ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа процесса управления экологической безопасностью транспорта на региональном уровне 6
1.1. Сущность понятия “экологическая безопасность транспорта” и
особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой 6
1.2. Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере
транспорта на региональном уровне 20
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса управления экологической безопасностью транспорта на региональном уровне 31
2.1 Сравнительный анализ уровня экологической безопасности
транспорта в регионах России (Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Самарская обл.) 31
2.2. Сущность и значение государственного контроля и надзора в
области экологической безопасности транспорта 41
Глава 3. Возможные направления совершенствования процесса управления экологической безопасностью транспорта на региональном уровне 49
3.1. Зарубежный опыт обеспечения экологической безопасности
транспорта: возможность его применения в российских условиях 49
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию процесса управления экологической безопасностью транспорта в регионах России ..56
Заключение 63
Библиографический список 68
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа процесса управления экологической безопасностью транспорта на региональном уровне 6
1.1. Сущность понятия “экологическая безопасность транспорта” и
особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой 6
1.2. Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере
транспорта на региональном уровне 20
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса управления экологической безопасностью транспорта на региональном уровне 31
2.1 Сравнительный анализ уровня экологической безопасности
транспорта в регионах России (Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Самарская обл.) 31
2.2. Сущность и значение государственного контроля и надзора в
области экологической безопасности транспорта 41
Глава 3. Возможные направления совершенствования процесса управления экологической безопасностью транспорта на региональном уровне 49
3.1. Зарубежный опыт обеспечения экологической безопасности
транспорта: возможность его применения в российских условиях 49
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию процесса управления экологической безопасностью транспорта в регионах России ..56
Заключение 63
Библиографический список 68
На сегодняшний день транспорт является важнейшим связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает условия жизнедеятельности региона, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.
Однако, развитие транспорта, содействуя прогрессу цивилизации, одновременно создает и усугубляет многие проблемы человечества, которые в настоящее время способствуют движению мировой цивилизации к глобальной экологической катастрофе. Транспорт в целом порождает комплекс региональных экологических проблем, его воздействие проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума и теплового загрязнения окружающей среды городов. Уменьшение вредного воздействия токсичных веществ от автомобильного транспорта - одна из важных задач ученых со всего мира.
Проблемы экологической безопасности транспорта - составная часть экологической безопасности многих стран. Снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду уже приобрело достаточно большое значение для государства.
Государственная политика в области экологии направлена на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Тенденция ухудшения экологической обстановки и разрушения окружающей среды вызывает обеспокоенность населения, общественных движений, а также политических партий. Поскольку в современных условиях повысилась роль региональных органов власти, вырабатывающих и реализующих свою собственную экологическую политику, становится очевидным, что необходимо искать новые подходы к реализации региональной политики в области экологии, которая должна опираться на современные принципы и обновленные механизмы ее реализации.
Объект выпускной квалификационной работы - экологическая безопасность транспорта региона.
Предмет выпускной квалификационной работы - управление экологической безопасностью транспорта Республики Татарстан, Астраханской, Волгоградской и Самарской областей.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать управление экологической безопасностью транспорта в Республике Татарстан, Астраханской, Волгоградской и Самарской областях.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) раскрыть сущность понятия «экологическая безопасность транспорта»;
2) рассмотреть особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой;
3) изучить правовое обеспечение экологической безопасности в сфере транспорта;
4) проанализировать сущность и значение государственного контроля и надзора в области экологической безопасности транспорта;
5) провести сравнительный анализ уровня экологической безопасности транспорта в регионах России (Татарстан, Астраханская, Самарская обл.);
6) сформулировать предложения и рекомендации по снижению отрицательного влияния автомобилизации как комплекса технических, организационных, экономических и управленческих мероприятий в регионах России.
Разработанность данной темы в литературе имеет тенденцию к расширению. Некоторые проблемы уже нашли отражение в работах ряда ученых. Те или иные аспекты стали объектом исследования в работах Куприяновой И.Ю., Шатунова М.Н., Горбатенко В.А., Диковой Т.В., Изергина Н.Д., Карапетянц И.В., Николайкина Н.И., Старкова Е.Ю., Виноградова С.В. и некоторых других.
В работе использовались нормативно-правовые акты, среди которых проект Федерального закона «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», государственные стандарты, материалы преддипломной практики, периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.
Методологическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы метод системного анализа, метод сравнительного анализа, метод анализа документов, правового анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе изучается понятие «экологической безопасности транспорта, а также особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой. Во второй главе изучается правовое обеспечение экологической безопасности в сфере транспорта и анализируется сущность и значение государственного контроля и надзора в области экологической безопасности транспорта. В третьей главе анализируется уровень экологической безопасности транспорта в регионах России (Татарстан, Астраханская, Самарская обл.), а также предлагаются рекомендации по снижению отрицательного влияния автомобилизации как комплекса технических, организационных, экономических и управленческих мероприятий в регионах России. В заключении приводятся выводы проведенного исследования.
Однако, развитие транспорта, содействуя прогрессу цивилизации, одновременно создает и усугубляет многие проблемы человечества, которые в настоящее время способствуют движению мировой цивилизации к глобальной экологической катастрофе. Транспорт в целом порождает комплекс региональных экологических проблем, его воздействие проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума и теплового загрязнения окружающей среды городов. Уменьшение вредного воздействия токсичных веществ от автомобильного транспорта - одна из важных задач ученых со всего мира.
Проблемы экологической безопасности транспорта - составная часть экологической безопасности многих стран. Снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду уже приобрело достаточно большое значение для государства.
Государственная политика в области экологии направлена на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Тенденция ухудшения экологической обстановки и разрушения окружающей среды вызывает обеспокоенность населения, общественных движений, а также политических партий. Поскольку в современных условиях повысилась роль региональных органов власти, вырабатывающих и реализующих свою собственную экологическую политику, становится очевидным, что необходимо искать новые подходы к реализации региональной политики в области экологии, которая должна опираться на современные принципы и обновленные механизмы ее реализации.
Объект выпускной квалификационной работы - экологическая безопасность транспорта региона.
Предмет выпускной квалификационной работы - управление экологической безопасностью транспорта Республики Татарстан, Астраханской, Волгоградской и Самарской областей.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать управление экологической безопасностью транспорта в Республике Татарстан, Астраханской, Волгоградской и Самарской областях.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) раскрыть сущность понятия «экологическая безопасность транспорта»;
2) рассмотреть особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой;
3) изучить правовое обеспечение экологической безопасности в сфере транспорта;
4) проанализировать сущность и значение государственного контроля и надзора в области экологической безопасности транспорта;
5) провести сравнительный анализ уровня экологической безопасности транспорта в регионах России (Татарстан, Астраханская, Самарская обл.);
6) сформулировать предложения и рекомендации по снижению отрицательного влияния автомобилизации как комплекса технических, организационных, экономических и управленческих мероприятий в регионах России.
Разработанность данной темы в литературе имеет тенденцию к расширению. Некоторые проблемы уже нашли отражение в работах ряда ученых. Те или иные аспекты стали объектом исследования в работах Куприяновой И.Ю., Шатунова М.Н., Горбатенко В.А., Диковой Т.В., Изергина Н.Д., Карапетянц И.В., Николайкина Н.И., Старкова Е.Ю., Виноградова С.В. и некоторых других.
В работе использовались нормативно-правовые акты, среди которых проект Федерального закона «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», государственные стандарты, материалы преддипломной практики, периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.
Методологическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы метод системного анализа, метод сравнительного анализа, метод анализа документов, правового анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе изучается понятие «экологической безопасности транспорта, а также особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой. Во второй главе изучается правовое обеспечение экологической безопасности в сфере транспорта и анализируется сущность и значение государственного контроля и надзора в области экологической безопасности транспорта. В третьей главе анализируется уровень экологической безопасности транспорта в регионах России (Татарстан, Астраханская, Самарская обл.), а также предлагаются рекомендации по снижению отрицательного влияния автомобилизации как комплекса технических, организационных, экономических и управленческих мероприятий в регионах России. В заключении приводятся выводы проведенного исследования.
Развитие транспорта содействует прогрессу цивилизации, но в то же время создает и усугубляет многие проблемы человечества, способствующих движения мировой цивилизации к глобальной экологической катастрофе. В целом транспорт порождает ряд региональных экологических проблем.
Основной источник загрязнения атмосферы - транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания.
Основными видами влияния транспорта на природные ресурсы и окружающую среду являются: загрязнение токсичными веществами отработавших газов двигателей, выбросы опасных веществ в атмосферу от стационарных источников транспортной инфраструктуры, засорение придорожной почвы оседающими токсичными компонентами, влияние транспортных шумов, образование отходов, загрязнение поверхностных вод сточными водами.
