Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации 6
1.1. Экономическая сущность налогообложения доходов и имущества физических лиц 6
1.2. Эволюция налогообложения физических лиц в Российской Федерации и за рубежом 19
1.3. Особенности исчисления налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации 26
2. Действующая практика налогообложения физических лиц в Российской Федерации 38
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогам,
уплачиваемым физическими лицами 40
2.2. Анализ поступлений налогов, уплачиваемых физическими лицами в
бюджетную систему Российской Федерации 54
3. Совершенствование налогообложения физических лиц в Российской Федерации 68
3.1. Международный опыт налогообложения физических лиц и возможности его применения в России 68
Заключение 87
Список использованной литературы 95
Приложения
Актуальность работы определяется определением оптимальной формы налогообложения доходов и имущества физических лиц в России. Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, и вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности. Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что наиболее крупными доходными статьями бюджетов являются налог на доходы населения, уплачиваемый по прогрессивной шкале, и имущественные налоги с физических лиц. Их влияние на реальный уровень жизни физических лиц имеет существенную экономическую и социальную значимость. В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства.
Формирование подоходно-имущественного налогообложения в России должно учитывать все возможности данных налоговых платежей и международный опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также отвечать социально-экономической ситуации в стране, координироваться с макроэкономической финансовой политикой и стратегией социально - ориентированного экономического роста. Подоходный налог является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.
Справедливое налогообложение доходов населения является одним из центральных основ налоговой системы, поскольку именно объем свободных наличных денежных средств определяет уровень платежеспособного спроса и количество представленных на рынке товаров и услуг. Налог на доходы физических лиц играет ведущую роль в реализации перераспределительной политики государства, так как он предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах. В России применяется плоская тринадцатипроцентная ставка налога для большинства видов доходов граждан и практически неощутим необлагаемый налогом минимум доходов. В индустриальных странах, подвергаясь периодическому реформированию, подоходный налог с населения является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, действенным способом социальной поддержки и обеспечения справедливости налогообложения. Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что наиболее крупными доходными статьями местных бюджетов являются налог на доходы населения, уплачиваемый по прогрессивной шкале, и имущественные налоги с физических лиц.
В большинстве развитых стран мира поимущественные налоги являются важнейшей составляющей налоговой системы. В России налоги на имущество физических лиц и земельный налог не отражают реалий современной экономики, что объясняется нерациональным учетом и использованием объектов недвижимости, несоответствием налоговой базы современной экономике. Главной задачей проводимых реформ в имущественном налогообложении заявлена реализация принципа справедливости, обеспечение большего поступления налога на имущество физических лиц от дорогостоящей недвижимости, «инвестиционных» квартир. Система налогообложения недвижимости в мире имеет обширную практику применения, при этом налог на недвижимое имущество существует в 130 странах мира. В зарубежных государствах поступления от налога на недвижимое имущество составляют основную статью доходов местных бюджетов.
Объектом исследования в работе является налогообложение физических лиц в Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоги, уплачиваемые физическими лицами в Российской Федерации.
Целью работы является исследование особенностей организации и уплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога физических лиц, транспортного налога физических лиц и налога на доходы физических лиц, современных проблем исчисления и уплаты налогов, уплачиваемых физическими лицами.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность налогообложения доходов и имущества физических лиц;
- изучить эволюцию налогообложения физических лиц в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности исчисления налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации
- сделать анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогам, уплачиваемым физическими лицами в бюджет Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения физических лиц в Российской Федерации;
- изучить международный опыт налогообложения физических лиц и возможности его применения в России;
- наметить пути совершенствования имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации.
Структура работы содержит: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
При написании работы использовались труды: М.В. Мишустина, Н.М. Бобошко, А.Б.Паскачева, Л.И. Гончаренко, В.А. Кашина, В.Г. Панскова, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева, М.А. Котлярова, И.А. Майбурова, материалы периодических изданий: «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные их официальных источников.
