Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Работа №52620

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы208
Год сдачи2016
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: компетенция,
компетентность, социальная компетентность 11
1.2. Системно-ролевой подход в формировании социальной компетентности 24
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности у
подростков с соматическими заболеваниями 37
Выводы по I главе 44
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями
2.1 Организация и методики исследования 46
2.2 Изучение уровня сформированности социальной компетентности у
подростков с соматическими заболеваниями 49
2.3 Проверка эффективности педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями 51
2.4 Анализ проведенной педагогической работы по формированию социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями 67
Список литературы 82
Выводы по II главе 77
Заключение 78
Приложения

Актуальность исследования. Тенденции к переменам в современном обществе сталкивают с необходимостью подготавливать подрастающее поколение к жизни в социуме, воспитывать личность, способную ориентироваться в условиях социально-экономических перемен, устойчивую к воздействию отрицательных факторов внешней среды. Достижение ребенком определенных высот в жизни напрямую связано с его социальной компетентностью, формирующейся по большей части в общеобразовательном учреждении, его способностью налаживать контакт с окружающими людьми, устанавливать добрые отношения в обществе, принимать соответствующие в данной обстановке решения.
В современной социально-педагогической науке проблема формирования социальной компетентности весьма актуальна и ярко освещена. Исследованием рассматриваемой темы занимались и занимаются М. В. Ерохова о развитии социальной компетентности у школьников [11], О. В. Казанцева об особенности поведения психологической игры [21], Е. В. Коблянская [23] об особенностях социальной компетентности, В. Н. Куницына о прикладной психологии [30], М. И. Лукьянова [36], Г. И. Марасанов [38], А. М. Прихожан [51], Н. Н. Толстых [61] и другие.
На тему формирования социальной компетентности написано большое количество всякого рода научных работ и диссертаций. Так, кандидат педагогических наук Д.Б. Воронцов внес вклад в формирование социальной компетентности у подростков группы риска [8, с. 87].
Кандидат социологических наук Т.И. Самсонова внесла вклад в изучение социальной компетентности у подростков и технологии ее формирования рассматривает компьютерные игры как технологию
формирования социальной компетентности в подростковом возрасте [55, с. 54].
Л.Н. Гиенко кандидат педагогических наук внес вклад в формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения изучает формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения [11, с. 77]. В своем исследовании она выделила социальные компетенции подростков общеобразовательного учреждения; сконструировала модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, включающую целевой, организационно-деятельностный, технологический, результативный компоненты; разработала технологию формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения, выявила и реализовала условия, обеспечивающие эффективное формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
В.В. Казарина внесла вклад в изучение педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одаренности, утверждает, что наиболее значимым периодом развития социальной компетентности подростка является период его обучения в общеобразовательной школе [20, с. 201].
Анализ литературных источников, опыта практической деятельности показал, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит устанавливающий характер. В работах преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия, например, в межличностных отношениях. Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного к самореализации в современных условиях. Единого устоявшегося мнения относительно видов и форм социальной компетентности, ее структуры, проявления применительно к различным возрастным этапам, не существует.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности подростков не теряет своей значимости, так как используемые в школьной практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов.
Наиболее проблемным этапом жизненного пути считается подростковый возраст. Это объясняется быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста, делающей его проблемной, является личностная нестабильность подростка. Нетрудно предположить, что наличие у подростка соматического заболевания усложняет ситуацию, накладывая отпечаток на его психическое состояние. Значительная часть подростков с соматическими заболеваниями, о чем далее пойдет речь в нашем исследовании, характеризуется низкой социальной компетентностью, с плохой подготовленностью к выполнению необходимых социальных ролей, неспособностью сделать самостоятельный выбор, неумением предвидеть последствия своих поступков и отвечать за свое поведение. Формирование социальной компетентности подростков с соматическими заболеваниями особенно важно для воспитания нужного для общества человека.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения, с одной стороны, и недостаточной
разработанностью педагогических условий формирования данного феномена в педагогической науке и практике, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями?
