Введение 3
1 Теоретические основы государственного налогового контроля 6
1.1 Сущность государственного налогового контроля 6
1.2 Основные виды государственного налогового контроля 15
1.3 Формы и методы государственного налогового контроля 26
2 Практика проведения государственного налогового контроля 35
2.1 Анализ проведения камеральных налоговых проверок 35
2.2 Анализ проведения выездных налоговых проверок 47
2.3 Применение мер ответственности при нарушении налогового
законодательства
3 Совершенствование государственного налогового контроля 71
3.1 Развитие налогового контроля в России 71
3.2 Меры, направленные на сокращение нарушений налогового
законодательства
Заключение 86
Список использованных источников 91
Приложение
Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления.
Налоговый контроль традиционно рассматривается как часть финансового контроля, охватывающего сферу образования, распределения и использования денежных фондов. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В целях защиты своих публичных интересов в налоговых отношениях государство вырабатывает специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который обеспечил бы надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Для этого государство создает специальный орган и наделяет его властными полномочиями по отношению к обязанным лицам. Путем законодательного регулирования взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщиков обеспечивается определенный баланс государственных и частных интересов.
Контрольная деятельность в сфере налогообложения приобрела юридическую значимость и нашла отражение в налоговом законодательстве. В НК РФ впервые закреплены инструментарий, формы налогового контроля, понятие и содержание налоговых проверок, их особенности применительно к различным задачам налогообложения.
Финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Но, к сожалению, юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово - хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, то есть запрещенными законом способами.
Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.
Целью данной бакалаврской работы является исследование государственного налогового контроля и выявление направлений его совершенствования.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- определить сущность государственного налогового контроля;
- изучить виды государственного налогового контроля;
- определить формы и методы налогового контроля;
- проанализировать практику проведения камеральных и выездных налоговых проверок;
- изучить применение мер ответственности при нарушении налогового законодательства;
-рассмотреть развитие налогового контроля в России;
-изучить меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Актуальность данной темы заключается в том, что государственный налоговый контроль играет важную роль на современном этапе. В обязанности государственных органов, осуществляющих налоговый контроль входит обязанность по обеспечению правильного исчисления, контроля за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Бакалаврская работа опирается на труды известных ученых-теоретиков и экономистов-практиков С. В. Баруллина, Е. Ю. Жидковой, A. В. Брызгалина, А. С. Титова, Л. Л. Арзумановой, О. А. Ногиной, Е. Ю. Грачевой, Е. Ю. Соколовой, С. Е. Батыров, Ю. А. Крохиной и другие. Несмотря на то, что этими учеными освещается достаточно широкий круг проблем и предложений по поводу государственного налогового контроля, постоянно изменяющиеся экономические условия в России создают необходимость их дальнейшего совершенствования.
Государственный налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов. Государственный налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами государственного налогового контроля. Набор форм контроля достаточно обширен. Формы государственного налогового контроля закреплены на законодательном уровне, они зависят от видов контроля и выделяются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени и места их проведения. Формы государственного налогового контроля находятся в неразрывном единстве с методами государственного налогового контроля. Под методами налогового контроля понимает совокупность приемов и способов, с помощью которых соответствующие органы осуществляют государственный налоговый контроль. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, которые по названию могут совпадать с установленной налоговым законодательством формой контроля.
Правильный выбор сочетания форм и методов осуществления контрольных мероприятий может оказать влияние на результативность контрольной работы. Так же в целях повышения результативности налоговых проверок нами предлагается увеличить количество используемых форм и методов, а именно ввести новые методы налогового контроля, такие как «наблюдение на месте», и осуществление налоговыми инспекторами предварительных консультаций налоговых последствий и сделок. В результате у налоговой службы нет необходимости регулярно проверять таких налогоплательщиков и тем более проводить проверки за предыдущие годы, а так же позволит рационально использовать отведённое для выездной налоговой проверки время.
