ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ Г. КАЗАНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ 1941-1945 ГГ.
|
Введение 3
Глава 1. Состояние начального образования г. Казани в годы Великой
Отечественной войны 11
§1. Административное деление города 11
§2. Борьба за реализацию всеобщего обучения: организация образовательного процесса, учебные программы, формирование классов 18
§3. Решение проблемы педагогических кадров 27
Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны 34
§1. Развитие форм и методов обучения младших школьников 34
§2. Трудовое и патриотическое воспитание 41
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49
Приложение
Глава 1. Состояние начального образования г. Казани в годы Великой
Отечественной войны 11
§1. Административное деление города 11
§2. Борьба за реализацию всеобщего обучения: организация образовательного процесса, учебные программы, формирование классов 18
§3. Решение проблемы педагогических кадров 27
Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны 34
§1. Развитие форм и методов обучения младших школьников 34
§2. Трудовое и патриотическое воспитание 41
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49
Приложение
Актуальность темы исследования обуславливается возрастающей ролью взаимосвязи общества и школы как определяющей характеристики развития ценностного облика современного человека. Этот сложный механизм до сих пор остается предметом педагогических изысканий. При изучении соответствующей литературы мы выяснили, что вопросы, находящиеся в рамках исследуемой темы, до сих пор не изучены.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в научно-историческом и социальном аспектах.
Во-первых, на фоне современной политической ситуации, руководство страны всё больше заботит содержание образовательного процесса на всех этапах обучения. И, несомненно, начальная школа способствует формированию и подготовке квалифицированных кадров, что является определяющим аспектом политики государства.
Во-вторых, на сегодняшний день исторический аспект развития начального образования имеет особую важность в современной школе, так как его цикличность влияет на методы и принципы обучения школьников.
В-третьих, изучаемый период характеризовался командно-административными методами управления, в том числе и в сфере образования. В связи с этим необходимо переосмыслить опыт, в том числе и негативный, государственных образовательных структур.
В данной работе под начальным образованием понимается I ступень образования, которая включала 1 по 4 класс обучения (согласно постановлению от 15.05.1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР»).
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа организации работы начальных школ г. Казани в годы Великой Отечественной войны.
На основе широкого спектра источников, значительная часть которых впервые освещается в научных кругах, рассматриваются различные аспекты данной проблематики: политические, экономические, социально¬
психологические. Ранее подобная тема частично освещалась в исследованиях фрагментарного характера.
Именно поэтому темой нашей выпускной квалификационной работы является «Организация работы начальных школ г. Казани в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Временные рамки определены началом и завершением Великой Отечественной войны для того, чтобы проследить развитие начального образования в Казани в период, когда не только вся страна, но и весь мир столкнулся с угрозой фашизма.
Объектом исследования выступает структура работы начальных школ Казани с русским языком обучения в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования являются этапы и условия организации работы начальных школ с русским языком обучения в годы войны.
Цель нашего исследования заключается в изучении особенностей организации работы начальных школ г. Казани с русским языком обучения в годы Великой Отечественной войны по архивным документам, литературным источникам, материалам периодической печати.
Поставленная цель определяет выполнение следующих задач:
1. Охарактеризовать работу начальных школ в годы войны;
2. Дать объективную оценку состояния начальных школ Казани в указанный период;
3. Определить особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны.
В основу исследования положен широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, разных по характеру и ценности, которые можно разделить на следующие группы: 1) нормативно-правовые источники (законы, постановления); 2) статистические и делопроизводственные документы; 3) архивные материалы.
Основным нормативно-правовым источником нашей работы выступает «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик» , который является наиболее полным интернет архивом, включающий 20000 документов с 1917 по 1992 гг.
Следует отметить такой источник, как сборник «Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны». В него включены документы и материалы, характеризующие работу трудящихся Татарии в годы Великой Отечественной войны. Значительная часть материалов отражает патриотическое настроение населения по оказанию помощи фронту.
Основным комплексом источников следует назвать делопроизводственную документацию, содержащуюся в Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПДРТ). Одним из важных материалов для нас является Ф.Р. 15 (Ед.хр. 698, 883, 1387, 1388,1388а, 1848,1849) Татарского республиканского комитета КПСС г. Казани. Он включает в себя информацию о работе образовательных учреждений города на протяжении 1941-1945 гг., переписку, справки, распоряжения, докладные записки по вопросам функционирования школ.
