исчисления налога.
При этом проблема налогового регулирования прибыли коммерческих банков заключается в том, какие методы налогообложения использовать, в каком объеме и как они повлияют на деятельность кредитных организаций.
При анализе банковского сектора было выявлено следующее. Особенностями развития банковского сектора в России являются высокий уровень концентрации капитала, централизация финансовых потоков, большая степень влияния государства на движение финансовых потоков через банки с государственным участием, низкий уровень конкуренции. Количество коммерческих банков снижается по причинам отзыва лицензий Центральным банком РФ и укрупнения коммерческих банков вследствие повышения требований к величине уставного капитала.
Совершенствования системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, по нашему мнению, должно происходить в рамках применения дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменения состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль). А именно:
- ввести пониженные ставки налога на прибыль в части доходов от инвестиционной деятельности для банков;
- к расходам необходимо отнести затраты инвестиционного характера, а также расходы, связанные с организацией инвестиционной деятельности;
- расширить перечень льгот предоставляемым коммерческим банкам, участвующим в инвестиционных операциях;
- освободить от налогообложения проценты, полученные от выданных кредитов приоритетным отраслям экономики или на финансирование конкретных инвестиционных проектов;
- резервы на возможные потери по ссудам необходимо принимать в расчет затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме, что позволит повысить устойчивость банков и, таким образом, даст дополнительный стимул заниматься инвестиционными вложениями.
Таким образом, при реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. Выдвинутые предложения предусматривают изменение механизма налогообложения прибыли, через изменение формирования финансовых результатов, применение дифференцированных налоговых ставок при налогообложении доходов банков-участников инвестиционной деятельности, и направлены на совершенствование механизма налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков.
В работе изучен международный опыт налогообложения прибыли коммерческих банков и было отмечено, что в зарубежных странах ставки основных налогов на банковский сектор сравнительно выше. Поэтому совершенствование налогообложения банков не следует направлять по пути снижения ставок налогов. В части административного налогового воздействия рекомендовано создать централизованный налоговый контроль и контроль за внутренней работой банка; в части законодательного воздействия следует ввести краткосрочное льготирование, дифференцирование налоговых ставок и рассмотреть изменения в налоговой базе по налогу на прибыль; в части судебного метода следует усовершенствовать пути решения противоречий при исполнении налогового законодательства.
Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.
Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно рассмотреть модель, где банки, которые кредитуют реальный сектор экономики на долгосрочной основе, будут временно освобождены от уплаты данного налога. Чтобы предприятия начали брать долгосрочные кредиты в банках, для них нужна мотивация, например уменьшение процентной ставке по кредитам.
Необходима корректировка налогового законодательства, в котором коммерческие банки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль (например, в 2-3 раза), которые они получают от предоставления долгосрочных кредитов на развитие предприятий реального сектора экономики. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, например, на период 3-5 лет. В бюджет будет поступать большее количество денежных средств, т.к. предприятия развиваются, а значит, появляются и другие налоги для уплаты, например налог на добавленную стоимость, его налоговой базой служит не прибыль, а объем реализации.
Перед тем как ввести изменения в налоговое законодательство необходимо создать контроль за использование долгосрочных кредитов по назначению. Банкам нужно создавать необходимые условия, для того чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства для увеличения числа рабочих мест.
Проведя ряд предлагаемых мероприятий по оптимизации российской системы налогообложения банковского сектора, государство и кредитные организации придут к гармонии в области налогообложения. Банк будет удовлетворять свои интересы как коммерческая организация, государство будет получать своевременное пополнение бюджета, клиенты смогут уверенно пользоваться услугами банка-лидера на выгодных условиях. Все это сможет в будущем вывести отечественную экономику на новый уровень, так как коммерческие банки играют немаловажную роль в финансово -экономической политике государства.
Доходы коммерчески банков в свою очередь разделены на доходы, получаемые от деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг, процентные доходы, получаемые в результате осуществления кредитных операций, депозитные доходы от операций по привлечению денежных средств клиентов во вклады, а также прочие доходы. Расходы, в свою очередь были разделены на депозитные расходы, связанные с выплатой процентов по вкладам, курсовые расходы, получаемые при отрицательном результате переоценки ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расходов от перепродажи ценных бумаг, расходы, связанные с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг. Также были приведены расходы, не связанных с основными видами деятельности коммерческих банков: расходы по обеспечению деятельности коммерческих банков, т. е. на закупку оборудования, установку программного обеспечения, ремонт зданий и другие расходы; кадровые расходы (на оплату труда сотрудников банков, поощрительные и стимулирующие выплаты, поддержание уровня квалификации), инкассаторские расходы, расходы на выплату штрафов, пеней, неустоек.
