Интернет-коммуникации как фактор становления гражданского общества
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты развития интернет- коммуникаций в контексте становления гражданского общества 7
1.1 Гражданское общество: принципы, функции, условия функционирования 7
1.2 Нормативно-правовые и организационные основы развития
политических коммуникаций в сети интернет 18
Глава 2. Анализ состояния государственно-гражданских коммуникаций в интернет-среде 33
2.1 Исследование уровня гражданской активности населения в сети интернет 33
2.2 Изучение форм и способов выражения гражданских инициатив в
интернет-пространстве 43
2.3 Проблемы развития государственно-гражданских онлайн-
коммуникаций и их влияние на становление гражданского общества 54
Глава 3. Актуальные направления развития интернет-коммуникаций в
процессе становления гражданского общества 63
3.1 Меры и мероприятия по решению актуальных проблем развития
гражданских онлайн-коммуникаций 63
3.2 Разработка PR-программы по развитию гражданского онлайн-дискурса 72
Заключение 78
Библиографический список 83
Приложения
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты развития интернет- коммуникаций в контексте становления гражданского общества 7
1.1 Гражданское общество: принципы, функции, условия функционирования 7
1.2 Нормативно-правовые и организационные основы развития
политических коммуникаций в сети интернет 18
Глава 2. Анализ состояния государственно-гражданских коммуникаций в интернет-среде 33
2.1 Исследование уровня гражданской активности населения в сети интернет 33
2.2 Изучение форм и способов выражения гражданских инициатив в
интернет-пространстве 43
2.3 Проблемы развития государственно-гражданских онлайн-
коммуникаций и их влияние на становление гражданского общества 54
Глава 3. Актуальные направления развития интернет-коммуникаций в
процессе становления гражданского общества 63
3.1 Меры и мероприятия по решению актуальных проблем развития
гражданских онлайн-коммуникаций 63
3.2 Разработка PR-программы по развитию гражданского онлайн-дискурса 72
Заключение 78
Библиографический список 83
Приложения
Актуальность темы исследования. Процесс развития гражданского общества и отдельных его институтов в России характеризуется высокой неоднородностью. Периоды роста свободной самоорганизации граждан, интенсификации горизонтальных общественных связей и взаимодействий граждан и государства с целью решения общественных проблем сменяются спадом гражданской активности, безразличием общества к актуальным социально-политическим вопросам и высокой степенью отстраненности от взаимовыгодного диалога с властными структурами. Тем не менее, несмотря на неоднозначное развитие в пространстве и во времени российского гражданского общества, можно с уверенностью говорить о большом потенциале его развития в условиях быстро меняющейся внешне- и внутриполитической конъюнктуры.
Сегодня все большую роль начинают играть формирующиеся и развивающиеся институты российского гражданского общества, в частности, гражданские инициативы, которые аккумулируют энергию общественно-активного населения и выражают интересы различных слоев и групп населения.
Без способов доставки «своих интересов» социальные группы не смогут оказать влияние на стратегические цели центральных исполнительных органов, которые поддерживают хотя и постоянные, но избирательные контакты и с другими государственными институтами, включенными в процесс распределения ресурсов, и с определенными гражданскими структурами.
Таким образом, содержательная характеристика стратегии государства как результата публичной политики зависит от политического режима, а также от того, насколько стабильны или располагаются в переходном положении исследуемые системы. В последние годы в России предоставление государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Развитие и применение этих услуг стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в обществе и в органах власти.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней проведено обобщение теоретических аспектов, касающихся интернет-коммуникаций как фактора становления гражданского общества, а также приведены результаты исследования текущего состояния интернет- коммуникаций, их проблем и перспектив развития.
Объект работы - гражданское общество.
Предмет работы - государственно-гражданские онлайн-коммуникации.
Цель работы - исследование состояния, тенденций развития гражданских онлайн-коммуникаций и их влияния на становление гражданского общества.
