Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Работа №52437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике государства .. 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в
Российской Федерации 11
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации 15
2.2. Анализ развития малого предпринимательства в субъектах Российской
Федерации 23
2.3. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства в
субъектах Российской Федерации 39
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 45
3.1. Проблемы реализации государственной поддержки малого
предпринимательства 45
3.2. Зарубежный опыт государственного регулирования малого
предпринимательства 50
3.3. Направления совершенствования государственной политики поддержки
малого предпринимательства 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов.
Сегодня мировое бизнес-сообщество сходится во мнении, что малый бизнес оказывает непосредственное влияние на уровень развития экономики государства. Подтверждением данных слов являются не только исторические примеры и заявления политиков и государственных функционеров, но и, в первую очередь, многочисленные научные труды.
О важности поддержки малого предпринимательства в России одним из первых заговорил В.В. Путин. Будучи на посту премьер-министра страны, В.В. Путин инициировал создание ряда законопроектов по поддержке малого и среднего бизнеса в России. В частности, в 2010 году по предложению президента на поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено 13 миллиардов рублей из федерального бюджета. Все это показывает озабоченность государства уровнем развития малого бизнеса на территории страны, важность решения данного вопроса для экономики России и желание правительства оказывать помощь представителем малого и среднего предпринимательства.
Актуальность изучения данной проблематики в контексте дальнейшего развития России на сегодняшний день обусловлена, в том числе, внешними факторами. Во-первых, находясь под влиянием санкций со стороны западных стран, Россия вынуждена искать пути модернизации экономической модели. В частности, одним из таких путей является уход от «нефтяной иглы» и развитие новых секторов экономики, в которых задействован в том числе и малый бизнес. Во-вторых, малые предприятия могут сыграть заметную роль в процессе импортозамещения, который является прямым следствием
введения ряда ограничений со стороны западных держав. В данном контексте малый бизнес, при должной поддержке, может в короткие сроки наладить производство в России запрещенных продуктов, которые заменят иностранные аналоги на полках магазинов. В-третьих, развитие малого предпринимательства может оказать оздоравливающее действие не только на экономику государства, но и на общество. С помощью различных мер поддержки малого бизнеса правительство может повысить общий уровень финансовой и юридической грамотности жителей России, что будет способствовать созданию сбалансированного гражданского общества.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей государственного регулирования малого предпринимательства в России и предложение направлений его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью при выполнении работы необходимо:
1) рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике государства;
2) изучить нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) исследовать зарубежный опыт государственного регулирования малого предпринимательства;
4) провести анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
5) провести анализ развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
6) провести анализ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
7) определить проблемы реализации государственной поддержки малого предпринимательства;
8) предложить пути совершенствования государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования выступают субъекты малого предпринимательства в субъектах РФ и России в целом.
Предметом исследования в работе является государственное регулирование малого предпринимательства.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема государственного регулирования малого предпринимательства явилась предметом исследований многих авторов, например, таких как С.И. Акчурина, С.В. Владимирова, О.Ю. Гончарова, А.В. Кириллов, А.В. Корчукова, О.В. Левченко, Е.В. Мезенцева и других.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, материалы монографий и периодической печати, прочая литература по исследуемой проблеме отечественных авторов, а также статистические сборники.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного анализа, графический, экономико-статистический методы исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.
Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется Конституцией РФ, федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», федеральными, региональными и местными программами поддержки малого предпринимательства, бухгалтерским, налоговым законодательством и другими нормативными актами. В целом, комплекс нормативных документов должен способствовать развитию предпринимательского сектора.
Обобщив и сравнив российский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса с зарубежным, можно отметить, что все экономически развитые государства проводят активное регулирование малого бизнеса и способствуют его развитию. При этом используют формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Необходимо отметить, что программы государственной поддержки в России, в целом, схожи с основными направлениями поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах. Однако на данном этапе развития в России, можно говорить о несформированных до конца отношениях банковского сектора и малого бизнеса. Коммерческие банки не являются доступным источником финансирования для малого бизнеса.
