Введение 3
1. Теоретические основы имущественного налогообложения юридических лиц 6
1.1 Экономическая сущность имущественного налогообложения юридических лиц 6
1.2 Эволюция развития имущественных налогов с юридических лиц в России 16
1.3 Особенности исчисления и уплаты имущественных налогов с юридических
лиц 25
1.4 Зарубежный опыт имущественного налогообложения юридических лиц 35
2. Практика имущественного налогообложения юридических лиц в России 44
2.1. Формирование налоговой базы по имущественным налогам с
юридических лиц 44
2.2. Поступления имущественных налогов с юридических лиц в бюджетную
систему России 57
3. Совершенствование имущественного налогообложения юридических лиц
в России 70
3.1 Перспективы развития имущественных налогов с юридических лиц в России 70
3.2. Возможность применения зарубежного опыта имущественного налогообложения юридических лиц в России 81
Заключение 93
Список использованных источников
Приложения
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно¬технического прогресса.
Современная российская налоговая система включает многообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Особое, важнейшее место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения позволяет государству четко определить возможные налоговые поступления от данного налога, а учитывая взаимосвязь объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности.
Другая важнейшая задача, которую решают налоги (в том числе и имущественные) - сбор средств в бюджет государства, включая федеральный, региональный и местные бюджеты. При этом распределение налоговых доходов должно обеспечивать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, обеспечение их достаточным уровнем собственных налогов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей. Обеспечить финансовую самостоятельность субъектов Российской Федерации и местного самоуправления призваны региональные и местные налоги, основой которых являются налоги на движимое и недвижимое имущество.
Налог на имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты.
Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что имущественные налоги с юридических лиц поступают в региональные и местные уровни бюджета Российской Федерации и должны составлять основу обеспечения самостоятельности и устойчивости этих бюджетов. Но ограниченность набора источников налоговых поступлений, которыми располагают региональные органы власти и органы местного самоуправления приводит к несоответствию объема расходных полномочий, возлагаемых на эти органы, размеру налоговых доходов.
Недостаточная роль имущественных налогов в доходах бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов во многом объясняется отсутствием единых подходов к организации систем учета и оценки объектов имущества, отсутствием эффективной системы контроля над правильностью исчисления и уплаты имущественных налогов. Вместе с тем, как
свидетельствует мировая практика, именно эта группа
налоговых платежей должна составлять основу обеспечения самостоятельности и устойчивости местных бюджетов и активно участвовать
в финансировании полномочий органов местного самоуправления.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать действующую практику имущественного налогообложения юридических лиц в России, выявить и обосновать пути совершенствования имущественного налогообложения юридических лиц в России.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть экономическую сущность имущественного
налогообложения юридических лиц;
- изучить эволюцию развития имущественных налогов с юридических лиц в России;
- опираясь на современное налоговое законодательство разобрать механизм исчисления и уплаты имущественных налогов с юридических лиц;
- изучить зарубежный опыт имущественного налогообложения юридических лиц;
- проанализировать формирования налоговой базы по имущественным налогам с юридических лиц;
- провести анализ поступлений имущественных налогов с юридических лиц в бюджетную систему России;
- определить перспективы развития имущественных налогов с юридических лиц в России и возможность применения зарубежного опыта имущественного налогообложения.
Объектом данного исследования являются имущественные налоги с юридических лиц.
Предметом исследования выступает формирование налоговой базы по имущественным налогам с юридических лиц.
При написании данной выпускной квалификационной работы использовалась методологическая и теоретическая база, а именно научно-теоретические работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам налогообложения в России и за рубежом и периодическая литература (журналы) с описанием процесса налогообложения юридических лиц.
В заключении можно сделать вывод, что имущественные налоги в современной налоговой системе Российской Федерации начинают занимать все большее место. Имущественными налогами с юридических лиц в Российской Федерации являются налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Юридическим лицом в России является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Указанные имущественные налоги поступают в разные уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Налог на имущество организаций и транспортный налог 100% поступают в бюджет субъекта Российской Федерации, а земельный налог поступает в муниципальный бюджет. Сущность имущественных налогов, как любой другой экономической категории, проявляется через их функции, основными из которых являются: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная.
