ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования имиджа органа государственной власти 9
1.1 Сущность понятия «имидж органа государственной власти» 9
1.2. Механизмы формирования положительного имиджа органа государственной власти 18
ГЛАВА 2. Анализ имиджа Федеральной налоговой службы Российской Федерации 27
2.1. Практика реализации имиджевых технологий в Федеральной Налоговой Службе РФ 27
2.2. Имидж Федеральной Налоговой службы РФ: результаты социологического исследования 40
ГЛАВА 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию имиджа Федеральной налоговой службы РФ 47
3.1. Создание инновационного направления «Краудсорсинг» на официальном сайте ФНС РФ 47
3.2. PR-проект «Формирование положительного имиджа Федеральной налоговой службы России» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный мир, и даже современный государственный аппарат, так или иначе приспособившийся к современному миру, представляет собой конкурентную среду. Для того чтобы добиться успеха в такой среде, надо выделиться среди других, в чем - то превзойти окружающих.
Для России проблема формирования положительного имиджа органов государственной власти представляется особенно актуальной, поскольку по данным социологических исследований недоверие российского общества к органам власти продолжает расти.
Государственный PR и коммерческий PR - суть одно и то же. Это управление репутацией, налаживание каналов коммуникаций, обратной связи с общественным мнением. Для бизнеса связи с общественностью являются побочным сопровождением его основной деятельности. Для госструктур, которые, так или иначе, работают с населением, общественное мнение является одной из составляющих содержания их деятельности. Абсолютное большинство госструктур не может существовать без государственных PR.
Важность изучения ключевых факторов и аспектов формирования имиджа в советский период недооценивалась по идеологическим соображениям. Сегодня задача формирования имиджа органов государственной власти приобретает новое звучание. Одной из предпосылок этого процесса стал резкий скачок в информационных технологиях, который привел к выявлению качественно новых возможностей социально-психологического регулирования и, как следствие, к созданию новых средств и методов такого регулирования. Постоянно развивающаяся и усложняющаяся инфраструктура коммуникационных связей дает возможность практически каждому человеку получать в том или ином виде информацию, ориентированную на него лично, что позволяет с большой степенью вероятности прогнозировать его поведение и, соответственно влиять на него.
Сегодня в России вопрос формирования благоприятного имиджа органов власти становится весьма актуальным. В условиях демократизации важно поддерживать партнерские отношения между властными структурами и населением.
Федеральная налоговая служба, являясь органом государственной власти, также ставит перед собой задачи формирования благоприятного имиджа. Между налоговиками и налогоплательщиками все еще сохраняется барьер непонимания. Во многом он обусловлен различиями в стереотипах восприятия собственной роли в налоговой сфере. Налоговая система России подавляющим большинством налогоплательщиков воспринимается как структура, стоящая над законом, создающая правила поведения для других и контролирующая их выполнение. Однако сами налоговики не хотят, чтобы их так воспринимали, они активно отказываются от имиджа карательных структур. Налоговики хотели бы иметь в обществе образ стражей гражданского долга.
Таким образом, имидж налоговых органов уже сложился. Перед нами задача скорректировать его.
Построение конструктивного диалога между налоговиками и налогоплательщиками возможно при согласии о том, что налоговая система России - лишь следствие ее современного состояния. Необходимы совместные усилия по ее совершенствованию.
Суть государственных PR в создании новой, необходимой для России системы взаимоотношений между государством и гражданами, властями и налогоплательщиками. Эта система должна включать в себя отношения, основанные на открытости, прозрачности, отчетности - чиновники должны прислушиваться к мнению тех, кто их оплачивает.
Власти необходимо научиться строить свою деятельность на принципах прозрачности и понятности того, что она делает.
Таким образом, имидж власти представляет собой форму проявления социальных противоречий между государством и обществом, аппаратом управления и гражданами. Чем острее эти противоречия, тем негативнее образ власти, а, следовательно, и имидж страны в глазах общественности.
Разработанность темы исследования. В настоящее время проблема конструирования имиджа привлекает все большее внимание исследователей. Эта проблема изучается многими науками и прикладными дисциплинами: социологией управления, социальной психологией, Паблик рилейшнз, имиджелогией и многими другими.
Можно выделить три группы исследовательского интереса.
Первая из них включает в себя труды по социальной психологии отечественных и зарубежных авторов, в которых были исследованы природа образа, проблема его восприятия и формирования в индивидуальном и массовом сознании. Это работы Лебедевой Т. Алешиной И., Б. Джи и др. Также можно отметить работу Дмитрия Ольшанского «Политический PR». В ней представлены приемы политического консультирования, рекламы, имиджмейкинга и собственно PR и механизмы психологического манипулирования, на котором строятся все современные технологии.
Вторая группа исследований осуществлялась в рамках «PR» и имиджелогии и посвящена разработке понятий «имидж», выявлению его особенностей и технологий формирования. Это работы непосредственно посвященные анализу имиджа, его природы, сущности, структуры, функций и роли в современном мире. Среди них можно выделить работы Почепцова Г. Г., Блэк С., Джефкинс Ф., Комаровского В.С., Королько В.Г. Кондратьев Э.В. и Абрамов Г.Н. в основу концепции своей книги «Связи с общественностью» заложили гармоничное сочетание теоретического материала и блока практических заданий, позволяющих совершенствовать навыки и знания в сфере PR на основе реальных уникальных примеров. Рассмотрены основные закономерности, механизмы и стратегии, существующие в коммуникативном пространстве организации и общества.