В работе выделены следующие инструменты налогового регулирования: налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, порядок уплаты налога, порядок исчисления налога.
При этом проблема налогового регулирования прибыли коммерческих банков заключается в том, какие методы налогообложения использовать, в каком объеме и как они повлияют на деятельность кредитных организаций.
При анализе банковского сектора было выявлено следующее. Особенностями развития банковского сектора в России являются высокий уровень концентрации капитала, централизация финансовых потоков, большая степень влияния государства на движение финансовых потоков через банки с государственным участием, низкий уровень конкуренции. Количество коммерческих банков снижается по причинам отзыва лицензий Центральным банком РФ и укрупнения коммерческих банков вследствие повышения требований к величине уставного капитала.
Совершенствования системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, по нашему мнению, должно происходить в рамках применения дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменения состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль). А именно:
- ввести пониженные ставки налога на прибыль в части доходов от инвестиционной деятельности для банков;
- к расходам необходимо отнести затраты инвестиционного характера, а также расходы, связанные с организацией инвестиционной деятельности;
- расширить перечень льгот предоставляемым коммерческим банкам, участвующим в инвестиционных операциях;
- освободить от налогообложения проценты, полученные от выданных кредитов приоритетным отраслям экономики или на финансирование конкретных инвестиционных проектов;
- резервы на возможные потери по ссудам необходимо принимать в расчет затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме, что позволит повысить устойчивость банков и, таким образом, даст дополнительный стимул заниматься инвестиционными вложениями.
Таким образом, при реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. Выдвинутые предложения предусматривают изменение механизма налогообложения прибыли, через изменение формирования финансовых результатов, применение дифференцированных налоговых ставок при налогообложении доходов банков-участников инвестиционной деятельности, и направлены на совершенствование механизма налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков.
В работе изучен международный опыт налогообложения прибыли коммерческих банков и было отмечено, что в зарубежных странах ставки основных налогов на банковский сектор сравнительно выше. Поэтому совершенствование налогообложения банков не следует направлять по пути снижения ставок налогов. В части административного налогового воздействия рекомендовано создать централизованный налоговый контроль и контроль за внутренней работой банка; в части законодательного воздействия следует ввести краткосрочное льготирование, дифференцирование налоговых ставок и рассмотреть изменения в налоговой базе по налогу на прибыль; в части судебного метода следует усовершенствовать пути решения противоречий при исполнении налогового законодательства.
Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.
Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно рассмотреть модель, где банки, которые кредитуют реальный сектор экономики на долгосрочной основе, будут временно освобождены от уплаты данного налога. Чтобы предприятия начали брать долгосрочные кредиты в банках, для них нужна мотивация, например уменьшение процентной ставке по кредитам.
Необходима корректировка налогового законодательства, в котором коммерческие банки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль (например, в 2-3 раза), которые они получают от предоставления долгосрочных кредитов на развитие предприятий реального сектора экономики. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, например, на период 3-5 лет. В бюджет будет поступать большее количество денежных средств, т.к. предприятия развиваются, а значит, появляются и другие налоги для уплаты, например налог на добавленную стоимость, его налоговой базой служит не прибыль, а объем реализации.
Перед тем как ввести изменения в налоговое законодательство необходимо создать контроль за использование долгосрочных кредитов по назначению. Банкам нужно создавать необходимые условия, для того чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства для увеличения числа рабочих мест.
Проведя ряд предлагаемых мероприятий по оптимизации российской системы налогообложения банковского сектора, государство и кредитные организации придут к гармонии в области налогообложения. Банк будет удовлетворять свои интересы как коммерческая организация, государство будет получать своевременное пополнение бюджета, клиенты смогут уверенно пользоваться услугами банка-лидера на выгодных условиях. Все это сможет в будущем вывести отечественную экономику на новый уровень, так как коммерческие банки играют немаловажную роль в финансово -экономической политике государства.
Подобные работы
- Банковская прибыль и условия ее налогообложения
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2016 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Диссертация , банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 1998 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ БАНКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ БАНКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение в банках и налоговые риски
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПАО «АК БАРС» БАНК
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - Управление прибылью коммерческого банка на примере ПАО
«Татфондбанк»
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



