Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства крупного города 8
1.1 Сущность понятия «жилищно-коммунальное хозяйство города» 8
1.2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства 20
Глава 2. Механизмы реализации управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах (на примере Казани, Уфы и Самары) 28
2.1 Нормативно-правовое регулирование жилищно-коммунального хозяйства 28
2.2. Органы, регулирующие деятельность жилищно-коммунального
хозяйства в городе 38
2.3. Программы, реализуемые в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, крупных городов 46
Глава 3. Проблемы и перспективы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в крупном городе РФ (Казань, Уфа и Самара) 54
3.1. Оценка современного состояния сферы жилищно-коммунального
хозяйства в крупных городах РФ 54
3.2. Основные пути развития системы управления ЖКХ в Казани, Уфе и Самаре 72
Заключение 81
Библиографический список 85
Приложение 1
Приложение 2
Сегодня ЖКХ - это новый перспективный рынок. Ниша, которая до недавнего времени не использовалась для коммерческих инвестиций. При соответствующем нормативно-правовом обеспечении отрасль способна стать одной из самых стабильных, с низким уровнем риска и относительно высокой рентабельностью. В связи с реализацией реформы ЖКХ появилась надежда на позитивные перемены.
На сегодняшний же день жилищно-коммунальный комплекс РФ является одной из «болевых точек» страны. Постоянный рост затрат на содержание этого комплекса, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, рост тарифов на жилищные и коммунальные услуги, высокая степень износа основных производственных фондов и т.д. вызывают серьезные нарекания как у специалистов, так и у населения. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско- правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют на сегодняшний день эффективно защищать интересы потребителей.
Таким образом, в настоящее время эта отрасль социальной сферы оказалась на изломе проблем формирования рыночных отношений, с одной стороны, и обеспечения социальной защиты населения, с другой. Работа в условиях рынка требует формирования качественно нового подхода к управлению функционированием и развитием ЖКХ. Все это подтверждает необходимость и актуальность совершенствования действующей системы управления и внедрения механизмов, способствующих адаптации ЖКХ к требованиям цивилизованных рыночных отношений.
В последние годы, конечно, предприняты меры по реформированию отрасли, предусматривающие модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны, большую часть которого составляют промышленные объекты. Многие муниципальные образования тратят на поддержку ЖКХ до 70% суммы налоговых поступлений в местные бюджеты, что говорит о необходимости экстренного реформирования.
Программы реформирования ЖКХ приняты и на областном уровне, и всеми муниципальными образованиями, однако перечень мероприятий - это еще не механизм их реализации. Несмотря на наличие программ, реформирование ЖКХ по-прежнему относится к одной из труднейших задач.
Отсюда и вытекает актуальность темы исследования, которая определена возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к последствиям глобального финансово-экономического кризиса. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.
Степень разработанности выбранной темы. Различные аспекты проблемы функционирования, развития и управления ЖКХ в условиях трансформационного периода российской экономики рассматривались в работах таких ученых специалистов как А.И. Безлюдов, И.В. Бычковский, Н.В. Васильева, В.Б. Зотов, В.И. Каспин, А.Е. Когут, С.Ф. Легорнев, Д.Г. Родионов, А.Е. Рохчин, Ф.Г. Таги-заде, Е.Г. Хайло, В.С. Чекалин и В.З. Черняк и др.
Вместе с тем, многие вопросы реформирования и совершенствования управления ЖКХ в современных социально-экономических условиях, в частности в крупных городах РФ и с учетом региональных особенностей продолжают оставаться недостаточно разработанными.
Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство крупных городов РФ.
Предметом исследования является система управления ЖКХ г. Казань, г. Самара, г. Уфа.
Цель исследования состоит в анализе и в выявлении проблем управления ЖКХ крупных городов и определении путей его совершенствования на примере г. Казань, г. Самара, г. Уфа.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность понятия «жилищно-коммунальное хозяйство города»;
2) проанализировать особенности функционирования жилищно-
коммунального хозяйства
3) выявить органы, регулирующие деятельность жилищно-
коммунального хозяйства в городах Казань, Самара, Уфа;
4) рассмотреть программы, реализуемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городах Казань, Самара, Уфа;
5) провести анализ современного состояния сферы ЖКХ в крупных городах РФ (на примере Казани, Уфы и Самары);
6) определить основные пути развития системы управления ЖКХ в Казани, Уфе и Самаре.
Теоретической основой исследования послужил научные труда отечественных авторов в области изучения проблем жилищно-коммунального хозяйства, такие как Коробко В.И., Жуков Д.М., Гладышев А.Г., Зотов В.Б., Кутафин О.Е. и др.
Информационная база исследования основана на нормативно-правовых актах федерального, регионального и местного уровней: Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс, Гражданский кодекс, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 октября 2013 года № 391-СФ «Об основных направлениях реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 2013-2015 годах» и др., данных официальной статистики, материалах Интернета.
