Введение 3
1 Теоретические основы налогового контроля задолженности 8
организаций
1.1 Налоговая задолженность организаций и причины ее возникновения 8
1.2 Мероприятия налоговых органов, направленные на выявление 19
задолженности организаций
1.3 Основные инструменты налоговых органов, направленные на 28
урегулирование налоговой задолженности организаций
2 Анализ налогового контроля за задолженностью организаций 41
2.1 Анализ состава и структуры налоговой задолженности организаций 41
2.2 Анализ мероприятий налоговых органов, направленных на 48
урегулирование налоговой задолженности организаций
2.3 Результативность действий налоговых органов, направленных на 58
снижение налоговой задолженности организаций
3 Совершенствование мероприятий налоговых органов, направленных 65
на снижение налоговой задолженности организаций
3.1 Перспективы работы налоговых органов по выявлению 65
задолженности по налогам и сборам организаций
3.2 Совершенствование механизмов урегулирования налоговой 82
задолженности организаций
3.3 Совершенствование деятельности налоговых органов по 97
урегулированию налоговой задолженности организаций
Заключение 106
Список использованных источников 111
Приложение
Налоги являются составляющей частью всех звеньев финансовой системы, с помощью налогов формируются основная часть доходов бюджетов бюджетной системы и финансовые отношения государства с юридическими лицами. Эффективность деятельности основных звеньев экономики, развития предпринимательской активности и удовлетворения основных потребностей государства целиком зависят от продуманности и адекватности налоговой системы в рамках государственной экономической политики. Среди проблем налоговых отношений справедливо выделяют основную проблему - растущую задолженность по налогам в бюджеты всех уровней. Приоритетным направлением деятельности российских налоговых органов и главной задачей улучшения налогового администрирования является снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для применения со стороны государства механизма принудительного взыскания налоговой задолженности. При этом действенный механизм обеспечения уплаты налоговых платежей, с одной стороны, подразумевает результативное взыскание своевременно не поступивших в казну налоговых платежей, соответствующих пеней и штрафов, а с другой стороны, должен быть направлен на гарантированное соблюдение закреплённых в Конституции РФ неотъемлемых прав и экономических свобод налогоплательщиков. Вместе с тем действующий в настоящее время механизм взыскания налоговых платежей характеризуется наличием значительной суммы налоговой задолженности.
По данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2016 года абсолютная сумма задолженности составила 834,4 млрд. руб. и выросла по сравнению с 2015 годом на 6%. Наибольшую задолженность допустили предприятия обрабатывающей промышленности, машиностроительного, авиастроительного комплексов, сферы строительства, торговли. Увеличение задолженности по налогам обуславливает низкий уровень собираемости налогов в бюджеты всех уровней, что становится причиной падения объемов совокупных расходов и усугубления кризисных явлений в экономике. Факторами роста задолженности в основном являются доначисления налогов по результатам проведения контрольных мероприятий и неуплата текущих платежей.
Немаловажным фактором является использование незаконных схем ухода от уплаты налогов. Так, анализ хозяйственной деятельности зарегистрированных в нашей стране юридических лиц позволяет говорить о том, что более 40% этих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и выводов активов за рубеж. Безусловно, одной из непосредственных причин такого положения является отсутствие сколько-нибудь реальных правовых преград для создания таких субъектов и в первую очередь регистрационного законодательства. Данное обстоятельство определило потребность в проведении настоящего исследования, которое позволило изучить современное состояние, преимущества и недостатки методов и инструментов урегулирования налоговой задолженности предприятий, предложить авторские подходы к решению данной проблемы.
Цель магистерской диссертации - исследование особенностей урегулирования налоговой задолженности организаций на современном этапе развития российской экономики и поиск путей усовершенствования мероприятий налоговых органов по ее уменьшению.
Для достижения указанной цели магистерской работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- сформулировать авторский подход к определению термина «налоговая задолженность»;
- предложить авторское видение достоинств и недостатков механизма урегулирования налоговой задолженности;
- раскрыть причины и факторы возникновения задолженности по налогам и сборам;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности в федеральный бюджет Российской Федерации;
- дать оценку действующей государственной системе предупреждения и урегулирования налоговой задолженности и выявить ее основные проблемы;
-определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
-предложить и обосновать пути повышения эффективности налогового администрирования с целью снижения налоговой задолженности;
-разработать предложения по совершенствованию системы налогообложения, способствующие сокращению налоговой задолженности.
