Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные направления реализации и пути совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта на региональном уровне

Работа №52924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной политики в области физической культуры и спорта 7
1.1 Физическая культура и спорт как объект управления 7
1.2 Государственная политика в сфере физической культуры и спорта:
понятие, цели, задачи и функции 16
Глава 2. Анализ реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа 25
2.1 Оценка основных показателей развития физической культуры и спорта в
субъектах РФ Приволжского федерального округа 25
2.2 Организационно-правовые основы государственной политики в сфере
физической культуры и спорта на региональном уровне 38
2.3 Реализация региональных программ развития физкультуры и спорта в
субъектах РФ Приволжского федерального округа 45
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне 62
3.1 Зарубежный опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта 62
3.2 Основные направления совершенствования государственной политики в
сфере физической культуры и спорта на региональном уровне 69
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение

Актуальность исследования. Прогрессивное развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации представляется одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Тем не менее в начале нынешнего века сфера физической культуры и спорта встретилась с рядом серьезных проблем, обусловленных ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью, с потребностью модернизации системы подготовки спортивного резерва и с увеличившейся конкуренцией в спорте высших достижений.
Об изменении значимости физической культуры и спорта в социуме можно заключить по ключевым направлениям государственной политики, закрепленной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016¬2020 годы» и др. В Концепции обозначается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения отмеченных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней надлежит предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры. Сформировавшиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом стали активно разрабатываться в середине прошлого века. За минувший период учеными получены не только научные сведения, но достигнуты конкретные позитивные результаты в практической управленческой деятельности. Всё же, невзирая на достигнутые результаты в сфере управления отраслью, в нынешних социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным нуждам общества. Оттого в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к перечню задач, требующих решения, отнесено усовершенствование управления физической культурой и спортом на региональном уровне.
Развитие физической культуры и спорта Приволжского федерального округа является составной частью государственной политики исполнительных и законодательных органов власти. Целевые ориентиры деятельности в Приволжском федеральном округе направлены на: эффективное применение потенциала отрасли в выработке у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей округа в систематические занятия физической культурой и спортом; повышение доли учащихся и студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом; увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; прирост количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; возрастание количества спортсменов округа, входящих в составы сборной команды России и др.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение научных трудов по управлению различными объектами физической культуры и спорта дает возможность заключить следующее. В основе многих подходов к управлению физической культурой и спортом лежат тезисы общей теории управления. Управление государственной политикой в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне рассматривали в научных работах С.В. Алексеев, А.Ю. Близневский, С.А. Важенин, М.Д. Гуляев, В.В. Новокрещенов, В.И. Михалев, С.С. Филиппов и др. Тем не менее, несмотря на эти и иные научные труды в сфере управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время присутствует дефицит исследований по управлению системой физической культуры и спорта регионов.
Объект исследования - региональная система физической культуры и спорта Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - государственная политика в сфере развития сферы физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных направлений реализации и разработка путей совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне на примере Приволжского федерального округа.
Для достижения указанной цели поставлены задачи исследования:
- изучить физическую культуру и спорт как объект управления;
- рассмотреть понятие, цели, задачи и функции государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- провести оценку состояния физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
- охарактеризовать организационно-правовые основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне;
- проанализировать реализацию региональных программ развития физкультуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
- обобщить зарубежный опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- определить основные направления совершенствования
государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам исследования управления физической культурой и спортом, региональной экономики, социально-экономической статистки.
В качестве исследовательского инструментария использованы методы экспертных оценок, анализа временных рядов и прогнозирования, а также табличные и графические методы представления результатов исследования.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориальных органов государственной статистики субъектов ПФО, Министерства спорта Российской Федерации, а также данные периодических изданий и официальных сайтов сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе работы раскрыты теоретические основы государственной политики в области физической культуры и спорта. Во второй главе работы проанализирована реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ Приволжского федерального округа. Третья глава работы посвящена обоснованию предложений и рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне. В заключении приведены основные выводы, сформулированные на основе обобщения результатов выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования в выпускной квалификационной работе позволили нам сделать ряд выводов и предложений.
Система управления физической культурой и спортом является специфическим сложным образованием, включающим многообразные органы федерального, регионального и муниципального управления. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта политика - это самостоятельное направление социальной политики, которое ориентирована на социальный институт физической культуры и спорта. Результатом деятельности субъектов спортивной политики должно стать массовое спортивное движение, которое достигло бы масштабов, необходимых воспроизводству спортивного потенциала общества.
