Налогообложение в сфере электронной торговой деятельности
|
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения в сфере электронной 8
торговой деятельности
1.1 Понятие электронной торговой деятельности для целей 8
налогообложения
1.2 Классификация операций электронной торговли для целей 20
налогообложения
1.3 Международные аспекты налогообложения электронной торговой 30
деятельности
2 Анализ налогообложения электронной торговой деятельности России 43 в современных условиях
2.1 Анализ действующего механизма налогообложения электронной 43
торговой деятельности России
2.2 Анализ факторов, влияющих на эффективность налогообложения в 59 сфере электронной торговой деятельности
2.3 Анализ налоговых потерь России от теневой электронной торговли 68
3 Совершенствование системы налогообложения в сфере электронной 78 торговой деятельности
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы налогообложения в 78 сфере электронной торговой деятельности
3.2 Меры по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере 88
электронной торговой деятельности
Заключение 96
Список использованных источников 103
Приложение 114
1 Теоретические основы налогообложения в сфере электронной 8
торговой деятельности
1.1 Понятие электронной торговой деятельности для целей 8
налогообложения
1.2 Классификация операций электронной торговли для целей 20
налогообложения
1.3 Международные аспекты налогообложения электронной торговой 30
деятельности
2 Анализ налогообложения электронной торговой деятельности России 43 в современных условиях
2.1 Анализ действующего механизма налогообложения электронной 43
торговой деятельности России
2.2 Анализ факторов, влияющих на эффективность налогообложения в 59 сфере электронной торговой деятельности
2.3 Анализ налоговых потерь России от теневой электронной торговли 68
3 Совершенствование системы налогообложения в сфере электронной 78 торговой деятельности
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы налогообложения в 78 сфере электронной торговой деятельности
3.2 Меры по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере 88
электронной торговой деятельности
Заключение 96
Список использованных источников 103
Приложение 114
Электронная торговая деятельность аккумулирует огромный налоговый потенциал, который государство не может не учитывать, проводя налоговую (фискальную) политику, в том числе при налогообложении иностранных субъектов. Электронная торговая деятельность довольно специфичный вид деятельности. Колоссальные возможности сферы электронной торговли на протяжении последних лет характеризуют данный сегмент деятельности как один из самых быстро растущих, однако вопросы налогообложения сравнительно нового направления вида деятельности остаются открытыми. Наблюдающийся в настоящее время процесс бурного становления сферы электронной торговой деятельности обусловливает необходимость
незамедлительного разрешения целого ряда проблем налоговых отношений, возникающих перед государством.
Практически каждый субъект, осуществляющий бизнес -процессы, в настоящее время имеет веб-сайт, который является удобным средством продвижения товаров, работ и услуг на соответствующих рынках. А те товары, которые имеют электронный вид, могут реализовываться (передаваться) посредством электронных каналов связи и таким же образом может происходить их оплата. Это и привело к возникновению принципиально новой среды осуществления предпринимательской деятельности, которая получила название в отечественной литературе электронной торговой деятельности.
По расчетам и прогнозам международной консалтинговой компании «Boston Consulting Group» доля интернет-экономики в ВВП России повысится с 1,9% в 2010 году до 3,8% в 2018 году. Если в 2010 году российский рынок электронной торговли оценивался в 260 млрд. рублей, то в 2015 году его объем составил уже 760 млрд. рублей. Одной из причин роста отечественного рынка аналитики называют увеличение числа российских потребителей, имеющих доступ к Интернету, примерно до 100 миллионов к 2018 году. В то время как в глобальном масштабе к 2018 году пользователей Интернета будет около 3 миллиардов, что составит почти половину населения земного шара.
Стремительное развитие электронной торговой деятельности как новой сферы деятельности, несомненно, привело к возникновению серьезных трудностей, как для самого механизма налогообложения, так и для налогового администрирования. Для целей развития и формирования высокоэффективного механизма налогообложения в сфере электронной торговой деятельности необходимо учитывать все особенности данного вида деятельности, и прежде всего, выявлять все проблемы и возможности устранения проблем налогообложения в сфере электронной торговой деятельности.