Интерес по исследуемой теме представляют документы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) - фонда отдела народного образования исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов (Ф.Р-992, ед.хр. 1,2,3). Среди документов фонда нами были найдены указания и распоряжения ГОРОНО, отчеты учителей школ Казани, их письма и заявления.
Так же важно выделить документы Ф. Р. 3682 «Народного комиссариата просвещения ТАССР», хранящегося в НА РТ (ед.хр. 2631, 2667,2668, 2680, 2706, 2827). Он содержит материалы о состоянии всеобуча, качестве преподавания и знаний учащихся, широкой помощи фронту, идейно-политическому и патриотическому воспитанию школьников, что позволяет воссоздать наиболее точную картину политики руководства Татарской АССР и ГОРОНО г. Казани в годы Великой Отечественной войны.
Историография вопроса. Историографический анализ позволяет оценить степень интереса к изучаемой проблематике в исторической и педагогической науках. Выявить основные положения, положительные и отрицательные стороны опыта, применявшегося в образовательной политике государства по отношению к начальной школе в годы Великой Отечественной войны.
Наиболее ранняя работа «Развитие народного образования в Татарской АССР» , представленная к анализу, принадлежит Ю.А. Туишеву, в тот период являющимся директором Казанского педагогического института. Автор описывает историю развития образования в ТАССР за 1920 -1950 гг., анализирует данный процесс на основе статистических данных.
Работа М.З. Тутаева «Развитие народного образования в Татарии» освещает историю развития советской системы народного образования в республике 1917-1945 гг. На основе богатого фактического материала автор показывает роль общеобразовательной и высшей школы в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства, в подъеме культурного и общеобразовательного уровня трудящихся.
В монографии Р.В. Шакирова «Казанская педагогическая школа во второй половине XX в.» обобщен большой материал исследований ученых- педагогов республики. Автор вводит в научный оборот обобщенное понятие -«казанская педагогическая школа». Р.В. Шакиров дал краткий обзор научных исследований казанских педагогов, который включает анализ пособий, книг и монографий, описывающих историю развития школы, педагогики, просвещения в XVIII, XIX и XX вв., а также плодотворную деятельность многих татарских просветителей и педагогов. В главе «Окно в прошлое» дается краткий ретроспективный обзор состояния педагогического дела в Казанском крае в конце XIX - первой половине XX вв.
Интерес представляет автореферат к диссертации «Развитие начального образования в Татарской АССР в 1945 - 1985 гг.» Г.Н.Гусак. Автор рассматривает основные этапы и условия развития начального образования в Татарской АССР в 1945 - 1985 гг., содержание, формы, методы учебного и воспитательного процессов, в том числе в годы войны.
Издание одного из фундаментальных трудов по указанной тематике относится к 2012 году, когда была защищена докторская диссертация А. Ш. Кабировой «Татарская АССР в период Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.: социально-экономические и культурно-идеологические процессы в тыловом регионе». Данная работа представляет собой первое исследование, характеризующее регион в указанный период. В нем дано содержательное обоснование организации работы учреждений системы образования, в том числе начальных школ республики.
Интерес представляют статьи «Образование в Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны» и «Женщины Татарстана в годы Великой Отечественной войны: Некоторые вопросы историографии и источниковедения» , которые являются продолжением предыдущего исследования.
О.Г. Евграфова в статье «Деятельность Татарского института усовершенствования учителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» также рассматривает проблемы в системе образования в годы войны. Содержание статьи характеризует работу института и анализируется система функционирования учреждений народного образования республики в этот период.
Автор останавливается на особенностях деятельности общеобразовательных школ и учителей, а также мероприятиях, подготовленных Татарским институтом усовершенствования учителей (ТИУУ) в рамках повышения квалификации педагогических кадров в военные годы.
В работе Н.В. Малхасян «Государственное руководство системой народного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» детально освещается деятельность государственных органов по организации духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, анализируется опыт работы школ и педагогических коллективов по усилению идейно-политической направленности учебно-воспитательного процесса в школе.
Для восстановления хронологии изменений Казани административно-территориального характера мы обратились к сайту свободной библиотеки Википедия и к сборнику «Улицы Казани. Краткий справочник» ПК.Ф. Амирова и Р.Х. Ахметзяновой. В данных материалах содержится информация о районах и улицах города Казани, истории их возникновения и переименования.
