Практики социализации и инкультурации детей у татар в 1920-1940-е гг
|
Введение 3
Глава I. Дети и мир детства в традиционной культуре татар
1.1. Социально-экономическое развитие общества и дети. Правовое
положение ребенка
1.2. Татарская семья начала XX века. Традиции воспитания детей
1.3. Этническое своеобразие инкультурации детей у татар
1.4. Предметный мир детства. Игрушки для мальчиков и девочек
Глава II. Новая система ценностей и новации в воспитании детей у татар в 1920-1940-е гг
2.1. Конструирование пространства советской деревни и место традиций в
новом пространстве ..44
2.2. Народные игры как средство социализации личности 58
2.3. Народная система трудового и физического воспитания детей и
подростков и ее трансформация в условиях советского общества 64
2.4. Роль сверстников в социализации и формировании «нового» советского
человека 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Приложение 93
Глава I. Дети и мир детства в традиционной культуре татар
1.1. Социально-экономическое развитие общества и дети. Правовое
положение ребенка
1.2. Татарская семья начала XX века. Традиции воспитания детей
1.3. Этническое своеобразие инкультурации детей у татар
1.4. Предметный мир детства. Игрушки для мальчиков и девочек
Глава II. Новая система ценностей и новации в воспитании детей у татар в 1920-1940-е гг
2.1. Конструирование пространства советской деревни и место традиций в
новом пространстве ..44
2.2. Народные игры как средство социализации личности 58
2.3. Народная система трудового и физического воспитания детей и
подростков и ее трансформация в условиях советского общества 64
2.4. Роль сверстников в социализации и формировании «нового» советского
человека 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Приложение 93
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на современном этапе развития существенно ослабили институт семьи и его воздействие на воспитание детей. Распад традиционной многопоколенной семьи привел к массовому распространению такого явления как «социальное сиротство», ранее не характерного для татарского общества. Выход из сложившейся ситуации выразился в проведении масштабных государственных реформ по поддержке и защите семьи и детства, начатых в последние годы, ориентированных на неблагополучные семьи, детей, оставшихся без родителей, и следующих основной идее — идее права каждого ребенка иметь семью . Успешной реализации проектов в рамках данных реформ способствуют многие факторы, в частности, для Республики Татарстан характерно активное развитие института приемной семьи .
Изучение процессов социализации, институтов и методов приобщения детей к культуре является одним из направлений изучения мира детства . Актуальность исследования вызвана поиском новых подходов к воспитанию и обучению, укреплению общественной связи образования с историкокультурным наследием страны, выявлению специфики воспитательных практик татар и удовлетворению культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа. Знание традиций, передающихся из поколения в поколение и новаций в отношении подрастающего поколения - путь к конструированию современной молодежной политики.
Региональный подход при изучении темы объясняется тем, что работа выполнена на конкретно-историческом материале Татарской АССР. В процентном соотношении согласно данным переписи 1920 г., татары составляли 51,6%, в конце 1930-х гг. - 48,8% населения республики. На момент основания автономной республики татарская нация была сельской - 97,3% татар проживало в деревнях . В последующие десятилетия такая особенность сохранилась, в связи с чем упор в квалификационной работе сделан на традиции воспитания в деревенском социуме.
Актуальность и важность исследования обусловлена и возможностью использования его результатов в современной педагогической практике.
Хронологические рамки исследования: 1920-1940-е гг. - период трансформации семейных функций в условиях социалистического государства. Период 1920-1930-х гг., рассматриваемый в данном исследовании, является показательным с точки зрения столкновения традиционной и новой советской позиций по отношению к воспитанию детей. В 1940-е гг., в период Великой Отечественной войны, можно пронаблюдать, как проявились традиции и новации в воспитании и поведении детей и подростков.
Территориальные рамки исследования очерчены границами Татарской Автономной Советской Социалистической республики на момент ее образования.
Объект исследования — система воспитания детей в татарской семье.
Предметом изучения стали практики социализации и инкультурации детей татар и нововведения в системе воспитания в первые десятилетия советской власти.
Цель исследования — проследить трансформацию идеалов и жизненных ценностей в татарской семье и ее отражение на воспитании детей на протяжении 1920-1940-х гг.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- обобщить историографический опыт и сформировать репрезентативную источниковую базу по теме;
- показать социально-экономические условия детства и правовое положение ребенка;
- проанализировать традиции семейного воспитания и выявить новые функции татарской семьи в 1920-1940-е гг.
- проследить влияние материально-бытовых условий жизни детей на их мировоззрение;
- охарактеризовать способы и формы социализации детей и подростков;
- показать значение трудового и физического воспитания подрастающего поколения в эпоху становления советской системы;
- проанализировать роль сверстников в социализации и инкультурации детей и подростков;
- выявить различие практик социализации городского и сельского ребенка.
В 1920-1930-е гг. в период советского национально-государственного строительства происходили существенные изменения в практике социализации, а также инкультурации детей в многонациональном регионе. Однако, обычаи и обряды по уходу за детьми в татарской семье сознательно выведены за рамки исследовательской работы. Во-первых, в основном они имеют отношение к первым годам жизни детей и направлены не столько на социализацию, сколько на поддержание здоровья. Во-вторых, это сфера, мало поддающаяся трансформации и мало зависящая от внешних факторов; просто прежние, в основе своей религиозные формы, приняли латентный характер и бытовали параллельно с новыми.
Изучением воспитания ребенка, условий и практик социализации занимаются представители ряда наук - психолого-педагогических, исторических, этнографических, в связи с чем исследование социализации и инкультурации детей в татарской семье в 1920-1940-е гг. носит междисциплинарный характер и позволяет заимствовать исследовательский инструментарий.
Методология и методы исследования:
Основополагающим в квалификационной работе является диалектико-материалистическое понимание исторического познания, базирующееся на принципах историзма, научной объективности и системности.
При обработке эмпирического материала использовались как традиционные (анализ, синтез), так и специально-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический), взаимодополняющие друг друга.
Применение методов социально-гуманитарных наук (качественного анализа документов, биографического метода) позволило использовать разнообразные источники, а также изучить индивидуальные процессы истории, причинно-следственные связи событий и мотивы поведения отдельных людей. Интердисциплинарный подход дал возможность оценить исторические реалии и социальный контекст исследуемого периода. Кроме того, модель бинарной оппозиции (традиции/новации) позволила показать многие аспекты семейной и общественной жизни в развитии.
