НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения субъектов малого бизнеса 6
1.1. Роль субъектов малого предпринимательства в экономике 6
1.2. Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в
России 15
1.3. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в
России 26
1.4. Международный опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства 36
2. Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства в
Российской Федерации 46
2.1. Анализ налогоплательщиков, использующих разные режимы
налогообложения 46
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства,
при применении различных режимов налогообложения 55
3. Совершенствование налогообложения субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации 65
3.1. Государственная финансовая поддержка субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации 65
3.2. Пути развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в
Российской Федерации 71
Заключение 77
Список использованных источников
1. Теоретические основы налогообложения субъектов малого бизнеса 6
1.1. Роль субъектов малого предпринимательства в экономике 6
1.2. Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в
России 15
1.3. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в
России 26
1.4. Международный опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства 36
2. Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства в
Российской Федерации 46
2.1. Анализ налогоплательщиков, использующих разные режимы
налогообложения 46
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства,
при применении различных режимов налогообложения 55
3. Совершенствование налогообложения субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации 65
3.1. Государственная финансовая поддержка субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации 65
3.2. Пути развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в
Российской Федерации 71
Заключение 77
Список использованных источников
Начиная с последнего десятилетия ХХ века, в России происходят социально-экономические и политические преобразования, имеющие исключительное значение для будущего развития российского государства и возвращения его на путь ускоренной интеграции в мировое экономическое пространство. Мировой опыт свидетельствует, что рыночная экономика возможна лишь при наличии многочисленного слоя предпринимателей. Для возникновения этого слоя необходимо непрерывное государственное регулирование предпринимательской деятельности, в особенности в сфере налогообложения.
Развитие малого бизнеса представляет одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики. Становление рыночных отношений в России протекает в условиях борьбы между старыми и новыми организационными формами хозяйственных субъектов и управления ими. Экономика страны проходит нелегкий путь к экономической системе нового типа, с изменившимися условиями и возможностями хозяйствования, согласования инвесторов и стратегии вывода экономики страны на траекторию стабильного роста. Малое предпринимательство постепенно превращается в магистральный путь развития экономики России, опору государства, а создаваемый с его помощью средний класс — в главную составляющую в поддержке его реформ.
Роль малого предпринимательства в экономике трудно переоценить. Оно призвано смягчить социальную напряженность в обществе, создать новые рабочие места, обеспечить стране необходимую насыщенность рынка, сформировать среду конкуренции и условия для стабилизации экономического развития. Абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряет и поддерживает деятельность малого бизнеса.
Существующий порядок налогообложения оказывает определенное воздействие на развитие малого бизнеса, учитывающий особенности существования субъектов малого бизнеса. В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут применять два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения. Введение специальных налоговых режимов обусловлена не только желанием со стороны государства увеличить собираемость налогов и упростить контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов, но и негативным отношением налогоплательщиков к существовавшей традиционной системе налогообложения с непомерно высокой налоговой нагрузкой и большим числом налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз.
При реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития и государственной поддержке Российского малого предпринимательства немалую роль играет опыт развитых стран. Изучение такого опыта в немалой степени способствует правовому, организационному и институциональному оформлению российской политики в отношении и малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако во многих своих компонентах опыт развитых стран обусловлен совершенно иными экономическими и социально-институциональными факторами, в следствии чего возможности его практической адаптации к российским реалиям ограничены. До настоящего времени остаются неразработанными в теоретическом плане многие основополагающие аспекты стратегий развития малого предпринимательства и государственного регулирования этого процесса.
Целью настоящего исследования является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть субъектов малого бизнеса как налогоплательщиков;
-исследовать этапы и оценить условия становления системы налогообложения малого бизнеса в России;
- рассмотреть особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в России;
- проанализировать статистические данные по развитию малого бизнеса в Российской Федерации;
- рассмотреть государственную финансовую поддержку субъектов малого бизнеса в Российской Федерации;
- изучить международный опыт налогообложения субъектов малого бизнеса и рассмотреть возможности его применения в России;
- выявить проблемы и возможные пути развития налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают налоговые отношения в сфере функционирования малого бизнеса. Объектом исследования является сфера малого предпринимательства Российской Федерации.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники и учебная литература, материалы периодической печати, статистические данные из официальных источников, а также ресурсы глобальной сети Интернет.
