ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ
ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» НА
ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретическое обоснование эффективности дифференцированного обучения как условие для роста мотивации студентов 9
1.1 Организация обучения информационно-коммуникационным
дисциплинам 9
1.2 Мотивация и ее роль в учебной деятельности в учреждениях СПО 28
1.3 Технология дифференцированного обучения как средство повышения
мотивации 37
Выводы по первой главе: 43
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния дифференцированного обучения на мотивацию студентов 47
2.1 Организация, формы и методы исследования 47
2.2 Реализация педагогических условий дифференцированного подхода в
обучении дисциплине «Информационные технологии» 50
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 54
Выводы по второй главе: 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение
Актуальность исследования. Большинство развитых стран, учитывая потребность человечества в среднем профессиональном образовании, ведут подготовку специалистов на основании структурно- сформированной многоуровневой системы, позволяющей:
- обеспечить вариативность обучения и более полное раскрытие творческого потенциала личности;
- оперативно отзываться на изменение социальных процессов;
- адаптировать специалистов к спросу и предложению;
- соответствовать международным стандартам среднего профессионального образования.
Внедряя такую систему, мы можем и должны удовлетворить запросы и разнообразные потребности личности в образовании, обеспечить запросы общества в профессионалах, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом.
Проблема формирования профессиональной элиты, включающей в себя лучших представителей тех или иных профессий, долгое время игнорировалась в отечественной педагогике, психологии и социологии, а сам термин профессиональность зачастую употреблялся в сугубо отрицательном смысле. Однако этот процесс объективно существовал, профессиональная элита обновлялась и развивалась и, несомненно, оказывала значимое воздействие на социальные, культурные и другие стороны жизни существа.
Сегодня задача формирования профессиональных специалистов приобретает особую актуальность и остроту во многих сферах особенно в таких, как наука, образование, культура, здравоохранение, где резко снизился уровень жизни представителей соответствующих профессий и, как следствие, произошел интенсивный отток квалифицированных работников в бизнес, коммерческие структуры и т. п.
В современном мире особое внимание уделяется реализации личностно-ориентированного обучения. Одним из значимых моментов достижения нового, современного качества профессионального образования является обеспечение дифференциации и индивидуализации образования.
Одним из основных направлений современного развивающего обучения является индивидуализация, где основой выступает дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная педагогическая технология преследует? Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
Этим и обусловлена актуальность исследования.
Выше названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, каковы педагогические условия, способствующие повышению мотивации к обучению студентов-программистов на занятиях по информационным технологиям.
Необходимость ее решения обусловили выбор темы квалификационной работы / магистерского диссертационного исследования на, «Педагогические условия реализации дифференцированного подхода при обучении дисциплине «Информационные технологии» на примере студентов Альметьевского политехнического техникума .
Объект исследования - дифференцированный подход при обучении дисциплине «Информационные технологии».
Предмет исследования - система педагогических условий использования дифференцированного подхода для повышения мотивации студентов к обучению.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка системы педагогических условий использования дифференцированного подхода для повышения мотивации студентов к обучению, а также экспериментальная проверка ее эффективности.
Гипотезу исследования составила совокупность положений о том, что существенно повысить мотивацию к обучению студентов удастся в том случае, если на основе дифференцированного подхода будут разработаны и реализованы следующие педагогические условия:
• организация обучения на основе реализации индивидуально - дифференцированного подхода, представленного системой педагогических отношений и действий, осуществляемых поэтапно и непрерывно;
• повышение уровня мотивации у студентов, реализуя дифференцированный подход в обучении;
В процессе исследования выше сформулированной проблемы с опорой на выдвинутую гипотезу необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Содержательно раскрыть и определить базовые понятия исследования: дифференцированный подход, педагогическая технология, мотивация, самомотивация, педагогические условия и другие.
2. Обосновать и проверить экспериментально теоретические основы системы педагогических условий дифференцированного подхода к повышению мотивации студентов к обучению.
Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие труды: положения по общей методологии образовательной деятельности (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, А.М. Новиков и другие); теория педагогических систем (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и другие); теории и технологии профессионального обучения (O.A. Абдуллина, С.И. Архангельский, В.И. Горовая, В.П. Беспалько, A.A. Реан,
З.А. Решетова и другие); фундаментальные положения теории оптимизации и интенсификации процессов обучения (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин и другие); личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие); технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.В.Кларин, Г.К. Селевко и другие); положения общей и педагогической квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, H.A. Селезнёва, В.П. Симонов, А.И. Субетто и другие); психолого-педагогические основы формирования личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.А. Дергач, И.А. Зимняя, B.C. Ильин, И.С. Кон, A.B. Орлов, A.B. Петровский и другие); дидактические основы использования информационных технологий в образовании (Ю.С. Брановский, Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, Ю.С. Иванов, И.В. Роберт и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ при изучении научной литературы по педагогике, психологии, методике преподавания ИКТ дисциплин; анализ диссертационных работ по проблеме исследования); 2) эмпирические (тестирование, научно - педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования, диагностика мотивации студентов (авторский тест -опросник разработанный для решения задач исследования).
Опытно - экспериментальная база исследования.
Исследованием было охвачено контингент учащихся: студенты Альметьевского политехнического техникума 3-го года обучения, в исследование участвуют 38 человек, исследуются 2 группы (по 19 человек в каждой группе).
База для проведения исследования - Альметьевский политехнический техникум.
Научная новизна исследования.
- теоретически обоснована необходимость развития мотивации к обучению у студентов в учреждении среднего профессионального образования;
- выявлены и определены педагогические условия, способствующие успешному развитию мотивации к обучению студентов.