Важным инструментарием стали методы т.н. oral history, основанные на исследовательском/историческом интервью . По мнению Лутца Нитхаммера, этот метод специфичен именно для новейшего времени, поскольку нацелен на междисциплинарное сотрудничество и позволяет расширить и спектр исторических источников, и историческое восприятие. В процессе сбора материалов в качестве методологической базы исследования использованы наработки С.А. Белановского, монография которого «Глубокое интервью» (2001) посвящена описанию метода индивидуального интервьюирования.
Некоторые подходы к анализу интервью с точки зрения истории детства, педагогики и образования заимствованы из трудов московских исследователей, долгие годы работающих в сфере педагогической антропологии. Общее понимание антропологического исследования и его методологии основано на работе Т.Х. Эриксена.
Изучение традиций воспитания, практик социализации и ценностных ориентаций культуры народа, связанных с эволюцией способов производства, половозрастной стратификацией и типами семьи, с системой межличностных отношений, соответствует пониманию истории детства в широком социокультурном контексте. В ходе разработке темы автор использовал общепринятые термины «социализация» и «инкультурация».
Степень изученности темы: -
В целом задача создания «нового человека» попала в поле советских этнографов еще в 1920-х гг., равно как и изучение социально-экономических изменений в деревне самими школьниками. Ученые занимались исследованием воспитания детей, детским фольклором, однако результаты были малоэффективными, т.к. в 1930-е гг. исследование мира детства вследствие государственной идеологии было прекращено. Отдельно входившие книги ориентировались на воспитание социалистически настроенных членов советского общества. Облик современной подверженной социокультурным изменениям первого советского десятилетия деревни представлен в труде А.М. Большакова.
В послевоенный период появляются работы по проблемам воспитания детей разных народов СССР. Однако, если обрядовые практики в них были представлены более-менее тщательно, то вопросы, связанные с последующим этапом - социализацией, эстетическим, нравственным, физическим воспитанием детей, разработанные на конкретных материалах отдельно взятого народа, отсутствовали. Исключение составляло трудовое воспитание, рассматривая которое, авторы изучали не только процессы, но и механизм передачи опыта от поколения к поколению . Существенный вклад в разработку традиций воспитания был сделан отечественными
исследователями в 1960-1970-е гг. По мнению Н.Л. Пушкаревой, в исследованиях этнографов и этносоциологов этого периода «отмечались не только успехи, но и серьезные недочеты на пути «освобождения» женщин, опасность ломок традиционных отношений и структур (многопоколенной семьи, семейного воспитания детей)» .
Возобновление активного исследовательского интереса к этнографии детства приходится на 1980-е гг., когда в ходе перестроечных процессов началось переосмысление многих основополагающих положений гуманитарных наук. Появляется целый ряд работ, охватывающих различные аспекты мира детства у народов СССР. Основанные на богатом этнографическом материале, впервые вводимом в научный оборот, они раскрывают разнообразие и богатство традиционно-бытовой культуры народов, населяющих страну, в том числе связанных с рождением и воспитанием детей. Так, в работе Л.Т. Соловьевой анализируется опыт грузинского народа в воспитании детей. Автор останавливается на таких аспектах социализации, как уход за ребенком в первые годы его жизни, народные традиции трудового, физического, нравственного воспитания, рассматривает также приемы защиты здоровья ребенка и лечения детских заболеваний, являющиеся составной частью народной медицины .
В конце 1980-х гг. выходит первое в советской науке комплексное исследование по этнографии детства - сборник статей, в котором на примерах традиционной педагогики народов востока рассматриваются соотношение семейного и общественного воспитания, методы дисциплинирования детей.
Существенный вклад в развитие этнографии и истории детства внесен исследованиями И.С. Кона- родоначальника междисциплинарного научного направления «этнография детства», разрабатывавшего теоретико-методологические вопросы антропологии детства, показавшего различия в социализации мальчиков и девочек. Рассматривая детство как социальный феномен, как неотъемлемую часть образа жизни и культуры любого народа/человечества в целом, И.С. Кон выделял три автономных, но взаимосвязанных аспекта в историко-социологическом и этнографическом изучении детства, всегда соотносящихся с общими свойствами и ценностными ориентациями соответствующего общества. Общие вопросы этнографии представлены в трудах Ю.В. Бромлея.
В 1990-е гг. разработку идей И.С. Кона - детство как социальный феномен, продолжила С.Н. Щеглова, показав особенности конструирования детства в России в период 1990-х гг. Сделано немало интересных исследований, посвященных традициям народной педагогики, семье как социальному институту. Роль мира детства и вопросы, освещающие способы и методы воспитания детей в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа отражены в сборнике, подготовленном отделением РАН г. Санкт-Петербурга и музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого.
В 2000-е гг. исследователи пытаются раскрыть феномен детства в России, в том числе советского периода, рассматривают условия семейного и общественного воспитания, традиции и новации в культуре детства, ценностный универсум советского общества и его воздействие на ребенка. Так А.А. Бесчасная, анализируя трансформации, происходящие в семье и в образах детства, показывает прямую зависимость распада имеющихся традиций и формирования новых от изменений в обществе как социальной системе, неотъемлемой структурной частью которой является семья . По данным Н.Л. Пушкаревой к началу 2000-х гг. серьезный вклад внесен в разработку таких сюжетов как материнская педагогика, особенности материнства в разных социальных средах и у разных народов, взаимоотношения матери и детей. Проблемы детства становятся предметом обсуждения международных и всероссийских форумов ученых гуманитариев. В делом, рассматривая детство как предмет изучения культурной антропологии, ученые отмечают основные направления и предметные области, а также межкультурный характер исследований.
Методологический характер носит статья И.В. Побережникова, посвященная концептуальным интерпретациям человека в условиях социальных трансформаций. Анализируя изменения в социальных структурах, автор предлагает конкретные схемы «вписывания» индивида в контекст социальных трансформаций. Общие сведения о социализации и инкультурации детей в современном российском обществе представляет Э.А. Орлов. Формы трансляции социально-значимой культурной информации и роли семьи в ней рассматривает И.А. Урмина. Анализу понятия детская субкультура, ее содержанию, характеристике основных факторов, влияющих на социокультурный мир ребенка освящена статья Л.В. Мардахаева.
