Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Работа №52835

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально значимыми объектами инфраструктуры 8
1.1. Сущность и содержание социально значимых объектов инфраструктуры ... 8
1.2. Принципы современной модели управления развитием социально
значимых объектов инфраструктуры в городах России 17
1.3. Методология исследования показателей развития социально значимых
объектов инфраструктуры 25
Глава 2. Анализ управления социально значимыми объектами инфраструктуры 34
2.1. Состояние и особенности управления социально значимыми объектами
инфраструктуры в городах Республики Татарстан 34
2.2. Проектно-целевой подход реализации государственной политики
управления развитием социально значимых объектов инфраструктуры в городах 55
2.3. Разработка интегрального индекса развития социально значимых объектов
инфраструктуры городов РТ 67
Глава 3. Совершенствование процесса управления социально значимыми объектами инфраструктуры 76
3.1. Зарубежный опыт управления социально значимыми объектами
инфраструктуры 76
3.2. Модернизация управления развитием социально значимых объектов
инфраструктуры городов Республики Татарстан 84
3.3. Мероприятия по улучшению количественных и качественных
характеристик социально значимых объектов инфраструктуры и их доступности 95
Заключение
Приложения

Актуальность темы исследования. Развитие социально значимых объектов инфраструктуры имеет большую значимость для городской экономики и города, в целом, оказывает влияние на качество жизни граждан. Жизнедеятельность экономики городов и создание социальной инфраструктуры определенно взаимозависимы: развитие экономики обязано быть сопряженным с повышением потенциала его социальной инфраструктуры. В соответствии с теорией порогового развития, города временно останавливают рост собственной территории в том случае, при случае если его расходы выше, чем преимущества от роста территории. Один из ограничивающих территориальный рост факторов - жесткость инфраструктурной подсистемы.
Составляющая базу города социальная инфраструктура охватывает полностью материально-вещные компоненты, обеспечивающие всеобщие условия жизнедеятельности людей. Они являют собой комплекс условий, каковые активизируют, формируют и снабжают жизненный процесс людей во всех областях, предопределенных его естеством, и связывают население в трудовых взаимоотношениях, духовной и общественно-политической жизни, в быту и семье. Социальная инфраструктура города предопределяется как комплекс объектов культуры, здравоохранения, образования, которые обеспечивают определённую степень удовлетворения нужд горожан. Подобным образом, управление городом, его формированием подразумевает комплексное воздействие на все составляющие социальной инфраструктуры с учетом абсолютно всех ее функций.
Регулирование социальной инфраструктурой социума призвано гарантировать благополучные условия жизни городских жителей, подъем социальной, экономической и духовной сфер. Ее миссия - максимально полное удовлетворение нужд населения в социальных, коммунальных, жилищно¬бытовых, культурных и прочих услугах.
Социально значимые объекты инфраструктуры значительно меняются в условиях рыночного хозяйства, при этом актуальной задачей становится управление развитием градообслуживающих социальных комплексов, которые представляют собой организации и отрасли, обеспечивающие осуществление социальных потребностей жителей городов.
Степень разработанности темы исследования. Исследованию
теоретических и практических вопросов развития социально значимых объектов инфраструктуры посвящено внушительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительное число работ иностранных ученых (М. Вебер, Д. Джекобс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Кастеллс, Р. Парк, Д. Харви) посвящено исследованию социально-экономического состояния городов, уровню жизни в них, благоустройству, дилеммам городского населения, каковые связываются, в том числе, с неудовлетворительным уровнем формирования социальной инфраструктуры. Своеобразность функционирования социальной инфраструктуры отечественных городов исследованы в трудах Л.А. Велихова, М.В. Каллагова, А.Г. Воронина, С.П. Федулова, А.В. Сулоева и прочих. Вопросам сущности, функций, классификации ключевых элементов социальной инфраструктуры посвящены труды таких экспертов, как С.Г. Важенин, А.Л. Гапоненко, Э.П. Горбунов, С.А. Дебабов, Н.А. Денисов, В.А. Жамин, В.Б. Зотов, В.П. Красовский, Х.Б. Краснопольский, П.В. Кухтин, В.В. Маркин, Т.Г. Семенкова, А.А. Ткаченко, Ж.Т. Тощенко, С.А. Хейнман, Б.Н. Хомелянский,.