К третьей группе можно отнести работы, связанные с особенностями формирования имиджа в органах государственной власти. Это Чумиков А.Н. «Связи с общественностью», Комаровский В. С. «Связи с общественностью в политике и государственном управлении». Ивашиненко Н.Н., автор статьи из журнала «СОЦИС», анализирует деятельность службы по связям с общественностью в налоговой инспекции.
Таким образом, проблеме формирования имиджа уделяется достаточно внимания. Но, говоря об имидже, в первую очередь, его связывают с имиджем личности, затем уже с имиджем коммерческой организации. В практике проблемы формирования имиджа органов государственной власти продолжают оставаться фрагментарными.
Целью настоящей работы является изучение механизма формирования имиджа органов государственной власти в России на примере Федеральной Налоговой Службы РФ.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1) рассмотреть основные понятия и подходы к изучению имиджа;
2) описать основные методы формирования имиджа органа государственной власти;
3) выявить особенности и характерные черты имиджа органа государственной власти;
4) оценить современный имидж Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России);
5) проанализировать работу PR-отдела ФНС России;
4) разработать предложения и PR-проект, которые позволят улучшить современный имидж ФНС России».
Объектом выпускной квалификационной работы является имидж органов государственной власти.
Предметом - механизм формирования имиджа органов государственной власти на примере ФНС России.
Методы исследования проблемы. Многоплановость и сложность темы определили комплексную методологию дипломного исследования. Имидж рассматривается через призму основных исследовательских методов и подходов:
- структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно органы государственной власти, ПР - подразделения в госструктурах и т.д.;
- сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений. В нашем случае, путем сравнения государственных и коммерческих ПР можно выявить общие закономерности формирования имиджа, заимствовать у коммерческих структур методы создания благоприятного имиджа для органов государственной власти;
- в исследовании применялись также конкретные социологические методы (наблюдения, анализ документов, контент-анализ) и другие.
Практическая значимость обусловлена необходимостью повышения уровня доверия населения к госструктурам. Государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества. Приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Это проявляется во включении в организационную структуру органов государственной власти служб по связям с общественностью. В дипломной работе дан анализ понятия имидж, обобщен отечественный опыт его формирования в органах государственной власти, что может быть использовано на практике в инспекциях ФНС России.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее разработанности в научной литературе, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются основные понятия имиджа, его виды, способы формирования.
Вторая глава посвящена анализу и оценке современного имиджа Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В третьей главе представлены основные рекомендации по формированию положительного имиджа ФНС России.
В заключении формулируются основные выводы работы.
Исходя из предоставленной информации, автор делает вывод о том, что, действительно, в нашем современном обществе вопрос о формировании и представлении положительного имиджа органа государственной власти привлекает значительное внимание.
Процесс формирования положительного имиджа органов государственной власти может быть рассмотрен как логическое продолжение системных принципов управления. Основной задачей органа государственной власти является создание условий для саморазвития положительного имиджа.
Как выяснилось, имидж является неким психологическим феноменом. Его восприятие основывается на законах наук, связанных с формированием сознания, социально-психологическими методами и средствами внедрения идей в представления общества. Одновременно широко используются специальные технологии, выработанные мировой практикой и доказавшие свою эффективность.
Внедрение имиджа в массовое сознание требует постоянной его повторяемости через различные каналы общения. Повторяемость и динамичность демонстрации образа - главные составляющие успеха. Желательно представлять человека в различных условиях, позволяющих довести все грани имиджа до различных групп, на которых он должен оказать влияние. Это и участие в общественно значимых событиях, сложных ситуациях, обстоятельствах, где он выступает как профессионал, служебных отношениях, бытовых проявлениях, художественном творчестве, спортивных занятиях, в культурных мероприятиях, благотворительной деятельности и так далее.
Технология создания имиджа предполагает разнообразные формы общения - индивидуальные выступления, диалог, дискуссии и просто включаемость в ситуацию в роли статиста. Если имидж в соответствии с управленческой целью имеет элемент соперничества с другим лицом, характер общения может выражаться в контрнаступлении, нести превентивный наступательный элемент.
Достичь устойчивого положительного имиджа на практике позволяет умелое применение органами власти коммуникативных стратегий, различных тактик, направленных на формирование определенного мнения у населения и в СМИ. Среди них могут быть использованы тактики информирования, позиционирования, акцентирования положительной информации, признания существующих проблем и указания на путь их решения.
Средства массовой коммуникации являются основой и при формировании позитивного имиджа органов государственной власти, без наличия которых в демократическом обществе невозможны высокий уровень доверия населения к власти, свободное одобрение гражданами государственной политики, поддержка властных структур конкретными действиями граждан.
