Введение
1. Теоретические основы налогового контроля крупнейших
налогоплательщиков 5
1.1. Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим и особенности
их учета в налоговых органах 5
1.2. Специфика форм и методов налогового контроля крупнейших
налогоплательщиков 15
1.3. Организация мероприятий налогового контроля 25
2. Анализ налогового контроля крупнейших налогоплательщиков 36
2.1. Анализ учета крупнейших налогоплательщиков 36
2.2. Анализ уплаты налогов крупнейших налогоплательщиков 44
2.3. Анализ мероприятий налогового контроля налогоплательщиков
3. Совершенствование налогового контроля крупнейших
налогоплательщиков 59
3.1. Направления совершенствования налогового контроля крупнейших
налогоплательщиков 59
3.2. Показатели, влияющие на задолженность крупнейших налогоплательщиков 72
Заключение 85
Список использованных источников 91
Приложения
Крупнейшие налогоплательщики объективно вызывали и вызывают повышенный интерес со стороны государства, но действующее законодательство о налогах и сборах не отвечает потребностям налогового контроля, предназначению налоговых инспекций, создаваемых для контроля крупнейших налогоплательщиков, и создает сложности в реализации налогоплательщиками своих прав и исполнении обязанностей. В настоящее время большинство спорных вопросов разрешается в рамках правоприменительной или судебной практики. Крупные предприятия, являясь ядром экономики России, в значительной степени определяют общий уровень доходов государственного бюджета, традиционно обеспечивая существенную долю налоговых доходов, что подтверждает важность формирования специальных подходов к организации государственного налогового контроля именно этой категории налогоплательщиков и определяет актуальность исследования.
Организация налогового администрирования крупных компаний в России имеет двухуровневую структуру: федеральный уровень, ориентированный на отраслевые особенности деятельности налогоплательщиков, и региональный уровень. Крупнейшие налогоплательщики, доля которых составляет не более 0,2% от общего количества юридических лиц, оказывают значительное влияние на доходную часть бюджета, обеспечивая более 60% поступлений федеральных налогов. На фоне постоянного роста количества крупнейших налогоплательщиков в России появилась устойчивая тенденция снижения результатов их налогового контроля: поступление платежей по контрольной работе сократилось почти в 4 раза; уровень взыскания доначисленных платежей снизился до 35,4 % при среднем значении 58%; продолжает оставаться значительной (70 % - 80 %) доля доначисленных платежей, отмененных в судебном порядке.
Налоговый контроль крупнейших налогоплательщиков - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий.
Задача повышения эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков часто решается не только благодаря разработке для них особых процедур налогового учета и контроля, но и посредством выделения или создания соответствующих специализированных структур в системе налоговой администрации. Опыт стран с переходной экономикой показывает, что создание таких подразделений дает положительные результаты с точки зрения улучшения соблюдения налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками и повышения результативности работы налоговой службы. Особые правила налогового администрирования и контроля крупнейших налогоплательщиков действуют в большинстве стран СНГ.
Законодательство о налогах и сборах предусматривает несколько форм налогового контроля, под которыми понимается комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе. Каждая из форм имеет свое определенное назначение в единой системе налогового контроля. Среди них можно выделить: учет налогоплательщиков, налоговые проверки, оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений.
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ налогового контроля крупнейших налогоплательщиков и направлений его совершенствования.
Задачами выступают:
- изучение критериев отнесения налогоплательщиков к крупнейшим и особенностей их учета в налоговых органах;
- рассмотрение специфики форм и методов налогового контроля крупнейших налогоплательщиков;
- освещение организации мероприятий налогового контроля крупнейших налогоплательщиков;
- анализ форм, методов и мероприятий налогового контроля крупнейших налогоплательщиков;
- проведение анализа уплаты налогов крупнейших налогоплательщиков;
- определение направлений совершенствования учета крупнейших налогоплательщиков;
- рассмотрение путей повышения результативности мероприятий налогового контроля крупнейших налогоплательщиков.