Следующая группа включает статьи, опубликованные в 2015-2016 гг., тем самым подтверждая актуальность изучаемой проблемы.
В статье «Сельская школа Татарстана в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг)» Р.Ф. Мамина и Р.В. Шайдуллин характеризуют причины и содержание изменений в учебно-воспитательной работе школ ТАССР в годы войны. Анализируются основные формы военно-патриотического, образовательного и трудового воспитания школьников, формировавших их общегражданскую позицию, физическое и трудовое развитие. Особое внимание уделено производственному и культурно-просветительскому труду учеников во всех сферах жизни республики.
Ю.Г. Россинский в статье «Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны» рассматривает и анализирует мероприятия, проводимые руководством страны по осуществлению работы образовательных учреждений в указанный период, охране детства, учета эвакуированного населения.
В работе А.В. Овчинникова «Роль государства и учительской общественности в обучении и воспитании школьников в годы Великой Отечественной войны (по материалам Московского региона)» представлены различные направления совместной работы органов власти и педагогической общественности, в деле решения задач обучения и воспитания школьников в условиях военного времени.
Материалы периодической печати также представляют интерес для более детального изучения заявленной тематики. Например, газета «Красная Татария», являлась одним из главных информационных ресурсов для жителей республики в годы войны. Журнал «Начальная школа», продолжавший выходить в 1941-1945 гг., по нашему мнению, - один из самых важных и значимых источников и требует дальнейшего отдельного изучения.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся выводы и положения могут быть включены в образовательную программу, лекционные материалы и учебные пособия для кафедр начального образования Казанского Федерального университета, Арского педагогического колледжа, Казанского педагогического колледжа и т.д. которые занимаются подготовкой будущих учителей.
Методологическую основу исследования составили следующие основополагающие принципы исторической науки: принцип историзма, принцип системности, принцип проблемно-хронологический.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, приложение и список использованных источников и литературы.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в научно-историческом и социальном аспектах.
Во-первых, на фоне современной политической ситуации, руководство страны всё больше заботит содержание образовательного процесса на всех этапах обучения. И, несомненно, начальная школа способствует формированию и подготовке квалифицированных кадров, что является определяющим аспектом политики государства.
Во-вторых, на сегодняшний день исторический аспект развития начального образования имеет особую важность в современной школе, так как его цикличность влияет на методы и принципы обучения школьников.
В-третьих, изучаемый период характеризовался командно-административными методами управления, в том числе и в сфере образования. В связи с этим необходимо переосмыслить опыт, в том числе и негативный, государственных образовательных структур.
В данной работе под начальным образованием понимается I ступень образования, которая включала 1 по 4 класс обучения (согласно постановлению от 15.05.1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР»).
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа организации работы начальных школ г. Казани в годы Великой Отечественной войны.
На основе широкого спектра источников, значительная часть которых впервые освещается в научных кругах, рассматриваются различные аспекты данной проблематики: политические, экономические, социально¬
психологические. Ранее подобная тема частично освещалась в исследованиях фрагментарного характера.
Именно поэтому темой нашей выпускной квалификационной работы является «Организация работы начальных школ г. Казани в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Временные рамки определены началом и завершением Великой Отечественной войны для того, чтобы проследить развитие начального образования в Казани в период, когда не только вся страна, но и весь мир столкнулся с угрозой фашизма.
Объектом исследования выступает структура работы начальных школ Казани с русским языком обучения в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования являются этапы и условия организации работы начальных школ с русским языком обучения в годы войны.
Цель нашего исследования заключается в изучении особенностей организации работы начальных школ г. Казани с русским языком обучения в годы Великой Отечественной войны по архивным документам, литературным источникам, материалам периодической печати.
Поставленная цель определяет выполнение следующих задач:
1. Охарактеризовать работу начальных школ в годы войны;
2. Дать объективную оценку состояния начальных школ Казани в указанный период;
3. Определить особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны.
В основу исследования положен широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, разных по характеру и ценности, которые можно разделить на следующие группы: 1) нормативно-правовые источники (законы, постановления); 2) статистические и делопроизводственные документы; 3) архивные материалы.
Основным нормативно-правовым источником нашей работы выступает «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик» , который является наиболее полным интернет архивом, включающий 20000 документов с 1917 по 1992 гг.
