ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Феномен государственной информационной политики: сущность, цель и принципы 7
1.2. Интернет - коммуникации как структурный элемент государственной
информационной политики 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКОГО КОММУНИЦИРОВАНИЯ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ 29
2.1. Сравнительное исследование интернет представительств органов
исполнительной власти Республики Татарстан 29
2.2. Интернет - блоги как инструмент интенсификации коммуникаций в системе "власть-общество" (на примере анализа блогов руководителей
органов власти Республики Татарстан) 50
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ИНТЕРНЕТ-
КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммуникационных условий
интернет - диалога власти и общества 60
3.2. Разработка проекта социальной рекламы интернет - коммуникаций
для людей «третьего возраста» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Одной из доминирующих и важных тенденций XXI века является глобальная информатизация общества. Интернет оказывает существенное глобальное воздействие практически на все области социальной активности человека. Практическое использование возможностей Интернета всеми слоями населения во всех сферах жизнедеятельности является необходимым условием конкурентоспособности страны, повышение качества и уровня жизни населения данной страны.
Доступность и обширная популярность Интернет - технологий способствуют появлению новейших способов коммуникаций, и приводит к новому информационному взаимодействию между индивидами.
Одним из важнейших условий успешного социально-экономического развития России, укрепления единства и безопасности страны является обеспечение повсеместного доступа к информации и информационным услугам, что составляет одну из ключевых задач государственной информационной политики.
Каждый должен иметь возможность пользоваться преимуществами информационного общества. Доступ к информации должен быть удобным для пользователей, приемлемым в ценовом отношении, соответствовать языковым потребностям, задачам воспитания, здравоохранения, образования и культурного просветительства.
Особое внимание следует уделять информационным потребностям уязвимых групп населения, потребностям престарелых и лиц с ограниченными физическими возможностями.
Для обеспечения доступа к информации важное значение приобрел Интернет. Политика развития использования сети Интернет в России должна способствовать возможности доступа к сети для всех с учетом использования национальных языков, гарантировать стабильное и защищенное функционирование сети.
Интернет - это один из самых новых источников коммуникации, в том числе и в рамках реализации государственной информационной политики. С помощью него государство способно оказывать «информационную власть», с помощью которой субъекты политики воздействуют на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества.
Использование Интернет - коммуникаций в государственной информационной политике является актуальной темой для исследования, так как современное общество на данный момент находится на этапе активного применения Интернет - технологий в общественных процессах, в политических процессах на региональном и национальном уровне. Большинство органов государственной власти для более качественной работы применяют Интернет - технологии в своей профессиональной деятельности так сказать появляются в онлайн. Так же с помощью Интернета возможно эффективно сформировать диалог между обществом и властью, при чем общественные реакции на заявления власти, благодаря Интернету будут осуществлять быстрее и эффективнее. Главное правильно использовать Интернет - коммуникации, чтобы они давали положительный эффект в информационной политике государства, и не превращались в "жалобную книгу" населения.
На сегодняшний день можно сказать, что доступная для оперативного воспроизводства, посредством компьютерной обработки, информация превращается в один из важнейших факторов социального развития нашей страны.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является государственная информационная политика.
Предметом исследования являются интернет - коммуникации как форма взаимодействия государства и общества в процессе реализации государственной информационной политики.
Цель работы - исследование актуальных форм и методов Интернет - коммуникаций в системе государственной информационной политики.
Задачи исследования:
- изучить сущность феномена государственной информационной политики,
- определить место интернет - коммуникаций в структуре государственной информационной политики;
- осуществить сравнительный анализ интернет - представительств органов исполнительной власти (на примере Республики Татарстан);
- изучить инструментальную роль интернет - блогов руководителей органов власти в процессе интенсификации государственно-гражданских;
- сформулировать рекомендации по улучшению интернет - коммуникаций в системе государственной информационной политики;
-Разработка проекта социальной рекламы интернет - коммуникаций для людей «третьего возраста».
Исследование интернет - коммуникаций не осталось вне рамок внимания ученных и специалистов, разрабатывающих проблемы государственной информационной политики.