Немалое внимание отечественных исследователей уделяется изучению состояния российской семьи в советский период . В частности, Л.В. Карцева, обобщая теоретический и эмпирический материал, посвященный состоянию российской семьи в условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг., делает общий исторический экскурс, рассказывая о российской семье после 1917 г. Разработкой основных подходов и инструментов социологии семьи занимался М.С. Мацковский.
Этнографами и историками регионов были проведены изыскания по проблемам традиционного воспитания и социализации детей, роли семьи в процессе вовлечения ребенка в общество.
За последние годы появилось немало трудов, посвященных исследованию национальной педагогики, этнонациональных аспектов воспитания народов Поволжья и Урала . Рассмотрен духовно-нравственный потенциал ислама и татарской народной педагогики. Главной идеей педагогов стало утверждение что основой педагогической культуры отдельно взятых наций, в частности, татар, является принцип народности воспитания. Интересный взгляд на игры, отражающие трансформации в обществе и сами подвергающиеся трансформациям, содержится в монографии М.В. Тендряковой. В ряде статей, освещающих одну из важнейших форм социализации - игру, детально представлены изменения в игровой деятельности детей первых десятилетии советской власти.
С работами педагогов тесно связана монография А.А. Парамоновой, посвященная размышлениям о психологическом содержании процесса детства в историческом контексте, о психоаналитическом и комплексном изучении ребенка в 1920-1930-е гг. Автор справедливо пишет, что «в истории общества идет смещение акцентов от внешнего благополучия ребенка и акцента на удовлетворении его витальных потребностей до обращения исследователей к качеству детско-родительских отношений, детским привязанностям и эмоциональным переживаниям».
Подробный анализ достижений современной российской этнографии детства содержится в монографии Г.А. Комаровой, неоднократно подчеркивавшей междисциплинарный характер данного научного направления. Автор разводит понятия «этнопедагогика», «народная педагогика» и «традиционная педагогика», конкретизируя задачи каждой.
Существенный вклад в разработку общих представлений о народных традициях воспитания внесен авторами коллективной монографии «Этнография народов Волго-Уралья». Характеризуя традиционную культуру марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир, русских, исследователи сумели показать особенности в воспитании отдельных народов.
Практика социализации детей татар в 1920-1940-е гг. не являлась предметом специального изучения. Впервые вопросы, связанные с обрядами и практиками социализации детей в татарских семьях, в том числе в исторической ретроспективе, подняла Б.Г. Сайфутдинова,33 в диссертационной работе которой рассмотрена социализация детей татар трех субэтнических групп (казанских татар, мишарей и кряшен). Существенное внимание автор уделяет актуальной в наше время проблеме - определению роли современной татарской семьи в этнической социализации.
Отмечая важность традиционной системы воспитания у татар, обеспечивавшей «межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей», Б.Г. Сайфутдинова сделала вывод о кардинальных изменениях в социальных и культурных ценностях современного татарского общества.
Региональными исследователями рассматривались условия воспитания детей, сам институт татарской семьи, в том числе и в первые десятилетия советской власти . Однако, эти работы не отразили всей сложности проблем социализации детей, в том числе детей татар, в период становления советской государственной системы на территории Татарстана.
Для понимания процессов социализации детей в 1920-1930-е гг. важно знание условий, в которых они проходили. Серьезный вклад в разработку проблем повседневности Среднего Поволжья в 1920-е гг. внесла И.А. Гатауллина, показавшая особенности городской и сельской действительности, житейские практики населения в период переходного состояния общества от традиционности к новой социальности. Для раскрытия отдельных сфер крестьянской повседневности важное значение имеют публикации Р.В. Шайдуллина, Д.В. Давыдова . Общим вопросам культурно-психологических основ самосознания татарской национальноэтнической общности посвящена работа С. Кахраманова. Показав решающую культуры, ее традиций и ценностей в формировании самосознания любого народа, автор подчеркнул сложности в исследовании национального самосознания, отметив, что «его формы до 1917 года и после были еще в стадии становления. А в период построения социализма, особенно в 30-40 годы, насильственно подавлялись как проявление национализма». Развитие традиционной культуры татарского народа подробно представлено в монографии Д.Р. Шарафутдинова.
Серьезные изыскания по проблемам детства, вопросам социализации ребенка — средствам, методам специфическим способам освоения культуры своего народа сделаны зарубежными учеными, историками и антропологами. Еще в 1960-х гг. американские социологи выступили с теорией социального конструкционизма, нацеленного на выявление способов (путей), с помощью которых человек (группа людей) участвуют в создании воспринимаемой ими социальной реальности. Питер Бергер и Томас Лукман размышляют о том, что реальность социально конструируется, пишут о первичной (первой) социализации, «которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Анализируя первый конструируемый мир индивида - мир детства, ученые отмечают и разницу в содержании социальных программ для мальчиков и девочек.
Основополагающей для антропологии детства 1960-х гг. стала работа Ф. Арьеса, предложившего новое понимание детства как некоего социального конструкта, наполняемого различным содержанием, различной ценностью и материальным «сопровождением» в разных культурах и эпохах.
Разработка вопросов о социализации, культуре детства продолжалась западными антропологами и в 1970-е гг.. Значительный вклад в постановку и разработку этнографии детства внесла Маргарет Мид, выделившая исследования по данной проблеме в отдельное научное направление . На обширном эмпирическом и теоретическом материале М. Мид показала особенности становления личности в традиционном обществе. Погрузившись в быт и культуру изучаемых народов, М. Мид установила тесные взаимосвязи между законами отдельно взятой культуры и психологией возрастных групп народа, данную культуру представляющего.
Г. Фейн и X. Шварцман занимались вопросами антропологии детских игр, разработали периодизацию их истории . Заслуживает внимания коллективная монография «Детский труд в четырех культурах: детерминанты и следствия», авторы которой определили предпочитаемые образцы взаимодействий, а также психологические качества, вырабатываемые у детей теми или иными видами труда.
Новаторскими для своего времени стали работы Э. Эриксона, благодаря которым было введено в научный оборот понятие «идентичности», показаны взаимосвязи детской игры и социальной среды.
В последние десятилетия в изучении проблем ребенка и детства в изменяющемся обществе, и в частности советского детства активизировались польские ученые.
Размышляя над проблемами современного воспитания, западные философы вновь поднимают вопросы «источников» воспитания, взаимоотношения школы и семьи, значения игры в процессе социализации .
Подробный анализ роли матери и семьи в развитии ребенка представлен в трудах известного педиатра и психоаналитика Д. Винникотта.