Налогообложение физических лиц включает налоги с их имущества такие как: налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, а также налог с их дохода: на доходы физических лиц.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы налогообложения доходов и имущества физических лиц, и и в результате была выявлено, что в РФ для целей налогообложения доходом, доходом признаются любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество, если законодательство прямо не делает исключения или налогоплательщик не докажет обратное. Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц, экономическая сущность которого характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами с целью мобилизации средств в распоряжение государства. Налоговую базу по налогу на доходы физических лиц формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Особенности налогообложения доходов физических лиц устанавливаются не только в зависимости от вида дохода, но и от правового статуса физического лица (резидент или нерезидент Российской Федерации). Так, доходы нерезидентов Российской Федерации подлежат налогообложению только налогом на доходы физических лиц вне зависимости от их вида. В отношении доходов физических лиц - резидентов РФ установлены дифференцированные ставки налога на доходы физических лиц в зависимости от вида дохода. В отношении доходов физических лиц - нерезидентов РФ установлена ставка налога на доходы физических лиц в размере 30% и 15%. Основной проблемой в системе налогообложения физических лиц является отсутствие оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога, которая может быть разрешена только посредством введения прогрессивной шкалы налогообложения, отсутствует механизм защиты от снижения реально располагаемых доходов ниже прожиточного минимума.
В Российской Федерации налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства выступали необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. Становление налогообложения физических лиц в России осуществлялось параллельно с изменениями в ее политическом и экономическом устройстве. Система налогообложения дохода граждан прошла эволюцию от подоходного налога с населения в СССР до налога на доходы физических лиц. С 2001г. в Российской Федерации с принятием ч. II Налогового кодекса была введена новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в отличие от широко распространенного в ведущих странах мира прогрессивного индивидуального подоходного налога не способствует перераспределению доходов между обеспеченными и малообеспеченными гражданами страны.
В 90 -е годы ХХ века переход России на рыночные условия, развитие института частной собственности, приватизация потребовали введения нового налога на имущество физических лиц, введение земельного налога обусловлено не только выполнением фискальной функции, но и существенной ролью в регулировании употребления отдельного вида имущества. Налоговый механизм исчисления имущественных налогов заключается в том, что у каждого имущественного налога налоговой базой является стоимость имущества: в отношении налога на имущество физических лиц - это инвентарная (кадастровая) стоимость; в отношении земельного участка - кадастровая стоимость земельного участка; в отношении транспортного налога - технические возможности транспортного средства. Налоговый механизм установления налоговых ставок зависит от стоимости имущества, которая разбивается в группы в зависимости от стоимости. Налогом на имущество физических лиц, транспортным и земельным налогом облагаются различные виды движимого и недвижимого имущества. Различие реализации имущественного механизма налогообложения заключается в различном подходе к оценке стоимости имущества.
Во второй главе был проанализировано формирования налоговой базы и структуры начислений по налогам, уплачиваемым физическими лицами в бюджет Российской Федерации. В результате проведенного анализа была получены следующие результаты. За период 2013-2015г.г. формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации по ставке 13% показал, что при снижении общего количества плательщиков налога на доходы физических лиц на 29,7%, все показатели, формирующие налоговую базу, и сама налоговая база, увеличились также суммы исчисленного, перечисленного и излишне удержанного налога на доходы физических лиц. В структуре плательщиков налога на доходы физических лиц преобладают резиденты -граждане Российской Федерации. За 2013-2015г.г. произошло снижение показателей стандартных и социальных налоговых вычетов, при росте имущественных вычетов. В Российской Федерации при снижении общего количества плательщиков налога на доходы физических лиц по ставке 30% на 49%, все показатели, формирующие налоговую базу, и сама налоговая база уменьшились, при этом произошло снижение сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.
В Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц увеличилась при уменьшении количества налогоплательщиков, при этом увеличение суммы льгот по налогу привело к увеличению сумм недопоступлений в бюджет. По Республике Татарстан налоговая база по налогу на имущество физических лиц увеличилась при уменьшении количества налогоплательщиков, и снижении количества предоставленных льгот, что привело к снижению недопоступлений по налогу в бюджет. При снижении количества налогоплательщиков в Российской Федерации и Республике Татарстан поступления от налога на имущество физических лиц с каждым годом увеличиваются.