Если ранее механизм налогообложения иностранных субъектов был практически приспособлен к текущим условиям времени, то с учетом новых реалий экономической жизни возникают сложности при налогообложении соответствующих субъектов электронной торговой деятельности, например, в применении концепции «постоянного представительства» и критериев его образования. В рамках косвенного налогообложения электронной предпринимательской деятельности возникают проблемы с определением предмета и места реализации, что в свою очередь влияет на механизм исчисления соответствующего налога.
Несмотря на идущие дискуссии по проблемам налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности, тема мало изучена. Это также позволяет говорить об актуальности темы диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности.
Для достижения указанной цели магистерской работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- сформулировать авторский подход к определению терминов «электронная торговая деятельность для целей налогообложения» и «цифровые услуги»;
- предложить авторское видение достоинств и недостатков электронной торговой деятельности для целей налогообложения;
- исследовать и обобщить существующие классификации операций электронной торговли;
- исследовать существующие за рубежом модели налогообложения в сфере электронной торговой деятельности;
- проанализировать действующий российский механизм налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности;
- проанализировать влияние развития электронной торговой деятельности на налоговые поступления российского бюджета;
- проанализировать налоговые потери доходов бюджета Российской Федерации от теневой электронной торговой деятельности;
- с учетом международного опыта выработать предложения по совершенствованию российского механизма налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности и его практической реализации в современных условиях;
- определить комплекс мер по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере электронной предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются налоговые отношения, возникающие при реализации товаров и цифровых услуг в сфере электронной торговой деятельности.
Методы исследования. При анализе теоретических и практических аспектов темы исследования были применены такие приемы научного познания, как классификация, детализация, наблюдение, системный подход к анализу объектов исследования, логический, сравнительно-нормативный и другие методы. Статистические данные обрабатывались с применением эконометрических методов и методов корреляционно-регрессионного анализа. Для решения поставленных в магистерской работе задач использовались методы планирования, моделирования экономических процессов, статистические методы.
Научная новизна исследования.
- сформулирован авторский подход к определению терминов «электронная торговая деятельность для целей налогообложения» и «цифровые услуги»;
- определен состав цифровых услуг для целей налогообложения;
- рассчитаны приблизительные значения налоговых поступлений и потерь консолидированного бюджета Российской Федерации от операций электронной торговли;
- спрогнозированы объемы электронной торговли, налоговые поступления и потери российского бюджета от операций электронной торговли на ближайшие три года;
- составлена матрица взаимодействия российских и иностранных субъектов электронной торговли с российскими налоговыми органами;
- предложены и обоснованы пути совершенствования налогообложения электронной торговли ;
- предложены и обоснованы меры по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере электронной торговли ;
- разработан механизм регистрации иностранного продавца при реализации товаров и цифровых услуг жителям России.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и ученых-правоведов, исследующих проблемы налогообложения в сфере электронной тороговой деятельности, а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет, по данной проблематике. В частности, данная работа опиралась на труды таких ученых и экономистов как A.J. Cordell, R.L. Doernberg, D. Bruce, B. Friedman, W. Fox, D. Hardesty, L. Hinnekens, W. Hellerstein, K. Kamp, J. Lahart, J. Li, C.E. Mclure, A. Nellen, L. Soete, A. Operkent, J. Owens, H. Varian, P. Wille и др.
Среди российских ученых и специалистов отдельными аспектами данной проблемы занимаются В.А. Александров, Н. М. Васильева, Р. Вахитов, С.К. Ильичев, А.В. Кастельская, А.В. Корень, Р.А. Маршавин, О.В. Медведева, И.П. Мелешенко, Н.С. Милоголов, Ж.В. Писаренко, А.И. Погорлецкий, Л.В. Полежарова, К.К. Семкин, Т.И. Семкина, А.А. Тедеев, А.В. Толкушкин, И.А. Стрелец, Л.В. Фролова и другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения диссертации ориентированы на их использование при разработке нормативных правовых актов, связанных с совершенствованием соответствующего механизма налогообложения, а также в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин.
