ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития силовых способностей
школьников в старших классах 7
1.2 Сила как физическое качество 10
1.3 Методика развития силовых способностей старшеклассников средствами
атлетической гимнастики 14
1.4 Комплексный сет в атлетической гимнастике как метод для развития
силовых способностей 21
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методика исследования 28
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 32
3.1 Уровень оценки силовых способностей у школьников 10-х классов до
начала педагогического эксперимента 32
3.2 Уровень оценки силовых способностей у школьников 10-х классов после
педагогического эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Несмотря на то, что в методической литературе имеется достаточно данных, о путях улучшения физической подготовленности учащихся старших классов, правильный выбор методических приемов и подбор сбалансированных комплексов упражнений по атлетической гимнастике, а так же адекватный подбор средств и рациональная организация занимающихся этого возраста, в условиях внеурочных форм занятий, является, на наш взгляд, изучено не в полной мере и требует дальнейшего научного обоснования. Решение этой проблемы позволит не только улучшить процесс физического воспитания детей старшего школьного возраста, но и обеспечит более эффективную их физическую подготовку.
По изученной нами литературе следует, что уроки физической культуры не способствуют уменьшению дефицита двигательной активности детей, которая является одной из причин различного рода отклонений в структуре здоровья. Лишь 51-57% от общего числа обучающихся в общеобразовательной школе составляют здоровые школьники (Ю.А. Копылов, 2005).
Интенсивность образовательного процесса в общеобразовательных школах, увеличение часов на «сидячие» занятия, нарушение режима отдыха учащихся и ряд других факторов все больше способствует ухудшению физического здоровья и благоприятного психического фона школьников. Нормальный уровень двигательной активности учащихся и, как следствие, достаточное развитие физических качеств и функциональных систем их организма, а также освоение обязательного минимума содержания образования в области физической культуры не могут быть обеспечены на уроках физической культуры, проводимых в объеме 2 часа в неделю и, как правило, с низкой интенсивностью.
Тело человека является уникальным и до конца не исследованным материалом. Благодаря мышечной силе человек может противостоять силовым воздействиям на организм извне, поднимать тяжести, преодолевать препятствия и т.п. Скорость и характер движения будет зависеть от изменения величины и направления приложенной силы (А.И. Фукин, 2012).
Перспективным решением проблемы является увеличение количества часов для занятий физическими упражнениями и учет физкультурно-спортивных потребностей и интересов школьников. Акцент должен делаться на использование упражнений для устранения недостатков телосложения (излишний вес, искривление позвоночника и т.д.). Для этого многообещающим представляется использование комплексов упражнений (комплексный сет) атлетической гимнастики, отражающий:
- сенситивные периоды воспитания физических качеств, двигательных способностей и системность воздействия на их становление;
- индивидуальную корректную направленность в воспитании «силовых» физических качеств;
- направленность на совершенствование телосложения, сохранение и укрепление навыков правильной осанки, укрепление мышечного каркаса позвоночника.
В данном случае, старший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития силовых способностей, которые способствует избежать травматизма.
Использование атлетической гимнастики с использованием комплексов упражнений (комплексный сет) будет способствовать силовой подготовке подростков 14-16 лет, к самостоятельной взрослой жизни и службе в рядах Российской Армии и флота, что является актуальным в нынешнем современном обществе.
Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья (Е. П. Ильин, А.П. Матвеева, В.И. Лях и др.)
Цель данного исследования - определение эффективности занятий атлетической гимнастики с использованием разработанной нами комплексов упражнений (комплексный сет), на силовые способности юношей старших классов.
Объект исследования - процесс развития силовых способностей у школьников старших классов.
Предмет исследования - методика силовых способностей у школьников старших классов при занятии атлетической гимнастикой.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, нами решались следующие задачи:
1. Изучить физиологические особенности подростков 14 - 16 лет и психолого - педагогическую литературу в данной теме.
2. Выявить особенности развития силовых способностей старшеклассников с помощью средств атлетической гимнастики.
3. Изучить влияние разработанной методики занятий и комплексов упражнений атлетической гимнастики на развитие силовых способностей старшеклассников.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что предложенная методика с использованием комплексов упражнений (комплексный сет) атлетической гимнастики, позволит дифференцированно подойти к формированию нагрузки, что окажет влияние на повышение уровня здоровья, силовых способностей, физической подготовленности и функциональных возможностей организма подростков 14-16 лет.
