Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование необходимости изучения и формирования представлений о времени у дошкольников с нарушениями речи
1.1. Становление временных представлений в онтогенезе
1.2 Особенности развития временных представлений у детей с общим недоразвитием речи
Вывод по главе I
Глава II. Изучение особенностей формирования временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Характеристика контингента участников исследования и методики
изучения временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности временных
представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи и в норме, интерпретация результатов констатирующего эксперимента
Выводы по главе II
Глава III. Содержание и результаты работы по формированию временных представлений на логопедических занятиях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Содержание и организация формирующего эксперимента
3.2. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента
Выводы по главе III
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. Исключительную значимость для развития ребенка представляет своевременное формирование временных представлений. Этот процесс тесно связан как со становлением познавательной деятельности ребенка в целом, так и с развитием специфических школьных умений и навыков. Установлено, что в развитии временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей. Процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) проходит медленнее и в более поздние сроки, чем у сверстников с нормой речевого развития.
В связи с этим, мы видим актуальность нашего исследования в том, что владение временными представлениями необходимо дошкольникам. Научиться самим ориентироваться во времени, измерять его, правильно обозначать временные периоды в речи. Эти знания необходимы дошкольникам чтобы регулировать и планировать свою деятельность во времени, а так же создают основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность в деятельности, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Таким образом, формирование временных представлений рассматривается нами как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования временных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия.
Цель исследования - теоретическое обоснование и определение путей коррекционно-педагогической работы по формированию временных представлений у дошкольников с ОНР с учетом комплексно - тематического и предметно - средового принципов организации процесса дошкольного образования.
Объект исследования - процесс формирования временных представлений у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования - содержание коррекционно-развивающей работы по формированию временных представлений у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях в условиях единой коррекционно-образовательной среды, основанной на интеграции педагогического процесса по формированию временных представлений во все сферы деятельности ребенка, будет способствовать практическому освоению категорий времени и их вербализации детьми с ОНР.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть научно-теоретические основы изучения временных представлений в структуре целостного развития дошкольников;
2) Определить содержание методики исследования временных представлений у дошкольников с различным уровнем речевого развития;
3) Изучить особенности и выявить уровень сформированности временных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
4) Разработать, апробировать и внедрить программу формирования временных представлений у дошкольников с ОНР в процессе логопедической и общеразвивающей работы и определить ее эффективности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); организационные (сравнительный, комплексный); биографические (изучение и анализ психолого-педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа); статистические (t- критерий Стьюдента).
Методологической основой исследования является положение о системной организации высших психических функций А.Р Лурия [22], положение о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению, положение о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка Л.С. Выготского [7], теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [31], представление о комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании O.A. Скорлупова, Н.В. Федина [35], в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста Т.Д. Рихтерман [32], методические разработки Волковой Г.А. [4], Нищевой Н.В.[26].
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении программы коррекционно-развивающей работы по формированию временных представлений у дошкольников с ОНР, которая может использоваться в процессе дошкольного воспитания детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 47 отечественных источников и приложения. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 10 рисунками.
С момента рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов, которые регулируются социальной средой. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных философов, психологов.
Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Работа по устранению задержки формирования временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при помощи специальных методик и программ. Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III характерны: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Для изучения уровня сформированности временных представлений у детей дошкольного возраста мы провели специальное обследование. Для исследования были отобраны контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальную группу составили дети с ОНР III уровня. Контрольную - дети в норме.
С целью изучения уровня сформированности временных представлений дошкольников мы использовали серию заданий по методике исследования развития временных представлений у детей дошкольного возраста Галлямовой РФ.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам обнаружить ситуативный уровень развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Респонденты экспериментальной группы показали низкий уровень сформированности временных представлений, что позволяет сделать вывод о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи обладают значительно более низким уровнем сформированности временных представлений по сравнению со своими сверстниками, речь которых в норме.
У детей с нарушением речи выявлен средний (95%) или низкий (5%) уровень развития временных представлений, у детей наблюдалась быстрая истощаемость, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают, в то время как у их сверстников с нормальным речевым развитием преобладает высокий или средний уровень развития временных представлений.
