Реализация государственной политики занятости населения в регионах России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и сущность занятости населения 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 32
2.1. Социально-экономическое положение и рынок труда Республики
Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга 32
2.2. Анализ принимаемых мер и результатов реализации политики
занятости населения в регионах 44
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 74
3.1. Анализ основных тенденций и проблем реализации государственной
политики занятости населения на региональном уровне 74
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики
занятости населения в регионах России на основании зарубежного опыта 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 96
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и сущность занятости населения 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 32
2.1. Социально-экономическое положение и рынок труда Республики
Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга 32
2.2. Анализ принимаемых мер и результатов реализации политики
занятости населения в регионах 44
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 74
3.1. Анализ основных тенденций и проблем реализации государственной
политики занятости населения на региональном уровне 74
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики
занятости населения в регионах России на основании зарубежного опыта 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 96
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования связана с необходимостью анализа рынка труда в современной России, его возрастных и качественных характеристик, поскольку именно трудовые ресурсы являются важнейшим компонентом функционирования национальной экономики.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно сложной ситуация оказалась на региональных рынках труда, а также в моногородах, представленных в ряде регионов Российской Федерации.
Существующая тенденция развития инновационного развития социально-экономической формации создает проблему роста неопределенности, неустойчивости и неравномерного развития, имеющую место на региональных рынках труда. Череда экономических кризисов, в которых оказалась российская экономика в XXI веке привела к появлению системных кризисных явлений на региональном уровне, что требует выработки новых подходов и переосмысления программ государственной поддержки занятости населения, существующей в настоящее время.
Несоответствие спроса и предложения на региональных рынках труда требуют от государства активного вмешательства, а практика региональных служб занятости показывает, что существующая в настоящее время система государственной поддержки в виде пассивных мер (выплата пособий по безработице, система субсидий и материальной помощи и т.д.) показала крайне низкую эффективность, поскольку она не обеспечивает решение проблемы безработицы, а лишь снижает социальную напряженность.
Республика Татарстан входит в число передовых регионов страны. В республике сосредоточен значительный научный, научно-технический и образовательный потенциал, а деятельность руководства направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности. На протяжении последних лет проводится планомерная работа и создаются все условия для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности, а также формирования высокого уровня доходов и качества жизни населения. Республика отличается от других регионов темпами развития отдельных отраслей, а также своей инфраструктурой и ресурсным потенциалом. При этом для региона характерны резкие диспропорции в развитии рынка труда, что делает тему исследования актуальной.
Теоретическую базу проблем занятости населения и ее роли экономики страны представлены в исследованиях Г.Р. Аглиуллиной, Б.Д. Бреева, А.Э. Котляра, В.С. Макаров, Э. Н. Разнодежиной, Р.М. Камалтдиновой, И.А. Филипповой и др.
Оценка качественных характеристик занятости населения представлена в работах С.В. Андреевой, В.В. Дружининой, К.В. Зайцевой,
Вопросы государственного регулирования занятости исследованы в работах А.Н. Олейника, Е.Е. Орловой, С.Д. Предыбайло, Э.Р. Саруханова, О.С. Хохряковой и др.
Проблема влияния безработицы на экономическую систему представлены в работах Г.С. Вечканова, Ф.С. Мирзоева, Н.Н. Гриценко и др.
Зарубежный опыт регулирования занятости населения представлен в работах Н. Гаузнера, К.К. Лукьяновой, Г.К. Никольской, М.В. Туленкова и др.
Объект исследования является государственная политика занятости.
Предмет исследования - особенности реализации государственной политики занятости населения в регионах Российской Федерации.
Цель работы - охарактеризовать особенности реализации государственной политики занятости населения в регионах Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1) Определить понятие и сущность занятости населения;
2) Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации;
3) Исследовать рынок труда Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга;
4) Оценить эффективность реализации программ государственной политики занятости населения в регионах;
5) Выявить проблемы реализации государственной политики занятости населения в регионах России;
6) Разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики занятости населения в Республике Татарстан на основании зарубежного опыта.
Информационная база исследования представлена материалами Федеральной службы статистики, а также Территориальным отделением Федеральной службы статистики по Республике Татарстан, Ивановской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Нормативно-правовую основу исследования составили федеральные и региональные законодательные акты, в частности Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации", который является основным в регулировании занятости. Также представлены законодательные акты Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт- Петербурга.