Предметный мир детства и его роль в жизни ребенка, изменения материальной культуры проанализированы в монографии К. Калверта.
Общие представления об эпохе, обзорное изложение «эволюции советского строя», с использованием концепций и категорий западного понимания советской истории даются в работе Мартина Малиа.
Таким образом, анализ имеющейся по теме исследования литературы позволяет утверждать, что представителями разных гуманитарных дисциплин проведена значительная теоретическая работа по изучению проблем традиционного воспитания и социализации детей разных этносов. В то же время, социализация детей татар и изменения в воспитании, внесенные сменой государственного строя и становлением новой советской государственной системы требуют, на наш взгляд, дополнительной проработки.
Характеристика источниковой базы:
Для решения поставленных задач был привлечены как опубликованные, так и не опубликованные документы и материалы.
Среди опубликованных следует выделить документы личного характера, воспоминания и мемуары, позволяющие детализировать подробности, отсутствующие в официальных источниках, оценить прошлое через восприятие современников. Так, характер и особенности воспитания в дореволюционной татарской семье описаны в воспоминаниях известного татарского писателя Фатиха Амирхана . В дневниковых записях известного татарского просветителя, ученого-энциклопедиста Галимжана Баруди (Галимжан Галеев), направившегося в Москву с надеждой разрешить ряд вопросов, связанных с деятельностью духовного собрания, описаны события с 12 июня до конца сентября 1920 года. Мемуары представляют собой размышления над будущим татарского народа, о жизненных ценностях и нравственных категориях. Во время поездки муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания наблюдал за русской женщиной, выехавшей в дорогу с пятью детьми в поисках работы в условиях начинавшегося в Поволжье голода. Итогом наблюдений стала отдельная
глава в дневнике «Воспитание детей у русских». В воспоминаниях академика И.Р. Тагирова содержатся немаловажные сведения о роли семьи в его воспитании как личности и профессиональном становлении .
К этой же группе относятся материалы периодической печати, позволяющие проследить рефлексию общества на нововведения, однако требующие осторожного использования в силу идеологического характера.
К неопубликованным источникам в первую очередь относятся архивные документы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В процессе работы над темой были изучены делопроизводственные документы фонда Наркомата просвещения РСФСР Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), фондов кантонных отделов народного образования Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), фонда Татарского республиканского комитета ВЛКСМ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Фотодокументы из музейных коллекций способствуют визуализации темы исследования.
Нарративные материалы были собраны в деревнях районов Татарстана в ходе глубокого интервьюирования, а также во время бесед, включающих свободные высказывания опрашиваемых. Несколько интервью взяты у городских жителей, чье детство и становление прошло в татарской деревне. При этом мы не совсем согласны с концепцией эмпирического анализа Шуламит Рейнхарц, отвергающей приписывание своих интерпретаций исследуемым объектам, и доказывающей, что исследователю необходимо разрабатывать интерпретации совместно с интересующим его субъектом. В то же время, Ш. Рейнхарц справедливо подчеркивала, что «устная история, в противовес письменной, более пригодна для получения информации о тех людях, которые в меньшей степени участвуют в создании письменных документов... Поэтому особенно подходящими кандидатами для исследований устной истории являются представители более уязвимых социальных групп»80. Безусловно, устно-исторические источники специфичны и вследствие временной дистанции, непроизвольного учета новых реалий времени, иного жизненного контекста требуют взвешенного использования. Тем не менее, такого рода источники представляют собой прекрасный иллюстративный материал, передающий особенности эпохи через личностное восприятие и дополняющий официальные документы архивохранилищ.
Применение комплексной методики исследования, привлечение широкого круга архивных источников и этнографического материала позволяют обеспечить обоснованность и достоверность полученных научных результатов.
Научная новизна и практическая значимость заключается в выявлении факторов и средств, особенностей самобытных традиций воспитания в татарском обществе. Сведения, выводы и обобщения квалификационной работы способствуют получению целостного объективного знания о традиционных практиках социализации детей татар и их трансформации в 1920-1940е гг. Результаты могут быть использованы в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Изучение процессов социализации, институтов и методов приобщения детей к культуре является одним из направлений изучения мира детства . Актуальность исследования вызвана поиском новых подходов к воспитанию и обучению, укреплению общественной связи образования с историкокультурным наследием страны, выявлению специфики воспитательных практик татар и удовлетворению культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа. Знание традиций, передающихся из поколения в поколение и новаций в отношении подрастающего поколения - путь к конструированию современной молодежной политики.
Региональный подход при изучении темы объясняется тем, что работа выполнена на конкретно-историческом материале Татарской АССР. В процентном соотношении согласно данным переписи 1920 г., татары составляли 51,6%, в конце 1930-х гг. - 48,8% населения республики. На момент основания автономной республики татарская нация была сельской - 97,3% татар проживало в деревнях . В последующие десятилетия такая особенность сохранилась, в связи с чем упор в квалификационной работе сделан на традиции воспитания в деревенском социуме.
Актуальность и важность исследования обусловлена и возможностью использования его результатов в современной педагогической практике.
Хронологические рамки исследования: 1920-1940-е гг. - период трансформации семейных функций в условиях социалистического государства. Период 1920-1930-х гг., рассматриваемый в данном исследовании, является показательным с точки зрения столкновения традиционной и новой советской позиций по отношению к воспитанию детей. В 1940-е гг., в период Великой Отечественной войны, можно пронаблюдать, как проявились традиции и новации в воспитании и поведении детей и подростков.
Территориальные рамки исследования очерчены границами Татарской Автономной Советской Социалистической республики на момент ее образования.
Объект исследования — система воспитания детей в татарской семье.
Предметом изучения стали практики социализации и инкультурации детей татар и нововведения в системе воспитания в первые десятилетия советской власти.
Цель исследования — проследить трансформацию идеалов и жизненных ценностей в татарской семье и ее отражение на воспитании детей на протяжении 1920-1940-х гг.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- обобщить историографический опыт и сформировать репрезентативную источниковую базу по теме;
- показать социально-экономические условия детства и правовое положение ребенка;
- проанализировать традиции семейного воспитания и выявить новые функции татарской семьи в 1920-1940-е гг.
- проследить влияние материально-бытовых условий жизни детей на их мировоззрение;
- охарактеризовать способы и формы социализации детей и подростков;
- показать значение трудового и физического воспитания подрастающего поколения в эпоху становления советской системы;
- проанализировать роль сверстников в социализации и инкультурации детей и подростков;
- выявить различие практик социализации городского и сельского ребенка.