Для повышения собираемости налогов необходимо совершенствовать техническую оснащенность налоговых органов, бороться с коррупцией и охранять от посягательств криминализированного бизнеса. Предлагаются такие меры: стимулирование полной и своевременной уплаты налогов предприятиями и гражданами, создание условий, при которых уклонение от уплаты налогов становится экономически невыгодным, то есть издержки нарушения финансовой дисциплины превышают возможную прибыль от таких действий. Этим обусловлено введение дополнительных санкций (штрафов) за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Немало сторонников и у более жесткого порядка - начислять проценты на сумму задолженности за период от установленного срока до даты ее погашения по повышенной ставке; предотвращение искажения смысла отдельных операций, которые налогоплательщики проводят для занижения налогооблагаемой базы или необоснованного получения льгот.
В процессе осуществления государственного налогового контроля возникает множество проблем. Важной проблемой налогового контроля является мероприятия налогового мониторинга, которые следует проводить в обязательном порядке для ряда крупнейших налогоплательщиков. Считается целесообразным проведение мониторинга в отношении представителей среднего и малого бизнеса. Введение налогового мониторинга для малого и среднего бизнеса позволит значительно снизить расходы на налоговые проверки, повысить уровень открытости и прозрачности в процессе взаимодействия, а также определенности налогоплательщиков в налоговых последствиях для совершаемых сделок.
Актуальной проблемой налогового контроля является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. Одной из причин является использование незаконных схем ликвидации организаций с задолженностью при помощи использования оффшорных компаний. Также важной проблемой государственного налогового контроля является низкая доля решений, удовлетворенных в пользу налогоплательщиков, в рамках досудебного урегулирования споров увеличивает риск разрешения спора в судебном порядке.
Налоговые проверки можно разделить на анализ динамики количества проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, анализ результативности и взыскаемости по проведенным проверкам. В период с 20122015 гг. общее число проведенных камеральных налоговых проверок имеет тенденцию к убыванию, но к 2016 году количество проверок значительно увеличилось. Уровень выявивших нарушений в 2016 увеличился на 44% в сравнении с 2014 годом. Суммы доначислений произведенных по результатам камеральных налоговых проверок в течение последних пяти лет значительно увеличелись. В 2016 году сумма доначислений составила 100,1 млрд. рублей, что в сравнении с 2012 годом почти на 50% больше. За 2016 год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено 454,8 млрд.рублей , что на 103,3 млрд. рублей (или на 29,4% ) больше, чем в 2015 году. Из общей суммы доначислений по контрольной работе по результатам выездных налоговых проверок доначисленно 352,5 млрд. рублей, что на 30,4 % выше аналогичного периода 2015 года( 270,2 млрд.руб.). Из общей суммы доначисленных платежей основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость - 209,1 млрд.рублей (46%), налогу на прибыль организаций - 135,5 млрд.рублей (29,8%), налогу на доходы физических лиц -39,1 млрд.рублей (8,6%).
Налоговые органы, уполномоченные осуществлять налоговой контроль, по состоянию на 2017 год, не обладают достаточной информацией для выявления причин и определения тенденций возникновения сумм неуплаченных налогов. Повышение эффективности налогового контроля по платежам в бюджет в целях предупреждения прироста сумм неуплаченных налогов требует, как повышения эффективности мер принудительного взыскания задолженности, в том числе и более активное применение жестких мер - обращения взыскания на имущество должников, так и индивидуальной работы с налогоплательщиками по предупреждению образования налоговой недоимки, оперативных мер по скорейшему погашению недоимки в случае ее возникновения.
На основании проведенных исследований нами вносятся следующие предложения:
1. Совершенствование мониторинга позволит налоговым органам сократить количество налоговых проверок, пропадет необходимость проведения предпроверочного анализа организации. Нами предлагаются мероприятия совершенствования процедуры мониторинга, направленные на снижение уровня ограничений для проведения мониторинга организаций. Так же значительной мерой является уход от добровольности, ряд крупнейших налогоплательщиков необходимо обязать в проведении мониторинга.
