Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование навыков чтения младших школьников в работе с детской книгой во внеурочное время(Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №52295

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можно подставить нужную и работа подойдет для любого города и вуза.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятие «навык чтения» 5
1.2 Психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством работы с детской книгой во внеурочное время 15
2.1 Организация и методы исследования 15
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 18
2.3 Работа по формированию навыков чтения у детей младшего школьного возраста во внеурочное время 23
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение 37

Актуальность исследования. Проблема полноценного чтения находится в области сосредоточенного внимания российского сообщества. По образовательным стандартам, перед школой стоит задача обеспечения условий для формирования активной, творчески развитой и самостоятельной личности. В решении данного вопроса значительное место занимает литературное чтение, база которого формируется в начальных классах. Обучение чтению представляет собой неотъемлемую часть общего образования личности, фиксирует степень развитости субъекта, его начитанность, культуру коммуникации и интеллект. Формировать навыки чтения необходимо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные умения и навыки работы с детской книгой.
Степень изученности. Проблема формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста раскрыта в работах Е.Ф. Григорьевой, Н.Н. Светловской, Г.В. Сорокиной, И.А. Шкабура и др. М.П. Воюшина, Г.Т. Галактионова, О.В. Исаева, А.В. Карпенко, Е.А. Жетскова и др. раскрыли сущность понятия «навык чтения» и особенности его формирования у детей младшего школьного возраста. Н.Е. Колганова, С.Д. Коробова, В.В. Максимова, Н.М. Суслова и др. В исследованиях В.В. Максимовой, Н.М. Сусловой и др. проанализированы основные этапы формирования чтения в младшем школьном возрасте. В ФГОС НОО выдвинуты требования по формирования навыков чтения у младших школьников, что свидетельствует об актуальности исследования проблемы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством детской книги во внеурочной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством детской книги во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством детской книги во внеурочной деятельности.
2. Определить психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить в экспериментальном исследовании условия формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством детской книги во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: если во внеурочной деятельности применять различные методы работы с детской книгой, то можно сформировать навыки чтения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством детской книги во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – условия формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посредством детской книги во внеурочной деятельности.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к детскому чтению – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловская и др.;
- подходы к формированию навыков чтения у младших школьников во время внеурочной деятельности – И.П. Сметанкина, И.А. Шкабура и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявлены требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях вне-классной и внешкольной жизни. Во ФГОС НОО выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
В ходе проведенного экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что у третьеклассников недостаточно сформированы навыки выразительного чтения (средний уровень – 45%, низкий уровень – 25%), навыки смыслового чтения (средний уровень –50%, низкий уровень – 25%), техника чтения (ниже нормы – 25%). Анализ результатов экспериментального исследования послужил основанием для разработки Программы внеурочной деятельности по литературному чтению «Фантазеры» для учащихся 3-го класса, направленной на формирование навыков чтения. Содержание программы предусматривает формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста средствами проектной деятельности. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Всего 34 занятия в учебный год.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алиева, Т. И. Современные средства развития читательских интересов младших школьников [Текст] / Т. И. Алиева // Вестник КАСУ. – 2017. – №2. – С. 85-89.
2. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 27-28.
3. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению младших школьников [Текст] / А. П. Беркутова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 33-36.
4. Бушнина, Е. И. Формирование читательских интересов у младших школьников. Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2008. – 225 с.
5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – Москва : Логос, 2009. – 336 с
6. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
7. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
8. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования : автореф. дис. докторапед. Наук : 13.00.01 [Текст] / Г. Т. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008, – 39 с.
9. Горевский, И. И. Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
10. Григорьева, Е. Ф. Читательская позиция современного школьника (Воспитывающий потенциал художественной литературы) [Текст] / Е. Ф. Григорьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 4. – С. 74-77.
11. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать [Текст] / Л. А. Гусарова // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
12. Зубченко, А. А. Смысловое чтение в начальной школе [Текст] / А. А. Зубченко. – Волгоград: Учитель. 2015. – 220 с.
13. Жесткова, Е. А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе [Текст] / Е. А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – №3. –С.17-20.
14. Жукова, И. Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. Г. Жукова. – Саратов, 2004. – 24 с.
15. Икрамова, С. А. Выразительное чтение в развитии речи школьников начальных классов : автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / С. А. Икрамова. – Душанбе, 2010. – 24 c.
16. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2014. – С. 112.115.
17. Карпенко, А. В. Внеурочная деятельность учащихся начальных классов в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / А. В. Карпенко // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. – Ч. 2. (Томск, 25 марта 2016 г.) / ООО Аэтерна. – Уфа, 2016. – С. 188–191.
18. Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] / Е. П. Климова // Обучение и воспитание : методика и практика. – 2013. – №7. – С. 117-119.
19. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В. В. Максимова // Начальная школа До и После. – 2016. – №5. – С. 96-99.
20. Массовая деятельность в библиотеке : формы и методы проведения мероприятий : методическое пособие [Текст] / МУК «ЦБ Ровеньского района» ; сост.: О. П. Коваленко. – Ровеньки, 2011. – 36 с.
21. Матвеева, Е. И. Литературное чтение. Учебно-методический комплект для 3 класса [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : Вита. – 2013. – 269 с.
22. Перова, И. Б. Творчество на уроках чтения [Текст] / И. Б. Перова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 52-55.
23. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
24. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
25. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С-11-18.
26. Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов [Текст] / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 306 с.
27. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И. П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
28. Сорокина, Г. В. Творчество на уроках литературного чтения [Текст] / Г. В. Сорокина // Начальная школа До и После. – 2013. – №2. – С. 57-59.
29. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
30. Чикишева, О. В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности [Текст] / О. В. Чикишева // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 134-138.
31. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
32. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения младших школьников [Текст] / М. В. Шараева // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 24-30.
33. Шарапова, Н. В. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / Н. В. Шарапова. – Москва : АСТ, 2013. – 198 с.
34. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 11. – С. 3-5.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 31 с.
36. Юрчик, Р. О. Воспитание вдумчивого читателя / Р. О. Юрчик // Начальная школа До и После. – 2015. – №4 – С. 58-63.
37. Якушина, Л. С. Проблема чтения школьниками художественного произведения [Текст] / Л. С. Якушина // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 10. – С. 6-9.
38. Яцвель, Д. Т. Литературное образование школьников [Текст] / Д. Т. Яцвель. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 269 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