СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические основы специальных налоговых режимов 6
1.1. Экономическая сущность специальных налоговых режимов 6
1.2. Эволюция возникновения и развития специальных налоговых
режимов 13
1.3. Зарубежный опыт применения специальных налоговых режимов 17
2. Практические аспекты специальных налоговых режимов 24
2.1. Особенности специальных налоговых режимов 24
2.2. Механизмы исчисления налогов в рамках специальных налоговых
режимов 35
2.3. Поступление налоговых платежей в рамках применения специальных
налоговых режимов 43
3. Совершенствование специальных налоговых режимов 49
3.1. Перспективы развития специальных налоговых режимов 49
3.2. Возможность применения зарубежного опыта специальных налоговых
режимов в России 54
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение
1. Теоретические основы специальных налоговых режимов 6
1.1. Экономическая сущность специальных налоговых режимов 6
1.2. Эволюция возникновения и развития специальных налоговых
режимов 13
1.3. Зарубежный опыт применения специальных налоговых режимов 17
2. Практические аспекты специальных налоговых режимов 24
2.1. Особенности специальных налоговых режимов 24
2.2. Механизмы исчисления налогов в рамках специальных налоговых
режимов 35
2.3. Поступление налоговых платежей в рамках применения специальных
налоговых режимов 43
3. Совершенствование специальных налоговых режимов 49
3.1. Перспективы развития специальных налоговых режимов 49
3.2. Возможность применения зарубежного опыта специальных налоговых
режимов в России 54
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение
Одним из главных инструментов, посредством которых государство реализует регулирующую функцию налога по отношению к строго определенному сегменту экономики, является использование специальных режимов налогообложения. В основе специальных налоговых режимов лежит идея единого налога, которая предполагает замену ряда налогов, уплачиваемых налогоплательщиками на один налог. Для Российской Федерации актуальной задачей, при введении специальных налоговых режимов было, с одной стороны, сокращение и упрощение учета и отчетности для ряда организации и индивидуальных предпринимателей, с другой стороны борьба с уклонениями от налогообложения при применении единого налога в этих режимах.
Уклонение от налогообложения при применении единого налога, осуществляемое путем сокрытия прибыли, предоставления в налоговые органы недостоверных отчетов или ее непредставления вообще, ведение бизнеса без регистрации. Основной причиной данного факта является огромная возможность остаться безнаказанным.
Таким образом, ожидаемый выигрыш при уклонении от налогов, учитывая шанс обнаружения нарушений и наказания, значительно превышает издержки, связанные с их уплатой, заключающие в себе налоговые суммы, причитающиеся к уплате и издержки по осуществлению учета и представлению отчетности. Если эти издержки высокие, то они могут привести к полному игнорированию декларирования.
Установление упрощенных систем налогообложения ведут к снижению вышеуказанных издержек для налогоплательщика, а кроме того, соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти системы налогоплательщиков. Данный факт доказывает, что изучение теоретических основ и практических методов применения специальных налоговых режимов остается актуальным.
Применение специальных налоговых режимов в России имеет достаточно продолжительную историю, что позволяет выявить проблемы, связанные с функционированием этих режимов. Одной из наиболее острых проблем остается теоретическое понимание экономической сущности специальных налоговых режимов, в частности, из-за отсутствия в научных кругах единого подхода к данному определению. Остается дискуссионный вопрос о дальнейшем развитии специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики и применения специальных налоговых режимов для совершенствования как действующих, так и проектируемых положений налогового законодательства.
Так, потенциал специальных налоговых режимов в настоящее время огромен в связи с затянувшимся мировым экономическим кризисом, затронувшим и нашу страну.
Целью данной работы является исследование теоретических основ и практических аспектов применение специальных налоговых режимов в Российской Федерации и за рубежом, а также выявление проблем и перспектив их решения на современном этапе.
Задачи работы:
- исследование экономической сущности специальных налоговых режимов на основе исследования функций и принципов этих режимов;
- изучение исторических аспектов возникновения специальных налоговых режимов;
- обобщение зарубежного опыта применения специальных налоговых режимов;
- выявление особенностей специальных налоговых режимов;
- рассмотрение механизмов исчисления налогов в рамках специальных налоговых режимов;
- анализ динамики поступлений налоговых платежей в рамках применения специальных налоговых режимов;
- обоснование основных проблем, связанных с применением специальных налоговых режимов;
- предложение перспектив развития специальных налоговых режимов;
- рассмотрение возможности применения зарубежного опыта специальных налоговых режимов в России.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов (А.В. Ишханов, И.В. Липатова, С.В. Барулин, В.Ф. Тарасова, В.М.Фокин) и зарубежных авторов, статистические данные ФНС, Росстат и нормативно правовые источники.