Объектом исследования выступает особая форма финансово-экономических взаимоотношений государства и налогоплательщиков, отражающих возникновение налоговой задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафным санкциям налогоплательщиков - должников.
Методы исследования. При анализе теоретических и практических аспектов темы исследования были применены такие приемы научного познания, как классификация, детализация, наблюдение, системный подход к анализу объектов исследования, логический, сравнительно-нормативный и другие методы. Статистические данные обрабатывались с применением эконометрических методов и методов корреляционно-регрессионного анализа. Для решения поставленных в магистерской работе задач использовались методы планирования, моделирования экономических процессов, статистические методы.
Научная новизна исследования.
- сформулирован авторский подход к определению термина «налоговая задолженность»;
- раскрыты причины и факторы возникновения задолженности по налогам и сборам;
- проанализирована динамика и структура налоговой задолженности организаций в федеральный бюджет Российской Федерации;
- дана оценка действующей государственной системе предупреждения и урегулирования налоговой задолженности организаций и выявить ее основные проблемы;
-определены основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
-предложены и обоснованы пути повышения эффективности налогового администрирования с целью снижения налоговой задолженности организаций;
-разработана модель совершенствования налогового контроля налоговой задолженности организаций системы налогообложения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании налогового контроля за налоговой задолженностью организаций. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методических положений и процедур, предложенных в исследовании, будет способствовать сокращению совокупной налоговой задолженности в России и повысит результативность взаимодействия государства с налогоплательщиками .
Многообразие возникающих проблем, связанных с выработкой эффективных способов снижения налоговой задолженности организаций в России, дискуссионность предпосылок ее образования и устранения причин возникновения налоговой задолженности, требует более глубокого изучения вопросов урегулирования налоговой задолженности, а также наличие проблемных моментов позволяют считать выбранное направление исследования актуальным.
Магистерская работа опирается на труды известных ученых -теоретиков и экономистов-практиков A. В. Брызгалина, С. А. Бартенева, И. В. Горского, Е. Ю. Елесина, П. Е. Жукова, B. М. Зубова, Е. А. Имыкшенова, В. В. Лукьянова, В. Г. Панскова, Л. П. Павловой, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной и другие. Несмотря на то, что этими учеными освещается достаточно широкий круг проблем и предложений по поводу мероприятий налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности, постоянно изменяющиеся экономические условия в России создают необходимость их дальнейшего совершенствования.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства Российской Федерации, официальные данные и отчеты Министерства Финансов Российской Федерации, государственных органов статистики, Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В результате нашего исследования были предложены и разработаны следующие направления совершенствования налогового контроля задолженности организаций.
1. В целях систематизации определения «налоговая задолженность» нами дано авторское понимание налоговой задолженности. Предлагаемый автором объединяет в себе недоимку организации, пени и штрафы так как они тесно связанны между собой и направлены на предотвращение выявленных нарушений налогового законодательства. Это определение позволит налоговому органу более подробно исследовать причинно-следственные связи возникновения нарушений налогового законодательства .
2. При изучении причин образования налоговой задолженности организаций нами были рассмотрены предлагаемые различными авторами причины, выявлены их достоинства и недостатки. Автором обобщена и дополнена классификация причин возникновения налоговой задолженности, основная группировка построена по видам задолженности, т.е. выделены отдельные причины, влияющие на возникновение безнадежной налоговой задолженности (неурегулированной) и урегулированной налоговой задолженности. Урегулированную налоговую задолженность следует классифицировать по признакам: общие, специфические и бесперспективные причины. Данную группировку предлагается использовать на практике.
3. Для более точного определения структуры задолженности нами рассмотрено и изучена урегулированная, неурегулированная и безнадежная задолженность, дано авторское определение этим понятиям. Предложенное определение «урегулированной, неурегулированной и безнадежной налоговой задолженности» необходимо законодательно закрепить, что на практике будет способствовать повышению налоговой дисциплины плательщиков налогов и сборов.
4. Нами обобщены группировочные признаки относящиеся к задолженности которые объединены в три группы (неурегулированную, урегулированную, невозможную к взысканию). Каждый вид налоговой задолженности группируется в зависимости от сроков образования, а также по структуре задолженности, что в свою очередь влияет на мероприятия налоговых органов по взысканию соответствующей задолженности. С целью выявления взаимосвязи изменения по срокам образования налоговой задолженности и ее структуры, проведен анализ за последние 5 лет, из которого сделан вывод, что больше всего задолженности наблюдается со сроком образования более 36 месяцев, что составляет 42,5% от общей суммы задолженности.
