ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретический анализ физического развития у девочек начальной школы на уроках баскетбола 9
1.1. Понятие общей физической подготовленности и физической подготовки 9
1.2. Классификация физических качеств и закономерности их развития у
девочек на уроках баскетбола 13
1.3. Возрастные особенности физического развития и физической
подготовленности младшего школьного возраста 19
Глава 2. Организация и методы исследования младших школьниц на уроках баскетбола 27
2.1. Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания 27
2.2. Методы и формы обучения младших школьниц игре в баскетбол ..32
2.3. Сотрудничество педагогов и родителей при обучении баскетболу..37
Глава 3. Анализ результатов исследования и их интерпретация у девочек младшего школьного возраста на уроках баскетбола 43
3.1. Исследование динамики физического развития у младших школьниц
ходе педагогического эксперимента 43
3.2. Результаты исследования, анализ результатов и анкетирование
младших школьниц 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время вопросы физического воспитания всё больше и больше привлекают внимание педагогов, врачей, психологов и родителей. И это не случайно, так как наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. Б. И. Мишин указывает: «По данным научных исследований около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костномышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и неполноценным питанием. Более 50% юношей и девушек, оканчивающих школу, имеют уже 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Более 40% выпускников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовкой 14; с.8].О.А. Степанова, обращая внимание на слабое здоровье детей, приводит следующие результаты исследований: «По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1 - 4 классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют лишь около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. При распределении учащихся по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% - соответственно ко II и III группам. У многих первоклассников наблюдается малый объём двигательного опыта и широкий спектр функциональных отклонений в развитии» [25; с.4]. Ю.Г. Коджаспиров приводит данные научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, которые подтверждают, что общий уровень физической подготовленности детей в стране становится недопустимо низким. «По статистике последних лет, 43% школьников страдают различными хроническими болезнями; 63% - имеют нарушение осанки (сколиоз и др.); 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие и др.); 22% - признаками гипертонической болезни; 60-65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.» [11; с.4]. В связи с этим большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, повышения работоспособности их организма, расширения функциональных возможностей, и, следовательно, гармоничного физического развития и, главным образом, в начальных классах. Как помочь детям стать здоровыми, как повысить уровень их физической подготовленности? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут им найти решение многих проблем в деле воспитания здорового, физически развитого ребёнка. Воздействуя на основные стороны физической подготовленности средствами физического воспитания как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях, мы повышаем не только уровень физической подготовленности, но и уровень здоровья детей, что имеет большое значение на современном этапе развития общества, когда благоустройство нашего быта, сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов и переход на платное их посещение способствуют снижению двигательной активности детей, а природные катаклизмы, угроза терроризма, напротив, предъявляют высокие требования к уровню физической подготовленности наших детей. Растущий организм особенно нуждается в движении и мышечной деятельности, поэтому развитие двигательных качеств - одна из центральных задач физического воспитания в школе, и её решение должно осуществляться комплексно, начиная с 1 класса. Воспитывающее влияние баскетбола многогранно - соблюдение интересов команды, поддержание строгой игровой дисциплины, точное и честное соблюдение правил игры. При правильной организации и четком судействе эта игра становится исключительно ценным средством воспитания у девочек школьного возраста коллективных действий.
Таким образом, при умелом педагогическом подходе, баскетбольные приемы и игра в целом могут оказать положительное воздействие на решение общих задач физического воспитания учеников.
На занятиях по баскетболу основными задачами физического воспитания девочек младшего школьного возраста являются следующие:
- обучение навыкам естественных видов движений и их совершенствование в изменяющихся условиях;
- развитие двигательных качеств - быстроты, ловкости, силы, выносливости;
- обучение рациональной технике движений;
- воспитание коллективизма.
Формирование двигательных навыков в единстве с развитием физических качеств — таково главное направление в деятельности тренера детского спортивного коллектива.
Формирование двигательных навыков предполагает освоение учащимися технических приемов, которые необходимо в процессе игры выполнять быстро и точно. Ведущими двигательными способностями баскетболисток считают быстроту (скоростные, скоростно - силовые способности), ловкость (координацию движений), выносливость.
Поэтому необходимо освоение технических приемов осуществлять на основе развития ведущих двигательных способностей юных баскетболисток.