Развитие малого бизнеса представляет одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики. Становление рыночных отношений в России протекает в условиях борьбы между старыми и новыми организационными формами хозяйственных субъектов и управления ими. Экономика страны проходит нелегкий путь к экономической системе нового типа, с изменившимися условиями и возможностями хозяйствования, согласования инвесторов и стратегии вывода экономики страны на траекторию стабильного роста. Малое предпринимательство постепенно превращается в магистральный путь развития экономики России, опору государства, а создаваемый с его помощью средний класс — в главную составляющую в поддержке его реформ.
Роль малого предпринимательства в экономике трудно переоценить. Оно призвано смягчить социальную напряженность в обществе, создать новые рабочие места, обеспечить стране необходимую насыщенность рынка, сформировать среду конкуренции и условия для стабилизации экономического развития. Абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряет и поддерживает деятельность малого бизнеса.
Существующий порядок налогообложения оказывает определенное воздействие на развитие малого бизнеса, учитывающий особенности существования субъектов малого бизнеса. В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут применять два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения. Введение специальных налоговых режимов обусловлена не только желанием со стороны государства увеличить собираемость налогов и упростить контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов, но и негативным отношением налогоплательщиков к существовавшей традиционной системе налогообложения с непомерно высокой налоговой нагрузкой и большим числом налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз.
При реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития и государственной поддержке Российского малого предпринимательства немалую роль играет опыт развитых стран. Изучение такого опыта в немалой степени способствует правовому, организационному и институциональному оформлению российской политики в отношении и малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако во многих своих компонентах опыт развитых стран обусловлен совершенно иными экономическими и социально-институциональными факторами, в следствии чего возможности его практической адаптации к российским реалиям ограничены. До настоящего времени остаются неразработанными в теоретическом плане многие основополагающие аспекты стратегий развития малого предпринимательства и государственного регулирования этого процесса.
Целью настоящего исследования является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть субъектов малого бизнеса как налогоплательщиков;
-исследовать этапы и оценить условия становления системы налогообложения малого бизнеса в России;
- рассмотреть особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в России;
- проанализировать статистические данные по развитию малого бизнеса в Российской Федерации;
- рассмотреть государственную финансовую поддержку субъектов малого бизнеса в Российской Федерации;
- изучить международный опыт налогообложения субъектов малого бизнеса и рассмотреть возможности его применения в России;
- выявить проблемы и возможные пути развития налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают налоговые отношения в сфере функционирования малого бизнеса. Объектом исследования является сфера малого предпринимательства Российской Федерации.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники и учебная литература, материалы периодической печати, статистические данные из официальных источников, а также ресурсы глобальной сети Интернет.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. Налогообложение субъектов малого предпринимательства является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в нашей стране. На национальном уровне принимаются различные меры по стимулированию субъектов малого предпринимательства, что проявляется в упрощении процедуры создания малых предприятий, предоставлении различных льгот и стимулов для их быстрого развития. Важнейшая роль отводится налоговому регулированию деятельности малых предприятий. Действующий порядок налогообложения оказывает определенное воздействие на развитие субъектов малого предпринимательства. Основная цель, преследуемая государством - стимулировать приток предпринимателей в сферу малого предпринимательства. Кроме этого, налоговое регулирование широко применяется для создания благоприятного инвестиционного климата в некоторых территориальных образованиях, что в конечном итоге ведёт к развитию территории и способствует социально-экономическому развитию страны в целом. В Российской Федерации за последние годы были приняты некоторые налоговые изменения, направленные на стимулирование экономической активности бизнеса. Однако российской налоговой системе пока еще присущи определенные концептуальные недостатки, сдерживающие развитие субъектов малого предпринимательства.
