ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике государства .. 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в
Российской Федерации 11
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации 15
2.2. Анализ развития малого предпринимательства в субъектах Российской
Федерации 23
2.3. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства в
субъектах Российской Федерации 39
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 45
3.1. Проблемы реализации государственной поддержки малого
предпринимательства 45
3.2. Зарубежный опыт государственного регулирования малого
предпринимательства 50
3.3. Направления совершенствования государственной политики поддержки
малого предпринимательства 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике государства .. 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в
Российской Федерации 11
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации 15
2.2. Анализ развития малого предпринимательства в субъектах Российской
Федерации 23
2.3. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства в
субъектах Российской Федерации 39
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 45
3.1. Проблемы реализации государственной поддержки малого
предпринимательства 45
3.2. Зарубежный опыт государственного регулирования малого
предпринимательства 50
3.3. Направления совершенствования государственной политики поддержки
малого предпринимательства 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов.
Сегодня мировое бизнес-сообщество сходится во мнении, что малый бизнес оказывает непосредственное влияние на уровень развития экономики государства. Подтверждением данных слов являются не только исторические примеры и заявления политиков и государственных функционеров, но и, в первую очередь, многочисленные научные труды.
О важности поддержки малого предпринимательства в России одним из первых заговорил В.В. Путин. Будучи на посту премьер-министра страны, В.В. Путин инициировал создание ряда законопроектов по поддержке малого и среднего бизнеса в России. В частности, в 2010 году по предложению президента на поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено 13 миллиардов рублей из федерального бюджета. Все это показывает озабоченность государства уровнем развития малого бизнеса на территории страны, важность решения данного вопроса для экономики России и желание правительства оказывать помощь представителем малого и среднего предпринимательства.
Актуальность изучения данной проблематики в контексте дальнейшего развития России на сегодняшний день обусловлена, в том числе, внешними факторами. Во-первых, находясь под влиянием санкций со стороны западных стран, Россия вынуждена искать пути модернизации экономической модели. В частности, одним из таких путей является уход от «нефтяной иглы» и развитие новых секторов экономики, в которых задействован в том числе и малый бизнес. Во-вторых, малые предприятия могут сыграть заметную роль в процессе импортозамещения, который является прямым следствием
введения ряда ограничений со стороны западных держав. В данном контексте малый бизнес, при должной поддержке, может в короткие сроки наладить производство в России запрещенных продуктов, которые заменят иностранные аналоги на полках магазинов. В-третьих, развитие малого предпринимательства может оказать оздоравливающее действие не только на экономику государства, но и на общество. С помощью различных мер поддержки малого бизнеса правительство может повысить общий уровень финансовой и юридической грамотности жителей России, что будет способствовать созданию сбалансированного гражданского общества.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей государственного регулирования малого предпринимательства в России и предложение направлений его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью при выполнении работы необходимо:
1) рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике государства;
2) изучить нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) исследовать зарубежный опыт государственного регулирования малого предпринимательства;
4) провести анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
5) провести анализ развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
6) провести анализ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
7) определить проблемы реализации государственной поддержки малого предпринимательства;
8) предложить пути совершенствования государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования выступают субъекты малого предпринимательства в субъектах РФ и России в целом.
Предметом исследования в работе является государственное регулирование малого предпринимательства.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема государственного регулирования малого предпринимательства явилась предметом исследований многих авторов, например, таких как С.И. Акчурина, С.В. Владимирова, О.Ю. Гончарова, А.В. Кириллов, А.В. Корчукова, О.В. Левченко, Е.В. Мезенцева и других.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, материалы монографий и периодической печати, прочая литература по исследуемой проблеме отечественных авторов, а также статистические сборники.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного анализа, графический, экономико-статистический методы исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Сегодня мировое бизнес-сообщество сходится во мнении, что малый бизнес оказывает непосредственное влияние на уровень развития экономики государства. Подтверждением данных слов являются не только исторические примеры и заявления политиков и государственных функционеров, но и, в первую очередь, многочисленные научные труды.