Включение в занятия игровых и соревновательных упражнений делает их более интересными и эмоциональными. Такие упражнения максимально приближают учеников к игровым условиям, заставляют их решать задачи индивидуальной и командной тактики. Таким образом, среди актуальных проблем физического воспитания младшего школьника значительное место занимает развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и др.) и, следовательно, повышение уровня общей физической подготовленности. Хорошее физическое развитие школьника имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивая высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни. Определить уровень двигательной подготовленности и физического развития младших школьников в начале и конце учебного года помогает не только постоянное наблюдение за детьми, но и проведение начального, промежуточного и конечного тестирования. Сравнивая полученные результаты, мы можем проследить динамику показателей физической подготовленности школьников. Промежуточное тестирование и сравнение его результатов, позволит внести коррективы в процесс физического воспитания, если возникнет такая необходимость [27].
Современный баскетбол за последние пять лет кардинально изменился. Спорт высших достижений перешел на коммерческую основу, соответственно резко возросли размеры призовых за победу в соревнованиях различного уровня, возросли требования к физической подготовке. Чем выше призовые, тем выше должна быть подготовка. Увеличился уровень баскетбола, с точки зрения техники, но особенно по отношению к физической подготовке. В спортивных играх это проявилось в возникновении профессиональных команд с громадным наплывом профессиональных баскетболистов из США, преимущественно чернокожих. Спортсмены имеют превосходную физическую подготовку. В связи с этим, увеличился уровень физической подготовки, ведущий к повышению нагрузок, использованию различных средств, методик позволяющих усилено развить физическую подготовку на конкурентноспособный уровень. Если игроки команд раньше проводили за сезон 30-40 игр, то теперь количество игр резко возросло и достигло 70-90 за сезон, что, конечно же, не могло не сказаться на требованиях к физической подготовке. Изменения в правилах игры, в частности, сокращение времени владения мячом привели к возрастанию темпа игры. Теперь необходимо выдерживать скорость выполнения игровых приемов без потери их эффективности, изменились тактические приемы ведения игры требующие повышенной подготовки. Разрешение силовой борьбы при игре в защите, особенно при овладении мячом, отскочившим от кольца, также привело к повышению требований атлетической подготовки баскетболистов. Нужно обладать большой силовой подготовкой для борьбы за место под щитом, в борьбе за мяч в воздухе и при отборе, удержании мяча под кольцом. Актуальность данной работы: заключается в том, что в литературе на современном этапе существует очень мало доказательств необходимости использования именно специальных упражнений для развития физических качеств баскетболисток младшего школьного возраста. Данная работа направлена именно на это. Работа обусловлена необходимостью поиска и применения на занятиях по баскетболу в школе эффективных, обеспечивающих стабильное овладение двигательными навыками, средств и методов обучения игровым техническим приемам.
Практическая значимость данной работы обоснована тем, что на современном этапе развития баскетбола существует большое количество методик развития физических качеств у баскетболисток. Поэтому зачастую спортивные руководители затрудняются в выборе программ для тренировок, а иногда и вовсе делают неправильный выбор. Данная работа направлена как раз на выявление самой эффективной методики развития физических качеств у баскетболисток младшего школьного возраста с учетом их анатомофизиологических и психологических особенностей.
Цель нашего исследования - разработка и экспериментальная проверка методики обучения юных баскетболисток младшего школьного возраста основным техническим приемам.
Объектом исследования был избран процесс обучения девочек младшего школьного возраста техническим приемам в школьной секции баскетбола. Предметом исследования явились средства и методы обучения юных баскетболисток основным техническим приемам на основе развития ведущих двигательных способностей.
На основе анализа литературных источников и практического опыта опытно-экспериментальная работа строилась на основе следующей гипотезы. Существенно повысить качество освоения юными баскетболистами основных технических приемов возможно в том случае, если:
- использовать преимущественно игровой метод обучения, ситуации состязания, соперничества, максимально приближенные к соревновательным условиям;
- процесс освоения технических приемов вести во взаимосвязи с развитием ведущих двигательных способностей юных баскетболисток: быстротой, ловкостью, выносливостью. Исходя из выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
- Разработка экспериментальной методики тренировки направленной на повышение эффективности учебного процесса.
- Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
- Обосновать достоверность полученных результатов при помощи математико-статистических методов обработки.
Изучение и совершенствование технических приемов наиболее эффективно происходит, если у юных баскетболисток достаточно высокий уровень развития ведущих двигательных способностей (быстроты, ловкости, выносливости) и при использовании игрового метода обучения, ситуаций состязания, соревновательных ситуаций.
Баскетболисткам приходится вести мяч (дриблинг), выполнять передачи в самых различных ситуациях. Именно дриблинг позволяет игроку, владеющему мячом, и оторваться от преследования соперников, и освободиться от опекуна, чтобы развить атаку, сделать точную передачу партнерше или завершить атаку точным броском.
Поэтому она одинаково хорошо должна выполнять различные финты с ведением мяча, уметь точно передавать мяч на бегу, после ведения и ловли мяча, в прыжке.
Во время игры баскетболистки получают наибольшую физическую нагрузку на нижние и верхние конечности, поэтому в комплексах физических упражнений всегда должны быть больше представлены упражнения на развитие мышц рук, ног, грудной клетки, брюшного пресса.
Плотность учебно-тренировочного занятия во многом зависит от правильной организации группы. На тренировках по баскетболу эта проблема легко разрешима, так как большинство упражнений выполняется поточным методом.
Программный учебный материал должен быть составлен с таким расчетом, чтобы ученицы сначала ознакомились с основными техническими приемами. Для начального обучения это очень важно, так как главное внимание юных баскетболисток необходимо сосредоточить на выполнении приемов. Дальнейшее закрепление и совершенствование основных технических приемов проводится в различных сочетаниях.
Для постепенного приближения технических приемов к игровой обстановке их необходимо повторять в условиях пассивного сопротивления или ограничения.
В дальнейшем приближение условий выполнения технических приемов к игровым осуществляется введением активного сопротивления. Занимающиеся выполняют определенные сочетания приемов в зависимости от способа действия защитника. Границы активности действий защитника должны быть четко обусловлены, а грубость совершенно исключена.
Проведение уроков по баскетболу - процесс творческий, и его качественный уровень во многом зависит от практического опыта и педагогического мастерства учителя. Педагог должен постоянно использовать на уроках баскетбола интересные и разнообразные подвижные игры, эстафеты, ситуации соперничества, сочетающихся с ловкостью, быстротой, высокой координацией движений, находчивостью. Это поможет ученицам качественно овладеть основными техническими приемами в баскетболе.
1. Абрамов В.Н. Баскетбол. - М.: Олимпия Пресс, 2002. - 204 с.
2. Алексеев А.В. Физиология юного баскетболиста. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 123 с.
3. Андреев С.Н. Баскетбол в школе. - М.: Просвещение, 2006. - 444 с.
4. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей баскетболистов 10-15 лет: автореф. дис. канд. пед. Наук. - Тюмень, 2008. - 26 с.
5. Башкиров В.Ф. Физиология баскетбола. - М.: Физ-ра и спорт,2007. -248 с.
6. Камолин С.В. Баскетбол. Методика тренировки техники игры . - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 204 с.
7. Рудов С.В. Баскетбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом в баскетболе. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 188 с.
8. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 165 с.
9. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом
спортсменов высокого класса. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 244 с.
10. Витковски 3. Координационные способности юных
баскетболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. канд.пед.наук. - М., 2003. -232 с.
11. Годик М.А. Физическая подготовка баскетболистов. - М.: Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
12. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. - М.: Советский спорт, 2010. - 336 с.
13. Голомазов С.В. Баскетбол. - 2-е изл. - М.: ТВТ Дивизион. 2006 80 с.
14. Кузнецов А.А. Баскетбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия; Человек, 2007 [1 этап (8-10 лет) - 111 с.; 2 этап (11-12 лет) - 204
с.; 3 этап (13-15 лет) - 310 с.; 4 этап - 165 с.].
15. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных
баскетболистов. - М: Человек, 2010. - 176 с.
16. Портнов Ю.М. Спортивные игры. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
17. Тунис Марк. Психология вратаря. - М.: Человек, 2010. - 128 с.