Кроме того, предложенный перечень рекомендаций развития механизма налогообложения способен увеличить объём налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, сократить расходы на проведение мероприятий налогового контроля, а также создать условия для формирования свободной конкурентной среды за счёт выравнивания уровня налоговой нагрузки в сфере электронной торговой деятельности.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, официальные данные и отчеты Министерства Финансов Российской Федерации, государственных органов статистики, Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Объем и структура работы. Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
незамедлительного разрешения целого ряда проблем налоговых отношений, возникающих перед государством.
Практически каждый субъект, осуществляющий бизнес -процессы, в настоящее время имеет веб-сайт, который является удобным средством продвижения товаров, работ и услуг на соответствующих рынках. А те товары, которые имеют электронный вид, могут реализовываться (передаваться) посредством электронных каналов связи и таким же образом может происходить их оплата. Это и привело к возникновению принципиально новой среды осуществления предпринимательской деятельности, которая получила название в отечественной литературе электронной торговой деятельности.
По расчетам и прогнозам международной консалтинговой компании «Boston Consulting Group» доля интернет-экономики в ВВП России повысится с 1,9% в 2010 году до 3,8% в 2018 году. Если в 2010 году российский рынок электронной торговли оценивался в 260 млрд. рублей, то в 2015 году его объем составил уже 760 млрд. рублей. Одной из причин роста отечественного рынка аналитики называют увеличение числа российских потребителей, имеющих доступ к Интернету, примерно до 100 миллионов к 2018 году. В то время как в глобальном масштабе к 2018 году пользователей Интернета будет около 3 миллиардов, что составит почти половину населения земного шара.
Стремительное развитие электронной торговой деятельности как новой сферы деятельности, несомненно, привело к возникновению серьезных трудностей, как для самого механизма налогообложения, так и для налогового администрирования. Для целей развития и формирования высокоэффективного механизма налогообложения в сфере электронной торговой деятельности необходимо учитывать все особенности данного вида деятельности, и прежде всего, выявлять все проблемы и возможности устранения проблем налогообложения в сфере электронной торговой деятельности.
Если ранее механизм налогообложения иностранных субъектов был практически приспособлен к текущим условиям времени, то с учетом новых реалий экономической жизни возникают сложности при налогообложении соответствующих субъектов электронной торговой деятельности, например, в применении концепции «постоянного представительства» и критериев его образования. В рамках косвенного налогообложения электронной предпринимательской деятельности возникают проблемы с определением предмета и места реализации, что в свою очередь влияет на механизм исчисления соответствующего налога.
Несмотря на идущие дискуссии по проблемам налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности, тема мало изучена. Это также позволяет говорить об актуальности темы диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности.
Для достижения указанной цели магистерской работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- сформулировать авторский подход к определению терминов «электронная торговая деятельность для целей налогообложения» и «цифровые услуги»;
- предложить авторское видение достоинств и недостатков электронной торговой деятельности для целей налогообложения;
- исследовать и обобщить существующие классификации операций электронной торговли;
- исследовать существующие за рубежом модели налогообложения в сфере электронной торговой деятельности;
- проанализировать действующий российский механизм налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности;
- проанализировать влияние развития электронной торговой деятельности на налоговые поступления российского бюджета;
- проанализировать налоговые потери доходов бюджета Российской Федерации от теневой электронной торговой деятельности;
- с учетом международного опыта выработать предложения по совершенствованию российского механизма налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности и его практической реализации в современных условиях;
- определить комплекс мер по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере электронной предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются налоговые отношения, возникающие при реализации товаров и цифровых услуг в сфере электронной торговой деятельности.
Методы исследования. При анализе теоретических и практических аспектов темы исследования были применены такие приемы научного познания, как классификация, детализация, наблюдение, системный подход к анализу объектов исследования, логический, сравнительно-нормативный и другие методы. Статистические данные обрабатывались с применением эконометрических методов и методов корреляционно-регрессионного анализа. Для решения поставленных в магистерской работе задач использовались методы планирования, моделирования экономических процессов, статистические методы.