О важности поддержки малого предпринимательства в России одним из первых заговорил В.В. Путин. Будучи на посту премьер-министра страны, В.В. Путин инициировал создание ряда законопроектов по поддержке малого и среднего бизнеса в России. В частности, в 2010 году по предложению президента на поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено 13 миллиардов рублей из федерального бюджета. Все это показывает озабоченность государства уровнем развития малого бизнеса на территории страны, важность решения данного вопроса для экономики России и желание правительства оказывать помощь представителем малого и среднего предпринимательства.
Актуальность изучения данной проблематики в контексте дальнейшего развития России на сегодняшний день обусловлена, в том числе, внешними факторами. Во-первых, находясь под влиянием санкций со стороны западных стран, Россия вынуждена искать пути модернизации экономической модели. В частности, одним из таких путей является уход от «нефтяной иглы» и развитие новых секторов экономики, в которых задействован в том числе и малый бизнес. Во-вторых, малые предприятия могут сыграть заметную роль в процессе импортозамещения, который является прямым следствием
введения ряда ограничений со стороны западных держав. В данном контексте малый бизнес, при должной поддержке, может в короткие сроки наладить производство в России запрещенных продуктов, которые заменят иностранные аналоги на полках магазинов. В-третьих, развитие малого предпринимательства может оказать оздоравливающее действие не только на экономику государства, но и на общество. С помощью различных мер поддержки малого бизнеса правительство может повысить общий уровень финансовой и юридической грамотности жителей России, что будет способствовать созданию сбалансированного гражданского общества.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей государственного регулирования малого предпринимательства в России и предложение направлений его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью при выполнении работы необходимо:
1) рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике государства;
2) изучить нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) исследовать зарубежный опыт государственного регулирования малого предпринимательства;
4) провести анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
5) провести анализ развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
6) провести анализ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
7) определить проблемы реализации государственной поддержки малого предпринимательства;
8) предложить пути совершенствования государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования выступают субъекты малого предпринимательства в субъектах РФ и России в целом.
Предметом исследования в работе является государственное регулирование малого предпринимательства.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема государственного регулирования малого предпринимательства явилась предметом исследований многих авторов, например, таких как С.И. Акчурина, С.В. Владимирова, О.Ю. Гончарова, А.В. Кириллов, А.В. Корчукова, О.В. Левченко, Е.В. Мезенцева и других.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, материалы монографий и периодической печати, прочая литература по исследуемой проблеме отечественных авторов, а также статистические сборники.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного анализа, графический, экономико-статистический методы исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.
Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется Конституцией РФ, федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», федеральными, региональными и местными программами поддержки малого предпринимательства, бухгалтерским, налоговым законодательством и другими нормативными актами. В целом, комплекс нормативных документов должен способствовать развитию предпринимательского сектора.
Обобщив и сравнив российский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса с зарубежным, можно отметить, что все экономически развитые государства проводят активное регулирование малого бизнеса и способствуют его развитию. При этом используют формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Необходимо отметить, что программы государственной поддержки в России, в целом, схожи с основными направлениями поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах. Однако на данном этапе развития в России, можно говорить о несформированных до конца отношениях банковского сектора и малого бизнеса. Коммерческие банки не являются доступным источником финансирования для малого бизнеса.