Следует отметить такой источник, как сборник «Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны». В него включены документы и материалы, характеризующие работу трудящихся Татарии в годы Великой Отечественной войны. Значительная часть материалов отражает патриотическое настроение населения по оказанию помощи фронту.
Основным комплексом источников следует назвать делопроизводственную документацию, содержащуюся в Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПДРТ). Одним из важных материалов для нас является Ф.Р. 15 (Ед.хр. 698, 883, 1387, 1388,1388а, 1848,1849) Татарского республиканского комитета КПСС г. Казани. Он включает в себя информацию о работе образовательных учреждений города на протяжении 1941-1945 гг., переписку, справки, распоряжения, докладные записки по вопросам функционирования школ.
Интерес по исследуемой теме представляют документы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) - фонда отдела народного образования исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов (Ф.Р-992, ед.хр. 1,2,3). Среди документов фонда нами были найдены указания и распоряжения ГОРОНО, отчеты учителей школ Казани, их письма и заявления.
Так же важно выделить документы Ф. Р. 3682 «Народного комиссариата просвещения ТАССР», хранящегося в НА РТ (ед.хр. 2631, 2667,2668, 2680, 2706, 2827). Он содержит материалы о состоянии всеобуча, качестве преподавания и знаний учащихся, широкой помощи фронту, идейно-политическому и патриотическому воспитанию школьников, что позволяет воссоздать наиболее точную картину политики руководства Татарской АССР и ГОРОНО г. Казани в годы Великой Отечественной войны.
Историография вопроса. Историографический анализ позволяет оценить степень интереса к изучаемой проблематике в исторической и педагогической науках. Выявить основные положения, положительные и отрицательные стороны опыта, применявшегося в образовательной политике государства по отношению к начальной школе в годы Великой Отечественной войны.
Наиболее ранняя работа «Развитие народного образования в Татарской АССР» , представленная к анализу, принадлежит Ю.А. Туишеву, в тот период являющимся директором Казанского педагогического института. Автор описывает историю развития образования в ТАССР за 1920 -1950 гг., анализирует данный процесс на основе статистических данных.
Работа М.З. Тутаева «Развитие народного образования в Татарии» освещает историю развития советской системы народного образования в республике 1917-1945 гг. На основе богатого фактического материала автор показывает роль общеобразовательной и высшей школы в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства, в подъеме культурного и общеобразовательного уровня трудящихся.
В монографии Р.В. Шакирова «Казанская педагогическая школа во второй половине XX в.» обобщен большой материал исследований ученых- педагогов республики. Автор вводит в научный оборот обобщенное понятие -«казанская педагогическая школа». Р.В. Шакиров дал краткий обзор научных исследований казанских педагогов, который включает анализ пособий, книг и монографий, описывающих историю развития школы, педагогики, просвещения в XVIII, XIX и XX вв., а также плодотворную деятельность многих татарских просветителей и педагогов. В главе «Окно в прошлое» дается краткий ретроспективный обзор состояния педагогического дела в Казанском крае в конце XIX - первой половине XX вв.
Интерес представляет автореферат к диссертации «Развитие начального образования в Татарской АССР в 1945 - 1985 гг.» Г.Н.Гусак. Автор рассматривает основные этапы и условия развития начального образования в Татарской АССР в 1945 - 1985 гг., содержание, формы, методы учебного и воспитательного процессов, в том числе в годы войны.
Издание одного из фундаментальных трудов по указанной тематике относится к 2012 году, когда была защищена докторская диссертация А. Ш. Кабировой «Татарская АССР в период Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.: социально-экономические и культурно-идеологические процессы в тыловом регионе». Данная работа представляет собой первое исследование, характеризующее регион в указанный период. В нем дано содержательное обоснование организации работы учреждений системы образования, в том числе начальных школ республики.
Интерес представляют статьи «Образование в Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны» и «Женщины Татарстана в годы Великой Отечественной войны: Некоторые вопросы историографии и источниковедения» , которые являются продолжением предыдущего исследования.
О.Г. Евграфова в статье «Деятельность Татарского института усовершенствования учителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» также рассматривает проблемы в системе образования в годы войны. Содержание статьи характеризует работу института и анализируется система функционирования учреждений народного образования республики в этот период.
