Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №52617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ нормативного поведения в работах отечественных ученых 7
1.1. Содержание и критерии нормативного поведения 7
1.2. Психологическая характеристика детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста 14
1.3. Особенности нормативного поведения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 19
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в учебной деятельности 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ нормативного поведения младших школьников 30
2.3. Анализ нормативного поведения младших школьников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 34
2.4. Сравнительный анализ нормативного поведения младших
школьников 39
Выводы по II главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложения 58


Актуальность исследования. Актуальность данного исследования определяется недостаточной изученностью проблемы восприятия нормативной ситуации в теории специальной психологии и специальной педагогики. В настоящее время изучение вопроса нормативного поведения представляется своевременным и важным в связи с повышенным вниманием к социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проблема развития нормативного поведения и понимания нормативных ситуаций является одной из самых актуальных для младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность, для успешного овладения которой необходимо усвоение норм и правил поведения, а понимание нормативной ситуации предшествует их усвоению. Также понимание нормативной ситуации имеет важное значение в процессе социального взаимодействия и межличностных отношений, которые, в свою очередь, связаны с учебной деятельностью, которая является пространством социального взаимодействия детей.
Изучение закономерностей становления нормативного поведения детей в настоящее время приобретает актуальное звучание в междисциплинарном контексте. Вопросы, связанные с поведением субъекта в конкретной ситуации, с пониманием нормы, с ее освоением вызывают устойчивый интерес и становятся объектом различных социологических, педагогических и психологических исследований.
Изучением проблемы нормативного поведения и отношения к нормам занимались Е.Б. Андреева, Н.Е. Веракса, Н.А. Корзинкина,
А.К.Пащенко [2, 8, 17, 31]. Анализ работ отечественных психологов свидетельствует о том, что вопросы, связанные с нормативной ситуацией, изучались в основном в рамках социальной психологии. Раннее авторы изучали по большей мере общие вопросы, связанные с пониманием роли нормы в регулировании социального взаимодействия, но в настоящее все большее значение приобретает исследование роли нормы в конкретных ситуациях социального взаимодействия. Малоизученной остается проблема нормативного поведения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая до этого рассматривалась только в рамках нормы.
Цель данного исследования - изучить особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности.
Объектом исследования данной работы является нормативное поведение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно¬двигательного аппарата.
Предмет исследования - особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата при анализе нормативной ситуации снижена способность к предвосхищению исхода ситуаций с нарушением нормы, а также снижен уровень сформированности самоконтроля.
Предмет, объект, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Осуществить теоретический обзор проблемы восприятия нормативных ситуаций в психолого-педагогической науке;
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3. Провести эмпирическое исследование особенностей нормативного поведения младших школьников с нарушением опорно¬двигательного аппарата.
Методологическая база исследования. В качестве методологической основы исследования выступают положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского об опосредованном характере развития, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского, теории нормативной ситуации Н. Е. Вераксы. Также теоретические исследования Л.Ф.Баяновой и исследования таких ученых как Е.Б.Андреева, Н.А.Корзинкина, А.К. Пащенко, В.П. Ульянова.
Методы исследования. Для осуществления цели исследования и решения поставленных задач были использованы методы анализа, наблюдения, количественного и качественного анализа и эксперимента:
1. Методика «Восприятие нормативной ситуации» (Пащенко А.К.)
2. Методика «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (Ульяновой В.П.)
3. Методика «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» (Баяновой Л.Ф.).
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей нормативного поведения младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата для разработки эффективных методов коррекции и организации обучения данной категории детей. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, воспитателям, дефектологам и другим специалистам при работе с детьми с опорно-двигательными нарушениями для разработки программ и коррекционных занятий, направленных на повышение понимания нормативных ситуаций и формирование успешной социализации и адаптации в учебной среде детей младшего школьного возраста с опорно-двигательными нарушениями; для консультации и информирования родителей, по вопросам воспитания и помощи детям в адаптации в школе.
Апробация. Основные результаты исследования представлены в материалах III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило, что нормативная ситуация, рассматриваемая как ситуация с достаточно точно определенными правилами социального поведения и взаимодействия, представляет собой единицу жизненного пространства ребенка, важный формирующий фактор его развития. Проблема развития нормативного поведения и понимания нормативных ситуаций является одной из самых актуальных именно для младшего школьного возраста. Тем более вопрос нормативного поведения детей приобретает особую важность в связи с повышенным вниманием к социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как теоретический, так и прикладной аспект рассмотрения нормативной ситуации дают основу для психологических исследований личности ребенка.
