Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)

Работа №52792

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Регион как объект управления в Российской Федерации 11
1.2 Управление социально-экономическим развитием региона: системный подход 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 31
2.1 Государственное регулирование социально-экономических процессов на
региональном уровне 31
2.2 Анализ социально-экономического развития Республики Татарстан 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБИКИ ТАТАРСТАН 58
3.1 Основные проблемы социально-экономического развития Республики Татарстан 58
3.2 Направления и предложения по совершенствованию социально-
экономического развития Республики Татарстан 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Радикальные изменения экономических отношений в России, осуществляемые в ходе проводимых реформ, вызывают необходимость столь же масштабных перемен на всех уровнях управления экономикой, в том числе на региональном уровне. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики и социальной сферы регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом.
Актуальность темы исследования. В настоящее время многие российские регионы относятся к разряду депрессивных, наблюдается опасная тенденция углубления разрыва в степени социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В этих условиях необходимо сосредоточение усилий на выработке и реализации эффективной модели социально-экономических преобразований. Такая модель должна содержать совокупность экономических, социальных, правовых, экологических и прочих стимулов, которые должны быть направлены на обеспечение и защиту интересов всего населения, а эти интересы, в свою очередь, необходимо увязать на решение главной задачи - создание единого рыночного экономического и социально ориентированного пространства.
Во многих российских регионах разрабатываются собственные стратегии социально-экономического роста, реализуются свои особые методы и механизмы обеспечения устойчивого и поступательного развития. Вместе с тем, методологическая база реализации этих сложных и многоаспектных задач в полной мере еще не разработана, в регионах существуют различные условия и трудности как объективного, так и субъективного характера.
К числу насущных проблем, требующих скорейшего решения, относятся, прежде всего, такие, как обеспечение системного подхода к управлению социально-экономическими процессами в регионе,
упорядочение государственного регулирования регионального развития, обоснование направлений реструктуризации регионального хозяйства и ряд других.
Все эти обстоятельства убедительно свидетельствуют о том, что совершенствование системы управления социально-экономическими процессами, происходящими в регионах, является необходимой и актуальной задачей.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является анализ государственного управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы и организацию управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан;
- выявить пути совершенствования управления социально - экономическим развитием Республики Татарстан.
Методология исследования. Методами исследования являются: описательный, сравнительный, экстраполяции, аналитический,
статистический анализ документов, что позволило сделать определённые выводы и выработать практические рекомендации.
Объектом исследования является система управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан.
Предметом исследования работы является государственное управление социально-экономическим развитием Республики Татарстан.
Субъект исследования - Республика Татарстан.
Информационной базой исследования послужили теоретические работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в исследуемой области, разработки учебных и научно-исследовательских организаций, законы Российской Федерации, решения и постановления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативно-инструктивные материалы российского Правительства, законодательные и административные акты и положения субъектов Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и предложенные в работе подходы, методы и модели позволяют сформировать систему представлений, а затем прогнозов и программ регионального развития в целях использования их в регулировании социально-экономического развития регионов.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан.
Во второй главе проведен анализ организации управления социально-экономическими процессами в Республике Татарстан.
В третьей главе выявлены пути совершенствования управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, Республика Татарстан как объект управления может выступать в различных аспектах: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов - факторов производства.
В условиях современных социально-экономических преобразований Республика Татарстан выступает в качестве важнейшего объекта управления, так как именно это звено народнохозяйственного комплекса в большей степени обладает всеми основными признаками системы, в первую очередь, свойствами единства, целостности, взаимосвязанности, взаимообусловленности всего того, что находится в определенном территориальном пространстве.
Стратегия управления развитием должна предусматривать выбор оптимальных путей социально-экономического прогресса в сложившихся, порой не совсем благоприятных условиях, а также максимально возможного повышения конкурентоспособности региона.
Один из важнейших механизмов государственного регулирования экономического и социального развития Республики Татарстан, достижения целей социальной справедливости путем комплексной государственной региональной политики, воздействий на процессы структурной перестройки экономики-разработка и реализация целевых программ как отраслевого и функционального характера, имеющих территориальный разрез, так и целевых программ социального и экономического развития отдельных территорий.
В результате проведения анализа социально-экономического развития Республики Татарстан можно сделать следующие выводы:
1. Социально-экономическое развитие Республики Татарстан находится на пике в рассматриваемом периоде.
2. Развитие Республики Татарстан в основном связано с выгодным географическим положением (прохождение основных транспортных магистралей). Основой развития Республики Татарстан является размещение на ее территории новых промышленных предприятий.
3. Инвестиции в Республику Татарстан являются наиболее интенсивными на территории России.
4. Основное направление инвестиций в Республику Татарстан связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию инфраструктурных объектов.
Основные проблемы социально-экономического развития можно выявить в таких направлениях как:
1. Демография;
2. Экономика;
3. Занятость и рынок труда;
4. Социальная сфера;
Одним из важнейших направлений совершенствования социально-экономического развития Республики Татарстан является разработка стратегии развития Республики Татарстан.
В качестве мер по активизации использования социально-экономического потенциала Республики Татарстан и ее развитию определены в авторском видении такие направления как:
• создание необходимых внешних условий для проведения эффективной региональной политики путем реализации принципа субсидиарности
• сужение территориальных рамок региональной политики за счет переноса центра тяжести с уровня субъекта федерации на муниципальный и экономического микрорайона
• интеграция экономической политики на федеральном и региональном уровнях, прежде всего за счет проведения согласованной промышленной политики.
Важным инструментом организации взаимодействия федеральных и местных властей является разработка прогнозов и программ развития на федеральном и региональном уровнях.
Реализация предложенного комплекса мер позволит повысить эффективность государственной региональной политики за счет сочетания региональных и общенациональных интересов, активизации внутренних, эндогенных факторов экономического роста в регионах России. Использование разработанной методики оценки социально-экономического потенциала региона позволяет оперативно оценивать его состояние и "узкие места" в статике и в динамике, в сопоставлении с другими регионами, а также, при соответствующей коррекции, для решения других задач управления (например, мониторинга социально-экономического развития).



