ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Экологическое воспитание и образование в школе 8
1.2 Формирование идей устойчивого развития в школе для
достижения требований стандартов второго поколения 11
1.3 Формы инновационных, современных и эффективных методов,
приемов преподавания, способствующие повышению экологической грамотности учащихся на уроках биологии 15
1.3.1 Разновидности инновационных форм уроков 17
1.3.2 Технологии, ориентированные на развитие творческого
потенциала школьников. Экологическая культура через развитие критического мышления 28
1.3.3 Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность 34
1.4 Организация внеклассных мероприятий по повышению
экологической грамотности и экологическому воспитанию. Проблемная
технология обучения биологии 36
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Эмпирические методы педагогических исследований и их характеристика 39
2.2 Теоретические методы и методы количественной и качественной обработки полученной педагогической информации 46
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 49
3.1 Стадия выявления первоначальных знаний учащихся 49
3.2 Ход и содержание формирующего стадии эксперимента 52
3.3 Анализ полученных результатов экспериментально - исследовательской работы 55
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Воспитание экологической культуры молодого поколения, становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы предотвратить неблагоприятное влияния на состояния окружающей среды, чтобы не создавать экологических проблем, ситуаций, опасных для своего здоровья современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
В процессе своей жизнедеятельности человек из окружающей среды постоянно получает очень большой объемы информации. Эта информация требует постоянного обновления, обработки, сохранения, передается другим людям.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в его сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [24].
Экологическая культура - это система взаимосвязанных экологических знаний, экологического мышления, экологически оправданного поведения. С внедрением новых образовательных стандартов все чаще используется понятие «экологическая компетентность». «Экологическая компетентность - это совокупность экологических знаний, умений, навыков и опыта деятельность, необходимых для преобразующей экологической деятельности, и личностных качеств, составляющих основу формирования экоцентрического типа экологического сознания» [25].
Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках биологии.
Предмет исследования: формирование экологической культуры учащихся общеобразовательной школы на основе применения инновационных методов преподавания биологии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно экологическое образование является необходимым условием преодоления последствий человеческого воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как инструмент реализации отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования является не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. Именно данная тема еще не раскрыта полностью и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Выбранная тема - инновации в формирование экологической культуры выпускника общеобразовательной школы имеет экологическое, научно-педагогическое, нравственно-эстетическое значение.
Несмотря на все выше сказанное, экологическое образование не является специальной дисциплиной в рамках образовательных предметов. Это непрерывная практика социального познания и передачи знаний, которые осуществляются во всех сферах жизни, считает J.Miller [31].
Цель магистерской диссертации: реализовать систему инновационных форм и методов формирования и воспитания экологической грамотности в процессе обучения биологии.
Задачи:
- изучение научной, учебной, справочной литературы, интернет- ресурсов и других источников информации по рассматриваемой нами теме;
- сбор информации об современных инновационных технологиях в образовании, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, проектно - исследовательская технология, блочно - модульная технология;
-анализ полученных данных и разработка условий (направлений, предложений, рекомендаций), направленных на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения с учетом выбранной темы;
- доказана эффективность применения инновационных технологий преподавания.
Гипотеза исследования: инновации как активатор и фактор развития мыслительной деятельности в формировании экологической культуры.
Главная задача такого образования и воспитания является направленное формирование у каждого ученика на всех этапах его жизни доказанных, обоснованных и прочных экологических знаний, общих представлений об области существования и распространения жизни на земле , понимание роли природы в жизни общества и человека, осознание экологической ситуации, необходимости и значимости её охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.
Новая методика к экологическому образованию представлен в государственных документах Российской Федерации. В документах речь идет о том, что экологическое образование и формирование экологической культур должно обеспечивать формирование у человека знаний, необходимых убеждений и практических навыков.
Исследованию проблем взаимоотношений природы и общества, формирования экологического сознания посвящены работы А.Н. Кочергина, Ю.Г. Маркова [10,11] .Единство знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности раскрыто в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [20].
Вопросы экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры у учащихся рассмотрены такими учеными, как И.Т. Гайсин, М.В. Емельянова, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Т.Лихачев, И.Т. Суравегина [23]. Особенности экологического образования будущих учителей раскрыты в научных трудах И.Д. Зверева, Е.С. Сластениной, В.Е. [22].
Керол Браунер, утверждает, что экологическое образование жизненно важно, если мы хотим воспитать будущих граждан и лидеров, которые обладают соответствующими знаниями и заботятся о природных ресурсах [26].
По данным национального исследования в США (2004) было выявлено, что экологическое образование не всегда соответствует возрастным особенностям детей, оно лучшим образом может изменить поведение молодых людей, считает Барбара Хеннери, координатор программы обучения науке об окружающей среде США [32,с.4]. Труднее изменить поведение и мышление взрослых, поэтому обучение в области окружающей среды должно начинаться с дошкольного возраста
Все ученые, которые исследовали проблему экологического воспитания, признают тот факт, что переход к новому образу жизни, который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития и гармонизации отношения с природой, представляет величайшую проблему.