В 1920-1930-е гг. в период советского национально-государственного строительства происходили существенные изменения в практике социализации, а также инкультурации детей в многонациональном регионе. Однако, обычаи и обряды по уходу за детьми в татарской семье сознательно выведены за рамки исследовательской работы. Во-первых, в основном они имеют отношение к первым годам жизни детей и направлены не столько на социализацию, сколько на поддержание здоровья. Во-вторых, это сфера, мало поддающаяся трансформации и мало зависящая от внешних факторов; просто прежние, в основе своей религиозные формы, приняли латентный характер и бытовали параллельно с новыми.
Изучением воспитания ребенка, условий и практик социализации занимаются представители ряда наук - психолого-педагогических, исторических, этнографических, в связи с чем исследование социализации и инкультурации детей в татарской семье в 1920-1940-е гг. носит междисциплинарный характер и позволяет заимствовать исследовательский инструментарий.
Методология и методы исследования:
Основополагающим в квалификационной работе является диалектико-материалистическое понимание исторического познания, базирующееся на принципах историзма, научной объективности и системности.
При обработке эмпирического материала использовались как традиционные (анализ, синтез), так и специально-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический), взаимодополняющие друг друга.
Применение методов социально-гуманитарных наук (качественного анализа документов, биографического метода) позволило использовать разнообразные источники, а также изучить индивидуальные процессы истории, причинно-следственные связи событий и мотивы поведения отдельных людей. Интердисциплинарный подход дал возможность оценить исторические реалии и социальный контекст исследуемого периода. Кроме того, модель бинарной оппозиции (традиции/новации) позволила показать многие аспекты семейной и общественной жизни в развитии.
Важным инструментарием стали методы т.н. oral history, основанные на исследовательском/историческом интервью . По мнению Лутца Нитхаммера, этот метод специфичен именно для новейшего времени, поскольку нацелен на междисциплинарное сотрудничество и позволяет расширить и спектр исторических источников, и историческое восприятие. В процессе сбора материалов в качестве методологической базы исследования использованы наработки С.А. Белановского, монография которого «Глубокое интервью» (2001) посвящена описанию метода индивидуального интервьюирования.
Некоторые подходы к анализу интервью с точки зрения истории детства, педагогики и образования заимствованы из трудов московских исследователей, долгие годы работающих в сфере педагогической антропологии. Общее понимание антропологического исследования и его методологии основано на работе Т.Х. Эриксена.
Изучение традиций воспитания, практик социализации и ценностных ориентаций культуры народа, связанных с эволюцией способов производства, половозрастной стратификацией и типами семьи, с системой межличностных отношений, соответствует пониманию истории детства в широком социокультурном контексте. В ходе разработке темы автор использовал общепринятые термины «социализация» и «инкультурация».
Степень изученности темы: -
В целом задача создания «нового человека» попала в поле советских этнографов еще в 1920-х гг., равно как и изучение социально-экономических изменений в деревне самими школьниками. Ученые занимались исследованием воспитания детей, детским фольклором, однако результаты были малоэффективными, т.к. в 1930-е гг. исследование мира детства вследствие государственной идеологии было прекращено. Отдельно входившие книги ориентировались на воспитание социалистически настроенных членов советского общества. Облик современной подверженной социокультурным изменениям первого советского десятилетия деревни представлен в труде А.М. Большакова.
В послевоенный период появляются работы по проблемам воспитания детей разных народов СССР. Однако, если обрядовые практики в них были представлены более-менее тщательно, то вопросы, связанные с последующим этапом - социализацией, эстетическим, нравственным, физическим воспитанием детей, разработанные на конкретных материалах отдельно взятого народа, отсутствовали. Исключение составляло трудовое воспитание, рассматривая которое, авторы изучали не только процессы, но и механизм передачи опыта от поколения к поколению . Существенный вклад в разработку традиций воспитания был сделан отечественными
исследователями в 1960-1970-е гг. По мнению Н.Л. Пушкаревой, в исследованиях этнографов и этносоциологов этого периода «отмечались не только успехи, но и серьезные недочеты на пути «освобождения» женщин, опасность ломок традиционных отношений и структур (многопоколенной семьи, семейного воспитания детей)» .
Возобновление активного исследовательского интереса к этнографии детства приходится на 1980-е гг., когда в ходе перестроечных процессов началось переосмысление многих основополагающих положений гуманитарных наук. Появляется целый ряд работ, охватывающих различные аспекты мира детства у народов СССР. Основанные на богатом этнографическом материале, впервые вводимом в научный оборот, они раскрывают разнообразие и богатство традиционно-бытовой культуры народов, населяющих страну, в том числе связанных с рождением и воспитанием детей. Так, в работе Л.Т. Соловьевой анализируется опыт грузинского народа в воспитании детей. Автор останавливается на таких аспектах социализации, как уход за ребенком в первые годы его жизни, народные традиции трудового, физического, нравственного воспитания, рассматривает также приемы защиты здоровья ребенка и лечения детских заболеваний, являющиеся составной частью народной медицины .
В конце 1980-х гг. выходит первое в советской науке комплексное исследование по этнографии детства - сборник статей, в котором на примерах традиционной педагогики народов востока рассматриваются соотношение семейного и общественного воспитания, методы дисциплинирования детей.
Существенный вклад в развитие этнографии и истории детства внесен исследованиями И.С. Кона- родоначальника междисциплинарного научного направления «этнография детства», разрабатывавшего теоретико-методологические вопросы антропологии детства, показавшего различия в социализации мальчиков и девочек. Рассматривая детство как социальный феномен, как неотъемлемую часть образа жизни и культуры любого народа/человечества в целом, И.С. Кон выделял три автономных, но взаимосвязанных аспекта в историко-социологическом и этнографическом изучении детства, всегда соотносящихся с общими свойствами и ценностными ориентациями соответствующего общества. Общие вопросы этнографии представлены в трудах Ю.В. Бромлея.
В 1990-е гг. разработку идей И.С. Кона - детство как социальный феномен, продолжила С.Н. Щеглова, показав особенности конструирования детства в России в период 1990-х гг. Сделано немало интересных исследований, посвященных традициям народной педагогики, семье как социальному институту. Роль мира детства и вопросы, освещающие способы и методы воспитания детей в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа отражены в сборнике, подготовленном отделением РАН г. Санкт-Петербурга и музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого.