Одним из важнейших вопросов, который возникает при принятии решения о налогообложении субъектов малого предпринимательства является проблема идентификации субъектов малого предпринимательства. Обычно критерии, используемые для определения права на льготы для субъектов малого предпринимательства или обязанности применения специальных 77 режимов для уменьшения масштабов уклонения от налогообложения, включают оборот, численность занятых, характеристики собственников. Кроме того, используют величину активов налогоплательщика и некоторые иные параметры.
При исследовании нами было выявлено, что несмотря на наблюдаемый ежегодный рост количества субъектов малого предпринимательства и соответствующий рост занятости на них, необходимы дальнейшие изменения правил хозяйственной деятельности, создающие стимулы как к экстенсивному, так и интенсивному развитию малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства, сталкиваясь с нарастающим количеством финансовых проблем, требующих немедленного разрешения, испытывают потребность в государственном регулировании финансов, позволяющем с помощью упрощенных диагностических методов оперативно и комплексно оценивать финансовое состояние и перспективы дальнейшего развития. Обеспечение финансовой стабильности субъектов малого предпринимательства выступает гарантией экономического развития страны, так как макроэкономическое развитие определяется микроэкономическим поведением отдельных организаций. Создание достаточного для оптимального развития количества субъектов малого предпринимательства и создание эффективной конкурентной среды возможно при активном государственном регулировании финансов малого предпринимательства.
Определяющим фактором развития малого предпринимательства является система налогообложения, учитывающая особенности существования субъектов малого предпринимательства. В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут применять общий режим налогообложения и различные специальные режимы налогообложения. Необходимость появления специальных налоговых режимов обусловлена не только желанием со стороны государства увеличить собираемость налогов и упростить контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов, но и негативным отношением налогоплательщиков к существовавшей традиционной системе 78 налогообложения с непомерно высокой налоговой нагрузкой и большим числом налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз. Нами было сделан анализ по формированию налоговой базы и структуры начислений по налогам, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства в связи с применением специальных режимов налогообложения в целом по Российской Федерации и в частности по Республике Татарстан. Сделан анализ поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства в связи с применением специальных режимов налогообложения за ряд лет.
Таким образом, как показывает анализ практики применения специальных режимов на территории Российской Федерации и Республики Татарстан, начиная с момента их введения, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет. Однако количество субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, сокращается. В связи с этим, возрастает необходимость государственной финансовой поддержи предпринимательской деятельности таких субъектов для ее дальнейшего развития.
Осуществляя государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации, в частности Республике Татарстан использует разнообразные инструменты, формы финансовой поддержки, которые изменяются в зависимости от конкретных социально - экономических условий, материальных возможностей, а также опыта и целей государственного регулирования. Успешное выполнение мероприятий государственной финансовой поддержки позволит создать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности таких субъектов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня занятости населения и дальнейшему устойчивому развитию экономики Российской Федерации.
Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в 79
качестве особого субъекта государственного регулирования. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем либо отказ от применения специальных налоговых режимов и заменой более альтернативными налогами.
По результатам исследования налогообложения субъектов малого предпринимательства нами вносятся следующие предложения:
1. Целесообразно полностью отказаться от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Это позволит решить ряд проблем, сдерживающих развитие патентной системы налогообложения, в частности: устранить конкуренцию с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; повысить заинтересованность муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении за счет этого доходов своих бюджетов.
2. Опираясь на опыт зарубежных стран следует в России ввести в долгосрочной перспективе прогрессивной ставки налогообложения прибыли для субъектов малого предпринимательства, что могло бы стимулировать более доступный вход на рынок и последующее развитие субъектов малого бизнеса.
3. Необходимо снижение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства путем уменьшения суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению во внебюджетные фонды. Несмотря на то что по своей экономической природе страховые отчисления не являются налогами, тем не менее они имеют налоговый характер и включаются в состав налогового бремени. Все это ведет к тому, что предприниматели не трудоустраивают работников должным образом, это ведет к образованию серого рынка труда и социальной незащищенности населения.
