Основные направления реализации и пути совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта на региональном уровне
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной политики в области физической культуры и спорта 7
1.1 Физическая культура и спорт как объект управления 7
1.2 Государственная политика в сфере физической культуры и спорта:
понятие, цели, задачи и функции 16
Глава 2. Анализ реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа 25
2.1 Оценка основных показателей развития физической культуры и спорта в
субъектах РФ Приволжского федерального округа 25
2.2 Организационно-правовые основы государственной политики в сфере
физической культуры и спорта на региональном уровне 38
2.3 Реализация региональных программ развития физкультуры и спорта в
субъектах РФ Приволжского федерального округа 45
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне 62
3.1 Зарубежный опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта 62
3.2 Основные направления совершенствования государственной политики в
сфере физической культуры и спорта на региональном уровне 69
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение
Глава 1. Теоретические основы государственной политики в области физической культуры и спорта 7
1.1 Физическая культура и спорт как объект управления 7
1.2 Государственная политика в сфере физической культуры и спорта:
понятие, цели, задачи и функции 16
Глава 2. Анализ реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа 25
2.1 Оценка основных показателей развития физической культуры и спорта в
субъектах РФ Приволжского федерального округа 25
2.2 Организационно-правовые основы государственной политики в сфере
физической культуры и спорта на региональном уровне 38
2.3 Реализация региональных программ развития физкультуры и спорта в
субъектах РФ Приволжского федерального округа 45
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне 62
3.1 Зарубежный опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта 62
3.2 Основные направления совершенствования государственной политики в
сфере физической культуры и спорта на региональном уровне 69
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение
Актуальность исследования. Прогрессивное развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации представляется одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Тем не менее в начале нынешнего века сфера физической культуры и спорта встретилась с рядом серьезных проблем, обусловленных ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью, с потребностью модернизации системы подготовки спортивного резерва и с увеличившейся конкуренцией в спорте высших достижений.
Об изменении значимости физической культуры и спорта в социуме можно заключить по ключевым направлениям государственной политики, закрепленной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016¬2020 годы» и др. В Концепции обозначается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения отмеченных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней надлежит предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры. Сформировавшиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом стали активно разрабатываться в середине прошлого века. За минувший период учеными получены не только научные сведения, но достигнуты конкретные позитивные результаты в практической управленческой деятельности. Всё же, невзирая на достигнутые результаты в сфере управления отраслью, в нынешних социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным нуждам общества. Оттого в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к перечню задач, требующих решения, отнесено усовершенствование управления физической культурой и спортом на региональном уровне.
Развитие физической культуры и спорта Приволжского федерального округа является составной частью государственной политики исполнительных и законодательных органов власти. Целевые ориентиры деятельности в Приволжском федеральном округе направлены на: эффективное применение потенциала отрасли в выработке у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей округа в систематические занятия физической культурой и спортом; повышение доли учащихся и студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом; увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; прирост количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; возрастание количества спортсменов округа, входящих в составы сборной команды России и др.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение научных трудов по управлению различными объектами физической культуры и спорта дает возможность заключить следующее. В основе многих подходов к управлению физической культурой и спортом лежат тезисы общей теории управления. Управление государственной политикой в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне рассматривали в научных работах С.В. Алексеев, А.Ю. Близневский, С.А. Важенин, М.Д. Гуляев, В.В. Новокрещенов, В.И. Михалев, С.С. Филиппов и др. Тем не менее, несмотря на эти и иные научные труды в сфере управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время присутствует дефицит исследований по управлению системой физической культуры и спорта регионов.
Объект исследования - региональная система физической культуры и спорта Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - государственная политика в сфере развития сферы физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных направлений реализации и разработка путей совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне на примере Приволжского федерального округа.
Для достижения указанной цели поставлены задачи исследования:
- изучить физическую культуру и спорт как объект управления;
- рассмотреть понятие, цели, задачи и функции государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- провести оценку состояния физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
- охарактеризовать организационно-правовые основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне;
- проанализировать реализацию региональных программ развития физкультуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
- обобщить зарубежный опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- определить основные направления совершенствования
государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам исследования управления физической культурой и спортом, региональной экономики, социально-экономической статистки.
В качестве исследовательского инструментария использованы методы экспертных оценок, анализа временных рядов и прогнозирования, а также табличные и графические методы представления результатов исследования.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориальных органов государственной статистики субъектов ПФО, Министерства спорта Российской Федерации, а также данные периодических изданий и официальных сайтов сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе работы раскрыты теоретические основы государственной политики в области физической культуры и спорта. Во второй главе работы проанализирована реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа. Третья глава работы посвящена обоснованию предложений и рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне. В заключении приведены основные выводы, сформулированные на основе обобщения результатов выпускной квалификационной работы.