Автомобильный транспорт - основной фактор экономики страны, сохраняющий доминирующую роль в загрязнении природной среды. Отрицательное влияние транспорта в первую очередь проявляется в больших городах и мегаполисах, а также на территориях, где организовано интенсивное движение транспорта.
Влияние автомобильного транспорта на природную среду в большей степени определяется техническим состоянием парка автомобилей и качеством топлива.
Понятие экологической безопасности транспорта имеет множество определений. Для каждого вида транспорта существует свое определение экологической безопасности. Однако, все эти определения сводятся к тому, что экологическая безопасность - совокупность свойств всех видов транспорта, которая направлена на сохранение и обеспечение экологического равновесия природы, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, а также на жизнь и здоровье людей.
После рассмотрения особенностей взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой, можно сделать вывод о том, что возникновение экологических проблем - результат существенного негативного влияния общества на окружающую природную среду в таких размерах, которые превышают ее самовосстановительные возможности. На сегодняшний день основные составляющие антропогенного воздействия на природную среду - использование ее природно-ресурсного потенциала с интенсивностью, которая в разы превышает скорость его восстановления. Основное вредное воздействие на природную среду оказывается двигателями транспортных средств, их выхлопными газами. Также, большую опасность представляет транспортировка нефти и нефтепродуктов, так как их разливы происходят на больших территориях и являются серьезной угрозой для экологии.
В Российской Федерации правовое регулирование в сфере транспорта осуществляется, пусть и не в такой мере как, например, в странах Европейского Союза. Однако, оно имеет тенденцию к улучшению. Постепенно российские регламенты приходят в соответствие с европейскими стандартами, что обусловлено постоянной работой в данной сфере, совершенствованию технических регламентов и нормативов, поскольку сохранение окружающей среды и экологической безопасности в жизни людей являются важными задачами правительств многих стран.
А вступление России в ВТО должно обеспечить привлечение из-за рубежа инноваций для развития в стране экологичных видов транспорта, расширение инвестиций в их производство, ускорить переход на современные стандарты топлива. Приход зарубежных компаний, которые предлагают услуги по утилизации транспортных отходов, очистке сточных вод, загрязнения почвы заметно снизит негативные последствия транспортной деятельности.
Из проведенного анализа Республики Татарстан, Астраханской, Волгоградской и Самарской областей можно сделать следующие выводы. Во всех анализируемых регионах достаточно высокий уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что связано с большим количеством легковых автомобилей. Также, это связано с тем, что все они являются важными транспортными узлами, а транспортная инфраструктура - один из важнейших факторов экономического развития и процветания регионов.
Во всех регионах, кроме Самарской области, замечено снижение количества загрязняющих веществ в атмосферу. Однако, именно в Самарской области уровень выбросов и улавливания вредных веществ находится на одном уровне, в то время как в других регионах разница между этими показателями больше практически в два раза. Это связано с увеличением ввода мощностей природоохранного назначения в области.
По такому показателю как инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Волгоградская и Самарская области имеют тенденцию к увеличению, а Республика Татарстан и Астраханская область снижают количество таких инвестиций.
В Республике Татарстан и Самарской области замечен высокий уровень выбросов загрязняющих веществ, что связано с тем, что на их территории расположены крупные транспортные узлы, соединяющие север и юг, восток и запад страны, следовательно, имеющие большую транспортную проходимость.
Государственный экологический контроль - это специальная функция государства, которая призвана обеспечивать и сохранять благоприятную среду для жизни и здоровья людей, контролировать юридические и физические лица при их хозяйственной деятельности, поддерживать и не доводить нормы экологической безопасности до критических показателей. Также, существует большое количество надзорных и контрольных органов для всех видов транспорта, что позволяет контролировать соответствующие сферы деятельности и получать достоверную информацию по ним.
Государственный контроль и государственный надзор является необходимой составной частью государственного управления.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. Экологические налоги все шире используются для оказания влияния на хозяйствующие субъекты, поскольку данные налоги приносят доход, впоследствии используемый для создания программ, которые направлены на содействие дальнейшему развитию охраны окружающей среды. Следует отметить, что основной целью введения экологических налогов и платежей является не фискальная направленность, т.е. не пополнение бюджетов разных уровней, а стимулирование налогоплательщиков к бережному отношению к природной среде и ресурсосбережению. Система экологических налогов и платежей является достаточно эффективной и представляет безусловный интерес для применения в российских условиях. Экологические налоги, по опыту зарубежных стран, позволят распределять нагрузку следующим образом: налоги, которыми будут облагаться предприятия и физические лица, причиняющие ущерб природной среде, в последующем должны перераспределяться для поддержки развития возобновляемых источников энергии. Таким образом заработает принцип «кто загрязняет - тот платит».
