ИННОВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Экологическое воспитание и образование в школе 8
1.2 Формирование идей устойчивого развития в школе для
достижения требований стандартов второго поколения 11
1.3 Формы инновационных, современных и эффективных методов,
приемов преподавания, способствующие повышению экологической грамотности учащихся на уроках биологии 15
1.3.1 Разновидности инновационных форм уроков 17
1.3.2 Технологии, ориентированные на развитие творческого
потенциала школьников. Экологическая культура через развитие критического мышления 28
1.3.3 Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность 34
1.4 Организация внеклассных мероприятий по повышению
экологической грамотности и экологическому воспитанию. Проблемная
технология обучения биологии 36
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Эмпирические методы педагогических исследований и их характеристика 39
2.2 Теоретические методы и методы количественной и качественной обработки полученной педагогической информации 46
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 49
3.1 Стадия выявления первоначальных знаний учащихся 49
3.2 Ход и содержание формирующего стадии эксперимента 52
3.3 Анализ полученных результатов экспериментально - исследовательской работы 55
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Экологическое воспитание и образование в школе 8
1.2 Формирование идей устойчивого развития в школе для
достижения требований стандартов второго поколения 11
1.3 Формы инновационных, современных и эффективных методов,
приемов преподавания, способствующие повышению экологической грамотности учащихся на уроках биологии 15
1.3.1 Разновидности инновационных форм уроков 17
1.3.2 Технологии, ориентированные на развитие творческого
потенциала школьников. Экологическая культура через развитие критического мышления 28
1.3.3 Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность 34
1.4 Организация внеклассных мероприятий по повышению
экологической грамотности и экологическому воспитанию. Проблемная
технология обучения биологии 36
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Эмпирические методы педагогических исследований и их характеристика 39
2.2 Теоретические методы и методы количественной и качественной обработки полученной педагогической информации 46
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 49
3.1 Стадия выявления первоначальных знаний учащихся 49
3.2 Ход и содержание формирующего стадии эксперимента 52
3.3 Анализ полученных результатов экспериментально - исследовательской работы 55
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Воспитание экологической культуры молодого поколения, становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы предотвратить неблагоприятное влияния на состояния окружающей среды, чтобы не создавать экологических проблем, ситуаций, опасных для своего здоровья современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
В процессе своей жизнедеятельности человек из окружающей среды постоянно получает очень большой объемы информации. Эта информация требует постоянного обновления, обработки, сохранения, передается другим людям.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в его сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [24].
Экологическая культура - это система взаимосвязанных экологических знаний, экологического мышления, экологически оправданного поведения. С внедрением новых образовательных стандартов все чаще используется понятие «экологическая компетентность». «Экологическая компетентность - это совокупность экологических знаний, умений, навыков и опыта деятельность, необходимых для преобразующей экологической деятельности, и личностных качеств, составляющих основу формирования экоцентрического типа экологического сознания» [25].
Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках биологии.
Предмет исследования: формирование экологической культуры учащихся общеобразовательной школы на основе применения инновационных методов преподавания биологии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно экологическое образование является необходимым условием преодоления последствий человеческого воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как инструмент реализации отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования является не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. Именно данная тема еще не раскрыта полностью и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Выбранная тема - инновации в формирование экологической культуры выпускника общеобразовательной школы имеет экологическое, научно-педагогическое, нравственно-эстетическое значение.
Несмотря на все выше сказанное, экологическое образование не является специальной дисциплиной в рамках образовательных предметов. Это непрерывная практика социального познания и передачи знаний, которые осуществляются во всех сферах жизни, считает J.Miller [31].
Цель магистерской диссертации: реализовать систему инновационных форм и методов формирования и воспитания экологической грамотности в процессе обучения биологии.
Задачи:
- изучение научной, учебной, справочной литературы, интернет- ресурсов и других источников информации по рассматриваемой нами теме;
- сбор информации об современных инновационных технологиях в образовании, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, проектно - исследовательская технология, блочно - модульная технология;
-анализ полученных данных и разработка условий (направлений, предложений, рекомендаций), направленных на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения с учетом выбранной темы;
- доказана эффективность применения инновационных технологий преподавания.
