Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ

Работа №52723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России
1.1. Понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в России
1.2. Историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в России
1.3. Зарубежный опыт организации налогового контроля за физическими лицами
2. Организация и проведение налогового контроля за физическими лицами в России
2.1. Анализ формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми органами при взаимодействии с государственными органами
2.2. Практика проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми органами
3. Совершенствование организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России
3.1. Тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при проведении налоговых проверок
3.2. Возможности применения международного опыта организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России
Заключение
Список использованных источников


В условиях сложившейся в настоящее время в России непростой экономической ситуации перед налоговыми органами нашей страны возникла серьезная проблема - совершенствование контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и других обязательных платежей. В связи с этим выбор налоговыми органами правильных форм и методов налогового контроля способствует не только стабильному пополнению бюджета финансовыми ресурсами, но и соблюдению законодательно установленных прав и свобод налогоплательщиков.
На современном этапе развития внутренней финансовой политики РФ формам и методам налогового контроля уделяется немаловажное внимание. Это связано с тем, что обеспечиваемые ими налоговые поступления, являющиеся одной из основных доходных статей бюджета РФ, в существенной степени влияют не только на экономическую, но и на общую национальную безопасность нашего государства. В связи с этим проведение государством эффективной налоговой политики, в частности касающейся обеспечения установления эффективного механизма налогового контроля субъектов налоговых отношений (в частности, физических лиц), будет способствовать систематическому пополнению фондов денежных средств бюджетной системы РФ.
Более объемному научному представлению о формах и методах налогового контроля способствует и законодательное закрепление института налогового мониторинга, который в качестве нового способа расширенного информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками опробован ФНС России начиная с декабря 2012 года. Указанные нововведения направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования форм и методов налогового контроля.
Налоговый контроль является одним из самых значимых направлений налогового администрирования - организация контроля за налоговой системой, которая на сегодняшний день представляет собой один из самых сильных рычагов государственного регулирования социально-экономического развития.
Налоговый контроль в России осуществляется специально уполномоченными на то органами исполнительной власти с помощью различных форм, методов и способов, однако до сих пор налоговая система Российской Федерации требует новых технологий по осуществлению налогового контроля, поэтому непрерывно проводятся различные исследования, направленные на выяснение причин неэффективности налогового контроля и поиск путей по его развитию.
Актуальность работы предопределена важностью института налогов и сборов в современном обществе. Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования выступает деятельность налоговых органов по осуществлению мероприятий налогового контроля за физическими лицами в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ налогового контроля за физическими лицами в России, выявление проблем по проведению налогового контроля за физическими лицами, предложение путей совершенствования налогового контроля за физическими лицами.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в России;
- рассмотреть историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в России;
- изучить зарубежный опыт организации налогового контроля за физическими лицами;
- провести анализ формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми органами при взаимодействии с государственными органами;
- изучить практику проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми органами;
- изучить тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при проведении налоговых проверок;
- исследовать возможности применения международного опыта организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования налогового контроля за физическими лицами.
Предметом исследования являются нормы законодательства о налогах и сборах РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок применения форм и методов налогового контроля за физическими лицами в России.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема налогового контроля за физическими лицами в России явилась предметом исследований многих российских ученых, таких как Т.В. Зверева, А.Ф. Зиятдинов, В.В. Кузьменко, М.А. Лакунина и другие.
Информационную базу исследования составили Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, учебники и учебные пособия по налогообложению и налоговому контролю, статьи в периодических изданиях и другие источники.
В соответствии с поставленной целью и ее задачами выпускная квалификационная работа была структурирована и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, можно сказать, что налоговый контроль, как одна из важнейших частей государственного контроля, выполняет немаловажную роль в развитии экономики страны, следовательно, требует беспрекословного выполнения налоговыми органами своих задач. Для достижения основной цели налогового контроля - поддержания на должном уровне налоговой дисциплины в стране, - должно быть четко соблюдено взаимодействие между элементами налогового контроля; при этом действия налоговых органов должны совершаться в рамках соблюдения прав и обязанностей налогоплательщиков-физических лиц. Стоит также отметить, что в России система налогового контроля, как и вся налоговая система, не отличается совершенством, поэтому до сих пор претерпевает различные изменения, преобразовываясь вместе со всей политики российского государства.