Таким образом, средствами массовой коммуникации (при этом преимущественно через использование механизмов внушения, действующих на эмоциональную сферу восприятия), имиджевыми технологиями и PR- программами возможно формирование позитивного имиджа органов государственной власти в глазах населения, которое способствует необходимым для власти изменениям в его поведении.
Итак, в результате проведенных нами исследований, был доказан более негативный, нежели положительный, имидж органов государственной власти на примере ФНС РФ. На основе оценки полученных данных, были выявлены причины негативного отношения к органам власти. Проанализировав все недостатки при формировании положительного имиджа органов государственной власти на примере ФНС, автором были предложены определенные рекомендации в виде специально разработанного PR - проекта, который должен вывести ФНС РФ на положительный уровень развития и становления имиджа.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. От 30.12.2008).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 16 июля 1998 года (с изм. До 1.01.2017).
3. Указ Президента РФ Путина В.В. от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
4. Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 № 340 «О
государственной налоговой службе РФ».
5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. От 12.11.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
6. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. От 12.11.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
7. Постановление Правительства РФ от от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности региональных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
Литература
8. Алямкина К.А. Формирование имиджа органов государственной власти. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №
9. Астапов К.М. Приоритеты налогового контроля в РФ // Экономист. - 2007. - №2.
10. Гундарин М. В. Книга руководителя отдела PR // - СПб., 2006.
11. Джефкинс Ф. Паблик Рилейшнз // Ф. Джефкинс Ф., Д. Ядин. - М., 2016.
12. Жуков К.С. Азбука избирательной кампании // К. С. Жуков, А.Д. Карнышев А.Д. - М: Новое издание, 2016. — 328 с.
13. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки казанского университета. -2007. - №
14. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий // В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2012.
15. Касаткин И.Г. Имидж федерального органа исполнительной власти как управленческий ресурс // И.Г. Касаткин. - M., 2007.
16. Квеско Р.Б. Имиджелогия: учебное пособие // Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. - Томск: Издательство Томского политехнического университета,2008. - 116 с.
17. Комаровский В. С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №
18. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью // Э.В. Кондратьев, Г.Н. Абрамов. - М., 2012.
19. Коробова А. Краудсорсинг для государственного управления // Технологии и средства связи. - 2012. - №6.
20. Малахаткина Е.В. Пути совершенствования налогового администрирования и работы межрегиональных инспекций ФНС РФ// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал // - 2014. - № 3.
21. Маслов И.В. Стратегии формирования положительного имиджа органа исполнительной власти // - Белгород, 2011.
22. Насыров И. Р., Савельев И. Л. Технологии краудсорсинга в государственном управлении // - Гуманитарные науки :М, 2012.
23. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа //А.Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2008.
24. Почепцов Г.Г. Имиджелогия // Г.Г. Почепцов. - М., 2015.
25. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов // Г.Г. Почепцов. - Киев: Рекламное агентство Губерникова, 2015.
26. Розанова Н.Н. Репутация власти. Повышение открытости и доступности в контексте реформирования кадровой политики государственных органов // Век качества. - 2013. - № 4.
27. Стефанюк В.Л. Локальная организация интеллектуальных систем // В.Л. Стефанюк. - М., 2013. - 316 с.
28. Хисаметдинова М.Ф. Технология краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении // М.Ф. Хисаметдинова. - М.,2012.
29. Чумиков А.Н. Связи с общественностью // А.Н. Чумиков. - М.,2012.
30. Чумиков А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов // А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: ИНФРА-М, 2013
31. Шагадатов Т. С. Анализ имиджа Федеральной налоговой службы // - М., 2013.
32. Шапигузов С.М. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество // С.М. Шапигузов, А.К. Синягин А.К. //Бюджет. - 2012. - №7. - http://www.bujet.ru/article/193827.php
33. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера // Шепель В.М. - М., 2009.
Интернет - ресурсы
34. Сайт www.Grandars.ru, раздел «Налоговые органы РФ». Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovye-organy.html
35. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы РФ. Режим доступа:https://www.nalog.ru/rn50/
36. Раздел из официального сайта Федеральной Налоговой Службы
РФ «Взаимодействие со СМИ». Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn50/news/smi/
37. Гладущенко Ю.В., Запускалов С.В Роль отдела по связям с общественностью в формировании имиджа. Режим доступа: www.mivglu.ru/conf/zvorykin2010/materials
38. Джефф Хау. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. Режим доступа: http://baguzin.ru/wp/?p=16570
39. Сайт «Российская газета». Режим доступа:https://rg.ru
40. Сайт «Известия». Режим доступа: http://izvestia.ru
Статьи
41. Статья официального сайта ФНС РФ «Модернизацию ФНС
Владимир Путин обсудил с Михаилом Мишустиным» // - 2017.
https://www.nalog.ru/rn77/news/smi/6735788
42. Статья официального сайта ФНС РФ «Глава ФНС в интервью RT: Мы скоро увидим нововведения в работе налоговых органов» // - 2017. https://www.nalog.ru/rn77/news/smi/6068675/
43. Шапигузов С.М. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество // С.М. Шапигузов, А.К. Синягин А.К. //Бюджет. - 2012. - №7. http://www.bujet.ru/article/193827.php