В качестве методологической базы исследования использовались:
• диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития;
• системный подход, необходимый для рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
В процессе исследования были применены такие общенаучные методы как: анализ и синтез, исторический метод. Также были использованы методы эмпирического познания: метод описания и сравнения.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы ВКР, определены цель и задачи работы, объект и предмет исследования, теоретическая, методологическая и информационная основа работы, показаны теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства крупного города. В первую очередь, было раскрыто само понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» и описана хронология исторического формирования сферы государственного управления ЖКХ в России, а так же проанализированы особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Во второй главе рассмотрены механизмы реализации управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах (на примере Казани, Уфы и Самары). Нами были проанализированы нормативно-правовые акты регулирование жилищно-коммунального хозяйства на федеральном и региональном уровне, определены органы, регулирующие деятельность жилищно-коммунального хозяйства в городе, а также раскрыты программы, реализуемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, крупных городов.
В третьей главе проведена оценка современного состояния сферы ЖКХ в крупных городах РФ (на примере Казани, Уфы и Самары) и определены основные пути развития системы управления ЖКХ в Казани, Уфе и Самаре.
В заключении приведены основные выводы по теме исследования.
Жилищно-коммунальный комплекс - это важнейшая составляющая в системе жизнеобеспечения граждан, которая охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. В ЖКХ сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
Реформационные процессы данной отрасли были начаты уже в середине 1990-х годов в связи с общими процессами реформирования российской экономики, переводом ее на рыночные механизмы.
Основу функционирования жилищно-коммунальное хозяйства составляет предоставление услуг, без которых условия проживания были бы затруднены или не возможны.
Произведя исследовательскую работу согласно поставленной цели и задач, можно сделать вывод, что система жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на происходящие перемены путем реформирования данной системы, имеет множество проблем, решение которых должно быть произведено в ближайшем будущем.
К сожалению, органами государственной власти только недавно была осознана вся важность данной сферы в жизнедеятельности страны и его жителей. Совсем недавно началось реформирование ЖКХ, которое показало недостатки и неэффективность системы. Доказательством этому может послужить тот факт, что сильно отсталая, сфера ЖКХ не соответствует современным показателям и мировым стандартам жилищно-коммунального хозяйства и с большим трудом реагирует на изменения. Это происходит из-за того что:
1) жилищно-коммунальная инфраструктура сильно устарела, а её замена или модернизация требует колоссальных денежных средств, которые бюджет страны единовременно выделить не может, не говоря уже о дотационном бюджете муниципального образования.
2) есть существенная нехватка специалистов-управленцев в данной области;
3) третья причина - социальная. И её важность можно осознать, только проработав в данной сфере не мало времени. Дело в том, что менталитет самого населения не готов к переменам и что самое печальное в этой ситуации не видит в них необходимости. Являясь безграмотным, в этом вопросе, население занимает львиную долю времени управленца- специалиста, для проведения разъяснительных работ.
В ходе проведенного исследования были определены пути совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Казани, г. Самары, г. Уфы.
Основная проблема, которая кроется в недрах ЖКХ - это проблема неплатежей за жилищные и коммунальные услуги. В первую очередь люди должны понимать, что качество предоставления жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде напрямую зависит от своевременности и полноты их платежей. Чтобы повысить эффективность единой системы работы с задолженностью населения и юридических лиц по оплате услуг ЖКХ, в управлении городского округа должна быть создана рабочая комиссия с участием специалистов обслуживающих организаций. Поскольку основной элемент - это контроль, позволяющий непрерывно сверять цель с фактом, т.е. смотреть ее исполнение, и мониторинг платежей - работа по сбору сведений о размерах платежей для последующего анализа, следует придерживаться следующих принципов:
1. На предприятии должна быть выстроена единая политика четких, спланированных и регламентированных действий по отношению к потребителям услуг, и потребители должны быть оповещены о ней;
2. Взаимоотношения с потребителями необходимо выстраивать на основе знаний о специфике потребностей обслуживаемого сегмента (Индивидуальный подход к каждому сегменту потребителей);
3. Основное внимание должно уделяться профилактике задолженности и ее ликвидации на ранних стадиях, потому что взыскание задолженности требует затраты гораздо больших финансовых, человеческих и временных ресурсов.
Что касается прозрачности в области учета ОДН, то здесь проблему может решить внедрение АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов). Система делала бы одномоментный «снимок» показаний и общедомовых, и индивидуальных приборов учета, далее посредством сети интернет автоматически передает эти данные на веб¬сайт. Оперативное получение достоверной информации о потреблении энергоресурсов в конечном итоге и позволило бы рассчитать ОДН наиболее точно, естественно, с учетом погрешности самих приборов учета.