Научная новизна исследования.
- сформулирован авторский подход к определению терминов «электронная торговая деятельность для целей налогообложения» и «цифровые услуги»;
- определен состав цифровых услуг для целей налогообложения;
- рассчитаны приблизительные значения налоговых поступлений и потерь консолидированного бюджета Российской Федерации от операций электронной торговли;
- спрогнозированы объемы электронной торговли, налоговые поступления и потери российского бюджета от операций электронной торговли на ближайшие три года;
- составлена матрица взаимодействия российских и иностранных субъектов электронной торговли с российскими налоговыми органами;
- предложены и обоснованы пути совершенствования налогообложения электронной торговли ;
- предложены и обоснованы меры по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере электронной торговли ;
- разработан механизм регистрации иностранного продавца при реализации товаров и цифровых услуг жителям России.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и ученых-правоведов, исследующих проблемы налогообложения в сфере электронной тороговой деятельности, а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет, по данной проблематике. В частности, данная работа опиралась на труды таких ученых и экономистов как A.J. Cordell, R.L. Doernberg, D. Bruce, B. Friedman, W. Fox, D. Hardesty, L. Hinnekens, W. Hellerstein, K. Kamp, J. Lahart, J. Li, C.E. Mclure, A. Nellen, L. Soete, A. Operkent, J. Owens, H. Varian, P. Wille и др.
Среди российских ученых и специалистов отдельными аспектами данной проблемы занимаются В.А. Александров, Н. М. Васильева, Р. Вахитов, С.К. Ильичев, А.В. Кастельская, А.В. Корень, Р.А. Маршавин, О.В. Медведева, И.П. Мелешенко, Н.С. Милоголов, Ж.В. Писаренко, А.И. Погорлецкий, Л.В. Полежарова, К.К. Семкин, Т.И. Семкина, А.А. Тедеев, А.В. Толкушкин, И.А. Стрелец, Л.В. Фролова и другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения диссертации ориентированы на их использование при разработке нормативных правовых актов, связанных с совершенствованием соответствующего механизма налогообложения, а также в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин.
Кроме того, предложенный перечень рекомендаций развития механизма налогообложения способен увеличить объём налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, сократить расходы на проведение мероприятий налогового контроля, а также создать условия для формирования свободной конкурентной среды за счёт выравнивания уровня налоговой нагрузки в сфере электронной торговой деятельности.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, официальные данные и отчеты Министерства Финансов Российской Федерации, государственных органов статистики, Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Объем и структура работы. Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям электронная торговая деятельность в настоящее время развивается быстрыми темпами. Если в 2010 году оборот электронной торговли в России составил 260 млрд. рублей, то в 2015 году оборот уже составил 760 млрд. рублей. Этой деятельности присущ ряд специфических особенностей. Во-первых, отсутствие географических границ, что, несомненно, предопределяет проблему, связанную с определением налоговых юрисдикций в отношении трансграничных сделок. Во-вторых, анонимность участников, заключающаяся в отсутствии технической возможности установить название и местонахождения субъекта на основании его IP-адреса. В-третьих, сокращение числа посредников.
Что касается, налогообложения этой деятельности, то оно должно быть нейтральным по отношению к традиционным сделкам, но в то же время налоговая система должна обладать гибкостью, приспосабливаясь к новым явлениям экономической жизни.
Несмотря на различную терминологию обозначения данного вида деятельности в сфере налогообложения, например, «электронная коммерция», «электронная торговля», «электронная экономическая деятельность» и другие, предполагаем, что наиболее удачно использовать такое понятие как «электронная торговая деятельность», ведь для целей налогообложения интерес представляют отношения, связанные с осуществлением торговой деятельности. Определено, что электронная торговая деятельность для целей налогообложения - деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации товаров и цифровых услуг, посредством глобальной сети Интернет, приводящее к возникновению стоимостных, количественных или физических характеристик, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Также для целей налогообложения дано определение цифровым услугам. Под цифровыми услугами понимается оказание услуг через информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет" или иную аналогичную электронную сеть автоматизированно с использованием информационных технологий.