Теоретическую основу работы составили труды следующих ученых: Соловьева А.И., Черешкина Д.С., Нисевича Ю.А., Афанасьева В.Г. и т.д.
Особо значимый вклад в исследование вопросов по использованию возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: Зубарева, С.В. Бондаренко, В.Л. Иноземцев, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов, И.С. Мелюхин, и т.д.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы исследования, сравнительный анализ, контент - анализ и PR - проектирование.
Нормативно-правовую базу составляют законодательные акты РФ и РТ:
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Указ Президента Республики Татарстан от «27» мая 2011 года № УП- 295 «Положение о государственной информационной системе Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан»»;
Информационная база представлена монографиями российских и зарубежных ученых, научными статьями в специализированных журналах, учебными пособиями и ресурсами сети Интернет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, который состоит из 40источников и приложений.
В результате исследования была изучена сущность феномена государственной информационной политики. Государственная информационная политика - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга действий, которые направлены на создание условий получения информации, она должна удовлетворять первичные базовые потребности и интересы населения. Политика данного вида направлена на развитие технических средств, обеспечивающих создание информационных ресурсов их обработку и хранение.
Изначально государственная информационная политика (ГИП) охватывала только проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации, но в последнее время функции ГИП были довольно расширены, и в них вошли защита прав граждан и организаций на доступность информации, которые гарантированы людям Конституцией Российской Федерации, и информационная безопасность.
Было определенно место интернет - коммуникаций в структуре данной политики. Интернет представляет собой самый передовой канал коммуникации в системе государственной информационной политики.
Интернет - коммуникации по сравнению с другими видами коммуникации значительно продвинулись, т.к. через интернет можно передать информацию в различных формах: сообщение, видео, голос и так далее.
Был проведен сравнительный анализ интернет - представительств органов исполнительной власти, в результате которого выяснилось, что все Министерства активно развивают диалог «власть - общество» с помощью Пресс - служб, Интернет - приемной и так далее, изучена роль интернет - блогов руководителей органов власти и подведен итог, что руководители, которые работают на региональном уровне более коммуникативные по сравнению с руководителями на муниципальном уровне.
Интернет - коммуникации способны сформировать медийный образ государственной власти и влиять на политическое сознание граждан. Они способствуют формированию в глазах населения представления о политической реальности и органов государственной власти, становятся одним из важнейшим каналом в отношении "власть - общество".
Сложно представить информационную политику государства без коммуникаций с населением, так как оно в данном случае выполняет функции контролирующего органа с помощью диалога "власть-общество". Органам власти необходимо информировать население о проделанной работе, проблемах, достижениях и т.д. Для этого органы государственной власти используют различные медиа - инструменты: телевидение, радио, печатные издания, интернет. Но самым популярным инструментом информирования в XXI веке являются Интернет -коммуникации в различных своих выражениях, таких как официальные сайты министерств, Официальный портал, личные странички руководителей в социальных сетях и т.д.
Главной целью информационной политики является, построение демократического, информационного общества, вступление страны в мировое информационное сообщество. Для данного перехода необходимо создать единое информационно-телекоммуникационное пространство, и оно будет служить базой для решения экономических, политических, культурных проблем страны, и обеспечивать ее безопасность.
Интернет - коммуникации являются одними из инструментов реализации государственной информационной политики, способствуют формированию представления о политической реальности и являются важным фактором в самоорганизации общества.
В Республике Татарстан созданы все условия для активного диалога «власть - общество». Функционирует несколько различных порталов, таких как «Электронное образование», «Электронное здравоохранение», «Электронное ЖКХ» и т.д. Государственные органы делают все возможное, что бы облегчить процесс обращений и предоставления государственных услуг для населения. С каждым годом перечень услуг, оказываемых в электронном виде, расширяется. Пилотным регионом для внедрения «Открытого правительства» стала Республика Татарстан, так как Государственная информационная система республики находится на должном уровне. В РТ идет полномасштабное развитие ИТ - отрасли: технопарк в сфере высоких технологий «ИТ - парк», «Иннополис» и т.д. В 2012 году состоялся первый выпуск Высшей школы ИТИС КФУ, инновационного ИТ - факультета КФУ, совместного образовательного проекта Министерства информатизации и связи РТ, КФУ, мировых брендов IBM, Microsoft, HP. Информационные технологии не стоят на месте, они находятся в постоянном развитии и усовершенствовании.
