Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ АВТОТРАНСПОРТАВ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Работа №52352

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология и природопользование

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ. ПОНЯТИЕ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ. ОХРАНА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 9
1.1. Атмосфера Земли. Понятие. Строение 9
1.2. Химический состав атмосферы 10
1.3. Значение атмосферы в природе и жизни человека 11
1.4. Загрязнение и типы загрязнения атмосферы 13
1.5. Автотранспорт - источник загрязнения атмосферного воздуха 17
1.6. Особенности автотранспорта как источника загрязнения 19
1.7. Загрязняющие вещества выбросов автотранспорта 21
1.8. Причины загрязнения автотранспортом 24
1.9. Факторы распространения выбросов автотранспорта 29
1.10. Последствия загрязнения атмосферы 31
1.11. Оценка загрязнения атмосферного воздуха 34
1.12. Охрана атмосферного воздуха 37
1.13. Мероприятия по охране атмосферного воздуха 39
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 .Объекты исследования 42
2.2. Методы исследования 75
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 79
3.1 Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта 79
3.2. Определение концентраций загрязняющих веществ от автотранспорта в
атмосферном воздухе 86
3.3 Инвентаризация выбросов парниковых газов от автотранспорта 90
3.4. Расчет природоохранной эффективности мероприятий, направленных на
снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта 92
ВЫВОДЫ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103


В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду.
Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется по содержанию кислорода, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. В неблагоприятных условиях, связанных с загрязнением окружающей среды автотранспортом, проживает подавляющая часть населения крупных городов.
Усиливающийся процесс автомобилизации, сопровождающийся ростом техногенной нагрузки на окружающую среду, является одной из основных причин пониженного уровня экологической безопасности.
Автомобильный транспорт является наиболее агрессивным в сравнении с другими видами транспорта по отношению к окружающей среде. Автомобиль - это мощный источник химического, шумового, а также механического загрязнения атмосферного воздуха. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ, в т.ч. канцерогенных.
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду во многом определяется условиями его работы, которые в основном формируются комплексом транспортных, дорожных и погодно-климатических факторов.
Специфика загрязнения атмосферного воздуха транспортном проявляется в ежегодном увеличении численности автомобилей, в их пространственной рассредоточенности, в низком расположении источников загрязнения от земной поверхности, в непосредственной близости автомобильного транспорта к жилым районам, местам пребывания детского населения, местам отдыха и т.д.,
Согласно данным государственных докладов в настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду. Проблема охраны атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта становится все более актуальной. С ростом числа автомобилей ухудшается состояние окружающей среды городов и, как следствие, ухудшается состояние здоровья жителей. Выбросы автотранспорта осуществляются в «зоне дыхания» людей, в результате чего гораздо слабее действуют факторы рассеивания относительно промышленных источников.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что загрязнение атмосферы выбросами от автотранспорта становится одним из основных бедствий для населения многих городов, в связи с чем, особое значение приобретают исследования, связанные с оценкой уровня загрязнения атмосферного воздуха с учетом воздействия автотранспорта.
Целью исследования являлся расчет загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта на территории крупных промышленных городов Республики Татарстан (г.Нижнекамск, г.Набережные Челны, г.Казань) для дальнейшей разработки мероприятий по его снижению.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1 .Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта на территории гг. Нижнекамск, Набережные Челны, Казань.
2.Определение концентраций загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферном воздухе.
3. Инвентаризация выбросов парниковых газов от автотранспорта на территории гг. Нижнекамск, Набережные Челны, Казань.
4. Расчет природоохранной эффективности мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта.
Объектами исследования являются выбросы автотранспорта в гг. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск в периоды максимальной транспортной нагрузки. 
Научная новизна работы заключается в следующем. Проведены расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами транспортных потоков с учетом данных об экологических классах автомобилей, типов используемых топлив и их классах и других характеристик. В дополнение к традиционно учитываемым загрязняющим веществам определены выбросы специфических веществ (акролеин, 1,3-бутадиен, толуол, ксилол, стирол, бензол, формальдегид), а также парниковых газов. Полученные результаты инвентаризации выбросов позволяют выделить вклад автомобильного транспорта в общее загрязнение атмосферы городов. На основе полученной базы данных проведены расчеты эффективности ограничения передвижения транспорта с низкими экологическими классами.
Результаты проделанного исследования имеют огромную практическую значимость в природоохранной деятельности. Количественные оценки выбросов автотранспорта являются основой для развития системы расчетного мониторинга, разработки природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта, а также прогнозирования перспективных уровней загрязнения атмосферы с учетом развития автопарка и улично-дорожной сети и изменения схем дорожного движения.