В 2000-е гг. исследователи пытаются раскрыть феномен детства в России, в том числе советского периода, рассматривают условия семейного и общественного воспитания, традиции и новации в культуре детства, ценностный универсум советского общества и его воздействие на ребенка. Так А.А. Бесчасная, анализируя трансформации, происходящие в семье и в образах детства, показывает прямую зависимость распада имеющихся традиций и формирования новых от изменений в обществе как социальной системе, неотъемлемой структурной частью которой является семья . По данным Н.Л. Пушкаревой к началу 2000-х гг. серьезный вклад внесен в разработку таких сюжетов как материнская педагогика, особенности материнства в разных социальных средах и у разных народов, взаимоотношения матери и детей. Проблемы детства становятся предметом обсуждения международных и всероссийских форумов ученых гуманитариев. В делом, рассматривая детство как предмет изучения культурной антропологии, ученые отмечают основные направления и предметные области, а также межкультурный характер исследований.
Методологический характер носит статья И.В. Побережникова, посвященная концептуальным интерпретациям человека в условиях социальных трансформаций. Анализируя изменения в социальных структурах, автор предлагает конкретные схемы «вписывания» индивида в контекст социальных трансформаций. Общие сведения о социализации и инкультурации детей в современном российском обществе представляет Э.А. Орлов. Формы трансляции социально-значимой культурной информации и роли семьи в ней рассматривает И.А. Урмина. Анализу понятия детская субкультура, ее содержанию, характеристике основных факторов, влияющих на социокультурный мир ребенка освящена статья Л.В. Мардахаева.
Немалое внимание отечественных исследователей уделяется изучению состояния российской семьи в советский период . В частности, Л.В. Карцева, обобщая теоретический и эмпирический материал, посвященный состоянию российской семьи в условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг., делает общий исторический экскурс, рассказывая о российской семье после 1917 г. Разработкой основных подходов и инструментов социологии семьи занимался М.С. Мацковский.
Этнографами и историками регионов были проведены изыскания по проблемам традиционного воспитания и социализации детей, роли семьи в процессе вовлечения ребенка в общество.
За последние годы появилось немало трудов, посвященных исследованию национальной педагогики, этнонациональных аспектов воспитания народов Поволжья и Урала . Рассмотрен духовно-нравственный потенциал ислама и татарской народной педагогики. Главной идеей педагогов стало утверждение что основой педагогической культуры отдельно взятых наций, в частности, татар, является принцип народности воспитания. Интересный взгляд на игры, отражающие трансформации в обществе и сами подвергающиеся трансформациям, содержится в монографии М.В. Тендряковой. В ряде статей, освещающих одну из важнейших форм социализации - игру, детально представлены изменения в игровой деятельности детей первых десятилетии советской власти.
С работами педагогов тесно связана монография А.А. Парамоновой, посвященная размышлениям о психологическом содержании процесса детства в историческом контексте, о психоаналитическом и комплексном изучении ребенка в 1920-1930-е гг. Автор справедливо пишет, что «в истории общества идет смещение акцентов от внешнего благополучия ребенка и акцента на удовлетворении его витальных потребностей до обращения исследователей к качеству детско-родительских отношений, детским привязанностям и эмоциональным переживаниям».
Подробный анализ достижений современной российской этнографии детства содержится в монографии Г.А. Комаровой, неоднократно подчеркивавшей междисциплинарный характер данного научного направления. Автор разводит понятия «этнопедагогика», «народная педагогика» и «традиционная педагогика», конкретизируя задачи каждой.
Существенный вклад в разработку общих представлений о народных традициях воспитания внесен авторами коллективной монографии «Этнография народов Волго-Уралья». Характеризуя традиционную культуру марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир, русских, исследователи сумели показать особенности в воспитании отдельных народов.
Практика социализации детей татар в 1920-1940-е гг. не являлась предметом специального изучения. Впервые вопросы, связанные с обрядами и практиками социализации детей в татарских семьях, в том числе в исторической ретроспективе, подняла Б.Г. Сайфутдинова,33 в диссертационной работе которой рассмотрена социализация детей татар трех субэтнических групп (казанских татар, мишарей и кряшен). Существенное внимание автор уделяет актуальной в наше время проблеме - определению роли современной татарской семьи в этнической социализации.
Отмечая важность традиционной системы воспитания у татар, обеспечивавшей «межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей», Б.Г. Сайфутдинова сделала вывод о кардинальных изменениях в социальных и культурных ценностях современного татарского общества.
Региональными исследователями рассматривались условия воспитания детей, сам институт татарской семьи, в том числе и в первые десятилетия советской власти . Однако, эти работы не отразили всей сложности проблем социализации детей, в том числе детей татар, в период становления советской государственной системы на территории Татарстана.
Для понимания процессов социализации детей в 1920-1930-е гг. важно знание условий, в которых они проходили. Серьезный вклад в разработку проблем повседневности Среднего Поволжья в 1920-е гг. внесла И.А. Гатауллина, показавшая особенности городской и сельской действительности, житейские практики населения в период переходного состояния общества от традиционности к новой социальности. Для раскрытия отдельных сфер крестьянской повседневности важное значение имеют публикации Р.В. Шайдуллина, Д.В. Давыдова . Общим вопросам культурно-психологических основ самосознания татарской национальноэтнической общности посвящена работа С. Кахраманова. Показав решающую культуры, ее традиций и ценностей в формировании самосознания любого народа, автор подчеркнул сложности в исследовании национального самосознания, отметив, что «его формы до 1917 года и после были еще в стадии становления. А в период построения социализма, особенно в 30-40 годы, насильственно подавлялись как проявление национализма». Развитие традиционной культуры татарского народа подробно представлено в монографии Д.Р. Шарафутдинова.
Серьезные изыскания по проблемам детства, вопросам социализации ребенка — средствам, методам специфическим способам освоения культуры своего народа сделаны зарубежными учеными, историками и антропологами. Еще в 1960-х гг. американские социологи выступили с теорией социального конструкционизма, нацеленного на выявление способов (путей), с помощью которых человек (группа людей) участвуют в создании воспринимаемой ими социальной реальности. Питер Бергер и Томас Лукман размышляют о том, что реальность социально конструируется, пишут о первичной (первой) социализации, «которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Анализируя первый конструируемый мир индивида - мир детства, ученые отмечают и разницу в содержании социальных программ для мальчиков и девочек.
