Введение 3
Глава I. Современные аспекты изучения проблем дислексии 12
1.1. Характеристика чтения как особого вида речемыслительной
деятельности, предпосылки формирования процесса чтения 12
1.2. Характеристика дислексии как специфического нарушения процесса чтения 19
1.3. Особенности формирования психофизиологических механизмов
процессов чтения у детей с патологией речи 24
1.4. Система работы по ранней диагностике и профилактике возникновения дислексии у дошкольников с патологией речи 38
Выводы по I главе 44
Глава II. Эмпирическое исследование предрасположенности к
дислексии у дошкольников с патологий речи 45
2.1. Организация и методика исследования предрасположенности к
дислексии у дошкольников с нормальным речевым развитием и дошкольников с патологией речи 45
2.2. Анализ результатов исследования предрасположенности к
дислексии у дошкольников 51
2.2.1. Анализ результатов исследования предрасположенности к
дислексии у дошкольников, полученных в ходе констатирующего эксперимента
2.2.2. Анализ результатов исследования предрасположенности к дислексии у дошкольников, полученных в ходе контрольного эксперимента.... 67
Выводы по II главе 72
Заключение 75
Список литературы 79
Приложения 84
Актуальность исследования. Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии, в том числе с патологиями речи, в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы. Для того чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого дошкольника к усвоению общеобразовательных предметов.
Чтение - один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Специфика чтения как функции состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением.
Серьезным препятствием на пути формирования развитой языковой личности ребенка является дислексия - традиционно определяемая как специфическое нарушение процесса чтения, стойкая неспособность к овладению письменной речевой деятельностью.
Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения чтением. Ранняя диагностика нарушений чтения у детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима, так как, чем раньше начинается целенаправленная работа над их устранением, тем более успешными могут оказаться результаты коррекции и компенсации отклонений.
Формирование предпосылок навыков чтения у детей с патологиями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Интерес исследователей к вопросам дислексии обусловлен многими причинами: большая распространённость среди учащихся начальных классов нарушений овладения письмом и чтением и дальнейшее перерастание их в дисграфии и дислексии; многообразие причин возникновения; необходимость организации своевременной диагностики, полноценной профилактики и коррекции.
Значительный вклад в проблему изучения феномена дислекии у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы отечественных исследователей, стоявших у истоков изучения вопросов нарушения чтения, Р.Е. Левиной [1], О Л. Жильцовой [2], Г.А. Каше [3, 4], Н.А. Никашиной [5], Т.Б Филичевой [6], Г.В. Чиркиной [6, 7], А.В. Ястребовой [8], Р.И. Лалаева [9-12] и др. На современном этапе данная проблема осталась актуальной для научных исследований и получила свое развитие в работах Т.А.Алтуховой [13], Г.В.Бабиной [14], Васильевой Г.Н. [14,15], Григоренко Е.Л. [16], О.Б.Иншаковой [17], М.Н.Русецкой [18] и др.
Проблема преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений при дислексии достаточно исследована. Современный уровень изучения нарушения чтения определяют ведущие научные коллективы страны: лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики» (Г.В. Чиркина); кафедра логопедии РГПУ им. А.И. Герцена (Л.В. Лопатина), лаборатория по изучению и коррекции речевых расстройств детей ЛГУ им. А.С. Пушкина (Р.И Лалаева), кафедра логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова (О.С. Орлова), кафедра логопедии МИГУ (Г.В. Бабина). Однако значительное число учащихся общеобразовательных школ испытывают трудности в усвоении навыков чтения. В России, по данным А.Н.Корнева [19¬20], дислексия наблюдается у 4,8% учащихся массовых школ 7-8 летнего возраста, а в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, по данным Т.А. Алтуховой [13], 90,8% детей имеют расстройства процесса чтения. В странах Европы насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным Z. Matejcek - 2-4 %, по данным B.Hallgren [22] - до 10%, по данным Р.Беккер [23], нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.