Среди регионов ПФО наблюдается неодинаковая инфраструктурной обеспеченность спортивными объектами. Высокие показатели демонстрируют Чувашская Республика, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан. Наиболее низкие низкие показатели у Самарской и Саратовской областях. Республика Татарстан является лидером ПФО по объему платных спортивных услуг за счет проведения международных зрелищных мероприятий. Доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, во всех регионах ПФО с каждым годом увеличивается.
Важнейший экономический метод управления физической культуры и спорта - программно-целевой метод. Все регионы ПФО имеют программы развития физической культуры и спорта, которые содержат собственный набор целей, задач, приоритетов, а также оценочных показателей и целевых индикаторов. Условием успешной реализации программ развития физической культуры и спорта регионов ПФО является корректность постановки целей и задач, расстановки приоритетов, проведение постоянного контроля за достижением запланированных целевых ориентиров и корректировки управляющих воздействий.
Несмотря на успехи регионов ПФО, среди них отмечается значительная разница в показателях обеспеченности населения объектами спорта, и деятельность по развитию физической культуры и спорта требует дальнейшего совершенствования.
Анализ зарубежного опыта позволил сделать вывод, что влияние местных и региональных властей на развитие сферы физической культуры и спортивной индустрии является ключевым фактором достижений целей стратегической модернизации региона в данной отрасли, укрепления взаимоотношения и доверия с населением.
Также обобщение зарубежного опыта показывает, что в основе развития массового спорта и физической культуры выступают общественные физкультурно-оздоровительные организации, физкультурно-спортивные клубы и гражданское общество. Следовательно, в регионах РФ необходимо применять научно-методические подходы по организации массового спорта на основе зарубежного опыта.
На уровне регионов необходимо разработать программы развития студенческого спорта для профессиональных образовательных организаций, наладить более тесную связь между региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и территориальными органами Российского студенческого спортивного союза, включать в единый календарный план соревнований студенческие спортивные соревнования на уровне региона и соревнования студенческих спортивных лиг и оказывать им поддержку.
Для развития объектов спортивной инфраструктуры целесообразно использовать модель государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Дальнейшее развитие данной формы взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области физической культуры и спорта сопряжено с решением ряда проблем. Часть из них связана с социальной составляющей. Развитие практики государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта должно диктоваться потребностью реализации целей и задач социальной политики публичных властей в данной области. Доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе в области физической культуры и спорта, должна быть закреплена в качестве законодательного принципа государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Предлагается закрепить в законодательстве приоритеты государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в области физической культуры и спорта. Одним из них должно стать развитие массового спорта. Государственно-частное (муниципально-частное) партнерство может быть использовано для развития системы спортивных клубов по месту жительств. Для этого необходимо предусмотреть возможность заключения соглашений о таком партнерстве не только в отношении объектов спорта, но и в отношении государственных и муниципальных услуг в области физической культуры и спорта.



1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2017).
2. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 165-р «Об утверждении Стратегии социально - экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 20.03.2017).
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 № 73 «Об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
4. Постановление Правительства Республики Мордовия № 393 от 16 сентября 2013 года «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие физической культуры и спорта» на 2014 - 2020 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
5. Постановление Правительства Нижегородской области № 285 от 28 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области» // Справочно¬правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
6. Постановление Правительства Пензенской области № 812-пП от 01 ноября 2013 года «Об утверждении государственной программы пензенской
области "Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области на 2014 - 2020 годы»// Справочно-правовая система Консультант Плюс:
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
7. Постановление Правительства Кировской области № 186/768 от 12 декабря 2012 года «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 - 2020 годы»// Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
8. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для вузов / С.В. Алексеев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. - 1055 с.
9. Близневский А. Ю. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.04 / А.Ю. Близневский. - Санкт-Петербург, 2015.- 381 с.
10. Важенин С.А. Концепция развития физической культуры в северо¬западном регионе (на примере Ленинградской области): дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / С.А. Важенин. - СПб., 2005. - 403 с.
11. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: Учебник /
А. И. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2015.
12. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне: монография / М.Д. Гуляев. - М. : Советский спорт, 2012. - 352 с.
13. Новокрещенов В.В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта : монография / В.В. Новокрещенов. - Ижевск : ИжГТУ, 2006. - 380 с.
