Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Бюджет и инвестиционный климат регионов: диалектика взаимосвязи

Работа №52312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

инвестиции

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА 6
1.1. Сущностная характеристика государственного бюджета 6
1.2. Инвестиционный климат: сущность и факторы его формирующие 11
1.3. Финансовые инструменты управления инвестиционным климатом 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ ПФО 28
2.1. Анализ инвестиционного климата регионов ПФО 28
2.2. Корреляционный анализ взаимосвязи бюджета и инвестиционного климата
ПФО 41
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПФО 54
3.1 Проблемы развития инвестиционного климата в современных условиях ... 54
3.2 Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной
активности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104


Актуальность исследования. В настоящее время в результате проведения реформирования бюджетной системы сделано очень многое. Упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между уровнями власти, установлены стабильные доходные источники бюджетов, законодательно определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов по уровням бюджетной системы. Но все же, решение многих вопросов, для решения которых требуется дальнейшее реформирование территориальных финансов стоят в настоящий момент достаточно остро.
В настоящее время не все сферы деятельности регионов законодательно закреплены, остро ощущается недостаток финансовых средств на исполнение отдельных полномочий, региональные бюджеты исполняются с дефицитом по причине низкой собираемости налогов. Так же происходит снижение доли собственных средств в доходах бюджетов регионов, не до конца завершены процессы разграничения расходных обязательств по уровням бюджетной системы. Эти проблемы требуют разрешения и принятие решений должно укрепить финансовую основу региональных бюджетов для более полного решения проблем регионального значения.
Все вышеизложенное определило актуальность данной работы.
Создание благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации является одним из важнейших условий привлечения инвестиций. Инвестиции играют центральную роль в экономическом развитии страны, определяют общий рост ее экономики. От эффективности инвестиционной политики зависит состояние производства, уровень технической оснащенности предприятий, возможности структурной перестройки экономики, решения социальных и экологических проблем. Инвестиции являются мощным стимулом к переоснастке и модернизации технической базы предприятия, роста объемов производства, улучшения качества продукции и повышения
конкурентоспособности предприятия на рынке, который приводит к увеличению экономических выгод. На активизацию инвестиционного процесса существенно влияет состояние инвестиционного климата в государстве.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации остается вопросам стратегической важности, от реализации которого зависят социально-экономическая динамика, эффективность привлечения в мировое разделение труда, возможности модернизации на этой основе национальной экономики.
Общепризнанно, что экономическое развитие в глобальном понимании в значительной степени зависит как от общего уровня развития государства, так и от уровня административных препятствий для бизнеса. А одним из общемировых показателей постоянства развития государства и его потенциала является уровень открытости экономики и привлекательности инвестирования в нее. Экономический рост в современных условиях значительно усложнился в 2014-2015 гг. через политический кризис и санкций к Российской Федерации, следствием чего стало обострение общеэкономической ситуации.
Исследованию разнообразных аспектов инвестиционной деятельности, в том числе вопросов иностранного инвестирования, посвящены научные труды многих ученых, в частности, таких, как Аксёнова С., Бабанов А.В., Бережной В.М., Бланк И. А., Боди Цви, Гончаренко Л.П., Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б., Игонина Л.Л., Мищенко В.В., Лексин В.Н., Швецов А.Н., Теплова Т.В., Фрейзер-Сэмпсон Г., Шаповалов М.А и др. Однако на сегодня остаются недостаточно исследованными проблемы формирование благоприятного инвестиционного климата в Республики Татарстан, его моделирования и прогнозирования в современных условиях.
Тема бакалаврской работы: «Бюджет и инвестиционный климат:
диалектика взаимосвязи». В соответствии с темой выявлена цель и задачи работы.
Цель исследования - исследовании взаимосвязи бюджета и инвестиционного климата и разработки рекомендаций относительно обеспечения позитивной динамики инвестирования в отечественную экономику.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику государственного бюджета;
- рассмотреть инвестиционный климат: сущность и факторы его
формирующие климат;
- изучить финансовые инструменты управления инвестиционным климатом;
- проанализировать инвестиционный климат регионов ПФО;
- выявить основные проблемы развития и реализации инвестиционной политики РФ;
- предложить механизмы повышения эффективности управления инвестиционным развитием.