Об изменении значимости физической культуры и спорта в социуме можно заключить по ключевым направлениям государственной политики, закрепленной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016¬2020 годы» и др. В Концепции обозначается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения отмеченных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней надлежит предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры. Сформировавшиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом стали активно разрабатываться в середине прошлого века. За минувший период учеными получены не только научные сведения, но достигнуты конкретные позитивные результаты в практической управленческой деятельности. Всё же, невзирая на достигнутые результаты в сфере управления отраслью, в нынешних социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным нуждам общества. Оттого в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к перечню задач, требующих решения, отнесено усовершенствование управления физической культурой и спортом на региональном уровне.
Развитие физической культуры и спорта Приволжского федерального округа является составной частью государственной политики исполнительных и законодательных органов власти. Целевые ориентиры деятельности в Приволжском федеральном округе направлены на: эффективное применение потенциала отрасли в выработке у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей округа в систематические занятия физической культурой и спортом; повышение доли учащихся и студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом; увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; прирост количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; возрастание количества спортсменов округа, входящих в составы сборной команды России и др.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение научных трудов по управлению различными объектами физической культуры и спорта дает возможность заключить следующее. В основе многих подходов к управлению физической культурой и спортом лежат тезисы общей теории управления. Управление государственной политикой в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне рассматривали в научных работах С.В. Алексеев, А.Ю. Близневский, С.А. Важенин, М.Д. Гуляев, В.В. Новокрещенов, В.И. Михалев, С.С. Филиппов и др. Тем не менее, несмотря на эти и иные научные труды в сфере управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время присутствует дефицит исследований по управлению системой физической культуры и спорта регионов.
Объект исследования - региональная система физической культуры и спорта Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - государственная политика в сфере развития сферы физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных направлений реализации и разработка путей совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне на примере Приволжского федерального округа.
Для достижения указанной цели поставлены задачи исследования:
- изучить физическую культуру и спорт как объект управления;
- рассмотреть понятие, цели, задачи и функции государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- провести оценку состояния физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
- охарактеризовать организационно-правовые основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне;
- проанализировать реализацию региональных программ развития физкультуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
- обобщить зарубежный опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- определить основные направления совершенствования
государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам исследования управления физической культурой и спортом, региональной экономики, социально-экономической статистки.
В качестве исследовательского инструментария использованы методы экспертных оценок, анализа временных рядов и прогнозирования, а также табличные и графические методы представления результатов исследования.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориальных органов государственной статистики субъектов ПФО, Министерства спорта Российской Федерации, а также данные периодических изданий и официальных сайтов сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе работы раскрыты теоретические основы государственной политики в области физической культуры и спорта. Во второй главе работы проанализирована реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа. Третья глава работы посвящена обоснованию предложений и рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне. В заключении приведены основные выводы, сформулированные на основе обобщения результатов выпускной квалификационной работы.
Результаты проведенного исследования в выпускной квалификационной работе позволили нам сделать ряд выводов и предложений.
Система управления физической культурой и спортом является специфическим сложным образованием, включающим многообразные органы федерального, регионального и муниципального управления. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта политика - это самостоятельное направление социальной политики, которое ориентирована на социальный институт физической культуры и спорта. Результатом деятельности субъектов спортивной политики должно стать массовое спортивное движение, которое достигло бы масштабов, необходимых воспроизводству спортивного потенциала общества.
Среди регионов ПФО наблюдается неодинаковая инфраструктурной обеспеченность спортивными объектами. Высокие показатели демонстрируют Чувашская Республика, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан. Наиболее низкие низкие показатели у Самарской и Саратовской областях. Республика Татарстан является лидером ПФО по объему платных спортивных услуг за счет проведения международных зрелищных мероприятий. Доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, во всех регионах ПФО с каждым годом увеличивается.
Важнейший экономический метод управления физической культуры и спорта - программно-целевой метод. Все регионы ПФО имеют программы развития физической культуры и спорта, которые содержат собственный набор целей, задач, приоритетов, а также оценочных показателей и целевых индикаторов. Условием успешной реализации программ развития физической культуры и спорта регионов ПФО является корректность постановки целей и задач, расстановки приоритетов, проведение постоянного контроля за достижением запланированных целевых ориентиров и корректировки управляющих воздействий.
Несмотря на успехи регионов ПФО, среди них отмечается значительная разница в показателях обеспеченности населения объектами спорта, и деятельность по развитию физической культуры и спорта требует дальнейшего совершенствования.
Анализ зарубежного опыта позволил сделать вывод, что влияние местных и региональных властей на развитие сферы физической культуры и спортивной индустрии является ключевым фактором достижений целей стратегической модернизации региона в данной отрасли, укрепления взаимоотношения и доверия с населением.
Также обобщение зарубежного опыта показывает, что в основе развития массового спорта и физической культуры выступают общественные физкультурно-оздоровительные организации, физкультурно-спортивные клубы и гражданское общество. Следовательно, в регионах РФ необходимо применять научно-методические подходы по организации массового спорта на основе зарубежного опыта.