14. Михалев В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне / В.И. Михалев ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б. и.], 1998. - 296 с.
15. Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / С.С. Филиппов. - М. : Сов. спорт, 2015. - 240 с.
16. Козырев М.С. Современное состояние системы публичного управления сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации // Материалы Ивановских чтений. 2017. - № 1-2 (11). - С. 181-194.
17. Козырев М.С., Куприщенкова А.С. Современное состояние системы публичного управления сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации // Материалы Ивановских чтений. 2017. - № 1-2 (11). - С. 181-194.
18. Кораблева Е.Н. Структура, средства, система ценностей и функции физической культуры / Е.Н. Кораблева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 27-1. - С. 61-66.
19. Кораблева Е.Н. Физическая культура как феномен мировой культуры: учеб. Пособие / Е.Н. Кораблева; БГТУ. -СПб., 2014. - С. 44.
20. Крапивин, В.А. Стратегическое планирование социально¬экономического развития региона: Монография / В.А. Крапивин, П.П. Мирошкин. - Н.Новгород: ООО Издательство «Пламя», 2012. - 176 с.
21. Мамедов А.В. Отечественный и зарубежный опыт участия органов местной власти в развитии массового спорта / А.В. Мамедов // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики / Труды Юбилейной XV международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 17-19 ноября 2016 год. - Саки: ИП Бровко А. А., 2016. - 352 с.
22. Мельник Т.Е. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта / Т.Е. Мельник // Журнал российского права. - 2016. - № 12. - С. 134 - 141.
23. Мусин И.Г. Проблемы государственной политики в области физической культуры и спорта в современной России // Актуальные проблемы социально - гуманитарного и научно - технического знания. - 2016. - № 3(8). - С. 45-50.
24. Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике// Вестник академии. - 2013.- №2. - С.47-50.
25. Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза./Под общ. ред. Н.П.Шмелева и В.В.Перской. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 387с.
26. Симутина Е.А. Проблемы и перспективы введения нового комплекса ГТО в России / Е. А. Симутина, Н. Е. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 5 (123). - 2015. С. 173 - 176.
27. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных за- ведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физическая культура" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.
28. Уржа О.А., Небогатов А.А. Муниципальная политика формирования спортивного образа жизни населения. В сборнике: Сборник научных трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии. - М., 2015. - С. 245-251
29. Филиппов, С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / С.С. Филиппов. - М. : Сов. спорт, 2015. - 240 с.
30. Юрасов И.А. Возможности применения зарубежного опыта в области развития массового и олимпийского резерва / И.А. Юрасов, М.А. Танина, С.А. Барбашова, В.В. Бондаренко, Е.Е. Шевцова // V Международная научно-практическая конференция «Современные технологии в российской и зарубежных системах образования: сборник статей. - Пенза: Издательство: Пензенский государственный аграрный университет, 2016. - С. 61-66.
31. Якубов Ю.Д. Совершенствование политико-правового
регулирования физкультурно-спортивной сферы в Российской Федерации/Ю.Д. Якубов//Власть. - 2015. - С.177 - 180.
32. Информационно-справочный материал «О деятельности региональных органов исполнительной власти по развитию физической культуры и спорта с учетом основных показателей, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Официальный сайт МФД РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_text/temp/ 1415786005_110/-
.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
33. Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан [Электронный ресурс] - URL: http://mdms.tatarstan.ru(дата обращения: 20.03.2017).
34. Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия: официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http:// mordovia- sport.ru/ (дата обращения 03.03.2017).
35. Министерство спорта Нижегородской области сайт [Электронный ресурс] - URL: http://sport.government-nnov.ru/?id=80990(дата обращения: 07.03.2017).
36. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области [Электронный ресурс] - URL: http://sport.pnzreg.ru(дата обращения: 07.03.2017).
37. Министерство спорта и молодежной политики Кировской области [Электронный ресурс] - URL: http://oblsportkirov.ru(дата обращения: 07.03.2017).
38. Министерство образования и науки Республики Татарстан/ Здоровьесберегающее и физкультурно - спортивное направление деятельности образовательных учреждений/Апробация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] - URL : https://mon.tatar.ru/gto.htm(дата обращения: 10.03.2017).
39. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по РТ [Электронный режим] - URL: доступа:
http://stat.tatarstan.ru/(дата обращения: 03.03.2017).
40. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru(дата обращения: 03.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