Задачи, поставленные в исследовании для достижения намеченной цели:
- охарактеризовать гражданское общество: принципы, функции, условия функционирования;
- изучить нормативно-правовые и организационные основы развития политических коммуникаций в сети интернет;
- исследовать уровень гражданской активности населения в сети интернет;
- изучить формы и способы выражения гражданских инициатив в интернет-пространстве;
- выявить проблемы развития политических онлайн-коммуникаций и их влияние на становление гражданского общества;
- предложить меры и мероприятия по решению актуальных проблем развития гражданских онлайн-коммуникаций;
- разработать PR-программу по развитию гражданского онлайн- дискурса.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов по рассматриваемому вопросу. Концептуальные аспекты гражданского общества рассматривают такие ученые, как: Н.Ю. Беляева, А.В. Волкова, Ю.А. Красин, В.Е. Николаев, М.Б. Горный, А.Ю. Сунгуров и др. Вопросы интернет-активности рассматривают такие ученые, как: И.Ю. Богдановская, Г.В. Голосов, В.И. Дрожжинов, Ю.В. Ирхин, В.В. Павленко, С.С. Плятто и др.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы, данные Интернет.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы познания и анализа научной литературы, методы системного и статистического анализа, анкетирование.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические и нормативно-правовые аспекты развития интернет-коммуникаций в контексте становления гражданского общества.
Во второй главе проводится анализ состояния государственно-гражданских коммуникаций в интернет-среде.
В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития интернет-коммуникаций в процессе становления гражданского общества.
В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
Дипломная работа выполнена на 82 страницах (без учета приложений) и содержит: 17 рисунков, 4 таблицы, 53 источника, 2 приложения.
Сегодня все большую роль начинают играть формирующиеся и развивающиеся институты российского гражданского общества, в частности, гражданские инициативы, которые аккумулируют энергию общественно-активного населения и выражают интересы различных слоев и групп населения.
Без способов доставки «своих интересов» социальные группы не смогут оказать влияние на стратегические цели центральных исполнительных органов, которые поддерживают хотя и постоянные, но избирательные контакты и с другими государственными институтами, включенными в процесс распределения ресурсов, и с определенными гражданскими структурами.
Таким образом, содержательная характеристика стратегии государства как результата публичной политики зависит от политического режима, а также от того, насколько стабильны или располагаются в переходном положении исследуемые системы. В последние годы в России предоставление государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Развитие и применение этих услуг стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в обществе и в органах власти.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней проведено обобщение теоретических аспектов, касающихся интернет-коммуникаций как фактора становления гражданского общества, а также приведены результаты исследования текущего состояния интернет- коммуникаций, их проблем и перспектив развития.
Объект работы - гражданское общество.
Предмет работы - государственно-гражданские онлайн-коммуникации.
Цель работы - исследование состояния, тенденций развития гражданских онлайн-коммуникаций и их влияния на становление гражданского общества.
Задачи, поставленные в исследовании для достижения намеченной цели:
- охарактеризовать гражданское общество: принципы, функции, условия функционирования;
- изучить нормативно-правовые и организационные основы развития политических коммуникаций в сети интернет;
- исследовать уровень гражданской активности населения в сети интернет;
- изучить формы и способы выражения гражданских инициатив в интернет-пространстве;
- выявить проблемы развития политических онлайн-коммуникаций и их влияние на становление гражданского общества;
- предложить меры и мероприятия по решению актуальных проблем развития гражданских онлайн-коммуникаций;
- разработать PR-программу по развитию гражданского онлайн- дискурса.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов по рассматриваемому вопросу. Концептуальные аспекты гражданского общества рассматривают такие ученые, как: Н.Ю. Беляева, А.В. Волкова, Ю.А. Красин, В.Е. Николаев, М.Б. Горный, А.Ю. Сунгуров и др. Вопросы интернет-активности рассматривают такие ученые, как: И.Ю. Богдановская, Г.В. Голосов, В.И. Дрожжинов, Ю.В. Ирхин, В.В. Павленко, С.С. Плятто и др.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы, данные Интернет.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы познания и анализа научной литературы, методы системного и статистического анализа, анкетирование.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические и нормативно-правовые аспекты развития интернет-коммуникаций в контексте становления гражданского общества.
