ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: компетенция,
компетентность, социальная компетентность 11
1.2. Системно-ролевой подход в формировании социальной компетентности 24
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности у
подростков с соматическими заболеваниями 37
Выводы по I главе 44
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями
2.1 Организация и методики исследования 46
2.2 Изучение уровня сформированности социальной компетентности у
подростков с соматическими заболеваниями 49
2.3 Проверка эффективности педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями 51
2.4 Анализ проведенной педагогической работы по формированию социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями 67
Список литературы 82
Выводы по II главе 77
Заключение 78
Приложения
Глава I. Теоретические основы формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: компетенция,
компетентность, социальная компетентность 11
1.2. Системно-ролевой подход в формировании социальной компетентности 24
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности у
подростков с соматическими заболеваниями 37
Выводы по I главе 44
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями
2.1 Организация и методики исследования 46
2.2 Изучение уровня сформированности социальной компетентности у
подростков с соматическими заболеваниями 49
2.3 Проверка эффективности педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями 51
2.4 Анализ проведенной педагогической работы по формированию социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями 67
Список литературы 82
Выводы по II главе 77
Заключение 78
Приложения
Актуальность исследования. Тенденции к переменам в современном обществе сталкивают с необходимостью подготавливать подрастающее поколение к жизни в социуме, воспитывать личность, способную ориентироваться в условиях социально-экономических перемен, устойчивую к воздействию отрицательных факторов внешней среды. Достижение ребенком определенных высот в жизни напрямую связано с его социальной компетентностью, формирующейся по большей части в общеобразовательном учреждении, его способностью налаживать контакт с окружающими людьми, устанавливать добрые отношения в обществе, принимать соответствующие в данной обстановке решения.
В современной социально-педагогической науке проблема формирования социальной компетентности весьма актуальна и ярко освещена. Исследованием рассматриваемой темы занимались и занимаются М. В. Ерохова о развитии социальной компетентности у школьников [11], О. В. Казанцева об особенности поведения психологической игры [21], Е. В. Коблянская [23] об особенностях социальной компетентности, В. Н. Куницына о прикладной психологии [30], М. И. Лукьянова [36], Г. И. Марасанов [38], А. М. Прихожан [51], Н. Н. Толстых [61] и другие.
На тему формирования социальной компетентности написано большое количество всякого рода научных работ и диссертаций. Так, кандидат педагогических наук Д.Б. Воронцов внес вклад в формирование социальной компетентности у подростков группы риска [8, с. 87].
Кандидат социологических наук Т.И. Самсонова внесла вклад в изучение социальной компетентности у подростков и технологии ее формирования рассматривает компьютерные игры как технологию
формирования социальной компетентности в подростковом возрасте [55, с. 54].
Л.Н. Гиенко кандидат педагогических наук внес вклад в формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения изучает формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения [11, с. 77]. В своем исследовании она выделила социальные компетенции подростков общеобразовательного учреждения; сконструировала модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, включающую целевой, организационно-деятельностный, технологический, результативный компоненты; разработала технологию формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения, выявила и реализовала условия, обеспечивающие эффективное формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
В.В. Казарина внесла вклад в изучение педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одаренности, утверждает, что наиболее значимым периодом развития социальной компетентности подростка является период его обучения в общеобразовательной школе [20, с. 201].
Анализ литературных источников, опыта практической деятельности показал, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит устанавливающий характер. В работах преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия, например, в межличностных отношениях. Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного к самореализации в современных условиях. Единого устоявшегося мнения относительно видов и форм социальной компетентности, ее структуры, проявления применительно к различным возрастным этапам, не существует.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности подростков не теряет своей значимости, так как используемые в школьной практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов.
Наиболее проблемным этапом жизненного пути считается подростковый возраст. Это объясняется быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста, делающей его проблемной, является личностная нестабильность подростка. Нетрудно предположить, что наличие у подростка соматического заболевания усложняет ситуацию, накладывая отпечаток на его психическое состояние. Значительная часть подростков с соматическими заболеваниями, о чем далее пойдет речь в нашем исследовании, характеризуется низкой социальной компетентностью, с плохой подготовленностью к выполнению необходимых социальных ролей, неспособностью сделать самостоятельный выбор, неумением предвидеть последствия своих поступков и отвечать за свое поведение. Формирование социальной компетентности подростков с соматическими заболеваниями особенно важно для воспитания нужного для общества человека.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения, с одной стороны, и недостаточной
разработанностью педагогических условий формирования данного феномена в педагогической науке и практике, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями?