При подготовке дипломной работы были использованы Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты, статистические данные, специальная литература, а именно труды ученых - экономистов, таких как Е.В. Грызлова, .А. Моисеенко, М.М. Юмаев, А.А. Ялбулганов, Д.Г. Черник, A. В. Толкушкин, В.Г.Пансков, Е.С. Вылкова, E.H. Евстигнеева, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, А.И. Погорлецкий, Е.В. Пороло, М.В. Романовский, B. К. Сенчагова, С.Д. Шаталова и периодическая печать.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Особую категорию налогоплательщиков представляют собой крупнейшие налогоплательщики, обеспечивающие около 70% поступлений налогов в бюджет. Крупнейшие налогоплательщики - это крупные организации-налогоплательщики, которые по определенным критериям относятся к категории крупнейших. Критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших были сформированы в 2001 году, когда было принято решение о налоговом администрировании данных организаций. Каждый год налоговыми органами составляется новый уточненный список критериев. На сегодняшний день критериями отнесения налогоплательщика к категории крупнейших являются:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
- проведение налогового мониторинга.
Особенностью крупнейших налогоплательщиков, безусловно, является объем поступлений в бюджет Российской Федерации, именно крупнейшие налогоплательщики являются бюджетообразующими. Понятие «крупнейшего налогоплательщика» и основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам не закреплены Налоговым Кодексом Российской Федерации. Отличительной особенностью налогоплательщиков, отнесенных к разряду крупнейших, является то, что они состоят на учете в специализированных налоговых органах по учету крупнейших налогоплательщиков, в результате чего они должны отчитываться не как все налогоплательщики в налоговых органах по месту своего нахождения, а в специализированных налоговых инспекциях, которые в свою очередь обязаны осуществлять налоговый контроль администрируемых организаций
Все это обуславливает необходимость более тщательного и всестороннего контроля над деятельностью крупнейших налогоплательщиков. Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам начали создаваться в 2001 году для осуществления налогового администрирования на федеральном уровне. Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам начали создаваться в 2002 году для осуществления налогового администрирования на региональном уровне. Они включены в структуру управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации и осуществляют свою деятельность по контролю над исполнением налоговых обязательств крупнейших налогоплательщиков, расположенных и ведущих свою деятельность на определенной территории.
Темп роста крупнейших налогоплательщиков на уровне Российской Федерации составил в 2016 году 105,81%, а в 2017- 96,52%. На протяжении трех последних лет преобладающими видами деятельности среди крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации являются добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа (28,09%), производство (автомобилей, частей и принадлежностей автомобилей, вертолетов, химических продуктов и т.д.) (23,60%), строительство (14,61%).
Налоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков ежегодно увеличиваются: в 2015 году составляли 14482,4 млрд. рублей, что составляет 88,4% от общей суммы налоговых доходов, а в 2016 году- 15240,9 млрд. рублей и 88,8 % соответственно. Налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков уменьшаются: камеральные в среднем на 5%, выездные - на 13,5%. Говоря о качестве налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков, можно отметить, что камеральные налоговые проверки не обладают высокой эффективностью, в 2014-2016 годах, в среднем лишь 6% проверок имеют результативность, то есть выявлены нарушения. Выездные налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков приносят больше пользы, средний процент результативных проверок за 2014-2016 годы составляет 96%. Налоговый контроль крупнейших налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, но наш взгляд рекомендуются некоторые совершенства.
Налоговый контроль крупнейших налогоплательщиков представляет собой сложный процесс, при котором используются методы как и общие для налогоплательщиков мелкого и среднего уровня, так и исключительно специфические для крупнейших налогоплательщиков. Мероприятиями налогового контроля крупнейших налогоплательщиков являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, такие как: истребование документов, осмотр и инвентаризация, привлечение специалиста, переводчика, эксперта, выемка документов, вызов в качестве свидетеля, допрос, налоговый мониторинг, мотивированное мнение. Безусловно, важным и нужным событием в налоговом контроле крупнейших налогоплательщиков является появление налогового мониторинга и налогового рулинга (мотивированного мнения), как мероприятия налогового контроля крупнейших налогоплательщиков. Качество и эффективность налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков зависит от степени их организации налоговыми органами.