Основополагающей для антропологии детства 1960-х гг. стала работа Ф. Арьеса, предложившего новое понимание детства как некоего социального конструкта, наполняемого различным содержанием, различной ценностью и материальным «сопровождением» в разных культурах и эпохах.
Разработка вопросов о социализации, культуре детства продолжалась западными антропологами и в 1970-е гг.. Значительный вклад в постановку и разработку этнографии детства внесла Маргарет Мид, выделившая исследования по данной проблеме в отдельное научное направление . На обширном эмпирическом и теоретическом материале М. Мид показала особенности становления личности в традиционном обществе. Погрузившись в быт и культуру изучаемых народов, М. Мид установила тесные взаимосвязи между законами отдельно взятой культуры и психологией возрастных групп народа, данную культуру представляющего.
Г. Фейн и X. Шварцман занимались вопросами антропологии детских игр, разработали периодизацию их истории . Заслуживает внимания коллективная монография «Детский труд в четырех культурах: детерминанты и следствия», авторы которой определили предпочитаемые образцы взаимодействий, а также психологические качества, вырабатываемые у детей теми или иными видами труда.
Новаторскими для своего времени стали работы Э. Эриксона, благодаря которым было введено в научный оборот понятие «идентичности», показаны взаимосвязи детской игры и социальной среды.
В последние десятилетия в изучении проблем ребенка и детства в изменяющемся обществе, и в частности советского детства активизировались польские ученые.
Размышляя над проблемами современного воспитания, западные философы вновь поднимают вопросы «источников» воспитания, взаимоотношения школы и семьи, значения игры в процессе социализации .
Подробный анализ роли матери и семьи в развитии ребенка представлен в трудах известного педиатра и психоаналитика Д. Винникотта.
Предметный мир детства и его роль в жизни ребенка, изменения материальной культуры проанализированы в монографии К. Калверта.
Общие представления об эпохе, обзорное изложение «эволюции советского строя», с использованием концепций и категорий западного понимания советской истории даются в работе Мартина Малиа.
Таким образом, анализ имеющейся по теме исследования литературы позволяет утверждать, что представителями разных гуманитарных дисциплин проведена значительная теоретическая работа по изучению проблем традиционного воспитания и социализации детей разных этносов. В то же время, социализация детей татар и изменения в воспитании, внесенные сменой государственного строя и становлением новой советской государственной системы требуют, на наш взгляд, дополнительной проработки.
Характеристика источниковой базы:
Для решения поставленных задач был привлечены как опубликованные, так и не опубликованные документы и материалы.
Среди опубликованных следует выделить документы личного характера, воспоминания и мемуары, позволяющие детализировать подробности, отсутствующие в официальных источниках, оценить прошлое через восприятие современников. Так, характер и особенности воспитания в дореволюционной татарской семье описаны в воспоминаниях известного татарского писателя Фатиха Амирхана . В дневниковых записях известного татарского просветителя, ученого-энциклопедиста Галимжана Баруди (Галимжан Галеев), направившегося в Москву с надеждой разрешить ряд вопросов, связанных с деятельностью духовного собрания, описаны события с 12 июня до конца сентября 1920 года. Мемуары представляют собой размышления над будущим татарского народа, о жизненных ценностях и нравственных категориях. Во время поездки муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания наблюдал за русской женщиной, выехавшей в дорогу с пятью детьми в поисках работы в условиях начинавшегося в Поволжье голода. Итогом наблюдений стала отдельная
глава в дневнике «Воспитание детей у русских». В воспоминаниях академика И.Р. Тагирова содержатся немаловажные сведения о роли семьи в его воспитании как личности и профессиональном становлении .
К этой же группе относятся материалы периодической печати, позволяющие проследить рефлексию общества на нововведения, однако требующие осторожного использования в силу идеологического характера.
К неопубликованным источникам в первую очередь относятся архивные документы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В процессе работы над темой были изучены делопроизводственные документы фонда Наркомата просвещения РСФСР Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), фондов кантонных отделов народного образования Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), фонда Татарского республиканского комитета ВЛКСМ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Фотодокументы из музейных коллекций способствуют визуализации темы исследования.
Нарративные материалы были собраны в деревнях районов Татарстана в ходе глубокого интервьюирования, а также во время бесед, включающих свободные высказывания опрашиваемых. Несколько интервью взяты у городских жителей, чье детство и становление прошло в татарской деревне. При этом мы не совсем согласны с концепцией эмпирического анализа Шуламит Рейнхарц, отвергающей приписывание своих интерпретаций исследуемым объектам, и доказывающей, что исследователю необходимо разрабатывать интерпретации совместно с интересующим его субъектом. В то же время, Ш. Рейнхарц справедливо подчеркивала, что «устная история, в противовес письменной, более пригодна для получения информации о тех людях, которые в меньшей степени участвуют в создании письменных документов... Поэтому особенно подходящими кандидатами для исследований устной истории являются представители более уязвимых социальных групп»80. Безусловно, устно-исторические источники специфичны и вследствие временной дистанции, непроизвольного учета новых реалий времени, иного жизненного контекста требуют взвешенного использования. Тем не менее, такого рода источники представляют собой прекрасный иллюстративный материал, передающий особенности эпохи через личностное восприятие и дополняющий официальные документы архивохранилищ.
Применение комплексной методики исследования, привлечение широкого круга архивных источников и этнографического материала позволяют обеспечить обоснованность и достоверность полученных научных результатов.
Научная новизна и практическая значимость заключается в выявлении факторов и средств, особенностей самобытных традиций воспитания в татарском обществе. Сведения, выводы и обобщения квалификационной работы способствуют получению целостного объективного знания о традиционных практиках социализации детей татар и их трансформации в 1920-1940е гг. Результаты могут быть использованы в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Синкретичность воспитательных практик татар, включавших элементы и духовной и материальной культуры, способствовала обогащению новых поколений. Именно семейное воспитание являлось действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию - родители знакомили ребенка с общепринятыми нормами морали, правилами поведения. Существенно влияние на воспитание подрастающего поколения в татарских семьях оказывало совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших.