Изучив научные источники, мы выяснили, что феномен нормативной ситуации является междисциплинарным, так как вопросы, связанные с поведением субъекта в конкретной ситуации, с пониманием нормы, с ее освоением становятся объектом социологических, педагогических и психологических исследований. Проблема понимания нормативной ситуации, которая до этого рассматривалась только в рамках нормативного развития, остается малоизученной относительно детей с нарушениями в развитии. Однако ведутся дальнейшие исследования данной проблемы, так как нарушения нормативного поведения имеют широкое распространение среди учеников младших классов с нарушениями в развитии.
Проведенный анализ психологических особенностей и специфики развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтвердил, что осложняющие факторы чрезвычайно затрудняют и нарушают процесс адаптации таких детей в социуме и в школьной среде, а понимание нормативных ситуаций детьми с опорно-двигательными нарушениями, естественно, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями их эмоционально-волевой сферы и поведения.
Проведенное исследование показало, что особенности нормативного поведения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата связаны прежде всего с их ведущей деятельностью, а именно учебной. Кроме того понимание нормативных ситуаций выступает необходимым компонентом жизни и развития ребенка, влияющим на полноценное формирование и развитие личности в целом.
Результаты осуществленного нами эмпирического исследования нормативного поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности отражают особенности нормативного поведения младших школьников с данным нарушением. Данные эксперимента по методикам «Восприятие нормативной ситуации», «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» и «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» показывают различия двух подгрупп испытуемых (младшие школьники с нормативным развитием и младшие школьники с нарушением опорно¬двигательного аппарата). В первой подгруппе (младшие школьники без нарушений в развитии) результаты по методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» значительно превышают уровень результатов второй подгруппы (младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата), при этом результаты по методике «Восприятие нормативной ситуации» выше в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В процессе исследования ни в одной подгруппе испытуемых не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем способности к предвосхищению последствий поведения в нормативной ситуации. Напротив, большинство младших школьников без нарушений в развитии и с нарушением опорно-двигательного аппарата показали результат, соответствующий среднему уровню. Количество испытуемых, чьи результаты вошли в диапазон низкого уровня способности к предвосхищению, статистически выше в подгруппе испытуемых с нарушением опорно-двигательного аппарата. В обеих подгруппах выявлен одинаковый коэффициент нормативности, при этом в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладает нормативный уровень поведения, а в подгруппе с нормативным развитием - импульсивный уровень.
Данные экспериментов свидетельствуют также о различиях в восприятии нормативных ситуаций и способности к их предвосхищению в подгруппе младших школьников с нормативным развитием и с опорно¬двигательными нарушениями.
Мы предполагали, что у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата при анализе нормативной ситуации снижена способность к предвосхищению исхода ситуаций с нарушением нормы, а также снижен уровень сформированности самоконтроля. Сформированная нами гипотеза подтвердилась. Действительно, при интерпретации результатов по методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» было выявлено, что в подгруппе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата процент детей, результаты которых вошли в диапазон низкого уровня способности к предвосхищению, значительно выше, чем в подгруппе испытуемых с нормативным развитием. Статистический анализ результатов с помощью критерия Стьюдента показал, что значимыми являются различия по параметру «предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» и по шкале «Самоконтроль», связанной со способностью к контролю своих действий, направленных на соответствие определенным правилам.
Результаты, полученные в процессе исследования, имеют выраженный прикладной характер. Они могут быть полезны для дальнейшей коррекционной работы при подготовке материалов занятий, а также организации образовательной деятельности категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дальнейшие исследования в данном направлении могут быть ориентированы на конкретизацию аспектов сопоставления, детализацию нормативных ситуаций, и, в особенности, на определение причин выявленных различий в восприятии нормативной ситуации у детей с нормативным развитием и нарушениями опорно-двигательного аппарата.


1. Алексеева Е.А. Психологическая диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами художественной деятельности: Автореф. дис. канд.психол.наук /Е.А.Алексеева. - М.:Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. -25 с.
2. Андреева Е. Б. Социально-психологические факторы восприятия нормативных ситуаций учащимися колледжей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Б. Андреева. - М.: Московский городской психолого¬педагогический университет, 2011. - 27 с.