Апробация работы: основные результаты диссертационного исследования были представлены на II Республиканской молодежной экологической научной конференции, посвященной 25-летию Академии наук Республики Татарстан и 15-летию принятия «Хартии Земли» (Казань, 2016), XXI Международной экологической студенческой конференции «Экология России и сопредельных территорий» (Новосибирск, 2016), Итоговой научной конференции аспирантов и молодых ученых ИПЭН АН РТ (Казань, 2017),Международной научной конференции студентов, аспирантов и ученых «Ломоносов» (Севастополь, 2017).
Публикации результатов работы, по материалам диссертационной работы опубликовано 14 научных работ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе данных о составе и интенсивности движения автотранспорта на 573 участках и 51 перекрестке общей протяженностью 399,5 км в г.Казани, на 201 участке улиц и на 13 перекрестках общей протяженностью 198,5 км в г.Н.Челны и на 83 участках дорог и 3 перекрестках общей протяженностью 82,9 км в г.Нижнекамск были рассчитаны выбросы загрязняющих веществ в составе выхлопных газов транспортных потоков. Наиболее значимыми факторами воздействия выхлопных газов автомобилей на территории крупных промышленных городов РТ (г.Нижнекамск, г.Набережные Челны, г.Казань) являются диоксид азота и оксид углерода. Для этих загрязняющих веществ получены максимальные количественные значения выбросов по сравнению с другими веществами. Для учета различной токсичности выбрасываемых загрязняющих веществ были рассчитаны параметры потребления воздуха. По результатам сопоставления рассчитанных значений параметра потребления воздуха наиболее значительной примесью в выхлопных газах автомобилей является диоксид азота.
2. На основе полученных данных инвентаризации выбросов автотранспорта в гг. Казань, Н.Челны и Нижнекамск были произведены расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. По результатам расчетов приземных концентраций, наиболее «проблемными» загрязняющими веществами в выхлопных газах автомобилей являются диоксид азота и оксид углерода. Для данных веществ получены наиболее обширные зоны возможного формирования сверхнормативных приземных концентраций. Повышенные значения концентраций загрязняющих веществ прилегают к жилым зонам, расположенным в зонах влияния наиболее интенсивных автомагистралей городов.
3. Проведена инвентаризация выбросов парниковых газов от автотранспортных потоков для гг. Казань, Н.Челны и Нижнекамск. Основную массу выбросов парниковых газов, поступающих в атмосферный воздух городов, составляет углекислый газ, затем следует метан и закись азота.
4. Проведена оценка вкладов автотранспорта различных экологических категорий в общее загрязнение. Основной вклад в общий объем выбросов совершают автомобили с экологическими классами ниже 3. Одной из наиболее эффективных мер, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является ограничение передвижения автотранспорта с низкими экологическими классами.



1. Алексеев Н.Т. Автотранспортные потоки и окружающая середа М., 1999. - 84 с.
2. Амбарцумян В.В., Носов В.Б., Тагасов В.И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999
3. Аствацатуров А.Е. Инженерная экология, учеб. пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2006. - 178 с.
4. Берлянд М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 448 с.
5. Бобылев С.Н., Грицевич И.Г. Глобальное изменение климата и экономическое развитие. - М.: ЮНЕП, 2005. - 64 с.
6. Богданов С.Н., Буренков М.М., Иванов И.Е. Автомобильные двигатели. - М.: Машиностроение, 1987. - 368 с.
7. Бондарев В.П., Долгушин Л.Д., Залогин Б.С. Экологическое состояние
территории России. Учеб. пособие для вузов. 2 - е изд., стереотип. М.: ИЦ Академия, 2004. - 128 с.
8. Боровлев А.Э.Развитие системы управления качеством атмосферного воздуха для города Белгорода /А.Э.Боровлев, Ф.Н.Лисецкий, О.А.Чепелев // Фундаментальные исследования. - 2013.- №6-4. - С.922-929.
9. Будыко М.И., Кондратьев К.Я., Атмосфера Земли // Большая Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола - Барзас. - С. 380—384.
10. Виноградов О. В., Карелина А. С. Влияние показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние окружающей среды // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 194-199.
11. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев А.Т., Орлов В.Г. Охрана окружающей среды: учеб. Пособие / Ленинград Гидрометеоиздат, 1991.-423 с.
12. Германова Т.В., Сотникова А.Ф. Оценка загрязнения территории автотранспортом // Нефть и газ Западной Сибири: материалы Международной научно-тех. конф., ТюмГНГУ, 2011. - 404 с.