Во второй главе проводится анализ состояния государственно-гражданских коммуникаций в интернет-среде.
В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития интернет-коммуникаций в процессе становления гражданского общества.
В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
Дипломная работа выполнена на 82 страницах (без учета приложений) и содержит: 17 рисунков, 4 таблицы, 53 источника, 2 приложения.
В любом обществе и любом государстве существуют проблемы взаимодействия общества и власти, иначе быть не может, особенно в современном мире образованных и амбициозных людей, когда каждый считает, что может изменить свою жизнь, жизнь общества, страны и мира в целом к лучшему. Это, конечно, важно, ведь каждый человек личность и гражданин своего государства, наделенный правами и свободами, среди которых есть право голоса, выбора и объединений любыми не противоречащими закону способами.
Такие камни преткновения способствуют развитию, и как бы это странно ни звучало, гармонии в обществе и государстве в целом. Ведь правильная внутренняя политика, а исходя из нее и вешняя, может быть только там, где помимо сильной законодательной «верхушки», есть не менее сильное и активное гражданское общество, цель которого, это создание и поддержание достойного уровня жизни людей.
Поэтому обеспечить достойную жизнь в государстве можно только путем взаимодействия политических органов и гражданского общества. И важно не просто проводить активную внешнюю и внутреннюю политику, а проводить ее в согласии с народом, который как никто лучше знает, какие реформы нужны обществу на определенном этапе его существования.
Проведенное социологическое исследование «Интернет-активность жителей города Казани» показало, что возрастной состав ежедневной аудитории интернета неоднороден: в структуру данной группы входят представители всех возрастов. Наиболее многочисленной является группа молодежи - 31%, а также лица среднего возраста.
Около 15% интернет-пользователей в течение последнего месяца выходили на сайты органов государственной власти и местного самоуправления.
Основным источником получения информации о событиях из жизни города, региона страны является телевидение, как для тех, кто пользуется интернетом, так и для тех, кто им не пользуется. Еще одним каналом выступает ближайшее окружение: друзья и родственники.
Наибольшим доверием среди интернет-активных граждан пользуются сайты Интернет-СМИ, а также сайты органов государственной власти и местного самоуправления. Около 40% пользователей интернета выразили доверие страницам, группам органов государственной власти и местного самоуправления, созданным в социальных сетях.
Подавляющее большинство казанских интернет-пользователей не замечают какой-либо политической активности в сети и лишь 15% пользователям приходилось участвовать в одном из типов политической и общественной онлайн-активности.
Особое место в реализации естественного желания общественно активного человека реализовать выдвинутую им инициативу или повлиять на реализацию в жизнь понравившуюся ему чужую общественную инициативу занимают Интернет-площадки для подачи петиций. Соотношение количества петиций, поданных на официальные площадки, показывает: большую по сравнению с другими странами озабоченность социальными вопросами американцев; наименьшую озабоченность вопросами религии россиян; наименьшую озабоченность вопросами совершенствования права проявляют также россияне.
Для выявления проблем развития политических онлайн-коммуникаций, их влияния на становление гражданского общества и информационной открытости органов власти города было проведено исследование населения РТ. Согласно результатам опроса уровень удовлетворенности информационной открытостью органов власти РТ менее половины населения - 46,4%. Более четверти всех опрошенных респондентов (28,2%) в целом удовлетворены качеством и оперативностью размещения информации на официальных сайтах органов власти РТ.
Оценивая информационно-тематические блоки, представленные на официальных сайтах органов местного самоуправления, почти половина всех опрошенных (43,4%) ответили, что либо не знают о таких сайтах, либо не пользуются данными сайтами для получения информации. В качестве основных источников информации о деятельности органов власти РТ в подавляющее большинство респондентов назвали средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) - 70,5%.
