РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Прогностическая деятельность и регулятивные характеристики в работах отечественных и зарубежных ученых 8
1.1. Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики 8
1.2. Особенности регулятивных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 17
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности 25
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 25
2.2. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в различных видах деятельности 29
2.3. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием 43
2.4. Сравнительный анализ регулятивных характеристик прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и младших школьников с нормативным
развитием в различных видах деятельности 53
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Глава I. Прогностическая деятельность и регулятивные характеристики в работах отечественных и зарубежных ученых 8
1.1. Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики 8
1.2. Особенности регулятивных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 17
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности 25
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 25
2.2. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в различных видах деятельности 29
2.3. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием 43
2.4. Сравнительный анализ регулятивных характеристик прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и младших школьников с нормативным
развитием в различных видах деятельности 53
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Актуальность исследования. Прогностическая деятельность являлась предметом изучения многих авторов на протяжении длительного времени. Данная проблема интересовала психологов еще со времен становления психологии как самостоятельной науки. Наиболее распространенным термином, определяющим процесс прогнозирования, является термин «антиципация», введенный в психологию В. Вундтом в XIX веке. В большинстве случаев термины «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность» являются тождественными и описывают одни и те же процессы.
Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевич и др.
Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса, развитие его познавательных способностей. Огромную роль в развитии познавательной деятельности младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. В младшем школьном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы, ребенок учится контролировать свою деятельность. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность.
Проблема исследования определяется тем, что в условиях нарушенного развития регулятивные характеристики прогностической компетентности имеют свои специфические особенности. Подобные особенности прослеживаются и у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата, наиболее распространенной формой которых является детский церебральный паралич. Наличие особенностей определяет необходимость исследования развития и становления процессов прогнозирования у детей с нарушениями развития. Однако на сегодняшний день развитие этих процессов в условиях дефицитарного типа дизонтогенеза недостаточно исследовано и требует дальнейшей разработки.
Цель исследования - изучение специфики регулятивной характеристики прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности.
Объектом исследования является прогностическая способность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности.
Гипотеза исследования: у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются специфические особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности волевых усилий и регулятивного компонента учебной деятельности. Регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются благоприятным протеканием, положительной динамикой и становлением в условиях учебной деятельности.
Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние теоретической разработанности подходов к определению прогностической компетентности и ее характеристик, а так же формирования регулятивных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием;
3. Исследовать сформированность учебной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием;
4. Осуществить сравнительный анализ развития регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нормативным развитием в условиях учебной деятельности.
Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование». Исследования развития регулятивных процессов в норме и при ДЦП (И.В. Шаповаленко, Т.С. Семенова, О.А. Карабанова, Н.В. Черепкова, Э.И. Ахриева). Работы по изучению развития саморегуляции и воли детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, И.Ю. Левченко, Л.О. Бадалян и др.), а так же формированию учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина) и при нарушениях опорно-двигательного аппарата (Л.О. Бадалян, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; анализ анамнестических карт (изучение личных дел респондентов); тесты (Методика «Угадай-ка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда); Методика «Изучение 5
саморегуляции» (по УВ. Ульенковой); Методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга); Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)); методы математической статистики (T-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Советского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о регулятивных характеристиках прогностической компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации учебного процесса детей и развитию учебной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Использование результатов исследования может способствовать предупреждению возникновения более сложных вторичных нарушений развития у детей данной категории.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2017); на Итоговой научно¬образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017); Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2017); IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии» (Краснодар, февраль 2017).
Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевич и др.
Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса, развитие его познавательных способностей. Огромную роль в развитии познавательной деятельности младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. В младшем школьном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы, ребенок учится контролировать свою деятельность. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность.
Проблема исследования определяется тем, что в условиях нарушенного развития регулятивные характеристики прогностической компетентности имеют свои специфические особенности. Подобные особенности прослеживаются и у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата, наиболее распространенной формой которых является детский церебральный паралич. Наличие особенностей определяет необходимость исследования развития и становления процессов прогнозирования у детей с нарушениями развития. Однако на сегодняшний день развитие этих процессов в условиях дефицитарного типа дизонтогенеза недостаточно исследовано и требует дальнейшей разработки.
Цель исследования - изучение специфики регулятивной характеристики прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности.
Объектом исследования является прогностическая способность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности.
Гипотеза исследования: у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются специфические особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности волевых усилий и регулятивного компонента учебной деятельности. Регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются благоприятным протеканием, положительной динамикой и становлением в условиях учебной деятельности.
Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние теоретической разработанности подходов к определению прогностической компетентности и ее характеристик, а так же формирования регулятивных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием;
3. Исследовать сформированность учебной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием;
4. Осуществить сравнительный анализ развития регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нормативным развитием в условиях учебной деятельности.
Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование». Исследования развития регулятивных процессов в норме и при ДЦП (И.В. Шаповаленко, Т.С. Семенова, О.А. Карабанова, Н.В. Черепкова, Э.И. Ахриева). Работы по изучению развития саморегуляции и воли детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, И.Ю. Левченко, Л.О. Бадалян и др.), а так же формированию учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина) и при нарушениях опорно-двигательного аппарата (Л.О. Бадалян, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; анализ анамнестических карт (изучение личных дел респондентов); тесты (Методика «Угадай-ка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда); Методика «Изучение 5
саморегуляции» (по УВ. Ульенковой); Методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга); Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)); методы математической статистики (T-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Советского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о регулятивных характеристиках прогностической компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации учебного процесса детей и развитию учебной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Использование результатов исследования может способствовать предупреждению возникновения более сложных вторичных нарушений развития у детей данной категории.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2017); на Итоговой научно¬образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017); Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2017); IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии» (Краснодар, февраль 2017).
На сегодняшний день накоплено большое количество исследований по теме прогностической компетентности, производится работа по сравнению таких терминов как «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность», выявившая тождественность данных понятий. В процессе развития науки сложились целые подходы к определению данного процесса: психофизиологический, структурно-уровневый, деятельностный, генетический, клинический.
Прогностическая компетентность представляет собой способность предугадать с высокой точностью ход предстоящих будущих событий. Данная способность активно развивается в условиях учебной деятельности, времени, когда происходит значительное обогащение опыта ребенка, его знаний об окружающем, активное развитие когнитивных и регулятивных способностей. Регулятивные характеристики прогностической компетентности проявляются на всех этапах построения и реализации прогноза и способствуют его формированию с высокой точностью.
В условиях нарушенного развития, в частности при дефицитарном типе дизонтогенеза, происходит нарушение нормального функционирования данного процесса в силу наличия специфических особенностей формирования регулятивных и когнитивных способностей, а так же волевых качеств.
Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности позволило выявить наличие специфических особенностей, связанных с более поздними сроками становления саморегуляции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их волевых способностей и снижением уровня сформированности процессов запоминания и сохранения информации, устойчивости произвольного внимания, нарушающих построение адекватного прогноза, в сравнении с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Однако, в целом, развитие регулятивных процессов и прогностической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется благоприятным протеканием и становлением в условиях учебной деятельности.
Процесс соотношения полученных результатов исследования позволил выявить наличие связи типа прогностической компетентности с уровнем саморегуляции, волевого усилия и развития учебной деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что подтверждено так же и при статистической обработке.
В связи с этим можно сделать вывод, что регулятивные характеристики прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата характеризуются положительной динамикой и становлением в течение школьного обучения и имеют специфические особенности, определяемые более поздними сроками формирования способности к саморегуляции и самоконтролю, более низкими, чем у детей с нормативным развитием показателями сформированности волевого усилия и регулятивных компонентов учебной деятельности. Помимо этого специфика определяется сформированной на более низком уровне способности к формированию точного прогноза, связанной с низким уровнем произвольного внимания и памяти.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о наличии специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности и их становление в условиях учебной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтверждена. Цели и задачи исследования достигнуты.
Прогностическая компетентность представляет собой способность предугадать с высокой точностью ход предстоящих будущих событий. Данная способность активно развивается в условиях учебной деятельности, времени, когда происходит значительное обогащение опыта ребенка, его знаний об окружающем, активное развитие когнитивных и регулятивных способностей. Регулятивные характеристики прогностической компетентности проявляются на всех этапах построения и реализации прогноза и способствуют его формированию с высокой точностью.
В условиях нарушенного развития, в частности при дефицитарном типе дизонтогенеза, происходит нарушение нормального функционирования данного процесса в силу наличия специфических особенностей формирования регулятивных и когнитивных способностей, а так же волевых качеств.
Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности позволило выявить наличие специфических особенностей, связанных с более поздними сроками становления саморегуляции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их волевых способностей и снижением уровня сформированности процессов запоминания и сохранения информации, устойчивости произвольного внимания, нарушающих построение адекватного прогноза, в сравнении с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Однако, в целом, развитие регулятивных процессов и прогностической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется благоприятным протеканием и становлением в условиях учебной деятельности.
Процесс соотношения полученных результатов исследования позволил выявить наличие связи типа прогностической компетентности с уровнем саморегуляции, волевого усилия и развития учебной деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что подтверждено так же и при статистической обработке.
В связи с этим можно сделать вывод, что регулятивные характеристики прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата характеризуются положительной динамикой и становлением в течение школьного обучения и имеют специфические особенности, определяемые более поздними сроками формирования способности к саморегуляции и самоконтролю, более низкими, чем у детей с нормативным развитием показателями сформированности волевого усилия и регулятивных компонентов учебной деятельности. Помимо этого специфика определяется сформированной на более низком уровне способности к формированию точного прогноза, связанной с низким уровнем произвольного внимания и памяти.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о наличии специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности и их становление в условиях учебной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтверждена. Цели и задачи исследования достигнуты.
Подобные работы
- Регулярные характеристики прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарат
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