13. Голубев И.Р., Новиков Ю.В., Окружающая среда и транспорт М; Транспорт 1987. - 207 с. 
14. Гончарова Е.М. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник //. - Москва. Прогресс, 1993. - 640 с.
15. ГОСТ 12.01.007-76. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. Стандартинформ, 1977 - 7 с.
16. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2014 году. МЭПР РТ. - Казань. -
2015. - 531 с.
17. ' ’Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 №190-ФЗ,
2004. - 201 с.
18. Данилов - Данильян В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 744 с.
19. Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. - СПб, изд-во МАНЭБ, 2005. - 312 с.
20. Дроздов О.А., Арапов П.П., Лугина К.М., Мосолова Г.И. Об особенностях климата при потеплениях последних столетий // Тез. докл. Всеросс. науч. конф. Казань. 2000. - С. 24-26.
21. Евгеньев И.Е. Автомобильные дороги в окружающей среде / И.Е. Евгеньев, Б.Б. Каримов. - М.: ООО «Трансдорнаука», 1997. - 285с.
22. Замай С.С., Якубайлик О.Э. Модели оценки и прогноза загрязнения атмосферы
промышленными выбросами в информационно-аналитической системе природоохранных служб крупного города: Учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. - 109 с. S >♦
23. Звонов В.А. Процессы образования токсичных веществ и разработка способов
уменьшения их выбросов двигателями внутреннего сгорания: дис. д-ра
технических наук / В.А.Звонов. - Харьков, 1987. - 486 с.
24. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферны воздух. Метод расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ от 
автотранспортных средств на территории крупнейших городов. - Москва. -
2014. - 198 с.
25. Капустин А.А., Шимченко Н.И., Дубников Д.В. Оценка альтернативных источников энергии //Экология и развитие общества:Труды Х Международной конференции, 24-29.06.2007 г., Санкт-Петербург.-СПБ.: МАНЭБ, 2007.- С.56-
59.
26. Капустин А.А., Денисов В.Н. Автотранспортный и проблемы экологической ситуации в мегаполисах // Мир человека 2009 - № 1. С. 80 - 93.
27. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - 14е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
28. Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для высшей школы. - 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 400с.
29. Курочицкая М.Г. Загрязнения атмосферного воздуха как фактор риска дляздоровья населения // Экология ЦЧО РФ. — 2010. — №2(25). — С. 131-133.
30. Лебедева М.И., Анкудимова И.А. Экология: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 80 с.
31. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высш. шк., 2001. - 273 с.
32. Ложкин В.Н., Буренин Н.С., Полуэктова М.М. и др. Обоснование некоторых перспективных направлений исследований в области контроля загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Вопросы охраны атмосферы от загрязнения: Информационный бюллетень №2 (36), - СПб.: НПК «Атмосфера», 2007. - с.5-27.
33. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. ОАО «НИИ Атмосфера». СПб., 2010. у
15 с. 
34. Механчук Ю.Н. Оценка загрязнения атмосферы выбросами от стационарных источников и автотранспорта / Ю.Н. Механчук, Л.Н.Бурякова // Здоровье населения и среда обитания. - 1999.- №10 - С.7-8.
35. Миланова Е. В., Рябчиков А. М. Использование природных ресурсов и охрана природы. М.: Высш. шк., 1986. - 280 с.
36. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. Учебник для студентов географических спец. вузов. М., Высшая школа, 1990. - С.267-277.
37. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Земля как планета. Атмосфера. Гидросфера. Учеб. пособие для студентов географ. специальностей пед. институтов. М., Просвещение, 1976. - 324 с.
38. Никифорова Е.М. Загрязнение природной среды свинцом от выхлопных газов автотранспорта // Вести Московского ун-та. - 1975. - №3. - С. 28-36.
39. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей.-3-е изд., испр. и доп.- М.: ФАИР-ПРЕСС,
2005. -736 с.
40. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - 93 с.
41. Отчет по государственному контракту №14 МЭ-10с от 25.03.2014 г.«Завершение разработки сводного тома предельно допустимых выбросов в атмосферу г. Казани для внедрения по городу системы определения расчетного фонового загрязнения» // Казань: ИПЭН АН РТ., - 2014. - 297 с.
42. Отчет по государственному контракту №14 МЭ-8с от 25.03.2014 г. "Завершение
разработки сводного тома предельно допустимых выбросов в атмосферу г. Набережные Челны для внедрения по горожу системы определения расчетного фонового загрязнения" // Казань: ИПЭН АН РТ., - 2014.-218 с.
