Правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел (Административная деятельность полиции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 5
1.1 Понятие дежурной части и правовая регламентация деятельности дежурных частей органов внутренних дел 5
1.2 Структура и материально-техническое обеспечение деятельности дежурной части органа внутренних дел 10
2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 15
2.1 Полномочия и задачи дежурной части 15
2.2 Организация работы дежурной части 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Актуальность исследования правового положения и организационного построения дежурных частей органов внутренних дел обусловлена следующим. Дежурные части занимают особое положение в структуре органов внутренних дел, будучи самостоятельными подразделениями с ограниченным кругом задач и функций. При этом дежурные части взаимодействуют со структурными подразделениями соответствующего органа внутренних дел, обеспечивая регистрацию данных о преступлениях и передачу их для принятия мер реагирования.
Структура и система органов внутренних дел в последние годы реформируется, потому что государство преследует цель совершенствования деятельности и правового регулирования правоохранительных органов. Однако определенные сложности возникают. Исследование правового статуса и организационного построения дежурных частей необходимо в целях выявления существующей проблематики и последующего поиска путей решения проблем.
Степень разработанности темы правового положения и организационного построения дежурных частей органов внутренних дел невысока. Данному вопросу, как правило, посвящаются отдельные небольшие по объему исследования, в рамках которых анализируются проблемы и сложности. Кроме того, вопрос является предметом изучения в рамках специальных дисциплин, содержание которых преимущественно основывается на нормативно-правовых актах. В числе авторов, уделивших внимание изучению темы можно выделить С.И. Агафонова, А.В. Андреева, И.А. Шевченко и А.Э. Ваганова, работы которых были изучены и проанализированы в процессе исследования.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, связанные определением правового положения и организационного построения дежурных частей органов внутренних дел. Предметом – нормы национального права России, правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел, а также воззрения теоретиков и исследователей по данному вопросу.
Целью настоящей работы является исследование правового положения и организационного построения дежурных частей органов внутренних дел. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие дежурной части органа внутренних дел и правовое регулирование ее деятельности;
исследовать структуру и материально-техническое обеспечение деятельности дежурной части;
рассмотреть полномочия и задачи дежурной части;
охарактеризовать организацию работы дежурной части.
При проведении исследования в связи с написанием настоящей работы были использованы материалы судебной практики, в том числе правовые позиции высших судов.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: формально-логический метод, методы анализа и синтеза, обобщение, и иные методы научного познания.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа каждая, заключения и списка использованных источников.
По завершении изложения результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, представляется необходимым обобщить получить полученные результаты и сделать итоговые выводы.
Дежурные части органов внутренних дел являются структурными подразделениями. Они не выделяются как самостоятельно и создаются в территориальных органах для организации текущей деятельности. Правовая регламентация деятельности дежурных частей органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нормами международного права и положениями российского национального законодательства. При этом для целей организации деятельности дежурных частей нормативные правовые акты, входящие в состав национального законодательства принимаются на федеральном уровне. К их числу относятся Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной ветви власти на федеральном уровне. Однако наиболее значимы ведомственные акты, которые могут приниматься не только Министерством внутренних дел России, но и подчиненными ему учреждениями, то есть здесь не исключается помимо федерального уровня уровень субъектов Российской Федерации и локальным уровень территориального органа внутренних дел.
Построение внутренней структуры, определение полномочий и задач, организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел – все эти вопросы и ряд других регламентированы на уровне подзаконных нормативных правовых актов, часть из которых ограничена в аспекте доступности по причине секретности. Часть приказов и инструкций, разного рода наставлений по деятельности дежурных частей открыты, в связи с чем, им было уделено внимание в настоящей работе.
Изучение действующего законодательства, правовых позиций высших судов, а также мнение теоретиков и исследователей позволило сделать вывод, что существующая в настоящее время система дежурных частей органов внутренних дел несовершенна.
Несмотря на наличие большого количества нормативных правовых актов, регулирующих деятельность дежурных частей, на практике оперативное управление деятельностью органов внутренних дел, которое возлагается на дежурные части, далеко не всегда выстраивается должным образом. В результате взаимодействие между подразделениями территориальных органов внутренних налажено не всегда эффективно, что негативно сказывается на результатах деятельности полиции.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – Москва: Юридическая литература, 1990. – С. 319-325.
3. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана. Куба. 27.08-07.09.1990) / Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] – Url: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/firearms.shtml (дата обращения: 04.10.2020).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
7. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (ред. от 23.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4775.
8. Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 № 24696) (ред. от 06.07.2020) // Российская газета. – 2012. – № 156.
9. Приказ МВД России от 17.12.2012 № 1107 «Об утверждении Порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2013 № 27202) // Российская газета. – 2013. – № 45.
10. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 № 34570) (ред. от 09.10.2019) // Российская газета. – 2014. – № 260.
11. Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 № 47380) (ред. от 30.06.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2017.
12. Распоряжение МВД России от 13.07.2018 № 1/7962 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг». Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Материалы судебной практики
13. Постановление Европейского суда по правам человека от 16.10.2014 Дело «Чернецкий (Chernetskiy) против Российской Федерации» (жалоба № 18339/04) // Прецеденты Европейского суда по правам человека. – 2015. – № 2 (14).
14. Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2010 № ГКПИ10-366. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
15. Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2010 № КАС10-334 // Пенсия. – 2010. – № 9.
Научная и учебная литература
16. Аврутин, Р.Ю. Применение информационных технологий в системе управления деятельностью дежурной части органа внутренних дел / Р.Ю. Аврутин // Алтайский юридический вестник. – 2019. – № 2 (26). – С. 52-56.
17. Агафонов, С.И. К вопросу о правовом регулировании деятельности дежурных частей органов внутренних дел / С.И. Агафонов, И.А. Адмиралова, А.Н. Бадальянц // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 2. – С. 143-146.
18. Андреев, А.В. Современные проблемы организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России / А.В. Андреев // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 4. – С. 41-43.
19. Васильев, В.В. Состояние и перспективы совершенствования административно-юрисдикционной деятельности начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов полиции на транспорте / В.В. Васильев // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам Х юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения) / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – 2019. – С. 603-606.
20. Есина, А.С. К вопросу о совершенствовании порядка рассмотрения сообщений о преступлении / А.С. Есина, В.В. Артемова // Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт. Сборник научных статей. – Москва, 2017. – С. 74-79.
21. Колениченко, В.В. Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействия терроризму (на примере Белгородской области) / В.В. Колениченко, В.В. Шумский // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1 (51). – С. 145-153.
22. Скогорева, Т.Ф. Некоторые аспекты совершенствования деятельности правоохранительных органов, способствующие повышению эффективности взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений / Т.Ф. Скогорева // Научный портал МВД России. – 2018. – № 2 (42). – С. 131-134.
23. Тепляков, В.П. К вопросу о повторной регистрации обращений граждан в дежурной части территориального органа внутренних дел / В.П. Тепляков, Ю.А. Бойко // Актуальные проблемы юридической науки и судебной практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 391-395.
24. Шевченко, И.А. К вопросу об управлении силами и средствами по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного транспорта как элемент деятельности отдельных подразделений с функциями управления на примере дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте / И.А. Шевченко, А.Э. Ваганов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 609-615.