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и апробации педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
В качестве объекта исследования выделяется процесс формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования - процесс формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «социальная компетентность» и ее структурные компоненты;
- выявить и обосновать педагогический потенциал системно - ролевого подхода при формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать сущностную содержательную характеристику понятий «социальная компетентность», «компетенция», «компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
2. Выделить педагогический потенциал системно - ролевого подхода в формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы выдающихся ученых теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); системно-ролевой подход (Н.М. Таланчук ); теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид); теории личностноориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи о природе и механизмах компетентности (А.М. Аронов, О.Е. Лебедев, Дж Равен, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
3) методы обработки данных (количественный и качественный).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 25 подростков их них 15 учеников 5класса и 10 учеников 6 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались социально-педагогические условия формирования социальной компетентности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие развить социальную компетентность у подростков с соматическими заболеваний: опора на особенности детей с соматическими заболеваниями и учет их в воспитательном процессе; реализация развивающей программы «Мы вместе», направленной на формирование социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями учащиеся в 5 и 6 классе, опирающейся на системно-ролевой подход к воспитанию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями. Выявленные в ходе исследования социально-педагогические условия, могут содействовать дальнейшему развитию формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в магистерской работе положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса формирования социальной компетентности подростков с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «Мы вместе», позволяющая сформировать социальную компетентность у подростков с соматическими заболеваниями для педагогов общеобразовательных учреждений.
Апробация внедрения результатов осуществлялась в период с 2015 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета «Итоговой научно-образовательной конференции студентов» (5 апреля2016 г.)
1. Закиева А.Р. О вопросе социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями // Актуальные проблемы социально-экономического и правового развития современного российского развития: ученые записки Казанского Социально - Гуманитарного Техникума. Том XI /Под.ред. О.В. Кирилловой - Казань: Мастер-лайн, 2016. - С.7-9.
2. Закиева А.Р. Педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). - М.: Издательство «Перо», 2016. - 706-709 с. [Электронное издание]
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав; первая глава разбита на три параграфа, вторая - на четыре параграфа, заключения, библиографии и приложений.
В современной социально-педагогической науке проблема формирования социальной компетентности весьма актуальна и ярко освещена. Исследованием рассматриваемой темы занимались и занимаются М. В. Ерохова о развитии социальной компетентности у школьников [11], О. В. Казанцева об особенности поведения психологической игры [21], Е. В. Коблянская [23] об особенностях социальной компетентности, В. Н. Куницына о прикладной психологии [30], М. И. Лукьянова [36], Г. И. Марасанов [38], А. М. Прихожан [51], Н. Н. Толстых [61] и другие.
На тему формирования социальной компетентности написано большое количество всякого рода научных работ и диссертаций. Так, кандидат педагогических наук Д.Б. Воронцов внес вклад в формирование социальной компетентности у подростков группы риска [8, с. 87].
Кандидат социологических наук Т.И. Самсонова внесла вклад в изучение социальной компетентности у подростков и технологии ее формирования рассматривает компьютерные игры как технологию
формирования социальной компетентности в подростковом возрасте [55, с. 54].
Л.Н. Гиенко кандидат педагогических наук внес вклад в формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения изучает формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения [11, с. 77]. В своем исследовании она выделила социальные компетенции подростков общеобразовательного учреждения; сконструировала модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, включающую целевой, организационно-деятельностный, технологический, результативный компоненты; разработала технологию формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения, выявила и реализовала условия, обеспечивающие эффективное формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
В.В. Казарина внесла вклад в изучение педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одаренности, утверждает, что наиболее значимым периодом развития социальной компетентности подростка является период его обучения в общеобразовательной школе [20, с. 201].
Анализ литературных источников, опыта практической деятельности показал, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит устанавливающий характер. В работах преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия, например, в межличностных отношениях. Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного к самореализации в современных условиях. Единого устоявшегося мнения относительно видов и форм социальной компетентности, ее структуры, проявления применительно к различным возрастным этапам, не существует.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности подростков не теряет своей значимости, так как используемые в школьной практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов.