Объект исследования - бюджет и инвестиционный климат РФ.
Предмет исследования - процесс обеспечения позитивной динамики инвестирования в отечественную экономику.
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ и Татарстана, монографические и диссертационные работы зарубежных и отечественных ученых, официальные статистические данные, материалы международных и российских конференций и семинаров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенных в выпускной квалификационной работе исследований можно сформулировать следующие выводы.
Таким образом, анализ состояния и основных тенденция развития параметров инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации и практики государственного регулирования инвестиционных процессов в области формирования благоприятного инвестиционного климата позволил сделать следующие основные выводы.
Создание благоприятного инвестиционного климата в регионах РФ и в стране в целом в последние два года стало одной из важнейших и самостоятельных макроэкономических задач, решению которой уделяется повышенное внимание со стороны государственных органов власти, что привело к заметному оздоровлению инвестиционного климата в стране. В настоящее время получает развитие многоуровневая система управления (федеральный уровень, региональный, муниципальный) инвестиционной привлекательностью региона и происходит дифференциация задач органов управления по решению проблем в данной сфере. Такая многоуровневая система поддержки благоприятного инвестиционного климата предполагает и синхронное их взаимодействие.
Анализ основных особенностей формирования инвестиционного климата в регионах Российской Федерации выявил, что на протяжении всего анализируемого периода, включающего докризисное, кризисное и посткризисное развитие экономики страны изменялось позиционирование регионов в рейтинговой оценки их инвестиционной привлекательности. В зависимости от динамики изменения параметров региональной инвестиционной привлекательности выделены четыре группы регионов: регионы, которые повысили свои рейтинговые категории инвестиционной привлекательности (30%); регионы, в которых за последние пять лет рейтинговые категории не изменялись (47%); регионы, в которых снизились рейтинговые
категории инвестиционной привлекательности (8%); регионы, в которых рейтинговые категории колебались в течение пяти последних лет, но в 2012 г. оценка их инвестиционной привлекательности достигла докризисного 2008 г. (15%). Кроме этого, анализ подтверждает выводы многих научных исследований о неравномерности территориального развития России и значительной дифференциации регионов по уровню инвестиционной привлекательности и требует не просто совершенствования, а дифференциации механизма управления.
Выявленыосновные направления политики области по повышению её инвестиционной привлекательности, установить актуальные проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата, обозначить точки роста, резервы роста, точки стагнации. Показано, что несмотря на активную позицию региональной администрации, обеспечение устойчивых благоприятных тенденций повышения инвестиционной привлекательности ПФО будет зависеть от широты спектра экономических методов инвестиционной деятельности и постоянной работы по гибкому совершенствованию как экономических, так и административных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы выявили следующие проблемы исполнении бюджета в ПФО:
1) расхождение между объемами запланированных доходов и суммами фактически собранных поступлений;
2) ритмичность бюджетных поступлений - отчетливо наблюдаются периоды роста и спада;
3) значительный объем невыясненных поступлений.
С учетом вышеизложенных проблем в сфере исполнения федерального бюджета территориальным органом Федерального казначейства, предлагаются следующие их решения:
1) внести изменения в Бюджетный кодекс в ПФО, четко обозначив случаи внесения изменений в Закон «О бюджете...», по аналогии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) необходимо законодательно закрепить за Минфином в ПФО право запрашивать сведения о показателях финансово-хозяйственной деятельности и о платежах в бюджет крупных и социально значимых налогоплательщиков края;
3) необходимо также разработать и законодательно закрепить мероприятия налогового контроля по выявлению схем уклонения от их уплаты, обналичивания денежных средств и иных противоправных деяний;
4) создание специальной комиссии по минимизации объемов невыясненных поступлений.
Представляется, что реализация вышеизложенных предложений значительно улучшит процесс исполнения доходов и расходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
Учитывая значимость решаемых органами Федерального казначейства задач, процесс развития казначейской системы в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики.