Важным вопросом, касающимся крупнейших налогоплательщиков, является налоговая задолженность. По данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2017г. составила 1031,7 млрд. рублей. Нами было исследовано, что наибольшее влияние имеет уровень убыточности предприятий. Налоговым органам следует большее внимание уделять прогнозированию возможностей крупнейших налогоплательщиков для реального погашения сумм неуплаченных налогов, определению возникающие риски и принятию соответственно меры безопасности. Рекомендуется совершенствовать институт отсрочки, рассрочки.
Рекомендуется регламентировать понятие «крупнейшего налогоплательщика», порядок постановки на учет, критерии отнесения к данной категории в налоговом законодательстве. Для положительной динамики количества крупнейших налогоплательщиков, для снижения сумм неуплаченных налогов, сборов и иных платежей крупнейшими налогоплательщиками, для уменьшения налоговой задолженности желательно совершенствовать институты банкротства и отсрочки, рассрочки. Важным и актуальным аспектом в контроле крупнейших налогоплательщиков является налоговый мониторинг. Он не только уменьшает финансовые затраты на камеральные и выездные проверки, но и отслеживает деятельность крупнейших налогоплательщиков в он-лайн режиме. С одной стороны, организации находятся под постоянным контролем, что для них является скорее минусом, чем плюсом, но помимо этого, организации вправе заявить о мотивированном мнении налогового органа и получить тем самым квалифицированный ответ на свои вопросы, что безусловно является плюсом. Поэтому налоговый мониторинг следует производить в обязательном порядке. Дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является одной из приоритетных задач, так как от ее решения зависит обеспечение финансовой безопасности государства.
На основании проведенных нами исследований вносятся следующие предложения:
1. Необходимо ввести понятие «крупнейший налогоплательщик» в Налоговый кодекс Российской Федерации. Также рекомендуется ввести критерии отнесения к этой категории налогоплательщиков, особенности учета и контроля крупнейших налогоплательщиков в Налоговый Кодекс Российской Федерации. Для того, чтобы деятельность крупнейших налогоплательщиков была четко регламентирована в налоговом законодательстве Российской Федерации, для более тщательного налогового контроля этой группы налогоплательщиков, поступления от которых составляют наибольшую часть доходов в бюджет Российской Федерации.
2. Рекомендуется совершенствовать процедуру налогового мониторинга, сделав его обязательным. Для того, чтобы вести налоговый контроль прозрачно и правильно, чтобы более тщательно отслеживать деятельность крупнейших налогоплательщиков в он-лайн режиме, уменьшить финансовые затраты на камеральные и выездные налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков налоговыми органами, а в купе с мотивированным мнением уменьшать суммы неуплаченных налогов, сборов и иных платежей, сокращать уровень задолженности крупнейших налогоплательщиков.
3. Следует совершенствовать процедуру банкротства. Желательно ввести особую персональную ответственность руководителя предприятия (организации) за умышленное банкротство предприятия, которое нанесло существенный ущерб налоговым интересам государства. Рекомендуется принимать более строгие санкции в отношении умышленного мошенничества. Предлагается разработать меры, исключающие возможность использования процедуры банкротства как узаконенного механизма передела собственности, для того, чтобы предотвращать нарастающее число банкротств, избежать ликвидации многих предприятий, оказывающее большое влияние на уровень суммы неуплаченных налогов крупнейшими налогоплательщиками в Российской Федерации.
4. Необходимо совершенствовать институт отсрочки и рассрочки платежей для крупнейших налогоплательщиков. Предлагается увеличить список случаев, при которых можно подать пакет документов на получение отсрочки или рассрочки. Следует также увеличить срок отсрочек и рассрочек налогоплательщиков.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. на 28.12.2016) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)/Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 -ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей»//Правовая система «Консультант Плюс».
3. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении
Особенностей постановки на учет крупнейших
налогоплательщиков"/Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Приказ ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ММВ -7 -2/483//Правовая система «Консультант Плюс».
5. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»/Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Письмо Федеральной налоговой службы № ГД -4 -3/15640@ от 07.09.2015 г.//Правовая система «Консультант Плюс»
7. Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций -юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»/Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
8. Абакарова, Р.Ш. Роль налогового администрирования в обеспечении налоговой безопасности // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 1-2
9. Алексейчева, Е.Ю. Налоги и налогообложение. -М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. -300 с.
10. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 471 с.
11. Аутсоринговые услуги [Электронный ресурс]- Режим доступа : URL: http://rosco.su/
12.
12. Белугина М.В. Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков: проблемы, пути совершенствования//Инновационное развитие экономики. -2015. -№ 5 (29). -С. 27-30
13. Брусницын, С.В. Совершенствование механизма налогового контроля
по НДС: становление и тенденции развития в системе налогового
администрирования крупнейших налогоплательщиков. - М., 2012. - 26с.
14. Вакуленко К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков//Молодой ученый. -2014. -№13. -С. 129130.
15. Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля. // "Административное и муниципальное право", 2009
16. Грундел Л. П. Налоговое администрирование трансфертного ценообразования в России: монограф. М.: Финуниверситет, 2014. С. 264-274.
17. Данные по формам статистической налоговой отчетности . -Режим доступа:
https://www.nalog.ru/m78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
18. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 296 с.
19. Каратаев А.С. Факторы, влияющие на налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика//Сибирская финансовая школа, 2012. № 1.
20. Качур, О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/О.В. Качур. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: КНОРУС, 2016. -432 с.
21. К вопросу о налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.juristmoscow.ru
22. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки. - 2015. - № 1-1.
23. Кондрат Е.Н. Совершенствование учета налогоплательщиков: проблемы и решения // Административное и муниципальное право. - 2014. - №4.
24. Консолидированный бюджет РФ //Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/finans/fin21 .htm
25. Косов, М.Е. Налоговый контроль как сфера налогового
администрирования развития// Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 5. - С. 144-149
26. Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля // "Административное и муниципальное право". 2008. № 6. 204
27. Крохина, Ю.А. Налоги и налогообложение: учебник для СПО/Ю.А. Крохина. -М.: Издательство Юрайт, 2017. -300 с.
28. Лютова К. В. Реализация требований законодательства РФ по деофшоризации//Молодой ученый. -2016. -№10. -С. 772-775.
29. Магомедова А.М. Проблемы и пути совершенствования налогового
администрирования в РФ//Современные проблемы социально
экономического развития сборник материалов 10-й международной научно-практической конференции. -2016. -С. 67-72.
30. Мороз, В.В. Сущность и основные формы налогового
администрирования// Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. - 2012. - № 5. - С. 139-143
31. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой
службы РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http: //analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU. htm
32. Налогообложение организаций: учебник/коллектив авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. -М.: КНОРУС, 2016. -512 с.
33. Николайчук А.А. Совершенствование налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков//Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 3-1 (68). С. 182-184.
34. Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям. - форма: №4-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/m48/related_activities/statistics_and_ana lytics/ forms/
35. Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля- форма: №2-НК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
36. Перонко, И.А. Налоговое администрирование// Налоговый Вестник. - 2013. - № 10. - С. 12-13
37. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Административное и муниципальное право", 2009, N
38. Санникова А. Практика налоговых проверок //" Бухгалтерия и Кадры", 2009, № 9
39. Салженикина, Н.Н. Совершенствование налогового
администрирования крупнейших налогоплательщиков. - 2015. - 24с.
40. Селезнева, Н. Н. Налоговый менеджмент. Администрирование, планирование, учет. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 224 с.
41. Снегирев А.Г. Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №1.
42. Смирнов Д.А. О понятии принципов налогового права // "Известия вузов. Правоведение", 2009, N 5
43. Тараканова К. Л. К вопросу совершенствования налоговой системы и налогового администрирования// Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 468470.
44. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов: учеб. пособ. -М. Дашков и К, 2009.
45. Тихомиров Б. Я. Совершенствования налогового контроля // Налоговед, - 2016. - №4. - С. 17
46. Федоров А.С. Организация контрольной работы: стоимость и целенаправленность // "Российский налоговый курьер", 2010
47. Чхутиашвили Л.В. Современная система налогообложения в России: формы и методы налоговог оокнтроля // "Международный бухгалтерский учет", 2010, N 9
48. Черник Д.Г., Морозов В.П., Лобанов А.В., "Технология налогового контроля", //"Налоговый вестник", - 2015.
49. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М. : КНОРУС, 2014. -554с.