Автор останавливается на особенностях деятельности общеобразовательных школ и учителей, а также мероприятиях, подготовленных Татарским институтом усовершенствования учителей (ТИУУ) в рамках повышения квалификации педагогических кадров в военные годы.
В работе Н.В. Малхасян «Государственное руководство системой народного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» детально освещается деятельность государственных органов по организации духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, анализируется опыт работы школ и педагогических коллективов по усилению идейно-политической направленности учебно-воспитательного процесса в школе.
Для восстановления хронологии изменений Казани административно-территориального характера мы обратились к сайту свободной библиотеки Википедия и к сборнику «Улицы Казани. Краткий справочник» ПК.Ф. Амирова и Р.Х. Ахметзяновой. В данных материалах содержится информация о районах и улицах города Казани, истории их возникновения и переименования.
Следующая группа включает статьи, опубликованные в 2015-2016 гг., тем самым подтверждая актуальность изучаемой проблемы.
В статье «Сельская школа Татарстана в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг)» Р.Ф. Мамина и Р.В. Шайдуллин характеризуют причины и содержание изменений в учебно-воспитательной работе школ ТАССР в годы войны. Анализируются основные формы военно-патриотического, образовательного и трудового воспитания школьников, формировавших их общегражданскую позицию, физическое и трудовое развитие. Особое внимание уделено производственному и культурно-просветительскому труду учеников во всех сферах жизни республики.
Ю.Г. Россинский в статье «Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны» рассматривает и анализирует мероприятия, проводимые руководством страны по осуществлению работы образовательных учреждений в указанный период, охране детства, учета эвакуированного населения.
В работе А.В. Овчинникова «Роль государства и учительской общественности в обучении и воспитании школьников в годы Великой Отечественной войны (по материалам Московского региона)» представлены различные направления совместной работы органов власти и педагогической общественности, в деле решения задач обучения и воспитания школьников в условиях военного времени.
Материалы периодической печати также представляют интерес для более детального изучения заявленной тематики. Например, газета «Красная Татария», являлась одним из главных информационных ресурсов для жителей республики в годы войны. Журнал «Начальная школа», продолжавший выходить в 1941-1945 гг., по нашему мнению, - один из самых важных и значимых источников и требует дальнейшего отдельного изучения.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся выводы и положения могут быть включены в образовательную программу, лекционные материалы и учебные пособия для кафедр начального образования Казанского Федерального университета, Арского педагогического колледжа, Казанского педагогического колледжа и т.д. которые занимаются подготовкой будущих учителей.
Методологическую основу исследования составили следующие основополагающие принципы исторической науки: принцип историзма, принцип системности, принцип проблемно-хронологический.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, приложение и список использованных источников и литературы.
Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Она явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования. Война 1941-1945 гг. продемонстрировала беспрецедентный потенциал советского народа в деле обороны страны от захватчиков, победы над фашизмом, восстановлении разрушенного народного хозяйства. Очевидные успехи на данном направлении в немалой степени определялись особым характером советской государственной политики в сфере идеологии, образования и культурного строительства.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей организации работы начальных школ Казани с русским языком обучения в годы Великой Отечественной войны по архивным документам, литературным источникам, материалам периодической печати.
Согласно поставленной цели и задачам работы, мы можем сделать следующие выводы:
1) начальные школы Казани в 1941-1945 гг., за исключением №60 и № 31, продолжали функционировать в качестве учебных заведений первой ступени;
2) количество обучающихся увеличилось с 24972 к началу 1941/1942 до 27890 к концу первого полугодия 1944/1945 учебного года за счет эвакуированных детей из пограничных территорий СССР и школьников, оставшихся на повторный год обучения;
3) количество учебных зданий сокращалось по причине передачи помещений в пользование промышленным предприятиям, переведенным из пограничных регионов, военным госпиталям;
4) интенсивная программа подготовки педагогических кадров обуславливалась необходимостью начальных школ в квалифицированных учителях;
5) методическая основа преподавания учебных предметов изменилась в условиях военного времени: увеличение количества часов на военную подготовку, установление связи теоретического обучения с практическими занятиями;
6) патриотическое воспитание школьников являлось неотъемлемой частью учебного процесса: беседы с учениками о военном прошлом страны, знакомство с письмами с фронта, участие в общественных движениях.