Распространенность дислексии среди младших школьников связана с отсутствием единых стандартизированных качественно-количественных критериев диагностики и индивидуально-дифференцированного подхода коррекционной работы (Б.А. Богуславская [24], А.Н. Корнев [19-20], М. Snowling [25], М.М. Безруких [26] , М.Н. Русецкая [18]). Сведения о сформированности каких-либо отдельных показателей психического развития ребенка, как правило, не позволяют достоверно оценить состояние функционального базиса чтения. В то же время комплексное изучение у дошкольников уровня развития вербальных, так и невербальных функций, лежащих в основе формирования навыка чтения, поможет выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку (А.Н.Корнев [19-20], Р.И.Лалаева [9-12], И.Н.Садовникова [27]).
Необходимость в ранней коррекционной работе с детьми, имеющих предрасположенность к дислексии, определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка в этом возрасте - пластичностью, гибкостью, восприимчивостью, а также наступлением сензитивного периода в 5-6 лет, при котором процесс обучения происходит наиболее быстро и эффективно.
Проблема диагностики предрасположенности к дислексии детей дошкольного возраста имеет огромную общественную значимость. Осознание обществом важности чтения в современном мире, оценка деструктивного влияния дислексии на личностное развитие человека и необходимость проведение своевременных профилактических мер по предупреждению нарушений чтения обусловили выход проблем дислексии за рамки только специальной области логопедии и включение их в широкий контекст гуманитарных и естественнонаучных исследований (Т.В. Ахутина [28], М.М.
Безруких [26], А.Н.Корнев[19-20], Т. Miles[29], M. Snowling [25], R.Nicolson [30]).
Успешность результатов профилактической работы возможна только при тщательном комплексном изучении детей с патологией речи, структуры дефекта, индивидуально-психологических особенностей, присущих детям с данной речевой патологией и каждому ребенку в отдельности. Огаркова А.И. [35] указывала на необходимость специальных комплексных программ обследования дошкольников, направленные на выявление группы риска возникновения дислексии и дисграфии. Комплексность таких программ должна состоять в том, что в них следует включать исследования как вербальных, так и невербальных функций, лежащих в основе формирования навыка чтения и письма. Комплексное изучение у дошкольников уровня развития указанных функций поможет выявить группу риска возникновения дислексии и обосновано использовать адекватные меры для оказания помощи каждому ребенку.
Таким образом, своевременное выявление нарушений чтения, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
В рамках данной проблемы складывается необходимость нахождения оптимальных методов и средств диагностики предрасположенности к возникновению нарушения чтения у детей дошкольного возраста с патологий речи.
Цель исследования - выявление предрасположенности к нарушению чтения у дошкольников с патологией речи.
Объектом исследования - состояние речевых и неречевых психологических функций и процессов, обеспечивающих становление навыка чтения у детей с речевой патологией.
психолого-педагогическая технология выявления предрасположенности к дислексии у дошкольников с речевой патологией.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что реализация программы дифференцированной диагностики состояния предпосылок к овладению навыками чтения для детей дошкольного возраста с патологией речи, позволит наиболее объективно и целенаправленно применять коррекционно-профилактическое воздействие, скорректировать выявленные нарушения развития познавательной деятельности, тем самым расширить степень социальной адаптации исследуемой группы. Эффективность обучения чтению детей с патологией речи будет определяться оценкой реального уровня готовности к усвоению навыка чтения, применением дифференцированного подхода, опираясь на результаты исследования состояния компонентов функционального базиса чтения.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучение лингвистической, психолингвистической,
психологической и педагогической литературы по проблеме исследования состояния предпосылок овладения чтением у дошкольников с патологией речи.
2. Апробирование и оценка системы эффективности системы методических приемов, направленных на исследование предпосылок сформированности процесса чтения для дошкольников с речевой патологий и дошкольников с нормальным речевым развитием.
3. Выявление в экспериментальном исследовании степени сформированности компонентов функционального базиса чтения у дошкольников с патологией речи (ОНР и ФФНР) в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками.
4. Разработка комплекса коррекционных мер по предупреждению дислексии у детей с учётом современного понимания психологического содержания процесса чтения.
