ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ 6
1.1. Отрасль строительной деятельности как объект управления 6
1.2. Инструменты и методы управления строительной отраслью 17
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного управления в
сфере строительства 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Количественный анализ строительной отрасли регионов 31
2.2. Особенности управления строительной отраслью в регионах Российской
Федерации 46
2.3. Основные угрозы строительной отрасли в регионах Российской Федерации 55
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 65
3.1. Зарубежный опыт управления строительной отраслью в регионах 65
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики в
строительной отрасли в регионах Российской Федерации 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ 6
1.1. Отрасль строительной деятельности как объект управления 6
1.2. Инструменты и методы управления строительной отраслью 17
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного управления в
сфере строительства 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Количественный анализ строительной отрасли регионов 31
2.2. Особенности управления строительной отраслью в регионах Российской
Федерации 46
2.3. Основные угрозы строительной отрасли в регионах Российской Федерации 55
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 65
3.1. Зарубежный опыт управления строительной отраслью в регионах 65
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики в
строительной отрасли в регионах Российской Федерации 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Строительный рынок России является динамично развивающейся отраслью экономики, особенно в последнее время, в условиях современного хозяйственного уклада и возможности реализации экономических интересов всех субъектов рынка.
Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления.
Строительная отрасль российской экономики переживает волнообразное развитие. К 90-м годам XX века страна набрала высочайшие обороты в строительстве: в 1987-м году было введено 72,8 млн кв. м жилой недвижимости, а через 13 лет объем ввода жилья сократился более чем вдвое - до 30,3 млн кв. м. Затем отрасль вышла из кризиса, нарастила темпы благодаря новым технологиям: в 2014 году ввели в эксплуатацию 84, 2 млн кв. м жилых площадей, а в 2015 году - 85,3 млн кв. м, что стало самым высоким показателем в истории строительства страны. Однако в 2017 году произошло снижение показателей: по предварительным оценкам ожидается снижение объема ввода жилья на величину порядка 6% по итогам года. Для того чтобы понять, по каким причинам отрасль вновь переживает спад и насколько глубоким он будет, мы провели комплексное исследование отрасли, затрагивающее все ее сегменты.
Строительство является самой инвестиционно-зависимой отраслью российской экономики, поэтому влияние мирового финансового кризиса она почувствовала на себе одной из первых. Наиболее пострадали от влияния кризисных деформаций в экономике крупные строительные компании, поскольку они имеют существенный объем заемных средств для финансирования текущих операций, основных фондов, девелоперских проектов.
Объект исследования - управление строительной отраслью региона.
Предмет исследования - специфика управления строительной отраслью в регионах РФ.
Цель работы - охарактеризовать особенности государственного управления строительной отраслью в регионах РФ и дать рекомендации по совершенствованию государственной политики строительной отраслью в регионах Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа управления строительной отраслью.
- проанализировать практические аспекты анализа управления строительной отраслью в регионах,
- сформулировать направления совершенствования государственной политики строительной отраслью в регионах Российской Федерации.
Теоретическая база исследования. Вопросы управления строительной отраслью рассмотрены в работах А.Н. Асаула, В.В. Бузерева, Д.А. Дедуха, М.В. Зелинской, М.И. Каменецкого, С.А. Коблевой, С.В. Марковой, Е.С. Моисеенко, Л.Г. Селютиной, А. М. Платонова, Е.С. Пронина и др.
Вопросы финансирования строительной отрасли рассмотрены в работах М.Ш. Баснукаева, Л.М. Гохберга, Л.В. Донцовой, Ю.С. Золотовой, Н.А. Истоминой, Н.Р. Киметовой, А.А. Козловой, С.П. Король, Т.Е. Кузнецова, А. Олейника, А.Г. Терещенко и др.
Методы исследования. При выполнении работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, абстрактно-логический метод, аналитический, синтетический, описательные методы.
Информационная база исследования представлена материалами статистических исследований Росстата, аналитических докладов о состоянии строительного рынка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления.
Строительная отрасль российской экономики переживает волнообразное развитие. К 90-м годам XX века страна набрала высочайшие обороты в строительстве: в 1987-м году было введено 72,8 млн кв. м жилой недвижимости, а через 13 лет объем ввода жилья сократился более чем вдвое - до 30,3 млн кв. м. Затем отрасль вышла из кризиса, нарастила темпы благодаря новым технологиям: в 2014 году ввели в эксплуатацию 84, 2 млн кв. м жилых площадей, а в 2015 году - 85,3 млн кв. м, что стало самым высоким показателем в истории строительства страны. Однако в 2017 году произошло снижение показателей: по предварительным оценкам ожидается снижение объема ввода жилья на величину порядка 6% по итогам года. Для того чтобы понять, по каким причинам отрасль вновь переживает спад и насколько глубоким он будет, мы провели комплексное исследование отрасли, затрагивающее все ее сегменты.