Социальные сети являются новым современным инструментом, используемым в интересах активации протестных настроений, координации действий протестующих, информирования международной общественности о происходящих событиях. Информационные потоки из социальных сетей Facebook и Twitter посредством рассылки сообщений о протестных акциях на электронную почту и мобильные телефоны пользователей, позволяют собирать критическую массу людей в нужное время и в нужном месте.
Общение в Facebook или Twitter создает у людей чувство сопричастности, а выкладывание фотографий или видеороликов обеспечивает эффект присутствия. Благодаря этому о событиях мгновенно узнают миллионы людей за рубежом, которые могут включиться в борьбу, потребовав от своих правительств решительных действий в поддержку той или иной противоборствующей стороны.
В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. К ряду проблем также относятся отчужденность власти от населения, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов государственной власти. Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами. Так же указанные факторы свидетельствуют о необходимости формирования положительного имиджа органов государственной власти.
В работе предлагается PR-проект «Гражданское Общество России». Проект создается для преодоления раскола общества на собственно «народ» и «власть»; преодоление тенденции роста негативного отношения «народа» к «власти», создания условий для легитимного, системного, профессионального и ответственного взаимодействия прежде всего на муниципальном уровне.
Цель проекта - повышение гражданской активности граждан с использованием возможностей сети Интернет.
Ожидаемые позитивные изменения: развитие инновационных форм диалога между властью и обществом посредством широкого распространения инновационных коммуникативных практик и моделей, возможность широкого применения инструментария социологического исследования «Диалог власти и общества в интернет-коммуникациях» и включения в постоянно действующий мониторинг развития институтов гражданского общества.
Весь проект направлен на диалог органов власти и общества. Те формы взаимодействия, которые есть сейчас, потихоньку устаревают. Они, конечно актуальны - общественные инициатива, контроль, экспертиза, расследование и т.д., но сейчас настало время найти новые подходы, новые пути взаимодействия. Донести рекомендации до представителей государственного и общественного секторов можно путем проведения совместных диалоговых площадок, таких как слушания, круглые столы, форумы, семинары; также разработки можно использовать и в образовательном процессе, чтобы, уже, со студенческой скамьи будущие чиновники могли понимать всю серьезность участия граждан и НКО в принятии государственно важных решений. Здесь важно научить людей не просто использовать потенциал институтов гражданского общества, а давать НКО показывать свои лучшие практики гражданского участия, их распространять и соответственно, делегировать им часть государственных полномочий (сейчас, это частично делается).
Такие камни преткновения способствуют развитию, и как бы это странно ни звучало, гармонии в обществе и государстве в целом. Ведь правильная внутренняя политика, а исходя из нее и вешняя, может быть только там, где помимо сильной законодательной «верхушки», есть не менее сильное и активное гражданское общество, цель которого, это создание и поддержание достойного уровня жизни людей.
Поэтому обеспечить достойную жизнь в государстве можно только путем взаимодействия политических органов и гражданского общества. И важно не просто проводить активную внешнюю и внутреннюю политику, а проводить ее в согласии с народом, который как никто лучше знает, какие реформы нужны обществу на определенном этапе его существования.
Проведенное социологическое исследование «Интернет-активность жителей города Казани» показало, что возрастной состав ежедневной аудитории интернета неоднороден: в структуру данной группы входят представители всех возрастов. Наиболее многочисленной является группа молодежи - 31%, а также лица среднего возраста.
Около 15% интернет-пользователей в течение последнего месяца выходили на сайты органов государственной власти и местного самоуправления.
Основным источником получения информации о событиях из жизни города, региона страны является телевидение, как для тех, кто пользуется интернетом, так и для тех, кто им не пользуется. Еще одним каналом выступает ближайшее окружение: друзья и родственники.
Наибольшим доверием среди интернет-активных граждан пользуются сайты Интернет-СМИ, а также сайты органов государственной власти и местного самоуправления. Около 40% пользователей интернета выразили доверие страницам, группам органов государственной власти и местного самоуправления, созданным в социальных сетях.