Проведенное исследование показало, что не все функции, закрепленные законодательством за Федеральным казначейством, осуществляются им на практике. Согласно внутренним документам Федерального казначейства одной из функциональных целей органов федерального казначейства является качественное участие в исполнении доходов и расходов бюджета. Однако механизм реализации этой правовой нормы применительно к современной практике исполнения федерального бюджета четко не определен ни в одной из ведомственных инструкций. Отсутствует само понимание термина «качественное участие в исполнении доходов и расходов бюджета». Об этом можно судить по разным трактовкам места и роли органов федерального казначейства в системе бюджетных правоотношений.
До настоящего времени не решены проблемы взаимодействия органов Федерального казначейства с внешними системами сектора государственного управления экономикой, которые сводятся к тому, что имеет место дублирование функций по учету доходов федерального бюджета у органов Федерального казначейства и налоговых органов; недостаточно быстрыми темпами осуществляется внедрение электронного обмена информацией в области бюджетного процесса.
На наш взгляд, необходимость прямого участия казначейских органов в управлении бюджетным процессом обуславливается внедрением в процесс макроэкономического планирования и прогнозирования элементов стратегического бюджетного планирования, программно-целевых методов.
Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования приводит к необходимости совершенствования составления и исполнения федерального бюджета на основе государственных программ. При этом период времени, в течение которого осуществлялась разработка основных государственных программ Российской Федерации, внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, связанных с совершенствованием классификации расходов бюджетов, недостаточен. Следовательно, возникает необходимость ее построения в программном формате, а также определение правового положения и установления правового регулирования государственных программ Российской Федерации.
В настоящий момент с учетом современных условий экономического развития перед системой Федерального казначейства стоят важнейшие задачи: повышение эффективности бюджетных расходов, формирование единого информационного пространства публично-правовых образований в РФ, а также повышение эффективности управления бюджетными средствами в рамках совершенствования системы финансового менеджмента в Казначействе России.
В процессе исследования был также рассмотрен один из принципиально важных аспектов совершенствования исполнения бюджета, связанный с развитием системы государственного финансового менеджмента в секторе государственного управления. Кроме того, несмотря на высокую степень проработанности вопросов построения модели государственного менеджмента, перечень организационных мер по внедрению государственного финансового менеджмента в бюджетный процесс и их систематизация отсутствуют.
Рассмотренные новации бюджетного процесса создают условия, позволяющие продолжить разработку механизма финансового (бюджетного) менеджмента, направленного на повышение эффективности и результативности реализации бюджетной политики Российской Федерации.
В целом приведенные инструменты позволят сформировать интегрированную систему управления общественными финансами, а использование предложенных подходов способствует предоставлению возможности повышения качества финансового менеджмента в секторе государственного управления.
Анализ организационно-правовых основ позволил оценить степень правового регулирования бюджетных отношений, возникающих в процессе исполнения федерального бюджета, а также эффективность реализации отдельных функций и полномочий участниками бюджетного процесса. При этом выявлены основные проблемы в части правового регулирования и сформулированы соответствующие предложения по их устранению.
И, наконец, сформулированные предложения в целях совершенствования системы исполнения федерального бюджета будут способствовать повышению эффективности организации исполнения федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации, кассового исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством и, соответственно, повышению качества исполнения федерального бюджета в пределах компетенции всех участников бюджетного процесса.



1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 56 с.
2. Закон Республики Татарстан об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 (в ред. Законов РТ от 24.06.2003 N 18-ЗРТ, от 18.07.2005 N 85-ЗРТ, от 30.07.2009 N 39-ЗРТ, с изм., внесенными решением Верховного суда РТ от 16.11.2007 N 3-43/07)
3. Закон Республики Татарстан об иностранных инвестициях в Республике Татарстан от 19 июля 1994 года N 2180-XII (в ред. Закона РТ от 22.01.2008 N 6-ЗРТ)
Статистические материалы
4. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения
13.03.2016)
5. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. - М.: Федеральная служба статистики, 2010. - 19 с.
6. Россия в цифрах: Стат. сб. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010. - 340 с.
Монографии и научные статьи.
