НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
с организаций 3
1.1 Понятие и экономическая сущность налога на добавленную стоимость с
организаций 4
1.2 Механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
организациями 11
1.3 Зарубежный опыт исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
организациями 17
2. Практические аспекты исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
организациями 23
2.1 Характеристика действующего порядка исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость организациями 23
2.2 Анализ поступления налоговых платежей по налогу на добавленную
стоимость в бюджетную систему Российской Федерации 31
3. Совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость организациями 38
3.1 Возможности применения международного опыта исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями в Российской Федерации 38
3.2 Перспективы развития налога на добавленную стоимость исчисляемого и
уплачиваемого организациями на современном этапе 43
Заключение 49
Список использованных источников
1. Теоретические основы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
с организаций 3
1.1 Понятие и экономическая сущность налога на добавленную стоимость с
организаций 4
1.2 Механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
организациями 11
1.3 Зарубежный опыт исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
организациями 17
2. Практические аспекты исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
организациями 23
2.1 Характеристика действующего порядка исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость организациями 23
2.2 Анализ поступления налоговых платежей по налогу на добавленную
стоимость в бюджетную систему Российской Федерации 31
3. Совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость организациями 38
3.1 Возможности применения международного опыта исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями в Российской Федерации 38
3.2 Перспективы развития налога на добавленную стоимость исчисляемого и
уплачиваемого организациями на современном этапе 43
Заключение 49
Список использованных источников
Одним из самых значимым и стабильным источником доходов федерального бюджета Российской Федерации является налог на добавленную стоимость, от полноты поступления которого во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации. За время существования налога на добавленную стоимость в российской налоговой системе был сформирован определенный порядок его исчисления и уплаты, к которому адаптировались налогоплательщики и контролирующие органы. Тем не менее, до сих пор многие практические направления реализации механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость требуют дальнейшего совершенствования.
Актуальность исследуемой темы усиливается тем, что значительная роль налога на добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации, необходимость повышения собираемости налога за счет пресечения необоснованного предъявления сумм налога к вычету, обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является рассмотрение теоретических основ и практических аспектов исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями, выявления проблем и изучения направлений их решения, а так же исследование возможности совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации на основе применения зарубежного опыта.
Реализация поставленной цели предопределили постановку следующих задач исследования:
- определение понятия и сущности налога на добавленную стоимость с организаций;
- выявление механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями;
- изучение зарубежного опыта исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями;
- характеристика действующего порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями;
- анализ поступления налоговых платежей по налогу на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации;
- выявить проблемы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации на современном этапе и определить пути их решения.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных (О.В. Гордеевой, Д.Н. Тихонова, Г.А. Циркуновой, Д.М. Щекина, Л.П. Гончаренко, А.Е. Шевелева) и зарубежных (Т.Л. Бартона, М.Л. Шеннира, У.Г. Энесберга) авторов, нормативно-правовые источники Российской Федерации и аналитические данные Федеральной налоговой службы России.
Актуальность исследуемой темы усиливается тем, что значительная роль налога на добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации, необходимость повышения собираемости налога за счет пресечения необоснованного предъявления сумм налога к вычету, обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является рассмотрение теоретических основ и практических аспектов исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями, выявления проблем и изучения направлений их решения, а так же исследование возможности совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации на основе применения зарубежного опыта.
Реализация поставленной цели предопределили постановку следующих задач исследования:
- определение понятия и сущности налога на добавленную стоимость с организаций;
- выявление механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями;
- изучение зарубежного опыта исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями;
- характеристика действующего порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями;
- анализ поступления налоговых платежей по налогу на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации;
- выявить проблемы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации на современном этапе и определить пути их решения.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных (О.В. Гордеевой, Д.Н. Тихонова, Г.А. Циркуновой, Д.М. Щекина, Л.П. Гончаренко, А.Е. Шевелева) и зарубежных (Т.Л. Бартона, М.Л. Шеннира, У.Г. Энесберга) авторов, нормативно-правовые источники Российской Федерации и аналитические данные Федеральной налоговой службы России.
На основе проведенного исследования теоретических основ и практических аспектов исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями, представляется возможным сделать следующие выводы.