Строительство является самой инвестиционно-зависимой отраслью российской экономики, поэтому влияние мирового финансового кризиса она почувствовала на себе одной из первых. Наиболее пострадали от влияния кризисных деформаций в экономике крупные строительные компании, поскольку они имеют существенный объем заемных средств для финансирования текущих операций, основных фондов, девелоперских проектов.
Объект исследования - управление строительной отраслью региона.
Предмет исследования - специфика управления строительной отраслью в регионах РФ.
Цель работы - охарактеризовать особенности государственного управления строительной отраслью в регионах РФ и дать рекомендации по совершенствованию государственной политики строительной отраслью в регионах Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа управления строительной отраслью.
- проанализировать практические аспекты анализа управления строительной отраслью в регионах,
- сформулировать направления совершенствования государственной политики строительной отраслью в регионах Российской Федерации.
Теоретическая база исследования. Вопросы управления строительной отраслью рассмотрены в работах А.Н. Асаула, В.В. Бузерева, Д.А. Дедуха, М.В. Зелинской, М.И. Каменецкого, С.А. Коблевой, С.В. Марковой, Е.С. Моисеенко, Л.Г. Селютиной, А. М. Платонова, Е.С. Пронина и др.
Вопросы финансирования строительной отрасли рассмотрены в работах М.Ш. Баснукаева, Л.М. Гохберга, Л.В. Донцовой, Ю.С. Золотовой, Н.А. Истоминой, Н.Р. Киметовой, А.А. Козловой, С.П. Король, Т.Е. Кузнецова, А. Олейника, А.Г. Терещенко и др.
Методы исследования. При выполнении работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, абстрактно-логический метод, аналитический, синтетический, описательные методы.
Информационная база исследования представлена материалами статистических исследований Росстата, аналитических докладов о состоянии строительного рынка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, как и любая другая отрасль экономики, строительство испытывает необходимость государственного воздействия на протекающие в этой отрасли процессы.
Строительная отрасль относится к числу одной из основных сфер экономики, которая формирует базис для всех остальных хозяйственных сфер, и, что особенно важно, является в течение длительного периода одним из главных исполнителей государственного заказа. Предприятия и организации строительного комплекса, занимаясь поставкой на рынок готовой строительной продукции, а также осуществляя различные строительные работы, принимают, тем самым, активное участие в создании условий для реализации различных государственных программ, направленных как на развитие национальной экономики страны, так и на улучшение качества и уровня жизни граждан. Строительный комплекс, таким образом, выполняет важную социально-экономическую функцию, заключающуюся в создании объектов недвижимости, которые, в свою очередь, являются инфраструктурой всех без исключения общественных процессов. В данном контексте целесообразно, по мнению ряда исследователей, говорить о возникновении и развитии государственного предпринимательства в строительстве, которое реализуется на основе государственного строительного заказа.
Целью государственной политики развития строительной отрасли, в том числе ее инновационного развития, является формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития Российской Федерации.
Во-вторых, современный строительный комплекс представляет собой не только воплощение предпринимательской деятельности в области строительства новых объектов, реконструкции существующих зданий, сооружений жилого, промышленного и общественного назначения. В рамках строительного комплекса находят реализацию различные государственные программы, в осуществлении которых оказывается задействованным весь арсенал предпринимательских средств. Функционирование государственного предпринимательства в строительстве не может осуществляться эффективно без установления взаимосвязей между различными субъектами, к числу которых относятся как строительные организации, которые включены или стремятся к включению в систему государственного предпринимательства в строительном комплексе, так и экономические агенты государства, могущие быть представленными на федеральном, региональном или муниципальном уровне. В рамках системы государственного управления строительным комплексом ведущей в современных условиях становится функция управления коммуникациями (коммуникативная концепция государственного предпринимательства в строительстве в настоящее время рассматривается в качестве одного из видов маркетинговой концепции).
Сфера строительства в 2016 году продемонстрировала падение, что говорит о сохранении негативных тенденций в инвестиционной сфере. Сокращение объёма работ в строительстве происходило на протяжении всего года, за исключением ноября. По итогам года падение составило 4,3%, однако это меньше, чем в 2015 году, когда данный показатель сократился на 4,8%.