Анализ выборочно отобранных субъектов Российской Федерации показал особенности и специфику развития малого предпринимательства в каждом из них. Так, В Тамбовской области наблюдается снижение численности занятых в малом бизнесе, что говорит об упадке интереса жителей к данной сфере. В Республике Марий Эл, несмотря на ряд положительных моментов (увлечение числа малых предприятий, занятых работников, оборота), наблюдаются свойственные для республики проблемы (коррупция, негативное отношение к предпринимателям части населения и так далее), а также проблемы, наблюдающиеся во многих регионах Российской Федерации (сложная экономическая и финансовая обстановка в стране в результате введения внешних ограничений и так далее). Анализ развития малого предпринимательства Алтайского края показал, что потенциал используется недостаточно полно. Анализ результатов деятельности малых предприятий Хабаровского края показал положительную динамику как по численности предприятий, так и по числу занятых и обороту. Одной отрицательной тенденцией стало снижение сальдированного финансового результата. В целом анализ выбранных субъектов Российской Федерации обозначил ряд институциональных проблем, свойственных для всех регионов РФ, поэтому для дальнейшего анализа необходимо провести анализ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
В рамках исследования были выделены основные проблемы развития малого бизнеса в России:
а) дефицит кадров (подготовка персонала для многих сфер деятельности малого бизнеса сегодня зачастую лежит на плечах самих бизнесменов);
б) непосильная налоговая нагрузка (действующая система налогообложения забирает огромную долю прибыли, в результате чего, предприятия становятся на грани банкротства, в связи с этим многие предприниматели уходят в «тень», а некоторые вовсе покидают рынок);
в) очень низкая доступность финансовых ресурсов (жесткие требования к обеспечению и неподъемно высокие ставки по кредитам);
г) низкая доступность земельных участков и недвижимости (трудности в покупки или аренды земельных участков и производственных помещений).
д) административные барьеры и коррупция.
Кроме основных проблем, были затронуть проблемные аспекты малого инвестиционного бизнеса как наиболее перспективного в современных условиях. По мнению экспертов, важным барьером в развитии малого инновационного бизнеса являются:
а) отсутствие поддержки на значимых, в том числе ранних, стадиях развития инновационно-ориентированного предприятия;
б) «разомкнутая» модель инновационной системы, провоцирующая уход российских научных достижений, инноваций и стартапов на зарубежные рынки;
в) нескоординированность различных программ поддержки, действующих одновременно по линии различных ведомств и институтов развития и подменяющих друг друга, что приводит к проведению однотипных мероприятий;
г) непродуманная адресность программ поддержки, необоснованность объемов и сроков финансовой поддержки и льготного кредитования.
К основным направлениям повышения эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства относят:
а) оптимизацию нормативно-правовой базы и формирование отдельного законодательного акта, содержащего основные положения в области создания, функционирования и завершения деятельности малых инновационно-активных предприятий;
б) совершенствование методики оценки эффективности государственных программ поддержки инновационного бизнеса и результатов деятельности инфраструктурных организаций и учреждений с учетом критериев и ожидаемых результатов деятельности малого инновационного предпринимательства;
в) обеспечение патентной поддержки и защиты права авторства, активную реализацию программ безвозмездной передачи малому инновационному предпринимательству прав на использование результатов инновационной деятельности, полученных за счет бюджетных средств;
г) совершенствование моделей и расширение инструментов финансирования инновационной деятельности.
Практическая значимость предложенных рекомендаций определяется возможностью их использования в деятельности органов государственной власти при разработке форм и инструментов государственной поддержки, направленной на реализацию инновационного потенциала малого предпринимательства.
Также проанализировав опыт развития инновационной среды малых предприятий в зарубежных странах, были даны рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов малого предпринимательства в России:
а) применение твердых (а не прогрессивных) ставок налогов, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов и расширение числа малых предприятий;
б) расширение деятельности пенсионных фондов и страховых компаний в направлении создания финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства и так далее.