Таким образом, мы видим, существенные различия в уровне сформированности временных представлений у детей с ОНР и детей массовых групп дошкольных учреждений, поэтому необходимо проводить работу по развитию временных представлений у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Нами была проведена коррекционная работа в соответствии с разработанной программой по развитию временных представлений на логопедических занятиях.
Она заключался в составлении комплекса игр и упражнений на развитие временных представлений в структуре логопедической работы.
На логопедических занятиях нами были предложены следующие игры:
1) Статические игры и упражнения
2) Динамические игры и упражнения
3) Игры с использованием различных предметов, пособий.
4) Игры-драматизации
Игры и упражнения были направлены на развитие временных представлений, закрепление временных эталонов, обучение детей чувству времени.
Благодаря данному комплексу упражнений у дошкольников:
- повысились уровень знаний дней названий недели, времен года, месяцев
- дошкольники научились пользоваться календарем и механическими часами
- увеличилась скорость выполнения заданий на определенное время
Таким образом, данный комплекс игр в структуре логопедической работы позволил развить временные представления детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Таким образом, проведенная работа считается эффективной.
1. Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов в вузе: методические рекомендации для преподавателей и студентов направления 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» / А.И. Ахметзянова, Т.Ю. Корнийченко.- Казань: Казан.ун-т, 2013.-52с.
2. Болотова А. К. Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. 1977. № 2
3. Володина, В.С. Альбом по развитию речи / В.С.Володина.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.-42с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 144 с.
5. Вохринцева С. Демонстрационный материал - коллективная аппликация «Времена года» с методическими рекомендациям
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1999. - 536 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
8. Галлямова Р Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста/ URL: http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035
9. Гильманова Л. В., Штягина Л. А., Штягина Н. А. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 57-60.
10. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
11. ГОСТ 7.32-2001. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
12. Данько, В.Я. «С утра до вечера» Почитай мне стихи / В.Я.Данько.-М.: Махаон, 2007, 17 с.
13. Дружинина, М.В. От зари до зари: Сборник стихотворений/М.В.Дружинина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. - 8 с.
14. Ерофеева, И. «Времена года» стихи серия «Читаем с мамой»./И. Ерофеева.- ЛИНГ-КНИГА, 2008. - 16 с.
15. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Вестник Российского нового университета. 2011. № 1.
16. Иншакова О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М.: В. Секачев,
17. Клименченко Д.В. Время. Меры времени. Календарь // Начальная школа. 1993.-№6.
18. Козина Е.Ф. Формирование научных представлений о пространстве и времени в процессе обучения младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. 21 с.
19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно¬методическое пособие-- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб., 2006.
21. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.
22. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - 495 с.
23. Люблинская, А.А. Детская психология/ А.А.Люблинская.- М.:, 1972.-258с.
24. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). М.: Педагогика, 1983.- 113 с.
25. Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Т. Б. Мазепина.
26. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.
27. Нонсенко, Т. «Времена года» серия «Книжки- малышки»/Р.С.Нонсенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006, - 32 с.
28. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
29. Парамонова Л.Е Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе.--СПб.:КАРО,Дельта,2005.-384с:ил.
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -- 448 с.
31. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.
32. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
33. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
34. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2008.
35. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание - 2010. - № 5.
36. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе/ М.А. Нянковский.- Ярославль: Академ. Развитие, 2005.-151с.
37. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль: Академия развития, 1996. - 235 с.
38. Таранова Л. «Время и часы», Серия «Первые уроки 6+» Издательство, Стрекоза,2007г. 20 с.
39. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс—канд. пед. наук. М., 2009. - 31 с.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов родителей. - М.: Издательство «Альфа», 1993.
41. Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ОНР URL: http://dohcolonoc.ru/cons/6056-formirovanie-matematiche skikh- predstavlenij .html
42. Цап, И. В. Особенности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста / И. В. Цап // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 3/4.
43. Цветкова Л.С. Нейропсихология, нарушения счёта, письма и чтения.
44. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Восприятие пространства и времени. Под ред. Б.Г.Ананьева.- Л.: Изд-во «Наука», 1969. -С.
45. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с
46. Элькин Д. Г. Восприятие времени. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 98 с.
47. Яхнин, Л. «Двенадцать месяцев» серия «Читаем сами»/пересказ Л.Яхнин. - М.:Стрекоза,2008. -26с.