Предложенное определение «электронной торговой деятельности» и «цифровых услуг» необходимо законодательно закрепить, что на практике будет способствовать повышению налоговой дисциплины плательщиков налогов и сборов.
Выявлены достоинства и недостатки электронной торговли для потребителей, организаций и экономики страны в целом. Автором обобщена и дополнена классификация операций электронной торговли. При применении норм налогового кодекса Российской Федерации к регулированию электронной торговой деятельности не всегда очевидно, является ли предмет реализации товаром, работой или услугой. Например, материальные товары, заказываемые через Интернет и доставляемые по обычной почте или с курьером, - это товары, а к чему отнести, например, реализацию музыкальных произведений - к товару или услуге, не определено. Автором дана классификация операций электронной торговли для целей налогообложения в зависимости от объекта в цифровом виде, которая позволяет определить состав цифровых услуг для целей налогообложения. Данную группировку предлагается использовать на практике. Данная классификация позволяет понять, что же в итоге относить к цифровым услугам для целей налогообложения.
Исследован опыт налогообложения в ведущих зарубежных странах. В результате установлено, что в США с 1998 по 2015 год действует мораторий на введение новых налогов на электронную предпринимательскую деятельность. Имеются две точки зрения. Согласно первой из них мораторий следует отменить, так как он отрицательно сказывается на доходах бюджетной системы США, тогда как другие высказываются за продление моратория в целях дальнейшего развития данного вида деятельности. США предлагают признать сервер постоянным представительством, при этом Индия считает, что концепция постоянного представительства в этом вопросе не применима и от нее следует отказаться в пользу налогообложения пассивных доходов, аналогично роялти.
Однако ОЭСР считает, что доход от реализации электронных товаров и услуг в большинстве случаев не может носить характер роялти, по причине того, что покупателю передаются лишь права пользования продуктом, а не копирайтом.
Европейские государства еще в начале 21 века принимали попытки налогообложения электронной торговой деятельности посредством введения побитового налога. В Европейских странах рассматривалась возможность введения налога на использовании сети Интернет в деловых целях, и предпринималась попытка идентификации соответствующих субъектов. Однако эти государства пришли к тому, что для налогообложения реализации соответствующих товаров (услуг) достаточно обычного НДС. Ими установлено, что электронный продукт следует рассматривать как услугу для целей НДС. НДС в отношении электронных услуг, перечень которых определен, необходимо взимать по принципу страны потребления.
Механизм налогообложения трансграничных сделок подпадает по действие налоговых систем различных государств, подходы в построении которых могут быть различны. Например, нет единого мнения о принципах осуществления налогообложения доходов от реализации электронных товаров (услуг): по принципу резидентства или по принципу территориальности. Эти различия могут привести к проблеме международного двойного налогообложения или к пробелам в налогообложении, к международному налоговому планированию и к уклонению от уплаты налогов. Несмотря на имеющиеся положения по устранению двойного налогообложения, установленные в национальных налоговых законодательствах, наиболее эффективным средством на сегодняшний день в частичном решении проблемы являются международные соглашения.
На основе анализа российской налоговой системы, сделан вывод, что в российском законодательстве нет специальных норм, касающихся непосредственного налогообложения реализации товаров, работ и услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности. Минфин России разъясняет, что данный вид предпринимательской деятельности подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
В настоящих условиях налогообложение реализации товаров и цифровых услуг в сфере электронной торговой деятельности может происходить в рамках двух налоговых режимов: общей системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения.
Установлено, что цифровые услуги в отличие от материального товара при покупке из-за рубежа по электронным каналам связи не подлежит обложению таможенными платежами.
Рассматривая общую систему налогообложения, значимость для исследования представляют налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.
По налоговой статистике относительно рынка электронной торговли России нет официальных данных, поэтому нами были рассчитаны приблизительные налоговые поступления по налогу на прибыль и НДС консолидированного бюджета Российской Федерации от операций электронной торговли с 2011 по 2015 год. Суммарные поступления за пять лет составили 82,65 млрд. рублей. Также были спрогнозированы налоговые поступления на ближайшие три года. Суммарные налоговые поступления российского бюджета от операций электронной торговли к 2018 году могут составить 117,18 млрд. рублей.