В суровые годы войны школы всей страны, в частности Татарской АССР и г. Казани, подверглись тяжелым испытаниям. Война принесла большие разрушения учебно-материальной базе школы, многочисленные трудности и лишения. Но развитие школы продолжалось. В период с 1941 по 1945 гг. можно говорить о проведении целенаправленной политики в области школьного образования — как целях и задачах, преследуемых и решаемых, с одной стороны, регионом, с другой стороны, центром в связи с перестройкой народного образования в соответствии с требованиями военного времени.
Великая Отечественная война, сохранив все плюсы и минусы довоенного школьного образования, внесла в него серьезные коррективы, обозначив новые задачи. Возникла необходимость, несмотря на трудности, привлечь всех детей школьного возраста к обязательному обучению, перестроить учебно-воспитательный процесс.
Условия военной поры заставили, общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонную работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору.
Развитие общеобразовательной школы в 1941 - 1945 гг. неразрывно связано с процессами, которые наблюдались в стране и в регионе в этот период. Проведенный в нашей работе анализ работы начальных школ г. Казани в условиях войны свидетельствует о том, что многие черты присущие российскому школьному образованию в указанный период времени, настолько же применяемы и для школ всего региона - ТАССР. Изменения в экономике, политике, культуре отражались в сфере образования и науки, определяя направление их развития.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей организации работы начальных школ Казани с русским языком обучения в годы Великой Отечественной войны по архивным документам, литературным источникам, материалам периодической печати.
Согласно поставленной цели и задачам работы, мы можем сделать следующие выводы:
1) начальные школы Казани в 1941-1945 гг., за исключением №60 и № 31, продолжали функционировать в качестве учебных заведений первой ступени;
2) количество обучающихся увеличилось с 24972 к началу 1941/1942 до 27890 к концу первого полугодия 1944/1945 учебного года за счет эвакуированных детей из пограничных территорий СССР и школьников, оставшихся на повторный год обучения;
3) количество учебных зданий сокращалось по причине передачи помещений в пользование промышленным предприятиям, переведенным из пограничных регионов, военным госпиталям;
4) интенсивная программа подготовки педагогических кадров обуславливалась необходимостью начальных школ в квалифицированных учителях;
5) методическая основа преподавания учебных предметов изменилась в условиях военного времени: увеличение количества часов на военную подготовку, установление связи теоретического обучения с практическими занятиями;
6) патриотическое воспитание школьников являлось неотъемлемой частью учебного процесса: беседы с учениками о военном прошлом страны, знакомство с письмами с фронта, участие в общественных движениях.
В суровые годы войны школы всей страны, в частности Татарской АССР и г. Казани, подверглись тяжелым испытаниям. Война принесла большие разрушения учебно-материальной базе школы, многочисленные трудности и лишения. Но развитие школы продолжалось. В период с 1941 по 1945 гг. можно говорить о проведении целенаправленной политики в области школьного образования — как целях и задачах, преследуемых и решаемых, с одной стороны, регионом, с другой стороны, центром в связи с перестройкой народного образования в соответствии с требованиями военного времени.
Великая Отечественная война, сохранив все плюсы и минусы довоенного школьного образования, внесла в него серьезные коррективы, обозначив новые задачи. Возникла необходимость, несмотря на трудности, привлечь всех детей школьного возраста к обязательному обучению, перестроить учебно-воспитательный процесс.
Условия военной поры заставили, общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонную работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору.
Развитие общеобразовательной школы в 1941 - 1945 гг. неразрывно связано с процессами, которые наблюдались в стране и в регионе в этот период. Проведенный в нашей работе анализ работы начальных школ г. Казани в условиях войны свидетельствует о том, что многие черты присущие российскому школьному образованию в указанный период времени, настолько же применяемы и для школ всего региона - ТАССР. Изменения в экономике, политике, культуре отражались в сфере образования и науки, определяя направление их развития.
Подобные работы
- ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ:
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ.»
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Сообщество «Свидетелей Иеговы» на
территории Свердловской области: история и
современное состояние
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Методика спортивного отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ГОРОДСКИЕ ГАЗЕТЫ:
исторический, классификационно-типологический
и содержательный аспекты
(на примере городских газет г. Ростова-на-Дону
и городов Ростовской области)
Диссертация , журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2015 - Особенности изучения темы: «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - АРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (1940 - НАЧАЛА 1960-Х ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе школьников при изучении Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе (на примере Бийского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1942-1953 гг.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