Анализ выборочно отобранных субъектов Российской Федерации показал особенности и специфику развития малого предпринимательства в каждом из них. Так, В Тамбовской области наблюдается снижение численности занятых в малом бизнесе, что говорит об упадке интереса жителей к данной сфере. В Республике Марий Эл, несмотря на ряд положительных моментов (увлечение числа малых предприятий, занятых работников, оборота), наблюдаются свойственные для республики проблемы (коррупция, негативное отношение к предпринимателям части населения и так далее), а также проблемы, наблюдающиеся во многих регионах Российской Федерации (сложная экономическая и финансовая обстановка в стране в результате введения внешних ограничений и так далее). Анализ развития малого предпринимательства Алтайского края показал, что потенциал используется недостаточно полно. Анализ результатов деятельности малых предприятий Хабаровского края показал положительную динамику как по численности предприятий, так и по числу занятых и обороту. Одной отрицательной тенденцией стало снижение сальдированного финансового результата. В целом анализ выбранных субъектов Российской Федерации обозначил ряд институциональных проблем, свойственных для всех регионов РФ, поэтому для дальнейшего анализа необходимо провести анализ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
В рамках исследования были выделены основные проблемы развития малого бизнеса в России:
а) дефицит кадров (подготовка персонала для многих сфер деятельности малого бизнеса сегодня зачастую лежит на плечах самих бизнесменов);
б) непосильная налоговая нагрузка (действующая система налогообложения забирает огромную долю прибыли, в результате чего, предприятия становятся на грани банкротства, в связи с этим многие предприниматели уходят в «тень», а некоторые вовсе покидают рынок);
в) очень низкая доступность финансовых ресурсов (жесткие требования к обеспечению и неподъемно высокие ставки по кредитам);
г) низкая доступность земельных участков и недвижимости (трудности в покупки или аренды земельных участков и производственных помещений).
д) административные барьеры и коррупция.
Кроме основных проблем, были затронуть проблемные аспекты малого инвестиционного бизнеса как наиболее перспективного в современных условиях. По мнению экспертов, важным барьером в развитии малого инновационного бизнеса являются:
а) отсутствие поддержки на значимых, в том числе ранних, стадиях развития инновационно-ориентированного предприятия;
б) «разомкнутая» модель инновационной системы, провоцирующая уход российских научных достижений, инноваций и стартапов на зарубежные рынки;
в) нескоординированность различных программ поддержки, действующих одновременно по линии различных ведомств и институтов развития и подменяющих друг друга, что приводит к проведению однотипных мероприятий;
г) непродуманная адресность программ поддержки, необоснованность объемов и сроков финансовой поддержки и льготного кредитования.
К основным направлениям повышения эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства относят:
а) оптимизацию нормативно-правовой базы и формирование отдельного законодательного акта, содержащего основные положения в области создания, функционирования и завершения деятельности малых инновационно-активных предприятий;
б) совершенствование методики оценки эффективности государственных программ поддержки инновационного бизнеса и результатов деятельности инфраструктурных организаций и учреждений с учетом критериев и ожидаемых результатов деятельности малого инновационного предпринимательства;
в) обеспечение патентной поддержки и защиты права авторства, активную реализацию программ безвозмездной передачи малому инновационному предпринимательству прав на использование результатов инновационной деятельности, полученных за счет бюджетных средств;
г) совершенствование моделей и расширение инструментов финансирования инновационной деятельности.
Практическая значимость предложенных рекомендаций определяется возможностью их использования в деятельности органов государственной власти при разработке форм и инструментов государственной поддержки, направленной на реализацию инновационного потенциала малого предпринимательства.
Также проанализировав опыт развития инновационной среды малых предприятий в зарубежных странах, были даны рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов малого предпринимательства в России:
а) применение твердых (а не прогрессивных) ставок налогов, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов и расширение числа малых предприятий;
б) расширение деятельности пенсионных фондов и страховых компаний в направлении создания финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства и так далее.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.
Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется Конституцией РФ, федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», федеральными, региональными и местными программами поддержки малого предпринимательства, бухгалтерским, налоговым законодательством и другими нормативными актами. В целом, комплекс нормативных документов должен способствовать развитию предпринимательского сектора.
Обобщив и сравнив российский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса с зарубежным, можно отметить, что все экономически развитые государства проводят активное регулирование малого бизнеса и способствуют его развитию. При этом используют формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Необходимо отметить, что программы государственной поддержки в России, в целом, схожи с основными направлениями поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах. Однако на данном этапе развития в России, можно говорить о несформированных до конца отношениях банковского сектора и малого бизнеса. Коммерческие банки не являются доступным источником финансирования для малого бизнеса.