1. При проведение уроков биологии с использованием дополнительного информационно-дидактического материала и инновационных технологий, и внеурочных мероприятий, классных часов, экскурсий, экологических акций, квестов, у детей формируются убеждения о необходимости экологической деятельности, толерантности, развиваются экологическое сознание и чувства бережного отношения к природе.
2. Формирование экологической культуры в процессе обучения биологии в настоящее время требует совершенствования, возникают некоторые трудности в диагностике уровня сформированности экологической культуры у учащихся; в планировании учебно-воспитательной работы по формированию экологической культуры учащихся; в организации исследовательской и природоохранной деятельности школьников.
3. Результаты математической обработки полученных данных эксперимента позволили сделать вывод о том, что по окончании эксперимента произошли существенные изменения в уровне развития экологической культуры у подростков в экспериментальной группе
4. В ходе эксперимента была доказана эффективность применения инновационных технологий преподавания, подтверждены положения гипотезы, а также решены поставленные задачи практического характера. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить позитивные качественные изменения, которые произошли в формировании экологической культуры.
1. Абдрашитова, И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов./И.В. Абдрашитова. -Казань: КГПУ,2001.-237с.
2. Волков Ю.Г. Новое о главном. Как защитить диссертацию. М., 2012
3. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
4. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999
5. Загашев И., «Новые педагогические технологии в школьной
библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и
письма»http://lib. 1 september.ru/2004/17/15.htm
6. Захаров В.М. Определение пути в «Будущее которого мы хотим». По материалам конференции ООН по устойчивому развитию«РИО+20»)//Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы.- 2013.- №2. - С. 14-20.
7. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. - 1995. - №12. - С.10-12.
8. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Нью-Йорк, 2002. С. 1-6.
9. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003
10. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. - Новосибирск: «Наука», 1987. - С. 159.
11. Кочергин, А.Н. Экологическая культура как духовно-нравственный фактор и философия /А.Н. Кочергин //Лесной вестник. - 2011. - №2. - С. 89- 94.
12. Кульневич С.В. ,«Современный урок», Изд-во «Учитель», 2005г http://24imt.ru/metod/osob-prov-uroka-seminara- biologii.pdf
13. Материалы межвузовского ежегодного конкурса студенческих научно- исследовательских работ «Студент - исследователь» по медико-биологическим и естественнонаучным дисциплинам (22 апреля 2016 года). - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. - 165 с.
14. Методы педагогического исследования и способыпроверки результатов Шабанова Г. С. 14.12.2015
15. Оплат Е.С., Бухарина М.Ю. Современные педагогические информационные технологии в системе образования. - М.: издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
16. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф/документы/336
17. Перелет Р.А. Экологическая дипломатия. - URL: http://www.xserver.ru/user/ekobp/, свободный.
18. Переход к устойчивому развитию как культурно-
цивилизационному сдвигу/ Н.М. Мамедов // XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (Москва, 25-26 июня 2010 г.): тезисы докладов и
презентаций. - СПб., 2010. - С.8-15.
19. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] : метод. сб.- М.:Народное образование, 2001. — 272 с
Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. - СПб.:
Издательство «ПИТЕР», 2009. - 592 с.
21. Ситникова М.И., Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 320 с.)
22. Сластенин В.А., и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с
23. Суравегина, И.Т., Мамедов, Н.М.
Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития // Вестник АсЭКО, 1995. - Вып. 1. - С. 25-27.
24. Шаронова Ю.А., Педагогические условия
формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования: дис.канд. пед. наук: 13.00.01. -Ульяновск, 2006. 263 с.
25. Яковенко Т.В., Рейтинг экологических ценностных
ориентаций личности учащихся старших классов
общеобразовательной школы // Образование и саморазвитие. - 2008.- № 1(7).
26. Browner Саго1,М. Why environmental education? It is critical to maintaining our quality of life / М. Browner Carol // EPA Journal. - 1995. - No.2. - P. 6-8.
27. Environmental education in small island developing states [Electronic resource].- Available at: www.pro-europe.info Environmental education in small island developing states [Electronic resource].-
28. Guidelines for environmental education in new Zealand
schools[Electronic resource]. - Available at:
http://efs.tki.org.nz/Curriculum-esources-and-tools/Environmental- Education-Guidelines
29. Kamahina R.S. The use of integration method in shaping students scientific worldview by means of Biology and Geography as school disciplines / R.S. Kamahina, L.A. Lohotskaya , S.I. Beketova // The Social Sciences.-2015 .-№10 (2).- P. 153-159.
30. Lyailya U. Mavlyudova and Elmira Sh. Shamsuvaleyeva,
2015. Introduction of the Ideas of Sustainable Development into Ecological Education. International Business Management, 9: 1560-
1564.URL: http://medwelljournals.com/abstractUdoiHbm.2015.1560.1564.
31. Miller, J. Education for Awakening /J.Miller. - London,2001. - P. 19.
32. Two Concepts, One Goal: Education for International Understanding and Education for Sustainable Development. - Bangkok: UNESCO, 2005. - 158p