Таким образом, теоретические и практические проблемы развития социально значимых объектов инфраструктуры городов являются предметом изучения социологических, экономических, правовых, политологических и иных наук. Тем не менее исследуемые проблемы невозможно считать решенными. Сохраняется неоднозначность центральных научных категорий в рамках настоящего предметного поля, не сформировано общей точки зрения по проблемам разделения объектов социальной инфраструктуры по конкретным областям, не имеется комплексного научного анализа прогрессивных управленческих практик, не разработаны положения модернизации социальной инфраструктуры в контексте муниципального управления. Социально¬экономические преобразования российского общества, преобразование организации муниципального управления предъявляют особенные запросы к научному объяснению и разработке концепции управления социально значимыми объектами инфраструктуры городов РФ с учетом передовых тенденций и нужд граждан.
Цель исследования - разработка механизма управления развитием социально значимыми объектами инфраструктуры.
Задачи исследования:
- уточнить экономическую природу социально значимых объектов инфраструктуры как социального блага;
- раскрыть принципы современной модели управления развитием социально значимых объектов инфраструктуры в городах Республики Татарстан;
- обобщить методологию исследования показателей развития социально значимыми объектами инфраструктуры;
- проанализировать проектно-целевой подход реализации
государственной политики управления развитием социально значимых объектов инфраструктуры в городах;
- разработать интегральный индекс развития социально значимых объектов инфраструктуры городов РТ;
- обобщить зарубежный опыт управления социально значимыми объектами инфраструктуры;
- определить направления модернизация управления развитием социально значимых объектов инфраструктуры городов РТ;
- предложить мероприятия по улучшению количественных и качественных характеристик социально значимых объектов инфраструктуры и их доступности.
Объект исследования - социально значимые объекты инфраструктуры муниципальных образований, реализующие проекты по повышению устойчивости развития социальной инфраструктуры городов.
Предмет исследования - организационно - управленческие отношения, связанные с процессом управления социально значимыми объектами инфраструктуры в городах Республики Татарстан.
Научная новизна исследования:
1. Дано авторское определение понятия «социально значимые объекты инфраструктуры», уточнена классификация элементов социальной инфраструктуры.
2. Разработан интегральный индекс развития социально значимых объектов инфраструктуры городов Республики Татарстан. Подобная методика способствует из многообразной статистической информации выбрать ту, которая даст обоснованную оценку состояния объектов здравоохранения и образования, поскольку именно они в работе признаются как социально значимые объекты инфраструктуры муниципальных образований.
Методология исследования. В качестве методов исследования применялись описание, сравнение, анализ, картографический, табличный, графический и количественный методы.
Практическая значимость работы заключается в возможности усовершенствования на основе результатов проведенного исследования процессов управления социально значимыми объектами современных городов. Апробация результатовисследования. Основные теоретические и
практические положения исследования опубликованы в печати в виде статей: в журнале «Экономика и предпринимательство», № 4 ч.1 (81-1) 2017 г. (Vol. 11 Nom. 4-1), «Инвестиции в социально-значимые объекты городской инфраструктуры», электронное периодическое издание «Аллея науки», Современная наука и ее развитие №8, 2017, «Особенности инвестирования в социальную сферу города Казань», материалы Международной научно¬практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация» (31 марта 2017 г.), «Социально-значимые объекты инфраструктуры города: содержание и классификация».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты управления социально значимыми объектами инфраструктуры. Во второй главе работы проанализировано управление социально значимыми объектами инфраструктуры муниципальных образований Республики Татарстан. Третья глава работы посвящена выявлению тенденций и обоснованию направлений совершенствование процесса управления социально значимыми объектами инфраструктуры. В заключении приведены основные выводы, сформулированные на основе обобщения результатов работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем итоги по результатам проведенного исследования.