Основной функцией имущественных налогов является фискальная функция (иногда ее также называют бюджетной). Она отражает причины возникновения налогов. Сущность фискальной функции имущественных налогов заключается в том, что посредством этих налогов формируются доходы государства, которые предназначены для реализации государством своих функций: содержание государственного аппарата, обороны страны, оплата внешних и внутренних заимствований, поддержанию внешней политики и части непроизводственной сферы - фундаментальная наука, музеи, театры, учебные государственные заведения, осуществление социальной политики.
Вторая функция имущественного налога - регулирующая. Ее суть проявляется в том, что государство использует налоги в качестве инструмента вмешательства в экономику, инструмента государственного регулирования.
Регулирующая функция нацелена на достижение тех или иных задач налоговой политики государства. С помощью изменения налоговых ставок, за счет применения налоговых льгот государство решает экономические, социальные, фискальные, и другие задачи.
Преимущества имущественных налогов заключаются в высокой степени стабильности налоговой базы; такие налоги менее всего подвержены колебаниям и не зависят от результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Это позволяет рассматривать имущественные налоги в качестве стабильных доходных источников соответствующих уровней. Кроме того, принципы взимания имущественных налогов стимулируют эффективное использование имущества. За рубежом налоги на имущество юридические и физические лица уплачивают на все недвижимое имущество, земля, строения, сооружения, а также движимое - ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.
Имущественное налогообложение юридических лиц в Российской Федерации в том виде, в котором оно существует сейчас начало формироваться только в 90-х годах прошлого столетия, когда были приняты соответствующие законы, вводившие налог на землю, налог на имущество организаций, налог с владельцев транспортных средств. С 1999 года был принят и поэтапно вводился в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговый кодекс стал своего рода налоговой конституцией; в нем регулируются все вопросы, связанные с налогообложением. Предусмотренные НК РФ изменения, направлены на снижение общего налогового бремени, создание понятной и простой налоговой системы, формирование рациональной и справедливой и единой в рамках РФ налоговой системы, обеспечение стабильности налоговой системы, укрепление и развитие бюджетного федерализма. После введения в действия Налогового кодекса РФ имущественным налогам были посвящены отдельные главы Налогового кодекса РФ. Эволюционное развитие имущественного налогообложения в России привело к действующим механизмам исчисления и уплаты имущественных налогов с юридических лиц.
Большую долю в имущественных налогах (больше половины) составляет налог на имущество организаций; объект налогообложения - движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Объектом налога на землю являются земельные участки, предоставленные в собственность, т.е. право собственности на земельный участок, а земля выступает в качестве предмета налогообложения. Объектом транспортного налога выступают наземные, воздушные и водные транспортные средства. Налоговая база по налогу на имущество либо рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества (по остаточной стоимости), либо в отношении отдельных видов недвижимого имущества определяется как кадастровая стоимость имущества. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому виду транспортных средств, это либо мощность двигателя в лошадиных силах, либо валовая вместимость в регистровых тоннах, либо единица транспортного средства. Налоговый период для всех имущественных налогов един - это год.
В перспективе совершенствования налогообложения имущества организаций в первую очередь необходимо особое значение уделить дисциплине и усовершенствованию норм об ответственности организаций, скрывающих имущество от государственной регистрации и уплаты имущественных налогов. Так как порядок регистрации прав на имущество организаций и информация о зарегистрированных правах являются неотъемлемым звеном в вопросе усиления фискальной и регулирующей роли имущественных налогов.