Государственно-частное партнерство - явление новое для отечественной экономики, и вполне объяснимо его противоречивое толкование среди специалистов. Сложно отказаться от соблазна считать государственно-частным партнерством любое взаимодействие между властью и бизнесом, но тогда не имеет смысла вводить в оборот особый термин «государственно-частное партнерство», который подразумевает под собой вполне конкретное явление. Следует также избегать и другой крайности, а именно копирования под кальку западного образца государственно-частного партнерства. В России сложились свои традиции взаимоотношений между государством и частным предпринимательством в плане привлечения частных инвестиций, и отечественный опыт не стоит недооценивать.
Анализ литературных источников показал, что самыми распространенными формами ГЧП являются концессионное соглашение, аренда с инвестиционными обязательствами, контракт жизненного цикла и государственный контракт, инвестиционный фонд и особая экономическая зона.
Государственно-частное партнерство дает возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им функциях и сократить государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью.
Во-первых, как и любая другая отрасль экономики, строительство испытывает необходимость государственного воздействия на протекающие в этой отрасли процессы.
Строительная отрасль относится к числу одной из основных сфер экономики, которая формирует базис для всех остальных хозяйственных сфер, и, что особенно важно, является в течение длительного периода одним из главных исполнителей государственного заказа. Предприятия и организации строительного комплекса, занимаясь поставкой на рынок готовой строительной продукции, а также осуществляя различные строительные работы, принимают, тем самым, активное участие в создании условий для реализации различных государственных программ, направленных как на развитие национальной экономики страны, так и на улучшение качества и уровня жизни граждан. Строительный комплекс, таким образом, выполняет важную социально-экономическую функцию, заключающуюся в создании объектов недвижимости, которые, в свою очередь, являются инфраструктурой всех без исключения общественных процессов. В данном контексте целесообразно, по мнению ряда исследователей, говорить о возникновении и развитии государственного предпринимательства в строительстве, которое реализуется на основе государственного строительного заказа.
Целью государственной политики развития строительной отрасли, в том числе ее инновационного развития, является формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития Российской Федерации.
Во-вторых, современный строительный комплекс представляет собой не только воплощение предпринимательской деятельности в области строительства новых объектов, реконструкции существующих зданий, сооружений жилого, промышленного и общественного назначения. В рамках строительного комплекса находят реализацию различные государственные программы, в осуществлении которых оказывается задействованным весь арсенал предпринимательских средств. Функционирование государственного предпринимательства в строительстве не может осуществляться эффективно без установления взаимосвязей между различными субъектами, к числу которых относятся как строительные организации, которые включены или стремятся к включению в систему государственного предпринимательства в строительном комплексе, так и экономические агенты государства, могущие быть представленными на федеральном, региональном или муниципальном уровне. В рамках системы государственного управления строительным комплексом ведущей в современных условиях становится функция управления коммуникациями (коммуникативная концепция государственного предпринимательства в строительстве в настоящее время рассматривается в качестве одного из видов маркетинговой концепции).
Сфера строительства в 2016 году продемонстрировала падение, что говорит о сохранении негативных тенденций в инвестиционной сфере. Сокращение объёма работ в строительстве происходило на протяжении всего года, за исключением ноября. По итогам года падение составило 4,3%, однако это меньше, чем в 2015 году, когда данный показатель сократился на 4,8%.
Государственно-частное партнерство - явление новое для отечественной экономики, и вполне объяснимо его противоречивое толкование среди специалистов. Сложно отказаться от соблазна считать государственно-частным партнерством любое взаимодействие между властью и бизнесом, но тогда не имеет смысла вводить в оборот особый термин «государственно-частное партнерство», который подразумевает под собой вполне конкретное явление. Следует также избегать и другой крайности, а именно копирования под кальку западного образца государственно-частного партнерства. В России сложились свои традиции взаимоотношений между государством и частным предпринимательством в плане привлечения частных инвестиций, и отечественный опыт не стоит недооценивать.
Анализ литературных источников показал, что самыми распространенными формами ГЧП являются концессионное соглашение, аренда с инвестиционными обязательствами, контракт жизненного цикла и государственный контракт, инвестиционный фонд и особая экономическая зона.
Государственно-частное партнерство дает возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им функциях и сократить государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Исследование эффективности государственного управления в сфере спорта
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021 - Управление развитием сферы строительства жилищного фонда в Казани: сравнительный анализ с городами-миллионниками России
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности государственного управления в сфере транспортной инфраструктуры
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы правового регулирования государственного управления в области строительства (Кубанский Государственный Аграрный Университет)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственное управление в области обороны и безопасности РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Система государственных закупок как фактор поддержки функционирования рынка в сфере строительства в России (Эффективное государственное регулирование)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025