5. С целью ликвидации существующих барьеров при получении инвестиционного налогового кредита целесообразно установить запрет для налоговых органов требовать документы иные, нежели перечислены в законодательных актах, возможность представления одного бизнес - плана в случае, если организация претендует на получение инвестиционного налогового кредита по двум и более основаниям, в силу того, что составление бизнес-плана является длительным и затратным процессом. Предоставление инвестиционного налогового кредита будет профилактической мерой предотвращения образования налоговой задолженности организаций.
6. Предлагается с целью недопущения банкротства налогоплательщика и облегчения уплаты налогоплательщиком совокупной задолженности сделать более доступным механизм изменения срока уплаты налогов, путем ввода новых оснований и расширения перечня органов, в компетенцию которых будет входить принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов. Доступность такого механизма, как отсрочка (рассрочка) для организаций предоставит возможность регулярного внесения платежей в определенные сроки, уплаты процентов за пользование бюджетными средствами и, соответственно, сохранит деятельность предприятий, в том числе не допустит банкротства налогоплательщика.
7. Необходимо предусмотреть возможность признания налоговой задолженности недействующих юридических лиц безнадежной к взысканию и списывать ее по истечении трех лет, не проводя процедуру банкротства. Списание задолженности позволит не только уменьшить совокупные размеры задолженности, отражаемые в отчетности налоговых органов, но и провести инвентаризацию задолженности, а также исключить из ЕГРЮЛ недействующие организации, накапливающие в свою очередь налоговую задолженность.
8. Рекомендуется дать налоговым органам возможность проводить профилактические работы с налогоплательщиками по вопросам неплатежеспособности организаций и выявлению наиболее распространенных проблем, приводящих к невыполнению организацией налоговых обязательств, путем проведения традиционно пресс-конференций и брифингов, опубликования в печати статей на налоговую тематику, интервью на телевидении. Шире использовать возможности телекоммуникационных каналов связей Налоговыми органами должно уделяться особое внимание обеспечению добровольной, своевременной и полной уплаты налогов в бюджет. Налогоплательщик будет заинтересован в погашении недоимки, если удастся убедить общественное мнение в том, что платить налоги - это естественно и нормально.
9. Требуется уделить особое внимание проблеме банкротства, которое
оказывает наибольшее влияние на налоговую задолженность со сроком образования свыше 36 месяцев. Профилактику банкротства необходимо проводить с помощью организации финансового мониторинга состояния дел как в каждой организации, так и отрасли в целом, выработки механизма антикризисного управления, закрытия убыточных производств и
прогнозирования банкротств неплатежеспособных и убыточных организаций. Следует позволить налоговым органам истребовать документы, как у налогоплательщиков, так и контрагентов вне налоговых проверок, с целью мониторинга финансового состояния дел. Диагностика банкротства и антикризисное регулирование предотвратят нарастающее число банкротств, позволят избежать ликвидации многих предприятий, оказывающее большое влияние на уровень налоговой задолженности в Российской Федерации в целом.
10. Необходимо сократить срок исполнительного производства судебными приставами до 3 месяцев, с целью улучшения организации взаимодействия налоговых органов со службой судебных приставов и полного контроля за ходом исполнительного производства со стороны налоговых органов. Улучшение взаимодействия со службой судебных приставов позволит сократить сроки взыскания задолженности в рамках исполнительного производства и погашать налогоплательщиками задолженность за счет ликвидного имущества в ходе реализации исполнительного производства.
11. Нами предложена модель совершенствования мероприятий налогового контроля, включающая три направления по совершенствованию работы налоговых органов при работе с налоговой задолженностью организаций. Первое направление связано с мотивацией налогоплательщиков к отказу от инструментов минимизации налогов. Вторым направлением совершенствования нами предложены мероприятия направленные на концентрацию контрольных мероприятий по зонам риска налогоплательщика. Третьим направлением совершенствования нами предложены мероприятия для организаций попавших в трудное финансовое положение. Предложенная нами модель совершенствования налогового контроля задолженности организаций повысит результативность взыскания налоговой задолженности, а также предотвратит ее образование,
12. В результате проведенного эконометрического анализа автором выявлена взаимосвязь применения мер принудительного взыскания на увеличение налоговой задолженности организаций, набольшее влияние оказывает налоговая задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедуры банкротства. Согласно полученным регрессионным коэффициентам, с ростом фактора «задолженность приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства» на 1 тыс. руб. «налоговая задолженность» увеличивается на 1,23 тыс. руб. В связи с тем, что на налоговую задолженность большое влияние оказывает институт банкротства, согласно построенной модели множественной регрессии, следовательно, современный этап экономических преобразований в России требует развития механизмов оздоровления промышленного сектора экономики, а главное, профилактики банкротств, имевших в последние годы массовый характер.