Гипотеза исследования: инновации как активатор и фактор развития мыслительной деятельности в формировании экологической культуры.
Главная задача такого образования и воспитания является направленное формирование у каждого ученика на всех этапах его жизни доказанных, обоснованных и прочных экологических знаний, общих представлений об области существования и распространения жизни на земле , понимание роли природы в жизни общества и человека, осознание экологической ситуации, необходимости и значимости её охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.
Новая методика к экологическому образованию представлен в государственных документах Российской Федерации. В документах речь идет о том, что экологическое образование и формирование экологической культур должно обеспечивать формирование у человека знаний, необходимых убеждений и практических навыков.
Исследованию проблем взаимоотношений природы и общества, формирования экологического сознания посвящены работы А.Н. Кочергина, Ю.Г. Маркова [10,11] .Единство знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности раскрыто в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [20].
Вопросы экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры у учащихся рассмотрены такими учеными, как И.Т. Гайсин, М.В. Емельянова, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Т.Лихачев, И.Т. Суравегина [23]. Особенности экологического образования будущих учителей раскрыты в научных трудах И.Д. Зверева, Е.С. Сластениной, В.Е. [22].
Керол Браунер, утверждает, что экологическое образование жизненно важно, если мы хотим воспитать будущих граждан и лидеров, которые обладают соответствующими знаниями и заботятся о природных ресурсах [26].
По данным национального исследования в США (2004) было выявлено, что экологическое образование не всегда соответствует возрастным особенностям детей, оно лучшим образом может изменить поведение молодых людей, считает Барбара Хеннери, координатор программы обучения науке об окружающей среде США [32,с.4]. Труднее изменить поведение и мышление взрослых, поэтому обучение в области окружающей среды должно начинаться с дошкольного возраста
Все ученые, которые исследовали проблему экологического воспитания, признают тот факт, что переход к новому образу жизни, который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития и гармонизации отношения с природой, представляет величайшую проблему.
В процессе своей жизнедеятельности человек из окружающей среды постоянно получает очень большой объемы информации. Эта информация требует постоянного обновления, обработки, сохранения, передается другим людям.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в его сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [24].
Экологическая культура - это система взаимосвязанных экологических знаний, экологического мышления, экологически оправданного поведения. С внедрением новых образовательных стандартов все чаще используется понятие «экологическая компетентность». «Экологическая компетентность - это совокупность экологических знаний, умений, навыков и опыта деятельность, необходимых для преобразующей экологической деятельности, и личностных качеств, составляющих основу формирования экоцентрического типа экологического сознания» [25].
Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках биологии.
Предмет исследования: формирование экологической культуры учащихся общеобразовательной школы на основе применения инновационных методов преподавания биологии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно экологическое образование является необходимым условием преодоления последствий человеческого воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как инструмент реализации отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования является не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. Именно данная тема еще не раскрыта полностью и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Выбранная тема - инновации в формирование экологической культуры выпускника общеобразовательной школы имеет экологическое, научно-педагогическое, нравственно-эстетическое значение.
Несмотря на все выше сказанное, экологическое образование не является специальной дисциплиной в рамках образовательных предметов. Это непрерывная практика социального познания и передачи знаний, которые осуществляются во всех сферах жизни, считает J.Miller [31].
Цель магистерской диссертации: реализовать систему инновационных форм и методов формирования и воспитания экологической грамотности в процессе обучения биологии.
Задачи:
- изучение научной, учебной, справочной литературы, интернет- ресурсов и других источников информации по рассматриваемой нами теме;
- сбор информации об современных инновационных технологиях в образовании, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, проектно - исследовательская технология, блочно - модульная технология;
-анализ полученных данных и разработка условий (направлений, предложений, рекомендаций), направленных на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения с учетом выбранной темы;
- доказана эффективность применения инновационных технологий преподавания.
