РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение 3
Глава I. Прогностическая деятельность и регулятивные характеристики в работах отечественных и зарубежных ученых 8
1.1. Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики 8
1.2. Особенности регулятивных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 17
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности 25
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 25
2.2. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в различных видах деятельности 29
2.3. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием 43
2.4. Сравнительный анализ регулятивных характеристик прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и младших школьников с нормативным
развитием в различных видах деятельности 53
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Актуальность исследования. Прогностическая деятельность являлась предметом изучения многих авторов на протяжении длительного времени. Данная проблема интересовала психологов еще со времен становления психологии как самостоятельной науки. Наиболее распространенным термином, определяющим процесс прогнозирования, является термин «антиципация», введенный в психологию В. Вундтом в XIX веке. В большинстве случаев термины «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность» являются тождественными и описывают одни и те же процессы.
Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевич и др.
Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса, развитие его познавательных способностей. Огромную роль в развитии познавательной деятельности младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. В младшем школьном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы, ребенок учится контролировать свою деятельность. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность.
Проблема исследования определяется тем, что в условиях нарушенного развития регулятивные характеристики прогностической компетентности имеют свои специфические особенности. Подобные особенности прослеживаются и у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата, наиболее распространенной формой которых является детский церебральный паралич. Наличие особенностей определяет необходимость исследования развития и становления процессов прогнозирования у детей с нарушениями развития. Однако на сегодняшний день развитие этих процессов в условиях дефицитарного типа дизонтогенеза недостаточно исследовано и требует дальнейшей разработки.
Цель исследования - изучение специфики регулятивной характеристики прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности.
Объектом исследования является прогностическая способность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности.
Гипотеза исследования: у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются специфические особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности волевых усилий и регулятивного компонента учебной деятельности. Регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются благоприятным протеканием, положительной динамикой и становлением в условиях учебной деятельности.
Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние теоретической разработанности подходов к определению прогностической компетентности и ее характеристик, а так же формирования регулятивных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием;
3. Исследовать сформированность учебной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием;
4. Осуществить сравнительный анализ развития регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нормативным развитием в условиях учебной деятельности.
Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование». Исследования развития регулятивных процессов в норме и при ДЦП (И.В. Шаповаленко, Т.С. Семенова, О.А. Карабанова, Н.В. Черепкова, Э.И. Ахриева). Работы по изучению развития саморегуляции и воли детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, И.Ю. Левченко, Л.О. Бадалян и др.), а так же формированию учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина) и при нарушениях опорно-двигательного аппарата (Л.О. Бадалян, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; анализ анамнестических карт (изучение личных дел респондентов); тесты (Методика «Угадай-ка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда); Методика «Изучение 5
саморегуляции» (по УВ. Ульенковой); Методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга); Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)); методы математической статистики (T-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Советского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о регулятивных характеристиках прогностической компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации учебного процесса детей и развитию учебной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Использование результатов исследования может способствовать предупреждению возникновения более сложных вторичных нарушений развития у детей данной категории.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2017); на Итоговой научно¬образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017); Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2017); IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии» (Краснодар, февраль 2017).
На сегодняшний день накоплено большое количество исследований по теме прогностической компетентности, производится работа по сравнению таких терминов как «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность», выявившая тождественность данных понятий. В процессе развития науки сложились целые подходы к определению данного процесса: психофизиологический, структурно-уровневый, деятельностный, генетический, клинический.
Прогностическая компетентность представляет собой способность предугадать с высокой точностью ход предстоящих будущих событий. Данная способность активно развивается в условиях учебной деятельности, времени, когда происходит значительное обогащение опыта ребенка, его знаний об окружающем, активное развитие когнитивных и регулятивных способностей. Регулятивные характеристики прогностической компетентности проявляются на всех этапах построения и реализации прогноза и способствуют его формированию с высокой точностью.
В условиях нарушенного развития, в частности при дефицитарном типе дизонтогенеза, происходит нарушение нормального функционирования данного процесса в силу наличия специфических особенностей формирования регулятивных и когнитивных способностей, а так же волевых качеств.
Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности позволило выявить наличие специфических особенностей, связанных с более поздними сроками становления саморегуляции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их волевых способностей и снижением уровня сформированности процессов запоминания и сохранения информации, устойчивости произвольного внимания, нарушающих построение адекватного прогноза, в сравнении с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Однако, в целом, развитие регулятивных процессов и прогностической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется благоприятным протеканием и становлением в условиях учебной деятельности.
Процесс соотношения полученных результатов исследования позволил выявить наличие связи типа прогностической компетентности с уровнем саморегуляции, волевого усилия и развития учебной деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что подтверждено так же и при статистической обработке.
В связи с этим можно сделать вывод, что регулятивные характеристики прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата характеризуются положительной динамикой и становлением в течение школьного обучения и имеют специфические особенности, определяемые более поздними сроками формирования способности к саморегуляции и самоконтролю, более низкими, чем у детей с нормативным развитием показателями сформированности волевого усилия и регулятивных компонентов учебной деятельности. Помимо этого специфика определяется сформированной на более низком уровне способности к формированию точного прогноза, связанной с низким уровнем произвольного внимания и памяти.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о наличии специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности и их становление в условиях учебной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтверждена. Цели и задачи исследования достигнуты.
1. Александрова Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. - 1987, № 6.- С. 130-132.