По Российской Федерации при росте количества плательщиков транспортного налога физических лиц увеличились все показатели, формирующие налоговую базу, и сама налоговая база, также увеличилось количество предоставленных льгот и связанных с этим налоговых недопоступлений в бюджет. При росте количества наземных транспортных средств выросла сумма транспортного налога, подлежащая уплате. При снижении количества водных транспортных средств выросла сумма транспортного налога, подлежащая уплате. При снижении количества воздушных транспортных средств, по которым предъявлен налог к уплате снизилась сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет. Налоговые платежи по наземному транспорту от физических лиц составляют 99,6-99,7 % совокупного объема платежей по данному налогу, менее 0,5 % - поступления по водным и воздушным транспортным средствам. При этом отмечается рост сумм задолженности по транспортному налогу по физическим лицам. В Республике Татарстан при увеличении плательщиков транспортного налога физических лиц все показатели, формирующие налоговую базу, и сама налоговая база увеличились, при увеличении поступлений от транспортного налога физических лиц в бюджет. При этом увеличение сумм предоставленных льгот по транспортному налогу вызвало увеличение суммы недопоступления транспортного налога физических лиц в бюджет.
По Российской Федерации при снижении количества плательщиков земельного налога физических лиц налоговая база увеличилась, сумма поступлений земельного налога в бюджет с каждым годом увеличивается, при снижении сумм предоставленных льгот по налогу, выросла сумма недопоступлений по налогу в бюджет. В Республике Татарстан при снижении количества плательщиков земельного налога физических лиц увеличились: налоговая база и сумма исчисленного налога, уменьшилась сумма предоставленных льгот, при этом увеличилась сумма налога не поступившая в бюджет.
В результате анализа выявлено, что по налогу на доходы физических лиц характерными нарушениями законодательства со стороны налогоплательщиков являются: завышение суммы социальных и имущественных налоговых вычетов, занижение налоговой базы в результате включения в состав профессиональных налоговых вычетов документально неподтвержденных расходов, непосредственно несвязанных с извлечением доходов, несвоевременное и (или) не в полном размере перечисление налоговыми агентами сумм удержанного налога на доходы физических лиц, неисчисление налога с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности (недвижимое имущество, автотранспортные средства) менее 3-х лет, неправомерное отнесение к налоговым вычетам расходов вследствие представления налогоплательщиком недостоверных учетных документов по взаимоотношениям с "подставными" организациями.
По налогу на имущество физических лиц наиболее характерными нарушениями законодательства со стороны налогоплательщиков являются: неправомерное занижение остаточной стоимости имущества, занижение налоговой базы на стоимость имущества незавершенного строительства, но реально введенных в эксплуатацию и используемых в экономической деятельности налогоплательщика, занижение налога за счет несвоевременного принятия на учет имущества, занижение суммы налога в связи с неверным исчислением платежей.
При формировании налоговой базы по транспортному налогу физических лиц наиболее характерными нарушениями законодательства со стороны налогоплательщиков являются: неисчисление налога в связи с сокрытием (не полном отражением) объектов налогообложения (транспортных средств), занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы, неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, в том числе, в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства), нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).
При формировании налоговой базы по земельному налогу физических лиц наиболее характерными нарушениями налогового законодательства являются: занижение налоговой базы в связи с неправильным определением кадастровой стоимости земельных участков, занижение суммы земельного налога в результате неправомерного применения более низкой налоговой ставки, неверный расчет коэффициента, применяемый при исчислении налога в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю), занижение суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет, в результате отражения в годовой декларации авансовых платежей в завышенном размере.
В третьей главе были рассмотрен международный опыт налогообложения физических лиц и возможности его применения в России. В результате анализа были выбраны для применения в России из зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц: применения прогрессивной шкалы налогообложения, освобождение физических лиц с низкими доходами по опыту Франции, введение необлагаемого налогом минимума, не менее установленного минимального прожиточного минимума, ежегодная индексация налоговых вычетов на уровень инфляции, пересмотр системы предоставления имущественных налоговых вычетов на основе опыта Франции, система семейного налогообложения доходов.
Для использования в России интересен опыт развитых странах в сфере налогообложения имущества, осуществляемый на основе двух групп налогов: налогов на совокупную стоимость имущества и налогов на отдельные виды имущества. Налоги на совокупную стоимость имущества, подразделяются на налоги на личное состояние физических лиц и налоги на имущество юридических лиц. При этом налогом на личное состояние облагается стоимость имущества физических лиц, за вычетом обязательств, возникающих в связи с владением имуществом. Оценка имущества производится на основе рыночной, или кадастровой, стоимости, определяемой в соответствии с методами, установленными законом.