Гипотеза исследования: инновации как активатор и фактор развития мыслительной деятельности в формировании экологической культуры.
Главная задача такого образования и воспитания является направленное формирование у каждого ученика на всех этапах его жизни доказанных, обоснованных и прочных экологических знаний, общих представлений об области существования и распространения жизни на земле , понимание роли природы в жизни общества и человека, осознание экологической ситуации, необходимости и значимости её охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.
Новая методика к экологическому образованию представлен в государственных документах Российской Федерации. В документах речь идет о том, что экологическое образование и формирование экологической культур должно обеспечивать формирование у человека знаний, необходимых убеждений и практических навыков.
Исследованию проблем взаимоотношений природы и общества, формирования экологического сознания посвящены работы А.Н. Кочергина, Ю.Г. Маркова [10,11] .Единство знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности раскрыто в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [20].
Вопросы экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры у учащихся рассмотрены такими учеными, как И.Т. Гайсин, М.В. Емельянова, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Т.Лихачев, И.Т. Суравегина [23]. Особенности экологического образования будущих учителей раскрыты в научных трудах И.Д. Зверева, Е.С. Сластениной, В.Е. [22].
Керол Браунер, утверждает, что экологическое образование жизненно важно, если мы хотим воспитать будущих граждан и лидеров, которые обладают соответствующими знаниями и заботятся о природных ресурсах [26].
По данным национального исследования в США (2004) было выявлено, что экологическое образование не всегда соответствует возрастным особенностям детей, оно лучшим образом может изменить поведение молодых людей, считает Барбара Хеннери, координатор программы обучения науке об окружающей среде США [32,с.4]. Труднее изменить поведение и мышление взрослых, поэтому обучение в области окружающей среды должно начинаться с дошкольного возраста
Все ученые, которые исследовали проблему экологического воспитания, признают тот факт, что переход к новому образу жизни, который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития и гармонизации отношения с природой, представляет величайшую проблему.
1. При проведение уроков биологии с использованием дополнительного информационно-дидактического материала и инновационных технологий, и внеурочных мероприятий, классных часов, экскурсий, экологических акций, квестов, у детей формируются убеждения о необходимости экологической деятельности, толерантности, развиваются экологическое сознание и чувства бережного отношения к природе.
2. Формирование экологической культуры в процессе обучения биологии в настоящее время требует совершенствования, возникают некоторые трудности в диагностике уровня сформированности экологической культуры у учащихся; в планировании учебно-воспитательной работы по формированию экологической культуры учащихся; в организации исследовательской и природоохранной деятельности школьников.
3. Результаты математической обработки полученных данных эксперимента позволили сделать вывод о том, что по окончании эксперимента произошли существенные изменения в уровне развития экологической культуры у подростков в экспериментальной группе
4. В ходе эксперимента была доказана эффективность применения инновационных технологий преподавания, подтверждены положения гипотезы, а также решены поставленные задачи практического характера. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить позитивные качественные изменения, которые произошли в формировании экологической культуры.
2. Формирование экологической культуры в процессе обучения биологии в настоящее время требует совершенствования, возникают некоторые трудности в диагностике уровня сформированности экологической культуры у учащихся; в планировании учебно-воспитательной работы по формированию экологической культуры учащихся; в организации исследовательской и природоохранной деятельности школьников.
3. Результаты математической обработки полученных данных эксперимента позволили сделать вывод о том, что по окончании эксперимента произошли существенные изменения в уровне развития экологической культуры у подростков в экспериментальной группе
4. В ходе эксперимента была доказана эффективность применения инновационных технологий преподавания, подтверждены положения гипотезы, а также решены поставленные задачи практического характера. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить позитивные качественные изменения, которые произошли в формировании экологической культуры.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Преемственность формирования экологических понятий в начальной и основной школе как средство формирования предметных результатов обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Формирование экологической компетентности как показателя качества выпускника в техническом вузе
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование основ экологического мышления
учащихся 7 классов в процессе проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (CLIL) В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