Методологическими основами исследования являлись положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский [31], А.Р.Лурия [32], Н.И. Жинкин [39]), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Вы-готский [31], А.А.Леонтьев [33], А.Р.Лурия [32]); фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (Л.С.Выготский [31], А.Р.Лурия [32]); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев [34], Л.С.Выготский [31], А.Н.Леонтьев [33], А.Р.Лурия [32]).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам, гипотезе работы: теоретический анализ лингвистической, психолингвистической, психологической и специальной педагогической литературы по теме исследования; метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации; экспериментальный метод, включающий, включающий констатирующий и контрольный эксперимент; методы качественной и количественной обработки и обобщения полученных результатов.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили 32 воспитанника логопедических групп для детей с ФФНР и ОНР седьмого года жизни и 35 воспитанников подготовительных групп общей направленности МБДОУ «Детский центр развития ребенка - детский сад № 56 «Сказка» г. Димитровграда Ульяновской обл. и МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 45 «Журавлик» г. Димитровграда Ульяновской области.
Организация и этапы исследования.
Исследование включало в себя несколько этапов.
I этап (сентябрь-октябрь 2016 г.) был посвящен изучению и анализу литературы; формулировке основной идеи и проблемы исследования; определению его гипотезы, задач, методов; разработке методики обследования функционального базиса предпосылок к чтению, способствующей выявлению дошкольников с патологией речи, относящихся к группе риска возникновения дислексии.
II этап (13.10.2016 г. - 02.11.2016 г.). Проведение констатирующего эксперимента. Разработка программы коррекционно-профилактического воздействия.
На данном этапе обследовались дошкольники 6-7 лет, посещающие группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и с общим недоразвитием речи (32 человека), составивших экспериментальную группу (ЭГ-1) и 35 воспитанников подготовительных групп общей направленности с нормальным речевым развитием, составивших контрольную группу (КГ-1).
В ходе обследования у всех дошкольников подробно изучалось состояние устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, лежащих в основе формирования навыка чтения. На основании анализа полученных результатов исследования дошкольников с речевой патологией и нормальным речевым развитием выявлена группа детей, имеющих предпосылки возникновения дислексии; выявлены особенности состояния функционального базиса чтения у детей с патологией речи и у детей с нормальным речевым развитием; получены данные о соотношении речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта детей с различными патологиями речи седьмого года жизни.
С учетом полученных в ходе диагностической работы данных были определены направления коррекционно-профилактической воздействия и составлена программа работы с детьми, попавшими в группу риска предрасположенности к дислекии.
III этап (ноябрь 2016 г. - апрель 2017 г.). Реализация коррекционно-профилактической программы.
Реализации коррекционно-профилактической программы была осуществлена в МБДОУ «Детский центр развития ребенка - детский сад № 56 «Сказка» и МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 45 «Журавлик» г. Димитровграда Ульяновской области.
Была сформирована группа детей с патологией речи, попавших в категорию «группа риска предрасположенности к дислексии» (ЭГ-2) - 10 человек. С целью сравнительного анализа результатов успешности реализации коррекционно-профилактической работы была сформирована контрольная группа (КГ-2) - 11 человек.
С детьми подгруппы ЭГ-2 параллельно логопедическому воздействию, направленному на устранение речевого недоразвития, проводились коррекционные занятия с целью совершенствования процессов памяти, внимания и восприятия. Реализация программы осуществлялась усилиями воспитателей, учителей-логопедов, психологов и родителей в течение периода с ноября 2016 г. по апрель 2017 г. В традиционный процесс существующей системы коррекционного обучения детей с ОНР и ФФНР был встроен блок корекционно- профилактической работы, построенный с учетом знания реального уровня сформированности каждого отдельного компонента функционального базиса чтения детей подгруппы ЭГ-2.
Работа с контрольной подгруппой детей (КГ-2) осуществлялась логопедами ДОУ в рамках существующей системы коррекционного обучения детей с ОНР и ФФНР.
III этап исследования. (13.04.17 г. -10.05.17 г.). Проведение контрольного эксперимента. Анализ и обобщение полученных результатов.