Одним из важнейших вопросов, который возникает при принятии решения о налогообложении субъектов малого предпринимательства является проблема идентификации субъектов малого предпринимательства. Обычно критерии, используемые для определения права на льготы для субъектов малого предпринимательства или обязанности применения специальных 77 режимов для уменьшения масштабов уклонения от налогообложения, включают оборот, численность занятых, характеристики собственников. Кроме того, используют величину активов налогоплательщика и некоторые иные параметры.
При исследовании нами было выявлено, что несмотря на наблюдаемый ежегодный рост количества субъектов малого предпринимательства и соответствующий рост занятости на них, необходимы дальнейшие изменения правил хозяйственной деятельности, создающие стимулы как к экстенсивному, так и интенсивному развитию малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства, сталкиваясь с нарастающим количеством финансовых проблем, требующих немедленного разрешения, испытывают потребность в государственном регулировании финансов, позволяющем с помощью упрощенных диагностических методов оперативно и комплексно оценивать финансовое состояние и перспективы дальнейшего развития. Обеспечение финансовой стабильности субъектов малого предпринимательства выступает гарантией экономического развития страны, так как макроэкономическое развитие определяется микроэкономическим поведением отдельных организаций. Создание достаточного для оптимального развития количества субъектов малого предпринимательства и создание эффективной конкурентной среды возможно при активном государственном регулировании финансов малого предпринимательства.
Определяющим фактором развития малого предпринимательства является система налогообложения, учитывающая особенности существования субъектов малого предпринимательства. В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут применять общий режим налогообложения и различные специальные режимы налогообложения. Необходимость появления специальных налоговых режимов обусловлена не только желанием со стороны государства увеличить собираемость налогов и упростить контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов, но и негативным отношением налогоплательщиков к существовавшей традиционной системе 78 налогообложения с непомерно высокой налоговой нагрузкой и большим числом налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз. Нами было сделан анализ по формированию налоговой базы и структуры начислений по налогам, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства в связи с применением специальных режимов налогообложения в целом по Российской Федерации и в частности по Республике Татарстан. Сделан анализ поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства в связи с применением специальных режимов налогообложения за ряд лет.
Таким образом, как показывает анализ практики применения специальных режимов на территории Российской Федерации и Республики Татарстан, начиная с момента их введения, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет. Однако количество субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, сокращается. В связи с этим, возрастает необходимость государственной финансовой поддержи предпринимательской деятельности таких субъектов для ее дальнейшего развития.
Осуществляя государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации, в частности Республике Татарстан использует разнообразные инструменты, формы финансовой поддержки, которые изменяются в зависимости от конкретных социально - экономических условий, материальных возможностей, а также опыта и целей государственного регулирования. Успешное выполнение мероприятий государственной финансовой поддержки позволит создать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности таких субъектов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня занятости населения и дальнейшему устойчивому развитию экономики Российской Федерации.
Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в 79
качестве особого субъекта государственного регулирования. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем либо отказ от применения специальных налоговых режимов и заменой более альтернативными налогами.
По результатам исследования налогообложения субъектов малого предпринимательства нами вносятся следующие предложения:
1. Целесообразно полностью отказаться от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Это позволит решить ряд проблем, сдерживающих развитие патентной системы налогообложения, в частности: устранить конкуренцию с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; повысить заинтересованность муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении за счет этого доходов своих бюджетов.
2. Опираясь на опыт зарубежных стран следует в России ввести в долгосрочной перспективе прогрессивной ставки налогообложения прибыли для субъектов малого предпринимательства, что могло бы стимулировать более доступный вход на рынок и последующее развитие субъектов малого бизнеса.
3. Необходимо снижение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства путем уменьшения суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению во внебюджетные фонды. Несмотря на то что по своей экономической природе страховые отчисления не являются налогами, тем не менее они имеют налоговый характер и включаются в состав налогового бремени. Все это ведет к тому, что предприниматели не трудоустраивают работников должным образом, это ведет к образованию серого рынка труда и социальной незащищенности населения.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение субъектов малого предпринимательства России (на примере ООО «АНВЕР»)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «ПКФ «ВИНДОР»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