Исследователями не раз подчеркивалось, что социальная составляющая человеческого характера изменяется по мере изменений условий, формировавших ту или иную черту . Становление новой социальной системы, советизация и изменения общественного сознания существенно отразились на повседневной жизни татар, на традициях воспитания и социализации.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сменилась традиционное восприятие детства, подверженного жесткому регламентированию со стороны взрослых. Ребенок становится не только объектом воздействия, но и активным участником развития новой общественной системы. Дети и подростки воспринимались советской властью как один из методов воздействия на крестьянское сознание. Насильственное «взросление» детей, использование их для выполнения государственных задач, когда статус ребенка в новом деревенском сообществе ставился выше статуса взрослого, разрушали традиционную структуру семьи, авторитет старших в которой был непререкаем, разрывали преемственность поколений.
2. На практики социализации детей у татар в 1920-1940-е гг. оказывали влияние две составляющие: власть и общество. С одной стороны, власть, транслировала нововведения в систему воспитания с целью формирования нового советского человека и стремилась выполнять роль главного «социализатора». С другой стороны, само татарское общество, в основе повседневных практик которого сохранялась традиционная система воспитания, зачастую препятствовало новациям в сфере воспитания детей.
3. Несмотря на трансформационные процессы в советском обществе в 1920-1930-е гг., татарская семья, как и строй семейной жизни (управление семьей, организация труда, порядок потребления еды и т.п.), по-прежнему представляла собой мощный фактор воспитания личности, являясь важнейшим каналом передачи культурной информации, нравственных ценностей, способов поведения, традиций и обычаев подрастающим поколениям.
4. На процессе инкультурации детей татар в конце 1920-х - первой половине 1930-х гг. сильно сказывались правительственные мероприятия, в частности, связанные со сменой арабского алфавита на яналиф, а затем на кириллицу, ставшие причиной отрыва подрастающего поколения от веками накопленных знаний, традиций, культуры, лишивший татар возможностей использования опыта предыдущих поколений, последствия чего мы наблюдаем в современном татарском обществе.
5. Этническое своеобразие инкультурации детей у татар проявлялось в складывании двух культур детства - детства мальчиков и детства девочек, что проявлялось как в предметном мире детства (вещи, игрушки, предметы для ухода и воспитания и т.п.), так в формировании новых агентов социализации — сверстников. Различными путями шла социализация мальчиков и девочек.
6. Социализация и инкультурация детей татар в городской и сельской среде, несмотря на сложившиеся устои и традиции, существенно различались. Повседневность как таковая, (материальные условия и их
изменение), формируя «осознанную рефлексию и оценку происходящего», влияла на характер и практики социлизации в городской и сельской татарской семье. Вследствие тоталитарной индоктринации общества игровое пространство советского ребенка активно использовалось в политико-воспитательных целях. В круг детских игр внедрялись игры революционного содержания, однако сельские дети по-прежнему предпочитали играть в традиционные, привычные для них игры.
В целом, с позиций оценки сегодняшнего дня, когда эффективность институтов социализации оценивается в первую очередь по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной деятельности, постановке и решению новых задач, не имевшихся в опыте прошлых поколений, вводившиеся в 1920-е гг. новации сделали свое дело. Было сформировано целое поколение строителей социализма, патриотов, которые в условиях угрозы государственной целостности в 1940-е гг. проявили себя как истинные коллективисты, отдав свои жизни за будущее Родину и ее народов.
Исследователями не раз подчеркивалось, что социальная составляющая человеческого характера изменяется по мере изменений условий, формировавших ту или иную черту . Становление новой социальной системы, советизация и изменения общественного сознания существенно отразились на повседневной жизни татар, на традициях воспитания и социализации.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сменилась традиционное восприятие детства, подверженного жесткому регламентированию со стороны взрослых. Ребенок становится не только объектом воздействия, но и активным участником развития новой общественной системы. Дети и подростки воспринимались советской властью как один из методов воздействия на крестьянское сознание. Насильственное «взросление» детей, использование их для выполнения государственных задач, когда статус ребенка в новом деревенском сообществе ставился выше статуса взрослого, разрушали традиционную структуру семьи, авторитет старших в которой был непререкаем, разрывали преемственность поколений.
2. На практики социализации детей у татар в 1920-1940-е гг. оказывали влияние две составляющие: власть и общество. С одной стороны, власть, транслировала нововведения в систему воспитания с целью формирования нового советского человека и стремилась выполнять роль главного «социализатора». С другой стороны, само татарское общество, в основе повседневных практик которого сохранялась традиционная система воспитания, зачастую препятствовало новациям в сфере воспитания детей.
3. Несмотря на трансформационные процессы в советском обществе в 1920-1930-е гг., татарская семья, как и строй семейной жизни (управление семьей, организация труда, порядок потребления еды и т.п.), по-прежнему представляла собой мощный фактор воспитания личности, являясь важнейшим каналом передачи культурной информации, нравственных ценностей, способов поведения, традиций и обычаев подрастающим поколениям.
4. На процессе инкультурации детей татар в конце 1920-х - первой половине 1930-х гг. сильно сказывались правительственные мероприятия, в частности, связанные со сменой арабского алфавита на яналиф, а затем на кириллицу, ставшие причиной отрыва подрастающего поколения от веками накопленных знаний, традиций, культуры, лишивший татар возможностей использования опыта предыдущих поколений, последствия чего мы наблюдаем в современном татарском обществе.
5. Этническое своеобразие инкультурации детей у татар проявлялось в складывании двух культур детства - детства мальчиков и детства девочек, что проявлялось как в предметном мире детства (вещи, игрушки, предметы для ухода и воспитания и т.п.), так в формировании новых агентов социализации — сверстников. Различными путями шла социализация мальчиков и девочек.
6. Социализация и инкультурация детей татар в городской и сельской среде, несмотря на сложившиеся устои и традиции, существенно различались. Повседневность как таковая, (материальные условия и их
изменение), формируя «осознанную рефлексию и оценку происходящего», влияла на характер и практики социлизации в городской и сельской татарской семье. Вследствие тоталитарной индоктринации общества игровое пространство советского ребенка активно использовалось в политико-воспитательных целях. В круг детских игр внедрялись игры революционного содержания, однако сельские дети по-прежнему предпочитали играть в традиционные, привычные для них игры.
В целом, с позиций оценки сегодняшнего дня, когда эффективность институтов социализации оценивается в первую очередь по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной деятельности, постановке и решению новых задач, не имевшихся в опыте прошлых поколений, вводившиеся в 1920-е гг. новации сделали свое дело. Было сформировано целое поколение строителей социализма, патриотов, которые в условиях угрозы государственной целостности в 1940-е гг. проявили себя как истинные коллективисты, отдав свои жизни за будущее Родину и ее народов.