Стратегическая цель государственной экологической политики - решение социально-экономических задач, которые обеспечивают экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной природной среды, природных ресурсов и биологического разнообразия для удовлетворения потребностей нынешнего и последующих поколений, реализация права всех людей на благоприятную природную среду, укрепление правопорядка в сфере охраны природной среды и обеспечение экологической безопасности. Для обеспечения экологической безопасности на региональном уровне необходимо обоснованно размещать хозяйственные и жилищно-коммунальные объекты, а также максимально использовать возможности и специфику каждого отдельного субъекта РФ.
Политика, ориентированная на экологическую безопасность транспорта, должна основываться на жестких экологических нормативах, которые должны соответствовать действующим международным требованиям, а также на эффективной системе контроля и надзора за их соблюдением.
Для снижения негативного воздействия транспорта на природную среду необходимо проводить постоянные контрольные и надзорные мероприятия, включающие проверку дымности и токсичности отработавших газов автомобилей, с привлечением владельцев транспортных средств к ответственности за нарушения природоохранного законодательства. Также, необходимо привлекать к ответственности предприятия, которые выпускают на линию транспортные средства, несоответствующие установленным нормативам дымности и токсичности отработавших газов.
Одним из основных мероприятий для снижения отрицательного воздействия автомобильного транспорта является перевод парка автомобилей на более безопасные виды топлива, такое как сжатый природный газ, а также поэтапная замена автомобилей на автомобили экологических классов «Евро-4» и «Евро-5».
Основной источник загрязнения атмосферы - транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания.
Основными видами влияния транспорта на природные ресурсы и окружающую среду являются: загрязнение токсичными веществами отработавших газов двигателей, выбросы опасных веществ в атмосферу от стационарных источников транспортной инфраструктуры, засорение придорожной почвы оседающими токсичными компонентами, влияние транспортных шумов, образование отходов, загрязнение поверхностных вод сточными водами.
Автомобильный транспорт - основной фактор экономики страны, сохраняющий доминирующую роль в загрязнении природной среды. Отрицательное влияние транспорта в первую очередь проявляется в больших городах и мегаполисах, а также на территориях, где организовано интенсивное движение транспорта.
Влияние автомобильного транспорта на природную среду в большей степени определяется техническим состоянием парка автомобилей и качеством топлива.
Понятие экологической безопасности транспорта имеет множество определений. Для каждого вида транспорта существует свое определение экологической безопасности. Однако, все эти определения сводятся к тому, что экологическая безопасность - совокупность свойств всех видов транспорта, которая направлена на сохранение и обеспечение экологического равновесия природы, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, а также на жизнь и здоровье людей.
После рассмотрения особенностей взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой, можно сделать вывод о том, что возникновение экологических проблем - результат существенного негативного влияния общества на окружающую природную среду в таких размерах, которые превышают ее самовосстановительные возможности. На сегодняшний день основные составляющие антропогенного воздействия на природную среду - использование ее природно-ресурсного потенциала с интенсивностью, которая в разы превышает скорость его восстановления. Основное вредное воздействие на природную среду оказывается двигателями транспортных средств, их выхлопными газами. Также, большую опасность представляет транспортировка нефти и нефтепродуктов, так как их разливы происходят на больших территориях и являются серьезной угрозой для экологии.
В Российской Федерации правовое регулирование в сфере транспорта осуществляется, пусть и не в такой мере как, например, в странах Европейского Союза. Однако, оно имеет тенденцию к улучшению. Постепенно российские регламенты приходят в соответствие с европейскими стандартами, что обусловлено постоянной работой в данной сфере, совершенствованию технических регламентов и нормативов, поскольку сохранение окружающей среды и экологической безопасности в жизни людей являются важными задачами правительств многих стран.
А вступление России в ВТО должно обеспечить привлечение из-за рубежа инноваций для развития в стране экологичных видов транспорта, расширение инвестиций в их производство, ускорить переход на современные стандарты топлива. Приход зарубежных компаний, которые предлагают услуги по утилизации транспортных отходов, очистке сточных вод, загрязнения почвы заметно снизит негативные последствия транспортной деятельности.