Методологическую основу исследования составили труды учёных в области системного анализа сложных явлений (Волков Л.В); теории и методики физического воспитания, управления спортивной тренировкой (Селиванова Т.Г). В работе учитывались основополагающие положения о технико-тактической подготовке (Бальсевич В.К); научные разработки в области спортивной подготовки с помощью тренажерных устройств (Сучилин Н.Г, Савельев В.С, Николаев Н.П) и предложенная нами, комплексы силовых упражнений (комплексный сет) атлетической гимнастики (табл. 1, 2, 3.).
Для решения поставленных задач использовались следующие мет. .j исследования: анализ и обобщение научно - методической литератур.-:, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, тестирование, методы математической обработки и статистики t - критерия Стьюдента.
Практическая значимость работы заключалась в том, что разработанные комплексы силовых упражнений (комплексный сет) атлетической гимнастики могут использоваться в практической работе учителями физической культуры.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (55 источников) и приложений (7 приложений).
Таким образом, из результатов проведенного исследования, можно делать следующие выводы:
В период подросткового возраста наблюдается интенсивное естественное развитие общефизических и двигательных способностей, что Появляется в росте показателей физической подготовленности, в наборе двигательных навыков и умений.
Развитие на этом этапе онтогенеза часто дополняется ненаправленным (стимулированным) развитием физических способностей ^средством систематического, специально организованного процесса обучения тренировки. В период подросткового возраста значительно увеличивается функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост личины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния аппарата. В этот период в случае спортивной подготовки к; /более важной является проблема совершенствования силовых навыков и спортивной техники или движений. В процессе физического питания остается актуальной проблема дальнейшего развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и приобретения новых силовых умений.
Один из путей решения вышеотмеченных проблем - это использование средств физической культуры, к которым относятся физические упражнения, на использовании атлетической гимнастики.
Эффективность использования физических упражнений в физической подготовке не нуждается в доказательстве, однако ввиду возникновения противоречия между повышением потребности в повышении уровня физической подготовки старшеклассников и отсутствием времени, отведенного уроки физической культуры в школе, встречает определенные трудности.
Впервые выход из этого противоречия нашел И.П. Ратов, разработав концепцию «искусственной управляющей среды». В соответствии с этой концепцией существует возможность восполнить недостаточно развитую или частично утраченную физическую подготовку искусственно созданными энергосиловыми добавками», которые позволяют выполнять естественные движения в полном объеме и достаточно длительное время, чтобы получить выраженный тренировочный или терапевтический эффект.
В случае спортивной тренировки спортсмену в искусственно созданных с помощью специального тренажерного стенда условиях предоставляется возможность выполнить основное соревновательное движение в рекордных для него режимах и тем самым как бы проникнуть в «двигательное будущее». Повторение упражнения в необходимом объеме позволяет увеличить физическую подготовку и сформировать новую, более совершенную технику.
При многократном повторении движений вырабатывается двигательный стереотип. Использование специальных тренажерных устройств в физической подготовке старшеклассников позволяет им быстрее овладеть новыми двигательными навыками и совершенствовать технику легкоатлетических упражнений, что рассматривается как повышение деятельных возможностей за пределами возрастных границ их естественного развития.
Многолетними научными исследованиями и школьной практикой выработан и апробирован широкий арсенал физкультурных средств, для физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Отбор средств физического воспитания школьников базируется на общих принципах отечественной системы физического воспитания.
На основе принципа всестороннего развития личности для физического воспитания школьников используются средства, обеспечивающие наибольший эффект всестороннего физического развития.
Тренажерные устройства позволяют при выполнении упражнений .охранить, с одной стороны, высокую степень сопряженности с основным соревновательным упражнением, а с другой - избирательно воздействовать на развитие необходимых физических качеств. В последние десятилетия конструированы тренажерные устройства для развития почти всех физических качеств, особенно скоростных, скоростно - силовых, силовых качеств.
Применение тренажерных устройств на занятиях в школе, при правильно подобранных комплексов упражнений, позволяет получить более, уровне развития основных физических качеств. Известно, что в настоящее время тренажеры стали составной частью спортивной тренировки, методика их применения во многом еще не исследована. Благодаря использованию тренажеров имеется возможность более эффективно развивать физические качества и одновременно совершенствовать технику основного соревновательного упражнения.