Очевидно, что в России, как и в большинстве стран, существует проблема уклонения от уплаты налогов из -за сложностей контроля над сделками в Сети.
В связи с чем, нами были рассчитаны налоговые потери российского бюджета с 2011 по 2015 год. Суммарные потери за пять лет составили 41,33 млрд. рублей.
Также были спрогнозированы налоговые потери российского бюджета от операций электронной торговли на ближайшие три года. Суммарные потери за три года могут составить 58,74 млрд. рублей.
В целях совершенствования механизма косвенного налогообложения в сфере электронной предпринимательской деятельности предлагается:
- рассматривать реализацию электронных продуктов как услугу;
- определить состав цифровых услуг, включив в него: реализацию цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и других услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями. Все это должно облагаться НДС.
- признать местом реализации электронных товаров (услуг) местонахождение покупателя;
- в целях соблюдения нейтрального характера НДС по отношению к осуществлению предпринимательской деятельности, целесообразно отказаться от обязанности по перечислению НДС в бюджет для получения налогового вычета. Что касается начисления НДС за иностранное лицо, то необходимо установить момент определения налоговой базы в обычном порядке как «наиболее ранняя дата из следующих дат: день оплаты или день оказания (получения)услуг»;
- внедрить механизм постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России;
- обозначить ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России.
В рамках частичной реализации плана противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из -под налогообложения, подготовленного ОЭСР по поручению стран «Большой Двадцатки», мерой по противодействию уклонению от налогообложения прямой электронной предпринимательской деятельности, по нашему мнению, может быть усовершенствование концепции постоянного представительства на базе единственного критерия уровня деловой активности, используя механизм постановки иностранных продавцов, реализующих цифровые услуги российским конечным потребителям (физическим лицам), для целей НДС в России.
В целях налогового администрирования необходимо установить обязанность кредитных организаций представлять справочную информацию об иностранных поставщиках, реализующих цифровые услуги жителям России, в Банк России с целью систематизации и передачи в ФНС России.
Особое внимание должно уделяться международному сотрудничеству с налоговыми органами других стран в целях предоставления необходимой информации для эффективного налогового администрирования, с международными организациями по дальнейшему развитию механизмов налогообложения и администрирования электронной предпринимательской деятельности. В случаях, когда будут принципиальные расхождения, образовывающие международное двойное налогообложение, необходимо заключить соглашения об избежании двойного налогообложения, по крайне мере с государствами, с которыми у нас наблюдается достаточно большой соответствующий денежный оборот. В будущем всем государствам, так или иначе, придется перейти на международные унифицированные правила, разработка которых в настоящее время уже ведется ОЭСР и ВТО и другими организациями.
В целях исключения уклонения от уплаты налогов предлагается наделить обязанностью аккредитованных регистраторов в доменах .RU и .РФ по передаче сведений органам ФНС России в отношении лиц, поставленных на налоговый учет в качестве субъектов предпринимательства, и в органы МВД России в отношении иных лиц. Установить обязанность ФНС России по выкладке соответствующей информации в свой сервис «Проверь себя и контрагента». В свою очередь ФНС России, получая соответствующие данные о налогоплательщике и его доменном имени, смогут осуществлять налоговый контроль на должном уровне в сфере электронной торговой деятельности.
Что касается, налогообложения этой деятельности, то оно должно быть нейтральным по отношению к традиционным сделкам, но в то же время налоговая система должна обладать гибкостью, приспосабливаясь к новым явлениям экономической жизни.
Несмотря на различную терминологию обозначения данного вида деятельности в сфере налогообложения, например, «электронная коммерция», «электронная торговля», «электронная экономическая деятельность» и другие, предполагаем, что наиболее удачно использовать такое понятие как «электронная торговая деятельность», ведь для целей налогообложения интерес представляют отношения, связанные с осуществлением торговой деятельности. Определено, что электронная торговая деятельность для целей налогообложения - деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации товаров и цифровых услуг, посредством глобальной сети Интернет, приводящее к возникновению стоимостных, количественных или физических характеристик, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Также для целей налогообложения дано определение цифровым услугам. Под цифровыми услугами понимается оказание услуг через информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет" или иную аналогичную электронную сеть автоматизированно с использованием информационных технологий.