Теоретическую базу исследования составили работы Е.Л. Омельченко, B. В. Радаева, А.В. Земцовой, Т.Е. Макеевой, А.Л. Карпова, А.Г. Коровкина, C. А. Маймина, Ю.М. Остапенко, Х.Ф. Дорониной, И.В. Шевченко и др.
Методологическая база исследования основана на методах системного и сравнительно-сопоставительного анализа, методах статистической и графической обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе определяются теоретические основы государственной политики занятости. Выявляется понятие и сущность, а также основы нормативно-правового регулирования.
Во второй главе проходит практическое исследование занятости. Рассматривается рынок труда в регионах, а также производится оценка эффективности государственных программ в регионах.
В третьей главе содержатся проблемы и рекомендации по осуществлению занятости, в частности особое внимание уделяется республике Татарстан.
В заключении делается общий вывод по результатам выпускной квалификационной работы относительно общего исследования.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно сложной ситуация оказалась на региональных рынках труда, а также в моногородах, представленных в ряде регионов Российской Федерации.
Существующая тенденция развития инновационного развития социально-экономической формации создает проблему роста неопределенности, неустойчивости и неравномерного развития, имеющую место на региональных рынках труда. Череда экономических кризисов, в которых оказалась российская экономика в XXI веке привела к появлению системных кризисных явлений на региональном уровне, что требует выработки новых подходов и переосмысления программ государственной поддержки занятости населения, существующей в настоящее время.
Несоответствие спроса и предложения на региональных рынках труда требуют от государства активного вмешательства, а практика региональных служб занятости показывает, что существующая в настоящее время система государственной поддержки в виде пассивных мер (выплата пособий по безработице, система субсидий и материальной помощи и т.д.) показала крайне низкую эффективность, поскольку она не обеспечивает решение проблемы безработицы, а лишь снижает социальную напряженность.
Республика Татарстан входит в число передовых регионов страны. В республике сосредоточен значительный научный, научно-технический и образовательный потенциал, а деятельность руководства направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности. На протяжении последних лет проводится планомерная работа и создаются все условия для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности, а также формирования высокого уровня доходов и качества жизни населения. Республика отличается от других регионов темпами развития отдельных отраслей, а также своей инфраструктурой и ресурсным потенциалом. При этом для региона характерны резкие диспропорции в развитии рынка труда, что делает тему исследования актуальной.
Теоретическую базу проблем занятости населения и ее роли экономики страны представлены в исследованиях Г.Р. Аглиуллиной, Б.Д. Бреева, А.Э. Котляра, В.С. Макаров, Э. Н. Разнодежиной, Р.М. Камалтдиновой, И.А. Филипповой и др.
Оценка качественных характеристик занятости населения представлена в работах С.В. Андреевой, В.В. Дружининой, К.В. Зайцевой,
Вопросы государственного регулирования занятости исследованы в работах А.Н. Олейника, Е.Е. Орловой, С.Д. Предыбайло, Э.Р. Саруханова, О.С. Хохряковой и др.
Проблема влияния безработицы на экономическую систему представлены в работах Г.С. Вечканова, Ф.С. Мирзоева, Н.Н. Гриценко и др.
Зарубежный опыт регулирования занятости населения представлен в работах Н. Гаузнера, К.К. Лукьяновой, Г.К. Никольской, М.В. Туленкова и др.
Объект исследования является государственная политика занятости.
Предмет исследования - особенности реализации государственной политики занятости населения в регионах Российской Федерации.
Цель работы - охарактеризовать особенности реализации государственной политики занятости населения в регионах Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1) Определить понятие и сущность занятости населения;
2) Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации;
3) Исследовать рынок труда Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга;
4) Оценить эффективность реализации программ государственной политики занятости населения в регионах;
5) Выявить проблемы реализации государственной политики занятости населения в регионах России;
6) Разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики занятости населения в Республике Татарстан на основании зарубежного опыта.
Информационная база исследования представлена материалами Федеральной службы статистики, а также Территориальным отделением Федеральной службы статистики по Республике Татарстан, Ивановской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Нормативно-правовую основу исследования составили федеральные и региональные законодательные акты, в частности Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации", который является основным в регулировании занятости. Также представлены законодательные акты Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт- Петербурга.