Анализ выборочно отобранных субъектов Российской Федерации показал особенности и специфику развития малого предпринимательства в каждом из них. Так, В Тамбовской области наблюдается снижение численности занятых в малом бизнесе, что говорит об упадке интереса жителей к данной сфере. В Республике Марий Эл, несмотря на ряд положительных моментов (увлечение числа малых предприятий, занятых работников, оборота), наблюдаются свойственные для республики проблемы (коррупция, негативное отношение к предпринимателям части населения и так далее), а также проблемы, наблюдающиеся во многих регионах Российской Федерации (сложная экономическая и финансовая обстановка в стране в результате введения внешних ограничений и так далее). Анализ развития малого предпринимательства Алтайского края показал, что потенциал используется недостаточно полно. Анализ результатов деятельности малых предприятий Хабаровского края показал положительную динамику как по численности предприятий, так и по числу занятых и обороту. Одной отрицательной тенденцией стало снижение сальдированного финансового результата. В целом анализ выбранных субъектов Российской Федерации обозначил ряд институциональных проблем, свойственных для всех регионов РФ, поэтому для дальнейшего анализа необходимо провести анализ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
В рамках исследования были выделены основные проблемы развития малого бизнеса в России:
а) дефицит кадров (подготовка персонала для многих сфер деятельности малого бизнеса сегодня зачастую лежит на плечах самих бизнесменов);
б) непосильная налоговая нагрузка (действующая система налогообложения забирает огромную долю прибыли, в результате чего, предприятия становятся на грани банкротства, в связи с этим многие предприниматели уходят в «тень», а некоторые вовсе покидают рынок);
в) очень низкая доступность финансовых ресурсов (жесткие требования к обеспечению и неподъемно высокие ставки по кредитам);
г) низкая доступность земельных участков и недвижимости (трудности в покупки или аренды земельных участков и производственных помещений).
д) административные барьеры и коррупция.
Кроме основных проблем, были затронуть проблемные аспекты малого инвестиционного бизнеса как наиболее перспективного в современных условиях. По мнению экспертов, важным барьером в развитии малого инновационного бизнеса являются:
а) отсутствие поддержки на значимых, в том числе ранних, стадиях развития инновационно-ориентированного предприятия;
б) «разомкнутая» модель инновационной системы, провоцирующая уход российских научных достижений, инноваций и стартапов на зарубежные рынки;
в) нескоординированность различных программ поддержки, действующих одновременно по линии различных ведомств и институтов развития и подменяющих друг друга, что приводит к проведению однотипных мероприятий;
г) непродуманная адресность программ поддержки, необоснованность объемов и сроков финансовой поддержки и льготного кредитования.
К основным направлениям повышения эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства относят:
а) оптимизацию нормативно-правовой базы и формирование отдельного законодательного акта, содержащего основные положения в области создания, функционирования и завершения деятельности малых инновационно-активных предприятий;
б) совершенствование методики оценки эффективности государственных программ поддержки инновационного бизнеса и результатов деятельности инфраструктурных организаций и учреждений с учетом критериев и ожидаемых результатов деятельности малого инновационного предпринимательства;
в) обеспечение патентной поддержки и защиты права авторства, активную реализацию программ безвозмездной передачи малому инновационному предпринимательству прав на использование результатов инновационной деятельности, полученных за счет бюджетных средств;
г) совершенствование моделей и расширение инструментов финансирования инновационной деятельности.
Практическая значимость предложенных рекомендаций определяется возможностью их использования в деятельности органов государственной власти при разработке форм и инструментов государственной поддержки, направленной на реализацию инновационного потенциала малого предпринимательства.
Также проанализировав опыт развития инновационной среды малых предприятий в зарубежных странах, были даны рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов малого предпринимательства в России:
а) применение твердых (а не прогрессивных) ставок налогов, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов и расширение числа малых предприятий;
б) расширение деятельности пенсионных фондов и страховых компаний в направлении создания финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства и так далее.
Подобные работы
- Совершенствование направлений государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства Братского района Иркутской
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы государственной поддержки развития предпринимательства
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка малого предпринимательства в городах - миллионниках ( Казань, Н.Новгород, Самара и Уфа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в современных условиях российской экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