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и апробации педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
В качестве объекта исследования выделяется процесс формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования - процесс формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «социальная компетентность» и ее структурные компоненты;
- выявить и обосновать педагогический потенциал системно - ролевого подхода при формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать сущностную содержательную характеристику понятий «социальная компетентность», «компетенция», «компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
2. Выделить педагогический потенциал системно - ролевого подхода в формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы выдающихся ученых теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); системно-ролевой подход (Н.М. Таланчук ); теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид); теории личностноориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи о природе и механизмах компетентности (А.М. Аронов, О.Е. Лебедев, Дж Равен, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
3) методы обработки данных (количественный и качественный).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 25 подростков их них 15 учеников 5класса и 10 учеников 6 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались социально-педагогические условия формирования социальной компетентности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие развить социальную компетентность у подростков с соматическими заболеваний: опора на особенности детей с соматическими заболеваниями и учет их в воспитательном процессе; реализация развивающей программы «Мы вместе», направленной на формирование социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями учащиеся в 5 и 6 классе, опирающейся на системно-ролевой подход к воспитанию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями. Выявленные в ходе исследования социально-педагогические условия, могут содействовать дальнейшему развитию формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в магистерской работе положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса формирования социальной компетентности подростков с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «Мы вместе», позволяющая сформировать социальную компетентность у подростков с соматическими заболеваниями для педагогов общеобразовательных учреждений.
Апробация внедрения результатов осуществлялась в период с 2015 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета «Итоговой научно-образовательной конференции студентов» (5 апреля2016 г.)
1. Закиева А.Р. О вопросе социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями // Актуальные проблемы социально-экономического и правового развития современного российского развития: ученые записки Казанского Социально - Гуманитарного Техникума. Том XI /Под.ред. О.В. Кирилловой - Казань: Мастер-лайн, 2016. - С.7-9.
2. Закиева А.Р. Педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). - М.: Издательство «Перо», 2016. - 706-709 с. [Электронное издание]
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав; первая глава разбита на три параграфа, вторая - на четыре параграфа, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании были поставлены ряд задач, решение которых привело к следующим выводам:
Первая задача: дать сущностную содержательную характеристику понятий «социальная компетентность», «компетенция», «компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
Теоретический анализ позволил нам сделать выводы о том, социальная компетентность - «совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру» [4, с. 146 - 148].
Далее остановимся на понятии компетенция - это владение ситуациями и способность реагирования на них, качества личности и ее способности, а также восприятие действительности, что включает в себя быстрый выход из сложившейся ситуации.
Изучив мнения различных авторов мы пришли к выводу, что компетентность - это системное единство, обладание знаниями, способность действовать в неопределенных ситуациях, знания и опыт, который приобретается в социально-профессиональной деятельности человека, а также обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Исходя из понимания социальной компетентности, мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный и коммуникативный.
Вторая задача: выделить педагогический потенциал системно - ролевого подхода в формировании социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Системно-ролевой подход, разработанный Н.М. Таланчуком заключается в следующем осваивая определенные социальные роли подросток формирует и совершенствует свое сознание. Только так он корректирует свое мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. Целью системно-ролевого подхода является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Системно-ролевой подход в воспитании подростков с соматическими заболеваниями позволяет повысить эффективность образовательного процесса детей со слабым здоровьем. Подростки учатся правильному поведению в обществе благодаря ролевой игре, которая является основой такого подхода. Педагогический потенциал системно-ролевого подхода заключается в том, что личность, а в нашем случаи личность подростка, в отношении самой себя выполняет определенные роли, о которых мы говорили ранее: супружеские ,патриотические, трудовые, нравственные, экологические, коммуникативные и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность ученика будет развиваться и совершенствоваться ,а тем самым будет становится гармоничнее. Из этого следует, что оценка эффективности педагогического потенциала и процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Третья задача: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
Мы выяснили, что формирование социальной компетентности у младших школьников будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1.Опираться на особенности детей с соматическими заболеваниями и учитывать их в воспитательном процессе. Соматические заболевания часто становятся причиной, приводящей к нарушениям психофизического здоровья детей. Это вызывает затруднения их личностно-социального развития, успешного обучения, то есть отрицательно влияет на социализацию подростка в целом, поскольку социализация личности подразумевает усвоение и овладение социальным опытом, передаваемым ему в процессе взаимодействия и общения с социальным окружением.