Для использования в России интересен опыт зарубежных стран в вопросах налогообложения земельных участков, который различается в зависимости от хозяйственного назначения, при этом ставки этих налогов должны устанавливаться в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
На основе анализа зарубежного опыта налогообложения транспорта физических лиц для применения в России перспективным является: установление размера налога в зависимости от объема вредных выбросов, также интересен опыт США, где размер транспортного налога включен в цену на топливо, необходимо предусмотреть при регистрации повышенную плату за автомобили, сильно загрязняющие атмосферу.
Одним из важнейших направлений совершенствования налоговой политики Российской Федерации является введение единого налога на недвижимость, призванного заменить собой земельный налог и налог на имущество физических лиц. Введение налога вызывает многочисленные дискуссии, как в органах власти, так и в обществе в целом. В то же время данный налог широко применяется в экономически развитых странах мира.
При налогообложении доходов граждан в Российской Федерации перспективным направлением является уплата единого налога на недвижимое имущество. Концепция изменения налогообложении доходов граждан должна основываться на идее увеличения налоговой нагрузки на имущество высокообеспеченных граждан и ее ослабления в отношении людей со средними и низкими доходами, при этом достижение этой цели не должно ограничиваться введением дополнительных или отменой действующих налоговых льгот. Целесообразно использовать и другие налоговые механизмы, такие как введение прогрессивных ставок по уровню доходов, дифференциацию налоговых ставок в зависимости от видов доходов, социального статуса физического лица, замену налоговых льгот для отдельных категорий населения на социальные трансферты из бюджета. С целью снижения налоговой нагрузки на малоимущие слои населения необходимо ввести налоговый вычет, определяемый местными органами власти по формуле, учитывающей показатель прожиточного минимума в регионе.
Совершенствование администрирования транспортного налога предлагаем проводить по следующим направлениям: отменить транспортный налог и включить его в цену на топливо, при регистрации предусмотреть повышенную плата за автомобили, сильно загрязняющие атмосферу, в целях обеспечения экологии размер транспортного налога поставить в зависимость от объема вредных выбросов.
В налоговом администрировании земельного налога существуют такие проблемы: необходимо создать налоговые условия для невыгодности иметь неиспользуемые земельные участки, необходимо установить действующие ставки земельного налога в размере, соответствующем дифференциальной ренте, связанной с плодородием и местоположением земель, использование участков по нецелевому назначению должно выявляться в результате взаимодействию налоговых органов и органов муниципальных образований по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу. Совершенствование льгот по земельному налогу необходимо проводить по следующим направлениям: провести индексацию необлагаемого минимума до 50000 руб., установить льготы для установленных категорий лиц, в п.5 ст. 391 НК РФ только на один земельный участок на всей территории РФ, включить в перечень этих лиц пенсионеров, увеличить ставку налога для пустующих земель
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Части I, II и
III. - М.: Экзамен, 2016. - 336 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 704 с.
3. О налоговых органах Российской Федерации[Электронный ресурс]: закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-[(в ред. от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ.-
Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017.
5. О защите конкуренции: федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006г. № 135- ФЗ (в ред. от 3.07. 2016 г. № 264-ФЗ).- Информ.- правов. система «Эксперт- Гарант».- Версия от 20.06.2017.
6. Положение о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.09. 2004 г. № 506 (в ред. от
12.11.2016 г. № 1173).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017.
7. Об урегулировании задолженности физических лиц[Электронный ресурс]: Письмо ФНС России №ГД-4-8/18401@ от 21.10.2015.- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017
8. О транспортном налоге: Закон РТ от 29.11.2002 № 24-ЗРТ (с
изменениями, действующими в 2017 году) Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017
9. Об установлении единой даты начала применения на территории Республики
Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения [Электронный ресурс]: закон РТ от 30.10.2014 №82-ЗРТ.- Информ.- правов.
система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017
10.О налоге на имущество физических лиц[Электронный ресурс]: решение
Казанской городской думы от 20.11.2014 № 3-38 (с изм. от 03.08.2015 № 644).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 20.06.2017
11. О земельном налоге: решение Казанской Городской Думы от 11.11.2013 г. № 526 (в ред. от 14.12.2016.г. № 3-12).- Информ.- правов. система «Эксперт- Гарант».- Версия от 20.06.2017
12. Агузарова Ф. С. Местные налоги как источник формирования доходов бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации // Налоги и налогообложение.- 2015.-№ 7 (133). -с. 548-553
13. Аксенова А.А. Налог на доходы физических лиц: европейская практика администрирования налога// Интернет-журнал Науковедение.- 2014.-№3(22). с.2-5.