С целью определения уровней успешности выполнения заданий диагностического блока по выявлению предрасположенности к нарушению процесса чтения согласно выдвинутой гипотезы и оценки эффективности реализации программы коррекционно-профилактического воздействия на детей группы риска предрасположенности к дислексии был проведен контрольный эксперимент. Алгоритм проведения контрольного этапа эксперимента был аналогичен тому, который использовался при проведении формирующего эксперимента.
На данном этапе обследовались дошкольники седьмого года жизни, попавшие в группу риска предрасположенности к дислексии: 10 человек, составивших экспериментальную группу (ЭГ-2) и 11 человек, вошедших в контрольную группу (КГ-2); оценивалось состояние функционального базиса чтения.
На заключительном этапе анализировались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения, формулировалось заключение.
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность создания двухкомпонентной модели обследования состояния речевых и неречевых предпосылок к овладению навыками чтения дошкольников седьмого года жизни с патологией речи. Определены особенности функционального базиса чтения у дошкольников седьмого года жизни с ОНР и ФФНР. На основании анализа особенностей функционального базиса чтения дошкольников седьмого года жизни с ОНР и ФФНР выделены уровни их сформированности функционального базиса чтения. Разработана программа профилактико-коррекционной работы по предупреждению выявления дислексии, в которой учитывалось знание уровня сформированности каждого отдельного компонента функционального базиса чтения у дошкольников с патологией речи.
Практическая значимость исследования.
Результаты обследования позволяют выявить из детей-дошкольников, участвующих в исследовании, группу детей, имеющих предрасположенность к дислексии, а также обнаружить особенность их речевых характеристик и ряда невербальных функций. На основе полученных результатов возможно построить целенаправленную программу индивидуальной профилактически- коррекционной работы для каждого ребенка группы риска.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источника. Объем работы составляет 83 страниц машинописного текста. Работа иллюстрирована 4 таблицами, 6 диаграммами, имеет 13 приложений.
Проблема специфических нарушений чтения (дислексии) у детей является одной из актуальных в современной логопедии. До настоящего времени не-достаточно изученным остается вопрос о механизмах возникновения данных расстройств. Однако имеются сведения о том, что дислексия возникает вследствие недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. устной речи, вербальных и невербальных психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (О.Б.Иншакова [17], А.Н.Корнев [19, 20], Р.И. Лалаева [9, 12], Р.Е.Левина [1, 43], И.Н. Садовникова [27], Т.Б.Филичева [6], T.R. Miles [29], P.Ott [36], M.J.Snowling [25] и др.).
Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему раннего выявления и профилактику предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста.
Для выявления группы риска возникновения дислексии необходимо использовать специальные комплексные программы обследования дошкольников, которые позволяют определить степень сформированности устной речи, вербальных и невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения. Комплексное изучение у детей уровня развития указанных функций поможет составить прогноз успешности формирования навыка чтения.
Дети с патологиями речи - это многоуровневая группа по готовности к овладению чтением, так как у них в той или иной степени выражено недоразвитие языковой и психологической готовности.
Анализ литературы, данные экспериментальных исследований показали, что для успешного обучения чтению у дошкольников с патологией речи должны быть сформированы речевые и неречевые функции и процессы, которые составляют функциональный базис чтения, в который входят такие параметры, как: связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизношение, слоговая структура слова, зрительный гнозис, слуховой гнозис, речеслуховая память, зрительно-предметная память, праксис, внимание.
В процессе исследования была достигнута поставленная цель исследования: выявлены предпосылки дислексии у детей дошкольного возраста с различными патологиями речи посредством использования серии заданий и упражнений комплексной диагностической методики.
В результате проведения комплексного обследования состояния функционального базиса чтения у детей седьмого года жизни, имеющих речевые нарушения, было выявлено, что ни один компонент функционального базиса чтения не сформирован достаточно: 65,6 % детей имеют средний уровень, 34,4 % - низкий.