На уровне регионов необходимо разработать программы развития студенческого спорта для профессиональных образовательных организаций, наладить более тесную связь между региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и территориальными органами Российского студенческого спортивного союза, включать в единый календарный план соревнований студенческие спортивные соревнования на уровне региона и соревнования студенческих спортивных лиг и оказывать им поддержку.
Для развития объектов спортивной инфраструктуры целесообразно использовать модель государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Дальнейшее развитие данной формы взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области физической культуры и спорта сопряжено с решением ряда проблем. Часть из них связана с социальной составляющей. Развитие практики государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта должно диктоваться потребностью реализации целей и задач социальной политики публичных властей в данной области. Доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе в области физической культуры и спорта, должна быть закреплена в качестве законодательного принципа государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Предлагается закрепить в законодательстве приоритеты государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в области физической культуры и спорта. Одним из них должно стать развитие массового спорта. Государственно-частное (муниципально-частное) партнерство может быть использовано для развития системы спортивных клубов по месту жительств. Для этого необходимо предусмотреть возможность заключения соглашений о таком партнерстве не только в отношении объектов спорта, но и в отношении государственных и муниципальных услуг в области физической культуры и спорта.
Система управления физической культурой и спортом является специфическим сложным образованием, включающим многообразные органы федерального, регионального и муниципального управления. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта политика - это самостоятельное направление социальной политики, которое ориентирована на социальный институт физической культуры и спорта. Результатом деятельности субъектов спортивной политики должно стать массовое спортивное движение, которое достигло бы масштабов, необходимых воспроизводству спортивного потенциала общества.
Среди регионов ПФО наблюдается неодинаковая инфраструктурной обеспеченность спортивными объектами. Высокие показатели демонстрируют Чувашская Республика, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан. Наиболее низкие низкие показатели у Самарской и Саратовской областях. Республика Татарстан является лидером ПФО по объему платных спортивных услуг за счет проведения международных зрелищных мероприятий. Доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, во всех регионах ПФО с каждым годом увеличивается.
Важнейший экономический метод управления физической культуры и спорта - программно-целевой метод. Все регионы ПФО имеют программы развития физической культуры и спорта, которые содержат собственный набор целей, задач, приоритетов, а также оценочных показателей и целевых индикаторов. Условием успешной реализации программ развития физической культуры и спорта регионов ПФО является корректность постановки целей и задач, расстановки приоритетов, проведение постоянного контроля за достижением запланированных целевых ориентиров и корректировки управляющих воздействий.
Несмотря на успехи регионов ПФО, среди них отмечается значительная разница в показателях обеспеченности населения объектами спорта, и деятельность по развитию физической культуры и спорта требует дальнейшего совершенствования.
Анализ зарубежного опыта позволил сделать вывод, что влияние местных и региональных властей на развитие сферы физической культуры и спортивной индустрии является ключевым фактором достижений целей стратегической модернизации региона в данной отрасли, укрепления взаимоотношения и доверия с населением.
Также обобщение зарубежного опыта показывает, что в основе развития массового спорта и физической культуры выступают общественные физкультурно-оздоровительные организации, физкультурно-спортивные клубы и гражданское общество. Следовательно, в регионах РФ необходимо применять научно-методические подходы по организации массового спорта на основе зарубежного опыта.
На уровне регионов необходимо разработать программы развития студенческого спорта для профессиональных образовательных организаций, наладить более тесную связь между региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и территориальными органами Российского студенческого спортивного союза, включать в единый календарный план соревнований студенческие спортивные соревнования на уровне региона и соревнования студенческих спортивных лиг и оказывать им поддержку.
Для развития объектов спортивной инфраструктуры целесообразно использовать модель государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Дальнейшее развитие данной формы взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области физической культуры и спорта сопряжено с решением ряда проблем. Часть из них связана с социальной составляющей. Развитие практики государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта должно диктоваться потребностью реализации целей и задач социальной политики публичных властей в данной области. Доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе в области физической культуры и спорта, должна быть закреплена в качестве законодательного принципа государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Предлагается закрепить в законодательстве приоритеты государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в области физической культуры и спорта. Одним из них должно стать развитие массового спорта. Государственно-частное (муниципально-частное) партнерство может быть использовано для развития системы спортивных клубов по месту жительств. Для этого необходимо предусмотреть возможность заключения соглашений о таком партнерстве не только в отношении объектов спорта, но и в отношении государственных и муниципальных услуг в области физической культуры и спорта.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы и перспективы развития сферы физической культуры и спорта на региональном уровне
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Государственное управление в области физической культуры и спорта
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование процесса управления развитием физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового потенциала региона (Национальный исследовательский университет «МЭИ»)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование социальной политики в сфере развития физической культуры и спорта (на примере г. Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