43. Отчет по государственному контракту №14 МЭ-9с от 25.03.2014 г.«Завершение у разработки сводного тома предельно допустимых выбросов в атмосферу г. Нижнекамска для внедрения по городу системы определения расчетного фонового загрязнения» // Казань: ИПЭН АН РТ., - 2014.-242 с. 
44. Отчет по государственному контракту №14 МЭ - 18с от 19.06.2015 г. "Оценка и
прогноз негативного техногенного воздействия Нижнекамского промышленного узла на состояние окружающей среды и здоровье населения с целью управления экологическими рисками в условиях интенсификации промышленного производства" // Казань: ИПЭН АН РТ, 2015. - 407 с.
45. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2000. - 248 с.
46. Полуэктова М.М., Волкодаева М.В. Реализация европейских требований на ограничение выбросов автотранспорта и качество атмосферного воздуха (на примере ряда городов России) // Проблемы охраны атмосферного воздуха: Сборник трудов к 15-летию НИИ Атмосфера, - СПб.: НИИ Атмосфера, 2007, - с. 133-143.
47. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., ОАО «НИИАТ», 2008. - 64 с.
48. РД 52.04. 186 - 89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Москва.- 1991. - 556 с.
49. Родзевич, Н. Н. Экологическая глобализация // География в школе. - 2006. - №
4. - С. 8 - 15.
50. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", 2001. - 9 с.
51. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200- 03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", 2003. - 9 с.
52. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., Коноплев В.Н., Демин Ю.Н. Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая
безопасность производственных процессов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -
380 с. 
53. Синельников А. Ф., Балабанов В. И. Автомобильные масла, топлива и
техническиежидкости. - М.: За рулем, 2007. - 160 с.
54. Созинова Т.В. Методы по снижению воздействия автотранспорта на окружающую среду /Т.В.Созинова., Е.В.Носова, Т.Н. Шишелова, А.В.Носов // Фундаментальные исследования. - 2005, - №1. - С.56-57.
55. Сорокин Н.Д. Система мониторинга атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге: доклад IV Междунар. науч.-практ. конф. «Автотранспорт: от экологической политики до повседневной практики»: VIII Междунар. экологический форум 20-21 марта 2008 г., Санкт-Петербург. 28-45 с.
56. Степанова Н.В, Святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Фундаментальные исследования. - 2014, №10-6. - С.1185- 1190.
57. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с.
58. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. - М.: Форум-Инфра - М, 2004. - 368 с.
59. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2008, №118). 2008. - 14 с.
60. Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2005, №609). 2005. - 18 с.
61. Факторович А.А., Постников Г.И. Защита городов от транспортного шума. Киев 1982. - 142 с.
62. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-Ф^
- 1999. - 18 с. 
63. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ. - 2002. - 58 с.
64. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ. - 1999. - 29 с.
65. Фельдман Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источник загрязнения атмосферного воздуха. - М. Медицина, 1975. - 160 с.
66.Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана окружающей среды: учеб. Пособие / 2-е изд., испр.- Минск: Выш. шк., 2008.- 255 с.
67.Чирков Ю.И, Агрометеорология / Ю.А. Чирков. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. - 296 с.
68. Хазиев А. А. Современные требования к качеству автомобильных бензинов /
А.А. Хазиев // Сб. трудов по матер. 66-ой научно-методич. и научно-исслед.
конф. МАДИ (ГТУ) - М.: МАДИ (ГТУ), 2008. - С. 212-215.
69. BaumbachG., VogtU.A tethered-balloon measurement system for the determination of the spatial and temporal distribution of air pollutants such as O3, NO2, VOC, particles and meteorological parameters. Eurotrac Newsletter // 1995. - V.16. - P. 23-29.
70. BurnettR.T., StiebD., BrookJ.R. Association between short-term changes in nitrogen dioxide and mortality in Canadian cities. Arch. Environ. Health. // 2004. - V. 59. - P.228-236.
71. MengZ.Q., LuB., PanJ.J. Relationship between dust weather and the cases of respiratory diseases. // J. Public Health. 2007.-V.23. - P. 284-286.
72. Morrison G.M., Rauch S., Regional and global transport of platinum group elements from automobile catalysts /Palladium Emissions in the Environment: Analytical Methods, Environmental Assessment and Health Effects // 2006. - P. 295-305.
73. Rafael-Morales M., Cervantes-de Gortar J. Reduced consumption and environment pollution in Mexico by optimal technical driving of heavy motor vehicles // Energy.
2002. - V. 27. - P. 1131-1137.
74. Shrestha R.M., Malla S. Air pollution from energy use in a developing coutry city: the case of Kathamandu valley, Nepal // Energy. 1996. - V. 21. - P. 785-794.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