ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ нормативного поведения в работах отечественных ученых 7
1.1. Содержание и критерии нормативного поведения 7
1.2. Психологическая характеристика детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста 14
1.3. Особенности нормативного поведения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 19
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в учебной деятельности 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ нормативного поведения младших школьников 30
2.3. Анализ нормативного поведения младших школьников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 34
2.4. Сравнительный анализ нормативного поведения младших
школьников 39
Выводы по II главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложения 58
Глава I. Теоретический анализ нормативного поведения в работах отечественных ученых 7
1.1. Содержание и критерии нормативного поведения 7
1.2. Психологическая характеристика детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста 14
1.3. Особенности нормативного поведения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 19
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в учебной деятельности 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ нормативного поведения младших школьников 30
2.3. Анализ нормативного поведения младших школьников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 34
2.4. Сравнительный анализ нормативного поведения младших
школьников 39
Выводы по II главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложения 58
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования определяется недостаточной изученностью проблемы восприятия нормативной ситуации в теории специальной психологии и специальной педагогики. В настоящее время изучение вопроса нормативного поведения представляется своевременным и важным в связи с повышенным вниманием к социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проблема развития нормативного поведения и понимания нормативных ситуаций является одной из самых актуальных для младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность, для успешного овладения которой необходимо усвоение норм и правил поведения, а понимание нормативной ситуации предшествует их усвоению. Также понимание нормативной ситуации имеет важное значение в процессе социального взаимодействия и межличностных отношений, которые, в свою очередь, связаны с учебной деятельностью, которая является пространством социального взаимодействия детей.
Изучение закономерностей становления нормативного поведения детей в настоящее время приобретает актуальное звучание в междисциплинарном контексте. Вопросы, связанные с поведением субъекта в конкретной ситуации, с пониманием нормы, с ее освоением вызывают устойчивый интерес и становятся объектом различных социологических, педагогических и психологических исследований.
Изучением проблемы нормативного поведения и отношения к нормам занимались Е.Б. Андреева, Н.Е. Веракса, Н.А. Корзинкина,
А.К.Пащенко [2, 8, 17, 31]. Анализ работ отечественных психологов свидетельствует о том, что вопросы, связанные с нормативной ситуацией, изучались в основном в рамках социальной психологии. Раннее авторы изучали по большей мере общие вопросы, связанные с пониманием роли нормы в регулировании социального взаимодействия, но в настоящее все большее значение приобретает исследование роли нормы в конкретных ситуациях социального взаимодействия. Малоизученной остается проблема нормативного поведения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая до этого рассматривалась только в рамках нормы.
Цель данного исследования - изучить особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности.
Объектом исследования данной работы является нормативное поведение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно¬двигательного аппарата.
Предмет исследования - особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата при анализе нормативной ситуации снижена способность к предвосхищению исхода ситуаций с нарушением нормы, а также снижен уровень сформированности самоконтроля.
Предмет, объект, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Осуществить теоретический обзор проблемы восприятия нормативных ситуаций в психолого-педагогической науке;
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3. Провести эмпирическое исследование особенностей нормативного поведения младших школьников с нарушением опорно¬двигательного аппарата.
Методологическая база исследования. В качестве методологической основы исследования выступают положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского об опосредованном характере развития, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского, теории нормативной ситуации Н. Е. Вераксы. Также теоретические исследования Л.Ф.Баяновой и исследования таких ученых как Е.Б.Андреева, Н.А.Корзинкина, А.К. Пащенко, В.П. Ульянова.
Методы исследования. Для осуществления цели исследования и решения поставленных задач были использованы методы анализа, наблюдения, количественного и качественного анализа и эксперимента:
1. Методика «Восприятие нормативной ситуации» (Пащенко А.К.)
2. Методика «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (Ульяновой В.П.)
3. Методика «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» (Баяновой Л.Ф.).
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей нормативного поведения младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата для разработки эффективных методов коррекции и организации обучения данной категории детей. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, воспитателям, дефектологам и другим специалистам при работе с детьми с опорно-двигательными нарушениями для разработки программ и коррекционных занятий, направленных на повышение понимания нормативных ситуаций и формирование успешной социализации и адаптации в учебной среде детей младшего школьного возраста с опорно-двигательными нарушениями; для консультации и информирования родителей, по вопросам воспитания и помощи детям в адаптации в школе.
Апробация. Основные результаты исследования представлены в материалах III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016).
Изучение закономерностей становления нормативного поведения детей в настоящее время приобретает актуальное звучание в междисциплинарном контексте. Вопросы, связанные с поведением субъекта в конкретной ситуации, с пониманием нормы, с ее освоением вызывают устойчивый интерес и становятся объектом различных социологических, педагогических и психологических исследований.
Изучением проблемы нормативного поведения и отношения к нормам занимались Е.Б. Андреева, Н.Е. Веракса, Н.А. Корзинкина,
А.К.Пащенко [2, 8, 17, 31]. Анализ работ отечественных психологов свидетельствует о том, что вопросы, связанные с нормативной ситуацией, изучались в основном в рамках социальной психологии. Раннее авторы изучали по большей мере общие вопросы, связанные с пониманием роли нормы в регулировании социального взаимодействия, но в настоящее все большее значение приобретает исследование роли нормы в конкретных ситуациях социального взаимодействия. Малоизученной остается проблема нормативного поведения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая до этого рассматривалась только в рамках нормы.