7. Аксёнова С. Инвестиционная привлекательность отдельных регионов России для иностранного капитала. - М.: Лаборатория книги, 2010.
8. Артюшина Е. В. Инновационная деятельность в условиях диверсификации / Е. В. Артюшина. - Интеграл, 2011. - № 6.
9. Асаул А. М. Систематизация факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность регионов // Региональная экономика. -
2012. - № 2. - С. 53-62.
10. Астапов К. Стратегия развития в постиндустриальной экономике/ К. Астапов// Мировая экономика и международные отношения, 2013. - № 2. - С. 57-65
11. Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона / «Экономический журнал». - М.: РГГУ. - 2012. - № 4 (28).
12. Бабанов А.В. Инновации как средство повышения инвестиционной привлекательности в регионах РФ / «Экономика, Статистика и Информатика», Вестник УМО, М: МЭСИ. - 2012. - № 2. - С.12-16.
13. Березнев С.В., Мамзина Т.Ф. и др. Формирование и оценка инвестиционного потенциала региона: Монография / под ред. Мамзиной Т.Ф., Начевой М.К., Шевелевой О.Б. - М.: Изд. дом «Экономическая газета», 2012.
14. Веретенников О.Б., Паюсов А.А. Модель оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта / Изв. Ирк. гос. экономич. академии. - 2013. - №2. - С.65-69.
15. Гомольская В. В. Организационно-экономические аспекты улучшения инвестиционного климата региона // Региональная экономика. -
2013. - № 3. - С. 62-70.
16. Дроздова В.В. Инвестиционный климат в российской Федерации : проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. - 2012. - № 2. - С. 28-31.
17. Зубаревич Н. Выход из кризиса: региональная проекция // Вопросы экономики. - 2012. - №4.
18. Инвестиционные аспекты инновационной деятельности / Материалы круглого стола 13 апреля 2011 года / ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве РФ, под ред. Л.С. Кабир. - М.: Финансовый университет, 2011.
19. Кирюхин В. В Финансово-кредитная система, бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы // Проблемы современной экономики, 2014. - № 3 (19). - С.18-26.
20. Ковалишин, П. Формирования инвестиционного климата и эффективность деятельности на рынке венчурного инвестирования [Текст] / П. Ковалишин // Экономист. - 2013. - № 2. - С. 44-47.
21. Ковылкин Д. Ю., Плеханова А. Ф. Привлекательность отрасли как объекта исследования // Инновации, технологии, экономика (ИНТЭК-2011). Материалы международной научно-практической конференции / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. В. Клочковой. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2011. - С. 151-154.
22. Корневая, Н. А. Методические подходы к построению комплексной интегральной оценки инвестиционной привлекательности на региональном уровне [Текст] / Н. А. Корневая // Актуальные проблемы экономики, 2013. - № 2. - С. 106-111.
23. Котляр, И. Инвестиционная привлекательность регионов России [Текст] / И. Котляр // Деловой мир. - 2014. - 15 сентября. - С. 8-10.
24. Крамин Т.В., Леонов В.А. Развитие методики управления инвестиционной привлекательностью регионов / Вестник АГТУ. Сер. Экономика. - 2012. -№1.-С.41-47.
25. Куренкова А.С. Составляющие инвестиционного климата и методы его оценки // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6. - Вып. 1 (185). -
C. 32-36.
26. Титов, К. Как обустроить наш общий дом. Регион крупным планом [Текст] / К. Титов // Российская Федерация. - 2012. - № 1. - С. 27-34.
27. Лаврентьева (Иванова) Н. Д. Оценка инвестиционного климата и привлекательности экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 183 с.
28. Манташян Г.Г. Деловой и инвестиционный климат в России // Горизонты экономики. - 2013. - № 6(11). - С. 47-50.
29. Пешко, А. В. Инвестиции: их значение, виды и формы [Текст] / А. В. Пешко // Инвестиции: практика и опыт. - 2014. - № 2. - С. 3-6.
30. Полиди А.А., Сичкар С.В. Качественная и количественная оценк
а взаимосвязи между уровнем социально
экономического развития региона и инвестиционным климатом // Экономи ка и предпринимательство. - 2013. - № 9(38). - С. 144-149.