Наиболее проблемным этапом жизненного пути считается подростковый возраст. Это объясняется быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста, делающей его проблемной, является личностная нестабильность подростка. Нетрудно предположить, что наличие у подростка соматического заболевания усложняет ситуацию, накладывая отпечаток на его психическое состояние. Значительная часть подростков с соматическими заболеваниями, о чем далее пойдет речь в нашем исследовании, характеризуется низкой социальной компетентностью, с плохой подготовленностью к выполнению необходимых социальных ролей, неспособностью сделать самостоятельный выбор, неумением предвидеть последствия своих поступков и отвечать за свое поведение. Формирование социальной компетентности подростков с соматическими заболеваниями особенно важно для воспитания нужного для общества человека.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения, с одной стороны, и недостаточной
разработанностью педагогических условий формирования данного феномена в педагогической науке и практике, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями?
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и апробации педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
В качестве объекта исследования выделяется процесс формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования - процесс формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «социальная компетентность» и ее структурные компоненты;
- выявить и обосновать педагогический потенциал системно - ролевого подхода при формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать сущностную содержательную характеристику понятий «социальная компетентность», «компетенция», «компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
2. Выделить педагогический потенциал системно - ролевого подхода в формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы выдающихся ученых теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); системно-ролевой подход (Н.М. Таланчук ); теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид); теории личностноориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи о природе и механизмах компетентности (А.М. Аронов, О.Е. Лебедев, Дж Равен, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
3) методы обработки данных (количественный и качественный).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 25 подростков их них 15 учеников 5класса и 10 учеников 6 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались социально-педагогические условия формирования социальной компетентности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие развить социальную компетентность у подростков с соматическими заболеваний: опора на особенности детей с соматическими заболеваниями и учет их в воспитательном процессе; реализация развивающей программы «Мы вместе», направленной на формирование социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями учащиеся в 5 и 6 классе, опирающейся на системно-ролевой подход к воспитанию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями. Выявленные в ходе исследования социально-педагогические условия, могут содействовать дальнейшему развитию формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в магистерской работе положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса формирования социальной компетентности подростков с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «Мы вместе», позволяющая сформировать социальную компетентность у подростков с соматическими заболеваниями для педагогов общеобразовательных учреждений.
Апробация внедрения результатов осуществлялась в период с 2015 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета «Итоговой научно-образовательной конференции студентов» (5 апреля2016 г.)
1. Закиева А.Р. О вопросе социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями // Актуальные проблемы социально-экономического и правового развития современного российского развития: ученые записки Казанского Социально - Гуманитарного Техникума. Том XI /Под.ред. О.В. Кирилловой - Казань: Мастер-лайн, 2016. - С.7-9.
2. Закиева А.Р. Педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). - М.: Издательство «Перо», 2016. - 706-709 с. [Электронное издание]
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав; первая глава разбита на три параграфа, вторая - на четыре параграфа, заключения, библиографии и приложений.
В нашем исследовании были поставлены ряд задач, решение которых привело к следующим выводам:
Первая задача: дать сущностную содержательную характеристику понятий «социальная компетентность», «компетенция», «компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
Теоретический анализ позволил нам сделать выводы о том, социальная компетентность - «совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру» [4, с. 146 - 148].
Далее остановимся на понятии компетенция - это владение ситуациями и способность реагирования на них, качества личности и ее способности, а также восприятие действительности, что включает в себя быстрый выход из сложившейся ситуации.
Изучив мнения различных авторов мы пришли к выводу, что компетентность - это системное единство, обладание знаниями, способность действовать в неопределенных ситуациях, знания и опыт, который приобретается в социально-профессиональной деятельности человека, а также обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Исходя из понимания социальной компетентности, мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный и коммуникативный.
Вторая задача: выделить педагогический потенциал системно - ролевого подхода в формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Системно-ролевой подход, разработанный Н.М. Таланчуком заключается в следующем осваивая определенные социальные роли подросток формирует и совершенствует свое сознание. Только так он корректирует свое мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. Целью системно-ролевого подхода является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Системно-ролевой подход в воспитании подростков с соматическими заболеваниями позволяет повысить эффективность образовательного процесса детей со слабым здоровьем. Подростки учатся правильному поведению в обществе благодаря ролевой игре, которая является основой такого подхода. Педагогический потенциал системно-ролевого подхода заключается в том, что личность, а в нашем случаи личность подростка, в отношении самой себя выполняет определенные роли, о которых мы говорили ранее: супружеские ,патриотические, трудовые, нравственные, экологические, коммуникативные и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность ученика будет развиваться и совершенствоваться ,а тем самым будет становится гармоничнее. Из этого следует, что оценка эффективности педагогического потенциала и процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Третья задача: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Мы выяснили, что формирование социальной компетентности у младших школьников будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1.Опираться на особенности детей с соматическими заболеваниями и учитывать их в воспитательном процессе. Соматические заболевания часто становятся причиной, приводящей к нарушениям психофизического здоровья детей. Это вызывает затруднения их личностно-социального развития, успешного обучения, то есть отрицательно влияет на социализацию подростка в целом, поскольку социализация личности подразумевает усвоение и овладение социальным опытом, передаваемым ему в процессе взаимодействия и общения с социальным окружением.