В России до сих пор идет процесс совершенствования налогового контроля, в том числе и отдельно по налогоплательщикам-физическим лицам. Способы контроля за уплатой налогов и сборов, а также качество работы контрольных органов России менялось по мере истории самого российского государства. И во многом это зависело и всегда будет зависеть не только от социальной, политической, и экономической ситуации в стране, но и от взаимоотношений государства с налогоплательщиками. Значительную роль в становлении налоговой системы, а также непосредственно налогового контроля, сыграли реформы Петра I. Он положил начало современной налоговой системе, которая существует до сих пор, благодаря обращению к опыту зарубежных государств. Из этого можно сделать вывод, что полезно следовать примеру иностранных налоговых систем, при этом принимая во внимание особенности отечественного государственного устройства.
В зарубежных странах налоговый контроль в основном проводится в форме камеральных и выездных проверок. Однако существуют и другие формы, которые на данный момент в России не применяются. На сегодняшний день контрольная деятельность налоговых органов в Японии можно назвать одной их самых действенных. Налоговые системы создаются и изменяются в зависимости от финансовой политики государства и складывающейся экономической и политической ситуацией. Однако абсолютно совершенных налоговых систем нет, но, перенимая опыт друг у друга, выявляя сильные и слабые стороны налогового контроля за физическими лицами в разных странах, и учитывая при этом особенности каждого государства нужно совершенствоваться, и, тем самым, попытаться создать как можно более благоприятные условия деятельности налоговых органов, не забывая при этом и о правах налогоплательщиков.
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами является необходимым условием для эффективной деятельности как самих налоговых органов, так и других органов, с которыми они взаимодействуют. В ходе своей работы налоговые органы взаимодействуют не только с субъектами финансовых отношений, но и с другими органами исполнительной власти, к которым относятся отделы записи актов гражданского состояния, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Бюро технической инвентаризации, Федеральная миграционная служба, Гостехнадзор, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, Государственная инспекция по маломерным судам, Федеральная таможенная служба России, а также нотариусами, адвокаты, органы опеки и лицензирующие органы.
В ходе проведенного анализа было выявлено, что Можно заметить, что количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов в 2014 году составил 33 574 450 единиц, в 2015 году наблюдается незначительное увеличение, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается уменьшение на 3 193 668 единиц, следовательно, на конец года составил 31 115 246 единиц. Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов в 2015 году составил 29 645 381 единиц, а в 2016 году увеличились на 2 266 979 единиц и составив на конец года 31 912 360 единиц. Также в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается увеличение количества земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате на 1 531 778 единиц и на конец 2016 году составил 29 185 386 единиц.
За период 2012-2016 гг. наблюдается ежегодный рост зарегистрированных налоговых деклараций формы 3-НДФЛ, так в 2014 году составлял 8 771 417 единиц, а в 2016 году возрос до 10 011 015 единиц. Это свидетельствует о качественной работе налоговых органов и формировании ответственности граждан в области налогообложения доходов.
Общее количество физических лиц, предоставивших налоговую декларацию формы 3-НДФЛ в налоговые органы, в 2016 году увеличилось на 797368 чел. (или на 11,32%) до 7840611 чел. Так, физические лица, общая сумма дохода которых составляет от 10 млрд. руб. и выше, в 2016 году подали 26 декларации, что на 3 чел. больше, чем в 2015 году. Физические лица, общая сумма дохода которых менее 1 млн. руб. в 2016 году составила 7122330 чел., что на 768052 чел. больше показателя 2015 года. Данная тенденция сложилась под влиянием внесенных изменений в Налоговый кодекс РФ, а также эффективной работы налоговых органов.