31. Фоломьев, А. Инвестиционный климат регионов России и пути эго улучшения [Текст] / А. Фоломьев, В. Ревазов // Вопросы зкономики. - 2011. - № 9. - С. 57-68.
32. Фоломьев, А. Инвестиционный климат регионов России и пути эго улучшения [Текст] / А. Фоломьев, В. Ревазов // Вопросьи зкономики. - 2011. - № 9. - С. 57-68.
33. Хмарская И. В. Проблемы формирования и оценивания инвестиционной привлекательности регионов РФ // Региональная экономика, 2013. - № 3. - С. 138-146.
34. Цакунов, С. Инвестиции в России: ожидание оттепели [Текст] / С. Цакунов // Рынок ценных бумаг. - 2014. - № 6. - С. 104-108.
35. Царькова Л.Н., Черкасов М.Н. Необходимость использования ин новационных технологий для решения основных проблем современной эко номики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. -
2014. - № 34. - С. 34-39.
36. Шаповалов М.А. Инвестиционный климат в России: на пути к созданию международного финансового центра // Вестник федерального б юджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Мин истерстве юстиции Российской Федерации». - 2013. - № 6. - С. 18-26.
Учебники и учебные пособия.
37. Бережной В.М. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2012. - 450 с.
38. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: [учебный курс] / И. А. Бланк. - М. : Эльга-Н, Ника-центр, 2011. - 448 с.
39. Блохина В.Г. Инвестиционный анализ. Ростов н /д.: Феникс, 2012.
320 с.
40. Боди Цви. Инвестиции / Цви Боди, Алекс Кейн, Дж. Маркус / Пер с англ. Е. Мельник. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013.
41. Данилов И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»,
2014. - 368 с.
42. Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный поход. - М.: Дело, 1996.
43. Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособ. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. - 124 с.
44. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособ / Л.Л. Игонина, под ред. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2012. - 320 с.
45. Инвестиции и инновации в экономике России и регионов / Ю.А. Корчагин, В.Н. Логунов. - Воронеж: ЦИРЭ, 2008.
46. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Либроком, 2012.
47. Прогнозирование социально-экономического развития региона / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, С.Ю. Глазьева. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011.
48. Ханк, Д. Э. Бизнес-прогнозирование / Д. Э. Ханк, Д. У. Уи- черн, А. Райте // М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. 656 с.
Электронные материалы.
49. Интернет-портал Правительства России. - Режим доступа: http://www.government.ru/stens, свободный (дата обращения 13.03.2016)
50. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // - Режим доступа: http: //www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml.
51. Официальный сайт Президента Российской Федерации - Режим доступа: http://президент.рф, свободный (дата обращения 13.03.2016)
52. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. -
Режим доступа: http://www.economy.gov.ru, свободный (дата обращения
13.03.2016)
53. Официальный сайт аккредитованного рейтингового агентства
«ЭКСПЕРТ РА». - Режим доступа: http://raexpert.ru/ свободный (дата
обращения 13.03.2016)
54. Официальный сайт рейтингового агентства «РИА-Аналитика». - Режим доступа: http://riarating.ru/regions_rankings, свободный (дата обращения
13.03.2016)
55. РБК «Рейтинг». - Режим доступа: http://rating.rbc.ru/, свободный (дата обращения 13.03.2016)
56. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения
13.03.2016)
57. Euromoney's Country Risk Rankings [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.euromoney.com.
58. Moody's Investor Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.moodys .com.
59. Russia inside: инвестиционный климат с предпринимательским а кцентом 2013 года [Электронный ресурс] - Режим доступа. -
URL: http://smahbusiness.ru/idea/franchize/5499/ (дата просмотра 14.03.2014).
60. Smith, W. Understanding the investment climate [Text] / Warrick Smith, Mary Hallward - Driemeier / / Finance & Development. - 2012. - March. - P. 4043.
61. Реляционная база бюджетной статистики на основе отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований за 1998-2015 гг., предоставляемых Министерством финансов РФ: http://www.budgetrf.ru /open DB/index.php.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