14. Артамонова Л. Г. Принципы налогового контроля и контрольной работы налоговых органов: современные тенденции // Налоги и налогообложение. -2015. -№8.- с. 5-11.
15. Бестаева З. У., Пайзулаев И. Реформирование системы налогообложения физических лиц в России// Налоги и налогообложение.- 2014.-№1.- с. 57-61.
16. Бобошко Н.М. Методология оценки и контроля в системе имущественного налогообложения. Автореферат дис. доктора экономических наук. -Йошкар- Ола - 2011
17. Богатырев С.Ю. Система имущественного налогообложения за рубежом// Финансы и кредит.- 2016.-№ 38. -с. 37-46.
18. Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации //Российская юстиция. -2016.- № 4. -с.21-25.
19. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: учебное пособие. - М., 2017. - 637 с.
20. Власова М.С. Налоги и налогообложение: учебное пособие / М.С. Власова,
О.В. Суханов. - М.: КНОРУС, 2016. - 222 с.
21. Галкина Ю.В. Основные направления совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации// Контентус. -2015. № 3. С.72-76.
22. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века. - М.: Налоговый вестник, 2013. - 25 с.
23. Деревенских М.Н., Оробинская И.В. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в российской федерации// Финансы и кредит.- 2015. -№5(629). -с .41-47.
24. Едронова В.Н., Телегус А.В. Исторические аспекты развития методологии подоходного налогообложения за рубежом и в России // Финансы и кредит.2015. -№28 .- с 54-66
25. Ерух С.А.Налоговая политика государства в сфере налогообложения доходов и имущества физических лиц. Автореферат дисс.. канд.экон.наук.-Орел, 2011.29с.
26. Иваненко Д.Е. Аспекты кадастровой оценки недвижимости:
институциональный опыт зарубежных стран // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2014.- №1. -с.32-35.
27. Иванова В. Н.Налоговое право : учебник. Ростов н/Д: Феникс, -2016.- 427 с.
28. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование
налогообложения в России / М.Н. Карасев. - М.: Вершина, 2015. -213 с.
29. Качур О.В.Налоги и налогообложение: учебное пособие.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016.- 432 с.
30. Колодий С.К. Доходы населения: сущность и критерии классификации// Экономика Крыма. -2013.- №4 (45). -с.42-46.
31. Комарова Е.И., Фомина А.К. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества граждан в России// Альманах современной науки и образования. -2014.- № 5. - с. 91.
32. Косенкова Ю.Ю. Зарубежный опыт налогообложения недвижимости // Экономика и экономические науки. -2014.-№ 4.- с.44-48.
33. Костылева Л.В. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 3 (15). - с. 66-77.
34. Кузнецова Л.В., Тюрина Ю.Г. Анализ зарубежного опыта налогообложения недвижимости и оценки возможности его применения в России.- Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. -235с.
35. Курбанова З.К. О земельном налоге. / Курбанова З.К. Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции. Материалы Международной научно-практической конференции, 2015.
36. Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога. Вестник современной науки. 2015. №5 (5). С. 74-79.
37. Луговая Б.В., Ратнюк Р.И. Оценка привлекательности налоговой системы Российской Федерации для физических лиц // Актуальные вопросы экономических наук.- 2013.-№31.- с.182-186.
38. Лыкова Л.Н.Налоговые системы зарубежных стран 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Лыкова Л.Н., Букина И.С., М.: Издательство Юрайт. - 2016. -309с.
39. Максимова А.Г. Сравнительный анализ правового регулирования
налогообложения недвижимости физических лиц в Российской Федерации и за рубежом (на примере Великобритании и Германии)// Актуальные проблемы теории государства и права.-2014.-№3. -с.363-367.
40. Мацкевич А.Ю. Налог на недвижимость и его регулирующая функция // Журнал российского права.- 2015.-№ 4. - с.46-49.
41. Мишустин М. Эффективное налоговое администрирование: современный этап // Налоги и налогообложение.- 2016.-№ 11. -с. 12-15.