2. Антипова Д.А. Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Д.А. Антипова, Ю.А. Чиркова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 31-34.
3. Асмолов А.Г. Проблема установки в необихевиоризме: Прошлое и настоящее / А.Г. Асмолов // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека: - М. - 1977. - С. 28-47.
4. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. ... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань,
2001. - 19 с.
5. Ахметзянова А.И. Особенности взаимосвязи антиципации и
прогнозирования у подростков с девиантным поведением /
А.И. Ахметзянова // Акмеология. - 2015.- № 4(56) - С. 72-79.
6. Ахметзянова А.И. Психологические механизмы взаимосвязи
антиципации и прогнозирования в подростковом и юношеском возрасте / А.И. Ахметзянова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии (СВПН). -2015. - № 4 (89).- С. 46-50.
7. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев: Здоровья, 1988. - 328 с.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
9. Василевская Е.А. Сравнительный анализ антиципационной деятельности и социального интеллекта у больных с шизофренией и умственной отсталостью / Е.А. Василевская // Неврологический вестник. - 2016, Т. 48, № 1. - С. 57-62.
10. Гогенфельд С. Понятие антиципационной состоятельности в системе психологических категорий / С. Гогенфельд // Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах
С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.). - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - C.172-177.
11. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
12. Дренева В.В. Практические материалы для педагогов-психологов по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, включенных в дистанционную форму обучения [Электронный ресурс] /
B. В. Дренева, Е.А. Градусова, А.Н. Горшкова.- Ковров, 2011. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2133432/.- (Дата обращения: 3.12.2016).
13. Иллариошкин С.Н. Наследственные атаксии и параплегии /
C. Н. Иллариошкин, Г.Е. Руденская, И.А. Иванова-Смоленская,
Е.Д. Маркова, С.А. Клюшников. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 416 с.
14. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения/ И.В. Имедадзе // Вопросы психологии. - 1984. - № 6. С. 81-94.
15. Исаев А.В. Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека / А.В. Исаев, А.В. Ивличева, С.А. Исайчев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6.- С. 247-249.
16. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций / О.А. Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.- 240 с.
17. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. дис. ... канд.психол.наук/ Э. Кестер. - АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии, 1976. - 22 с.
18. Киселева М.А. Антиципации жизненного пути и социального самочувствия молодого поколения / М.А. Киселева, Г.Н. Малюченко, О.В. Карина.- Саратов: Наука, 2009. - 123 с.
19. Ларских М.В. Антиципационная состоятельность как критерий конструктивного перфекционизма / М.В. Ларских // Неврологический вестник. - 2014, Т. 46, № 1. - С. 22-27.
20. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
22. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности/ Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 278 с.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов - М.: «Наука», 1984. - 445с.
24. Ломов Б.Ф. Память и антиципация/ Б.Ф. Ломов // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 73 - 81.
25. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. № 4. - С. 107-114.
26. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. - 608 с.
27. Найссер У.Г. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У.Г. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
28. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина - М.: «Медицина». - 1979. - 120 с.
29. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко,
B. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
30. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. -
C. 189 - 191.
31. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров.- М.: «Когито-центр», 1996. - 61 с.
32. Петрухин А.С. Детская неврология: учебник: в двух томах /
А.С. Петрухин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т.2. - 560 с.
33. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003.- 352с.
34. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
35. Семенова Т.С. Изучение воли и произвольности у старших дошкольников / Т.С. Семенова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.-
2012. - № 28.- С. 1042-1046.
36. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд / Е.А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 464 с.
37. Социально-перцептивного предвосхищения у детей з церебральным параличом [Электронный ресурс]. - Наукова б1блютека Украши- Электрон. дан. - Украина: Науч. б-ка, 2008-2016. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua. - (Дата обращения: 14.11.2016).
38. Сумина Н.Е. Взаимосвязи антиципационной состоятельности с личностными свойствами и их влияние на семейные взаимоотношения / Н.Е. Сумина // Психология. Пермь.- 2007. - №14.- с 14-17.
39. Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности / Н.Е.Сумина // Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - №4. С. 8-19.
40. Узелевская А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
41. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / УВ. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 176 с.
42. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. — М.: Министерство здравоохранения СССР, 1973. — С. 5-19.
43. Черепкова Н.В. Особенности произвольной регуляции поведения детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] / Н.В. Черепкова, Э.И. Архиева // VI Международная студенческая
электронная научная конференция «Студенческий научный форум».
2014. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/562/6084- (Дата обращения: 17.12.2016).
44. Чиркова Ю.А. Исследование сформированности возрастно¬специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Ю.А. Чиркова, Д.А. Антипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 41-44.
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
46. Шипицына Л.М., Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.- 272 с.
47. Шишковская А. Особенности развития личности и эмоционально¬волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. - 2006. - № 5. - С.14-22.
48. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить -
действовать / Ю.В. Щербитина. - М.: Флинта: Наука, 2010.- 440 с.
49. Mutsaarts M. Anticipatory planning deficits and task context in emiparetic cerebral palsy / М. Mutsaarts, В. Steenbergen, Н. Bekkering / Exp. Brain Res.- 2006.- № 172. - Р. 151-162.
50. Sankar C. Cerebral Palsy-Definition, Classification, Etiology and Early Diagnosis / C. Sankar, N. Mundkur // Indian Journal of Pediatrics. - 2005.¬72(10). - Р. 865-868.