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 05.02.2014).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 160 с.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (с изм. от 05.02.2012).
4. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». - М.: Изд-во Омега-Л, 2005.
5. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с последующими изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации
8. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» .
10. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы».
11. Указ Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803.
12. Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 года.
13. Агеев А.И. Рейтинг социально ответственного развития регионов / А.И.Агеев, Е.Р.Елисеева // Экон. стратегии. - 2011. - N 7-8. - С.126-131.
14. Актуальные социально-экономические проблемы регионов России: сб. ст. / под ред. Макарова В.Л., Клейнера Г.Б., Татевосяна Г.М. - М.: ЦЭМИ, 2015. - 157с.
15. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
16. Ахметзянова Э.Р. Стратегия развития социально-экономического потенциала региона: кластерная модель / Э.Р.Ахметзянова, Э.Н.Валеева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 11. - С.41-44.
17. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Академия, 2012.
18. Бабкина Л.Н. Реализация принципов уникальности социально-экономического развития регионов / Л.Н.Бабкина, О.В.Скотаренко // Микроэкономика. - 2013. - N 2. - С.99-108.
19. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 838 с.
20. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов / В. Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 367 с.
21. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Гардарики, 2011. - 317с.
22. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА- М, 2015.
23. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015.
24. Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. - М.: ИНФРА-М, 2013.
25. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2012.- ISBN: 5-279-31382-6.
26. Ниязметов А. Совершенствование межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации // Муницип. экономика. - 2011. - N 1. C.50-
60.
27. Обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления: Правовая основа, порядок и сроки рассмотрения заявлений, определенные Федеральным законом N 59-ФЗ от 2.05.2011 г.: постат. коммент. Кирилина А.В. - М., 2011. - 152с.
28. Пахомова Л.Ю. Международная конференция «Государственное управление: Российская Федерация в современном мире» // Вестн. Моск. ун¬та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2014. - N 4. - С.153-162.
29. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2014: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. - М.: Росстат,
2014. - 652с.
30. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2014: стат. сб. - М.: Росстат, 2014. - 901с.
31. Симченко Н. Исследование структуры факторов роста социального капитала региона / Н.Симченко, С.Цсхла // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 8. - С.16-24.
32. Скотаренко О.В. Точки экономического роста в регионах России / О.В.Скотаренко, Л.Н.Бабкина // Микроэкономика. - 2013. - N 4. - С.88-93.
33. Смирнов В.В. Императивы стратегии эффективного социально-экономического развития региона // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 15. - С.24-32.
34. Смирнов В.В. Метод эффективного управления и императивы к достижению стратегической цели развития региона // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 18. - С.17-26.
35. Татаркин Д. Социально-экономическая привлекательность и финансовая база территории: факторы взаимообусловленности / Д.Татаркин, Е.Сидорова // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 7. - С.63-74.
36. Трифонов Ю.В. Методологические подходы к анализу структуры экономики на региональном уровне / Ю.В.Трифонов, Н.В.Веселова // Вопросы статистики. - 2015. - N 2. - C.37-49.
37. Файбусович Э.Л. Республики Российской Федерации как специфическое звено в типологии регионов / Э.Л.Файбусович, А.Т.Калоева // Известия Русского географического общества. - 2012. - Т.144, N 2. - С.41-54.
38. Федин П.А.Отраслевая кластеризации в рамках региональных комплексных программ социально-экономического развития региона // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2015. - N 4. - С.46-53.
39. Чернова Л.С. Взаимосвязь типологии субъектов Российской Федерации и методов оценки экономического развития страны // Проблемы прогнозирования. - 2013. - N 2. - С.127-139.
40. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. - М.: Юристъ, 2015.
41. Швецов А. Новации в инструментах экономического оживления развития территорий // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 10. - С.6¬17.
42. Шимширт Н. Финансово-бюджетное равновесие как основа обеспечения устойчивого развития на региональном уровне // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 8. - С.66-76.
43. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012.
44. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011.
45. Экономическая безопасность регионов России / под ред. В.К.Сенчагова. - Нижний Новгород: Растр-НН, 2012. - 254с.
46. Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты: сб. науч. тр. / под ред. Е.А.Коломак, Л.В.Машкиной. - Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН. - Вып.12. - 2013. - 191с.
47. Якушкина Т. Формирование программы социально-экономического развития региона // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 4. - С.66-74.
48. Янгиров И.И. Комплексное развитие экономики региона и банковский сектор // Деньги и кредит. - 2013. - N 11. - С.37-42.
49. Яськова Н. Управление ресурсами пространственно-территориального развития: современный формат / Н.Яськова, Л.Фомина // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 8. - С.25-31.
50. cesi.tatarstan.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