Уклонение от налогообложения при применении единого налога, осуществляемое путем сокрытия прибыли, предоставления в налоговые органы недостоверных отчетов или ее непредставления вообще, ведение бизнеса без регистрации. Основной причиной данного факта является огромная возможность остаться безнаказанным.
Таким образом, ожидаемый выигрыш при уклонении от налогов, учитывая шанс обнаружения нарушений и наказания, значительно превышает издержки, связанные с их уплатой, заключающие в себе налоговые суммы, причитающиеся к уплате и издержки по осуществлению учета и представлению отчетности. Если эти издержки высокие, то они могут привести к полному игнорированию декларирования.
Установление упрощенных систем налогообложения ведут к снижению вышеуказанных издержек для налогоплательщика, а кроме того, соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти системы налогоплательщиков. Данный факт доказывает, что изучение теоретических основ и практических методов применения специальных налоговых режимов остается актуальным.
Применение специальных налоговых режимов в России имеет достаточно продолжительную историю, что позволяет выявить проблемы, связанные с функционированием этих режимов. Одной из наиболее острых проблем остается теоретическое понимание экономической сущности специальных налоговых режимов, в частности, из-за отсутствия в научных кругах единого подхода к данному определению. Остается дискуссионный вопрос о дальнейшем развитии специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики и применения специальных налоговых режимов для совершенствования как действующих, так и проектируемых положений налогового законодательства.
Так, потенциал специальных налоговых режимов в настоящее время огромен в связи с затянувшимся мировым экономическим кризисом, затронувшим и нашу страну.
Целью данной работы является исследование теоретических основ и практических аспектов применение специальных налоговых режимов в Российской Федерации и за рубежом, а также выявление проблем и перспектив их решения на современном этапе.
Задачи работы:
- исследование экономической сущности специальных налоговых режимов на основе исследования функций и принципов этих режимов;
- изучение исторических аспектов возникновения специальных налоговых режимов;
- обобщение зарубежного опыта применения специальных налоговых режимов;
- выявление особенностей специальных налоговых режимов;
- рассмотрение механизмов исчисления налогов в рамках специальных налоговых режимов;
- анализ динамики поступлений налоговых платежей в рамках применения специальных налоговых режимов;
- обоснование основных проблем, связанных с применением специальных налоговых режимов;
- предложение перспектив развития специальных налоговых режимов;
- рассмотрение возможности применения зарубежного опыта специальных налоговых режимов в России.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов (А.В. Ишханов, И.В. Липатова, С.В. Барулин, В.Ф. Тарасова, В.М.Фокин) и зарубежных авторов, статистические данные ФНС, Росстат и нормативно правовые источники.
Подводя итог, можно сказать, что специальные налоговые режимы установлены во многих странах мира и являются одним из способов государственной поддержки. Малое и среднее предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Важно перейти от фискальной функции налогообложения к стимулирующей. Стабильная налоговая система позволит малому бизнесу развиваться в легальной сфере. Однозначность налогообложения и справедливый уровень взимания доходов позволит «выйти из тени» предпринимателям.
На основе исследования экономической сущности специальных налоговых режимов стоит отметить, что нет единого мнения к трактовке понятия специальный налоговый режим. Наиболее приемлемо считать специальный налоговый режим, как льгота, предоставляемая определенным категориям налогоплательщиков в форме уплаты единого налога. Данное определение в полном объеме отражает экономическую сущность специальных налоговых режимов, так как основной целью введения того или иного специального режима налогообложения является достижение фискального и регулирующего эффектов налогообложения в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном налоговом регулировании.
В ходе изучения исторических аспектов возникновения специальных налоговых режимов было выявлено, что развитие специальных налоговых режимов происходило неодинаково во всех странах, имеющие свои особенности. Прообразы специальных налоговых режимов появились в Европейских странах, выражающиеся в предоставлении налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков. Современные специальные налоговые режимы подвергались глобальным изменениям начиная с 90-х годов. Ключевым моментом является то, что именно социально-экономические факторы оказывают непосредственное влияние на налоговую стратегию и тактику государства в части, касающейся режимов налогообложения.
В результате обобщения зарубежного опыта применения специальных налоговых режимов выявлено, что он широко распространен в странах СНГ. В законодательстве стран СНГ предусмотрены особенности этих режимов, в виде пониженных налоговых ставок, права самостоятельного выбора порядка исчисления и уплаты налогов, а также представления соответствующей отчетности. Есть и Европейские страны, в которых присутствуют аналоги специальных налоговых режимов. Изучение опыта Европейских стран в области стимулирования развития субъектов малого предпринимательства показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. В отличие от Западных стран, в России предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, что отрицательно сказывается на деятельности малых предприятий.