Относительно капитального ремонта жилых помещений, то здесь может помочь Единая информационная система, которая выступала бы в роли универсального ресурса, обобщающего всю информацию по многоквартирному жилищному фонду городского округа. Такая система должна обеспечивать комплексную автоматизацию и помогает решать задачи по организации городской системы капитального ремонта общего имущества МКД. Органы государственной власти и местного самоуправления смогли бы осуществлять оперативный мониторинг состояния жилищного фонда и контролировать реализацию кратковременных программ на уровне городского округа.
Создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций собственника, заказчика и подрядчика и формированием договорных отношений между ними позволило бы определить рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивать оптимальное соотношение между стоимостью и качеством жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в данной работе были предложены рекомендации по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне городского округа.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что выводы и практические рекомендации могут быть использованы администрацией г. Казани, г. Самара и г. Уфа и управляющими компаниями для разработки практических мер по совершенствованию деятельности ЖКХ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года (в редакции ФЗ от 23.05.2016 N 146-ФЗ). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(Дата обращения: 15.04.2016).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 января 1996 года (в редакции ФЗ от 23.05.2016 N 146-ФЗ). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/(Дата обращения: 15.04.2016).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.12.2015 N 404-ФЗ). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 15.04.2016).
4. О теплоснабжении [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
27.07.2010 N 190-ФЗ (в редакции от 28.11.2015 N 357-ФЗ). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102975/(Дата обращения: 15.04.2016).
5. Об электроэнергетики [Электронный ресурс]: Федеральный закон
от 26.03.2003 N 35-ФЗ (в редакции от 30.03.2016 N 74-ФЗ). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (Дата обращения: 15.04.2016).
6. О газоснабжении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ (ред. 28.11.2015 N 357- ФЗ). - URL: http://base.garant.ru/180285/(Дата обращения: 15.04.2016).
7. О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ президента РФ от 1 ноября 2013 г. N819 (в редакции от 22 мая 2015 года N 259). - URL: http://base.garant.ru/70492982/(Дата обращения: 14.04.2016).
8. Об основных направлениях реформирования жилищно¬коммунального хозяйства в 2013-2015 годах [Электронный ресурс]: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 октября 2013 года № 391-СФ. - URL: http://base.garant.ru/70475660/(Дата обращения: 18.04.2016).
9. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. - URL: http://base.garant.ru/12186043/(Дата обращения: 18.04.2016).
10. О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон РТ №138 от 28.03.2013. - URL: http://docs.cntd.ru/document/917019755(Дата обращения: 18.04.2016).
11. О мерах по реализации статьи 16(6) Федерального закона «О
содействии развитию жилищного строительства» [Электронный ресурс]: Закон РТ № 95 от 24 декабря 2012 г. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/902111774 (Дата обращения: 18.04.2016).
12. О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон РТ от 30.12.2005 г. № 138-ЗРТ (в ред. от 20.05.2013 N 41-ЗРТ). - URL: http://docs.cntd.ru/document/917019755(Дата обращения: 21.05.2016).
13. О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Самарской области [Электронный ресурс]: Закон Самарской области от 28.12.2004 № 191-ГД (с изменениями на 15 февраля 2016 года). - URL: http://docs.cntd.ru/document/945010759(Дата обращения: 24.04.2016).
14. О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной
собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальном ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс]: Закон Самарской области от 11.07.2008 N 82-ГД (в редакции Закона Самарской области от 19.05.2014 N 57-ГД). - URL:
http://pandia.ru/text/78/569/47656.php(Дата обращения: 25.04.2016).
15. О системе капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области [Электронный ресурс]: Закон Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД (в редакции Закона Самарской области от 11.01.2016 N 9-ГД). - URL:
http://base.garant.ru/8358861/(Дата обращения: 20.04.2016).
16. О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан Закон Республики Башкортостан от 2 декабря 2005 года № 250-з (в редакции Законов Республики Башкортостан от 02.03.2016 N 333-з). - URL: http://base.garant.ru/17710705/(Дата обращения: 21.04.2016).
17. Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление
жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан от 3 июля 2012 года № 551-з (в
редакции Законов РБ от 01.06.2015 N 230-з). - URL:
http://docs.cntd.ru/document/935123550(Дата обращения: 22.04.2016).
18. Об утверждении Положения о министерстве энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства Самарской области [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337 (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 04.08.2015 N 489). - URL: http://docs.cntd.ru/document/945032952(Дата
обращения: 22.04.2016).
Литература
19. Борисевич В.И. Экономика региона: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, В.С. Фатеев. - Мн.: БГЭУ, 2013. - 432 с.
20. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: Учеб.пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чеканим. - М.: Инфра-М, 2016. - 336 с.