1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. - № 31. - ст. 4006.
2. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» (ред. от 25.01.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. - 11.04.2016. - № 15. - ст. 2097.
4. Абакумова О.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах Европейского союза / О.А. Абакумова // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 10. - С. 62-63.
5. Агафонова А.В. Значение и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России / А.В. Агафонова // Вестник академии знаний. - 2017. - № 20. - С. 11-18.
6. Азиева З.И. Сущность, цели и назначение малого предпринимательства
/ З.И. Азиева, А.Ю. Андрианова // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы,
перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы VI
Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». - 2016. - С. 309-313.
7. Акчурина С.И. Проект развития малого бизнеса в России / С.И. Акчурина // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 11-16.
8. Буханцов С.А. Текущее состояние и тенденции развития малого бизнеса в России / С.А. Буханцов, И.И. Глотова // Регулирование экономической деятельности и деловая среда: проблемы, перспективы и решения: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 299-308.
9. Владимирова С.В. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / С.В. Владимирова // Стратегические инициативы социально-экономического развития хозяйствующих субъектов региона в условиях внешних ограничений: материалы международной научно-практической конференции, организованной совместно с администрацией ОЭЗ «111 ГГ «Липецк». - 2017. - С. 50-53.
10. Гешко О.А. Понятие, сущность и ролевая значимость малого предпринимательства в современных условиях / О.А. Гешко, Т.И. Соловьян // Актуальные вопросы развития экономики: материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 90-94.
11. Гончарова О.Ю. Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий через механизм госзакупок / О.Ю. Гончарова // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11 -ой Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 26-29.
12. Григорян М.Р. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / М.Р. Григорян // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 3. - С. 1-12.
13. Гусева М.С. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в кластере: потребности, ресурсы и возможности / М.С. Гусева // ARS ADMINISTRANDI. - 2016. - № 3. - С. 66-87.
14. Демироглу Н.Б. Направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства / Н.Б. Демироглу, З.С. Зиадинова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 10-1. - С. 95-99.
15. Донец М.Д. Проблемы малого предпринимательства в России / М.Д. Донец, А.Ю. Андреева, Ю.А. Климова // Вестник магистратуры. - 2016. - 6-5. - С. 68-70.
16. Дулова А.Д. Малое предпринимательство: понятие и место в экономике страны / А.Д. Дулова // SCI-ARTICLE.RU. - 2015. - № 27.
17. Жидкова М.А. Роль финансовой поддержки и ее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в России / М.А. Жидкова, Т.А. Шпилькина // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 1.
18. Заболоцкая В.В. Современные зарубежные модели финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства / В.В. Заболоцкая // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 53-60.
19.Зайцева Е.В. О некоторых подходах к исследованию понятия и содержания категории «малое предпринимательство» / Е.В. Зайцева // Научный альманах. - 2016. - № 3-1. - С. 120-126.
20. Калугина Е.В. Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства / Е.В. Калугина // Первый шаг в науку. - 2015. - № 7-8. - С. 47-50.
21. Кириллов А.В. Международный опыт развития малого и среднего инновационного предпринимательства и возможности его применения в российской экономике: дис. ... канд. экон. наук. - М.: Изд-во ГУУ,
2015. - 171 с.
22. Корчукова А.В. Место малого предпринимательства в современной
экономике / А.В. Корчукова // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. - 2016. - С. 354-357.
23. Лановая О.Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О.Г. Лановая // Банковские услуги. - 2014. - № 1.
24. Ларичева Е. Развитие малого предпринимательства в России и меры по его поддержке / Е. Ларичева, Е. Шевель, О. Николаева // Экономика и эффективность организации производства. - 2015. - № 22. - С. 26-30.
25. Левченко О.В. Разработка механизма совершенствования организационно-экономических форм государственной поддержки инновационной деятельности малых предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб.: Изд-во СПбГИКиТ, 2015. - 24 с.