Особенностями построения специальных налоговых режимов являются то, что благодаря специальным налоговым режимам создаются новые схемы уклонения от уплаты налогов, усложняется осуществление налогового контроля за деятельностью малого бизнеса, происходит деление крупных организаций на более мелкие с целью использования специальных налоговых режимов. Поэтому, в силу данных обстоятельств, необходимо дорабатывать на местах законодательную базу и усиливать контроль за соблюдением этих режимов.
При рассмотрении механизмов исчисления налогов в рамках специальных налоговых режимов, обнаружено, что система налогообложения малого бизнеса, в первую очередь, направлена на учет особенностей экономической деятельности отдельной категории налогоплательщиков. В определенной мере применения налоговых режимов для субъектов малого бизнеса позволяет снизить напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, увеличивает качество планирования и прогнозирования, как финансовых поступлений, так и соответственно, налоговых платежей в бюджет. Однако налоговые режимы все еще нуждаются в пересмотре и уточнении некоторых вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.
Динамика налоговых поступлений в рамках специальных налоговых режимов показала, что доход в бюджет от специальных налоговых режимов в 2015 году составил 5,3% от всех налоговых поступлений, за счет преимущественно упрощенной системы налогообложения, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Это можно связать с развитием отрасли торговли, которая занимает 2-е место среди отраслей народного хозяйства. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики.
Накопившийся опыт применения специальных налоговых режимов, позволил выявить ряд проблем при их применении:
- отсутствие права применения налогового вычета по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) покупателем;
- ряд жестких ограничений, в виде критериев, препятствующих переходу и применению специальных налоговых режимов;
- необходимости экономического обоснования осуществления тех или иных расходов, не определенных в перечне (УСН. ЕСХН);
- существование экономически необоснованного размера базовой доходности при ЕНВД и ПСНО;
-при ведении раздельного налогового учета, необходимость пропорционального распределения доходов и расходов налогоплательщика при совмещении специальных налоговых режимов;
-подсчет числовых значений при определении критериев применения специальных налоговых режимов при их совмещении;
-негативные последствия при утрате права применения специальных налоговых режимов;
- отсутствие возможности уменьшения налога при применении патентной системы налогообложения на сумму страховых взносов.
Приведенные проблемы каждого из специальных налоговых режимов позволяют предложить следующие направления их совершенствования в целях дальнейшей поддержки налогоплательщиков.
1. В целях повышения эффективности дальнейшего развития и повышения популярности специальных налоговых режимов среди налогоплательщиков, представляется возможным введение добровольного порядка исчисления и уплаты НДС, в рамках применения специальных налоговых режимов. Данное нововведение, по нашему мнению, будет способствовать расширению круга котрагентов и повышению собственной конкурентоспособности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, при сотрудничестве с контрагентами, находящимися на общем режиме налогообложения.
2. Для стимулирования развития специальных налоговых режимов необходимо полностью отказаться от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в пользу развития патентной системы налогообложения. При этом, совершенствуя элементы патентной системы налогообложения следует расширить перечень налогоплательщиков, включив в него организации, расширить перечень видов деятельности, по которым выдается патент, а также предоставить возможность уменьшать сумму налога по патентной системе налогообложения на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов.
3. С целью оптимизации применения специальных налоговых режимов, критерии их применения (в части доходов и количества работников) следует привести в соответствие с законодательством, регулирующим развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно отметить, что российская практика свидетельствует о низкой уровне поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством налоговых инструментов. Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность применения специальных налоговых режимов.
На основе исследования экономической сущности специальных налоговых режимов стоит отметить, что нет единого мнения к трактовке понятия специальный налоговый режим. Наиболее приемлемо считать специальный налоговый режим, как льгота, предоставляемая определенным категориям налогоплательщиков в форме уплаты единого налога. Данное определение в полном объеме отражает экономическую сущность специальных налоговых режимов, так как основной целью введения того или иного специального режима налогообложения является достижение фискального и регулирующего эффектов налогообложения в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном налоговом регулировании.
В ходе изучения исторических аспектов возникновения специальных налоговых режимов было выявлено, что развитие специальных налоговых режимов происходило неодинаково во всех странах, имеющие свои особенности. Прообразы специальных налоговых режимов появились в Европейских странах, выражающиеся в предоставлении налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков. Современные специальные налоговые режимы подвергались глобальным изменениям начиная с 90-х годов. Ключевым моментом является то, что именно социально-экономические факторы оказывают непосредственное влияние на налоговую стратегию и тактику государства в части, касающейся режимов налогообложения.