Теоретическую базу исследования составили работы Е.Л. Омельченко, B. В. Радаева, А.В. Земцовой, Т.Е. Макеевой, А.Л. Карпова, А.Г. Коровкина, C. А. Маймина, Ю.М. Остапенко, Х.Ф. Дорониной, И.В. Шевченко и др.
Методологическая база исследования основана на методах системного и сравнительно-сопоставительного анализа, методах статистической и графической обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе определяются теоретические основы государственной политики занятости. Выявляется понятие и сущность, а также основы нормативно-правового регулирования.
Во второй главе проходит практическое исследование занятости. Рассматривается рынок труда в регионах, а также производится оценка эффективности государственных программ в регионах.
В третьей главе содержатся проблемы и рекомендации по осуществлению занятости, в частности особое внимание уделяется республике Татарстан.
В заключении делается общий вывод по результатам выпускной квалификационной работы относительно общего исследования.
Анализируя данные литературных источников на определение экономической категории «занятость», а также опыт развитых стран, можно сделать ряд выводов о понятии занятости населения:
1. Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами трудоспособного населения и участием человека в производственном процессе и хозяйственной деятельности.
2. Равенство сторон в производственных отношениях закреплено экономическими и правовыми нормами через институт трудового договора.
3. Государство не является работодателем, а выступает регулятором отношений в области труда.
Занятость населения является важнейшим показателем функционирования рынка труда и обеспечивает экономическую и социальную стабильность государства, позволяя развивать экономику региона и страны в целом.
Регулирование рынка труда происходит непосредственно вышестоящими органами. Начиная с директоров, управляющих и т.д. Государственное регулирование рынка труда необходимо для страны в целом. Особенно в периоды кризиса, и неустойчивого финансового положения страны. Полностью рынок труда и его регулирование в реферате «Рынок труда». Собрана основная информация доступная обычному пользователю. Правовое регулирование рынка труда и методы регулирования рынка труда собраны в соответствующих информационных источниках: книгах, журналах, Интернете. Собранную информацию будет полезно изучить всем и директорам и работникам заводов.
Практическое решение проблем государственного регулирования занятости требует создания специальных органов. В РФ основное бремя осуществления мероприятий в сфере занятости ложится на департамент федеральной государственной службы занятости РФ, который входит в систему Министерства труда и социального развития РФ.
Во-вторых, нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации основывается на Конституции, которая гарантирует право на труд для всех граждан страны, в также на федеральном и региональном законодательстве, регламентирующим порядок предоставления условий труда, гарантии государства на получение заработной платы и меры поддержки для безработных.
Анализ статистических данных о состоянии рынка труда в Республике Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурге и мерах государственной поддержки его функционирования позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, современная ситуация на рынке труда республики характеризуется сокращением абсолютной численности населения трудоспособного возраста в последние 5 лет при одновременном увеличении численности лиц посттрудоспособного возраста. Это создает негативную ситуацию в экономике региона. Одновременно за последние годы наблюдается сокращение числа занятого в экономике населения. Численность безработных имеет тенденцию к снижению вплоть до 2015 года, после чего, в 2016 году наблюдается незначительное повышение показателя.
Во-вторых, реализуемая Правительством Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга политика по содействию занятости населения имеет нормативно-правовую поддержку в Конституции Республики, Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", реализация которых позволила снизить негативные эффекты кризиса 2014 года, приведя к сокращению уровня безработицы.
Высокую эффективность показывают программы социального партнерства в сфере труда, реализуемые в Республике Татарстан и Санкт- Петербурга.
На рынке труда в нашей стране и регионе сохраняются проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровнях производительности и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. В условиях роста конкуренции среди регионов и компаний за привлечение квалифицированных кадров требуются серьезные преобразования в регулировании рынка труда и поддержки занятости. Человеческий капитал выходит на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики, в которой будут стремительно меняться технологии и предпочтения людей, усиливаться конкуренция и неопределенность. В контексте проанализированного зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения является сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда; целостная система профессионального обучения и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица; система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест; программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных; разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения.