Атлетическая гимнастика, как средство развития силы у старших школьников рассматривается в работах не многих авторов. В силовой :готовке старших школьников многие отмечают комплексный подход, пример, помимо силовых упражнений, могут использоваться упражнения, связанные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на применении наиболее доступных и удобных средств. В одном занятии могут выполняться упражнения для воспитания силы мышц пояса верхних конечностей (на гимнастических снарядах), быстроты (легкоатлетические, акробатика), ловкости (исполнение относительно сложных 1настических движений), гибкости.
Средства атлетической гимнастики не только влияют на развитие силы и гармоничных телесных структур, но и на формирование этического вкуса, поскольку красота форм тела и движений в спорте непризнанные ценности.
Экспериментальные исследования показали, что использование специальных комплексов упражнений в условиях временно созданного и в благоприятной психологической обстановке в сочетании с факторами природы, целительным питанием и специальным тренажером, позволяет даже за относительно непродолжительный период повысить уровень общефизической подготовки, а так же специальной силовой подготовки.
Таким образом, представляется, что возможности физической культуры спортивной тренировки в плане развития, восстановления и сохранения двигательных способностей человека могут быть существенно расширены благодаря: разработке методических приемов, подбора и комбинирования комплексов упражнений, естественных и искусственных условий выполнения физических упражнений.
Использование в практике работы по физическому воспитанию методики воспитания силовых способностей с комплексами упражнений комплексный сет) атлетической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей, физических показателей, позволило повысить уровень физической подготовки, а также на формирование интереса детей к .тематическим занятиям физическими упражнениями. Нами проводимая бота подтвердила правильность в выборе основных блоков, средств и подов работы, подтверждающих необходимость не только знакомства с правилами тренировки на тренажерных устройствах, но и повышения подготовки подростков. Особая значимость данной работы
• заключается в том, что каждое учреждение, имеющее плановое здание, может реализовать задачи, поставленные в данной работе.
В ходе проведенного исследования была обоснована актуальность, достигнута цель, решены задачи и эмпирически подтверждена гипотеза исследования.
40. Таймазов В.А. История жизни и деятельности / В.А. Таймазов,
Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович, П.Ф. Лесгафт - СПб.: ОАО "Печатный ор"им. А.М. Горького, 2006. - 480 с.
41. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов пической культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: «культура и спорт, 2008. - Т. II.
42. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин М.: Физкультура и спорт, 1980. - 223 с.
43. Фредерик Делавье. Анатомия фитнеса / Фредерик Делавье, Жан- ».р Клемансо.- Минск.: МПС, 2013.
44. Фукин А.И. Диагностика психического и физического развития -ых спортсменов. / А.И. Фукин - Набережные Челны.: КамПИ, 2012. - 144 с.
45. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: «Академия», 2000.
46. Юровский С.Ю. Атлетизм - дома./ С.Ю. Юровский - М.: Советский орт, 1989. - 142 с.
47. Янсон, Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые дагогические технологии./ Ю.А. Янсон - Ростов на Дону: «Феникс», 2006.
48. Kleshnev V. Work performance of different body segments of rowers, 'ogy of sport / V. Kleshnev, E. Kleshneva - W.: Drict, 2012. - p 127-133.
49. Lamb D.H. A kinematic comparison of ergometer and on- water rowing./
I. Lamb - D.: Sports Med, 2009. - p 367-373.
50. Oshima Y. Effects of endurance training above the anaerobic threshold isocapnic buffering phase during incremental exercise in middle - distance lers // Y. Oshima, S. Tanaka, T. Miyamoto, T. Wadazumi, N. Kurihara, S. moto - Tokyo.: J. of phys. Fitness & Sports Med, 2008. - p 43-51.
51. Ratov I. Regularities of interdependence of levels of activity in the cular system and their reflection in athletic action // In: Biomechanics V-B, mational Series on Biomechanics, Vol. 1-B, University Park Press, Baltimore, don, Tokyo, 2006,- p 357-360.
52. Toker S. Concept II rowing ergometer / S. Toker - New -York. 2011.¬'-25.
53. Книгафонд - htpp//www.knigafond.ru
54. Википедия - htpp//www.wikipedia.org
55. Библиофонд - htpp//www.bibliofond.ru