На данный момент времени определенное количество земель Российской Федерации до сих пор остаются не оформленными должным образом, что препятствует созданию полного кадастра недвижимости и ведет к занижению поступлений земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Одним из пробелов законодательства касается земель
сельскохозяйственного назначения, предоставляемых для жилищного строительства и дачного хозяйства. В правоприменительной практике нередкой является ситуация, когда организации - налогоплательщики применяют пониженную налоговую ставку в отношении указанных земельных участков, ссылаясь на то, что данные участки с видом разрешенного использования «для дачного строительства» используются по назначению. Однако, только отнесения земель к землям сельскохозяйственного назначения недостаточно, их использование должно быть по прямому назначению, а не с целью получения коммерческой прибыли в виде дальнейшей реализации земельных участков с возведением объектов дачного строительства.
Помимо вопросов административного характера, специалисты выделяют низкую фискальную и регулирующую роль имущественных налогов. Фискальная роль имущественных налогов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации за последние годы не превышает 6%, когда как в индустриальных странах эта цифра значительно выше. Причиной слабости указанных функций налогообложения имущества организаций является излишняя централизация налогово-бюджетной системы Российской Федерации, а следствие недостаточность ресурсов у региональных властей для осуществления регулирующих функций налогообложения.
Для устранения существующих недостатков, которые препятствуют успешному функционированию системы имущественного налогообложения организаций в настоящее время идет серьезная подготовка к совершенствованию налогообложения имущества. Проводится работа по улучшению налогового администрирования налогообложения имущества, переоценка объектов недвижимого имущества, устанавливаются единые подходы для определения налоговой базы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости, вводятся повышенные налоговые ставки в отношении дорогостоящего имущества организаций.
В связи с необходимостью реформирования имущественного налогообложения в Российской Федерации может быть интересен опыт зарубежных стран, давно и успешно применяющих практику налогообложения недвижимого имущества. Налоговое законодательство в России, в том числе, и в части имущественных налогов юридических лиц, постоянно претерпевает изменения и нововведения. В настоящее время, опираясь на зарубежный опыт, идет внедрение единого налога на недвижимость.
На основе проведенного научного анализа предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию имущественного налогообложения:
1. Необходимо ввести учет количественного параметра для строений,
находящихся с собственности организаций. В настоящее время в Российской Федерации не предусмотрены какие-либо льготы для организаций, имеющих в своем активе несколько строений, в сравнении с организациями, имеющими одно или два объекта недвижимости. Российская налоговая система может позаимствовать опыт Франции, в связи с этим предлагаем ввести пониженную ставку для организаций, то есть поощрять те организации, которые, не скрывая регистрируют все свои объекты. Это нововведение должно стимулировать
организации к регистрации своих скрытых (незарегистрированных),
перерегистрированных на физические лица объектов недвижимости.
2. По транспортному налогу рекомендуется перенять опыт Германии и определять налоговую базу в куб. сантиметрах исходя из объема двигателя и с учетом объемов выброса углекислого газа CO2. Это послужит стимулом для организаций к обновлению своих транспортных средств, к закупке более экономичных и менее вредных транспортных средств для окружающей среды.
3. По земельному налогу целесообразно ввести рыночную оценку земельных участков, поскольку на сегодняшний день актуальна проблема с оценкой стоимости земельных участков, в составлении единого кадастра, в связи с чем, возникает много проблем в несоответствии реальной (рыночной) оценки с кадастровой. Это нововведение позволило бы дать более объективную оценку стоимости земельных участков и в результате справедливое и действительное налогообложение земли. А так же из-за дорогой стоимости земельных участков в центрах больших городов, помогло бы вывести промышленные объекты подальше от него.
4. Так же ознакомившись с налогами, взимаемые с земельных участков и с имущества организаций за рубежом, рекомендуется переход к внедрению налога на недвижимость юридических лиц, который заменит существующие ныне в Российской Федерации земельный налог и налог на имущество организаций. Сделать этот налог местным, чтобы местные бюджеты могли полностью обеспечивать себя сами. Это так же облегчило бы налоговое администрирование и контроль за объектами недвижимости и позволило бы освободить от налогообложения движимого имущества организаций (которое в данный момент еще облагается налогом на имущество организаций).