С точки зрения автора, социально значимые объекты инфраструктуры - это объекты общественной материально- технической базы для создания и потребления социально- экономических услуг, обеспечивающая воспроизводство населения и формирующая достойный уровень и качество жизни человека в городе, регионе и стране. К социально значимым объектам инфраструктуры относятся объекты культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Основанием для отнесения объектов к социально значимым является их соответствие критериям: общедоступность объекта,
финансирование по федеральным, республиканским целевым программам, направленность на формирование, развитие и сохранение человеческого капитала, значимость для всего населения территорий. В дальнейшем автором предлагается исследовать наиболее социально значимые объекты инфраструктуры - это здравоохранение и образование.
Принципы управления развитием социально значимых объектов инфраструктуры городов предполагают согласованность работы администраций регионов и городов с федеральными органами власти. Современная модель управления развитием социально значимых объектов инфраструктуры характеризуется наличием целей, границы, определенной адаптацией к внутренней и внешней среде, функционированием на основе экономических, политических, социальных, культурных отношений и коммуникативных связей.
Автором предложены шесть целевых индикаторов для оценки дифференциации в развитии социальной инфраструктуры городов в исследовании и на их основе разработана модель расчета интегральных индексов социально значимых объектов инфраструктуры городов в сфере здравоохранения и образования. Рейтинговая оценка, во-первых, позволит оценить качественные показатели посредством приведения их к количественным с возможностью сравнения; во-вторых, покажет место, занимаемое того или иного города в регионе; в-третьих, поможет понять, по каким показателям данный город отстает или, наоборот, опережает остальные. Кроме того, такая методика помогает из разнообразной и обширной статистической и иной информации выбрать ту, которая обеспечит научно- обоснованную оценку территориальных систем и представит ее в простом подчинённом практическим управленческим задачам виде. Подобная методика может являться как частью сравнительного анализа территорий, так и небольшим фрагментом информационно-аналитической системы управления развитием социальной инфраструктуры территорий.
В городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Елабуга имеется достаточно развитая сеть объектов инфраструктуры здравоохранения и образования, для управления которой используется проектно-целевой подход.
Проведенное исследование тенденций функционирования социально значимых объектов инфраструктуры городов Республики Татарстан позволило выделить наиболее значимые проблемные зоны и дисбалансы ее развития. Несмотря на многие лидерские достижения в системе российского здравоохранения, Республика Татарстан демонстрирует более низкие, чем в странах со сравнимым экономическим потенциалом, интегральные показатели здравоохранения - ожидаемой продолжительности жизни, заболеваемости и смертности от управляемых причин.
В сфере здравоохранения городов Республики Татарстан, таких как Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск наблюдается наличие высокотехнологичной медицины, развитие негосударственного сектора здравоохранения, и, как следствие - стабильный рост продолжительности жизни населения города. Но наряду с несомненными достоинствами в управлении объектами инфраструктуры здравоохранения городов Республики Татарстан, существуют и слабые стороны.
Результаты расчета рейтинговой оценки показали, что наиболее высокий индекс среди городов РТ у города Казани. Очевидно, что «сильный» город имеет больше возможностей для повышения качества жизни населения путем создания объектов социальной инфраструктуры. На втором и третьем местах по развитию социально значимых объектов инфраструктуры располагаются города Нижнекамск и Альметьевск. Далее идет город Елабуга. Это самая большая группа городов и по уровню её развития можно судить о развитии инфраструктуры Республики Татарстан. В связи с этим необходима всесторонняя поддержка городов этой группы, содействие в реализации мероприятий по развитию социальной инфраструктуры. Замыкают рейтинг городов Бугульма и Набережные Челны. Такой низкий интегральный индекс Набережных Челнов по сравнению с другими исследуемыми городами РТ обусловлен недостаточностью объектов дошкольного и высшего образования, а также дефицитом медицинских кадров. Для группы городов с низким уровнем обеспеченности объектами социальной инфраструктуры необходимо разрабатывать первоочередные меры по улучшению ситуации.