Во-первых, в самом общем понимании понятие налога на добавленную стоимость заключается именно в самом названии, это налог с добавленной стоимости к продукту или услуге. Добавленная стоимость создается живым трудом, поэтому налог на добавленную стоимость возникает там, где есть живой труд, в результате которого создается новая стоимость. Предприятия и организации можно рассматривать только как сборщиков налога, конечным же его плательщиком является конечный потребитель товара. Именно на нем лежит вся тяжесть налогового бремени, что дает полное основание причислить налог на добавленную стоимость к налогам на потребление.
Во-вторых, рассматривая механизмы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с организаций, можно утверждать, что налог на добавленную стоимость включает в себя основные элементы данного налога, а именно: объекты налогообложения, налоговый период, налоговые ставки. Порядок исчисления налога, есть сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма, налога полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товара не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В-третьих, международная практика налога на добавленную стоимость основывается на применении данного налога в отношении предприятий являющимися как резидентами, так и нерезидентами государства. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.
В-четвертых, характеризуя действующий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями, можно прийти к выводу о том, что Российское законодательство содержит широкий перечень товаров, работ и услуг уплачиваемыми и освобождаемые от налога на добавленную стоимость. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость являются налогоплательщики, льготы, применяемые по данному налогу и вычеты.
В-пятых анализируя исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Анализ показал, что налог, исчисленный по налогооблагаемым объектам, увеличился на 2575 млрд. руб. в 2016 году по сравнению с 2015 годов, (7,16%), в 2015 году увеличился на 3032 млрд. руб. сравнению с 2014 годов, (9,2%), в 2015 году. Данное увеличение произошло за счет увеличения суммы налога, исчисленной по операциям, а именно за счет увеличений операций по передаче имущественных прав по налоговой ставке 18% на 1724.5 млрд. руб. в 2016 году по сравнению с 2015 годов, (6,98%), в 2015 году увеличился на 4422 млрд. руб. по сравнению с 2014 годом, (21,7%). Небольшое снижение суммы вычетов наблюдается по применению налоговой ставки 0 процентов, по которым документально не подтверждены, так спад составил на в 2016 году на 1.1 млрд. руб. (12%) по сравнению с 2015 годом, в 2015 году увеличивается на 0.8 млрд. руб. (8%) по сравнению с 2014 годом.
В-шестых, изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей: анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей; оценка структуры налоговых платежей; анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Анализ практики работы налоговых органов показывает, что многие аспекты налогового администрирования и контроля не отработаны достаточно четко, что создает существенные трудности для участников налоговых правоотношений и снижает эффективность контрольной работы налоговых органов.
В-седьмых, в целях совершенствования налога на добавленную стоимость представляется возможным выделить несколько направлений.
1. В частности, планируются меры, направленные на одинаковое толкование НК РФ в части вычета по налогу на добавленную стоимость при получении и уплате авансов по сделкам в условных единицах налоговыми агентами, а также по сделкам с имущественными правами.
2. Представлены меры по исключению занижения налоговой базы и неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость. Данные мероприятия позволят усовершенствовать существующий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и повысить эффективность функционирования экономики.
3. В целях уменьшения срока возмещения налога на добавленную стоимость и отвлечения оборотных средств рекомендуется распространить на операции, облагаемые по ставке в размере 0%, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур и снабдить правом на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей.
4. Для обеспечения однообразного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации требуется установить порядок определения налоговой базы в отношении исчисления налога на добавленную стоимость при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях; предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму налога на добавленную стоимость, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками; следует уточнить нормы Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся вычетов по имущественным правам.
5. В целях противодействия неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость и занижению налоговой базы предлагается: уточнить размер налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей; уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест; сформировать обязанность налогоплательщика восстанавливать налог на добавленную стоимость, принятый к вычету по авансовому платежу, когда поставка не состоялась в течение определенного времени.
В заключение следует, по своему экономическому содержанию налог на добавленную стоимость является универсальным оборотным налогом, взимаемом на всех стадиях движения продукции до конечного потребителя. Так в перспективе на 2017-2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налогообложения налогом на добавленную стоимость остаются прежними и направлены на создание эффективной и устойчивой налоговой системы, гарантирующей бюджетную стабильность в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Во-первых, в самом общем понимании понятие налога на добавленную стоимость заключается именно в самом названии, это налог с добавленной стоимости к продукту или услуге. Добавленная стоимость создается живым трудом, поэтому налог на добавленную стоимость возникает там, где есть живой труд, в результате которого создается новая стоимость. Предприятия и организации можно рассматривать только как сборщиков налога, конечным же его плательщиком является конечный потребитель товара. Именно на нем лежит вся тяжесть налогового бремени, что дает полное основание причислить налог на добавленную стоимость к налогам на потребление.