Предложенное определение «электронной торговой деятельности» и «цифровых услуг» необходимо законодательно закрепить, что на практике будет способствовать повышению налоговой дисциплины плательщиков налогов и сборов.
Выявлены достоинства и недостатки электронной торговли для потребителей, организаций и экономики страны в целом. Автором обобщена и дополнена классификация операций электронной торговли. При применении норм налогового кодекса Российской Федерации к регулированию электронной торговой деятельности не всегда очевидно, является ли предмет реализации товаром, работой или услугой. Например, материальные товары, заказываемые через Интернет и доставляемые по обычной почте или с курьером, - это товары, а к чему отнести, например, реализацию музыкальных произведений - к товару или услуге, не определено. Автором дана классификация операций электронной торговли для целей налогообложения в зависимости от объекта в цифровом виде, которая позволяет определить состав цифровых услуг для целей налогообложения. Данную группировку предлагается использовать на практике. Данная классификация позволяет понять, что же в итоге относить к цифровым услугам для целей налогообложения.
Исследован опыт налогообложения в ведущих зарубежных странах. В результате установлено, что в США с 1998 по 2015 год действует мораторий на введение новых налогов на электронную предпринимательскую деятельность. Имеются две точки зрения. Согласно первой из них мораторий следует отменить, так как он отрицательно сказывается на доходах бюджетной системы США, тогда как другие высказываются за продление моратория в целях дальнейшего развития данного вида деятельности. США предлагают признать сервер постоянным представительством, при этом Индия считает, что концепция постоянного представительства в этом вопросе не применима и от нее следует отказаться в пользу налогообложения пассивных доходов, аналогично роялти.
Однако ОЭСР считает, что доход от реализации электронных товаров и услуг в большинстве случаев не может носить характер роялти, по причине того, что покупателю передаются лишь права пользования продуктом, а не копирайтом.
Европейские государства еще в начале 21 века принимали попытки налогообложения электронной торговой деятельности посредством введения побитового налога. В Европейских странах рассматривалась возможность введения налога на использовании сети Интернет в деловых целях, и предпринималась попытка идентификации соответствующих субъектов. Однако эти государства пришли к тому, что для налогообложения реализации соответствующих товаров (услуг) достаточно обычного НДС. Ими установлено, что электронный продукт следует рассматривать как услугу для целей НДС. НДС в отношении электронных услуг, перечень которых определен, необходимо взимать по принципу страны потребления.
Механизм налогообложения трансграничных сделок подпадает по действие налоговых систем различных государств, подходы в построении которых могут быть различны. Например, нет единого мнения о принципах осуществления налогообложения доходов от реализации электронных товаров (услуг): по принципу резидентства или по принципу территориальности. Эти различия могут привести к проблеме международного двойного налогообложения или к пробелам в налогообложении, к международному налоговому планированию и к уклонению от уплаты налогов. Несмотря на имеющиеся положения по устранению двойного налогообложения, установленные в национальных налоговых законодательствах, наиболее эффективным средством на сегодняшний день в частичном решении проблемы являются международные соглашения.
На основе анализа российской налоговой системы, сделан вывод, что в российском законодательстве нет специальных норм, касающихся непосредственного налогообложения реализации товаров, работ и услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности. Минфин России разъясняет, что данный вид предпринимательской деятельности подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
В настоящих условиях налогообложение реализации товаров и цифровых услуг в сфере электронной торговой деятельности может происходить в рамках двух налоговых режимов: общей системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения.
Установлено, что цифровые услуги в отличие от материального товара при покупке из-за рубежа по электронным каналам связи не подлежит обложению таможенными платежами.
Рассматривая общую систему налогообложения, значимость для исследования представляют налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.