Подавляющее большинство казанских интернет-пользователей не замечают какой-либо политической активности в сети и лишь 15% пользователям приходилось участвовать в одном из типов политической и общественной онлайн-активности.
Особое место в реализации естественного желания общественно активного человека реализовать выдвинутую им инициативу или повлиять на реализацию в жизнь понравившуюся ему чужую общественную инициативу занимают Интернет-площадки для подачи петиций. Соотношение количества петиций, поданных на официальные площадки, показывает: большую по сравнению с другими странами озабоченность социальными вопросами американцев; наименьшую озабоченность вопросами религии россиян; наименьшую озабоченность вопросами совершенствования права проявляют также россияне.
Для выявления проблем развития политических онлайн-коммуникаций, их влияния на становление гражданского общества и информационной открытости органов власти города было проведено исследование населения РТ. Согласно результатам опроса уровень удовлетворенности информационной открытостью органов власти РТ менее половины населения - 46,4%. Более четверти всех опрошенных респондентов (28,2%) в целом удовлетворены качеством и оперативностью размещения информации на официальных сайтах органов власти РТ.
Оценивая информационно-тематические блоки, представленные на официальных сайтах органов местного самоуправления, почти половина всех опрошенных (43,4%) ответили, что либо не знают о таких сайтах, либо не пользуются данными сайтами для получения информации. В качестве основных источников информации о деятельности органов власти РТ в подавляющее большинство респондентов назвали средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) - 70,5%.
Социальные сети являются новым современным инструментом, используемым в интересах активации протестных настроений, координации действий протестующих, информирования международной общественности о происходящих событиях. Информационные потоки из социальных сетей Facebook и Twitter посредством рассылки сообщений о протестных акциях на электронную почту и мобильные телефоны пользователей, позволяют собирать критическую массу людей в нужное время и в нужном месте.
Общение в Facebook или Twitter создает у людей чувство сопричастности, а выкладывание фотографий или видеороликов обеспечивает эффект присутствия. Благодаря этому о событиях мгновенно узнают миллионы людей за рубежом, которые могут включиться в борьбу, потребовав от своих правительств решительных действий в поддержку той или иной противоборствующей стороны.
В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. К ряду проблем также относятся отчужденность власти от населения, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов государственной власти. Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами. Так же указанные факторы свидетельствуют о необходимости формирования положительного имиджа органов государственной власти.
В работе предлагается PR-проект «Гражданское Общество России». Проект создается для преодоления раскола общества на собственно «народ» и «власть»; преодоление тенденции роста негативного отношения «народа» к «власти», создания условий для легитимного, системного, профессионального и ответственного взаимодействия прежде всего на муниципальном уровне.
Цель проекта - повышение гражданской активности граждан с использованием возможностей сети Интернет.
Ожидаемые позитивные изменения: развитие инновационных форм диалога между властью и обществом посредством широкого распространения инновационных коммуникативных практик и моделей, возможность широкого применения инструментария социологического исследования «Диалог власти и общества в интернет-коммуникациях» и включения в постоянно действующий мониторинг развития институтов гражданского общества.
Весь проект направлен на диалог органов власти и общества. Те формы взаимодействия, которые есть сейчас, потихоньку устаревают. Они, конечно актуальны - общественные инициатива, контроль, экспертиза, расследование и т.д., но сейчас настало время найти новые подходы, новые пути взаимодействия. Донести рекомендации до представителей государственного и общественного секторов можно путем проведения совместных диалоговых площадок, таких как слушания, круглые столы, форумы, семинары; также разработки можно использовать и в образовательном процессе, чтобы, уже, со студенческой скамьи будущие чиновники могли понимать всю серьезность участия граждан и НКО в принятии государственно важных решений. Здесь важно научить людей не просто использовать потенциал институтов гражданского общества, а давать НКО показывать свои лучшие практики гражданского участия, их распространять и соответственно, делегировать им часть государственных полномочий (сейчас, это частично делается).
Подобные работы
- ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК
ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И
ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РЕГИОНАХ РОССИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2014-2019 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы развития НКО Ставропольского края по защите животных
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