26. Мезенцева Е.В. Оценка проблем развития малого предпринимательства и определение роли государства в их решении / Е.В. Мезенцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 15. - С. 791-795.
27. Мезенцева Е.В. Анализ основных проблем регионального предпринимательства и применение программного управления в их решении / Е.В. Мезенцева // KANT. - 2017. - № 1. - С. 150-152.
28. Минина А.А. Особенности правового регулирования развития малого
предпринимательства в России / А.А. Минина, О.В. Пименова // Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства: сборник научных трудов по материалам
международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 353358.
29. Науменко А.А. Место малого предпринимательства в современной
экономике / А.А. Науменко // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. - 2016. - С. 390-393.
30. Николаенкова М. Влияние налоговой системы на функционирование малого бизнеса в Российской Федерации / М. Николаенкова // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 202-205.
31. Павлова М.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в российской федерации / М.А. Павлова, С.Г. Сафонова // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 315-318.
32. Петрищева С.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства / С.А. Петрищева // Социальные науки. - 2016. - № 5-1. - С. 44-48.
33. Полянская И.В. Малое предпринимательство: понятие и место в
экономике страны / И.В. Полянская // Молодежь, наука, творчество - 2016: материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - 2016. - С. 385-388.
34. Пчелина М.И. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России // М.И. Пчелина // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 5. - С. 184-186.
35. Ревина О.А. Система государственной поддержки и регулирования
предпринимательства в России / О.А. Ревина // Научные достижения и открытия современной молодежи: сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - C. 568-570.
36. Рой В. Перспективы развития малого бизнеса в России / В. Рой, В. Г арникян, А. Мисютина // Новая наука: опыт, традиции, инновации. -
2016. - № 1-1. - С. 157-160.
37. Самиков А.А. Развитие и функционирование малого и среднего бизнеса в современной России: проблемы и пути их решения / А.А. Самиков, И.З. Хабибуллин // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100- летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Чанбарисова Шайхуллы
Хабибулловича. Башкирский государственный университет. - 2016. -
С. 259-299.
38. Самсонов В.А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В.А. Самсонов, С.Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. - 2014. - С. 14-17.
39. Сангинова Л.Д. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: действующая практика и направления совершенствования / Л.Д. Сангинова // Экономика региона: новые вызовы. - 2016. - С. 4-11.
40. Скороходов Т.С. Основы малого предпринимательства / Т.С. Скороходов, В.С. Костромицкий, Н.Ш. Чич // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2х томах. - 2016. - С. 419-421.
41. Таранушич А.В. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России / А.В. Таранушич, Е.А. Иванова // Экономика и управление: традиции и инновации: материалы III Международной студенческой научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2016. - С. 109-113.
42. Тимофеев В.И. Роль малых и средних предприятий в российской экономике / В.И. Тимофеев // ВУЗ. XXI век. - 2015. - № 1. - С. 99-112.
43. Трайковский А.В. Сущность и назначение малого предпринимательства / А.В. Трайковский, О.М. Цугленок // Научнообразовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2016. - № 5. - С. 146-150.
44. Цой А.В. Развитие малого предпринимательства как одно из основных направлений устойчивого развития экономики / А.В. Цой // Вестник РМАТ. - 2016. - № 2. - С. 32-36.
45. Цыганов А.А. Особенности конкуренции каналов продаж на страховом рынке Российской Федерации. - М.: Синергия, 2014. - 116 с.
46. Яшина. А.С. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России / А.С. Яшина // Научное сообщество студентов: сборник материалов VI Международной студенческой научнопрактической конференции: в 2 томах. - 2015. - С. 305-308.
47. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Статистический сборник / Росстат. - M., 2015. - 96 с.
48. Российский статистический ежегодник. 2016: Статистический сборник / Росстат. - М., 2016 - 725 с.
49. Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник / Росстат. - M., 2016. - 543 с.
50. Оценка эффективности программы поддержки МСП МЭР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assets.kpmg.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