Диссертация соответствует паспорту специальности 14.04.01 -
педагогическое образование, поскольку область исследования включает подготовку специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
Проблема формирования профессиональной элиты, включающей в себя лучших представителей тех или иных профессий, долгое время игнорировалась в отечественной педагогике, психологии и социологии, а сам термин профессиональность зачастую употреблялся в сугубо отрицательном смысле. Однако этот процесс объективно существовал, профессиональная элита обновлялась и развивалась и, несомненно, оказывала значимое воздействие на социальные, культурные и другие стороны жизни существа.
Сегодня задача формирования профессиональных специалистов приобретает особую актуальность и остроту во многих сферах особенно в таких, как наука, образование, культура, здравоохранение, где резко снизился уровень жизни представителей соответствующих профессий и, как следствие, произошел интенсивный отток квалифицированных работников в бизнес, коммерческие структуры и т. п.
В современном мире особое внимание уделяется реализации личностно-ориентированного обучения. Одним из значимых моментов достижения нового, современного качества профессионального образования является обеспечение дифференциации и индивидуализаци образования.
Научно-исследовательская работа по теме «Педагогические условия реализации дифференцированного подхода при обучении дисциплине «Информационные технологии» посвящено улучшению обучения в учреждении среднего профессионального и его эффективности.
Результаты эксперимента показали значительный рост мотивации к обучению студентов Альметьевского политехнического техникума при применении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении дисциплины «Информационные технологии».
Внедрение дифференцированного обучения в систему среднего профессионального образования позволяет достичь следующие цели:
• создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого студента;
• удовлетворение познавательных потребностей,
совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
• целенаправленное воздействие на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
• решение назревших проблем путем создания новой методической системы дифференцированного обучения студентов, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
• предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках студентов, выровнять степень подготовки всей группы;
• развить способности и интересы обучающихся;
• повысить качество знаний;
• более рационально использовать учебное время каждого;
• вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
• устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
При этом реализуется центральная идея базового образования - познание студентом себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.
Кроме того студенты учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Студент становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие студента, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.
Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания студента, но и сознания преподавателя. Ведь дифференцированное обучение вдохновляет педагога на создание такого образовательного процесса, в котором студент в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, легко приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям современного мира, самостоятельно находить и пользоваться необходимой информацией.
1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. - 1999. - № 8. - с.61.
2. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы
развивающего и дифференцированного обучения. - Челябинск, 1995.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998.
4. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов ВУЗа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н. (спец. 19.00.07). М., 2015.
5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. - М., 2000.
6. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 1999. - 176 с.
7. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. — М., 1995.
8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - СП-б, 2000. - 258 с.
9. Бринько И.И. Структура мотивации учебной деятельности курсантов военного высшего учебного заведения и ее динамика в процессе обучения: дисс. к. психол. наук (спец. 19.00.07). Иркутск, 2014.
10. Будрейка Н.Н. Непараметрические методы исследования в психологии Психологическая наука и образование. 2010.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
12. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая
организация образовательного пространства. 1997.
13. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.
14. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2011.
16. Кларин М.В. Инновационные модели обучения а зарубежных педагогических поисках. М., 1994 г.
17. Кулагина Л.А. Тестовый контроль обученности в школе// Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - с.3-42.
18. Л.В.Куриленко - Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет»,1998.95 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 г.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с
21. Лопатина М.А. Работа с одаренными детьми // Завуч. - 1999. - № 6.
22. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2013.
23. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 2012.
24. Маркова С.М. Дидактические системы и модели обучения. Учебное пособие. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1998.
25. Маслов Н.С. Концепция развития армавирской средней школы
№ 4 по проблеме: «Интегрированно-дифференцированный подход к
обучению, развитию и профильной ориентации учащихся в условиях СОШ» // Завуч. - 1999. - № 2.
26. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности :Вопросы психологии. 2009.
27. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
28. Монахов В. М. Тенденция развития содержания общего среднего образования / Педагогика, 1992. - № 1-2.
29. Наямова М.В. Реализация принципов дифференциации и элитарности в учебно-воспитательном процессе школ нового типа // Дифференциация как система. Ч.2. М., 1992.
30. Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. - Ульяновск. - ИПК. ПРО, 1998.
31. Никитина Н.Н. Теоретический анализ проблемы внутренней дифференциации обучения. - Ульяновск. - ИПК ПРО, 1998.
32. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. - 2001. - № 6.
33. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов - Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.
34. Пайков А.В. Дифференцированный подход в обучении технологии // Школа и производство. - 2001. - № 1 _ с. 21-22.
35. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: П 24 Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 512 с.
36. Педагогические технологии: Учебное пособие. / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д, 2002.
37. Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998.
38. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
39. Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Самарский гос. пед. ин-т, 1993. - 250 с.
40. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. (Серия «Мастера психологии»)
41. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. Спб.: Изд-во В.А. Михайлова,2016.
42. Савинков А. Одаренные дети: методика, диагностика и стратегия обучения // Директор школы. - 1999. - № 5.
43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
44. Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
45. Терещук Дифференцированные задания как средства индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. - 1990. - № 11-12.
46. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997.
47. Унт И. Индивиадулизация и дифференциация обучения М., : Педагогика, 1990 .
48. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы. - 2003. - № 6, 7 - 2004.- № 1
49. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М., 2002.
50. Шалыгина И.В., Каногина Е.П., Тужикова И.А. Дифференцированное обучение: поиски адаптивной модели (из опыта работы сельской школы) // Завуч. - 2000. - № 5.
51. Шашков В. И. Педагогическая технология в учебном процессе. - Н. Новгород, 1998. - 108с.