3. Ахутина Т.В. Использование виртуальных сред для развития пространственных функций у детей с церебральным параличом/ Т.В.Ахутина, А.Н. Кричевец // Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, №4. - М., 2002.
4. Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей / 2-е изд., перераб. и доп./ Р.Д.Бабенкова, М.В.Ипполитова , Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для ВУЗов. 2-е изд./ Л.О.Бадалян. - М.: Просвещение, 1982. -317 с.
6. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. //Филология и культура. Philology and Culture . - 2012. - №3 (29). - С. 294 - 299.
7. Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте/ А.И.Булычева, Н.Е.Веракса // Вопросы психологии. - 2003. - №6. С. 17-31.
8. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. - 2000. - №1. С. 81-107.
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А.Власова, М.С.Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т./ Л.С.Выготский. - М., 1960. - Т.5. - С.185.
11. Жданова С.Ю. Особенности межличностных отношений лиц, страдающих ДЦП // Психология 21 века. Материалы межд. Межвуз. Научно-практич. Конференции студентов аспирантов и молодых специалистов/ С.Ю.Жданова, Т.С.Рагозина. - СПб., 2006. - С. 131-132.
12. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. /Э. С. Калижнюк. - М., 1990.
13. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральными параличами и задержкой психического развития: Методические рекомендации / Э.С. Калижнюк. - М., 1973. - 22 с.
14. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности при детских церебральных параличах и принципы их коррекции: Методические рекомендации/ Э.С.Калижнюк.- М., 1982. - 27 с.
15. Калижнюк Э.С., Кириченко Е.И. Роль биологических и
социологических факторов в механизмах патологического формирования личности при ДЦП/ Э.С.Калижнюк, Е.И. Кириченко // Невропатология и психиатрия. - 1983 -№ 9. - С. 1392-1394.
16. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков/ В.В. Ковалев. -М.: Медицина, 1985. - 288с.
17. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Автореф. дис. канд.психол.наук /Н.А.Корзинкина. - М.:Московский педагогический государственный университет, 2004. -21 с.
18. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
19. Лапшин В. А. Основы дефектологии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
20. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / В. В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
21. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореферат дис. докт. псх. наук /И.Ю.Левченко. - М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А.Шолохова, 2001. - 24 с.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: 2-е изд./ А.Е.Личко. -Л., 1983. - 270 с.
23. Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. Монография /И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001, - 272 с.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
25. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. /И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
26. Мамайчук И.И., Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с ДЦП/ И.И.Мамайчук, Г.В.Пятакова // Дефектология. - 1990, -№ 3. - С. 23-27.
27. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника/ Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989. - 218 с.
28. Носовец Ю.Д. Особенности личности и поведения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В кн.: «Ананьевские чтения», Санкт- Петербург, 2005: тез. докл. научно-практической конференции /Ю. А. Носовец, А.Р. Хисамутдинова. - СПб: Санкт-Петербургский гос. университет, 2005. - 490с.
29. Осокин В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики /Под ред. Е.Л. Инденбаум. Уч.пос. Иркутск, 2005. - С. 89-96.
30. Пащенко А. К. Роль рефлексии в процессе освоения нормативной ситуации // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. -
2015.
31. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Автореф. дис. ... канд. псх. наук / А. К. Пащенко. - М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. - 25 с.
32. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Структурно-диалектический подход: Монография/ А. К. Пащенко. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 196 c.
33. Пащенко А. К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. -2010. -№ 3. С. 81—88.
34. Пащенко А. К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников // Психологическая наука и образование. -2010. - № 1. С. 48—54.
35. Пикалова Л.П. Психологические условия и характеристики заболеваний/ Л.П.Пикалова // Мир психологии. - 2000. -№ 2. - С. 241¬247.
36. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации/ О.Г.Приходько. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 160 с.
37. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Т.П.Скрипкина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 264 с.
38. Стельмах С.А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.психол.наук /С.А. Стельмах. - М.: Московский гуманитарный университет, 1999. - 25 с.
39. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е.Сухарева. - М., 1989. — Т.2. - 400 с.
40. Ульянова В. П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с деликвентным поведением: Автореф. дис. ... канд. псх. наук / В. П. Ульянова. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008. - 23 с.
41. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника/ П.М.Якобсон. - М., 1966. - С.96.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