Проведенный анализ показал, что общее состояние Интернет - коммуникаций на данное время можно оценить как развивающее. Создана общая электронная площадка с удобной и понятной инфраструктурой " Официальный Татарстан"(tatarstan.ru), где собраны официальные сайты Президента РТ (president.tatarstan.ru), Государственного Совета (gossov.tatarstan.ru), Правительства(prav.tatarstan.ru), муниципальных образований РТ (msu.tatarstan.ru) и государственных услуг(uslugi.tatarstan.ru).
Одна из проблем, которая была выявлена в результате исследования - отсутствие рекламы данного сайта, многие жители республики, особенно это касается маленьких городов, поселков и деревень не осведомлены о существовании данного сайта. Все еще популярны обособленные сайты муниципальных образований.
Проблема касательно предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме популярна на данный отрезок времени: многие относятся к данной услуге с недоверием, не используют ее в повседневной жизни, я считаю, что это связанно с недоверием к Интернет - ресурсам и всему, что связанно с информацией находящийся на просторах Интернета.
Россия пока находится на пути совершенствования информационной базы электронного взаимодействия между государственными органами и обществом. Республика Татарстан старается не отставать от Москвы в ее развитии электронного взаимодействия.
Интернет - коммуникации, как личные сайты руководителей органов власти в Республики Татарстан не сильно развиты в данном виде коммуникаций. Но можно особо подчеркнуть развитость в данном направлении Президента РТ Рустама Минниханова, Заместителя Премьер- министра-Министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова, так как их социальные странички можно найти на различных интернет сайтах: Вконтакте, Instagram, Twitter и т.д.
Из минусов в социальных сетях как инструмента Интернет - коммуникаций можно подчеркнуть, что страницы руководителей больше похожи на "жалобные книги", чем на средство коммуникации.
В результате исследования были сформулированы рекомендации по улучшению интернет - коммуникаций в системе государственной информационной политики и разработан проект социальной рекламы интернет - коммуникаций для людей «третьего возраста».
1. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. - М.: Юрист, 1993. - 48 с.
2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) //Российская газета - Федеральный выпуск №4061 - 2006.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). // Российская газета - Федеральный выпуск №4131 - 2006.
4. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"// Российская газета - Федеральный выпуск №4849 - 2009.
5. Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета - Федеральный выпуск №5247 - 2010.
6. Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // Российская газета - Федеральный выпуск №6435 - 2010.
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601-ФЗ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. Столичный выпуск №5775 - 2012. - 7 мая.
8. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
9. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"»
10. Закон РТ от 12.05.2003 N 16-ЗРТ "Об обращениях граждан в Республике Татарстан" (в ред. Закона РТ от 24.07.2014 N 75-ЗРТ)// Газета «Республики Татарстан» - 2003. - 12 мая .
11. Указ Президента Республики Татарстан от «27» мая 2011 года № УП-295(с изменениями от 2 ноября 2012 г., 18 апреля 2014 г.) «Положение о государственной информационной системе Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан»» // Газета «Республики Татарстан» - 2012. - 2 ноября
2. Монографии и научные статьи, учебники и учебные пособия:
12. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.— М.: Оникс, 2009.— 944 с.
14. Аксак В. А. Поиск в Интернет и полезные ресурсы рунета/ В. А. Аксак.— М.: Эксмо, 2007. —175 с.
15. Афанасьев В.Г. Социальная информация / В.Г. Афанасьев. - М.: Наука, 1994.—201 с.
16. Бронников И.А. Новые способы политической коммуникации в сети Интернет / И.А. Бронников. -М.: Изд-во МосГУ, 2011.- 27 с.
17. Бронников И.А. Интернет как фактор активизации гражданского общества / И.А. Бронников. — М.: Знание. Понимание. Умение, 2011. С. 264-267.
18. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество / Н. Винер. — М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. — 344 с.
19. Головко Б.Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации / Головко Б.Н. — М.: Академический проект, 2005.- 117 с.
20. Зиновьев А. Глобальное сверх общество и Россия/А. Зиновьев. - М.: Харвест, 2009. - 125 с.
21. Иванов О.В. О социальной информатике / О.В Иванов. - М Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — 187 с.
22. Карпов П.Н. Интернет как средство политической коммуникации в России/ П.Н. Карпов.— М., 2013. — 29 с.
23. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2004. - 416 с.
24. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ.ред. Ю.Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.
25. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография/ А.В. Манойло. -М.: МИФИ, 2003. - 388 с.
26. Манойло А.В., Петренко А.И. Информационно-психологическая
безопасность современного информационного общества//М.:
Стратегическая стабильность, 2009. — 50 с.
27. Нисевич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.— 175 с.
28. Одоевский В.Ф. 4338-й год. Петербургские письма. / В.Ф. Одоевский. - М.: 1926. — 32 с.
29. Панарин И.Н. Технология информационной стратегии/И. Н. Панарин. — М.: КСП+, 2008. — 320 с.
30. Панарин И.Н. Информационная политика и геополитика/И. Н. Панарин. — М.2009. — 75 с.
31. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко.— М.: Изд-во РАГС, 2002.
32. Попов В.Д, Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. — 118 с.
33. Рунов А.В. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества. / А.В. Рунов. - М., 2005.— 45 с.
34. Соловьев А.И. Политические коммуникации. / А.И. Соловьев. — М., 2004. 208 с.
35. Соловьев А.И. Политические коммуникации: к вопросу о теоретической идентификации// — М.: Полис. 2002. — 5 с.
36. Тихонова С.В. Логика современной коммуникационной революции / С.В. Тихонова. — М.: Социология. 2007. — 127 с.
37. Черешкин Д.С., Финько О.А. Концепция государственной информационной политики.// СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. —
38. Чугунов А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет - аудитории. / А.В. Чугунов - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. — 104 с.
3. Электронные материалы:
39. Концепция государственной информационной политики РФ. - URL:http://www. unesco.kzZipZcountriesZrussia ru.htm
40. Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль,
функции и формы.- Политическая лингвистика.- 2011, №1. - URL:
http: //j ournals. uspu.ru/i/inst/ling/ling3 5/ling3 5 22 .pdf
41. Реестр государственных информационных ресурсов и
информационных систем государственных органов. -
URL:http://old.reestr.uz/
42. Мэрия Казани в соцсетях: спам в Telegram, короткий адрес
«ВКонтакте» и промоушен от звезд «Инстаграма».-иВТ:
http: //realnoevremya. ru/today/28719.
43. Пресс-релиз «Электронные государственные и социально
значимые услуги в Республике Татарстают-URL:
http://mic.tatarstan.ru/rus/pr.htm/press-release/486681.htm
44. РБК: В реконструированных парках Казани в 2016 году запустят
бесплатный Wi-Fi ».-URL:
http://www.rbc.ru/tatarstan/freenews/565be96e9a79478ec5e60443
45. «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан». -URL: https//uslugi.tatarstan. ru
46. «Предприятия отрасли информатизации и связи Татарстана
заработали в I полугодии 21 млрд. рублей». -
URL: http: //mic.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/460478.htm
47. «Контакты министерства здравоохранения РТ».-1ЖЕ: http: //minzdrav.tatarstan.ru/rus/helpdesk.htm
48. Гриняев С.Н. Информационная политика: история, день
сегодняшний и перспективы. -URL: http://www.infwar.ru.
49. Федякин А.В. Средства массовой информации и государственная информационная политика в современной России: нормативные основания и практика. -URL: http://mir-politika.ru/395-sredstva-massovoy-informacii-i- gosudarstvennaya-informacionnaya-politika-v-sovremennoy-rossii- normativnye-osnovaniya-i-praktika.html
50. «BBC News».-URL:http://news.bbc.co.uk/
51. «История проекта Panoramio».-URL: wiki.GooGIS.info