13. Автором выявлена взаимосвязь безнадежной налоговой задолженности и количества ликвидированных организаций, которые в наибольшей степени влияют на рост невозможной к взысканию налоговой задолженности, применяя методы эконометрического анализа. Согласно полученным регрессионным коэффициентам с увеличением фактора «задолженность ликвидированных организаций » на 1 тыс. руб. «невозможная к взысканию налоговая задолженность» возрастает в среднем на 1,211 тыс. руб. В связи с тем, что на безнадежную к взысканию налоговую задолженность наибольшее влияние оказывает задолженность ликвидированных организаций, то мероприятия налоговых органов должны быть направлены на работу с данным подвидом невозможной к взысканию налоговой задолженности. Процедура ликвидации организаций требует дальнейших изменений и совершенствования в плане ускорения процесса ликвидации организаций без затрат из бюджета при введении процедуры банкротства.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Издательство «Омега - Л», 2015 год.
2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002)
3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)»
4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве»
5. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2002 N 602, от 25.11.2004 N 678, от 04.11.2006 N 652)
6. Приказ Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. N ЯК-7- 8/393@ «Об утверждении порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»
7. Приказ Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. N ЯК-7- 8/392@ «Об утверждении порядка списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица»
8. Аушев Т. А. Организационно-экономические предпосылки
возникновения налоговой задолженности и пути ее сокращения. Автореф. Дис. На соиск. Уч. Ст. к.э.н. - М. РАГС, 2004. - 21 с.
9. Ахметшин Р. И. Правоприменительная практика искажает смысл и цель налогового законодательства/Р. И. Ахметшин//Налоговед. -2004. -№4.
10. Балацкий Е. В. Факторы формирования задолженности по налоговым платежам / Е. В. Балацкий // Общество и экономика. - 2004. - № 9.
11. Бармин Д.А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России / Д. А. Бармин // Финансы и кредит. - 2009. - № 5.
12. Гизатуллин М. И. Реструктуризация налоговой задолженности в 2001 году: как получить рассрочку/ М. И. Гизатуллин // Главбух. - 2001. - № 20.
13. Гусева Т. Л. Обзор антикризисного законодательства Российской Федерации / Т. А.Гусева // Законодательство и экономика. - 2009. - № 1.
14. Елесин Е. Ю. Направление совршенствования процедуры реструктурирования налоговой задолженности/Е. Ю. Елесин//Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 4.
15. Зубов В. М. От неплатежей к развитию / В. М. Зубов.- М.: Экономика, 1999 г.
16. Имыкшенова Е. А. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов как институт налогового законодательства/ Е. А. Имыкшенова // Финансовое право. - 2004. - № 2.
17. Карпов П. О причинах низкой собираемости налогов (неплатежей фискальной системе), общих причинах “кризиса платежей” и возможности восстановления платежеспособности российских предприятий. Отчет Межведомственной балансовой комиссии. М., 1997 г.
18. Красюков А. В. Безнадежные долги по налогам и сборам: понятие и процедура списания/ Красюков А. В. - М.: Ось-89, 2009 г.
19. Кустова М. В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. Ред. Н.А. Шевелева. - М., 2001 г.
20. Латыпова Е. У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов / Латыпова Е. У. - М: Юриспруденция, 2015 г.
21. Лебедев К. Н. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности/ К. Н. Лебедев // Хозяйство и право. - 1998. - №11.
22. Лермонтов Ю.М. Налоговые инструменты в борьбе с кризисом / Ю.М. Лермонтов // Аудитор. - 2009. - №3.
23. Лермонтов Ю.М. Тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации в 2010 -2012 гг. / Лермонтов Ю.М. //Все о налогах. - 2009. - №7.
24. Матузов Н. И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Матузов Н. И., Малько А.В. - М.: Юристъ, 2014 г.
25. Мешков Р.А. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент государст-венной поддержки организаций / Мешков Р.А. // Финансы и кредит. - 2008. - №37.
26. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование / Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. // Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». - М.: Омега-Л, 2015 г.
27. Некипелов А. Д. Российский кризис и рационализация экономической стратегии/ А. Д. Некипелов //Российский экономический журнал. -1999. - №1.
28. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. - М., 1999 г.