Из проведенного анализа Республики Татарстан, Астраханской, Волгоградской и Самарской областей можно сделать следующие выводы. Во всех анализируемых регионах достаточно высокий уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что связано с большим количеством легковых автомобилей. Также, это связано с тем, что все они являются важными транспортными узлами, а транспортная инфраструктура - один из важнейших факторов экономического развития и процветания регионов.
Во всех регионах, кроме Самарской области, замечено снижение количества загрязняющих веществ в атмосферу. Однако, именно в Самарской области уровень выбросов и улавливания вредных веществ находится на одном уровне, в то время как в других регионах разница между этими показателями больше практически в два раза. Это связано с увеличением ввода мощностей природоохранного назначения в области.
По такому показателю как инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Волгоградская и Самарская области имеют тенденцию к увеличению, а Республика Татарстан и Астраханская область снижают количество таких инвестиций.
В Республике Татарстан и Самарской области замечен высокий уровень выбросов загрязняющих веществ, что связано с тем, что на их территории расположены крупные транспортные узлы, соединяющие север и юг, восток и запад страны, следовательно, имеющие большую транспортную проходимость.
Государственный экологический контроль - это специальная функция государства, которая призвана обеспечивать и сохранять благоприятную среду для жизни и здоровья людей, контролировать юридические и физические лица при их хозяйственной деятельности, поддерживать и не доводить нормы экологической безопасности до критических показателей. Также, существует большое количество надзорных и контрольных органов для всех видов транспорта, что позволяет контролировать соответствующие сферы деятельности и получать достоверную информацию по ним.
Государственный контроль и государственный надзор является необходимой составной частью государственного управления.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. Экологические налоги все шире используются для оказания влияния на хозяйствующие субъекты, поскольку данные налоги приносят доход, впоследствии используемый для создания программ, которые направлены на содействие дальнейшему развитию охраны окружающей среды. Следует отметить, что основной целью введения экологических налогов и платежей является не фискальная направленность, т.е. не пополнение бюджетов разных уровней, а стимулирование налогоплательщиков к бережному отношению к природной среде и ресурсосбережению. Система экологических налогов и платежей является достаточно эффективной и представляет безусловный интерес для применения в российских условиях. Экологические налоги, по опыту зарубежных стран, позволят распределять нагрузку следующим образом: налоги, которыми будут облагаться предприятия и физические лица, причиняющие ущерб природной среде, в последующем должны перераспределяться для поддержки развития возобновляемых источников энергии. Таким образом заработает принцип «кто загрязняет - тот платит».
Стратегическая цель государственной экологической политики - решение социально-экономических задач, которые обеспечивают экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной природной среды, природных ресурсов и биологического разнообразия для удовлетворения потребностей нынешнего и последующих поколений, реализация права всех людей на благоприятную природную среду, укрепление правопорядка в сфере охраны природной среды и обеспечение экологической безопасности. Для обеспечения экологической безопасности на региональном уровне необходимо обоснованно размещать хозяйственные и жилищно-коммунальные объекты, а также максимально использовать возможности и специфику каждого отдельного субъекта РФ.
Политика, ориентированная на экологическую безопасность транспорта, должна основываться на жестких экологических нормативах, которые должны соответствовать действующим международным требованиям, а также на эффективной системе контроля и надзора за их соблюдением.
Для снижения негативного воздействия транспорта на природную среду необходимо проводить постоянные контрольные и надзорные мероприятия, включающие проверку дымности и токсичности отработавших газов автомобилей, с привлечением владельцев транспортных средств к ответственности за нарушения природоохранного законодательства. Также, необходимо привлекать к ответственности предприятия, которые выпускают на линию транспортные средства, несоответствующие установленным нормативам дымности и токсичности отработавших газов.
Одним из основных мероприятий для снижения отрицательного воздействия автомобильного транспорта является перевод парка автомобилей на более безопасные виды топлива, такое как сжатый природный газ, а также поэтапная замена автомобилей на автомобили экологических классов «Евро-4» и «Евро-5».
Подобные работы
- ТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ЭФИРЕ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОЙ ТЕЛЕКОМПАНИИ «ТЕЛЕСФЕРА - 7 КАНАЛ»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы к решению проблем переработки и утилизации
отходов
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ ИНВАЛИДОВ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Факторы влияния на развитие экономики стран ЕС
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития городской среды на примере г. Сосновый Бор
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Оценка современного состояния и разработка мероприятий по обеспечению экологической безопасности газотранспортной системы на региональном уровне (на материалах Краснодарского края)
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020