Во-вторых, рассматривая механизмы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с организаций, можно утверждать, что налог на добавленную стоимость включает в себя основные элементы данного налога, а именно: объекты налогообложения, налоговый период, налоговые ставки. Порядок исчисления налога, есть сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма, налога полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товара не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В-третьих, международная практика налога на добавленную стоимость основывается на применении данного налога в отношении предприятий являющимися как резидентами, так и нерезидентами государства. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.
В-четвертых, характеризуя действующий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями, можно прийти к выводу о том, что Российское законодательство содержит широкий перечень товаров, работ и услуг уплачиваемыми и освобождаемые от налога на добавленную стоимость. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость являются налогоплательщики, льготы, применяемые по данному налогу и вычеты.
В-пятых анализируя исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Анализ показал, что налог, исчисленный по налогооблагаемым объектам, увеличился на 2575 млрд. руб. в 2016 году по сравнению с 2015 годов, (7,16%), в 2015 году увеличился на 3032 млрд. руб. сравнению с 2014 годов, (9,2%), в 2015 году. Данное увеличение произошло за счет увеличения суммы налога, исчисленной по операциям, а именно за счет увеличений операций по передаче имущественных прав по налоговой ставке 18% на 1724.5 млрд. руб. в 2016 году по сравнению с 2015 годов, (6,98%), в 2015 году увеличился на 4422 млрд. руб. по сравнению с 2014 годом, (21,7%). Небольшое снижение суммы вычетов наблюдается по применению налоговой ставки 0 процентов, по которым документально не подтверждены, так спад составил на в 2016 году на 1.1 млрд. руб. (12%) по сравнению с 2015 годом, в 2015 году увеличивается на 0.8 млрд. руб. (8%) по сравнению с 2014 годом.
В-шестых, изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей: анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей; оценка структуры налоговых платежей; анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Анализ практики работы налоговых органов показывает, что многие аспекты налогового администрирования и контроля не отработаны достаточно четко, что создает существенные трудности для участников налоговых правоотношений и снижает эффективность контрольной работы налоговых органов.
В-седьмых, в целях совершенствования налога на добавленную стоимость представляется возможным выделить несколько направлений.
1. В частности, планируются меры, направленные на одинаковое толкование НК РФ в части вычета по налогу на добавленную стоимость при получении и уплате авансов по сделкам в условных единицах налоговыми агентами, а также по сделкам с имущественными правами.
2. Представлены меры по исключению занижения налоговой базы и неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость. Данные мероприятия позволят усовершенствовать существующий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и повысить эффективность функционирования экономики.
3. В целях уменьшения срока возмещения налога на добавленную стоимость и отвлечения оборотных средств рекомендуется распространить на операции, облагаемые по ставке в размере 0%, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур и снабдить правом на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей.
4. Для обеспечения однообразного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации требуется установить порядок определения налоговой базы в отношении исчисления налога на добавленную стоимость при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях; предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму налога на добавленную стоимость, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками; следует уточнить нормы Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся вычетов по имущественным правам.
5. В целях противодействия неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость и занижению налоговой базы предлагается: уточнить размер налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей; уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест; сформировать обязанность налогоплательщика восстанавливать налог на добавленную стоимость, принятый к вычету по авансовому платежу, когда поставка не состоялась в течение определенного времени.
В заключение следует, по своему экономическому содержанию налог на добавленную стоимость является универсальным оборотным налогом, взимаемом на всех стадиях движения продукции до конечного потребителя. Так в перспективе на 2017-2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налогообложения налогом на добавленную стоимость остаются прежними и направлены на создание эффективной и устойчивой налоговой системы, гарантирующей бюджетную стабильность в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Налог на добавленную стоимость в системе налогов организаций и его реформирование
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЕГО ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Упрощенная система учета и налогообложения (на примере ООО «Мангазея Недвижимость»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