2. Представляется целесообразным дополнить систему оценки эффективности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков для принятия обоснованных управленческих решений и дальнейшего развития. По нашему мнению, коэффициент эффективности необходимо рассчитывать как отношение суммы, взысканной из дополнительно начисленных платежей в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника. Расчет данного коэффициента эффективности говорит о том, что чем больше будет сумма взысканий из дополнительных начислений, тем эффективнее будет работа налоговых органов.
3. Рекомендуется ввести новый метод проведения государственного налогового контроля, который предполагает проведение налоговыми инспекторами предварительных консультаций налоговых последствий и сделок. Такие консультации нашли своё широкое применение в США. Суть таких консультаций заключается в том, что компания в режиме онлайн сообщает своему инспектору обо всех налоговых рисках, советуется, как поступить в той или иной ситуации, и только после ответа инспектора совершает хозяйственную операцию. При этом, инспектор в режиме реального времени получает достоверные сведения о деятельности предприятия, и у налоговой службы нет необходимости регулярно проверять данного налогоплательщика и тем более проводить проверки за предыдущие годы.
4. Необходимо ужесточение мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов. В связи с чем, предлагается запретить иностранным организациям вносить вклады в уставной капитал российских организаций, без уведомления налоговых органов, так как зачастую это является первым шагом к незаконной ликвидации организации с задолженностью по налогам и сборам при помощи иностранных(оффшорных) компаний, а в случае уведомления налоговых органов у них будет возможность предотвращения использования таких незаконных схем. Также необходимо ужесточить наказание за использование оффшорных схем ликвидации организаций с задолженностью, а именно ввести персональную (материальную) ответственность для прежних руководителей организации и введение уголовной ответственности в тех случаях когда сумма задолженности превышает 1 миллион рублей.
5. Рекомендуется совершенствование мероприятий направленных на развитие института досудебного урегулирования налоговых споров.
Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов основанное на сотрудничестве, направленно на быстрое разрешение возникающих споров. Данное предложение нашло широкое применение в Великобритании и США. Ключевым моментом в процессе урегулирования налоговых споров является привлечении третей (нейтральной) стороны для оказания помощи
налогоплательщику и налоговому органу в достижении согласия по спорному вопросу.
6. Представляется целесообразным дать налоговым органам возможность проводить профилактические работы с налогоплательщиками по вопросам неплатежеспособности организаций и выявлению наиболее распространенных проблем, приводящих к невыполнению организацией налоговых обязательств, путем проведения традиционно пресс-конференций и брифингов, опубликования в печати статей на налоговую тематику, интервью на телевидении. Шире использовать возможности телекоммуникационных каналов связей. Налоговыми органами должно уделяться особое внимание обеспечению добровольной, своевременной и полной уплаты налогов в бюджет.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - Москва : Эксмо, 2016 год.
2. Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 - 2018 годы: Приказ ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@
3. Ануфриева, Е. М. Критерии оценки рисков для отбора налогоплательщиков на выездную проверку // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2008. - № 4.
4. Арзуманова Л. Л., .Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы: Моногр./ Отв. ред. Е.Ю.Грачева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
5. Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В.В. М. Налоговый
менеджмент: Учебник для бакалавров. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
6. Батыров С.Е. Налоговая ответственности/ Батыров С.Е// «Налоговый вестник» (журнал).- 2012.-№11
7. Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. -2015- № 4.
8. Брызгалин А.В. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушения / Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А.Н. // М. - 2013.
9. Брызгалин А.В. Стадии налоговой ответственности/ Брызгалин А.В.// «Налоговая правда» (журнал).-2013.-№52.
10. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие - М.: Норма, 2013.
11. Демин А. В. Налоговое право России: Учеб.пособие / Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2012.
12. Ефремова Т. А. Повышение результативности налогового контроля/
Ефремова Т. А. // Саратов - 2014.