2. Если будет реализована специальная программа «Мы вместе» направленная на формирование социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями учащиеся в 5 и 6 классе, опирающаяся на системно-ролевой подход к воспитанию. В основу, которой, заложен личностно-ролевой подход, за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Следует отметить, что наша программа опирается ,на ролевой подход в воспитании по концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.
Четвертая задача: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями находимся у большинства подростков оказался на среднем уровне.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам социальной компетентности. Так же для сравнения средних значений показателей сформированости социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента).
Сравнение рядов до и после воздействия (по результатам констатирующего и контрольного этапа) дает основание утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что предложенные и апробированные нами педагогические условия формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
Первая задача: дать сущностную содержательную характеристику понятий «социальная компетентность», «компетенция», «компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
Теоретический анализ позволил нам сделать выводы о том, социальная компетентность - «совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру» [4, с. 146 - 148].
Далее остановимся на понятии компетенция - это владение ситуациями и способность реагирования на них, качества личности и ее способности, а также восприятие действительности, что включает в себя быстрый выход из сложившейся ситуации.
Изучив мнения различных авторов мы пришли к выводу, что компетентность - это системное единство, обладание знаниями, способность действовать в неопределенных ситуациях, знания и опыт, который приобретается в социально-профессиональной деятельности человека, а также обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Исходя из понимания социальной компетентности, мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный и коммуникативный.
Вторая задача: выделить педагогический потенциал системно - ролевого подхода в формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Системно-ролевой подход, разработанный Н.М. Таланчуком заключается в следующем осваивая определенные социальные роли подросток формирует и совершенствует свое сознание. Только так он корректирует свое мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. Целью системно-ролевого подхода является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Системно-ролевой подход в воспитании подростков с соматическими заболеваниями позволяет повысить эффективность образовательного процесса детей со слабым здоровьем. Подростки учатся правильному поведению в обществе благодаря ролевой игре, которая является основой такого подхода. Педагогический потенциал системно-ролевого подхода заключается в том, что личность, а в нашем случаи личность подростка, в отношении самой себя выполняет определенные роли, о которых мы говорили ранее: супружеские ,патриотические, трудовые, нравственные, экологические, коммуникативные и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность ученика будет развиваться и совершенствоваться ,а тем самым будет становится гармоничнее. Из этого следует, что оценка эффективности педагогического потенциала и процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Третья задача: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Мы выяснили, что формирование социальной компетентности у младших школьников будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1.Опираться на особенности детей с соматическими заболеваниями и учитывать их в воспитательном процессе. Соматические заболевания часто становятся причиной, приводящей к нарушениям психофизического здоровья детей. Это вызывает затруднения их личностно-социального развития, успешного обучения, то есть отрицательно влияет на социализацию подростка в целом, поскольку социализация личности подразумевает усвоение и овладение социальным опытом, передаваемым ему в процессе взаимодействия и общения с социальным окружением.
2. Если будет реализована специальная программа «Мы вместе» направленная на формирование социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями учащиеся в 5 и 6 классе, опирающаяся на системно-ролевой подход к воспитанию. В основу, которой, заложен личностно-ролевой подход, за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Следует отметить, что наша программа опирается ,на ролевой подход в воспитании по концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.
Четвертая задача: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями находимся у большинства подростков оказался на среднем уровне.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам социальной компетентности. Так же для сравнения средних значений показателей сформированости социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента).
Сравнение рядов до и после воздействия (по результатам констатирующего и контрольного этапа) дает основание утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что предложенные и апробированные нами педагогические условия формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
Подобные работы
- Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - Развитие социальной компетентности старших подростков с ограниченными возможностями здоровья в совместной трудовой деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Востребованность платных услуг кризисных центров в системе социальной поддержки населения (по материалам социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Особенности тревожности старших подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007