На современном этапе развития системы налогового контроля необходимо отметить существование некоторых недостатков, которые можно систематизировать на два уровня - внутренние и внешние. При этом, в качестве внутренних недостатков выступает проблема налоговых отношений, касающаяся взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Внешние проблемы, в свою очередь, складываются из объективных обстоятельств, куда входят технико-юридические проблемы - наличие правовых коллизий в нормах налогового права и в нормах иных отраслей права; недостаточно четкая регламентация контрольных мероприятий, а также субъективных недочетов. Последние включают в себя необходимость использования личностных оценочных критериев при проведении контрольных мероприятий, что приводит к большой доле усмотрения государственных служащих контролирующих органов. Что касается возможных проблем, которые могут возникнуть в системе налогового контроля в связи с ориентиром российской экономики на поддержку инновационной активности, то необходимо отметить проблему сокращения сроков реализации контрольных мероприятий при условии качественного проведения последних.
Направления по совершенствованию данных недостатков является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Организация мероприятий по преодолению изложенных выше недостатков возможно применив опыт зарубежных государств, которое должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.
Российскому законодателю следует сосредоточиться не только на устранении правовых пробелов в сфере налогообложения, которые влекут за собой негативные последствия, как для самих налоговых органов, так и для налогоплательщиков, но разработать и внедрить целый ряд мероприятий и мер, основываясь на позитивном опыте органов налогового контроля США. Российской Федерации следует продолжать совершенствование не только таких форм налогового контроля за физическими лицами, как камеральные и выездные налоговые проверки, но также и внедрять в практику совершенно новые формы, такие, например, как рейдовые проверки и налоговое расследование. Применяя опыт скандинавских стран, таких как Швеция и Финляндия, налоговым органам в Российской Федерации следует предоставить более расширенные полномочия в истребовании документов, необходимых для налогового контроля за физическими лицами. Повысить качество работы налоговых органов можно с помощью ввода балльной системы оценивания деятельности сотрудников налогового органа. Такие преобразования могут быть достигнуты при внесении изменений в налоговое законодательство, но только при условии обоснованности предполагаемых поправок и дополнений, а также при более благожелательных отношениях государства в лице налоговых органов с налогоплательщиками в лице физических лиц.
В связи с некоторыми ограничениями традиционного подхода налогового контроля за физическими лицами, а также наличием у налогоплательщиков- физических лиц, не учтенных в базе данных налоговых органов земельных участков и иного имущества, возникла необходимость поиска и научного обоснования новых подходов с целью привлечения налогоплательщиков- физических лиц к выполнению своих обязанностей по своевременной и полной уплате всех налогов. Также к числу других проблем можно отнести отсутствие контроля за расходами физических лиц и массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках и наличие большого количества ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций.
По результатам исследования и выявленным проблемам предлагаем следующие пути совершенствования налогового контроля за физическими лицами:
1. В связи с отсутствием контроля за расходами физических лиц, считаем целесообразным разработать специальный порядок определения налоговых обязательств физических лиц на основе их расходов и обобщенных показателей уровня жизни.
2. Предлагается переход на полное электронное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков физических лиц и индивидуальных предпринимателей, что обеспечит экономию времени налогоплательщика и сотрудников налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля, а также сокращения ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций.
3. Ужесточить налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями, применяющими контрольно-кассовую технику путем повышения меры ответственности за ее отсутствие (не применение контрольно- кассовой техники) с целью обеспечения своевременной и полноценной фиксации и оприходовании выручки индивидуальных предпринимателей.
Применение на практике предложенных направлений по налоговому контролю за физическими лицами в России должно помочь не только повысить доходы от налоговых платежей, но и повысить дисциплинированность и правовую культуру налогоплательщиков-физических лиц.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 26.12.2016). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.02.17 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 13.12.2016). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.02.17 г.
3. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ от 21.03.1991 г., № 943-1 (ред. от 02.04.2016). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 29.01.17 г.
4. Афанасьев В.Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода. - М.: Либроком, 2013. - 208 с.
5. Безруков Г.Г., Козырев А.В. Сущность налогов и налогового контроля // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - № 1. - С. 47-52.
6. Грищенко А.В. Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе реформирования системы // Некоммерческие организации в России. - 2016. - № 2. - С.24-30.
7. Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика финансового контроля: монография. - М.: КОНТРАКТ, 2014. - 112 с.
8. Зверева Т.В. Налоговый контроль предпринимателей, выступающих в роли налоговых агентов при исчислении и уплате НДФЛ // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 1. - С. 134-138.
9. Зиятдинов А.Ф. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - № 3. - С. 63-67.
10. Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2014. - 150 с.
11. Ильин А.Ю. Горизонтальный мониторинг - новый метод в системе налогового контроля // Финансовое право. - 2014. - № 10. - С. 14-15.
12. Кашин В.А. О налогообложении доходов граждан // Финансы. - 2012. - № 8. - С. 40-44.
13. Королева Т.Н. Формы налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. - 2016. - № 6. - С.101-107.
14. Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. - 2016. - № 10. - С.34-39.
15. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. - 2016. - № 5. - С.69-73.
16. Кузьменко В.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
17. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 381 с.
18. Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. - 2016. - № 4. - С.46-48.
19. Курбатов Т.Ю. Правовые формы и методы налогового контроля: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. - 231 с.
20. Лакунина М.А. Характеристика правового статуса налогового агента и мероприятия налогового контроля по НДФЛ, удерживаемого налоговыми агентами // Вестник ВГНА Минфина России. - 2016. - № 3. - С. 15-21.
21. Лукашевская С.Ю. Законность проведения выездной налоговой проверки в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность // Вестник Удмуртского университета. - 2016.- № 2-4. - С. 140-143.
22. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. - М: БЕК, 2014. - 342с.
23. Мамиек Л.А. Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового контроля // Экономическая наука и практика: материалы III международной научной конференции (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Молодой ученый, 2016. - С. 161-165.
24. Майбурова И.А. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 519 с.
25. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоги и налогообложение. Палитра современных технологий. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 375 с.
26. Малис Н.И., Горский И.В., Анисимов С.А. Теория и практика налогообложения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
27. Мусаелян А.К., Зубкова М.Б. Генезис системы государственного налогового контроля в РФ // Новые технологии. - 2016. - № 2. - С. 92-98.
28. Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 2. - С. 1-5.
29. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КноРус, 2014. - 408 с.
30. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Юрайт, 2013. - 357 с.
31. Немыкина Д.А. Проблемы администрирования НДФЛ // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (15 февраля - 31 марта 2013 года), 2016.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2014. - 736 с.
33. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
34. Павлова Л.П. Налоговый контроль // Налоги. - 2016. - № 6. - С. 3-8.
35. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 272 с.
36. Поляков А.А. Соотношение понятий контроля и надзора в России // Наука, техника и образование. - 2016. - № 5. - С. 111-115.
37. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно¬
методическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2016. - 368 с.
38. Расулов И.Г. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов // Финансовое право. - 2016. - № 7. - C. 25-29.
39. Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 294 с.
40. Смирнова Е.Е. Выездные налоговые проверки по уплате НДФЛ. Региональные аспекты выявления схем уклонения от налогообложения // Финансовая газета. - 2016. - № 26. - С. 12.
41. Удалов Р.В. Тенденции и перспективы развития налогового контроля в России // Управление экономическими системами. - 2016. - № 44. - С. 1-11.
42. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2013. - 290 с.
43. Чечеткин В.Д. Контроль - объективная категория материального мира // Финансовый контроль. - 2002. - № 6.
44. Шешукова Т.Г. Развитее налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. - 2016. - № 3. - С. 122-128.
45. Эриашвили Н.Д. Налоговый процесс: Учебное пособие. - М.: Юнити- Дана, 2012. - 375 с.
46. Яковлева Е.А. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - СПб, 2013. - 361 с.
47. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
декларировании доходов физическими лицами (по форме № 1-ДДК). -
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: www.nalog.ru.
48. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок) (по форме № 2 -НК). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: www.nalog.ru.
49. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (по форме № 1-НМ). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: www.nalog.ru.
50. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам (по форме № 5-МН). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: www.nalog.ru.
51. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу (по форме № 5- ТН). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: www.nalog.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