В результате обобщения зарубежного опыта применения специальных налоговых режимов выявлено, что он широко распространен в странах СНГ. В законодательстве стран СНГ предусмотрены особенности этих режимов, в виде пониженных налоговых ставок, права самостоятельного выбора порядка исчисления и уплаты налогов, а также представления соответствующей отчетности. Есть и Европейские страны, в которых присутствуют аналоги специальных налоговых режимов. Изучение опыта Европейских стран в области стимулирования развития субъектов малого предпринимательства показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. В отличие от Западных стран, в России предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, что отрицательно сказывается на деятельности малых предприятий.
Особенностями построения специальных налоговых режимов являются то, что благодаря специальным налоговым режимам создаются новые схемы уклонения от уплаты налогов, усложняется осуществление налогового контроля за деятельностью малого бизнеса, происходит деление крупных организаций на более мелкие с целью использования специальных налоговых режимов. Поэтому, в силу данных обстоятельств, необходимо дорабатывать на местах законодательную базу и усиливать контроль за соблюдением этих режимов.
При рассмотрении механизмов исчисления налогов в рамках специальных налоговых режимов, обнаружено, что система налогообложения малого бизнеса, в первую очередь, направлена на учет особенностей экономической деятельности отдельной категории налогоплательщиков. В определенной мере применения налоговых режимов для субъектов малого бизнеса позволяет снизить напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, увеличивает качество планирования и прогнозирования, как финансовых поступлений, так и соответственно, налоговых платежей в бюджет. Однако налоговые режимы все еще нуждаются в пересмотре и уточнении некоторых вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.
Динамика налоговых поступлений в рамках специальных налоговых режимов показала, что доход в бюджет от специальных налоговых режимов в 2015 году составил 5,3% от всех налоговых поступлений, за счет преимущественно упрощенной системы налогообложения, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Это можно связать с развитием отрасли торговли, которая занимает 2-е место среди отраслей народного хозяйства. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики.
Накопившийся опыт применения специальных налоговых режимов, позволил выявить ряд проблем при их применении:
- отсутствие права применения налогового вычета по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) покупателем;
- ряд жестких ограничений, в виде критериев, препятствующих переходу и применению специальных налоговых режимов;
- необходимости экономического обоснования осуществления тех или иных расходов, не определенных в перечне (УСН. ЕСХН);
- существование экономически необоснованного размера базовой доходности при ЕНВД и ПСНО;
-при ведении раздельного налогового учета, необходимость пропорционального распределения доходов и расходов налогоплательщика при совмещении специальных налоговых режимов;
-подсчет числовых значений при определении критериев применения специальных налоговых режимов при их совмещении;
-негативные последствия при утрате права применения специальных налоговых режимов;
- отсутствие возможности уменьшения налога при применении патентной системы налогообложения на сумму страховых взносов.
Приведенные проблемы каждого из специальных налоговых режимов позволяют предложить следующие направления их совершенствования в целях дальнейшей поддержки налогоплательщиков.
1. В целях повышения эффективности дальнейшего развития и повышения популярности специальных налоговых режимов среди налогоплательщиков, представляется возможным введение добровольного порядка исчисления и уплаты НДС, в рамках применения специальных налоговых режимов. Данное нововведение, по нашему мнению, будет способствовать расширению круга котрагентов и повышению собственной конкурентоспособности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, при сотрудничестве с контрагентами, находящимися на общем режиме налогообложения.
2. Для стимулирования развития специальных налоговых режимов необходимо полностью отказаться от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в пользу развития патентной системы налогообложения. При этом, совершенствуя элементы патентной системы налогообложения следует расширить перечень налогоплательщиков, включив в него организации, расширить перечень видов деятельности, по которым выдается патент, а также предоставить возможность уменьшать сумму налога по патентной системе налогообложения на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов.
3. С целью оптимизации применения специальных налоговых режимов, критерии их применения (в части доходов и количества работников) следует привести в соответствие с законодательством, регулирующим развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно отметить, что российская практика свидетельствует о низкой уровне поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством налоговых инструментов. Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность применения специальных налоговых режимов.
Подобные работы
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2017 - Налоговое администрирование специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2020 - Налоговая среда индивидуального предпринимательства и перспективы ее развития
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов организациями, применяющими специальные налоговые режимы: проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021



