Введение
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 4
1.1. Педагогические технологии обучения биологии в школе 4
Проблемное обучение 5
Проектное обучение 7
Дискуссионное обучение 10
Кейс-технологии 14
Критическое мышление 16
Дебаты 17
Портфолио 19
ТАО (технология активного обучения) 21
Игровая технология 23
Сингапурская методика образования 24
1.2. Современные прикладные направления биологии как важный
аспект в увеличении заинтересованности учащихся 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 33
3.1. Тест по Бионике, как показатель информированности учащихся о
прикладном значении биологии 33
3.2. Разработка и организация игры «Клуб знатоков» 37
3.3. Анализ результатов игры «Клуб знатоков» и ее значение для
повышения заинтересованности учащихся 45
3.4. Разработка урока «Слуховой аппарат» по сингапурской
технологии 50
3.5. Разработка урока «Неклеточные формы жизни» по технологии
критического мышления 58
ВЫВОДЫ: 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ: 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Биология решает многие вопросы в различных областях человеческой деятельности. Теоретические разработки биологии широко применяются в ходе изобретения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, которых отличает наличие ряда полезных признаков, использование методов биотехнологии позволяет создавать культуры клеток, продуцирующих лекарственные и другие биологически активные вещества, выращивать посадочный материал для создания лесных и сельскохозяйственных культур. Строение биологических объектов служит ориентиром, на основе которого человек создает архитектурные постройки, отдельные механизмы и машины.
Эти и другие достижения, улучшающие качество жизни человека, указывают на необходимость дальнейшего развития теоретической базы биологии и широкого ее внедрения в практику.
Для повышения заинтересованности учащихся средней школы в освоении предмета биологии необходимо в доступной форме освещать успехи данной науки. При этом могут быть использованы разнообразные педагогические технологии, такие как игровые, информационные, проектная деятельность и др. Конкретные разработки на базе определенных педагогических технологий о значении современной биологии в современном мире для учащихся средней школы, слабо представлены в литературе.
Цель исследований: расширить представление учащихся о прикладных направлениях современной биологии и поддержать высокий интерес к биологии в составе программы основного общего образования.
Задачи исследования:
1. Определить степень информированности учащихся 8 класса о разнообразных прикладных направлениях биологии;
2. Разработать и провести игру, которая расширяет представления учащихся о спектре использования достижений биологии;
3. Проанализировать, как разработанная тематическая игра оказывает влияние на расширение кругозора школьников;
4. Разработать ход уроков для элективных курсов по биологии с использованием технологий сингапурской системы и технологии критического мышления.
1. Разработанное анкетирование по теме «Бионика» позволило выявить степень информирования учеников в такой прикладной области биологии, как бионика. Из 11 вопросов в среднем только 4,2 (38%) были известны учащимся 8«А» НОУШ «Елена-сервис» Советского района г. Казани.
2. Разработанный урок «Клуб знатоков», с использованием игровых технологий позволяет расширить представление учащихся о возможностях использования знаний биологии в практике, а также способствует повышению их интереса на уроках биологии.
3. Проведенный урок с использованием игровых технологий «Клуб знатоков» обеспечил увеличение информированности учащихся 8 «А» в области бионики в 2 раза. На 9,6 вопросов (87%) из 11 вопросов анкеты учащиеся ответили правильно. До игры максимальное количество правильных ответов (6) дал только один ученик, в то время как после игры четверо учеников правильно ответили на все 11 вопросов.
4. Использование Сингапурской технологии при разработке урока по теме «Слуховой аппарат» и технологии критического мышления при разработке урока по теме «Неклеточные формы жизни», а так же составленные для уроков задания по практическому значению тематического материала делают информацию более продуктивной в плане восприятия.
1. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии. Учебно-методическое пособие. / Е.А. Г алкина - Красноярск: Редакционно-издательский совет ГОУ ВПО, 2011. - С. 17-21.
2. Г армаш И.И. Тайны бионики. / И.И. Г армаш - Киев, 1985. - 34 с.
3. Гийо А. Бионика. Когда наука имитирует природу / А. Гийо - М.: Техносфера, 2013. С. 10-12 с.
4. Епишева О.Б. Трушников Д.Ю. «Инновационные процессы в образовании» Учебник. / О.Б. Епишева. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2009. - 28 с.
5. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. / И.О. Загашев - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 121 с.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек — 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 97 с.
7. Захарова В.Б. Учебно-методический комплекс под редакцией Вирусы. / В.Б. Захарова - М.: Кругосвет, Энциклопедия, 2006. - С. 27-31.
Интернет ресурсы:
8. Капитонов А.Л. Организационно-деятельностная игра в школе № 2. / А.Л. Капитонов - М.: Школьные технологии, 2000. - С. 27.
9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -71 с.
10. Клыбин А.Ю. Педагогические технологии: методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов./ А.Ю. Клыбин - Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. - 201 с.
11. Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд. / Л. П. Крайзмер - М.: «Энергия», 1968. - 375 с.
12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно
методическое пособие. / Г.Ю. Ксензова — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 54 с.
13. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. / Б.В. Куприянов - М: ВЛА-ДОС, 2001.
14. Литова З.А. Деловые игры в школе. № 2. / Литова З.А. - М.: Школьные технологии, 2000. - 78 с.
15. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. / С.Г. Манвелов - М.: Просвящение, 2002. - 239 с.
16. Мартека В. Бионика, пер. с англ. / В. Мартека - М.: Мир, 1967. -49 с.
17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. / Б.П. Никитин - М.: Просвещение, 1990. - 11 с.
18. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания / И.А. Озеркова. - М.: Школьные технологии. 2000. - 87 с.
19. Подласый И.П. Педагогика: в 3 х кн., кн. 1: Общие основы: учеб., для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - М.: ВЛА-ДОС, 2008. - 256 с.
20. Польдяева О.В. Возможности технологии “Дебаты”. / О.В. Польдяева - Школьные технологии. № 1, 2007. - 154.
21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / В 2 т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 166 с.
22. Симаков Ю.Г. Живые приборы. / Ю.Г. Симвков - М.: Знание, 1986. - 29с.
23. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин - М.: Академия, 2007. - 23 с.
24. Феодосиевич Ц.Н., Иванович Г.И Бионика в школе. / Ц.Н. Феодосиевич
- Киев: Академия, 1990. - 295 с.
25. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. / Н.Е. Щуркова
- М.: Педагогическое общество России, 2004. - 115 с.
26. Зачесова Е.В. Образовательная технология "Портфолио" и возможность ее применения в обучении. / Е.В. Зачесова - Электронные данные: Москва. 2000. Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/portfolio.html - Дата доступа: 27.04.2017.
27. Студми. Учебные материалы для студентов. Электронные данные.
Москва. Режим доступа:
https://studme.org/46460/pedagogika/tehnologiya aktivnogo obucheniya - Дата доступа: 28.04.2017.
28. Электронное периодическое издание «Научная Россия». Москва. Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/new-extraordinary-science - Дата доступа: 27.04.2017
29. Friends MG branding agency. Режим доступа: http://friendsmg.com/singapurskava-metodika-obucheniva-chto-eto-takoe/ - Дата доступа: 29.04.2017