29. Палий В. Ф., Палий В. В. Финансовый учет. Учебник/ Палий В. Ф., Палий В. В. - М.:ФБК - ПРЕСС, 1998 г.
30. Пансков В. Г. Финансовые проблемы стабилизации российской
экономики/В. Г. Пансков//Российский экономический журнал. - 1997. - № 1.
31. Пансков В.Г. Организационные вопросы налоговой реформы /В. Г.
Пансков // Финансы. - 2000. - № 1.
32. Пепеляев С. Г. Налоговое право: Учебное пособие/Под ред. С. Г.
Пепеляева - М.: МЗ Пресс, 2002 г.
33. Пепеляев С. Г. Эффективный налоговый контроль может быть демократичным/ С. Г. Пепеляев// Налоговед. - 2015. - № 6.
34. Пронин С. Б. Обращение взыскания по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды на имущество организаций/ Пронин С. Б. - М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень». - 1998. - 110 с.
35. Пронин С. Б. Взыскание задолженностей по налогам с организаций/ Пронин С. Б. - М.: ООО «Журнал «Горячая линия бухгалтера», 2006 г.
36. Разгулин С. В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях // Справочно -информационная система «Гарант»
37. Реструктурирование задолженности перед бюджетом в 2014 году// Учет в сельском хозяйстве. - 2004. - №3.
38. Романенко Л.М. Еще раз о неплатежах / Л. М. Романенко // Финансы. - 2015. - № 4.
39. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007 г.
40. Сащихина Т. Ю. Отдельные элементы понятия «должное исполнение налоговой обязанности»/ Т. Ю. Сащихина // Финансовое право. - 2007. - №1.
41. Смирнова Е.Е., О совершенствовании контрольной работы налоговых органов (по материалам опроса работников налоговых органов) / Смирнова Е.Е.// Налоговый вестник. - 2010. - № 2.
42. Сухарев О. С. Мировой финансовый кризис и способность экономики к развитию / О. С. Сухарев // Государство и экономика. - 2013. - №12.
43. Сухарев О. С. Экономический кризис в России: экспертный взгляд/ О. С. Сухарев // Вопросы экономики. - 2009. - № 4.
44. Титов А. С. Недоимка: правовое регулирование взыскания/ Титов А. С. - М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2003 г.
45. Тихонов Д. H. , Липник Л. Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков/ Тихонов Д. H. , Липник Л. Г. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 г.
46. Шумяцкий Р. И. Налоговый полис новые гарантии для государства/ Р. И. Шумяцкий // Сибирская финансовая школа. - 2004. - №2.
47. Шумяцкий Р. И. О некоторых аспектах совершенствования исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате в государственный бюджет налогов и сборов/ Р. И. Шумяцкий // Сибирская финансовая школа. - 2006. - № 4.
48. Адашев В.Л. [Электронный ресурс]: Судебные доктрины как метод борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, 2004. - Режим доступа: http://www.ardashev.ru/index.php/article/archiye/733/
49. Верстова М. Е. [Электронный ресурс]: Основные пути и перспективы
совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России, 2010. - Режим доступа:
http://juristmoscow.ru/nalogowe-sporv/stat nal-sp/2387/
50. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Сводные данные статистической налоговой отчетности за 2011-2015 гг., 2015. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/nal statistik/stat otch/3777820/
51. Олигов К. М. [Электронный ресурс]: Налоговая задолженность:
повышение эффективности администрирования, 2009. - Режим доступа:
http://lib.herzen. spb.ru/text/oligov 3 8 82 p249 256.pdf дата обращения:
(10.03.2016)
52. Ефремова Т.А. [Электронный ресурс ]: Зарубежный опыт налогового
администрирования и возможность его применения в практике,2014. - Режим доступа http://www. konspekt. biz/index. php?text=50666 дата обращения:
(16.05.2016)
53. Палата налоговых консультантов [Электронный ресурс]: Перспективные
направления налогового администрирования, 2015 - Режим доступа
http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3823 (дата обращения: 22.03.2016)
54. Журнал «Эксперт» [Электронный ресурс]: ЦБ оценил ущербы, 2013 - Режим доступа http://expert.ru/2013/02/20/tsb-otsenil-uscherb/ дата обращения: 3.05.2016)
55. Журнал «Налоговые споры теория и практика»[Электронный ресурс]:
56. Урегулирование налоговой задолженности, [Электронный ресурс]: 2014 - Режим доступа http://nalogoved.ru/topic/37 (дата обращения: 10.05.2016)