Цель данного исследования - изучить особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности.
Объектом исследования данной работы является нормативное поведение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно¬двигательного аппарата.
Предмет исследования - особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата при анализе нормативной ситуации снижена способность к предвосхищению исхода ситуаций с нарушением нормы, а также снижен уровень сформированности самоконтроля.
Предмет, объект, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Осуществить теоретический обзор проблемы восприятия нормативных ситуаций в психолого-педагогической науке;
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3. Провести эмпирическое исследование особенностей нормативного поведения младших школьников с нарушением опорно¬двигательного аппарата.
Методологическая база исследования. В качестве методологической основы исследования выступают положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского об опосредованном характере развития, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского, теории нормативной ситуации Н. Е. Вераксы. Также теоретические исследования Л.Ф.Баяновой и исследования таких ученых как Е.Б.Андреева, Н.А.Корзинкина, А.К. Пащенко, В.П. Ульянова.
Методы исследования. Для осуществления цели исследования и решения поставленных задач были использованы методы анализа, наблюдения, количественного и качественного анализа и эксперимента:
1. Методика «Восприятие нормативной ситуации» (Пащенко А.К.)
2. Методика «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (Ульяновой В.П.)
3. Методика «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» (Баяновой Л.Ф.).
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей нормативного поведения младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата для разработки эффективных методов коррекции и организации обучения данной категории детей. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, воспитателям, дефектологам и другим специалистам при работе с детьми с опорно-двигательными нарушениями для разработки программ и коррекционных занятий, направленных на повышение понимания нормативных ситуаций и формирование успешной социализации и адаптации в учебной среде детей младшего школьного возраста с опорно-двигательными нарушениями; для консультации и информирования родителей, по вопросам воспитания и помощи детям в адаптации в школе.
Апробация. Основные результаты исследования представлены в материалах III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016).
Проведенное нами исследование подтвердило, что нормативная ситуация, рассматриваемая как ситуация с достаточно точно определенными правилами социального поведения и взаимодействия, представляет собой единицу жизненного пространства ребенка, важный формирующий фактор его развития. Проблема развития нормативного поведения и понимания нормативных ситуаций является одной из самых актуальных именно для младшего школьного возраста. Тем более вопрос нормативного поведения детей приобретает особую важность в связи с повышенным вниманием к социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как теоретический, так и прикладной аспект рассмотрения нормативной ситуации дают основу для психологических исследований личности ребенка.
Изучив научные источники, мы выяснили, что феномен нормативной ситуации является междисциплинарным, так как вопросы, связанные с поведением субъекта в конкретной ситуации, с пониманием нормы, с ее освоением становятся объектом социологических, педагогических и психологических исследований. Проблема понимания нормативной ситуации, которая до этого рассматривалась только в рамках нормативного развития, остается малоизученной относительно детей с нарушениями в развитии. Однако ведутся дальнейшие исследования данной проблемы, так как нарушения нормативного поведения имеют широкое распространение среди учеников младших классов с нарушениями в развитии.
Проведенный анализ психологических особенностей и специфики развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтвердил, что осложняющие факторы чрезвычайно затрудняют и нарушают процесс адаптации таких детей в социуме и в школьной среде, а понимание нормативных ситуаций детьми с опорно-двигательными нарушениями, естественно, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями их эмоционально-волевой сферы и поведения.
Проведенное исследование показало, что особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата связаны прежде всего с их ведущей деятельностью, а именно учебной. Кроме того понимание нормативных ситуаций выступает необходимым компонентом жизни и развития ребенка, влияющим на полноценное формирование и развитие личности в целом.
Результаты осуществленного нами эмпирического исследования нормативного поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности отражают особенности нормативного поведения младших школьников с данным нарушением. Данные эксперимента по методикам «Восприятие нормативной ситуации», «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» и «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» показывают различия двух подгрупп испытуемых (младшие школьники с нормативным развитием и младшие школьники с нарушением опорно¬двигательного аппарата). В первой подгруппе (младшие школьники без нарушений в развитии) результаты по методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» значительно превышают уровень результатов второй подгруппы (младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата), при этом результаты по методике «Восприятие нормативной ситуации» выше в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В процессе исследования ни в одной подгруппе испытуемых не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем способности к предвосхищению последствий поведения в нормативной ситуации. Напротив, большинство младших школьников без нарушений в развитии и с нарушением опорно-двигательного аппарата показали результат, соответствующий среднему уровню. Количество испытуемых, чьи результаты вошли в диапазон низкого уровня способности к предвосхищению, статистически выше в подгруппе испытуемых с нарушением опорно-двигательного аппарата. В обеих подгруппах выявлен одинаковый коэффициент нормативности, при этом в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладает нормативный уровень поведения, а в подгруппе с нормативным развитием - импульсивный уровень.