18. Шамонин А.В. Баскетбол: методика проведения занятий: учебно-методическое пособие. - М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Моек, гос. строит, ун-т. - М.: МГСУ, 2012. - 128 с.
Статьи периодических изданий
19. Дружинина Э.А. Значимость физкультурной деятельности в
сознании будущих специалистов // ТиПФК. - 2008. - №3. - С.88.
20. Дурманов Н. Дать спортсменам шанс быть честными //
Свободная мысль. - 2008. - № 8. - С. 5-18.
21. Егоров А. Г. Философское значение современного олимпизма // ТиПФК. - 2001. - № 7. - С. 45.
22. Ермолов, Ю.В. Современные подходы к построению
тренировочных микроциклов при подготовке баскетболистов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. - С. 83-85.
23. Кардялис К., Кардялене Л. Отношение будущих специалистов физической культуры к здоровому образу жизни // Социс. - 2007. - №12. - С. 129-132.
24. Комков А.Г., Филиппов С.С. Развитие педагогических направлений физического воспитания школьников на основе социальнопедагогического мониторинга // ТиПФК. - 2008. - № 3. - С.22-26.
25. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных баскетболистов // Теория и методика баскетбола. - 2007. - № 12. - С. 10-12.
26. Лалаков, Г.С. Развитие специальной выносливости
квалифицированных баскетболистов с использованием допустимых
тренировочных нагрузок // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№10. -С. 36-38.
27. Ласкане С. Чингене В. Возможности анализа спорта как социального феномена // Социс. - 2007. - № 11. - С. 117-124.
28. Лебедев А.С. Проблема гуманистической ценности спорта // Философия науки. - 2006. - № 5. - С. 137-146.
29. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // ТиПФК. - 2002. - № 3. - С. 11.
30. Никитин Д.В. Моделирование специализированных стандартных упражнений в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 69-73.
31. Пухов Д.Н. Отношение к физической культуре детей школьного возраста // ТиПФК. - 2008. - №3. - С.7.
32. Романова Е.Е., Филиппова С.О. Образование школьников в области физической культуры в отражении социального развития современного общества// ТиПФК. - 2008. -№ 3. - С. 18-21.
33. Ушаков, А.Г. Динамика общей выносливости у юных баскетболистов в годичном цикле тренировки // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 112-113.
34. Шукис С., Кардялис К., Янкаускене Р. Юношеский спорт —
V4Wv
Terra-sports, Olympia The Press, 2006.
44. Matveev L.P. Teoriay i metodika fizicheskoi kulturi [Theoiy and a
training technique]. Moscow: PhysicaJ('W.-y(.
фактор социализации // Социс. - 2005. - №11. - С.87-96.
Учебники, учебные пособия
35. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Феникс, 2008. - 656 с.
36. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10—11 классы. - М.: Академия, 2012. - 466 с.
37. Холодов Ж.К. Теория и практика физического воспитания и спорта. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2002. - 480с.
Электронные источники
38. Физкультура в школе [Электронный ресурс] - Режим досту па: http://www.fizkulturavshkole.ru/, свободный.
39. Физкультура на 5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fizkultura-na5.ги/, свободный.
Иностранная литература
40. Averyanov I.V. Metodika sovershenstvovania kinesteticheskih koordinacionnih sposobnostey basketbolistov 10-11 let [Technique of perfection coordination abilities of basketball players of 10-11 years]. Tyumen, 2008. - 26 p.
41. Bischops / Gerards. Junior Soccer. A manual for coaches. Meyer&Meyer Sport. - 2003. - 162 p.
42. Godik M.A. Fizicheskay podgotovka basketbolistov [Physical preparation of basketball player]. Moscow: Terra-sports, Olympia The Press, 2006. -272 p.
43. Golomazov S.V. Баскетбол. Basketball [Basketball]. Moscow: TBT The Battalion, 2006. - 80 p.
44. Matveev L.P. Teoriay i metodika fizicheskoi kulturi [Theory and a physical training technique]. Moscow: Physical culture and sports, 1991. - 543 p.
45. Vitkovski Z. Koordinacionie sposobnosti basketbolisic* struktura,ontoginez [Coordination abilities of young basketball placers diagnostics, structure, ontogenesis]. Moscow, 2003. - 232 p.