При реализации социальной политики в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Елабуга необходимо учитывать уже сложившийся зарубежный опыт и правильно использовать его. Автором охарактеризована методика города Торонто, которую следует применить и в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме и Елабуге, рассчитать индексы по каждому показателю и выявить города с неразвитой социальной инфраструктуры, что поможет более качественно строить социальную политику в регионе. Также целесообразно внедрить в практику управления социально значимыми объектами инфраструктуры городов Казань и Набережные Челны датскую модель Дома здоровья. Опыт Японии в сфере политики сдерживание цены на все медицинские услуги будет целесообразен для малых городов, таких как Бугульма и Елабуга.
Автором разработаны направления и алгоритм формирования программы модернизации социально значимых объектов инфраструктуры городов Республики Татарстан. Предложенное автором деление на группы учреждений социально значимых объектов инфраструктуры позволит выявить явные проблемы их функционирования, в том числе в части вопросов формирования и развития человеческого капитала территории, определить учреждения социальной сферы, не отвечающие предъявляемым требованиям по качеству оказываемых услуг и не востребованные со стороны населения. По итогам проведения группировки учреждений социально значимых объектов инфраструктуры по параметрам качества предоставляемых услуг, автором предлагается разработать и создать паспорта социально значимых объектов инфраструктуры городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Елабуга. На основе данных паспортов возможна выработка и реализация конкретных скоординированных действий региональных и муниципальных органов власти по выработке стратегии модернизации социально значимых объектов инфраструктуры региона и муниципальных образований.
В работе выявлено, какие факторы и в какой мере влияют на состояние социально значимых объектов инфраструктуры городов с целью управления их развитием с помощью экономических регуляторов. Определено, что современные инвестиции, без которых осуществить модернизацию и обеспечить увеличение основных фондов, играют слишком малую роль в развитии социально значимых объектов инфраструктуры исследуемых городов. Следовательно, структура инвестиций должна меняться в пользу создания не только современной производственной, но и инфраструктуры социально значимых объектов.
На сегодняшний день государственно-частное партнерство представляет одно из актуальных направлений исследований в области здравоохранения. В работе нами предложена организация ГЧП между сетью негосударственных поликлиник и медицинским вузом в городе Казани. Данная форма ГЧП позволяет добиться улучшения качества медицинской помощи в городе Казани и ее доступности для населения; способствует достижению сетью конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг; является источником дополнительной прибыли для медицинского вуза; позволяет получить вузу постоянного заказчика платных образовательных услуг.
Сделан вывод, что для городов с разным уровнем и возможностями социально-экономического развития должны использоваться различные меры содействия со стороны муниципальных и региональных органов власти. Настоящее даст осуществимость отчетливо наметить приоритеты, намного более результативно тратить выделяемые средства, принимать во внимание особенность развития территорий. Городам Казань, Нижнекамск, Альметьевск, Елабуга, обладающим относительными возможностями с целью саморазвития, со стороны государственных властей нужна в основном непрямая поддержка, в то время как для городов Набережные Челны и Бугульма необходимы меры непосредственного влияния и регулирования.
Необходимо разделить на конкурентоспособные и монопольные виды работы в рамках функционирования социально значимых объектов инфраструктуры города. В монопольных видах деятельности вероятны разнообразные договоры муниципально-частного партнерства, тарифное регулирование естественно-монопольных типов деятельности. Управление обязано гарантировать требуемую мощность социально значимых объектов инфраструктуры города. Органы управления городами Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Елабуга обязаны прослеживать адекватность потребности города и общей мощности инфраструктуры в данный момент и в согласовании со стратегиями и планами городского развития. Управление должно гарантировать неуязвимость критических элементов социально значимых объектов инфраструктуры - к примеру, за счет формирования запасов, систем резервирования и утверждения всевозможных технических регламентов и др. Для этого могут применяться как механизмы организации государственных, местных резервов, так и механизмы
ратификации требований по резервированию для коммерческих организаций, оказывающих инфраструктурные услуги.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