42. Морозова Г.В., Гущина Ю.В. Актуальные вопросы налогового
администрирования имущественных налогов с физических лиц // Актуальные вопросы экономических наук.- 2014.-№19.- с.291-302
43. Муравьева Н.Н. Направления развития социально ориентированного подоходного налогообложения граждан в России// Финансы и кредит. -2015.- №19 (243).- с.46-54
44. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 393 с.
45. Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. - М., 2016. - С. 143.
46. Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли. - М., Статут, -2015. - 1925с.
47. Перов, А. В.Налоги и налогообложение : учебник для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт,2016. — 996 с.
48. Поварова А.И. О налоге на недвижимость // Проблемы развития территории. -
2014. - № 3. -с. 23-26.
49. Погодина И.В., Борисова А.А. Налогообложение недвижимого имущества: проблемы и перспективы // Налоги (журнал), 2015.- № 5. -с.34-37.
50. Погорлецкий Л.И. Тенденции в индивидуальном подоходном налогообложении в современном мире: вопросы теории и практики// Вестник Санкт-Петербургского университета. -2014. -№ 1. - с.105-112
51. Познер Р.А. Экономический анализ права./ Пер. с англ. Под ред. В.Л. Тамбовцева. - СПб.: Экономическая школа, 2004. - Т.1.
52. Проценко А. Роскошно жить не запретишь // Труд. -2016. -№ 12. -с. 42-46.
53. Романова Н.А. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц // Проблемы экономики и менеджмента. 2014.-№ 7(35). -с.50-53.
54. Селюков М.В. Развитие системы налогообложения недвижимости в Российской Федерации. Автореферат дис... канд.экон.наук. Орел, 2013. 29с.
55. Современный экономический словарь. - 6-е изд. / под ред. Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М., 2015. - С. 74.
56. Терентьева С.Н. Сравнительная характеристика налогообложения физических лиц налогом на доходы в США и во Франции // Финансовый менеджмент. -
2015. - № 2. - с. 78-91.
57. Трунцевский Ю.В., Курмаев И.ТИ. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий// Налоги.-2015.-№3. с.12-15.
58. Турбина Н.М. Анализ социальных последствий введения налога на недвижимость // Социально-экономические явления и процессы. -2013.-№ 11. с.32-37.
59. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций. Издание шестое, дополненное. - Специально для системы ГАРАНТ, 2017.
60. Тютюнник И.Г. Роскошь как объект российского налогового законодательства // Налоги (журнал). 2014. -№ 4. -с. 11 - 16.
61. Шамшева В.В. Понятие дохода в США // Налоговед. - 2014. - № 7. - с. 80, 82.
62. Шелепов В.Г. Совершенствование налогового администрирования // Бюджет.
2015. - № 11.- с. 51-53.
63. Ябурова Д.В. Недостатки и тенденции развития НДФЛ в РФ // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2014. - № 10. - с. 45-54.
64. Годовой отчет об исполнении бюджета РТ -http://minfin.tatarstan.ru/
65.Заключение на отчет об исполнении бюджета города Казани за 2014 год. Контрольно-счетная палата города Казани- ksp.kzn.ru
66.Заключение на отчет об исполнении бюджета города Казани за 2015 год. Контрольно-счетная палата города Казани- ksp.kzn.ru
67. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской
Федерации по состоянию на 1 января 2014 года период мониторинга - 2013
год) - http://minfin.ru/ru.
68. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской
Федерации по состоянию на 1 января 2015 года (период мониторинга - 2014 год).- http://minfin.ru/ru.
69. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской
Федерации по состоянию на 1 января 2016 года (период мониторинга - 2015 год).- http://minfin.ru/ru.
70. Налог на имущество за рубежом. -http://www.ru-90.ru/node/1509/
71. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU. - https://www.nalog.ru/m48/
72. Отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам(№ 5- ТН, № 5-МН, № 5-НЛФЛ - https://www.nalog.ru/rn48/
73. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей (№ 1-НМ, № 1-НОМ). - https://www.nalog.ru/rn48/
74. Федеральная налоговая служба Российской Федерации по Республике Татарстан - https://www.nalog.ru/rn16/ related_activities/statistics_and_analytics /forms/6485825/
75. Федеральная налоговая служба Российской Федерации - https://www.nalog.ru/
76. Федеральная служба государственной статистики -: http//www.gks