1. Конституция Российской Федерации. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая):
Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.). -
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 г. №174-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.). - Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.). - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.). - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.1998 г. №197-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.). - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: закон Республики Татарстан от 25.11.2013 г. №94-ЗРТ. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. О транспортном налоге: закон Республики Татарстан от 29.11.2002 г. № 24-ЗРТ. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. О налоге на имущество организаций: закон Республики Татарстан от 28.11.2003 г. №49-ЗРТ (ред. от 30.10.2014 г.). - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н. - Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
11. Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. О земельном налоге: решение представительного органа
муниципального образования г. Казани 29.11.2005 № 2-3 (ред. от 08.10.2010. № 8¬54). - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
13. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения. - М.:
Вузовский учебник, 2012. - 349 с.
15. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. - 544 с.
16. Балабанов И. Т. Экономика недвижимости. - СПб.: Питер, 2014. - 372 с.
17. Бердникова Т.Б. Оценка и налогообложение имущества предприятий.
- М.: ИНФРА-М, 2013. - 419 с.
18. Волкова Г.А. Налоги и налогообложение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
Закон и право, 2012. - 415 с.
19. Волович Н.В., Турова Е.Ю. К вопросу о пересмотре результатов
определения кадастровой стоимости земельных участков. Часть 1 //
Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - №5.
20. Вычерова Н.В. Актуальные проблемы информационного обмена в области исполнения налоговой обязанности (на примере имущественных налогов) // Право и экономика. - 2015. - №3.
21. Гумилев Л.Н., От Руси до России. М.: Айрис-пресс, 2013. - 318с.
22. Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А. Постатейный
комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Ч. 1. - М.:
ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 1043 с.
23. Джосеф К.Эккерт. Организация оценки и налогообложения недвижимости. - М.: Стар Интер, 2013. - 198 с.
24. Кинсбурская В.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. М.: Юстицинформ, 2013. - 204 с.
25. Косорукова И.В., Родин А.Ю. Проблемы использования инструментария оценочной деятельности в российском и зарубежном опыте налогообложения // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 1. - С. 30 - 37.
26. Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. - М., - 2014. - С. 93.
27. Ленин В. Полн. собр. соч., 5 изд., Т.29. — 2014. - С.118.
28. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» - Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
29. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог». - Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
30. Мошкович М.Г. Изучаем грядущие изменения в Налоговом кодексе // Главная книга. - 2014. - №10. - с.48.
31. Нарожный В. Туманные перспективы налогообложения // Консультант. - 2015. - № 3. - С. 38 - 42.
32. Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС. — М., 2011. — С.28.
33. Титаева Н. Декларация по транспортному налогу за 2014 год // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2015. - №3.
34. Шаронова Е.А. Налог на имущество: чего ждать организациям и ИП // Главная книга. - 2015. - №2.
35. Анимица П.Е. Налогообложение недвижимости: зарубежный опыт и российские перспективы // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 47. - С. 50 - 56.
36. Артемов Ю.М. Налог на недвижимое имущество: зарубежный опыт // Финансы. - 2015. - № 8. - С.43-48.
37. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник. - 2015. - № 2-3.
38. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: ВолтерсКлувер, 2014. - 640 с.
39. Березин М.Ю. Недвижимость и российские налоги // Финансы. - 2012. - № 8.
40. Грибовский С.В. О принципах и проблемах оценки недвижимости для целей налогообложения // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 2.
41. Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций: зарубежный опыт // Вопросы экономики. - 2014. - № 8.
42. Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2013. - № 10.
43. Кашин В.А., Пономорева Н.В. Совершенствование налогового контроля: опыт развитых стран // Финансы. - 2012. -№ 11.
44. Миляков М.Н. Налоговое право. М., 2014. - 384 с.
45. Налоговое право / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2013. - 247 с.
46. Пушкарева В.М. Содержание и принципы построения налоговой системы // Финансы. - 2015. - № 10. - с23.
47. Соловьев М.М. Оценочная деятельность. - М., 2012. - 280 с.
48. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. - М., 2012. - 174 с.
49. Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики. М., 2013. - 341 с.
50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2016. - Режим доступа: http://nalog.ru.