2. Если будет реализована специальная программа «Мы вместе» направленная на формирование социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями учащиеся в 5 и 6 классе, опирающаяся на системно-ролевой подход к воспитанию. В основу, которой, заложен личностно-ролевой подход, за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Следует отметить, что наша программа опирается ,на ролевой подход в воспитании по концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.
Четвертая задача: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями находимся у большинства подростков оказался на среднем уровне.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам социальной компетентности. Так же для сравнения средних значений показателей сформированости социальной компетентности у подростков с соматическими заболеваниями, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента).
Сравнение рядов до и после воздействия (по результатам констатирующего и контрольного этапа) дает основание утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что предложенные и апробированные нами педагогические условия формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.



1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие/ Астапов В.М.— М.: Пер Сэ, 2012.— 176 с.
2. Базаров Т. Ю. Методы эффективного обучения взрослых/ Т.Ю. Базаров. — Москва-Берлин: Transform, 1998. - 186 с.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. -320с.
4. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания : учебное пособие/ Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - с. 17: Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/7428.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Бреслав Г.М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 2012. - с. 67-70.
7. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: монография/ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.— М.: Логос, 2009.— 336 c.
8. Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы риска: канд. пед. наук/ Д.Б. Воронцов. - Кострома- Пресс, 2006. - 214 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 156 с.
10.. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М.: Москва-Пресс, 2011. - 262с
11. Гиенко Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: дис. канд. пед. наук/ Л.Н. Гиенко. -Б.: Барнаул, 2009. - 202 с.
12. Годлиник О.Б. Основные вопросы и концепции педагогики : учебное пособие/ Годлиник О.Б., Соловьёва Е.А.— СПб.: Санкт- Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 85 с.
13. Детская патопсихология. Хрестоматия, / Сост. Н.Л. Белопольская.
2- е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2012. - 289 с
14. Ерохова М. В. Помогающее поведение учителя как источник социальной компетентности учащихся//Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. — Ульяновск, 2002. - Вып. 9. - с. 88-89.
15. Захаров А.И., Как помочь детям избавиться от страха. - СПб.: Питер, 2010. - 418 с.
16. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 163 с.
17. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: учебное пособие/ Иващенко Ф.И.— Минск: Вышэйшая школа, 2006.— 189 с
18. Иванков А.Р. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие. Академия Айти / Коротенков Ю.Г - 2011 г. - 150с
19. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя// Педагогика. - 2006. - №9. - С. 15-16.
20. Казарина В.В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости: дис. ... канд.пед. наук/ В.В. Казарина. - М., Дрофа 2015. - 241 с.
21. Казанцева О. В. Особенности проведения психологической игры Г. Хорна и ее влияние на развитие социальной компетентности у детей-сирот//Социальная психология и семейная терапия. 1999. - №1. — С. 37-41.
22. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : учебное пособие/ Карцева Л.В.— М.: Дашков и К, 2012.— 224 с.
23. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дис. канд. пед. наук./ Е.В. Коблянская.- СПб., 1995. - 16 с.
24. Кон И.С., Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2011- 323с.
25. Кондратьев М.Ю., Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - 123с.
26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года , приказ №393 от 11.02.2002 г., -234 с.
27. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. /
под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое
предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с
28. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография/ Коробейников И.А.— М.: Пер Сэ, 2012.— 192 с.
29. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с
задержкой психического развития / Костенкова Ю.А.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный
университет, 2011.— 140 с.
30. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный
интеллект: структура, функции, взаимоотношение/ В.Н.
Куницына// Теоретические и прикладные вопросы психологии/ под. Ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995.
31. Лебедев О.Е Компетентностный подход образования//Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
32. Леонов В.Л., Гардеев А.Н., Горлина И.К., Новоженов В.Г.. Клиническая иммунология для врачей. М., Просвещение 2009.-189 с.
33. Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, СПб.: Речь - 2010, - 256с
34. Лохов М.И. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок / Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А.— СПб.: КАРО, 2011.— 328 с.
35. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и методах воспитания/ Л.М. Лузина, Е.Н. Степанов. - М.: Сфера,
2008. - 224 с.
36. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М., Просвещение 2004. - 144 с.
37. Маллаев Д.М. Теория и практика психотехнических игр / Маллаев Д.М., Гасанова Д.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 268 с.
38. Марасанов Г. И., Ротатаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. — М.: Изд. КОГИТО-ЦЕНТР, 2003. - 172 с.
39. Миллер, С. Психология развития: методы исследования./
С.Миллер.; - СПб.: Питер, 2010 - 321с.
40. Морозов В.П. Невербальная коммуникация. Экспериментальнопсихологические исследования / Морозов В.П. М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 528 с.
41. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий)
42.Опевалова Е.В. Психодиагностика : практикум/ Опевалова Е.В.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009.— 232 с.
43. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы
исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа», 2012.
44. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 5: научно-практический сборник/ Д.В. Ермолаев [и др.].— М.: Теревинф, 2012.— 204 с.
45. Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми : монография/ А.Л. Битова [и др.].— М.: Теревинф, 2012.— 240 с.
46. Первин, Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2011-223с.
47. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика.
Личностный аспект : монография/ Подымова Л.С. М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 207 с.
48. Поливанова К.Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2013. - № 1.
49. Потребич А.В. Основы анатомии и физиологии центральной
нервной системы: учебное пособие/ Потребич А.В.—
Калининград: Российский государственный университет им.
Иммануила Канта, 2006.— 114 с.
50. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗ - 2-е изд. стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208с
51. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред.Битяновой М.Р., СПб: Питер- 2009, - 304 с.
52. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. - М.: АНО «Пэб», 2007-345с.
53. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 256 с.
54. Резепина О.Л. Структура и формирование личности. Психолого-педагогические особенности/ Резепина О.Л.— М.: Когито-Центр, Российская академия театрального искусства - Государственный институт театрального искусства, 2006.— 32 с.
55. Рыжковская Т.Л. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд- во МИУ, 2010-136с.
56. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и
технологии ее формирования: дис. ... канд. социол. наук/ Т.И. Самсонова. - СПб., 2006. - 193 с.
57. Селевко Г. Компетентности и их классификация.// Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 9.
58. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие/
Сельчихина Е.Б.—Калининград: Калининградский
государственный университет, 2004.— 115 с.
59. Современные подходы в образовании». //А.И. Кукуев, В.А. Шевченко.- Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 156 с
60. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие/
Столяренко А.М.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 479 с.
61. Теория обучения: учебное пособие/ Е.М. Буслаева. Саратов: Научная книга, 2012.— 159 с.
62. Толстых Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: «ПИТЕР»,
2009. - 592 с.
63. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие/ Фетискин Н.П., Козлов
В.В., Мануйлов Г.М.—Саратов: Вузовское образование, 2014.— 390 с.
64. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2013.
65. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметнопрактической деятельности на индивидуальных занятиях: монография/ Шаргородская Л.В.— М.: Теревинф, 2012.— 32 с.
66. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография/ Швецова М.Н.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет,
2013. — 188 с.
67. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
68. Щедровицкий Г.П. Система педагогический исследований: Методологический анализ// Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - С. 12-20.
69. Энциклопедия педагогической валеологии (основные медикопсихологические, эколого-социологические, педагогические и специальные термины, определения и понятия)/ Х.М. Ахмадуллина [и др.].— СПб.: Петрополис, 2010.— 432 с.
70. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / Якиманская И.С.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.— 221 с.
71. Яремчук С.В. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие/ Яремчук С.В.—Комсомольск-на-
Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009.— 121 с.
72. Яремчук С.В. Организация проведения экспериментальных исследований: учебно-методическое пособие/ Яремчук С.В.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011.— 141 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