13. Ефремова Т.А. [Электронный ресурс ]: Зарубежный опыт налогового администрирования и возможность его применения в практике, 2014.- Режим доступа http://www.konspekt.biz/index.php?text=50666
14. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2012.
15. Козырин А.Н. Налоги и сборы в Российской Федерации / под ред. А. А. Ялбулганова/М.: Норма, 2011.
16. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
17. Крохина Ю.А. Налоговое право России / Крохина Ю.А. // М.: Норма - 2012.
18. Кучеров И.И. Налоговое право России / Кучеров И.И. // М.: Норма - 2013.
19. Е.В.Малахаткина Тенденции совершенствования налогового контроля//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. -№5
20. Мешкова Д. А. Налоговый контроль: формы осуществления и результативность// Бухгалтер и закон. — 2012. — № 6
21. Миронова О.А. Налоговое администрирование / Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. // М.: Изд-во Омега-Л - 2011.
22. Мутузов Н. И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Матузов Н. И., Малько А.В. - М.: Юристъ, 2014 г.
23. Невская М.А. Налоговое администрирование: учебное пособие / М.А. Невская, М.А. Шаталина. // М.: Омега - Л - 2011.
24. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль / Нестеров Г.Г. , Попонова H.A., Т ерзиди A.B. // М.: Эксмо - 2013.
25. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории.- СПб:Питер, 2002.
26. Павлов П.В. Изменение налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами / Павлов П.В. // Бухгалтерский учет. - 2012 - №19.
27. Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль за юридическими лицами в
92
условиях рыночной экономики / Пайзулаев И.Р. // М. - 2010.
28. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Поролло Е.В. // М. - 2014.
29. Романова А.Н. Модернизация налогового контроля (модели и методы) / Романова А.Н. // М.: ИНФРА-М - 2013.
30. Романовский М. В., Врублевская О. В Налоги и налогообложение - СПБ : Питер, 2012.
31. Савин Д.А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля /Экономика и экономические науки/ Сервис в России и за рубежом. - 2012 -№7.
32. Савинова Е.А, Пономарев О. В. Формы и методы налогового контроля [Электронный ресурс]. -http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1929-2012- 04-14-21-20-40
33. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование,
планирование, учет / В.А. Тимошенко, Л.В. Спирина. // М.: Дашков и К - 2010.
34. Семенихин В. В. Налоговые проверки: сущность налогового контроля и виды проверок// Росбух. — 2011.
35. Соколова Е.Ю., Ануфриева Е.М. Совершенствование налогового администрирования как важный аспект выявления и пресечения методов уклонения от уплаты налогов и сборов / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. - № 1.
36. Титов A.C. Налоговое администрирование и контроль / Титов A.C. // M.: ВК - 2015.
37. Украинцева А. И. Сущность, формы и методы налогового контроля. 2012.
38. Шешукова Т. Г., Баленко Д. В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. - 2013 - № 3.
39. Палата налоговых консультантов [Электронный ресурс]: Перспективные направления налогового администрирования, 2015 - Режим доступа http: //www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3823
Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.minfin.ru
41. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.nalog.ru
42. Сайт Единой Межведомственной информационно-статистической системы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.fedstat.ru
43. U.S Department of the Treasury. - Режим доступа:
https://www.treasury.gov/Pages/default.aspx
44. Department of Finance Canada. - Режим доступа: https://www.fin.gc.ca/
45. Bundesministerium der Finanzen - Режим доступа: http://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.html
46. Le portail de 1'Economie - Режим доступа: https://www.economie.gouv.fr/
47. Fast Track Settlement. - Режим доступа: https://www.irs.gov/businesses/fast-track-settlement
48. Tax disputes: Alternative Dispute Resolution (ADR). - Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/tax-disputes-alternative-dispute-resolution-adr
49. THE CONCEPT OF TAX GAPS Report on VAT Gap Estimations. - Режимдостvпа:http://ec■europa■eu/taxation customs/resources/documents/common/pu blications/studies/tgpg report en.pdf