По налоговой статистике относительно рынка электронной торговли России нет официальных данных, поэтому нами были рассчитаны приблизительные налоговые поступления по налогу на прибыль и НДС консолидированного бюджета Российской Федерации от операций электронной торговли с 2011 по 2015 год. Суммарные поступления за пять лет составили 82,65 млрд. рублей. Также были спрогнозированы налоговые поступления на ближайшие три года. Суммарные налоговые поступления российского бюджета от операций электронной торговли к 2018 году могут составить 117,18 млрд. рублей.
Очевидно, что в России, как и в большинстве стран, существует проблема уклонения от уплаты налогов из -за сложностей контроля над сделками в Сети.
В связи с чем, нами были рассчитаны налоговые потери российского бюджета с 2011 по 2015 год. Суммарные потери за пять лет составили 41,33 млрд. рублей.
Также были спрогнозированы налоговые потери российского бюджета от операций электронной торговли на ближайшие три года. Суммарные потери за три года могут составить 58,74 млрд. рублей.
В целях совершенствования механизма косвенного налогообложения в сфере электронной предпринимательской деятельности предлагается:
- рассматривать реализацию электронных продуктов как услугу;
- определить состав цифровых услуг, включив в него: реализацию цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и других услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями. Все это должно облагаться НДС.
- признать местом реализации электронных товаров (услуг) местонахождение покупателя;
- в целях соблюдения нейтрального характера НДС по отношению к осуществлению предпринимательской деятельности, целесообразно отказаться от обязанности по перечислению НДС в бюджет для получения налогового вычета. Что касается начисления НДС за иностранное лицо, то необходимо установить момент определения налоговой базы в обычном порядке как «наиболее ранняя дата из следующих дат: день оплаты или день оказания (получения)услуг»;
- внедрить механизм постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России;
- обозначить ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России.
В рамках частичной реализации плана противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из -под налогообложения, подготовленного ОЭСР по поручению стран «Большой Двадцатки», мерой по противодействию уклонению от налогообложения прямой электронной предпринимательской деятельности, по нашему мнению, может быть усовершенствование концепции постоянного представительства на базе единственного критерия уровня деловой активности, используя механизм постановки иностранных продавцов, реализующих цифровые услуги российским конечным потребителям (физическим лицам), для целей НДС в России.
В целях налогового администрирования необходимо установить обязанность кредитных организаций представлять справочную информацию об иностранных поставщиках, реализующих цифровые услуги жителям России, в Банк России с целью систематизации и передачи в ФНС России.
Особое внимание должно уделяться международному сотрудничеству с налоговыми органами других стран в целях предоставления необходимой информации для эффективного налогового администрирования, с международными организациями по дальнейшему развитию механизмов налогообложения и администрирования электронной предпринимательской деятельности. В случаях, когда будут принципиальные расхождения, образовывающие международное двойное налогообложение, необходимо заключить соглашения об избежании двойного налогообложения, по крайне мере с государствами, с которыми у нас наблюдается достаточно большой соответствующий денежный оборот. В будущем всем государствам, так или иначе, придется перейти на международные унифицированные правила, разработка которых в настоящее время уже ведется ОЭСР и ВТО и другими организациями.
В целях исключения уклонения от уплаты налогов предлагается наделить обязанностью аккредитованных регистраторов в доменах .RU и .РФ по передаче сведений органам ФНС России в отношении лиц, поставленных на налоговый учет в качестве субъектов предпринимательства, и в органы МВД России в отношении иных лиц. Установить обязанность ФНС России по выкладке соответствующей информации в свой сервис «Проверь себя и контрагента». В свою очередь ФНС России, получая соответствующие данные о налогоплательщике и его доменном имени, смогут осуществлять налоговый контроль на должном уровне в сфере электронной торговой деятельности.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Налогообложение в сфере электронной коммерческой деятельности
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА БАЗЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Электронная торговля как фактор развития мировой экономики на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование торговой деятельности предприятия розничной торговли (Алтайский государственный технический университет)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Контроль соблюдения требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществляемый антимонопольными органами
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование электронной коммерции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Налогообложение электронной коммерции: российский и зарубежный опыт
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