Адаптация зарубежного опыта к российским условиям и его внедрение должно учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны. В Российской Федерации, особенно на уровне регионов, например, широкому использованию общественных работ мешают, с одной стороны, отсутствие средств в местных бюджетах, незаинтересованность предприятий в организации этих работ вследствие ограниченной потребности в рабочей силе, с другой стороны - непопулярность таких работ среди незанятых граждан по причине того, что это временно, не соответствует квалификационному уровню и по причине психологической неприемлемости.
1. Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами трудоспособного населения и участием человека в производственном процессе и хозяйственной деятельности.
2. Равенство сторон в производственных отношениях закреплено экономическими и правовыми нормами через институт трудового договора.
3. Государство не является работодателем, а выступает регулятором отношений в области труда.
Занятость населения является важнейшим показателем функционирования рынка труда и обеспечивает экономическую и социальную стабильность государства, позволяя развивать экономику региона и страны в целом.
Регулирование рынка труда происходит непосредственно вышестоящими органами. Начиная с директоров, управляющих и т.д. Государственное регулирование рынка труда необходимо для страны в целом. Особенно в периоды кризиса, и неустойчивого финансового положения страны. Полностью рынок труда и его регулирование в реферате «Рынок труда». Собрана основная информация доступная обычному пользователю. Правовое регулирование рынка труда и методы регулирования рынка труда собраны в соответствующих информационных источниках: книгах, журналах, Интернете. Собранную информацию будет полезно изучить всем и директорам и работникам заводов.
Практическое решение проблем государственного регулирования занятости требует создания специальных органов. В РФ основное бремя осуществления мероприятий в сфере занятости ложится на департамент федеральной государственной службы занятости РФ, который входит в систему Министерства труда и социального развития РФ.
Во-вторых, нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации основывается на Конституции, которая гарантирует право на труд для всех граждан страны, в также на федеральном и региональном законодательстве, регламентирующим порядок предоставления условий труда, гарантии государства на получение заработной платы и меры поддержки для безработных.
Анализ статистических данных о состоянии рынка труда в Республике Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурге и мерах государственной поддержки его функционирования позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, современная ситуация на рынке труда республики характеризуется сокращением абсолютной численности населения трудоспособного возраста в последние 5 лет при одновременном увеличении численности лиц посттрудоспособного возраста. Это создает негативную ситуацию в экономике региона. Одновременно за последние годы наблюдается сокращение числа занятого в экономике населения. Численность безработных имеет тенденцию к снижению вплоть до 2015 года, после чего, в 2016 году наблюдается незначительное повышение показателя.
Во-вторых, реализуемая Правительством Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга политика по содействию занятости населения имеет нормативно-правовую поддержку в Конституции Республики, Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", реализация которых позволила снизить негативные эффекты кризиса 2014 года, приведя к сокращению уровня безработицы.
Высокую эффективность показывают программы социального партнерства в сфере труда, реализуемые в Республике Татарстан и Санкт- Петербурга.
На рынке труда в нашей стране и регионе сохраняются проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровнях производительности и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. В условиях роста конкуренции среди регионов и компаний за привлечение квалифицированных кадров требуются серьезные преобразования в регулировании рынка труда и поддержки занятости. Человеческий капитал выходит на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики, в которой будут стремительно меняться технологии и предпочтения людей, усиливаться конкуренция и неопределенность. В контексте проанализированного зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения является сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда; целостная система профессионального обучения и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица; система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест; программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных; разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения.
Адаптация зарубежного опыта к российским условиям и его внедрение должно учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны. В Российской Федерации, особенно на уровне регионов, например, широкому использованию общественных работ мешают, с одной стороны, отсутствие средств в местных бюджетах, незаинтересованность предприятий в организации этих работ вследствие ограниченной потребности в рабочей силе, с другой стороны - непопулярность таких работ среди незанятых граждан по причине того, что это временно, не соответствует квалификационному уровню и по причине психологической неприемлемости.
Подобные работы
- Реализация государственной политики занятости населения, регулирования занятости населения Пензенской области
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование занятости населения на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Государственная политика занятости и ее реализация в муниципальном образовании (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика занятости и ее реализация в муниципальном образовании (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Государственная политика в области труда и занятости (Северо - Восточный Государственный Университет)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Государственная политика занятости и ее реализация в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