Данные экспериментов свидетельствуют также о различиях в восприятии нормативных ситуаций и способности к их предвосхищению в подгруппе младших школьников с нормативным развитием и с опорно¬двигательными нарушениями.
Мы предполагали, что у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата при анализе нормативной ситуации снижена способность к предвосхищению исхода ситуаций с нарушением нормы, а также снижен уровень сформированности самоконтроля. Сформированная нами гипотеза подтвердилась. Действительно, при интерпретации результатов по методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» было выявлено, что в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата процент детей, результаты которых вошли в диапазон низкого уровня способности к предвосхищению, значительно выше, чем в подгруппе испытуемых с нормативным развитием. Статистический анализ результатов с помощью критерия Стьюдента показал, что значимыми являются различия по параметру «предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» и по шкале «Самоконтроль», связанной со способностью к контролю своих действий, направленных на соответствие определенным правилам.
Результаты, полученные в процессе исследования, имеют выраженный прикладной характер. Они могут быть полезны для дальнейшей коррекционной работы при подготовке материалов занятий, а также организации образовательной деятельности категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дальнейшие исследования в данном направлении могут быть ориентированы на конкретизацию аспектов сопоставления, детализацию нормативных ситуаций, и, в особенности, на определение причин выявленных различий в восприятии нормативной ситуации у детей с нормативным развитием и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Изучив научные источники, мы выяснили, что феномен нормативной ситуации является междисциплинарным, так как вопросы, связанные с поведением субъекта в конкретной ситуации, с пониманием нормы, с ее освоением становятся объектом социологических, педагогических и психологических исследований. Проблема понимания нормативной ситуации, которая до этого рассматривалась только в рамках нормативного развития, остается малоизученной относительно детей с нарушениями в развитии. Однако ведутся дальнейшие исследования данной проблемы, так как нарушения нормативного поведения имеют широкое распространение среди учеников младших классов с нарушениями в развитии.
Проведенный анализ психологических особенностей и специфики развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтвердил, что осложняющие факторы чрезвычайно затрудняют и нарушают процесс адаптации таких детей в социуме и в школьной среде, а понимание нормативных ситуаций детьми с опорно-двигательными нарушениями, естественно, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями их эмоционально-волевой сферы и поведения.
Проведенное исследование показало, что особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата связаны прежде всего с их ведущей деятельностью, а именно учебной. Кроме того понимание нормативных ситуаций выступает необходимым компонентом жизни и развития ребенка, влияющим на полноценное формирование и развитие личности в целом.
Результаты осуществленного нами эмпирического исследования нормативного поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности отражают особенности нормативного поведения младших школьников с данным нарушением. Данные эксперимента по методикам «Восприятие нормативной ситуации», «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» и «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» показывают различия двух подгрупп испытуемых (младшие школьники с нормативным развитием и младшие школьники с нарушением опорно¬двигательного аппарата). В первой подгруппе (младшие школьники без нарушений в развитии) результаты по методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» значительно превышают уровень результатов второй подгруппы (младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата), при этом результаты по методике «Восприятие нормативной ситуации» выше в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В процессе исследования ни в одной подгруппе испытуемых не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем способности к предвосхищению последствий поведения в нормативной ситуации. Напротив, большинство младших школьников без нарушений в развитии и с нарушением опорно-двигательного аппарата показали результат, соответствующий среднему уровню. Количество испытуемых, чьи результаты вошли в диапазон низкого уровня способности к предвосхищению, статистически выше в подгруппе испытуемых с нарушением опорно-двигательного аппарата. В обеих подгруппах выявлен одинаковый коэффициент нормативности, при этом в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладает нормативный уровень поведения, а в подгруппе с нормативным развитием - импульсивный уровень.
Данные экспериментов свидетельствуют также о различиях в восприятии нормативных ситуаций и способности к их предвосхищению в подгруппе младших школьников с нормативным развитием и с опорно¬двигательными нарушениями.
Мы предполагали, что у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата при анализе нормативной ситуации снижена способность к предвосхищению исхода ситуаций с нарушением нормы, а также снижен уровень сформированности самоконтроля. Сформированная нами гипотеза подтвердилась. Действительно, при интерпретации результатов по методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» было выявлено, что в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата процент детей, результаты которых вошли в диапазон низкого уровня способности к предвосхищению, значительно выше, чем в подгруппе испытуемых с нормативным развитием. Статистический анализ результатов с помощью критерия Стьюдента показал, что значимыми являются различия по параметру «предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» и по шкале «Самоконтроль», связанной со способностью к контролю своих действий, направленных на соответствие определенным правилам.
Результаты, полученные в процессе исследования, имеют выраженный прикладной характер. Они могут быть полезны для дальнейшей коррекционной работы при подготовке материалов занятий, а также организации образовательной деятельности категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дальнейшие исследования в данном направлении могут быть ориентированы на конкретизацию аспектов сопоставления, детализацию нормативных ситуаций, и, в особенности, на определение причин выявленных различий в восприятии нормативной ситуации у детей с нормативным развитием и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Подобные работы
- РЕЧЕ- КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Регулятивная функция прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