У детей с патологией речи преобладает выраженное недоразвитие связной речи и акустического гнозиса. Помимо этого у дошкольников с патологией речи зафиксирован низкий уровень сформированности звуко-слоговой структуры речи, звукопроизношения, зрительного гнозиса, праксиса, речеслуховой и зрительной памяти, внимания.
Обследование позволило обнаружить разную степень сформированности функционального базиса чтения во всех группах детей (у дошкольников с патологией речи и дошкольников с нормальным речевым развитием). Несмотря на то, что некоторые типы ошибок были зафиксированы у дошкольников обеих групп, количественные показатели выявленных нарушений резко отличались друг от друга. В связи с этим, основное отличие испытуемых с патологией речи от испытуемых с нормальным речевым развитием заключалось в количестве допущенных детьми ошибок, их выраженности, повторяемости, наличии или отсутствии сочетаний различных недостатков, возможности их исправления.
Результаты контрольного этапа эксперимента дают основания судить о перспективности и эффективности психолого-педагогической диагностической работы с применением комплексной методики обследования, направленной на определение сформированности функционального базиса чтения, с целью выявления группы риска в возникновении дислексии у дошкольников.
Проведенное исследование позволило в дальнейшем применить более глубокое изучение патогенетических механизмов дислексии с разработкой конкретных методик, направленных на предупреждение специфических нарушений чтения у детей, и построить на их основе индивидуально-дифференцированную траекторию профилактико-коррекционной направленности по предупреждению подобных состояний.
Проведенная профилактико-коррекционная работа с детьми седьмого года жизни, имеющих различные патологии речи, дала положительную динамику в формировании функционального базиса чтения, а это указывает на то, что риск возникновения дислексии у данной группы детей значительно уменьшился.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования, что реализация программы дифференцированной диагностики состояния предпосылок к овладению навыками чтения для детей дошкольного возраста с патологией речи, позволит наиболее объективно и целенаправленно применять коррекционно-профилактическое воздействие, скорректировать выявленные нарушения развития познавательной деятельности, тем самым расширить степень социальной адаптации исследуемой группы.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы:
1. Комплексное обследование устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения, у дошкольников с речевой патологией позволило выявить факторы риска возникновения дислексии.
2. Специфические нарушения чтения (дислексия) были обнаружены как у испытуемых, имеющие нарушения развития речи, так и у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3. Для выявления группы риска по дислексии необходимо проводить тщательное комплексное обследование наиболее значимых показателей: связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизношение, слоговая структура слова, зрительный гнозис, слуховой гнозис, речеслуховая память, зрительно-предметная память, праксис, внимание.
4. Специальная методика обследования устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций у дошкольников способствует своевременному обнаружению детей группы риска возникновения дислексии, что позволяет осуществить адекватные пропедевтические меры, направленные на предупреждение специфических нарушений чтения.
5. Данные экспериментального диагностического этапа позволяют определить основные типы сформированности функционального базиса чтения у дошкольников с патологией речи седьмого года жизни. Знание типологических особенностей состояния функционального базиса чтения ребенка с патологией речи позволяет наметить и эффективно провести необходимые приемы и способы индивидуального подхода, направленные на улучшении развития предпосылок становления процесса чтения у дошкольников, в сбалансированности процессов, составляющих функциональный базис чтения.
1. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма.//Логопедическая работа в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- С. 3-18.
2. Жильцова О.Л. О путях формирования фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи.//5 -я научная сессия по дефектологии: Тезисы докладов. - М.: Просвещение, 1967.- С. 226-228.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения.//Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1966. - 234 с.
4. Каше Г.А., Шуйфер Р.И. Нарушения чтения и письма как проявления сис - темного недоразвития звуковой стороны речи у детей. - Киев, 1979. - С. 73-80.
5. Никашина Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения и пути ее устранения: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1959. -С. 73-84.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) - М.: Издательство «Альфа», 1993. -87 с.
7. Чиркина Г.В. Особенности понимания текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи.//Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития: Тезисы докладов 7-й научной сессии по дефектологии. - М., 1975.-С. 576-577.
8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М: Просвещение, 1983. - 136 с.
10. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.- СПб: Союз, 1998.-222 с.
11. Лалаева Р.И. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн.- М.: ВЛАДОС, 2007.- Кн. IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия, - 303 с.
12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб: Союз, 2003.- 224 с.
13. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - 233 с.
14. Бабина Г.В., Васильева Г.Н. Диагностика уровня сформированности навыка чтения у младших школьников с нарушениями речи // А.Р. Лурия и психология 21 века. Вторая Международная конференция, посвященная 100- летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. Москва. Россия, 2002 г. МГУ им. М.В.Ломоносова, - С. 7.
15. Васильева Г.Н. Опыт исследования навыка чтения учащихся с нарушениями речи //Проблемы профессиональной подготовки будущего педагога. - Белгород, 2002, С.18-21.
16. Григоренко Е.Л. Влияния генома на чтение и его нарушения: Обзор современных исследований / Е.Л. Григоренко // Рождение и жизнь / под 37 ред. В.А. Аверина, А.Н. Корнева. - СПб.: СПбГПМА, 2010а. - С. 12-19.
17. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. - Дисс.канд. пед.наук. - М., 1995.
18. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография.- СПб.: КАРО,2007.- 192с.
19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.
20. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб : Гиппократ, 1995. - 224 с.
21. Matejcek Z., Sturma J. Language structure, dyslexia, and remedation: the Czech perspective.Z/Dyslexia: its neuropsychology and treatment. - New York: Chichester, 1986.-P. 203-214.
22. Hallgren B. Specific dyslexia ('congenital word-blindness'): A clinical genetic study .//Act a Psychiatrica et Neurologica Scandinavica Supplement, 1950, Vol.
65.-P. 1-287.
23. Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию / Р. Беккер. М.: ВЛАДОС, 2007. -112 с.
24. Богуславская Б.А. Индивидуальные различия первоклассников в овладении навыком чтения: Дис. ... канд. пед. наук (по психологии). - Киев, 1966. - 232 с.
25. Snowling M.J. Phonemic deficit in developmental dyslexia./ZPsychological Research, 1981, Vol. 43. - P. 219-234.
26. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении при обучении письму. - М.: Айсберг, 1991. - 99 с.
27. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995. - 256 с.
28. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения.//Нейропсихология сегодня. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 161 с.
29. Miles T.R., Miles E. Teaching Needs of Seven Year Old Dyslexic Pupils. Department for Education and Science, London, 1984. - P. 40-57.
30. Nicolson R.I., Fawcett A.J. Balance, phonological skill and dyslexia: Towards the Dyslexia Early Screening Test.//Dyslexia Review, 1995, Vol. 7(1). - P. 8-11.
31. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
32. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - МПСИ, МОДЭК, 2008. - 64 с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 211с.
34. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв.АПН РСФСР, 1950, вып.70. - С. 12-21.
35. Огаркина А.В. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников. Автореф. Канд. Пед. Наук- М., 2002 - 22с.
36. Ott P. How to Detect and Manage Dyslexia. Biddies Ltd, London. 1997. -P. 341.
37. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с об-щим недоразвитием речи.//Методы изучения и преодоления речевых рас - стройств. - СПб.: Образование, 1994. - С. 12-21.
38. Левашов О.В. Нарушение зрительно-моторных функций при дислексии. Об¬зор новых экспериментальных данных.//Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. - 151 с.
39. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М. Издательство Академии
педагогических наук, 1985. - 370 с.
40. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 304 с.
41. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.:
Просвещение, 1969. — 279 с.
42. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
43 .Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии./ Р.Е. Левина. - М., 1968. - 244 с.
44. Лагутина А.В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. М.,- 2006. - № 6 (15). - С. 27-31.
45. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
46. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.- Спб.: Питер, 2006. - 80 с.
47. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси-хологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
48. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Практическое пособие для логопедов. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.- 217 с.
49. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Школьная пресса, 2002.- 16 с.
50. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.- 88 с.
51. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. -184 с.
52. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003.-288 с.
53. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. -М.: Генезис, 2003. — 96 с.