21. Булычев В.Б. Формирование предпринимательства в современном жилищно-коммунальном хозяйстве России (концептуальные и методические аспекты) / В.Б. Булычев. - М., 2006. - С. 24.
22. Гатов М.С. Совершенствование механизмов управления жилищно-коммунальным комплексом крупного города / М.С. Гатов // Экономические науки. - 2013. - № 17. - С. 73-76.
23. Глазунов С.Н. Жилищный вопрос в России. Проблемы и перспективы / С.Н. Глазунов, В.С. Самошин. - М.: Омега, 2012. - 106 с.
24. ГОСТ 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения». - М.: Стандартинформ, 2014. - 8 с.
25. Гришкова Н.С. Особенности функционирования ЖКХ как элемента социальной инфраструктуры региона / Н.С. Гришкова // вестник адыгейского государственного университета. - 2015. - №2. - С. 179-185.
26. Жуков Д.А. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: Учебное пособие для вузов / Д.А. Жуков. - М.: Владос- Пресс, 2013. - 96 с.
27. Иванов Е.С. Процессная модель управления в жилищно¬коммунальных организациях МО «Псков» / Е.С. Иванов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. -№ 2 (12). - С. 99¬106.
28. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по- новому / Е.А. Каменева. - Ростов н/Д, 2010. - 350 с.
29. Каменева Е.А. Управление многоквартирным домом. Управляющая организация как субъект финансовых отношений в жилищно¬коммунальной сфере / Е.А. Каменева // Научная жизнь. - 2014. - № 9. - С. 191-195.
30. Киркорова Н.П. Обеспечение финансово-экономической устойчивости управляющих организаций ЖКХ / Н.П. Киркорова // Механизация строительства. - 2014. - №7. - С. 8-11.
31. Ковалева О.В. Специфика функционирования жилищно¬коммунального хозяйства / О.В. Ковалева // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2012. - №2. - С. 133-139.
32. Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно¬коммунальным хозяйством: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Кондратьева. - Ульяновск, 2009. - 160 с.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2016. - 657 с.
34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: А ТЕМП, 2013. - 874 с.
35. Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советского
жилищно-коммунального хозяйства (1917-1941) / И.Б. Орлов. - М.:
Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. - 344 с.
36. Платонова Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка / Н.А. Платонова. - М.: ГАСБУ, 1995. - 247 с.
37. Песоцкая Е.Ф. Маркетинг услуг / Е.Ф. Песоцкая. - Спб.: Питер, 2010. - 160 с.
38. Пикулькин А.В. Система государственного управления учебник для студентов вузов / А.В. Пикулькин. - М.: Юнит, 2015. - 639 с.
39. Примак Л.В. Энергоэффективность основных фондов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути решения / Л.В. Примак, Ю.Д. Примак, М.В. Гущо // Механизация строительства. - 2010. - № 11. - С. 2-5.
40. Румянцева Е.Е. Жилищно-коммунальный комплекс России: проблемы теории и практики управления / Е.Е. Румянцева. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 160 с.
41. РФ-ГОСТ Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». - М.: Стандартинформ, 2001.
42. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие / под ред. Ю.Ф. Симонова М.: ИКЦ., 2011. - 208 с.
43. Юдина Г. ЖКХ: учет в управляющих компаниях / Г. Юдина // Аудит и налогообложение. - 2014. - № 11. - С. 23-26.
Интернет-источники
44. Гладких Л.Н., Нартова Е.В. История возникновения и становления ЖКХ в РФ / Е.В. Нартова // III Международная научно-практическая конференция «Проблемы строительного производства и управления недвижимостью» [Электронный ресурс]. - URL: http://science.kuzstu.ru/wp- content/Events/Conference/Other/2014/si_nedv/psp_2014/pages/Articles/4/Gladki h_L.N._Nartova_E.V.4.pdf.pdf (Дата обращения: 15.02. 2016).
45. Официальный сайт Министерства строительства и жилищно¬коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minstroyrf.ru/(Дата обращения: 29.04.2016).
46. Официальный сайт Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://minstroy.tatarstan.ru/(Дата обращения: 02.05.2016).
47. Официальный сайт Муниципального казенного учреждения «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kzn.ru/old/page568.htm(Дата обращения: 25.04.2016).
48. Официальный сайт Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minenergo.samregion.ru/(Дата обращения: 29.04.2016).
49. Официальный сайт Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара [Электронный ресурс]. - URL: http://dbe-samara.ru/(Дата обращения: 08.05.2016).
50. Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://house.bashkortostan.ru/(Дата обращения: 08.05.2016).
51. Официальный сайт Управления жилищного хозяйства г. Уфы [Электронный ресурс]. - URL: http://ugh.ufanet.ru(Дата обращения: 05.05.2016).
52. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru(Дата обращения: 25.04.2016).